6. Mindiashlivi, D.G. and B. Podlivayev B.A. (2007), Free-style wrestling: history, events, people: Monograph, publishing house “Soviet sports”, Moscow.
7. Nerobeev, N.Yu. and Tarakanov, B.I. (2012), Theoretical and practical aspects of sports preparation of women in free-style wrestling taking into account sexual dimorphism: Monograph, publishing house “Olymp-SPb”, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Dusson, M. (1997), “Interview with Mr. Michel Dusson on the occasion of the European Championship”, Wrestling Review, No. 2, pp. 10.
9. Ercegan, M. (1997), “After the summit - beginning of the changing process”, Wrestling Review, No. 2, pp. 1-2.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2013.
УДК 351.74
НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У СПОРТСМЕНОВ, СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ЛЕСГАФТА И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Анатолий Анатольевич Бакин, кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук, профессор,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности возникновения у спортсменов, обучающихся в Университете им. П.Ф. Лесгафта, неврозов. Автор рассматривает этиологию этих распространенных психических расстройств. В большинстве случаев невроз у спортсменов развивается вследствие значительной нервно-психической перегрузки, однако, несомненную роль играют физиологические особенности организма и индивидуально-личностные факторы (характер семейного воспитания, наличие и степень выраженности волевых качеств, уровень развития интеллекта и т.д.). Акцент сделан на вопросах психопрофилактики неврозов у спортсменов. Автор обращает внимание, что именно психопрофилактика должна лежать в основе развития методов и методики тренировки в различных видах спорта, требующих непрерывной длительной работоспособности.
Ключевые слова: стресс, невротические расстройства, психопрофилактика неврозов, переутомление, перенапряжение и перетренировка спортсмена.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p16-20
NEUROTIC FRUSTRATION AMONG THE ATHLETES, STUDENTS OF THE LESGAFT UNIVERSITY AND CURRENT ISSUES OF PSYCHOPROPHYLAXIS
Anatoly Anatolyevich Bakin, the candidate ofjurisprudence, candidate of medical sciences,
professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article discusses the features of the occurrence of neuroses among the athletes enrolled in the Lesgaft University. The author examines the etiology of common mental disorders. In most cases, the athlete’s neurosis develops due to the significant neuro-psychological overload, however, the obvious role is played by the physiological characteristics of the organism and the individual and personal factors (nature of family education, the presence and degree of willpower, the level of intellectual development, etc.). Emphasis is placed on issues of psychological prophylaxis of neuroses among the athletes. The author
points out that the psychoprophylaxis should be understood as the basis for the development of methods and techniques of training in various sports, requiring continuous long-term performance.
Keywords: stress, neurotic disorders, neuroses psychoprophylaxis, overwork, overpressure and over-training of athlete.
В научной литературе невроз рассматривается в качестве психогенно обусловленного функционального заболевания, в формировании которого определенная роль принадлежит как биологическим, так и социально-психологическим факторам. Вместе с тем остаются недостаточно освещенными вопросы психопрофилактики неврозов, роль медико-биологических и психологических факторов в последовательно-динамической цепи их воздействий на личность молодого человека [3, C. 260-263; 5, C. 172-173].
В.Н. Синицкий абсолютно правильно указывал, что «ни в коей мере не отрицая роли особенностей организма и личности индивида (которые связаны с определенными врожденными или приобретенными свойствами гомеостатических механизмов) в эмоциональном реагировании, следует учитывать в каждом конкретном случае роль экзогенных воздействий, в частности их информационную значимость, продолжительность и интенсивность влияния, суммацию с действием других негативных факторов» [6, C. 66].
Факторы, способствующие повышению чувствительности к психотравматизиру-ющим влияниям в спорте (или, наоборот, ослабляющие их действие) весьма разнообразны. Прежде всего, следует отметить в этом плане психическую установку при ожидании эмоционально значимого события; астенические состояния, возникающие в связи с переутомлением, перенапряжением, с текущими или перенесенными соматическими и нервными заболеваниями, недосыпанием; а также пребывание в незнакомой обстановке и др. Важную роль играют преморбидные типологические особенности личности, в том числе носящие психопатологический характер, а также конституционально обусловленная чувствительность (в том числе связанная с наследственной предрасположенностью к некоторым психотравмирующим воздействиям) [1, C. 96-101; 6, C. 66].
Целью настоящего исследования явилось изучение механизмов возникновения невротических расстройств у спортсменов, уточнение роли биологических и социально -психологических факторов в их развитии, а также попытка сформулировать основные направления психопрофилактики неврозов в сфере физической культуры и спорта.
С помощью клинических и лабораторных методов проведено обследование 50 студентов НГУ им. Лесгафта, обращавшихся в психоневрологический диспансер Московского района г. Санкт-Петербурга в период с 2010 г. по 2012 г. (по месту регистрации). В результате обследования у пациентов были выявлены различные невротические расстройства.
По половому составу пациенты распределились следующим образом: 42 девушки и 8 юношей. Возраст пациентов составил от 18 до 21 года. Длительность заболевания от одного месяца до года. Начало невротических расстройств было связано с психотравмирующими обстоятельствами, переутомлением, перенапряжением и перетренировкой.
Клиника невроза была представлена различными психопатологическими феноменами, преимущественно: фобическими - 10%, ипохондрическими - 20%, депрессивными
- 20%, астеническими - 22% и диссоциативными (истерическими или конверсионными)
- 28%. В 30% случаев отмечалась патология со стороны черепных нервов, чаще глазодвигательных, в сочетании с изменениями в рефлекторной сфере поверхностной болевой чувствительности, статики и координации. В 20% случаев наблюдались отдельные неврологические симптомы. Выявляемые неврологические симптомы имели неустойчивый характер и в каждом индивидуальном случае могли усиливаться, ослабевать или исчезать в зависимости от степени выраженности общего синдрома. Биоэлектрическая активность головного мозга определялась тремя основными типами ЭЭГ и включала в себя феномены полиритмии, гиперсинхронизации, дезорганизации не только доминирующего ритма, но и биопотенциалов любых частот, миграцию альфа-колебаний в лобные и ви-
сочные отделы головного мозга. При верификации данных неврологического статуса и результатов электроэнцефалографических исследований у 70% пациентов были установлены признаки нарушения функциональной активности мезоди-энцефальных, гипотала-мических и других структур лимбической системы головного мозга, ее взаимосвязи с неокортексом. При этом указанные нарушения в 90% случаев были связаны с резидуальными, а в 10% - с сопутствующими неврологическими заболеваниями.
По данным анамнеза у 45 пациентов (90%) родители и ближайшие родственники психическими заболеваниями не страдали. Один из родителей остальных 5 человек (10%) проходил лечение у нарколога по поводу хронического алкоголизма. В 25% случаев у родителей пациентов наблюдались хронические соматические заболевания, реже - в 10%
- органические заболевания головного мозга.
Данные о патологических родах у матерей пациентов имели место в 30% случаев. В первые годы жизни (до 3 лет), все обследуемые перенесли те или иные инфекционные соматические заболевания в достаточно тяжелой форме.
В препубертатном периоде (до 6 лет) у пациентов часто наблюдались различные неврологические или невротические симптомы. Развитие их было обусловлено вначале соматическими, инфекционными заболеваниями, а затем эмоциональным напряжением.
На более поздних этапах анамнеза нами не было отмечено какой-либо специфики распределения невротических расстройств в зависимости от раннего возраста пациентов (до достижения ими совершеннолетия). Однако следует отметить, что в 80% случаев те или иные соматические, инфекционные, неврологические заболевания предшествовали непосредственно возникновению невротического срыва в студенческом возрасте.
Анализируя особенности семейного воспитания, было установлено наличие дисгармоничных и девиантных типов воспитания. При этом нередко доминировала потворствующая гиперпротекция, включающая воспитание в условиях «культа высоких спортивных достижений», «особой одаренности», «исключительности» конкретного ребенка. Практически любые новые поведенческие акты ребенка подкреплялись бурными восторгами родителей. Действия ребенка, как «дозволенные», так и «недозволенные», получали положительное эмоциональное подкрепление.
Далее, в возрасте 14-16 лет стимулировались эгоцентрические позиции детей, происходила переоценка их возможностей и наблюдался явно завышенный уровень притязаний родителей. Сложившееся отношение к детям при тех или иных условиях неправильного воспитания сохранялось на последующих этапах жизни, в частности, после ухода пациентов из родительской семьи (например, в связи с поступлением в высшее учебное заведение).
Основываясь на отечественной классификации, разработанной А.Е. Личко [2, С. 149-152], нами были выявлены следующие характерологические особенности у обследованных: в 28% случаев имел место истерический тип акцентуации характера, в 22% -эпилептоидный, в 10% - психастенический, в 6% - шизоидный, а в 34% - имел место смешанный тип акцентуации с доминирующим истерическим радикалом.
Переходя к вопросу о психопрофилактики, следует отметить, что при неврозах речь может идти:
1) о первичной профилактике, включающей общегигиенические, психогигиенические, широкие социальные мероприятия, направленные, прежде всего, на предупреждение заболевания;
2) о вторичной профилактике, имеющей своей целью предотвращение рецидивов болезни;
3) о третичной профилактике, нацеленной на предупреждение хронического течения расстройства.
В.К. Мягер выделяет три аспекта, на которых базируется психопрофилактика: 1) личностный, 2) межличностный, 3) ситуационный [4].
В отечественной психологии общепризнанным является методологическое положение о том, что творческие силы личности заключены (проявляются) в активном поиске выхода из противоречий реальной деятельности субъекта. Анализ противоречий и выработка научно-практических рекомендаций способны раскрыть дополнительные резервы юного спортсмена, поднять процесс психопрофилактики на более высокий уровень.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в формировании невротических расстройств у спортсменов, обучающихся в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, особая роль принадлежит специфическому социально-биологическому комплексу. В тесном переплетении различные биологические, медицинские, социальные и психологические факторы дополняют и определяют клиническое проявление невротических расстройств. В основном это невроз смешанного типа, с преимущественным доминированием истероидного радикала (диссоциативное или конверсионное расстройство по МКБ-10).
Можно сделать вывод, что невротические расстройства у данной группы обследованных представляют собой формирование последовательно динамической интеграции, в основе которой лежит гедонический принцип - чрезмерное влечение к положительным эмоциям, далеко не всегда оправданное чувство собственного превосходства над окружающими. То есть, в значительной степени становление невроза как патологического процесса зависело от внешних средовых социальных факторов. Сложные социальные ситуации, в которых оказывался пациент, занимаясь спортом или обучаясь в вузе, могли кардинально менять его жизненные установки, планы на будущее, отношение к самому себе.
Адекватное формирование отношений спортсмена к различным сторонам действительности, находящих выражение в его стремлениях, потребностях, интересах, мотивах, деятельности, его взаимоотношений с другими людьми, соответствующих требованиям общества, представляет собой основу первичной профилактики неврозов. Гипертрофированное значение тех или иных отношений личности, формирующихся в условиях неправильного воспитания в семье, в коллективе является «фактором риска» для невротических расстройств.
При начальных проявлениях неврозов (а также на последующих этапах развития заболевания), несомненно, позитивную роль может оказать когнитивно-поведенческая психотерапия. Основное внимание психотерапевтом (спортивным психологом) уделяется познавательным структурам психики, делается упор на эмоционально-волевых качествах, на способности логически мыслить. Когнитивно-поведенческий подход также довольно часто и с успехом используется для коррекции поведенческих проблем непатологического уровня (например, для налаживания отношений в спортивном, студенческом и т. д. коллективе).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дембо, А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии и здоровья спортсменов / А.Г. Дембо. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
2. Коркина, М.В. Психиатрия : учебник / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко. - М. : Медицина, 1995. - 608 с.
3. Мартолина, М.Я. Концептуальные положения экзистенциальной психотерапии ноогенных неврозов по В. Франклу среди несовершеннолетней российской молодежи // Человек: преступление и наказание : материалы межвузовской научно-теоретической конференции адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов / Академия Федер. службы исполнения наказаний России. - Рязань, 2011. - С. 260-263.
4. Мягер, В.К. Семейная психотерапия [электронный ресурс] // иКЬ : http://dic.academic.ru - Дата обращения 03.05.2013.
5. Попов, Ю.В. Современная клиническая психиатрия / Ю.В. Попов, В.Д. Вид. -СПб. : Изд-во «Речь», 2000. - 402 с.
6. Синицкий, В.Н. Депрессивные состояния / В.Н. Синицкий. - Киев : Изд-во «Наукова думка», 1986. - 272 с.
REFERENCES
1. Dembo, A.G. (1981), Causes and Prevention of deviations in the condition and health of athletes, publishing house “Phiscultura i sport”, Moscow, Russian Federation.
2. Korkin, M.V, Lakosina N.D and Licko, A.E. (1995), Psychiatry: Textbook, publishing house Medicine, Moscow, Russian Federation.
3. Martolina M, Ya. (2011), “Conceptual points of existential psychotherapy noogenic neuroses by Frankl V. among underage Russian youth”, Man: Crime and Punishment: Materials Interuniversity scientific and theoretical conference adjuncts, job seekers, students, trainees and students. Ryazan: Academy of Russian Federal Penitentiary, pp. 260-263.
4. Myager V.K., Family psychotherapy, available at: http://dic.academic.ru.
5. Popov, Y.V., Vid, V.D. (2000), View Modern clinical psychiatry, Publishing House of the "Retch", St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Sinitskii, V. N. (1986), Depression, publishing house “Naukova dumka”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2013.
УДК 612.741
ПОВЫШЕНИЕ СИЛЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ СПОРТСМЕНА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Андрей Геннадьевич Беляев, аспирант,
Руслан Михайлович Городничев, доктор биологических наук, профессор, Вячеслав Николаевич Шляхтов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
Описан новый способ развития мышечной силы с помощью электромагнитной стимуляции (ЭМС) мышц на фоне их произвольного сокращения. В эксперименте участвовало 18 здоровых мужчин, которые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы, равные по силовым показателям. У испытуемых ЭГ во время тренировочных упражнений (плантарная флексия стопы) m. gastrocnemius подвергалась МС с частотой 5 Гц и интенсивностью стимула в 1,8 Тесла. Испытуемые КГ при выполнении аналогичных упражнений ЭМС не получали. Пятнадцатидневная тренировка привела к более значительному приросту силового вращательного момента у испытуемых ЭГ (19,4%) в сравнении с КГ. На шестой день после прекращения тренировок сила увеличилась еще на 9% у испытуемых КГ и на 6% у ЭГ. Предполагается, что более выраженное увеличение силовых возможностей в ЭГ происходит за счет активации высокопороговых двигательных единиц под воздействием ЭМС.
Ключевые слова: электромагнитная стимуляция, мышечная система, вращательный момент, ЭМГ - активность.