Научная статья на тему 'Апология отчуждения'

Апология отчуждения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ALIENATION / СВОБОДА / FREEDOM / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кармазина Елена Викторовна

В статье представлена интерпретация классической философской темы отчуждения во взаимосвязи с проблематикой свободы. Основное содержание данной работы составляет анализ диалектики негативного и позитивного значения отчуждения, представленного в институтах социальной системы, для развития индивидуализации и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APOLOGY OF ALIENATION

The paper presents interpretation of classical philosophical theme of alienation and freedom mutual connection. The main contents of this investigation is analisys of dialectics connecting negative and positive meanings of alienation representing in the social system institutions for development of individualization and freedom.

Текст научной работы на тему «Апология отчуждения»

УДК 123.1

апология отчуждения

Е.В.Кармазина

Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск

[email protected]

В статье представлена интерпретация классической философской темы отчуждения во взаимосвязи с проблематикой свободы. Основное содержание данной работы составляет анализ диалектики негативного и позитивного значения отчуждения, представленного в институтах социальной системы, для развития индивидуализации и свободы.

Ключевые слова: отчуждение, свобода, социальная система, индивидуализация, идентичность.

Тема отчуждения в последние два столетия вполне обоснованно считается одним из ключевых направлений интерпретации антропологической и социально-философской проблематики. Она раскрывает важные аспекты диалектики экзистенциальных и социальных начал человеческой жизни, и в силу значимости и сложности затрагиваемых проблем являет собой весьма сложный идейный комплекс, представленный во множестве текстов и смысловых вариаций. Имея своими истоками и теоретическими основаниями немецкую классическую философию и марксизм (хотя некоторые авторы возводят эти истоки к Ж.-Ж. Руссо и даже к «Левиафану» Т. Гоббса), «отчуждение» уже на ранних этапах своего развития предстает в многообразии модусов: как предикат абсолютного духа, как религиозное самоотчуждение человека, как отчуждение труда, проявляющееся в широкой сфере производства, собственности, обмена и классовых отношений. Смысл идеи отчуждения, которая в наиболее общем виде представ-

ляет праксеологическую инверсию субъекта и объекта, подчинение людей созданным ими безличным силам, обретающим черты субъектности, варьируется в понятиях «опредмечивание», «распредмечивание», «объективация», «реификация», а с другой стороны, включает «чуждость» как социальное дистанцирование, нарастание непонимания и взаимной враждебности в межличностных, межэтнических, социально-классовых и иных отношениях. В последующем развитии «отчуждение» движется по траектории «самоотчуждение личности» (утрата аутентичности, подлинности Я) — «социальное отчуждение» и раскрывается в понятиях «атомизация», «аномия», а также через понятийные оппозиции персонали-зации — обезличивания, целостности — частичности, субъектности — объектности, одномерности — сложности, жизненности — формальной рациональности и т.д. В последние десятилетия вся эта крайне сложная картина, образующая предметное поле «отчуждения», приобретает новые измерения и дополнительные импульсы развития в

междисциплинарном дискурсе идентичности. Применительно к идентичности тема «своего» — «чужого» получает новый поворот в контексте интерпретации проблемы целостности — частичности (фрагментарности) самосознания: свое как чужое, чужое (персонализированное и объективированное) как свое в единстве индивидуальной и надындивидуальной идентичности. Элементы самотождества и самоотчуждения в вариациях, близких к патологии и пробле-матизирующих взаимосвязь внутренних инстанций Я-субъекта и Я-объекта, осознаются как «расколотая», «спутанная», «диффузная», «сплошная», «мерцающая» и т.д. идентичность. Проблематика усложняется, но ее смысловым ядром по-прежнему остается вопрос: что считать подлинно человеческим в диалектике экзистенциального и социально-объективированного, личного и безличного? Вопрос этот столь фундаментален, что невольно присоединяешься к позиции Э.В. Ильенкова, который еще в 1966 году в докладе «Гегель и отчуждение» сказал: «К числу таких проблем, которые приобрели в наши дни гораздо большую остроту, чем во времена Гегеля, принадлежит и знаменитая проблема «отчуждения». По поводу этой проблемы написано так много, что испытываешь даже невольный страх, произнося это слово»1. Полностью разделяя такое отношение («страшно даже произнести»), следует указать на причины обращения к «отчуждению» в контексте данной работы и тот особый его аспект, который составляет предмет нашего исследовательского интереса. Философия свободы, теоретическая реконструкция основных ее идей и направлений, оказыва-

1 Ильенков Э.В. Гегель и «отчуждение» // Философия и культура.— М.: Изд-во политической литературы, 1991. — С. 142.

ется той областью исследований, в которой тему отчуждения никак не обойти (в этом смысле она «не обходима»). В комплексе идей по имени «свобода» длительное время существует и с годами только усиливается противостояние теоретических позиций по проблеме, традиционно относимой к тематике отчуждения. Суть проблемы: соотношение в свободе личных и безличных начал, в частности закономерности взаимодействия личности (субъекта, индивидуального Я) и объективированных аспектов социальной жизни, обычно обозначаемых понятием «система». В такой формулировке данная проблема представляет собой модификацию главного вопроса тематики отчуждения — о принципах разграничения (демаркации) «подлинно человеческого» и «неподлинно человеческого» (отчужденного). Область «подлинно человеческого» включает свободу в качестве неотъемлемого компонента и ценностного регулятива; «неподлинно человеческое» враждебно свободе. Если сущность свободы составляют самоопределение и самодетеминация личности, что может быть выражено в понятии «субъектность», то какую роль в реализации и развитии свободы играют объективация и объектная детерминация? Следует ли оценивать социально-объективированные, безличные, системно-функциональные начала человеческой жизни в качестве враждебных свободе? Означает ли нарастание влияния факторов объективации и объект-ности в социальной практике и общественных отношениях движение к несвободе, подрыв оснований свободы-субъектности? Многовековая философская традиция связывает становление свободы с развитием личности, процессами индивидуализации и субъективации, возрастанием рефлексивности и творческих ориентаций индивиду-

ального Я. При этом причины и основания таких процессов трактуются весьма проблематично; во многих философских текстах развитая личность творческого и рефлексивного типа интерпретируется в качестве внеисторической антропологической константы, естественной либо божественной сущности, обладающей потенциалом самораскрытия и самореализации — в этом смысле самодостаточной, автономной по отношению к социально-историческому контексту собственной жизнедеятельности. Согласно нашей гипотезе, свойство субъектности (по крайней мере, в развитых его формах, подразумевающих рефлексивность и творчество) не может быть просто постулировано как антитеза объектности. В «расколдованном мире» (М. Вебер) субъект-ность неразрывно связана с объектностью, более того, она развивается из объектно-сти, потому что больше ей неоткуда взяться. Перефразируя слова H.A. Бердяева об «экзистенциальной диалектике божественного и человеческого», можно сформулировать императив философии свободы: необходимо раскрыть экзистенциальную диалектику индивидуально-личностного и социально-безличного. Иными словами, в философии свободы должны быть теоретически осмыслены исторические, социокультурные и психологические основания самой субъектности; именно в этом пункте значение факторов объектности, объективации — «отчуждения» — заново проблема-тизируется.

Основы теории общества как системы («социального порядка», «системы социального действия», «структурно-функциональной целостности») закладывались, как известно, в трудах классиков общетеоретической социологии и социальной философии — Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсон-

са, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др. Анализ принципов системного подхода, как и обзор теоретической полемики по поводу способов применения этих принципов к структурированию социальной реальности, не могут входить в задачи данной работы, поэтому о строгой научности и фиксации однозначного смысла соответствующей терминологии говорить не приходится. Представляется целесообразным использование понятия «система» в том значении, которое доминирует в антропологически-философских и социально-философских текстах применительно к тематике индивидуальности, личности, персональной и коллективной идентичности, самосознания, свободы, отчуждения. В таком контексте обобщенное понятие «система» символизирует структурные, безлично-объективированные факторы социального бытия, представленные в триаде «нормы — роли (статусы) — институты», соотносимой с определенными ценностными основаниями. По сути дела, речь идет о противопоставлении институциализированных и неинституциа-лизированных («субинституциональных») отношений, форм жизнедеятельности и видов деятельности. В такой обобщенной характеристике границы между «системной» и «внесистемной» социальной реальностью четко не очерчены; они неизбежно являются размытыми. Проблематичным, например, становится системный статус «культуры» как важнейшей структурно-функциональной подсистемы «социального действия»: с одной стороны, сфера культуры институ-циализирована, соответственно, имеет единые с «системой» реляционно-ценностные основания; с другой — часто противопоставляется «системе» не по социально-функциональным, а скорее по общим антропологическим основаниям. В «культуре»

акцентируется не ее информационно-ценностное содержание, не социальная функциональность, а присущие ей начала творчества и духовности, доминанта духовных ценностей. Это рассматривается как неотъемлемый компонент «подлинно человеческого» общения, понимания, производства смыслов — поэтому «культура» сближается с внесистемной сферой «жизненного мира» (термин, как известно, введен Э. Гуссерлем)2. «Система» в ее противопоставлении «культуре» маркирует не саму по себе институциональность, но те ее формы, которые присущи социально-практической деятельности: производственно-технические регламенты, экономические институты рынка, товарно-денежных отношений, профессиональной стратификации, государственные и правовые структуры. Не случайно развитие и «экспансия» гуманитарной проблематики овеществления-реификации-отчуждения совпадают по времени с эпохой промышленных революций и оформлением феномена «формальной рациональности» (М. Вебер). Парадигма формальной рациональности, как известно, подчиняет цели деятельности принципам исчисляемости и эффективности, освобождая их от сколько-либо видимой, наглядной связи с человеческими потребностями (даже опосредованной связи — через ценности, обычаи и т.п.). «надчеловеческий», безличный характер системных требований и системной деятельности наиболее явно продемонстрировала именно оформляющаяся доминанта формальной рациональности с ее собственной внутренней логикой, автономной по отношению к целям жиз-

2 См: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. — СПб.: Владимир Даль. - 2004. - С. 175 - 230.

ни, потребностям и интересам живых человеческих индивидов. В формально-рациональной системе субъектность людей отчуждается в пользу системной тотальности, а люди переводятся в статус объектов (элементов) с соответствующим изменением аксиологического статуса: не цели, а средства деятельности. Отношение к людям формально-рациональной системы по определению является инструментальным: их назначение - служебное; люди с их потенциалом активности, рациональности и творчества составляют энергетический субстрат деятельности. Во избежание обвинений в гипостазировании системы уточним: сама по себе система, будучи реляционно-нормативным образованием, самостоятельным существованием и экзистенциальными качествами не обладает, никак ни к кому не относится и относиться не может. «От имени» системы всегда действуют люди, в той или иной степени идентифицирующие себя с ней, принимающие ее императивы в качестве целей собственной деятельности и представляющие ее интересы. При этом изменения образа жизни, происходящие в последние десятилетия, добавляют в толкование системы важную информационную составляющую: не только рынок, деньги, право, государство - механизмы монетаризации и бюрократизации, но и средства массовой информации - инстанции убеждающие и внушающие, регулирующие и направляющие. Таким образом, система, вырастающая в «монстра» объективации и информационного давления, пробле-матизирует и самосознание людей, порождая так называемую «проблему идентичности» с ее смысловым центром само- и ино-тождественности, персонального и системного (ролевого, социально-функционального) тождества. Появляются люди, которые

осознаются как «съеденные системой», т.е. полностью отождествляющие себя с какими-либо системными модусами — феномен «сплошной идентичности» по Э. Эриксону3. И наоборот, оформляется внесистемная мо-тивационная доминанта различия, «инако-вости», и люди, живущие различием, выстраивающие собственное самосознание по модели «идентичности протеста» (М. Кас-тельс)4. Поэтому вся тематика отчуждения на страницах философских трактатов в двадцатом веке воспроизводит «систему» в качестве Левиафана, но не явного и сознательно создаваемого людьми, как у Т. Гоббса, а подспудно, за пределами их сознательных намерений возникающего и гнетущего людей в роли тайного, скрытого господина их судеб. «Объективация» Н. Бердяева и «Оно» М. Бубера, «анонимные силы» К. Ясперса и «Das Man» (а также «состоять в наличии») М. Хайдеггера — всё это концепты, имеющие целью разоблачение данной демонической сущности, отнимающей у людей свободу. Вследствие этого в экзистенциально-персоналистической, феноменологической и леворадикальной неомарксистской традициях длительное время культивируется, образно говоря, отчуждение от системы. Оценка системы в качестве наиболее мощного фактора деперсонализации низводит основные социальные институты в статус источника личностной деградации (одномерности) и социального рабства. несомненно, степень «отчуждения от системы», а также параметры отрицания и критики весьма различны у разных авторов, представляющих общую «критическую» линию в ее оценке. Одно дело — христианский персонализм

3 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Изд. 2-е. - М.: Прогресс, 1996. - С. 99.

4 Castells M. The Power of Identity. - Malden(Ma). -Oxford: Blackwell Publishers, 1997. - P. 357.

Н. Бердяева, М. Бубера и К. Ясперса (у последнего мы видим даже двойственность в оценке системы, указание на ее позитивный антропологический смысл); и совсем другое — революционный пафос Т. Адорно и эпатажные метафоры постмодернистов («надзирать и наказывать», «симулякры и симуляции», «шизофрения» и прочее). Однако их объединяет общая парадигма, в рамках которой «человеческое» и «социально-системное» разделяются и противопоставляются в качестве «инородных» и потенциально враждебных сущностей. Тем самым задается противопоставление двух миров: с одной стороны, мир непосредственно-личного взаимодействия, субъект-субъектных отношений (интерсубъективности), интеракции, коммуникации — так называемый «жизненный мир» (часто он трактуется в духе традиционности, органичности, «первичных связей» — иначе говоря, «общности» Ф. Тённиса). С другой стороны, мир безличных (или опосредованно-личных, но тяготеющих к безличности) отношений, функциональных и инструментальных императивов, различных нормативных комплексов, интегрирующихся в социальные роли и, далее, в институты — сложные иерархически выстроенные ролевые комплексы различной степени формализации. Это и есть «система», репрезентирующая качество социальности, «социальный мир». В данной парадигме «жизненный мир» имеет своим осевым принципом утверждение целостности и субъектно-сти индивидуального Я (в современной терминологии — персональной идентичности) с доминирующим императивом самоопределения и самореализации, а социальный мир по самой своей абстрактно-функциональной и инструментальной логике реализует по отношению к человеку принцип «частичности», если допустить

терминологическое заимствование из постмодернистского дискурса - «дивидуально-сти». В «системе» человек всегда есть часть чего-либо и никогда - целое, имеющее основание и смысл в себе самом, поэтому «система» всегда утверждает объектность, «вещность» личности и предписывает одномерные нормативы «овеществляющего» (ре-ифицирующего) поведения. Этим определяется анонимность системного бытия: в нем никто не имеет собственного лица и, соответственно, имени, маркирующего личностную уникальность и качественную определенность индивидуальности. В системе люди находятся под властью «тирании анонимности». Система, таким образом, являет собой воплощенное отчуждение и в этом качестве несовместима со свободой, как и всем «подлинно человеческим» в человеческой жизни.

Представленный в данной парадигме негативный образ системы выглядит вполне убедительно именно потому, что в целом соответствует действительности. Парадокс заключается в том, что действительности соответствует и прямо противоположная характеристика антропологического смысла отчуждения, объективации и безличности - системного бытия. Антитезис не только «равно доказуем», но даже в большей степени отражает реальные процессы и закономерности общественной жизни. не только «безличная система разрушает индивидуальность и личность», но и наоборот: «безличная система формирует индивидуальность и личность». Соответственно, более общему тезису «отчуждение уничтожает свободу» есть все основания противопоставить (не отрицая при этом его истинности) антитезис: «отчуждение создает свободу».

В раскрытии содержания и обосновании антитезиса можно опереться на мощную и не менее влиятельную, чем представленная выше «критическая», назовем ее условно - «историко-социологическую» (или, возможно, «культуролого-психологи-ческую») традицию изучения и интерпретации социокультурных процессов, динамики общественных отношений, факторов и параметров изменений социальной системы (социальных институтов), сопутствующих процессов персонализации -деперсонализации личности и культуры. Данная традиция постепенно оформилась «на стыке» философии и специальных (преимущественно гуманитарных) научных дисциплин — истории культуры и культурологии, общетеоретической социологии, психологии и экономической теории. Ее смысловым ядром, конституирующим множество самых разных текстов в относительно целостное концептуальное направление, стало многостороннее исследование фундаментального культурно-цивилизационного сдвига последних столетий - трансформации общества традиционного типа в общество Модерна, индустриальное и далее постиндустриальное (как правило, эта трансформация рассматривается в широком хронологическом формате, включающем эпоху Возрождения). К данной традиции так или иначе примыкают многие знаменитые исследователи: от Я. Буркхардта, Г. Зиммеля, М. Ве-бера, В. Дильтея, Э. Кассирера, Й. Хейзин-ги до наших современников Э. Гидденса, П. Бергера, Р. Баумайстера, Н. Элиаса, У. Бека, З. Баумана, Р. Сеннета и других. Одной из самых ярких и влиятельных работ в рамках этого направления можно считать «Бегство от свободы» Э. Фромма. В текстах этих исследователей основные

параметры исторических изменений социальной системы и культуры — в направлении безличности, абстрактности, инструментальной функциональности и «формальной рациональности» (что и составляет основание феноменологии отчуждения) - интерпретируются в качестве главных факторов индивидуализации и персонализации.

Анализируя динамику социальных процессов, отражающих движение от традиционного общества к посттрадиционному, к эпохе Модерна и далее, позднего Модерна (варианты: высокого Модерна, Второго Модерна, рефлексивного Модерна - здесь почти никто не признает идеологизированную конструкцию «постмодерна»), все исследователи фиксируют радикально возрастающий уровень сложности «формально-рациональной» системы, множественности социальных ролей и отношений вместе с соответствующим возрастанием потенциала неопределенности и противоречивости социальной ситуации для каждого включенного в нее человека. Происходит также радикальное усложнение и релятивизация содержания массового сознания и духовной культуры. Кроме того, на роль доминирующего типа общественных отношений выдвигаются так назывемые «длинные» (опосредованные) социальные связи, по определению — безличные, взамен доминировавших прежде «коротких», непосредственно-личных («общины» Ф. Тённиса5, «коммунитас» В. Тэрнера)6. Соответственно, радикально возрастает роль так называемых «абстрактных систем» - безличных, объективиро-

5 См.: Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии.— СПб.: Владимир Даль, 2002. - 451 с.

6 Тэрнер В. Символ и ритуал. — М.: Наука, 1983. — С. 168—210.

ванных структур, выступающих в качестве универсальных посредников и задающих требования ролевой функциональности. Именно эта социальная ситуация интерпретируется в качестве необходимого условия и главной причины развития индивидуального самосознания — так называемой рефлексивности. Один из наиболее глубоких и точных современных текстов на эту тему — книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование рельности. трактат по социологии знания», в которой проблематика самосознания анализируется на базе терминологии дискурса идентичности. Согласно П. Бергеру и Т. Лукману, в традиционном (до-модерном) обществе сама проблема персональной идентичности отсутствует в силу непроблематичности и непротиворечивости социальной системы, которая является относительно простой, с предписанными и зафиксированными по рождению социальными ролями-статусами. Такая система создает преимущественно жестко социально детерминированные и, по выражению авторов, «высокопрофили-рованные» — условно говоря, «одномерные» личности. Поскольку процесс самоидентификации и в целом самосознания человека определяется параметрами его социального мира, относительно простой социальный мир производит относительно «простых» людей. Их персональная идентичность не представляет для них проблемы, но и субъектность их не развита в силу сниженной, не востребованной социальными обстоятельствами рефлексивности. Только в ситуации радикального возрастания множественности и потенциальной конфликтности социальных ролей-статусов, что детерминировано, в конечном итоге, производственно-техническим развитием, объективными процессами разделения тру-

да и обмена, усложняется социальный мир в целом и создаются условия для усложнения личности. Вместо единого мира, который, по сути, был безальтернативным, появляется множество миров с потенциальными возможностями участия в каждом из них и периодически возникающей необходимостью самостоятельного выбора и решения. П. Бергер и Т. Лукман, описывая процессы расширения жизненных горизонтов в усложняющейся системе с соответствующими изменениями перспектив самоидентификации большинства людей, обращаются к образу «расходящихся миров»: «Общество, в котором расходящиеся миры становятся общедоступны, как на рынке, содержит в себе особые сочетания субъективной реальности и идентичности. Растет общее сознание релятивности всех миров, включая и свой собственный, который теперь осознается скорее как один из миров, а не как Мир. Вследствие этого собственное институциональное поведение понимается как «роль», от которой можно отделиться в своем сознании»7.

Здесь обозначено прописанное в работах многих авторов главное условие развивающейся рефлексии — способность субъективного дистанцирования личности от собственных ролей-функций. Первым шагом к этому становится способность мысленно снять маску (роль), прежде намертво прираставшую к лицу, обнажив тем самым собственную нетождественность социальной функции. Автономное ядро формирующейся индивидуальности — Я-субъект — появляется именно из-под маски в качестве лица (персоны), т.е. инстанции, способной

7 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии зна-

ния.— М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. — С. 278.

выбирать роли-маски и надевать их сообразно обстоятельствам. Происходит движение от «профилированности» к универсальности и одновременно — к усложнению субъективной реальности и возрастанию субъектности Я. Это может рассматриваться в качестве истока всех последующих «кризисов идентичности», но такое движение выступает и как фактор оформления индивидуальности, и как предпосылка всех последующих процессов субъективизации и персонализации культуры. В едином непроблематичном социальном мире с его непроблематичными ролями-функциями, задаваемыми по рождению и навечно, отсутствует неопределенность. Этот мир суров и полон опасностей, но в некотором смысле он представляет собой царство определенности и душевного покоя (самотождественности). Именно распространение ситуаций неопределенности с их потенциалом выбора и решения является наиболее глубинной социальной детерминантой развития индивидуальности. Многомерная индивидуальность вырастает из возможности и необходимости самоопределения в мире, утратившем свою одномерность.

Сходной по своей общей логике является и концепция «внутренне референтной» социальной системы, Э. Гидденса («Modernity and Self-Identity»). Как и другие исследователи, Э. Гидденс характеризует направление изменений от традиционности к современности как движение от стабильности, непосредственно-личного характера общения, локальной замкнутости, ограниченности жизненных горизонтов к всеобщей диверсификации и релятивизации условий жизни. Для безличных институциональных структур эпохи Модерна характерна «внутренняя референция» (internal referentiality), т.е. обращенность к внутрен-

ним инстанциям и критериям, ориентация личности на решения исходя из собственного выбора, а не из опоры на внешние обстоятельства и условия. Рефлексивность — свойство, развиваемое институтами и социальными отношениями Модерна, — это оборотная сторона его общей установки на внутреннюю референцию. Множественность, неопределенность и абстрактность ценностно-нормативной и реляционной составляющих социальной реальности, размывая прежде непосредственно данные и наглядные внешние опоры сознания и самосознания, загоняют личность в себя в поисках опоры. Точнее, заставляют эту самую опору-в-себе (Я-субъекта, самоопределяющуюся и самоорганизующую инстанцию) создавать. Одним из главных показателей развивающейся субъектности становится все большая распространенность, фактически обязательность, возведение в статус морального долженствования создания «само-проекта» («жизненного проекта», «проекта себя») — рефлексивно определяемого концепта жизненного пути, который становится все более независимым от окружающих событий и обстоятельств. По словам Э. Гидденса, «развитие внутренне референтных социальных систем порождает рефлексивный « проект себя» (само-проект) личности»8. Он указывает четыре основных направления, по которым происходит освобождение концепта жизненного пути от внешних влияний.

— Отделение от жизненных циклов поколений, осмысление его как особого сегмента времени.

— Отделение жизненного пути от пространственных характеристик: теперь он не

8 Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. — Stanford: Stanford Univ. Press, 1991. - P. 147.

локализован, не привязан к определенному месту, территории, иногда даже стране.

— Возрастающая независимость жизненного пути от фиксированных и предписанных индивидуальных и групповых связей и зависимостей (родство, совместное проживание детей и родителей, наследование профессии, имущественное наследование и т.п.).

— Утрата значения социальных ритуалов применительно к главным переходным этапам человеческой жизни: рождению, взрослению, женитьбе и смерти. Все, связанное с ними, также становится вопросами индивидуального выбора и решения9.

Автор неоднократно отмечает радикальную трансформацию всей системы социальных отношений: даже в близких межличностных отношениях, таких, как дружба или любовь, все меньше остается внешних (external) опор для ориентации, будь то экономические, социальные или ритуально-традиционные факторы. Вместе с тем логика нарастающей внутренней референции не должна интерпретироваться как чистая субстанциализация Я, в духе изолированности и самодостаточности. Возрастающая внутренняя референция дистанцирует от одних социальных связей, но продуцирует другие. В самоидентификации происходит движение от локальных, узких социальных контекстов к более широким, потенциально — к общекультурным и глобальным. От партикулярного к универсальному, как сказал бы Т. Парсонс. По словам Э. Гидденса: «Характеристика жизненного пути в качестве внутренне референтного проекта не означает его возрастающей изоляции от более широкого контекста социальных событий. В некоторой степени это обратный случай: самость (self) определяет траекто-

9 Op. cit., p. 147, 148.

рию развития, внутренняя связь элементов которой осуществляется через обращение к широкому социальному окружению. Принцип контроля, апеллирующий к рефлексивности, толкает личность в более широкий мир так настоятельно, как никогда прежде в истории. Отчуждающие механизмы вторгаются в сердце самоидентичности, но они не «опустошают» личность, а просто удаляют ранее существовавшие опоры, на которых самоидентичность прежде базировалась. Более того, они позволяют личности в принципе достичь гораздо большей власти над социальными отношениями и обстоятельствами, рефлексивно вбираемыми в основание самоидентичности, нежели это было возможно когда-либо прежде»10. Иначе говоря, отчуждение имеет оборотной стороной присвоение.

В приведенном фрагменте из книги Э. Гидденса представлена логика развития индивидуальности, зафиксированная в работах многих авторов. Еще Г. Зиммель в книге «Социальная дифференциация» создал образ индивида, развивающего личностную автономию, условно говоря, «через голову» локальных общностей. он показал обратную зависимость степени индивидуализации личности и малой группы, основанной на персонализированных «коротких» межличностных отношениях общинного типа: узкие, замкнутые группы с сильной и персонифицированной групповой идентичностью, условно говоря, формируют свою индивидуальность за счет индивидуальности персональной (образ группы более проработан в самосознании людей, чем образ личности, Мы-идентификация доминирует по отношению к Я-идентификации). В тексте: «Чем теснее круг, которому мы себя отдаем, тем

10 Op. cit., p. 149.

меньше мы имеем индивидуальной свободы; но зато этот круг сам представляет нечто индивидуальное и именно потому, что он невелик, отделяет себя от других резкими границами»11. Процесс индивидуализации личности (персонализации) осуществляется через отчуждение, т.е. дистанцирование по отношению к «ближнему кругу», преодоление его своеобразной «тирании» — движение от малого Мы к большому Мы. Г. Зиммель прямо связывает оформление индивидуальной автономии (преодоление внешней детерминации и нарастание детерминации внутренней) — с расширением границ референтных групп. Расширение социального круга делает единообразие и общность людей более бедными, абстрактными, безличными, но именно это задает пространство личного самоопределения. В тексте: «Можно, я думаю, утверждать, что от статуарного к автономно предписанному есть постепенный переход, параллельный переходу от меньшего социального круга к большему»12. По мысли автора, эта закономерность парадоксальным образом связывает индивидуальность Я с абстракцией общечеловеческого единства: «Именно долг по отношению к самой большой общности кажется нам долгом по отношению к своему самому подлинному Я»13. Иначе говоря, чем безличнее, тем человечнее — этот тезис будет казаться менее парадоксальным и вызывающим если вспомнить, что по анонимному принципу выстроена, например, система права, в то время как преступные сообщества всегда тяготеют к модели семьи и «братства». Аналогичный смысл —

11 Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Избранное: в 2 т.: пер. с нем. — М.: !Юрист, 1996.- Т. 2. - С. 353.

12 Там же, с. 367.

13 Там же, с. 365.

отчуждение как освобождение — имеет известное учение о преодолении «первичных уз» (естественных и органичных) как факторе, обеспечивающем индивидуализацию и свободу, в «Бегстве от свободы» Э. Фромма. Речь идет о той самой «атомизации», которую принято считать одной из главных причин обезличивания, ведущего к «тирании анонимности». В исследованиях Г. Зиммеля, Э. Фромма, Э. Гидденса и других авторов представлено обоснование противоположного тезиса: отчуждение как нарастание социальной дистанции представляет собой преодоление «тирании ближнего круга», по выражению Р. Сенне-та, «тирании интимности»14.

Особое значение в процессе персона-лизации (становлении и развитии индивидуальности) имеет релятивизация духовной культуры. При переходе к посттрадиционному (модерному) обществу традиция утрачивает статус абсолютности и сакраль-ности; мир идей и мнений также релятиви-зируется, как и мир ролей-статусов. В пространстве идей и оценок люди отныне вынуждены выбирать самостоятельно, и здесь отныне царствует дух неопределенности, несанкционированности и негарантирован-ности. X. Ортега-и-Гассет оценивает такие исторические периоды как «эпохи свободы». По его мнению, утрата человеком стабильной опоры сознания ( в смысле задан-ности ограниченного круга идей и мнений) создает необходимость самоопределения. «Потеря жизненной основы и уверенности, которые ранее без всяких усилий со своей стороны человек обретал в незыблемых традициях, неизбежно требуют компенсации, и человек сам, совершенно сознательно вынужден строить себе фундамент,

14 См: Сеннет Р. Падение публичного человека. — М.: Логос, 2002. — С. 390—395.

содавать твердую почву, о которую можно опереться. Ему не остается ничего другого, как построить свой мир и свою жизнь из такого эфемерного, воздушного материала, как имеющиеся у него возможности»15. Это «рождение свободы» имеет своей оборотной стороной и прямым следствием ту самую «аномию», которая составляет одно из главных бедствий всех посттрадиционных обществ (имеется в виду аномия по Э. Дюркгейму, фиксирующая последствия разрушения традиций, а не по Р. Мертону, которая указывает на социальную дисфунк-циональность). Поэтому такими тяжелыми и мучительными являются, как правило, «эпохи свободы»: старые опоры сознания разрушены, новые еще предстоит построить, а жить надо сегодня. В приведенных словах х. Ортеги-и-Гассета зафиксирована также парадоксальная логика объективной задан-ности, вынужденности и необходимости индивидуализации и свободы: интенции сомоопределения рождаются под давлением социальных обстоятельств. Никакой творческой спонтанности, энергии хаоса и творческих порывов. Пока есть надежная и, более того, сакрально санкционированная внешняя опора жизни и сознания, никто не станет искать опоры внутренней. Пока корни наследия, традиций и опыта прошлого питают жизнь и обеспечивают ее основания, никто не будет пускаться в тяжкое и рискованное предприятие самообоснования из ресурсов собственной души. В этом смысле личностная автономия (субъект-ность) является тяжким бременем, которое люди взваливают себе на плечи вынужденно, под влиянием объективных условий их жизни, и при всяком удобном случае, судя

15 Ортега-и-Гассет X. Возникновение философии // X. Ортега-и-Гассет. Что такое филосо-

фия? — М.: Наука, 1997.— С. 272.

по знаменитому анализу Э. Фромма в «Бегстве от свободы», стремятся этот тяжкий груз сбросить. Этот мотив «принуждения к свободе» является общим для многих текстов «историко-социологического» направления. По словам З. Баумана, «Модерн заменяет предопределенность социального положения принудительным и обязательным самоопределением»16. Иначе говоря, субъектность рождается из системного давления, из объективности и объективации.

Одним из главных достоинств «историко-социологической» традиции можно считать присущее ей в качестве лейтмотива указание на принципиальную амбивалентность тенденций, фиксируемых в сфере отношений личности и социально-системных факторов. Если акцентируется индивидуализация, то обязательно будет отмечена и проанализирована происходящая параллельно и в новых формах стандартизация -«массовый человек», «массовая культура» (Э. Гидденс). Если исследуются закономерности формирования персональной идентичности (самотождества) на основе развивающейся рефлексивности в условиях усложняющейся социальной системы, то непременно будут зафиксированы и противоположные тенденции «реифи-кации» - гипостазирования системных сущностей - присущие в той или иной степени всем сложным социальным системам (П. Бергер, Т. Лукман). Особенно наглядно это проявляется на примере с оценками так называемой «неопределенности», которая в современных текстах часто составляет смысловой аналог и эквивалент классического «отчуждения» -речь идет о невозможности просчитать

16 Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - С 182.

и предсказать последствия собственных действий в условиях колоссально масштабной и сложной социальной системы, соответственно, утрате способности контроля и даже возможности понимать происходящее (аналогичный смысл имеет известная метафора «общество риска» У. Бека). В этом смысле показательно «Индивидуализированное общество» З. Баумана. Будучи идейно близким к постмодернистскому дискурсу и потому весьма критически настроенным по отношению к современным формам социальности, автор наполняет страницы книги бесконечными ламентациями по поводу неопределенности как главной тяготы и главного бедствия современной жизни, он пишет о том, что неопределенность отравляет жизнь людей, наполняет их души тоской и чувством безнадежности, но при этом, однако, имеет интеллектуальное мужество признать, что именно эта демоническая сущность составляет глубинное основание как современных, так и новоевропейских в целом процессов индивидуализации и персонализации: «Неопределенность наших дней является могущественной индивидуализирующей силой»17. И далее, характеризуя мучительные трудности индивидуализированного существования и постоянно возникающие соблазны, образно говоря, «бегства от свободы»: «Отсюда и возникают неотрайбалистские и фундаменталистские позывы... Их сила заключается в обещании положить конец мукам индивидуального выбора устранением самой возможности выбирать; утолить боль личной неприкаянности заглушением какофонии голосов, лишающей человека уверенности в мудрости принимаемых им решений. Их наживка состоит из давно

17 Там же, с. 30.

утраченной определенности (Eindeutgkeit) — из мира, вновь обретающего ясность и подающего недвусмысленные сигналы, и личности, лишающейся многогранности, многомерности...»18. Наконец, характеризуя указания на амбивалентность «отчуждения», присущие данной теоретической традиции, нельзя не упомянуть и о главном смысловом стержне такой знаменитой книги, как «Бегство от свободы» Э. Фромма: свобода сложна и внутренне противоречива; каждый шаг освобождения содержит в себе отчуждение и подразумевает утрату жизненной опоры, поэтому переживается тяжело и мучительно, однако иного — легкого и радостного — пути к свободе не существует. В тексте: «Структура современного общества воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все более независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган. Понимание всей проблемы свободы зиждется на способности видеть обе стороны этого процесса; рассматривая одну из них, не забывать о второй»19.

Таким образом, отчуждение создает свободу, но одновременно разрушает ее. «Плодами» отчуждения следует признать не только социальные бедствия — аномию и «атомизацию», но также фундаментальное социальное достижение — формирование развитой индивидуальности рефлексивного и творческого типа, способной обладать личной совестью и личной ответственностью. Объективированные модусы социальной системы — социальные роли и институты — представляют собой и постоянную угрозу, и единственно возможную опору, необходимое основание индиви-

18 Там же, с. 88.

19 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. — С. 104.

дуализации и развития личности. Объективация (овеществление, отчуждение) — необходимое условие любой сколько-либо развитой человеческой жизни. Два мира — «жизненный» и «социально-системный» — не могут быть адекватно поняты в их противопоставлении, поскольку растут из одного корня и представляют собой две стороны одной сущности — «подлинно человеческого». Персональная целостность Я — развитой индивидуальности — главного персонажа, вокруг которого выстраивается дискурс интерсубъективности, не дана изначально, но развивается исторически из «частичности», «фрагментарности» расколовшегося на множество осколков социального мира. Равно как и второй участник интерсубъективного диалога — Другой, о котором, по бессмертному выражению М.М. Бахтина, написаны все книги и пролиты все слезы, обретает свою ценность только в процессе отчуждения, нарастания социальной дистанции, что заставляет людей узнать горький вкус одиночества. Именно на основе формально-рациональной системы с ее доминантой безличности постепенно оформляется культура, достигающая нигде и никогда прежде не виданной степени персонализации, последовательно утверждающая личность в качестве высшей ценности. Исходя из этих парадоксальных выводов дополнительно прокомментируем название статьи: данный текст написан в жанре «апологии» отчуждения с целью хотя бы минимального противодействия доминирующей традиции интерпретировать отчуждение в духе «анафемы».

ЛИТЕРАТУРА

Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман: пер. с англ. — М.: Логос, 2002. — 390 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т. Лукман: пер. с англ. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.- 323 с.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль: пер. с нем. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 398 с.

Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Г. Зиммель // Избранное: в 2 т.: пер. с нем.- М.: Юрист, 1996.- Т. 2. - С. 301-465.

Ильенков Э.В. Гегель и «отчуждение» / Э.В. Ильенков // Философия и культура.- М.: Изд. политической литературы, 1991.- С. 141-151.

Ортега-и-Гассет Х. Возникновение философии / X. Ортега-и-Гассет // Что такое философия?: пер. с исп. - М.: Наука, 1997.-С. 210-289.

Сеннет Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет: пер. с англ.— М.: Логос, 2002. — 424 с.

Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Тённис: пер. с нем. — СПб.: Владимир Даль, 2002. — 451 с.

Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер: пер. с англ. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

Фромм Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм: пер. с англ. - М.: АСТ, 2009.- 284 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. -344 с.

CastellsM. The Power of Identity / M.Castells. - Maiden (Mass ) - Oxford: Blackwell Publishers, 1997. - 328 p.

Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age/ A. Giddens -Stanford: Stanford Univ. Press, 1991. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.