Научная статья на тему 'Концептуализация свободы в социально-системном аспекте'

Концептуализация свободы в социально-системном аспекте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОТОЖДЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОПРИЧИННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / FREEDOM / SUBJECT / OBJECT / SELF-IDENTITY / SELF-REALIZATION / SELF-DETERMINATION / SOCIAL SYSTEM / SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кармазина Елена Викторовна

Представлена концепция сложной и противоречивой взаимосвязи свободы с безличными объективированными аспектами социальной жизни, которые обобщенно именуются социальной системой. Изложенная в статье интерпретация идеи свободы осуществляется в рамках субъект-объектной теоретической схемы. Взаимосвязь личности и системы рассматривается с позиции единства субъектных и объектных начал. Свобода исследуется в ее «внесистемном» и «системном» качестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptualization of freedom within the system theory framework

The paper presents conception of complex and controversial mutual connection between freedom and impersonal objective aspects of social life in common named social system. Presented in the paper interpretation of freedom is based on subject-object theoretical scheme. Mutual connection of person and social system) is analyzed from the position of subject and object foundations unity. Freedom is investigated in it « system» and «non-system» quality.

Текст научной работы на тему «Концептуализация свободы в социально-системном аспекте»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2013. №1 (21)

УДК 123: 316.3

Е.В. Кармазина

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СВОБОДЫ В СОЦИАЛЬНО-СИСТЕМНОМ

АСПЕКТЕ

Представлена концепция сложной и противоречивой взаимосвязи свободы с безличными объективированными аспектами социальной жизни, которые обобщенно именуются социальной системой. Изложенная в статье интерпретация идеи свободы осуществляется в рамках субъект-объектной теоретической схемы. Взаимосвязь личности и системы рассматривается с позиции единства субъектных и объектных начал. Свобода исследуется в ее «внесистемном» и «системном» качестве.

Ключевые слова: свобода, субъект, объект, субъектность, самотождество, самореализация, самопричинность, социальная система, социальный институт.

Тема свободы, одна из наиболее фундаментальных в культуре, требует обращения к анализу диалектики индивидуально-личностного и социального аспектов человеческой жизни. Несмотря на декларированную в ХХ в. «смерть субъекта», главным персонажем философии свободы по-прежнему остается инстанция «субъект» (концепт субъекта), трактуемый в современной философии в широком антропологическом и социально-практическом значениях. В новоевропейской интерпретации субъект есть «под-лежащее» [1. С. 48], инстанция, образующая основание познания и практической деятельности, поскольку во внутриличностном аспекте выполняет функции внутренней центрации («самособирания») и целеполагания. Это «под-лежащее», фактор внутренней целостности, создающий потенциал самопричинности личности, может быть понято как ее «основание в себе». Концепт субъекта в его современном смысле выражает также идею активности и так называемой «не-фактичности» личности, ее незавершенности, открытости, в конечном итоге, - свойств, обусловливающих способность самопричинности, внутренней активности, потенциал самосознания, целеполагания и творчества. Все содержательные и эвристичные определения свободы осуществляются в пространстве и предметном поле субъектности, в ее противопоставлении объ-ектности и объективации. Вместе с тем основополагающий тезис современной парадигмы субъектности заключается в том, что любая попытка представить субъектность вне связи с объектностью, как царство свободы духа, победившей «падший», «плоский» объективированный мир, обречена на неудачу. Теоретическая концепция субъектности может быть выстроена исключительно на фундаменте противоположных ей объектных начал и во взаимосвязи с ними.

В современных теоретических дискурсах среди направлений концептуализации свободы, непосредственно связывающих свободу (субъектность) с социально-системными факторами объектности и объективации, основополагающими являются следующие.

Проблематика самотождества (императивы «быть самим собой», «необходимость себя»), в которой акцентирован вопрос о личности в ее внутренней определенности как потенциально главной «инстанции свободы», носителе личностной автономии. Соответственно, на первый план в данной предметной области выдвигаются темы самосознания и внутренней структурности личности, факторов ее целостности и фрагментарности, индивидуальности и, наоборот, «дивидуальности» применительно к возможностям ее самоопределения. Это проблематика, смысловое ядро которой образует исследование личности по схеме «основание в себе» «основание в ином», в первую очередь актуализирует тему «основания в себе» личности и вопрос о ее «собирающих началах», основаниях внутриличностной интеграции. Логика осмысления второго полюса персональности «основания в ином» требует исследования не только интерсубъективного контекста личностного самобытия (Я и Другой), но и объективированных институциональных социальносистемных структур, задающих субъект-объектный, «интеробъективный» контекст человеческой жизни. Вопрос о сущности социальной системы и её роли в индивидуальной душе, в самосознании личности начинает выдвигаться на первый план. К этому идейному комплексу непосредственно примыкает тема соотношения индивидуально-личностных и внеличностных, трансперсональных аспектов субъектности, образующая одну из «вечных» тем философии свободы.

Проблематика самореализации. При всей относительности противопоставления выделяемых аспектов самоопределения (субъектности), именно в этой предметной области акцентируются многообразные аспекты свободы действия, потенциал «внешней определенности» субъекта. Главные императивы здесь - целедостижение, «необходимость дела». Любая сколько-либо развитая деятельность осуществляется в социально-структурированных формах. Социально-системный аспект продуктивной деятельности актуализируется и оформляется в предметную область исследования, которая может быть обозначена в понятийной оппозиции «свобода деятельности» - «организация деятельности» (свобода и организация, по Б. Расселу). Вся сопутствующая тематика разделения труда, отчуждения, объективации и реификации, функциональности и «частичности» индивида в контексте социально-системных отношений образует одно из основных направлений современной философии свободы.

Вне обращения к осмыслению основ системной теории и социальносистемной феноменологии философия свободы в значительной степени утрачивает потенциал актуальности, своего рода смысловой стержень, поскольку нарастание напряжения противоречия по линии «необходимость себя» - «необходимость дела» наиболее проницательные исследователи оценивают в качестве главного вызова современной цивилизации.

Философия свободы проблематизирует сущность и онтологический статус многообразных объективированных феноменов социально-системного бытия - социальных институтов (семья, корпорация, государство, право, товарно-денежная рыночная структура, система образования, финансоводенежная система и т.д.), образующих своего рода «каркас» общества («форму», «структуру») и задающих основные параметры содержания и направле-

ния деятельности людей. Данные безличные сущности образуют в своем функционировании и развитии некую целостность, «систему», которая обретает зримые черты субъектного бытия (собственные потребности и цели, логику «внутренней небходимости» развития, своих «агентов влияния» и т.д.). Задача соотнесения двух «инстанций», действующих на поле общественной жизни (личности и системы), продолжает логику анализа индивидуальности / тотальности с ее проблематикой части и целого, органа и организма, в пределе - субстрата и субъекта. Соотнесение этих «инстанций» развивает и предельно обостряет противоречия концептов личностной автономии (самоопределения Я-субъекта), с одной стороны, и самоорганизации социума через процессы ролевой функциализации людей - с другой. В данном контексте актуализируется проблематика определения «подлинно человеческого» в сопоставлении и противопоставлении экзистенциальных и социальносистемных модусов человеческой жизни, что образует одну из основных линий концептуализации свободы в современной философии. Главным направлением исследования свободы в этой предметной области становится диалектика персонализации/деперсонализации, личных и безличных начал человеческой жизни, представленных в тенденциях субъективации и объективации.

Помимо указанных выше направлений исследования экзистенциальных и социально-системных начал, проблемное поле «система и личность» одним из своих наиболее значимых аспектов имеет ставшую уже классической тему отчуждения, которая в современной философии представлена во множестве вариаций, но сохраняет смысловое ядро, непосредственно релевантное идее свободы. В своем наиболее общем, исторически оформившемся смысле отчуждение маркирует отношения субъекта и объекта в их «переворачивании», «перестановке», иначе говоря, инверсии, которая превращает объектные сущности, производные от человеческого сознания и человеческой деятельности, в автономные силы, не только независимые от сознания и воли людей, но и подчиняющие своей безличной логике их жизнь, сознание и волю. Именно в отношении системы «социального порядка» и его модусов (норм, ролей и институтов) с наибольшей очевидностью проявляется данная субъ-ект-объектная «инверсия»: люди подчинены системным модусам (объектным сущностям) как внешним и чуждым силам, задающим основные параметры их жизнедеятельности; они воспринимают позицию (статус) системных модусов по отношению к себе как «власть», «господство» и «тиранию». Соответственно, проблематика свободы и освобождения в ее современном смысле включает концептуализацию взаимосвязи личности и системы в аспекте отчуждения/присвоения (чужого/своего) в их неоднозначном и многомерном «переплетении».

В своей социальной жизни люди находятся, условно говоря, в двух измерениях, сущность которых может быть выражена в формулировках «человек и люди» и «человек и социальные роли». Первое измерение образует область субъект-субъектных отношений, сферу межличностного взаимодействия, которая в настоящее время все чаще обозначается терминами «интерсубъективность» и «жизненный мир». Второе измерение обобщенно именуется «системой» и маркирует значение в человеческой жизни безличных объектных феноменов (социальные нормы, роли, институты), рождаемых в макросоциаль-

ных процессах и закономерностях, но с необходимостью представленных в индивидуальной жизни каждого человека, его самосознании и личной судьбе. При всей значимости в идейном комплексе свободы проблематики индивидуального самосознания и персонального самотождества свобода не может быть сколько-либо адекватно понята только через осмысление факторов сознания и самосознания. Она не может быть выстроена в логике «чистой субъективности», в жизненных стратегиях, выражающих «необходимость себя». Равно невозможна концептуализация свободы исключительно в смысловом пространстве субъект-субъектных отношений, «интерсубъективности»,

«жизненного мира», оформляющих социальность преимущественно в сферу личных отношений «Я и Другой». Нелепо было бы отрицать значение субъ-ект-субъектного аспекта социального взаимодействия с точки зрения лично -стного развития и самоосуществления, самосознания и самореализации - в конечном итоге, свободы. Однако именно эта - межличностная, интерсубъективная сторона социальной реальности и социальных отношений в последнее столетие была настолько акцентирована и возвышена в антропологических и социально-философских текстах, что полностью заслонила другую сторону социального взаимодействия - безличную, объективную, представленную в многообразных феноменах объектности и объективации - образно говоря, «интеробъективность». Между тем исследование свободы требует анализа обеих реально существующих сторон социального взаимодействия. Невозможно ограничиться в исследовании человеческой жизни и свободы «возвы-шаюшим» принципом персонализации при игнорировании факторов деперсонализации, которые якобы только унижают людей, маркируют их «частичность» и анонимность, разрушая, таким образом, все «подлинно человеческое» содержание их жизни. Необходим более взвешенный и сбалансированный подход к исследованию обеих сторон социальной реальности, последовательное противопоставление которых правомерно только в теоретической абстракции

Свобода не может пребывать исключительно в сфере духа. Для того, чтобы обрести реальность, она должна укореняться в предметности мира и бесконечном многообразии предметной деятельности, испокон веков образующих родовые сущностные основания человеческой жизни и выражающих, образно говоря, «необходимость дела». Действие, дело, целедостижение - это наиболее жесткий и жестокий императив, определяющий жизнедеятельность людей и выстраивающий ее в логике «объективной необходимости». Однако мир производства, деятельности в его реальном значении для людей не выступает лишь в качестве «неизбежного зла», демонической сущности, отчужденного монстра, который обеспечивает людям хлеб и кров, но взамен забирает их души. При всех тяготах повседневного труда и бесчисленных жертвах, приносимых людьми «на алтарь» хозяйства, экономики, формальной рациональности и экономической эффективности, именно мир предметной деятельности исторически развивает и несет в себе потенциал всего «подлинно человеческого» мышления, знания, самосознания, творчества, индивидуализации и, в конечном итоге, свободы.

В социально-системном контексте субъектность личности опирается на объективации действия и знания, на оформляющие действие и знание соци-

ально-системные структуры - социальные нормы, роли и институты. Эти социально-системные модусы, отчужденные безличные начала социальности принципиально амбивалентны в их значении для человеческой жизни. В них представлена тирания анонимных социальных отчужденных структур - «сил единого и подобного» (универсального и безличного) - как неоднократно отмечали теоретики философии различия, развивающие идею «чистой субъективности» и свободы, трактуемой только в ее «внесистемном» качестве. Но в этих же системных модусах представлена и единственно возможная опора свободы - индивидуально-личностной субъектности, подразумевающей самоопределение и самореализацию. Институциональная, т.е. зафиксированная в социальных нормах и институтах (социальных объективациях) свобода представляет собой реальное воплощение и необходимое условие свободы субъективной. Классическая антиномия свободы и необходимости предстает в виде неумолимой дилеммы: институциональность социума потенциально угрожает свободе личности, но свобода личности потенциально возможна только в формах институциональности. Только совмещение противоположностей субъективации и объективации может обеспечить понимание свободы.

В отношении к социальной системе свобода выступает в двух основных аспектах - системном и внесистемном качестве. Внесистемная свобода в своей концептуализации преимущественно обозначает область индивидуальной автономии в смысле «свободы от» (часто именуемой негативной свободой), а со стороны содержания, в плане «позитивных» характеристик, фиксирует уникальность индивидуально-личностной экзистенции и неповторимость личной судьбы. Здесь проявляется доминанта принципа различия, как правило, присутствуют императивы личностного развития как обособления и ин-дивидуации. В такой интерпретации внесистемная свобода трактуется весьма широко и вбирает в себя, наряду с потенциальным многообразием творческих возможностей, произвол радикального Я («делаю, что хочу») со всеми сопутствующими проявлениями аморальности. Пафос внесистемной свободы определяется возвышением субъективных начал человеческой жизни, богатства и глубины внутреннего мира личности, что проявляется и в межличностном взаимодействии, в контексте диалоговой коммуникации. Эта персона-листическая ценностная установка закономерно присутствует в общей гуманистической ценностной парадигме, но почти однозначно порождает негативную оценку социально-системных начал, для которых характерны объективно заданные императивы «частичности» и функциональности индивидуальной жизнедеятельности, которые всегда утверждают принцип персональной частичности.

Концепция системной свободы исходит из того, что система по отношению к личности выступает не только как набор предписаний (ограничений и требований), но и в качестве набора ресурсов, «поля возможностей», вне которого самореализация и развитие личности практически неосуществимы. Мотивация «самоосуществления» есть связующее звено между личностью и системой, механизм, обеспечивающий потенциал интеграции личности в систему. Соответственно, личность в контексте системных влияний никогда не рассматривается исключительно в своем объектном (функциональном) каче-

стве, также акцентируется и субъектная составляющая системно организованной социальной деятельности.

Общий принцип «системной» свободы проявляется также в двойственном статусе культуры, совмещающем социально-системное и индивидуальноличностное начала в режиме их «взаимопроникновения» [2. С. 90; 3. С. 459] и взаимного обусловливания. По отношению к личности культура представляет собой нечто внешнее и одновременно внутреннее. В культуре человек проявляет себя как объект и субъект, как часть и целое, как «инстанция» зависимая и «инстанция» самоопределяющаяся. В этом плане принцип «системной» свободы актуализирует проблему меры - это понятие классической философии может служить для обозначения сфер, способов и форм совмещения указанных выше противоположностей. Для каждого человека культура, как и система в целом, есть одновременно принуждение и свобода, внешняя безличная сила и поле личных возможностей, постоянная угроза самобытию личности (в качестве стандартов и правил, норм и ценностей) и необходимая опора личностного самобытия, источник «ресурсов» и способ личностного самовыражения и самореализации. Принцип «системной» свободы требует именно меры конформизма и нигилизма - принципов «быть, как все» (акцентирующего «тождество») и «быть самим собой» (выдвигающего на первый план значение индивидуальности, «различия»). Эта мера всегда уникальна в зависимости от исторических, социальных и личных «обстоятельств». Вместе с тем нарушение равновесия в столь сложном, тонком, и фундаментально значимом вопросе - о степени «согласия» личности с нормами и ценностями культуры - всегда чревато разрушением, деструкцией и деградацией. Каждый человек в своем отношении к культуре и системе потенциально выстраивает (далеко не всегда осознанно) стратегии поведения в логике совмещения начал конформизма и нигилизма (согласия и отрицания, «тождества» и «различия»). Как правило, люди стремятся найти меру в таком совмещении противоположностей, и каждая личная судьба в определенном смысле образует свою уникальную меру этих противоположных начал.

Ни одной из противоположных культурных и жизненных стратегий обеспечения системной свободы невозможно «пожертвовать». Нельзя избавиться от потенциального «бунтарства» и нигилизма субъективного духа, зафиксировав ценности культуры в их социально-объективированном «инобытии» и безусловности авторитета. Равно недопустимо безмерное возвышение индивидуальности, ее «культ», который развивается в нарциссизм «властвующего Я», не признающего для себя никаких сдерживающих и обязующих начал, репрезентируемых объективированной системой и культурной традицией. Интеграция индивида в систему может превратиться в «порабощение личности» и «тиранию системы», но только в том случае, если мера противоположных начал - конформизма и нигилизма, «тождества» и «различия» - в персональной идентичности нарушена. «Растворение» индивида в системе, полное отождествление себя в самосознании с системными модусами и отсутствие по отношению к ним внутренней дистанции создают ситуацию деперсонализации и духовного рабства. В норме отношения системы и личности принципиально амбивалентны. Индивид участвует в создании социального порядка как необходимого условия собственной жизнедеятельности,

интегрирующего факторы объектности и субъектности. Социальный порядок ограничивает возможности личностной самореализации в логике нормативности и функционально-ролевой «частичности», но одновременно радикально расширяет возможности самореализации, поскольку представляет собой путь от индивидуального к универсальному и всеобщему, а также доступ к ресурсам, формируемым не в масштабе личной судьбы и личных отношений «интерсубъективности», а в масштабах человечества. Внутренний мир личности несравненно богаче и сложнее отчужденного мира объективированных сущностей, однако обратный тезис тоже верен: объективированный мир системных и культурных феноменов несравненно богаче и сложнее индивидуальной экзистенции. Просто это разные измерения богатства и сложности. Не отсутствие системы - «социального порядка» создает свободу индивида. Индивидуальную свободу создает присутствие такого социального порядка, который «усложняет жизнь» и требует от индивида рефлексивности и внутренней сложности. Такой социальный порядок, акцентируя необходимость самостоятельного мышления, выбора и решения, стимулирует развитие внутри-личностных «инстанций», способных обеспечить «самостояние» личности и обеспечивает внутренний потенциал свободы.

Литература

1. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

2. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 832 с.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002. 2-е изд. 880 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.