Научная статья на тему 'Невиновное причинение вреда при наличии экстремальных условий или нервно-психических перегрузок'

Невиновное причинение вреда при наличии экстремальных условий или нервно-психических перегрузок Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1646
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невиновное причинение вреда при наличии экстремальных условий или нервно-психических перегрузок»

между выполняемыми профессиональными функциями и поло-ролевыми представлениями, сложившимися стереотипами. Но, безусловно, требуются дополнительные исследования, глубже раскрывающие проблему профессионального і “сгорания” у мужчин-педагогов.

і Можно с уверенностью предположить, что у представи-W телей других профессий социального типа, с учетом содержательных аспектов выполняемой ими деятельности, развитие механизма “сгорания” будет отличаться своими специфическими особенностями. Например, профессиональная деятельность следователей, сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов, в самой природе которой заложены экстремальность и высокая стрессогенность, а так-- же острота и сложность проблем, с которыми приходится стал-.. киваться в процессе работы, может быстро привести к разви-. тию синдрома “эмоционального выгорания”. Вероятнее всего, что ведущее положение будет занимать фаза деперсонализации, с нарастающим чувством неудовлетворенности, опустошенности и усталости от собственной работы.

Самые общие рекомендации по предотвращению развития синдрома “сгорания” для представителей любых профессий социальной сферы заключаются в следующем:

1) культивирование других интересов, кроме профессиональных;

2) обязательным является поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой релак-

. ?сации, желательна аутогенная тренировка, что позволит значительно повысить стрессоустойчивость;

3) чтение не только профессиональной, но и другой литературы, доставляющей удовольствие, без ориентации на какую-либо пользу, наличие хобби;

4) не брать на себя чрезмерных обязательств;

5) удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно - других профессий) (5).

Представленные результаты эмпирического исследования развития механизма синдрома эмоционального “выгорания” и его связи с некоторыми индивидуальными факторами личности указывают на сложность и неоднозначность этого феномена.

s Механизм профессионального “выгорания” индивидуален для каждого работника. В целом он будет определяться особенностями профессиональной деятельности, спецификой протекания фаз синдрома “сгорания”, индивидуально-типологическими особенностями и личностными характеристиками, а также отношением к профессиональной деятельности. Важно отметить, что такие характеристики, как возраст и стаж, влияют незначительно на развитие “сгорания”. Обращает на себя внимание гендерный аспект развития механизма профессионального “сгорания: у женщин наблюдается высокая степень эмоционального истощения и формирование стереотипов профессионального поведения, уменьшающих эмоциональные затраты от выполняемой профессиональной деятельности, у мужчин отмечены сочетание редукции личностных достижений, осознание своей неуспешности и высокой внутренней напряженности, но при этом умеренная выраженность признаков “выгорания”.

У обследованных педагогов уровень профессионального стресса довольно высок. Ярко выражены не только признаки синдрома “выгорания”, но и деструктивные личностные изменения, отмечается эмоциональная напряженность, перегруженность нервной системы профессиональными стрессами, низкие показатели физического и психического здоровья.

Возможное объяснение этой проблемы мы видим, во-первых, в природных предпосылках к развитию синдрома “сгорания” (типологических свойств нервной системы), во-вторых, наличие предрасполагающих личностных качеств, в-тре-дъих, неблагоприятным климатом в рабочем коллективе и, наконец, неумением или незнанием использования приемов іпсихической саморегуляции или их несформированностью у испытуемых. Безусловно, “выгорание” обусловливается не

отдельными характеристиками, а целым комплексом факторов, требующих дополнительного и детального изучения.

Мы считаем, что исследования должны затрагивать другие социально-демографические характеристики, такие как: этническая и расовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты.

Болес глубокое детальное и комплексное исследование феномена “выгорания” в профессиях социального типа должно быть связано, прежде всего, с разработкой стратегий по предупреждению “выгорания”, а также программ коррекции уже имеющихся последствий этого синдрома.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: PerSc, 2000.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2001.

5. Качунас Р. Психологическое консультирование. - М., 2000.

6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1.

7. Рогинская Т.И. Синдром “выгорания” в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3.

8. Форманюк ТВ. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

9. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2003.

НЕВИНОВНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ НАЛИЧИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИЛИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ПЕРЕГРУЗОК

Л.Л. Арчибасова, ст. преподаватель

Учебный центр УВД Омской области

Современная эпоха, характеризующаяся постоянно ускоряющимся ритмом жизни, возрастающими психологическими нагрузками и ответственностью, предъявляет все большие требования к людям. Вместе с тем в уголовном законе эти требования достаточно смягчены. Перед юристами возникают новые проблемы: исследование совместно с психологами и физиологами особенностей поведения человека в стрессовых, экстремальных условиях. В УК России существует норма, затрагивающая круг отношений, регулируемых различными отраслями науки, в частности, психиатрией, психологией и уголовным правом. Речь идет о ст. 28 УК РФ, которая является новеллой уголовного законодательства. Конструкция части второй данной нормы выглядит следующим образом:

“Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам”.

Закрепление в законе случаев невиновного причинения вреда явилось необходимым и целесообразным, так как позволяет разрешить ряд проблемных ситуаций, имеющих зна-

<50

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

чение при решении вопросов по поводу привлечения лица к уголовной ответственности. Одновременно с этим нужно отметить, что наибольший интерес представляет собой сфера применения данной нормы. Это происходит в силу наличия множества профессий, которые можно назвать критическими. В них человек осуществляет свою деятельность в следующих экстремальных условиях: высокая температура; дефицит времени; недостаток информации; работа в условиях помех, во взрывоопасной среде; необходимость принятия оперативных решений при недостатке времени.

Для примера, в США в 1997 г. список критических профессий выглядел так: полицейский, частный охранник, таксист, тюремный служащий, бармен, врач-психиатр, служащий бензозаправки, продавец винно-водочной продукции, учитель средней школы, водитель автобуса (1,20). Было бы интересно ознакомиться с подобной российской статистикой. В процессе изучения данной темы аналогичных данных найти не представилось возможным. Однако можно предполагать, что одной из первоочередных сфер применения ст. 28 УК РФ является правоохранительная деятельность, представленная такими службами, как Министерство юстиции, МВД, ФСБ, особенно - специальными подразделениями (ОМОН - отряд милиции, предназначенный для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в общественных местах в условиях сложной оперативной обстановки; СОБР - специальный отряд быстрого реагирования и силовой поддержки оперативных и следственных мероприятий, освобождения заложников, пресечения актов терроризма и деятельности вооруженных групп; ГЗ - групп захвата и др.).

Известно, что правоохранительная деятельность насыщена ситуациями, отличающимися наличием в них факторов (специфических причин, обладающих силой влияния на людей и их деятельность), именуемых экстремальными. Сложность и ответственность задач правоохранительной деятельности требуют от сотрудников высокого внутреннего напряжения. Выполняя свои обязанности, сотрудники сталкиваются с различными психогенными факторами, иными словами, с событиями, обстоятельствами и условиями, которые оказывают сильное психологическое воздействие, могут многократно увеличивать внутренние трудности и сказываются на качестве действий. В правоохранительной деятельности часты ситуации, которым присущ комплекс психогенных факторов, имеющих значительную выраженность и силу. Подобные ситуации часто называют экстремальными, особыми, психологически трудными, напряженными, опасными и критическими.

К психогенным факторам, приводящим к наличию экстремальных условий и нервно-психических перегрузок, относятся:

- большая значимость решаемых задач;

- высокая ответственность;

- высокая цена ошибок и их последствий;

- риск, опасность, поражающие факторы (оружие в руках преступника, агрессивные действия правонарушителя и т.д.);

-дефицит времени, большая интенсивность деятельности и нагрузок, их длительность, зачастую - невозможность полноценного отдыха;

- внезапность, новизна, необычность обстоятельств предупреждения, раскрытия и расследования многих преступлений;

- помехи (шум, крики, жара, холод, темнота и др.);

- неприятные, травмирующие человеческую психику объекты, события (трупы, кровь, страдания потерпевших и др.);

- напряженность взаимоотношений с правонарушителями, их активное противодействие при пресечении, раскрытии и расследовании преступлений;

- конфликтность общения во многих служебных ситуациях, оскорбительные, а порой и провоцирующие высказывания и действия некоторых правонарушителей;

- длительное ожидание возможных резких осложнений обстановки, требующее постоянной бдительности и внутренней готовности (4, 7).

В последние годы наблюдается тенденция повышения уровня экстремальности правоохранительной деятельности, особенно в связи со значительным ростом активности и криминальной изощренности преступников, использованием ими оружия и других современных средств совершения преступлений. А.М. Столяренко все экстремальные ситуации разделяет по степени их экстремальности, сложности, напряженности на:

- нормальные, характерные для обычных трудностей, которые присущи повседневной деятельности;

- параэкстремальные, т.е. степень трудности заметно повышена, велика, напряжение, требующееся для их преодоления, приближается к предельным;

- собственно экстремальные - характеризующиеся высокими трудностями и нагрузками, требующие полной мобилизации сил и возможностей сотрудника, юриста;

-гиперэкстремальные - отличающиеся исключительными трудностями, требующие чрезвычайных усилий от человека, нередко превосходящие его возможности, но не допускающие пассивного созерцания, а обязывающие действовать “через не могу” (5, 380).

Практически все сотрудники правоохранительных органов систематически попадают в них. Даже простые действия, такие, как допрос, беседа, опрос, проверка документов из-за резкого слова могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, требующие от следователя, судьи, патрульного милиционера умения правильно принимать решения. Исходя из указанной классификации, можно предположить, что явления, подразумеваемые в ч. 2 ст. 28 УК РФ, могут включать в себя собственно экстремальные и гиперэкстремальные ситуации. Остальные же не характеризуются достаточной степенью сложности, чтобы исключать уголовную ответственность лиц, не сумевших принять правильное решение.

Наличие экстремальной ситуации оказывает на сотрудников отрицательное воздействие: вызывает растерянность, нерешительность, страх, ухудшение психических функций (оценки обстановки, сообразительности, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций), ослабление самоконтроля и самоуправления, снижение точности действий (5,381 -383). Особую актуальность в настоящее время имеет ситуация, развивающаяся на Северном Кавказе. Областные УВД в разные сроки формируют сводные отряды для отправки в данный per ион с целью обеспечения правопорядка и контроля за ним. Не стоит лишний раз говорить, что условия жизнедеятельности сотрудников в указанном регионе являются, без сомнения, гиперэкстремальными. Несмотря на то, что на этапе отбора сотрудники проходят тестирование на психологическую устойчивость и надежность работы в стрессовых и экстремальных условиях (2, 36), многие, тем не менее, оказавшись в экстремальных условиях, при наличии нервно-психических перегрузок, могут не справиться с собой и принять неправильное решение, в результате чего будет причинен вред охраняемым уголовным законом интересам. Поэтому, на наш взгляд, одной из сфер применения ч. 2 ст. 28 УК РФ следует рассматривать также и такой специфичный вид правоохранительной деятельности, как боевые действия. Этот вопрос достаточно актуален в настоящее время в связи с тем, что большое количество сотрудников ОВД находятся в Северо-Кавказском регионе. Специалисты Омской клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Солодникова констатировали, что часть военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, обнаруживают различные отклонения, отражающие разную глубину расстройств - от психологического до психопатологического уровня.

Известно, что еще в 1927 г. П.Б. Ганнушкин описал форму так называемой, “нажитой психической инвалидности” у молодых революционеров, работающих в напряженных условиях “без сна и отдыха”, не считаясь с личным временем. По данным Государственного научного центра социальной и

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

51

судебной психиатрии им. В.П. Сербского, при анализе психофизического состояния лиц, участвовавших в составе военного контингента в боевых действиях в Чеченской Республике, выявлено, что у части этих лиц при психологическом обследовании состояние было расценено как “расстройство адаптации со смешанной тревожно-депрессивной реакцией”. Они обнаруживали комплекс неврастенических расстройств, утомляемость, расстройство сна, снижение концентрации внимания и т.д. (3, 33).

Одним из своеобразных механизмов, лежащих в основе поведения лица, в результате которого наступили вредные последствия, можно отметить срабатывание комплекса так называемых “автоматизированных действий”, когда увиденная картина противоправных действий или агрессивная мимика другого лица могут спровоцировать приступ ярости, реализуемый в агрессивных, разрушительных действиях. Эти действия могут быть квалифицированы как убийства и привидение тяжкого вреда здоровью, т.е. ст.ст. 105, 111 УК РФ. Специалисты ОКПБ им. Н.Н. Сододникова, говоря о вариантах возможных судебно-экспертных решений, отмечают, что значительная часть военнослужащих признавались в ходе судебно-психиатрического экспертного обследования вменяемыми, поскольку большинство экспертных случаев составили все же расстройства непсихотиче.ского уровня. 78% лиц, совершивших тяжкие правонарушения, были признаны вменяемыми, в 12% случаев была применена ст. 21 УК РФ (“невменяемость”), а в 10% случаев были найдены основания для применения ст. 22 УК РФ (“уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость”). В этой статистике мы не видим данных, исключающих уголовную ответственность сотрудников правоохранительных органов по основанию ст. 28 УК РФ, что, на наш взгляд, сложилось из-за недостаточного толкования данной нормы. Несмотря на это, необходимо привлечь внимание к данному положению как специалистов, проводящих подобные обследования, так и самих сотрудников ОВД, поскольку наличие эк-

стремальных условий или нервно-психических перегрузок в правоохранительной деятельности является неоспоримым фактом. При наличии обозначенных признаков эксперт может констатировать у субъекта такое состояние психики, при котором человек не способен адекватно реагировать на окружающую обстановку и принимать правильные решения по ряду объективных и субъективных причин.

В заключение отметим, что служба в правоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режиме огромного напряжения. Повседневная служба подразумевает наличие неблагоприятных для здоровья и опасных для жизни сотрудника стрессовых и психогенных факторов, а участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе носит еще более экстремальный характер. На этом фоне необходимо учитывать наличие в уголовном законодательстве нормы, затрагивающей данный круг отношений.

,rV ЛИТЕРАТУРА

;n 1. Дресвянин С.Л. Можно ли снизить потери? // Психопеда-г!огйка;в правоохранительных органах. - 2003. - № 2(20).

2. Караваев А.Ф. Формирование морально-психологического климата сводных отрядов для работы в зоне ЧП // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Мат-лы Всерос. науч.-метод, конф. - Омск, 1995.

3. Медикопсихологические, психиатрические и социальные

аспекты последствий участия в региональных вооруженных конфликтах, наблюдаемые в практике проведения судебно-психиатрической экспертизы // Сборник материалов Областной научно-практической конференции “Психолого-психиатрические и социальные аспекты оказания помощи участникам боевых действий и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях”. - Омск, 2004. !

4. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД: Учебное пособие. - М., 1987.

5. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. -М„ 2000.

й

6

52

Психопедагогика-в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.