Научная статья на тему 'Некоторые проблемы психологической реабилитации сотрудников ОВД'

Некоторые проблемы психологической реабилитации сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2000
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИКИ ОВД / PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / EXTREME CONDITIONS OF ACTIVITY / CID PERSONNEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубак Е. А.

Экстремальность как психосоциальное явление и проблема психологической реабилитации людей, функционировавших в экстремальных условиях, приобретает большое значение и требует внимания и особого отношения к ней общества в целом и специалистов-профессионалов в частности, от которых зависит успешность как самой деятельности, так и последующей реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Problems of Psychological Rehabilitation of CID Personnel

Extreme conditions as a psycho-social phenomenon and the problem of psychological rehabilitation of people who function under extreme conditions has acquired great significance and demands attention of the society as a whole and the attention of those experts on whom the success of both the activity itself and the subsequent rehabilitation depends.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы психологической реабилитации сотрудников ОВД»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Е. А. Дубак

Экстремальность как психосоциальное явление и проблема психологической реабилитации людей, функционировавших в экстремальных условиях, приобретает большое значение и требует внимания и особого отношения к ней общества в целом и специалистов-профессионалов в частности, от кото-рык зависит успешность как самой деятельности, так и последующей реабилитации.

Ключевые слова: психологическая реабилитация, экстремальные условия деятельности, сотрудники ОВД.

В экстремальный условиях сотрудники органов внутренних дел вытолняют чрезвыиайно сложные задачи, требующие от них полной отдачи физических, психологических и духовнык сил (2-4). Они несут повышенную моральную ответственность, что требует психологической устойчивости, самообладания, уверенности в себе. Сотруднику необходимо уметь быстро мобилизоваться, эффективно действовать, добиваться необходимого результата, уметь восстановиться за ограниченный промежуток времени, быггь подготовленным к сложным ситуациям, уметь регулировать свое психическое состояние.

Анализ различнык подходов к характеристике напря-женнык, особык, чрезвыгаайнык, сложных, критических, гиперстрессовых ситуаций позволяет сделать вытод, что все они могут быть сведены к понятию экстремальных. К экстремальным ситуациям предлагается относить ситуации, которые создают опасность здоровью и жизни человека.

Экстремальными (от лат. ех1гешш - крайний) называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.

Исследователи деятельности сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях классифицируют стрессогенные факторы по следующим характеристикам:

- особенностям психосоциальной мотивации, повседневной напряженности, экстремальных условий, семейной жизни, морально-нравственным, смешанно-

го происхождения (уход на пенсию и адаптация к новым условиям, болезнь и т. д.);

- времени действия: кратковременного (от нескольких часов до нескольких суток), длительного (от нескольких месяцев до нескольких лет), а также темпу и скорости протекания;

- характеру действия на органы чувств: визуальнопсихологического (наблюдение смерти, контакта с раненым или впавшим в панику человеком, взрывы и др.), слухового (вибрация, удары воздушной волны) и пр. (11; 13; 14; 16).

По степени экстремальности различают ситуации:

- нормальные - обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие опасности, требующие обыгчной активности и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности, в подобных ситуациях отсутствуют указанные признаки, поэтому они не относятся к экстремальным;

- параэкстремальные - близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение;

- экстремальные - характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением. В этой ситуации возможно снижение успеха, срыва действий, наступление нежелательных последствий;

- гиперэкстремальные - вызывающие внутренние физические и психологические нагрузки, часто превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обыгчное поведение и действие, часто приводящие к опасным последствиям.

Существует множество классификаций экстремальных ситуаций (2; 8; 12; 15).

Военные психологи в основу классификации включили факторы, психологически влияющие только на боевую деятельность войск, по признакам:

- специфичности-неспецифичности для боевой обстановки. Специфические «боевые стрессоры» - угроза жизни и физической целостности человека, ранения, контузии, увечья, радиационное облучение (ожоги), гибель близких людей и сослуживцев, картины смерти и человеческих страданий, физическое уничтожение солдат противника, события, унижающие честь и достоинство воина. Неспецифические (присущие военным и любым другим стрессовым ситуациям) - длительная напряженная деятельность, резкие и неожиданные изменения, тяжелые экологические условия и др. (2-8);

- «внешние-внутренние», первые, в свою очередь, подразделяются на социальные и боевые. Социальные

признаны решающими, так как к ним относятся оценка гражданами войны, армии, противника; сплоченность воинского подразделения, четкое и авторитетное руководство. Под боевыми факторами понимаются вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, надежность средств защиты; временные, природно-географические, погодно-климатические условия; объем и соотношение потерь сторон, изоляция, интенсивность боевых действий, нарушение жизнедеятельности (сна, отдыха, приема пищи, иных условий). Внутренние факторы обусловлены физиологическими (тип нервной системы) и психологическими свойствами личности (темперамент). Особо выщеляются вторичные психологические факторы боя (опасность, внезапность, неожиданность, новизна, дефицит времени и информации, потери и дискомфорт, участие в насилии и др.) (1);

- непосредственного воздействия - «стрессоры» непосредственного эмоционального воздействия (опасность, внезапность и др.) и опосредованного (дефицит времени и увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность решений, избыток информации) (12).

Психологическая реабилитация является неотъемлемой частью системы психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел после функционирования в экстремальных условиях, одним из приоритетных направлений деятельности психологов (10; 11).

Психологическая реабилитация - комплекс психодиагностических, психолого-педагогических, медикопсихологических (восстановительнык и психокоррекционных) мероприятий, реализуемых непосредственно во время или после работы в экстремальных условиях и направленных на восстановление оптимального психического состояния и профессиональной работоспособности сотрудников, повышение уровня их психологической подготовленности, ускоряющих реадаптацию к условиям обыгчной жизнедеятельности и повседневной службы.

Основные задачи социально-психологической реабилитации: оценка психофизиологического состояния сотрудников после функционирования в экстремальных условиях; определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление работоспособности.

Стратегия социально-психологической реабилитации, безусловно, требует соблюдения основных ее принципов:

1. Профессиональность: мероприятия должны проводить врачи и психологи, имеющие специальную подготовку по оценке функционального состояния человека и владеющие методами социально-психологической коррекции и психологического обследования.

2. Обоснованность: подбор надежных, доступный и оптимальных методов медико-психологической реабилитации, проверенных многолетней практикой, с учетом особенностей функционального состояния сотрудников.

3. Индивидуальный подход: учет уровня снижения профессионально важных качеств, наличия патохарак-

терологических изменений личности, восприимчивости и переносимости различных медико-психологических методов.

4. Непрерывность и оптимальная длительность: начало с момента возвращения из служебной командировки и продолжение до нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важный качеств.

Суммирование отраженного в научных трудах практического опыта позволило выщелить три основных этапа социально-психологической реабилитации.

1. Диагностический - оценка психологического состояния сотрудников, их психологических особенностей, определение уровня физиологических резервов систем организма и напряжения процесса психической адаптации. Определение степени и характера психоэмоциональных нарушений, отклонения и особенностей познавательных и психических способностей - памяти, внимания и мышления.

2. Лечебно-восстановительныш - конкретизация индивидуального подхода, основанного на наличии психоэмоциональных нарушений, осуществление подбора психотерапевтического воздействия с периодическим контролем динамики психического статуса и коррекции лечебных мероприятий.

3. Профессионально-восстановительный (социальная адаптация) - определение степени готовности к профессиональной деятельности и работоспособности.

Основным содержанием перечисленный этапов стал комплекс мероприятий социально-психологической реабилитации, который представляется как неразрывное единство трех основных направлений: 1 - психофизиологические; 2 - психо коррекционные; 3 - социальнопсихологические.

В МВД России действует комплексная программа медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, вытолняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2004 г. № 273. Программа регламентирует объем и порядок осуществления организационных, медико-психологических, социально-психологических мероприятий, определяет источники финансирования, ответственных должностных лиц и этапы реабилитации, содержание психологического обеспечения, формы и методы медико-психологической работы.

Основными задачами Программы являются осуществление мероприятий по психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация комплекса психокоррекционных, восстановительных и лечебно-профилактических мероприятий с сотрудниками, имеющими функциональные нарушения и посттравматическую стрессовую симптоматику, обучение сотрудников методам и приемам саморегуляции психического состояния в повседневной деятельности и в экстремальной обстановке.

Психологическая реабилитация сотрудников органов внутренних дел осуществляется на протяжении многих

лет специалистами, которые на должном уровне проводят ее, тем не менее остаются определенные проблемы.

1. Существуют два представления о влиянии экстремальной ситуации на функционирование человека в целом. Сторонники первого подхода считают, что экстремальная ситуация разрушительно воздействует на человека (такое мнение преобладает среди сотрудников ОВД), сторонники второго подхода считают, что напряжение различного содержания и экстремальная ситуация мобилизуют, помогают оптимальному использованию всех ресурсов организма и способствуют переходу человека на качественно иной уровень. Отсюда вытекает необходимость индивидуального подхода: одному человеку нужна реабилитация, другому - помощь в реадаптации. Человек, которому часто приходится находиться в трудных ситуациях, способен выфаботать навыки адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще, внутренней необходимостью жизни которого в то же время является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т. е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

А. М. Столяренко справедливо считает, что отношение к любому экстремальному событию только как негативному в жизни человека ошибочно с позиций фило-и онтогенеза человека. Развитие человеческих свойств шло в истории человечества и происходит в каждом индивиде в процессе преодоления противоречий между требованиями жизни и наличными возможностями и ведет к совершенствованию возможностей. Он указывает, что экстремальность - показатель особого состояния системы «человек в ситуации», изменяющейся в определенном диапазоне, в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком (15).

2. Необходима качественная подготовка к функционированию в экстремальный условиях деятельности. По мнению В. Н. Смирнова (14), экстремальные условия негативно действуют только на неподготовленных или подготовленных не в должной мере отдельных сотрудников и функциональные группы в целом. На подготовленных сотрудников и группы эти условия действуют как дополнительный обучающий фактор, который повышает их боеготовность. В процессе обучения следует: использовать возможности моделирования условий, приближенных к служебно-боевым (тренировка выносливости в сложных метеоусловиях, принятие на себя повышенной ответственности за результаты своих действий и действий группы); сочетать повышенные физические нагрузки с монотонными действиями в нестандартных, предбоевых условиях, связанных с риском для жизни, с напряженными интеллектуальными действиями; использовать боевые условия для формирования и развития самоконтроля (приемы самоприказа, само-

внушения, самоподкрепления), бдительности, навыков психологического воздействия на правонарушителей и граждан.

В процессе подготовки требуется использовать специально создаваемые стрессовые ситуации для повышения психологической устойчивости и эффективности деятельности сотрудников, т. е. сделать «стресс» рабочим, в помощь сотрудникам и профессиональным группам, действующим в экстремальных условиях.

3. Требуется обеспечение непрерывности процесса реабилитации. Начало - с момента возвращения из служебной командировки и продолжение - до нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важных качеств у тех сотрудников, которым она необходима. Непрерывность этого процесса нарушается из-за отсутствия возможности отрыва от исполнения служебных обязанностей (непонимание многими руководителями необходимости), из-за менталитета и/или возможной защитной реакции сотрудников («все пройдет само собой»). Однако для успешной реабилитации необходимы желание и запрос сотрудника, поэтому появляются трудности в проведении этих мероприятий.

4. Важное условие для предотвращения ПТСР-симп-томатики - сохранение или быстрое восстановление и гармонизация морально-нравственной сферы, чему способствуют социальная поддержка со стороны общества, окружающих людей, прочное финансовое положение, социальный статус.

5. Существует материальная проблема проведения реабилитационных мероприятий по месту службы -отсутствие кабинетов психологической регуляции, оборудования.

Уделяя большее внимание и решая практически вопросы психологической реабилитации сотрудников ОВД, деятельность которых протекает в экстремальных условиях, можно значительно повысить качество реабилитационных мероприятий, что будет повышать эффективность профессиональной деятельности и сохранения здоровья личного состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984.

2. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - М., 1983.

3. КороленкоЦ. П. Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации к экстремальным условиям. - Л., 1978.

4. Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. - Л., 1978.

5. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. -М., 1989.

6. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М., 1979.

7. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: методическое пособие / под общ. ред. В. М. Бурыкина. - М., 2004.

8. Панюкова Ю. К. Экстремальное пространство: психические состояния и возможности адаптации человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2002. -№ 1(17).

9. Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и жизнедеятельности // Мир психологии. - 2006. - № 4.

10. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - Москва-Минск, 2002.

11. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.

12. Салтрукович Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях: учебное пособие. - Пермь, 2001.

13. Селье Г Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.

14. Смирнов В. Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. - Домодедово, 2005.

15. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов. - М., 2002.

16. ЧерниловВ. И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность и проблемы становления в органах внутренних дел // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД. - М., 1992.

17. Човдырова Г. С., Клименко Т. С. Социально-психологические пути повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД и ВВ в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 1(5).

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

А. М. Абдрахманова

В работе представлен обзор современной литературы, затрагивающей проблему энцефалопатии атеросклеротического и гипертонического генеза.

Ключевые слова - атеросклеротическая энцефалопатия, гипертоническая энцефалопатия.

Хронические сосудистые заболевания головного мозга являются сложной научной, медицинской и социальной проблемой. Последствия этих заболеваний отрицательно сказываются на экономике страны и жизни общества в целом, снижают качество жизни больных и их семей. Для хронических форм цереброваскулярных заболеваний в действующей МКБ-10 выщелены1 следующие рубрики - церебральный атеросклероз, гипертен-зивная энцефалопатия и другие неуточненные поражения сосудов мозга, включая хроническую ишемию мозга и неуточненную цереброваскулярную болезнь.

За рубежом хронические формы цереброваскулярных заболеваний сводят в основном к сосудистой деменции. Среди этиологических факторов центральное место отводится артериальной гипертензии и атеросклерозу, а также их сочетанию. Распространенность артериальной гипертензии в России очень высока и встречается у 40% населения, как у мужчин, так и у женщин. В 95% случаев речь идет о гипертонической болезни, в то время как артериальная гипертензия вышвляется только у 5% больных. В настоящее время отмечается увеличение числа заболеваний атеросклерозом, его доля состав-

ляет около 80%. Возраст больных 50-60 лет, у мужчин он встречается значительно чаще. Около 50% случаев патологии ветвей дуги аорты сочетается с артериальной гипертензией.

Г ипертоническая энцефалопатия встречается в виде двух форм. Острая гипертензивная энцефалопатия возникает на фоне тяжелой длительной артериальной гипертонии или в результате быстрого подъема АД до очень высоких цифр, иногда это происходит в результате отмены гипотензивных препаратов или при приеме больными артериальной гипертензией препаратов, повышающих АД, а иногда при заболеваниях, которые могут приводить к неожиданным подъемам АД до высоких цифр (феохроцитома, токсикоз беременных, расслоение аорты). Заболевание развивается быстро -в течение нескольких часов на фоне диастолического АД 120 мм рт. ст. и выше появляется диффузная головная боль, тошнота, рвота, мерцание перед глазами, галлюцинации, иногда нарушение зрения. Возможно нарушение сознания, вплоть до комы, психомоторное возбуждение, развитие эпилептических припадков. Другой формой поражения структур головного мозга при артериальной гипертензии является поражение вещества головного мозга, связанное с плохо контролируемым повышением АД, обусловливающим дефицит кровообращения в сосудах, а именно хроническая гипертензивная энцефалопатия.

В клинической картине хронической гипертонической энцефалопатии выщеляют три стадии.

При первой стадии доминируют жалобы на общую слабость, утомляемость, эмоциональную лабильность, нарушения сна, снижение памяти и внимания, головные боли. Данные симптомы поддаются медикаментозной коррекции.

При второй стадии усугубляются субъективные жалобы - углубление нарушений памяти, снижение функции внимания, нарастание интеллектуальный и эмоциональных расстройств, значительное снижение работоспособности. У части больных вышвляются подкорковые нарушения и нарушение походки (шаркающая, семенящая походка), а неврологическая симптоматика уже отчетливо делится на синдромы (пирамидный, дискоор-динаторный и др.), причем доминирует один неврологический синдром. Профессионализм и социальная адаптация больных снижаются.

При третьей стадии количество жалоб уменьшается, что обусловлено снижением критики больного к состоянию. Сохраняются жалобы на снижение памяти, шум в голове, неустойчивость при ходьбе, нарушение сна. Для этой стадии характерны четко очерченные дискоорди-наторный, псевдобульбарный, пирамидный синдромы. Чаще наблюдаются пароксизмальные состояния - падения, обмороки, эпилептические припадки. Выфаженныге когнитивные нарушения приводят к нарушению социальной и быгтовой адаптации, утере работоспособности.

В клинической картине атеросклеротической энцефалопатии также выщеляют три стадии.

При первой стадии отмечено четкое преобладание субъективных жалоб над объективной симптоматикой. Явления астении имеют преимущественно гиперстени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.