Научная статья на тему 'НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дюдина Д.Е., Матюшкин Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

у психологического аспекта развития ожирения в зависимости от пола пациента, что свидетельствует о необходимости индивидуализированного плана лечения для каждого конкретного пациента.

Литература

1. WHO. Obesity and overweight. Доступен по: // https: //www.who.int/newsroom/fact-sheets/ detail/obesity-and-overweight.

2. Van Strien T., Frijters, J. E., Bergers, G., Defares, P. B. The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional, and external eating behavior. International Journal of Eating Disorders. 1986; 5: 295-315.

3. McHorney C.A., Ware J.E., Lu J.F.R., Sherbourne C.D. The MOS 36-Item Short-Form Health Survey (SF-36): III. Tests of data quality, scaling assumptions and reliability across diverse patient groups. Med Care. 1994; 32(4): 40-66.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Дюдина Д. Е., Матюшкин Л. Б.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Поздняк Вера Владимировна Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Дюдина Дарья Евгеньевна — студентка 6 курса педиатрического факультета. E-mail: daryadudinaa@mail.ru

Ключевые слова: невротические расстройства; невротические состояния; студенты-медики.

Актуальность: отличительная черта студентов-медиков среди других специальностей — высокий процент работающих старшекурсников. В сочетании с интенсивной учебной нагрузкой трудовая занятость может влиять на психическое состояние студентов и вызывать невротические состояния[1]. Также их развитию могут содействовать значительная длительность обучения и для многих студентов — трудность в выборе дальнейшей специализации из широкого спектра возможных вариантов[1,2].

Цель исследования: изучить распространенность и определить основные причины невротических состояний в среде студентов-медиков и ответить на вопрос, каково влияние совмещения учебы с работой на их развитие.

Материалы и методы: для выявления невротических состояний в конце 2019 г. проведен электронный опрос из 83 вопросов модифицированного клинического опросника К.К.Яхина — Д.М.Менделевича. В опросе приняли участие 398 студентов-медиков из восьми медицинских ВУЗов (преимущественно СПбГПМУ) четырех факультетов: педиатрический, лечебное дело, стоматологический, медико-профилактическое дело. Опрос был также проведен в контрольной группе 79 студентов других специальностей. Статистическая обработка осуществлена на языке программирования Python в среде Jupyter Notebook.

Результаты: в рамках статистической обработки проведена матричная параметризация оценки респондентов и определена структура невротических состояний по пяти диагностическим шкалам: тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, сомато-формные расстройства, неврастения, тревожно-депрессивное расстройство. У 30% студентов обеих групп можно предположить наличие невротических состояний, но их структура различна. максимально подвержены студенты-медики пятого и шестого курсов. основные причины: 1) повышенная учебная нагрузка и переутомление; 2) личные причины, не связанные с учебой; 3) экзамены; 4) неопределенность будущей карьеры. Совмещение учебы с работой является лишь пятой по частоте упоминания причиной, но при этом в 2 раза более распространенной у студентов-медиков, чем у контрольной группы. Отношение рисков невротических состояний для факта совмещения учебы с работой — 0,66. Оценена корреляция между ответами на различные пункты опросника. Определена потребность обращения к психиатру, психотерапевту и ее реализация: 40% и 20% соответственно. С более подроб-

forcipe

vol. 3 supplement 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 711

ным описанием результатов исследования можно ознакомиться в репозитории по адресу: https: //github.com/matyushkin/neuroses.

Выводы: факт совмещения учебы с работой не играет значимой роли в развитии невротических расстройств у студентов-медиков старших курсов, и даже, возможно, оказывает положительное воздействие на психическое состояние. Студенты ощущают психический дискомфорт, но только треть из них реализовали потребность в обращении к психиатру или психотерапевту. Чтобы не допускать у обучающихся развития психических расстройств, служба психологической поддержки в учебных заведениях должна стать доступнее и активнее проводить работу со студентами. Литература

1. Казаковцев Б.А., Голланд В.Б. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99) (Класс V МКБ 10, адаптированный для использования в Российской Федерации). /М.: Минздрав России. — 1998.

2. Поздняк, Вера Владимировна. Медицинская психология в курсе психиатрии [Текст]: учебное пособие / В. В. Поздняк, С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев; М-во здравоохранения Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. педиатр. мед. ун-т. — Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2018.

3. Сара Бослаф. Статистика для всех. / Пер. с англ. П. А. Волкова, И. М. Флямер, М. В. Либер-ман, А. А. Галицына. — М.: ДМК Пресс, 2015.

влияние вегетарианской диеты на психическое, интеллектуальное развитие и пищевое поведение детей разного возраста

Жгулёва А. А., Грин Эрика-Александрина Эриковна

Научный руководитель: д.м.н. доцент Гречаный Северин Вячеславович, к.м.н. доцент Васильев Юрий Валериано-Кафедра психиатрии и наркологии, кафедра общей гигиены

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Жгулёва Анастасия Алексеевна — студентка 3 курса педиатрического факультета. E-mail: nzhguleva1703@gmail.com

Ключевые слова: вегетарианство; питание; психическое развитие; пищевое поведение.

Актуальность: по статистике количество людей в России, придерживающихся вегетарианства, на 2019 год составила более 2% всего населения. По данным ВОЗ связь психологического состояния человека напрямую связана с его поведенческими привычками, в частности — с ненормированным отказом от стандартного питания [1,3].

Цель исследования: изучить влияние вегетарианской диеты на психическое и интеллектуальное развитие, а также на пищевое поведение детей.

Материалы и методы: методом анкетирования и интервьюирования исследовали 86 мам-вегетарианок и их 86 детей. Оценивали фактическое питание (методом 24-часового воспроизведения) и физическое развитие (центильные таблицы ВОЗ) 46 детей от нуля до 18 лет. Психологическое тестирование с оценкой интеллектуального развития и пищевого поведения прошли 20 детей дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста. Были использованы следующие методики оценки: личностный опросник Р.Кеттела, опросник дет-ско-родительского эмоционального взаимодействия Захаровой Е.И., переведённый на русский язык англоязычный опросник «Children's behavior questionnaire», опросник пищевого поведения и «Низонжеровский опросник оценки поведения детей». Статистическую обработку данных проводили с помощью MS Excel 2010.

Результаты: интеллектуальное развитие у детей с ограниченным типом питания в норме или соответствует нижней границе возрастной нормы. По результатам теста на пищевое поведение, большинство детей, придерживающихся веганской и вегетарианской диеты, имеют расстройства приёма пищи. В семьях наблюдается благоприятная обстановка, между родителями

forcipe

том 3 спецвыпуск 2020

eISSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.