Научная статья на тему 'Свобода и система в «Обществе потребления»'

Свобода и система в «Обществе потребления» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СВОБОДА / FREEDOM / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / PERSONALIZATION / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кармазина Елена Викторовна

В статье анализируются основные теоретические позиции, касающиеся понимания свободы в так называемом «обществе потребления». Эксплицированы и исследованы «контр-системное» и «про-системное» направления интерпретации взаимосвязи социальной системы и свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM AND SYSTEM IN THE CONSUMER SOCIETY

The paper presents anаlisys of basic theoretical positions concerning problem of freedom in so called «consumption society». The positions named «contra-system» and «pro-system» are explicated and investigated in the fi eld of mutual relations between social system and freedom.

Текст научной работы на тему «Свобода и система в «Обществе потребления»»

УДК 124.6

СВОБОДА И СИСТЕМА В «ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Е.В. Кармазина

Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск

Karmazin.88@mail.ru

В статье анализируются основные теоретические позиции, касающиеся понимания свободы в так называемом «обществе потребления». Эксплицированы и исследованы «контр-системное» и «про-системное» направления интерпретации взаимосвязи социальной системы и свободы.

Ключевые слова: свобода, личность, персонализация, манипуляция, социальная система.

Проблематика противоречивых взаимосвязей личности, свободы и социальной системы образует одно из актуальных направлений социальной философии, единое предметное поле исследований на стыке общетеоретической социологии, философской антропологии, культурологии, психологии и теории идентичности.

В теоретических дискурсах ХХ столетия представлены расходящиеся линии интерпретации социальной системы, в рамках которых система понимается либо в качестве начала, развивающего и освобождающего, «эмансипирующего» личность, либо, наоборот, как фактор ее деградации и «обезличивания», подчинения внешним и чуждым силам. Происходит постепенное оформление двух «идейных платформ», «парадигм», первая из которых условно может быть названа «про-системной» (в силу характерной для нее доминанты легитимации и даже апологии системы), а вторая — «контр-системной», поскольку в ней доминируют мотивы критики социальной системы в ее антропологическом и персоналистическом значениях. Про-системная парадигма опирается преимущественно на концепции общете-

оретической социологии (линия Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Т. Парсонса, Н. Лумана) и социальной психологии (Ч. Кули, Дж. Мид). Ее главную, «системообразующую» идею образует тезис о том, что социальная система является объективно необходимым условием человеческой жизни и развития личности, в конечном итоге — основанием индивидуальной свободы. Концептуализация необходимости системы выступает здесь в качестве теоретического обоснования ее легитимации, условно говоря, «оправдания». Контр-системная «платформа» представлена в общей смысловой линии развития гуманитарных дискурсов экзистенциального, персоналистического, социально-критического (Франкфуртская школа), позднее — постмодернистского (постструктуралистского) толка. Здесь доминирует «парадигма враждебности»: система есть отчужденная (объективированная и реифицированная) сущность, враждебная личности и свободе (аспект объективной необходимости либо игнорируется, либо отвергается). Соответственно, аксиологический аспект интерпретации антропологического и персоналистическо-

го смысла системы выстраивается в логике «обвинения».

Опыт непримиримой критики социальной системы, уходящей корнями в консервативно-романтические (Ф. Тённис), персоналистические (Н. Бердяев, М. Бу-бер) и экзистенциальные теории, получает новый импульс развития в период идейных исканий и общей радикализации настроений европейской интеллигенции, получивший название «революции шестидесятых». Эта эпоха интегрировала и дала новый импульс развития происходящим уже с начала пятидесятых годов техническим и социально-экономическим преобразованиям, а также наглядно продемонстрировала общекультурные и ценностные последствия данных преобразований. Индустриальная цивилизация вступила в стадию «общества потребления», представляющего собой, как вскоре выяснилось, один из аспектов более фундаментальной социальной реальности — формирующегося «информационного общества». Реальность « информационного»/«потребительског о» общества значительно изменила образ жизни большинства населения и стимулировала существенные трансформации как в структуре социальной системы (номенклатура и иерархия социальных ролей и институтов), так и в самом характере (способах, механизмах) индивидуально-социального взаимодействия.

Новый образ социальной системы, который складывается в интерпретациях «ин формационного»/«потребительского» общества, оформляется по нескольким базовым направлениям, которые представлены практически во всех текстах, посвященных анализу данной проблематики. Различия в интерпретациях и оценках могут быть весьма существенными, поскольку сохраняет-

ся противостояние «контр-системной» и «про-системной» парадигм, но давно уже выявлены характеристики системы, по поводу определяющей значимости которых среди исследователей достигнуто некое подобие консенсуса. Среди наиболее важных характеристик такого рода следует назвать следующие: оформление огромной инфраструктуры потребительских рынков с их неотъемлемой информационной составляющей, что радикально изменило весь культурный ландшафт современности; резкое возрастание роли и значения СМИ в человеческой (индивидуальной и социально-системной) жизнедеятельности; а также значительные трансформации базовых ценностных комплексов, образующих основание культуры и системы. В процессе теоретического анализа данных «социальных фактов», характерных для ситуации современности, на первый план вновь выдвигается проблема изменяющейся мотивации индивидуальной деятельности в ее системных модусах, в параметрах «социального участия». Проблему индивидуальной мотивации, совмещающую в себе противоречивость экзистенциальных (субъектных) начал и объективированных механизмов системного регулирования, еще Т. Пар-сонс считал наиболее фундаментальным вопросом в объяснении индивидуальной/ социальной взаимосвязи, призванной совместить принципы индивидуальной свободы и социального порядка («совмещение произвольности и неслучайности действия»). Ныне социокультурная ситуация усложнилась: претерпели значительные изменения приоритеты в области индивидуальных целей (сфер самореализации) и путей достижения этих целей, а также в области методов обеспечения «согласия» личности и системы, что и составляет суть си-

стемного регулирования. Общие направления этих изменений: от доминанты сферы производства к возрастанию роли и значения сферы потребления; от экономической и политической конкуренции — к «знаковому», «символическому» соперничеству в борьбе за индивидуальность; от приоритета методов принуждения и убеждения — к преобладанию методов манипулирования, к доминанте «соблазна». З. Бауман в книге «Индивидуализированное общество» писал: «Создание потребностей заменяет сегодня нормативное регулирование, реклама занимает место идеологической индок-тринации, а соблазны заменяют надсмотр и принуждение»1. Интерпретация и оценка этих «социальных фактов», уже ставших общепризнанными среди специалистов, значительно (вплоть до полярности оценок) варьируется в работах авторов, представляющих контр-системное и про-системное направления. Заочная теоретическая полемика между ними по-прежнему выстроена в общей логике противостояния «парадигмы враждебности» (обвинения системы) и «парадигмы необходимости» (оправдания системы).

В резко критических по отношению к институтам «социального порядка» текстах контр-системного направления современное состояние социально-индивидуального взаимодействия интерпретируется как расширение спектра возможностей влияния системы на личность и возрастание ее реальной власти по отношению к личности. В «обществе потребления» выходящие за рамки прямого принуждения механизмы управления и регулирования (нормативные и ценностные), ранее связанные с указаниями на некие социально «авторитетные»

1 Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - С. 85.

инстанции (культурные, традиционные, исторические), теряют свою определенность и наглядность, приобретают скрытые, неявные, опосредованные формы, образно говоря, уходят в тень. Системные методы влияния, управления и регулирования утрачивают свой самостоятельный институциональный статус (школа, церковь, политическая идеология, государственная пропаганда) и интегрируются в структуры, оформляющие функционирование потребительских рынков. В результате «скрытого» влияния, согласно Г. Маркузе, утрачивается прежде существовавшая рационально (рефлексивно) оформляемая дистанция между «интимностью» внутреннего Я (личным сознанием) и социально-системными модусами (нормами, ценностями, образцами и «ролями»). Прежде люди осознавали различие «внешнего» и «внутреннего», понимали, что их направляют и контролируют некие внешние инстанции, теперь субъективное различение внешнего и внутреннего утрачивается и доминирует иллюзия «собственного выбора». В новой социальной реальности функции влияния и контроля переданы от институциализирован-ных инстанций самим вещам, точнее, порядку вещей (по выражению Ж. Бодрий-яра, «системе вещей»), которые образуют предметную сферу потребительской свободы человека. Потребительская свобода, самореализация в сфере потребления и в соответствующих модусах поведения, колоссально расширяющая поле жизненных возможностей каждого человека, все более явно доминирует среди ценностных приоритетов массового сознания и представляет собой, согласно данной интерпретации, иллюзию свободы, маскирующую «репрессивную» практику системного управления. Тезис о «репрессивности» современного

социального порядка в книге «Одномерный человек» Г. Маркузе не является просто литературным штампом, типичным для всей «критической философии» (хотя и такая оценка не была бы абсолютно безосновательной). В самом названии книги, в знаменитом образе «одномерного человека» заключены основания столь резкой негативной оценки: система репрессивна потому, что не ограничивается внешним давлением, но своими манипуляторскими действиями вторгается во внутренний мир личности и разрушает изнутри индивидуально-личностную автономию — главный показатель индивидуальной свободы. В тексте: «В современную эпоху технологическая реальность вторгается в личное пространство и сводит его на нет. Массовое производство и распределение претендуют на всего индивида, а индустриальная психология уже давно вышла за пределы завода»2. Вполне очевидно, что в данном контексте «одномерность» является метафорой упрощенности, примитивизации, утраты внутренней сложности и самостоятельности (опоры в себе) — «одномерный» человек является марионеткой, игрушкой в руках чуждых внешних сил. Философским эквивалентом этой метафоры являются понятия «объект» и «объектность» в их смысловой оппозиции «субъекту» и «субъектности» (не в гносеологической, а именно в современной праксеологической и персоналистиче-ской интерпретации данных понятий). Так оформляется доминирующий на данном этапе в «парадигме враждебности» мотив критики и обвинения: система враждебна личности, поскольку своими методами воздействия способствует ее деградации (при-

2 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. — М.: АСТ, 2002. —

С. 274.

митивизации); под разговоры об освобождении, индивидуализации и субъективации человеческой жизни в реальной практике она развивает не свободу (субъектность), а объектность личности, все в большей степени превращая людей в объекты системного манипулирования.

Данная линия аргументации получает развитие и дополняется новыми мотивами в работах Ж. Бодрийяра: в них акцентируется иллюзорный характер присущих современной массовой культуре императивов персонализации и индивидуализации, толкуемых в качестве оснований подлинной свободы, и «симулятивные» черты всей культуры «общества потребления» — предметы потребления (вещи) существуют преимущественно в их знаковой, символической функции, маркируя системную иерархию — «реестр статусов», а потребности людей искусственно и целенаправленно формируются под задачи системной интеграции. Особое значение в данном контексте приобретает тезис об имманентно присущем всей культуре «общества потребления» императиве персонализации. В «Системе вещей» Ж. Бодрийяр развивает мысль о том, что наибольшим спросом в этом обществе пользуется именно личность, и современный потребитель «буквально при-

3

нужден осуществляться как личность» . Персонализация выступает в первую очередь и преимущественно как индивидуализация, и поэтому главной характеристикой предметов потребления становится свойство «различия», маркирующее индивидуальность и уникальность их хозяина. При этом мотив конкуренции, столь значимый для общества с доминантой производства (неустранимая борьба за собственность и

3 Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудоми-но, 1995. - С. 127.

власть), уходит на второй план, а главным становится лозунг «персонализация для всех», что характерно для общества с доминантой потребления, создающего иллюзию безграничных возможностей «самоосуществления личности». По словам автора, «идеология конкуренции ныне повсеместно отступает перед «философией»

4

личностного самоосуществления» , и лозунг «свобода быть собой» превращается из философского принципа в растиражированное клише, рекламный слоган, смысл которого заключается преимущественно в «раскрепощении сознания», «свободе наслаждаться жизнью». Вся могущественная система СМИ и особенно институт рекламы постоянно провоцируют и подогревают развитие гедонистических настроений, и поэтому в массовом сознании осуществляется все более заметный дрейф в направлении, условно говоря, от трудовой и карьерной аскезы («принципа реальности) к доминанте «принципа удовольствия». В этой связи автор неоднократно подчеркивает ущербность, «неподлинность», «вто-росортность» такого рода самоосуществления - потребительской свободы. Однако в работах Ж. Бодрийяра главный мотив критики (обвинения) системы заключается не в указании на ее потенциально «развращающее» влияние, - через «стратегии соблазна» движение от принципа реальности к принципу удовольствия. Как раз в этом вопросе позиция «критической» философии всегда была двойственной и противоречивой: апология «принципа удовольствия» свойственна ей не в меньшей степени, чем антигедонистическое скрытое морализаторство - неизбежная оборотная сторона любой «размашистой» социальной критики. Согласно данной интерпретации фунда-

4 Там же. — С. 153.

ментальная порочность системы проявляется в ее всеобъемлющем манипуляторстве, в том, что она, в своей сущности, есть система всеобщего обмана. Различия товаров и соответствующих стилей, призванные маркировать личностную уникальность потребителя, искусственно создаются в промышленном производстве путем бесконечного дробления товарной массы на серии и модели; вся рекламная индустрия занята производством и внушением многообразных квазимифологических образов, призванных через осуществление стратегий соблазна украсить и «оживить» процесс в целом стандартного потребления. При этом все институты потребительского рынка, образующие систему «вещи/реклама» и осуществляющие реальное управление поведением потребителей (которое автор прямо называет «цензурой»), постоянно имитируют позу слуги, обслуживающего персонала, чья единственная забота — угодить хозяину (покупателю, потребителю). Автор называет такую практику системой «управляемой персонализации» и оценивает ее в качестве «функционализации самого потребителя», лишь прикрываемой тщательно выстроенной иллюзией свободы. Таким образом, как и в концепции Г. Маркузе, подчеркивается общий смысл отношений системных институтов и личности как отношений манипуляции, скрытого, тайного воздействия на сознание людей в логике имитации и соблазна. Ж. Бо-дрийяр акцентирует общий «симулятив-ный» характер социальной реальности современного общества через концептуализацию знаково-символической функции вещей в качестве доминанты их социального бытия.

В такого рода критических и сверхкритических интерпретациях современной со-

циальной системы, когда акцентируется тотальность и «целесообразность» (целенаправленность) в ее функционировании, ее смысловая определенность и «нацеленность» на некий конкретный результат, неизбежно проявляются тенденции онтоло-гизации (реификации) системы. Представленная «критическими» дискурсами в качестве организующего начала, создающего и воспроизводящего субстанцию тотального знаково-символического регулирования по отношению к массовому сознанию, социальная система имеет тенденцию утрачивать свой нормативно-реляционный статус и превращаться в самостоятельную инстанцию, которая обычно в явной или неявной форме отождествляется с «властью», «властными структурами», властными институтами. В данном аспекте система не только реифицируется, но и до некоторой степени персонифицируется в классическом образе Старшего Брата - инстанции «надзирающей и наказывающей», целенаправленно осуществляющей управление и контроль. Согласно такой «картинке» в обществе потребления при всей его внешней свободе и даже распущенности Старший Брат - символ репрессивности и тотальности предшествующих эпох - никуда не исчезает; он лишь меняет, условно говоря, свое местонахождение и облик. Прежде явно присутствовавший на социальной арене в виде грозных государственно-правовых структур, в современном обществе он уходит в тень, прячется за кулисами происходящих событий, и вместо себя выставляет на авансцену своих союзников и верных слуг - институты потребительского рынка (реклама и мода) и всепроникающую структуру СМИ. Они-то и плетут знаково-символическую сеть симулякров, создают в массовом сознании иллюзии свободно-

го выбора и безграничных возможностей индивидуализации, что на деле маскирует тотальный контроль и целенаправленное формирование потребностей в логике «одномерности». Вместе они (государство, рынок и СМИ) осуществляют заговор против населения с целью укрепления своей скрытой тотальной власти. Общий вывод: свобода возможна только в ее «внесистемном» качестве.

Эти драматически звучащие выводы о сущности социальной системы, выдержанные в духе конспирологии, нашли отклик в современном массовом сознании, в искусстве и разного рода гуманитарных дискурсах. В настоящее время они представляют собой наиболее популярный и перманентно воспроизводимый в различных текстах и иных информационных сообщениях вариант объяснения процессов, характеризующих закономерности социально-индивидуального взаимодействия в «обществе потребления». Контр-системная «парадигма враждебности» применительно к интерпретации «общества потребления» сохраняет и усиливает свои позиции в идейном противостоянии с теориями про-системного направления.

В содержательной характеристике обновляемой «парадигмы необходимости» мы примем за основу общетеоретические работы З. Баумана и А. Менегетти. Методологически и содержательно они значительно различаются между собой; представленные в этих исследованиях концептуально оформленные образы социальной системы также далеко не по всем параметрам совпадают, однако по ряду наиболее существенных характеристик прослеживается принципиальное единство подходов. В этом плане наиболее значимым представляется сам факт признания данными авторами объек-

тивной социальной необходимости в качестве, условно говоря, «обязующего начала» теоретизирования о системе и личности. Здесь признается самоочевидным и не требующим доказательства тезис о невозможности построения теории социума и личности с опорой исключительно на субъективные и субъектные факторы (Я и Другой, «интерсубъективность» и т. д.) Для обозначения объективных и объективированных модусов социальности авторы используют различную терминологию. Более традиционная классическая понятийная схема З. Баумана («система», «социальные институты», «социальный порядок») дополняется своеобразным и даже временами экзотическим языком А. Менегетти: «социальная биология», «организмическое социума», «внутренняя метаболическая структура общества», и даже известное понятие-образ Ж.-П. Сартра «в себе» (в логике смысловой оппозиции «в себе» — «для себя», аналогичной противопоставлению понятий «объект» — «субъект). Наиболее существенным моментом, указывающим на принципиальное единство теоретических взглядов и одновременно на их концептуальную преемственность по отношению к классическим образцам про-системной парадигмы, является принятие общей идеи «системной свободы». З. Бауман в книге «Свобода» пишет о том, что по отношению к личности социальные институты должны рассматриваться с точки зрения диалектики ограничения и освобождения, и в целом выстраивает свою концепцию свободы через совмещение, соединение противоположностей — личностной индивидуальности и системной тотальности. В книге «Индивидуализированное общество», характеризуя общий тренд изменения теоретических представлений о системе и личности, он

отмечает, что центр дискурса смещается от образа двух сил, сошедшихся в бесконечной схватке за свободу и господство, в направлении «взаимообязывающей концепции». Суть этой концепции в целом аналогична идее «взаимопроникновения» в теории Т. Парсонса, только представлена в несколько ином ракурсе, с акцентом на ценность индивидуализации. В «Системе и личности» А. Менегетти формулирует тезис о диалектической взаимосвязи между индивидом и обществом следующим образом: «Система — это данность, прежде всего устанавливающая себя в качестве опорной точки социальной диалектики»5. Единство противоположностей, каждая из которых является необходимым условием существования другой — так формулируется базовый тезис о необходимой взаимозависимости системы и личности.

Главный принцип «обвинения» системы в логике «парадигмы враждебности» — тезис о ее всеобщем манипуляторстве и ориентации на объектное, а не субъектное качество личности — поставил под сомнение одну из основополагающих идей, своего рода Credo всей научно ориентированной про-системной теории. «Парадигма необходимости» всегда связывала воедино прогресс социальных институтов, развитие личности и нарастание потенциала свободы, что составляло, по выражению Ч. Кули, сущность понимания «свободы как формы социального порядка»6. Однако именно данная идея оказалась дискредитирована развивающейся практикой «общества потребления» с его опорой на институты потребительского рынка, массовой культу-

5 Менегетти А. Система и личность. 2-е изд. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2007. - С. 51.

6 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок — М.: Идея-пресс, 2000. — С. 319.

ры и оформляющейся «четвертой власти». В этих условиях теоретики «системной необходимости» предлагают принципиально иную интерпретацию происходящих процессов. В их исследованиях признается наличие стратегий манипуляции и соблазна, но при этом отмечаются и прямо противоположные по своему общему смыслу тенденции взаимодействия личности и системы, определяющие вектор движения не к «одномерности» человека, а наоборот - к его «многомерности» (внутренней сложности) и личностной автономии, т. е. к свободе.

Первая из «эмансипирующих» тенденций такого рода - возрастающие многообразие и сложность всей социальной и культурной реальности. Вопреки стереотипам критической теории социальный контекст формирования и существования личности в информационном/потребительском обществе далек от определенности, запрограммированности и однозначности. Социокультурный фон человеческой жизни не образует тотальности в своей общей смысловой направленности, как это утверждается в контр-системной парадигме. Всякая тенденция дополняется контр-тенден-цией, а всякое влияние - контр-влиянием. Тенденция тотализации в институтах потребительского рынка, массовой культуры и СМИ существует, но еще более значимой является противоположная тенденция плюрализации, возрастающей множественности и содержательной противоречивости ценностных и культурных «образцов». Существовавшие в прошлом институциональные факторы единства и целостности утрачивают свое определяющее влияние, и люди оказываются в ситуации все возрастающей неопределенности, неустойчивости и непредсказуемости. При этом тяготы

неопределенности социального контекста для каждого человека формируются и проявляются в двух главных аспектах - в непредсказуемости последствий собственных действий и в утрате сколько-либо консолидированных источников авторитета, способных указать «истинный путь». Характеризуя методы и формы «социального давления» (т. е. системного регулирования) в их исторической эволюции, З. Бауман пишет, что в предшествующие столетия освобождение понималось как снятие многочисленных внешних запретов и ограничений, воспроизводимых в деятельности социальных институтов. Когда в современном обществе такая свобода была достигнута, оказалось, что сами идеи социальности и свободы изменяют свое содержание. На место ценности внешней свободы пришла ценность свободы внутренней. Главной проблемой обретения свободы стала проблема самосознания - формирования и определения собственной персональной идентичности в логике ответа на вопрос «Кто я такой?». Изменился характер внешней по отношению к личности социальной детерминации, главными характеристиками которой, согласно З. Бауману, стали плюрализм, гетерогенность и «раскоор-динированность» социальных сил, что создало и необходимость и возможность индивидуального выбора, возрастающей рефлексивности и личной ответственности. Отсутствие всеобщих и однозначных норм и законов, наличие многих и разных «голосов», претендующих на роль выразителей истины, - вот главная черта современности и подлинное основание современной свободы. В тексте: «Свобода современного индивида возникает из неопределенности; из некоторой "недо-детерминированности" внешней реальности, из сущностной про-

тиворечивости социальных давлений»7. Эта общая тенденция современного развития, которая оформляется еще в эпоху раннего модерна («первоначального накопления» и «свободной конкуренции»), на стадии «общества потребления» не утрачивается, а только модифицируется в направлении усиления во взаимодействии компонентов игры, мистификации и «соблазна». Развивая мысль автора, переводя ее в образный ряд, можно сказать, что не «Старший Брат», а «бесы-искусители» являются главными действующими лицами и героями современного культурного и информационного пространства. Их манипулятивные (в том числе «воспитательные») возможности нельзя недооценивать, но «бесов» не следует и демонизировать, а также преувеличивать их государственно-политическую ангажированность. «Бесы-искусители» рынка, СМИ и массовой культуры не выступают в качестве единственных субъектов культурного и информационного поля современности; значительную роль в его рамках продолжают играть «авторитетные инстанции», но это уже не безраздельно властвующий Старший Брат с его верными слугами, а вечно спорящие и вообще конкурирующие между собой за влияние, условно говоря, Старшие Братья и Сестры. Таким образом, складывающаяся в области методов влияния на личность (форм социального давления, по выражению З. Баумана) ситуация отражает изменения положения, статуса и возможностей самих участников взаимодействия. Острая конкурентность отношений между «бесами» и «старшими родственниками», постоянно сопутствующая этой конкуренции возможность/необходимость выбора авторитетных инстанций со

7 Бауман З. Свобода. — М.: Новое издательство, 2006. — С. 59.

стороны потребителей «контента» неизбежно выдвигает на первый план во взаимодействии субъектов рыночные стратегии искушения и соблазна. Несомненно, для образованных, серьезных и рационально ориентированных людей в культурном пространстве «общества потребления» также находится место — ведь сохраняют значительное влияние элитарные сегменты так называемой «высокой» культуры. Однако в целом, как отражение экспансии массовой культуры, в отношениях по линии «система — личность» среди методов системного влияния искушение все больше теснит убеждение и уж тем более замещает дискредитированное принуждение. На уровне общих социально-психологических тенденций происходит ослабление фактора рациональности и возрастание значения эмоциональности, спонтанности, непосредственной витальности — это почти неизбежная черта всех процессов демократизации, понимаемой в широком, неполитическом смысле этого слова. Концепция (модель) личности с доминантой рациональности, сознательности и ответственности, всегда несущая на себе печать некоторой элитарности, не полностью отвергается в современной культуре, но скорее уходит на ее периферию. Вместе с тем особое значение в массовой культуре факторов игры, мистификации и соблазна (условно говоря, «симуляции») имеет далеко не такой однозначно мрачный «репрессивный» смысл «зом-бирования», как это предполагалось в концепциях Ж. Бодрийяра и Г. Маркузе. Любая игра представляет собой область взаимодействия двух или нескольких субъектов в отличие от принуждения, которое всегда возвышает одного над всеми остальными, придавая ему статус субъектности, а остальных низводя до положения объектов.

В игре каждый участник старается перехитрить и переиграть партнеров. Этот характер «взаимности» отношений манипуляции и симуляции акцентирует А. Менегетти, анализируя «стратегии соблазна», практикуемые «бесами», и предлагая людям в качестве адекватной реакции формировать и практиковать «стратегии свободы». Общий императив такого рода стратегий, обращенный к личности, формулируется в качестве требования не просто «быть самим собой», сохранять внутреннюю дистанцию по отношению к ролям и институтам, но быть активным действующим лицом, субъектом, использующим объектность системы в своих интересах. В тексте: «Необходимо разумно объективировать систему, чтобы функционально использовать все ее инструменты для своего "Я", следует решиться стать главным действующим лицом внутри системы»8. В условиях возможного антагонизма диалектически взаимосвязанных сущностей (личности и системы) стратегия личности подразумевает притворство и мистификации: «Единственное эффективное и ведущее к победе решение состоит в притворном приспособлении к системе при одновременном и постоянном самосози-дании»9. В общем, речь идет о сложном взаимодействии с невидимым, но сильным партнером, с которым связывают отношения то игры (кто кого перехитрит и переманипулирует), то борьбы (кто кого победит). Такого рода высказывания демонстрируют изменившийся по сравнению с классикой про-системной традиции тон и стиль рассуждений о системе и личности, о личности в системном контексте. Никакой апологетики системы, это именно легитимация (оправдание), причем в весьма ограничен-

8 Менегетти А. Указ. соч. — С. 21.

9 Там же. — С. 38.

ных пределах — в качестве инструмента, орудия деятельности, средства достижения человеческих целей. Это не статус «монстра отчуждения», закрепленный за системой в контр-системной традиции, но и не положение высшего культурного авторитета (механизма исторической преемственности и выразителя родовой сущности), как это представлено в классических вариантах про-системной концепции. В современной интерпретации система в силу ее необходимости для людей признается благом и ценностью, но выступает в качестве ценности сугубо инструментальной. Такой подход значительно отличается от принципа «взаимопроникновения» в базовой по отношению к про-системной традиции теории Т. Парсонса и в целом возвышает (по крайней мере, потенциально) личность по отношению к системе. Однако следует признать, что постулируемая дистанцирован-ность личности по отношению к системе одновременно создает трудноразрешимые проблемы в сфере самосознания Я (в единстве персональной и социальной идентичности). Если нет «взаимопроникновения» и соответствующей идентификации Я с системными модусами, а диалектическое единство личности и системы (точнее, факторов системности, репрезентированных в деятельности людей) есть лишь взаимно отчужденное манипулирование в режиме взаимного использования, то непонятно, какие силы могут заставить человека признать «горькую правду» («низкую истину») функциональности и «частичности» его социального бытия.

Вопрос о факторах «одномерности/ многомерности» личности в «обществе потребления» также неразрывно связан с проблемой интерпретации и оценки самого феномена потребительской активности

(консьюмеризма) с точки зрения самоосуществления (самореализации) личности. То самое обыденное житейское знаково-символическое взаимодействие и соперничество в борьбе за индивидуальность, о котором так уничижительно писал Ж. Бо-дрийяр в «Системе вещей» как об иллюзии свободы, заслуживает ли оно столь негативной оценки? З. Бауман предлагает совершенно иную интерпретацию так называемой «потребительской» свободы, вписывая ее в контекст общих объективных социально-экономических процессов, трансформирующих постиндустриальное общество. Согласно его оценке, на протяжении практически всей истории труд был центральной системной необходимостью и индивиды вступали в общественную систему прежде всего в качестве производителей (функционеров): производственные роли всегда были главными элементами системы. Институтам производства в той или иной степени подчинялись все остальные элементы системы (политические, правовые, семейно-бытовые, религиозные и т. д.) Такая ситуация детерминировала весь образ жизни, доминирующие системы ценностей и приоритетные сферы свободы (самореализации и субъектности) В тексте: «Труд занимал центральное положение одновременно на индивидуальном, социальном и системном уровнях. Более того, труд служил звеном, соединяющим индивидуальную мотивацию, социальную интеграцию и управление системой (systemic management), и главным институтом, ответственным за их взаимную согласованность и координацию»10. Согласно данной интерпретации, в течение по крайней мере последнего столетия технические и экономические достижения цивилизации радикаль-

10 Бауман З. Свобода... — С. 97.

но расширили возможности потребления большинства населения, увеличили долю его свободного времени и, таким образом, изменили иерархию ценностей и сфер самореализации. Произошел сдвиг приоритетов: от достижений в области производства, от борьбы за карьерное продвижение, власть и собственность — к ценностям досуга, семейного счастья, развлечений, самообразования, путешествий, многообразных хобби и т. д. Именно в этих сферах наряду с ценностью удовольствия доминантой стала ценность индивидуальности, был возвышен акцентирующий индивидуальность принцип различия. Развивая мысль автора и переводя ее в образный ряд, можно сказать, что «необходимость себя», которая и прежде присутствовала в человеческой жизни, но в совершенно ином качестве, потеснила «необходимость дела». Цивилизация труда и трудовой аскезы сделала несколько шагов в направлении превращения в цивилизацию досуга и развлечений. З. Бауман пишет о том, что произошло ослабление влияния ценностей труда на всех трех уровнях: индивидуальном, социальном и системном. Их место заняла потребительская свобода. «Теперь она берет на себя ключевую роль того связующего звена, которое объединяет жизненные миры индивидов и целесообразную рациональность системы — роль той основной силы, которая координирует мотивированное действие индивида, социальную интеграцию и управ-

11

ление социальной системой» .

По нашему мнению, в такой характеристике и оценке социокультурной ситуации речь идет лишь о доминирующей тенденции, а не о всеобъемлющем и завершившемся процессе. Необходимость производства, деятельности, обобщенно пред-

11 Там же. — С. 98.

ставленная в императиве «необходимости дела», всегда будет составлять фундаментальное системно оформленное основание человеческой жизни. В этом смысле «смена вех», осуществляемая в логике движения от производства к потреблению, представляет собой лишь смену акцентов, пропорций, но не изменение направления развития. Императивы трудовой и творческой аскезы, репрезентирующие в человеческой жизни принцип реальности и долженствование духовности, столь длительное время составлявшие смысловое ядро морального идеала и знак элитарности, не утратили своего значения в культуре, но лишь смягчили жесткость требований, ослабили свое влияние в пользу принципа удовольствия и самореализации индивидуальной экзистенции — отсюда неизбежность нарастания в культуре гедонистических и индивидуалистических мотивов.

Выводы о закономерности происходящих в сфере индивидуальной свободы и системной регуляции процессов легитимизируют (оправдывают) и свободу в ее «потребительском модусе» и социальную систему в ее массовой информационно-рыночной фазе. Современная «потребительская» свобода представляет собой огромное расширение пространства индивидуального выбора, решения и самоосуществления для множества людей, это реальное освобождение в смысле увеличения возможностей их самореализации. До тех пор, пока не существует тотального воздействия, пока социальная необходимость (система) говорит многими и разными голосами, предлагая различные «пути спасения», можно считать это свободой и освобождением, поскольку жизнь осуществляется в пространстве индивидуального выбора и решения. Трудности ситуации всеобщей неопределенности

и негарантированности, неясности жизненного контекста являются только оборотной стороной и неизбежными постоянными спутниками свободы.

Концепция «системной свободы» в ее внутренней сложности и диалектично-сти, позволяющей достичь «многомерности» идеи свободы через совмещение в ней индивидуально-личностных и безлично-системных начал, представляется наиболее эвристичной теоретической конструкцией в предметном поле исследований свободы и системы. Однако влияние данной концепции, значительное и даже доминирующее в научных сообществах (соответственно, в социологических и политико-правовых дискурсах), почти не прослеживается в философско-антропологических и в целом гуманитарных сегментах теоретических исследований. В этих сферах продолжает доминировать идейный комплекс «чистой субъективности» с сопутствующими мотивами постсубъектности («смерти субъекта») и «обвинения» системы, интерпретации ее в духе «враждебности». Возможно, причины такого диссонанса следует искать не столько в самом «теоретическом разуме», сколько в более широких массовых умонастроениях «образованной публики», в фундаментальных социально-психологических тенденциях, отражающих нарастание влияния в общественном сознании эстетических паттернов культуры. Мы по-прежнему настолько очарованы идейным комплексом «прекрасной индивидуальности», что не хотим слышать «абстрактных и скучных» рассуждений в духе ее детерминации и ограничений со стороны безличных объектных сущностей социального порядка и системной необходимости, в логике «оправдания» системы. Не имеет значения тот факт, что идеал «пре-

красной индивидуальности» предшествующих эпох давно уже трансформирован современным искусством в образ «ужасной индивидуальности»; массовое очарование от этого не проходит, а только усиливается. Согласно многим весьма авторитетным оценкам мы дожили до такого уровня безопасности и благополучия, что только «цветы зла» способны рассеять скуку повседневности и заполнить экзистенциальный вакуум современного человека. Можно предположить, что сам образ жизни современного общества способствует формированию массовых настроений и иллюзий в духе забвения факторов необходимости, всегда образующих основания социальной деятельности и социальных отношений. Тяготы и бедствия реальной жизни, сконцентрированные в императив «принципа реальности», значительно ослабили свое давление на жизнь людей в «обществе потребления». Свобода в смысле «делаю что хочу» в обществе, достигшем высокого уровня благосостояния и провозгласившем индивидуализацию высшей ценностью, представляется массовому сознанию естественным и неотъемлемым правом личности. В то же время голос социальной необходимости, напоминающий об обязанностях и объективных социально-системных императивах эффективности, функциональности, социально-ролевого конформизма — иначе говоря, об универсальных императивах труда и долга — звучит все тише, уходит из текста в подтекст социальных отношений. Эта тема «исчезающей», «прячущейся» социальной необходимости принципиально важна для понимания современных толко-

ваний свободы, ее наиболее растиражированных в теоретическом и массовом сознании образов — «бунта», «оргии» и иных модусов, выдержанных в духе «радикального различия», «спонтанности» и «творческого безумия». Между тем события последних лет вполне наглядно показывают, что экономические, социальные и духовные ресурсы «общества потребления» не безграничны. Согласно нашему пониманию главных императивов современности, в философии свободы должны быть акцентированы иные мотивы. Главные из них: «категорический императив» теоретической и духовно-практической реабилитации объективной социальной необходимости, возрождение классических принципов рациональности, ответственности и «системной свободы» перед лицом новых вызовов и угроз в неотвратимо наступающие трудные времена.

Литература

Бауман З. Свобода: пер. с англ. / З. Бауман. — М.: Новое издательство, 2006. — 132 с.

Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. / З. Бауман. — М.: Логос, 2002. — 390 с.

Бодрийяр Ж. Система вещей: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. — М.: Рудомино, 1995. — 169 с.

Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ. / Ч.Х. Кули. — М.: Идея-пресс, 2000. — 309 с.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества: пер. с нем. / Г. Маркузе. — М.: АСТ, 2002. — 526 с.

Менегетти А. Система и личность: пер. с итал. / А. Менегетти. — Изд 2-е. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. — 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.