Научная статья на тему 'Экстремальная психология б деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Экстремальная психология б деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1831
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.О. Котенев, Я.Я. Белик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремальная психология б деятельности сотрудников органов внутренних дел»

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов вузов. -Ростов н/Д: Феникс, 1996.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.,

1998.

8. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.:МГФ Знание, 1996.

10. Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. — 1994. —№3.

11. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Учеб. пос. для спецкурса. - Пермь, 1971.

12. Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право. — СПб., 1993.

13. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности.-СПб., 1996.

14. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. - Л., 1977.

15. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -Л., 1989.

16. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование / Анализ и комментарии О. Ксенд-зюк. - Одесса: Хаджибей, 1995.

17. Action & self-development: Theory a. research through the life span / Ed.: J. Brandtstadter. — Thou sand Oaks: Sage,

1999.-XX.

18. Magyar K.M., Prange P. Zukunft im Kopf: Wege zum visionären Unternahmen. — Freiburg: Haufe, 1993.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Б ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ I ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Канд. психол. наук, доценты

И.О. Котенев, Я.Я. Велик

Академия управления МВД России,

г. Москва

Специальный курс "Экстремальная психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел" предназначен для расширения психолого-управленчес-ких знаний у слушателей факультета с учетом современных данных психологической науки об особенностях поведения и деятельности людей при работе в экстремальных условиях1. Он разработан на основе многолетних исследований, проводившихся на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами при непосредственном участии авторов, изучения отечественного и зарубежного опыта работы психологов с людьми, чья профессия отличается повышен-

ным риском. В нем также обобщен и систематизирован практический опыт службы ОВД по психологическому обеспечению деятельности личного состава в экстремальных условиях.

Спецкурс имеет следующие цели:

1. Овладение слушателями комплексом дополнительных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной организации работы с личным составом и оптимизации межличностного взаимодействия в процессе управления подразделениями, несущими службу в экстремальных условиях.

2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности личности руководителя, ее психологической подготовленности и эмоциональной устойчивости при работе в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.

Конкретными задачами курса являются:

1. Сформировать у слушателей научные представления о закономерностях психической деятельности сотрудников ОВД, проявляющихся в экстремальных условиях.

2. Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на личный состав при работе в экстремальных условиях.

3. Сформировать у слушателей необходимые навыки психической саморегуляции, оказания психологической само- и взаимопомощи при работе в экстремальных условиях.

4. Ознакомить слушателей с целями, задачами и организацией психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, основными направлениями работы психолога на этапах подготовки, сопровождения и реадаптации сотрудников после выполнения задач в экстремальных условиях.

5. Выработать у слушателей готовность к практическому использованию данных экстремальной психологии в процессе решения оперативно-служебных задач и организации работы с личным составом, привлекаемым для их решения в экстремальных условиях.

Спецкурс рассчитан на 20 часов, из которых лекции — 6 часов, семинары — 2 часа, практические занятия — 6 часов, тренинги, "круглый стол" — 6 часов. Изучение спецкурса завершается зачетом.

Тема 1. Предмет экстремальной психологии как междисциплинарной области знания. Современные научные данные о поведении и деятельности людей в экстремальных условиях (всего — 2 ч., лекции — 2 ч.).

Подходы к определению предмета экстремальной психологии. О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, особые условия, экстремальные условия. Современные научные данные о

1 При характеристике экстремальных условий (ситуаций) в психологической литературе обычно используются такие термины, как "сложные", "трудные", "критические", "чрезвычайные", "психогенные", "сверхэкстремальные", "гиперстрессовые" и др. Экстремальные (особые) условия в деятельности сотрудников ОВД возникают под воздействием криминальных чрезвычайных обстоятельств, а также некриминальных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Таким образом, под экстремальными условиями в данном курсе понимаются обстоятельства и ситуации как криминального, так и не криминального характера, общей особенностью которых является их чрезвычайность, что предъявляет повышенные психофизиологические требования к индивиду или группе, работающим в этих условиях.

поведении и деятельности людей, находящихся в экстремальных условиях. Основные виды психологических последствий воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, их краткая характеристика. Экстремальность в деятельности сотрудников ОВД. Экстремальная психология в деятельности руководителя ОВД. Экстремальная психология как сфера деятельности практического психолога. Понятие психологического обеспечения, его цели и задачи.

Тема 2. Система психологического обеспечения деятельности подразделений ОВД в экстремальных условиях (всего — 2 ч., лекции — 2 ч.).

Целостный характер психологического обеспечения деятельности личного состава. Принципы организации психологического обеспечения в экстремальных условиях. Этапность, непрерывность и преемственность мероприятий психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической реабилитации. Понятие "стресс-менеджмента". Роль руководителя ОВД в организации психологического обеспечения деятельности подразделений в экстремальных услових. Опыт психологического обеспечения в органах внутренних дел, во внутренних войсках МВД России и Вооруженных Силах Российской Федерации, накопленный в условиях вооруженных конфликтов.

Тема 3. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях (всего — 4 ч., семинары — 2 ч., практич. занятия — 2 ч.).

Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность человека к деятельности в экстремальных условиях. Морально-психологические и профессионально-психологические факторы готовности. Психологические аспекты повышения готовности личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах. Мотива-ционно-эмоциональные и операционно-деятельност-ные компоненты психологической готовности. Навыки и умения обеспечения личной профессиональной безопасности при работе в экстремальных условиях. Организация предварительной психологической подготовки (включая необходимость специального психологического отбора) подразделений, направляемых для решения задач в особых условиях. Программа и конкретные методики специальной психологической подготовки личного состава. Мероприятия психологической подготовки, осуществляемые непосредственно в период пребывания в "горячих точках".

Тема 4. Типы психологических реакций и варианты дезадаптивных психических состояний, возникающих у сотрудников ОВД в экстремальных условиях: методы их профилактики (всего — 2 ч., практич. занятия — 2 ч.).

Характеристика стрессогенных факторов, воздействующих на личный состав при несении службы в экстремальных условиях. Психологические особенности природных, техногенных, социально-полити-

ческих чрезвычайных обстоятельств и криминальных чрезвычайных ситуаций. Психическая адаптация и дезадаптация. Понятия "защитных механизмов", "адаптационного резерва", "зоны стабильности". Классификация дезадаптивных состояний, возникающих у сотрудников в экстремальных условиях. Когнитивные, эмоциональные, физиологические и поведенческие проявления дезадаптивных состояний. Связь психических состояний с эффективностью деятельности. Профилактика кризисных психических состояний в экстремальных условиях. Индивидуальные и групповые методы психологической коррекции. Методики психической саморегуляции. Значение психологической само- и взаимопомощи в подразделении. Роль личности руководителя как фактор психологической поддержки. Организация психологического сопровождения личного состава и деятельность отделений (отделов) психологического обеспечения в "горячих точках".

Тема 5. Социально-психологические факторы, воздействующие на морально-психологический внут-ригрупповой климат подразделений в экстремальных условиях (всего — 2 ч., лекции — 2 ч.).

Социально-психологическая характеристика подразделений ОВД, несущих службу в экстремальных условиях. Учет психологических факторов в процессе комплектования группы. Проблема руководства и лидерства, формальной и неформальной организации. Особенности межличностного общения и групповой динамики, их учет в деятельности руководителя. Социально-психологические факторы, оказывающие воздействие на морально-психологический внутри-групповой климат в экстремальных условиях. Социально-психологические барьеры межгруппового взаимодействия. Учет данных этнической и кросс-куль-туральной психологии в деятельности подразделен ий ОВД в "горячих точках". Предупреждение и разрешение конфликтов.

Психологические аспекты воздействия общественного мнения на личный состав и взаимодействия с представителями СМИ. Информационно-психологическое противодействие со стороны организованных преступных групп и возможные меры по его нейтрализации.

Тема 6. Психологическая коррекция постстрессовых нарушений и психо-социальная реабилитация сотрудников ОВД после несения службы в экстремальных условиях (всего — 4 ч., практич. занятия — 2 ч., "круглый стол" — 2 ч.).

Психологические последствия несения службы в экстремальных условиях. Понятие ПТСР ("афганский", "чеченский" синдром). Трансформация личности и ее поведенческие проявления у участников боевых действий, других ЧС. Профилактика, диагностика, психологическая коррекция, реабилитация Дебрифинг стресса критического инцидента, психологическая поддержка и реабилитация. Соотношение последствий психической травматизации с последствиями ранений, травм и контузий. Пленники и заложники: "психология выжившего". Организация и

методы психологической работы с сотрудниками "группы риска".

Тема 7. Совершенствование психологического обеспечения деятельности подразделений ОВД в экстремальных условиях (всего — 4 ч., "круглый стол" — 4 ч.).

"Круглый стол" посвящен обсуждению опыта организации психологического обеспечения подразделений ОВД в различных экстремальных условиях.

Планируется проанализировать и обобщить региональный опыт и проблемы организации психологического обеспечения деятельности ОВД. На обсуждение участников выносятся наиболее проблемные вопросы деятельности психологической службы в сфере экстремальной психологии. Слушателями формулируются предложения по совершенствованию психологического обеспечения подразделений, командируемых в зоны чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ МВД России № 20 от 12.01.96г. "О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах".

2. Приказ МВД России № 376 от 19.06.97г. "Об организации психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД, включенных в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона".

3. Приказ МВД России №552 от 09.09.98г. "О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 15.09.97г. №606".

4. Лбдурахманов P.A. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Пси-хологичекий журнал. — 1992. — № 1. — С. 131-134.

5. Александровский ¡O.A., Лобастое О.С., СпивакЛ.И, Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991.

6. Андреев И.В. и соавт. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях: Методическое пособие. -М.: Академия МВД России, 1996.

7. Андреев H.H. Психодиагностика и возможность прогноза дезадаптивных реакций сотрудников ОВД в боевой обстановке / Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД г. Москвы. — М.: Академия МВД РФ, 1997.

8. Андреев Н.В., Вахов В. П., Козловский И.И. и др. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников. Метод. рекомендации. — М.: МВД России, Учебно-методи-ческий центр, 1995.

9. Андреев Н.В., Свирская И В. Переговоры в "ситуации заложника", характеристика мотивов, личности и группы преступников. — М.: Академия МВД, 1995.

10. Андреев Н.В., Хохлова Н.Г. Изучение проявлений стресса и проблемы психологического обеспечения деятельности сотрудников ОМОН ГУВД г. Москвы в экстремальных ситуациях // Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов ВНИИ МВД РФ.-М., 1995.

11. Асаулова Л. Найдем ли "таблетку" от стресса? // Милиция. — 1998. — Сентябрь-октябрь.

12. Велик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: Научно-аналитический обзор. - М.: Академия МВД СССР, 1988.

13. Велик Я.Я. Учебная книжка для слушателей по факультативному курсу "Приемы и методы психической саморегуляции". -М.: Академия МВД СССР, 1989.

14. Большакова О.В. Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД (на материале УВД Тверской области): Автореф. дис... канд. психол. наук. — Тверь: ТГУ, 1998.

15. Вахов В.П., Волков В.Н., Колос И.В., Назаренко Ю.В., Калманов Г. Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. — Домодедово, 1992.

16. Воробьев А.И. Разработка методов и средств профилактики боевой психической травмы в армии США // Военно-медицинский журнал. — 1993. — №12.

17. Воробьев А.И. Синдром посттравматического стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму // Военно-медицинский журнал. — 1991. — №8.

18. Ещенко Н.Г. Негативные психические состояния в деятельности сотрудников СОБР и пути преодоления их последствий: Автореф. дис... канд. психол. наук. —Тверь, ТГУ, 1997.

19. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М.: Наука, 1985.

20. Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: Практ. пос. — Самара, 1997.

21. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М„ 1992.

22. Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях: Приложение к "Вестнику передового опыта".— Свердловск, 1975.

23. Котенев И.О Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях: Метод, пос. — М.: Академия МВД России, 1996.

24. Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ (МВД России, ГУК), 1996, —№3.

25. Кравченко Л. И тогда у меня вырастают крылья // Милиция. — 1998. — Июль.

26. Кучер А., Крохмалев А., Соловьев И. Пройти и преодолеть.— Пермь, 1999.

27. Лапшин Е.В., Котенев И.О. Опыт и проблемы психологического обеспечения деятельности подразделений ОВД в условиях вооруженного конфликта//Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. - 1996. — № 2.

28. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М.: Политиздат, 1989.

29. Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-воМГУ, 1993.

30. Марьин М.И., Ловчан С.И., Леей М.В. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Метод, пос. — М.: ВНИИПО, 1999.

31. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач: Метод, пос. — М.: УРЛС ГКВВ МВД России, 1997.

32. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. — М.: Академия МВД России, 1995.

33. Никонов В.П., Козловский И.И. Психологическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного

положения: (Северо-Кавказский регион) / Безопасность: Информационный сборник. - 1995. — № 7-8.

34. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД города Москвы. — М.: Академия МВД РФ, 1997.

35. Рабочая книга психолога внутренних войск / Под ред. С.Ф.Кавуна. — М.: ГКВВ МВД России, 1997.

36. Романович Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Лекция. — Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1988.

37. Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. — 1989. — №4.

38. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М.: Академия МВД СССР, 1987.

39. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пос. — М.: Юрайт, 2000.

40. Стрелъченко А.Б., Човдырова Г.С. Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях//Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 1 (3).

41. СъединС.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия воздействия боевой обстановки.— М.: Министерство обороны РФ, 1992.

42. Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. — 1996. — № 1 (2).

43. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М.( 1995.

44. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях: Монография, — М.: ВНИИ МВД России, 1998."

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА МАКАРОВА КУРСАНТОВ НА ЭТАПЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

Доктор пед. наук, проф. Н.В. Астафьев,

СибЮИ МВД России Канд. пед. наук, доцент А.П. Дуров, преподаватель О.О. Осипов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омская академия МВД России

В соответствии с учебными планами для юридических учебных заведений, объем учебной нагрузки по дисциплине "Огневая подготовка" на период обучения по курсу "Первоначальная профессиональная подготовка" составляет 20 часов и включает лекционные занятия (8 часов) и практические занятия (12 часов). Практические занятия распределяются следующим образом: 4 часа предусмотрено на изучение назначения, боевых

свойств, устройства автоматов Калашникова (АКМ и АК-74), а также на изучение приемов и правил стрельбы из автомата; 8 часов — на изучение назначения, боевых свойств, устройства 9-мм пистолета Макарова (ПМ), а также приемов и правил стрельбы из пистолета. Учебное занятие по изучению приемов и правил стрельбы из пистолета, проводимое по расписанию, предусматривает изучение материальной части ПМ, порядка заряжания пистолета, порядка неполной разборки и сборки после нее, правил чистки и смазки, отработку приемов изготовки к стрельбе и производства выстрела.

У курсантов, поступивших на первый курс обучения, отмечено практически полное отсутствие умений и навыков по выполнению прицельного выстрела. Данное обстоятельство объясняется отсутствием в программах общеобразовательных школ учебной дисциплины «Начальная военная подготовка», что усложняет процесс обучения. В этой связи кафедрой вооружения и стрельбы ОмА было принято решение о восполнении этого пробела проведением одного дополнительного занятия.

Оценивать результаты в стрельбе из пистолета из положения стоя, с руки по условиям первого упражнения КС-98 (выбить 25 очков на отлично, 21 очко — на хорошо и 18 очков — на удовлетворительно), после шести часов практических занятий, считаем неправильным. На наш взгляд, целесообразно разработать шкалы оценок, которые будут адекватны уровню их подготовленности и действительны только для этапа обучения "Первоначальная профессиональная подготовка". Практика показывает, что в пользовании преподавателя должно быть два вида шкал оценок огневой подготовленности: одна шкала с оцениваемым показателем «Количество попаданий в цель», другая — с оцениваемым показателем «Количество выбитых очков». При этом, по нашему мнению, должно соблюдаться условие адекватности шкал друг другу, т.е. распределение курсантов по уровням достижений при использовании обеих шкал должно быть количественно одинаковым.

Задачами исследования явилось следующее:

1. Разработать содержание дополнительного двухчасового занятия, направленного на обучение курсантов отдельным техническим действиям по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова с места, с руки, в неограниченное время.

2. Разработать адекватные друг другу шкалы, рассчитанные по показателям «Количество попаданий в цель» и «Количество выбитых очков», для оценки уровня достижений курсантов в стрельбе из пистолета Макарова в подготовительном и начальном упражнениях учебных стрельб.

Методика проведения дополнительного двухчасового занятия

Дополнительное занятие продолжительностью в два академических часа было направлено на освоение отдельных технических действий по выполнению прицельного выстрела из пистолета Макарова стоя, с руки, проводилось в часы самоподготовки курсан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.