Научная статья на тему '«Невыносимая легкость» современности'

«Невыносимая легкость» современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / СВОБОДА / FREEDOM / АСКЕЗА / ASCESIS / СОВРЕМЕННОСТЬ / CONTEMPORANEITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кармазина Елена Викторовна

В статье исследуется образное отображение основных трендов социальных изменений современного общества, представленное в работах известных специалистов. Анализ метафор «легкого», «тяжелого», «мягкого», «твердого» общества осуществляется в контексте проблематики философии свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Unbearable lightness» of contemporaneity

The paper investigates metaphor representation by famous specialists of main trends in the field of contemporary social changes. Such metaphors as «easy», «heavy», «soft» and «hard» were analyzed in the context of freedom philosophical theory.

Текст научной работы на тему ««Невыносимая легкость» современности»

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

УДК 123:316.3

«НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ» СОВРЕМЕННОСТИ

Е.В. Кармазина

Новосибирский государственный технический университет

Karmazin.88@mail.ru

В статье исследуется образное отображение основных трендов социальных изменений современного общества, представленное в работах известных специалистов. Анализ метафор «легкого», «тяжелого», «мягкого», «твердого» общества осуществляется в контексте проблематики философии свободы.

Ключевые слова: социальная система, свобода, аскеза, современность.

В контексте современной философии свободы особый ракурс составляет образное воспроизведение главных тенденций, характеризующих изменения в сфере взаимоотношений личности и социальной системы. Современный социальный мир меняется. Направления этих изменений в работах наиболее известных исследователей воспроизводятся не только в абстрактной теоретической аналитике, но и выстраиваются в некий образный ряд, представляющий новые качественные характеристики социальной реальности. Современность предстает как «текучая» (З. Бауман), «виртуальная» (М. Кастельс), «ускользающая» (Э. Гидденс), «резиновая» (Э. Геллнер). Эти метафоры акцентируют гибкость и изменчивость, а также многообразие, множественность, вариативность и сложность социального бытия. В них образно воспроизводится и возрастающая динамика технологических информационных процессов, создающих новое качество социальной коммуникации. Вместе с тем содержание данных образов не сводит-

ся к фиксации общепризнанных сегодня свойств социальной реальности, обусловленных последствиями информационной революции, темпом и масштабом перемен в постиндустриальном обществе. Они содержат в себе иные пласты смысла, коррелирующие с классической проблематикой «отчуждения» (аспекты неуправляемости и непредсказуемости социальных событий, создающие для индивида «общество риска» (У. Бек, Э. Гидденс), самосознания (императив возрастающей рефлексивности, конфигурации индивидуальной и коллективной идентичности, субстанциальность и реляционность Я) и ценностей (проблема долженствования, «обязующих начал», ценностей-целей, актуализированная в ситуации возрастающей изменчивости и относительности всей социальной феноменологии). Данные направления интерпретации соединяют в себе социально-философские и философско-антропологические идеи, проблематизи-рованные, главным образом, в современной философии свободы. Особый инте-

рес представляют в данном контексте также метафоры «легкости» — «тяжести» (З. Бауман) и «твердости» («жесткости») в противопоставление «мягкости», «расплавленно-сти», «податливости» (К. Оффе, Р. Сеннет, З. Бауман, Н. Трифт) применительно к взаимодействию социальной системы и личности. Эти образы непосредственно затрагивают тему индивидуальной свободы в ее соотношении с социальной регуляцией, вопрос о меняющихся формах взаимосвязи индивидуально-личностного (экзистенциального) и социально-системного (безличного) аспектов человеческой жизни.

Особенно глубокой и потенциально информативной в своей противоречивости оказывается метафора «легкости» — «тяжести» применительно к социальным отношениям. З. Бауман в книге «Текучая современность» характеризует развитие современного общества как движение от «тяжелой современности» к «легкой современности»1, выделяя в качестве объективного основания стадии «тяжелого» и «легкого» капитализма2. «Тяжесть» в ее первоначальном и наиболее общем смысле выступает в качестве показателя инструментов и характеристик регулирования. В тексте: «Тяжелый, фордистский капитализм был миром законодателей, разработчиков режима и контролеров, миром мужчин и женщин, ориентированных на окружающих, преследовавших цели, определенные другими людьми заданным ими же способом. Поэтому это был мир авторитетов: лидеров, знающих все лучше остальных, и учителей, указывающих вам, как лучше делать то, что вы делаете»3. Надзор и нормативно-институциональный

1 Бауман З. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008.- С. 124-126.

2 Там же. — С. 62-66.

3 Там же. — С. 71.

контроль («надзирать и наказывать» в формулировке М. Фуко), принуждение и давление в авторитарном стиле со стороны общественного мнения, многочисленные внешние ограничения деятельности — таковы главные тяготы «тяжелого» общества ранней современности («первой современности», раннего модерна) с точки зрения возможностей самореализации и свободы личности. «Легкость» поздней современности («второй современности», «рефлексивной современности», если использовать ставшую общепринятой терминологию У. Бека) — в снятии множества внешних ограничений, в движении от принципа «законодательства» (принуждения и внешнего авторитарного давления) к принципу «интерпретации» и доминанте индивидуального выбора из множества продуцируемых и конкурирующих в социальной системе авторитетов и образцов, моделей поведения и стилей жизни. Пространство личного выбора и решения радикально расширяется — и в этом снятии множества запретов и расширении границ дозволенного заключается основной мотив «облегчения» (освобождения) жизни. Главными модусами социального регулирования в «легком» обществе становятся не принуждение и наказание, а убеждение и в еще большей степени соблазн, если принимать во внимание основные тенденции массового «потребительского» общества и массовой культуры. В «легком» обществе люди избавлены от постоянного навязчивого присмотра со стороны основных традиционных институциональных инстанций (семья, школа, церковь, государство): эти институты значительно трансформируются в направлении либерализации и эмансипации личности по сравнению с их традиционными

формами. Трансформируются настолько, что некоторые авторы ставят под сомнение сохранение их базовой идентичности: в литературе можно встретить применительно к ним слова «зомби» (У. Бек), «хаос» (Н. Луман). Менее радикальный, но более типичный вариант оценки на примере высказывания Э. Гидденса применительно к эпохе глобализации: «Везде мы видим институты, которые внешне выглядят так же, как и раньше, носят те же названия, но абсолютно изменились изнутри»4. Один из наиболее влиятельных и востребованных сегодня концептов изменившейся в информационном обществе социально-структурной определенности и социально-индивидуальной взаимосвязи фиксируется в понятиях «сеть», «сетевое общество» (М. Кастельс). Данные понятия маркируют изменчивость, многофункциональность и принципиальную внеиерархичность социальных отношений, их «горизонтальный» характер. «Легкость» сети — в ее спонтанности, нестабильности и непредсказуемости, в отсутствии характерного для традиционных институциональных инстанций ценностного смысла и регулятивного назначения, компонентов долженствования и «сакральности», имманентных императивов «верности», «преданности» и устойчивой идентификации по отношению к ним со стороны индивида. В этом смысле сетевое участие облегчает жизнь, поскольку ни к чему не обязывает. Однако следует попутно указать и на оборотную сторону сетевой «легкости»: аспект «тяжести» сетевых взаимодействий образуется их необходимостью (вынужденным характером

4 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.— М.: Весь мир, 2004. — С. 35.

участия, образно говоря, «не обходимо-стью») — они становятся важнейшим средством доступа к основным ресурсам, универсальной формой включения людей в большинство видов деятельности, потенциально — в социальный мир вообще.

В образном языке социально-философских исследований метафора «лег-кости»/«тяжести» социально-индивидуального взаимодействия непосредственно коррелирует с образной оппозицией «твердой» и «мягкой» социальной системы. В значительной степени легкость раскрывается как «мягкость», «податливость», «текучесть», «расплавленность» нормативно-ролевой структуры; тяжесть предстает в качестве «твердости» и «жесткости» социального порядка. В конечном итоге обе метафоры указывают на возможности и диапазон индивидуального решения и выбора (самоопределения и самореализации) в качестве наиболее фундаментального основания свободы. В этой связи применительно к «жестким» нормативным структурам оформляется образ железной клетки. Подразумевается, что доминировавшая в прошлом авторитарно-репрессивная модель социальной нормативности, основанная на принуждении и наказании, которая в своей «жесткости» и «тяжести» может быть уподоблена железной клетке, исторически изжила себя. По мере развития общества в последние столетия, при расширении области индивидуальных прав и свобод, происходит нечто вроде размягчения, «плавления» жесткого каркаса институционально-нормативных структур: клетка сначала становится «резиновой», а затем и вовсе растворяется под влиянием социальных «сил плавления» (З. Бауман), оставляя индивида в ситуации неопределенности жизненных ориентиров и необходимости самому вы-

бирать (формировать из многообразного социокультурного материала) свой «проект» — конструируемый в сознании жизненный путь. Согласно всем базовым концепциям и определениям, это и есть свобода относительно того, насколько вообще осуществимы в реальной жизни столь фундаментальные и сложно структурированные идеи, однако именно в данном пункте рассуждений логическая схема утрачивает стройность и метафоры начинают «переворачиваться», обретая противоположный смысл. Сказывается многозначность образов и их противоречивая смысловая на-груженность в рамках вековых традиций классической литературы и философии свободы. Мысль о том, что обретение свободы означает не облегчение, а «отягощение» жизни, не нова. В своей жизни человек испытывает гнет не только со стороны «железной клетки» социальной нормативности; учение о «тяготах» свободы также имеет давнюю историю (Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, Э. Фромм). Согласно основам этого учения, самое «легкое» в социально-системном аспекте (отсутствие контроля и принуждения) оказывается самым «тяжелым» (обременительным, тягостным) в индивидуально-экзистенциальном плане: свобода превращается в тяжкое бремя, груз самостоятельности и личной ответственности становится невыносимым, что порождает массовый феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм).

Образ железной клетки является в контексте интерпретации индивидуальной свободы и социальной системы наиболее драматичным и противоречивым. Он столь же укоренен в истории социально-философской мысли, как и учение о тяготах свободы. В свое время М. Вебер в аналогичном смысле (тяжкое бремя, объ-

ективная заданность действия и обязательность исполнения) использовал образ «стального панциря», однако в «Протестантской этике...» М. Вебера внутренняя логика схемы, связывающей между собой метафоры «легкости»/«тяжести» и «мягкости»/«твердости», является прямо противоположной заявленной выше тенденции «облегчения» и «размягчения» социально-индивидуальной взаимосвязи. Движение от религиозной социокультурной доминанты к деятельностным, профессионально-деловым приоритетам выступает, по М. Веберу, ведущей тенденцией современной эпохи и основанием присущего ей долженствования. В тексте: «По мере того, как аскеза перемещалась из монашеской кельи в профессиональную жизнь и приобретала господство над мирской нравственностью, она начинала играть определенную роль в создании того грандиозного космоса современного хозяйственного устройства, связанного с техническими и экономическими предпосылками механического машинного производства, который в наше время подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль, причем не только тех людей, которые непосредственно связаны с ним своей деятельностью, а вообще всех, ввергнутых в этот механизм с момента рождения»5. Со ссылкой на Р. Бакстера, одного из знаменитых пуританских проповедников эпохи раннего капитализма, М. Вебер продемонстрировал вектор изменений ценностно-нормативного содержания социально-индивидуального континуума: «По Бакстеру, забота о мирских

5 Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — С. 126.

благах должна отягощать его святых не более, чем "тонкий плащ, который можно ежеминутно сбросить". Однако плащ этот волею судеб превратился в стальной панцирь»6. Образ металла (терминологическое различие железа и стали несущественно, это вопрос перевода) и в данном контексте указывает на «неодолимость принуждения», но сущность принуждения в работе М. Вебера выглядит совершенно иной, нежели социально-системные императивы «железной клетки», в частности, в ее религиозных сегментах. Вообще, вопрос о том, каким образом ковалось это «железо» и как закалялась эта «сталь», можно считать поистине философским. Если «железо» клетки ковалось из незыблемости, абсолютности социальных авторитетов, из иерархичности и репрессивности властных структур, то «сталь» панциря возникала из неодолимости изменяющихся объективных жизненных обстоятельств и признания необходимости в угоду объективным обстоятельствам абсолютные социальные авторитеты разрушать. В этой связи актуализируется тема свободы — «осознанная необходимость», согласно постулатам классической философии, есть один из главных ее предикатов. При этом сам М. Вебер оценивал эту новую социальную необходимость и порождаемую ею новую аскезу далеко не однозначно с точки зрения нравственного смысла и гуманистического содержания. В его рассуждениях на эту тему присутствуют мотивы и «оправдания», и «обвинения». Не вызывает сомнения только сам факт «неодолимого принуждения» (объективной необходимости) и аскетического смысла данного принуждения на основе принципа формальной рациональности (главного тех-

6 Вебер М. Указ. соч. - С. 127.

нического и экономического императива современности).

В знаменитых рассуждениях об истоках и сущности духа капитализма М. Ве-бер показал, что «стальной панцирь» мирской аскезы и ее современного смысла -профессионального долга (профессиональной этики) и деловой активности -не был результатом внешнего ценностно-нормативного социально-системного давления на индивида по принципу достижения «социального порядка» и «укрепления устоев» в логике традиционного авторитарного сознания. Наоборот, целераци-ональность (а также формальная рациональность, «инструментальный разум») мирской аскезы ставила под сомнение, подрывала и разрушала все прежние многовековые устои общества. Формирование на развалинах традиционных институтов общинности, корпоративности и религиозности целерационального этоса деловой активности, делового успеха и профессионального призвания не было движением от «тяжести» к «легкости», от «жесткости» к «мягкости» социальных отношений и регулятивов. Выдвигая лозунг освобождения личности, дух капитализма и во внутриличностном, и в интерсубъективном аспектах оказывается более «жестким» (безжалостным, бесчеловечным), «твердым» (непреодолимым) и «тяжелым» (трудно переносимым, требующим усилий) по сравнению с регулятивами предшествующей эпохи. «Бесчеловечность» инструментального разума закономерна не только в силу свойственного ему всепоглощающего стремления к наживе и личной выгоде, но также по причине более глубинных и сущностных его свойств. Сущность инструментального разума - в максимизации эффективности, производительно-

сти и экономически трактуемой полезности, что требует «функционального» отношения к человеку и во многих социально-практических аспектах прямо противоречит традиционной этике милосердия и любви к людям, равно как и гедонистическим мотивам традиционных ценностных систем. М. Вебер показал, что в процессе «расколдовывания мира» моральное сознание в своих ценностных основаниях и духовно-практической нормативности прошло сложный исторический путь трансформации от религиозной аскезы с целью спасения души к мирской аскезе с целью реализации земного призвания (образно говоря, земного спасения). Жизнь изменилась, и «железный» модус долженствования переместился из религиозной сферы в сферу производства и экономики. Прежде подчинявший себе человеческую жизнь «стальной панцирь» религиозной аскезы утратил высший смысл и силу нравственных обязательств, превращаясь в «тонкий плащ», легкий в своей необязательности, а прежде столь неважная, несущественная забота о мирских благах приобрела характер морального требования в той ее части, в которой была ориентирована на «труд и долг» (Х. Ортега-и-Гассет), а не только на личную выгоду.

Мирская аскеза по определению не могла быть программой «облегчения» жизни, хотя и была включена в сложный и противоречивый идейный комплекс, совмещающий в себе противоположные, аскетические и гедонистические мотивы. В одной своей части (любовь к деньгам, жажда наживы) дух капитализма требовал мирских благ, удовольствий, собственности и власти, в другой — видел основание подлинной нравственности в постоянном интенсивном и эффективном труде, пре-

данности «интересам дела» и профессиональному долгу. Закономерен вопрос о том, насколько радикальными являются произошедшие со времен М. Вебера изменения, можно ли считать, что дух капитализма в его ценностно-обязующих основах утрачен в царстве всеобщей релятивизации и потребительской свободы — в современном информационном обществе («поздней», «второй», «ускользающей», «текучей» современности). В иной формулировке это вопрос о роли в современной социальной системе формально-рационального, инструментального разума с его императивами исчисляемости, безличности, производительности и эффективности. Есть все основания считать, что модусы формальной рациональности — трудовая аскеза, напряжение усилий трудовой деятельности, целедостижение в условиях постоянно возрастающей конкуренции — занимают в структуре современного социального мира одну из доминирующих позиций. Они образуют фундаментальные основания еще более грандиозного, чем во времена М. Вебера, «космоса» хозяйственно-экономической активности, который опирается уже не на индустриально-механические, а на информационно-технологические и глобально-экономические парадигмы деятельности. Неодолимое принуждение этого «космоса» по отношению к жизненным стилям, моделям поведения, всем ценностно-нормативным структурам, пронизывающим и направляющим, «моделирующим» жизнь людей в информационном обществе, воспринимается большинством как одна из основных тягот современности и маркируется в сознании как подчинение «анонимным силам», обезличивание, отчуждение, бездушие, бесчеловечность.

Одновременно, осознанно или бессознательно, все воспринимают «космические» по масштабам объективированные структуры современного общества как огромное поле возможностей целедостижения и самореализации, не доступных людям предшествующих, более «человечных» эпох. Для большинства людей самое страшное в их социальной жизни - «остаться в прошлом», обслуживать традиционные патриархальные сегменты хозяйства и быта, не получить образования, открывающего доступ к современным сложным видам профессиональной деятельности («самопрограммируемый труд», по М. Кастель-су, включающий в свою структуру знания и информацию)7, не получить признания на рынке труда, который составляет один из основных социальных институтов информационного общества.

Не только динамика рынка труда и потребительских рынков, но также объективированный хозяйственно-технический и экономический «космос», неодолимо жесткий в своих базовых императивах и общих требованиях к устройству социума исходя из принципов эффективности и конкурентности, глубокой специализации и функциональности, диктует логику формирования и определяет принципы функционирования современных «легких», «мягких», «гибких», «ненавязчивых» социальных институтов. Тяготы сегодняшней «легкой» современности - это преимущественно тяготы индивидуальной свободы и трудовой (инструментально-функциональной, рыночной) аскезы. И то и другое модифицировано по сравнению с классическими образцами, однако сохра-

7 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С.496.

няет общую логику и черты преемственности. Главные трудности и тяготы, производные от общей идеи свободы и лишь отчасти видоизменяющие ее облик в «легком» и «мягком» обществе, рождаются из практики реализации принципов индивидуализации и рефлексивности. Индивидуализация рассматривается специалистами как главный тренд в развитии современного социального устройства. Императив рефлексивности, встроенный в практику индивидуализации, выдвигает на первый план в самосознании индивида проблемы персональной идентичности (целостности и автономии Я), рационального анализа жизненных ситуаций и личной ответственности за все события личной биографии. Многие авторы в разных контекстах воспроизводят данный социокультурный императив знания и ответственности в качестве одного из главных источников тягот и страданий в жизни современного человека. Базовый модус самосознания: «ты сам принимал решение, следовательно, сам виноват» (не понял, не сумел, не учел и т. д.) потенциально ставит человека в ситуацию постоянного самоанализа и самоосуждения.

На проблему неразрешимых задач и недостижимых целей — вопрос о парадоксах долженствования в современном «легком» обществе — можно посмотреть с другой стороны. Одна из классических формул свободы — «успех нашего безнадежного дела». Из невыносимых трудностей преодоления непреодолимых обстоятельств и решения неразрешимых задач рождается свобода.

Литература

Бауман З. Текучая современность / З. Бауман; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; послесл. А. Филиппова. — М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 384 с.

Болтански А. Кьяпелло. Новый дух капитализма / Л. Кьяпелло Болтански; пер. с фр. под общей ред. С. Фокина. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 976 с.

Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. — 2-е изд., доп.

и испр. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 656 с.

Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические перспективы / Э. Геллнер. — М.: Аа Маг^пеш, 1995. — 224 с.

Гидденс Э. Ускоьзающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс; пер. с англ. — М.: Весь мир, 2004. — 120 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер с англ. под науч. ред.О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас; пер с нем. Л.В. Воропай. — М.: Праксис, 2010. — 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.