Научная статья на тему 'Особенности сенсорного профиля, адаптации и поведения детей с умственной отсталостью в зависимости от клинико физиологической формы'

Особенности сенсорного профиля, адаптации и поведения детей с умственной отсталостью в зависимости от клинико физиологической формы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сенсорного профиля, адаптации и поведения детей с умственной отсталостью в зависимости от клинико физиологической формы»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2019» 727

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ПРОФИЛЯ, АДАПТАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Болсуновская Ю.О.

Научный руководитель: доцент кафедры, к.м.н. Поздняк В.В. Кафедра психиатрии и наркологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Актуальность исследования: умственная отсталость остается актуальной проблемой современной психиатрии. С.С. Мнухиным и Д.Н. Исаевым в 1967 г. была разработана клинико-физиологическая классификация умственной отсталости, которой уже длительное время не уделялось достаточно внимания, поэтому в ней еще остаются малоизученные аспекты [1, 2].

Цель исследования: изучить особенности сенсорного профиля, адаптации и поведения детей с разными клинико-физиологическими формами умственной отсталости.

Материалы и методы: было обследовано 36 детей с диагнозом умственная отсталость (F. 70-72 по МКБ-10) из 1-4 классов (средний возраст составил 9,25 г) школы для обучающихся с ОВЗ г. Вологды. В исследовании применялись Вайнлендская шкала адаптивного поведения, оценка сенсорного профиля и опросник Ахенбаха [3].

Результаты: исследование сенсорного профиля при атонической форме выявило отклонения по всем шкалам, при стенической форме — нарушение сенсорного поиска (36%), при астенической — низкий энергетический ресурс (80%), изменение слуховой фильтрации (40%) и двигательной сенситивности (40%), при дисфорической — нарушения сенсорного поиска (60%) и слуховой фильтрации (40%). Оценка Вайнлендской шкалы адаптивного поведения показала самые низкие результаты по всем шкалам при атонической форме, при астенической — в большинстве шкал, при стенической — по шкалам поведение в обществе и знание правил этикета, при дисфорической — домашние обязанности, поведение в обществе, игра и досуг, знание правил этикета и изобразительная деятельность. При анализе опросника Ахенбаха все формы получили высокие оценки по шкале внимание (стеническая — 36%, астеническая — 40%, атоническая — 90%, дисфорическая — 80%), при атонической форме так же выражены шкалы замкнутость (90%) и мышление (50%), при дисфорической — агрессия (60%).

Выводы: таким образом, больше всего нарушений по сенсорному профилю обнаружено у обучающихся с атонической формой умственной отсталости. Отклонения в поведении сильнее выражены при атонической и дисфорической формах. Больше всего проблем с адаптацией испытывают дети с атонической формой умственной отсталости, а также с астенической и дисфорической формами. Литература

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003. 391 с.

2. Психиатрия и наркология: Учебное пособие / (Поздняк В.В., Гречаный С.В., Ильичев А.Б., Кощавцев А.Г.). СПб.: СПбГПМУ, 2013. 88 с.

3. Поздняк В.В. Речевые расстройства и нарушения поведения у детей в аспекте изучения сенсорного профиля / В.В. Поздняк // Вопросы психического здоровья детей и подростков 2017. Т. 17 № S2. С. 190-191.

FORCIPE

ТОМ 2 СПЕЦВЫПУСК 2019

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.