Научная статья на тему 'Механизм эмоционального «Выгорания» профессионала'

Механизм эмоционального «Выгорания» профессионала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2124
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм эмоционального «Выгорания» профессионала»

ча - остаться в живых. Компенсаторные механизмы носят больше приспособительный характер к травматическому воздействию. Об этом свидетельствуют результаты исследовательской работы. Из психологических защитных механизмов здесь можно выделить три основных: вытеснение, бегство от реальности и отреагирование вовне. О вытеснении было сказано выше, что касается бегства от реальности, то это достигается двумя наиболее распространенными способами: это либо тенденция к алкоголизации и наркотизации, что особенно деструктивно, либо бегство в мир фантазий, что помогает временно снять напряжение. Отреагирование вовне, вероятно, позволяет разрядиться накопившемуся психоэмоциональному напряжению, агрессии, страху, и в подавляющем большинстве случаев носит негативный оттенок.

Офицер - это то г, кто несет колоссальные психоэмоциональные нагрузки, так как ответственен за себя, за решения и приказы, которые он отдает, и за тех людей, которые эти приказы выполняют. Ему свойственно обостренное чувство вины, которое длительно поддерживает психоэмоциональное напряжение, способствует накоплению агрессии и высокой невротизации. Таким образом, мы имеем три актуальные для данного контингента психологических защитных механизма: вытеснение, ограничительное поведение или отказ от самореализации и рациональную переработку. Говоря о вытеснении, следует не забывать о диссоциации, 3,3 - низкий процент, но все же встречающийся в группе офицеров, а также о проблеме вытесненной агрессии. Использование ограничительного поведения и рациональной переработки офицерами говорит об их более сложной психологической организации.

Попытка проанализировать особенности адаптационных механизмов офицеров и рядовых привела к предположению о том, что офицеры более истощаемы психически, а значит, целесообразно подумать о лимите численности командировок для них. Процесс адаптации происходит по классической схеме “стадия тревоги - стадия сопротивления - стадия истощения”, при этом стадия истощения развивается очень стремительно.

Примечательно то, что при этом у офицеров стрессовый фактор положительно коррелирует с состоянием вегетативного тонуса, а работоспособность зависит от сбалансированности личностных свойств. У рядовых эта взаимосвязь не подтверждается корреляционной зависимостью, но зато работоспособность и состояние вегетативного тонуса взаимообусловлены. Это еще раз доказывает большую подверженность офицеров стрессу и невротизации.

Об относительном благополучии рядовых на фоне офицеров свидетельствует состояние общей картины распределения адаптации, представленной в экспериментальной части.

Таким образом, можно говорить о подтверждении рабочей гипотезы: “адаптационные особенности переработай травматического опыта офицеров и рядовых принципиально различны”. Это доказало проведенное экспериментальное исследование с использованием методов математической статистики. Их специфика описана в экспериментальной части работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агарков В.А. Опросник псритравматичсской диссоциации:'Тезисы конференции. - М., 1996.

;;<н;'2. Александров Е.О., Кузнецова Т.С., Кучер А.А., Шапошни-кёви'Т.Е. Возвращение: Учебно-методическое пособие по психологической помощи при ПТСР. - Новосибирск, 2002.

3. Белищева С.А. Опыт работы по реабилитации участников локальных конфликтов: Тезисы конференции. - Пермь, 1998.

4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия. - Новосибирск, 2003.

5. Короленко ЦП. Идентичность в норме и патологии. -Новосибирск: НГПУ, 2000.

6. Короленко Ц.П. Общая и частная психиатрия. - Новосибирск, 2003.

7. Котенев И.О. Разработка опросника посттравматических состояний. - М., 1995.

8. Котенев И. О. Посттравматический стресс и его предупреждение у сотрудников органов внутренних дел. - Пермь, 1997.

9. Леутин В.П., Николаева Е.И. Тест - инверсии эмоционального отражения. - Новосибирск, 1987.

10. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

11. Мягких Н.И., Шутко Г.В. Основные методы профессионального психологического отбора в ОВД РФ. - Пермь, 2003.

12. Орлова Н.М., Бердина Е.О., Малышев К.П. Развитие программы “Жизнь после войны”. - Пермь, 1998.

13. Покровский Н.В.10 менеджменте стресса критического инцидента. - М., 1998.

14. Психологический словарь. - М., 1983.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979.

16. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. -М., 1998.

17. Соловьев ИВ. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и реабилитация. - М., 2002.

18. Тарабрина И.В., Лазебная Е.О. Опросник псритравматичсской диссоциации: Тезисы конференции. - Пермь, 1998.

19. Тарабрина И.В., Лазебная Е.О. Синдром ПТСР: современное состояние проблемы // Психологический журнал. - 1998. -№ 2.

20. Черепанова Е.М. Психологический стресс. - М: Издательский центр “Академия”, 1996.

21. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 1998.

МЕХАНИЗМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО 'ВЫГОРАНИЯ' ПРОФЕССИОНАЛА

Е.Г. Ожегова, преподаватель

Омский государственный педагогический университет

В исследованиях ряда профессий социального типа нередко указывается на их стрессогенность из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, со временем приводящей к развитию особого состояния, которое в различных литературных источниках имеет название: профессиональное “выгорание”, феномен “сгорания”, синдром эмоционального “выгорания”. В настоящее время под синдромом “выгорания” понимается сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, проявляющееся в профессиях социального типа (6,90-101). “Выгорание” качественно отличается от явления профессиональной деформации, хотя последнее может развиваться на его основе.

В литературе, посвященной изучению синдрома “выгорания”, указывается на особую подверженность ему профессий социального типа: учителей, психологов, воспитателей детских домов, работников медицины (врачей и медсестер), сотрудников милиции, социальных работников, юристов, адвокатов, библиотекарей и др. (1; 3-9).

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Иод эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Редукция профессиональных достижений -возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Проявления синдрома “выгорания” достаточно многообразны и включают различные психические состояния, негативные, чаще - астенические эмоции, психосоматические отклонения (утомление, истощение, недомогания, бессонница),

48

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

негативное отношение к клиентам, и самой работе, злоупотребление химическими психостимуляторами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная “Я-концепция” Все это происходит на фоне агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, тревожности, беспокойства, взволнованности, до перевозбуждения, гнева). Характерным является сниженный фон настроения и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, переживания чувства вины (1; 4).

Длительный профессиональный стресс может привести к полной дезинтеграции в профессиональной сфере и смене профессии.

В многочисленных исследованиях указывается на две основные группы факторов, вызывающих “сгорание”. Первая группа - индивидуальные факторы (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.). Вторая группа - организационные факторы (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т.д.). О развитии “выгорания” можно говорить при, совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их неоднозначно, т.е. у каждого подверженного “выгоранию” работника - индивидуальный профиль профессионального “выгорания”.

На основе обобщения результатов эмпирического исследования нами была предпринята попытка ответить на вопросы о том, как проявляется механизм профессионального “выгорания”, какие личностные качества создают предпосылку к его развитию. Существует ли взаимосвязь возраста и трудового стажа работника с синдромом “эмоционального выгорания”? Как влияют гендерные особенности на формирование “выгорания” в профессиях социального типа?

Наиболее остро проблема развития синдрома выражена у школьных педагогов. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой “группой риска” являются именно учителя (1; 4; 6-8). Полученные данные позволяют отчетливо увидеть сложный механизм развития синдрома профессионального “выгорания” в социальных профессиях, а также наметить возможные стратегии предотвращения “выгорания”, дезинтеграции различных психических сфер, особенно эмоциональной, и избежать разочарования в себе и своей профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие педагоги омских школ № 10, № 152, № 54. Теоретико-методической основой исследования выступает подход (С. Maslach и М. Zeiter), заключающийся в том, что “выгорание” - результат несоответствия между личностью и работой. Авторы этого подхода рассматривают “выгорание” как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Мы опираемся на концептуальные идеи Н.А. Аминова, рассматривающего синдром “эмоционального сгорания” в рамках изучения способности к той или иной профессиональной деятельности, а также на результаты, полученные в современных исследованиях Т.В. Форманюка, В.В. Бойко, Т.Н. Егоровой, В.Е. Орел, Т.И. Рогинской, отмечающих осб-бый тип профессионального поведения “сгорающих” и определяющих этот сложный феномен как своеобразную форму профессионального хронического стресса.

В исследовании использованы следующие диагностические методики:

1. Методика В.В. Бойко “Диагностика уровня эмоцио-

нального выгорания”, позволяющая определить наличие или отсутствие синдрома “эмоционального выгорания”, доминирующие фазы и ведущие симптомы. г. г;

2. “Опросник на выгорание” MBI, направленный на оШ ределение степени “выгорания” у школьных педагогов. > 1

3. Методика изучения личностных характеристик с помощью теста Кеттелла, позволяющая определить основные личностные качества у цедагогов.

4. “Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности”, по-

Психопедагогика в правоохранительных органах,

зволяющий определить наиболее устойчивые эмоциональные переживания педагогов, эмоциональный тон и интенсивность переживаемых эмоций.

5. Методика В.В. Бойко “Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя”, позволяет выявить накопленные и неотреагированные негативные эмоции.

Обработка методик проводилась с. помощью методов математической статистики (корреляция, среднее арифметическое, процентное соотношение).

С помощью представленных методик были получены эмпирические данные, свидетельствующие, во-первых, что у 58,0% обследованных педагогов можно отметить довольно высокий уровень профессионального стресса. Из них у 22,5% ярко выражены признаки развития синдрома “эмоционального выгорания”, 7,5% педагогов полностью профессионально “выгорели”. Относительное психологическое благополучие наблюдается у 42,0% испытуемых.

Во-вторых, доминирующее значение фазы резистенции (сформирована у 32,5%, в стадии формирования - у 50,0%) может указывать на формирование психологической защиты (в виде стереотипов профессионального защитного поведения), позволяющей дозированно расходовать энергетические ресурсы. :,і і

В-третьих, по методике “Диагностика уровня эмоционального выгорания” определились следующие ведущие синдромы. В фазе напряжения: тревога и депрессия, “загнанность в клетку”; в фазе резистенциия: неадекватная, избирательная эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций; в фазе истощения: эмоциональная и личностная отстраненность. Определение ведущих и доминирующих симптомов позволяет проследить специфику синдрома “эмоционального выгорания” в нашем исследовании. Специфическая особенность проявления этого синдрома -преобладающее значение фазы “редукция личностных достижений”, и это указывает на то, что у обследованных педагогов чувство профессиональной некомпетентности, осознание своего неуспеха в ней, является ведущим.

В-четвертых, корреляционный анализ фаз и компонентов “выгорания” с возрастом и педагогическим стажем обследуемых показал наличие слабой положительной корреляционной связи между педагогическим стажем и редукцией личных достижений (г=0,40). Определяется также умеренная положительная корреляционная связь между фазой напряжения и педагогическим стажем (r==0,41) и фазой истощения и стажем (г=0,4). По результатам нашего исследования связи синдрома “эмоционального выгорания” и личностных характеристик (В, Е, G, Н, О, Ql, Q3) можно сделать следующий вывод: возникновение и развитие синдрома “эмоционального выгорания” связано с выраженностью таких личностных качеств, как приспособляемость, беспринципность (G), консерватизм (Q1), высокий интеллект (В). Чем больше выражены подчиненность и застенчивость (Е), тем меньше вероятность развития синдрома “эмоционального выгорания”.

В-пятых, у мужчйн-педагогов, составивших 15% от всей группы, отмечаются значительные баллы по такому компоненту синдрома, как редукция личных достижений (осознание некомпетентности и неуспешное™ в своей профессиональной деятельности). Важно отметить, что у мужчйн-педагогов определяется яркая отличительная особенность; при незначительной выраженности фаз синдрома “выгорания” отмечается большая скрытая внугренняя эмоциональная напряженность, значительное накопление отрицательных эмоционально-энергетических зарядов, направленных на себя. Объяснение, возможно, заключается в следующем. В современной России школьный педагогический коллектив составляют большей частью женщины, что создает напряженную атмосферу в профессиональной среде. В общественном сознании также закрепился стереотип, что школьные педагоги - преимущественно женщины (феминизация образовательной сферы). Возможно, мужчины переживают внутренние противоречия

2005, №1(23)

49

между выполняемыми профессиональными функциями и поло-ролевыми представлениями, сложившимися стереотипами. Но, безусловно, требуются дополнительные исследования, глубже раскрывающие проблему профессионального і “сгорания” у мужчин-педагогов.

і Можно с уверенностью предположить, что у представи-W телей других профессий социального типа, с учетом содержательных аспектов выполняемой ими деятельности, развитие механизма “сгорания” будет отличаться своими специфическими особенностями. Например, профессиональная деятельность следователей, сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов, в самой природе которой заложены экстремальность и высокая стрессогенность, а так-- же острота и сложность проблем, с которыми приходится стал-.. киваться в процессе работы, может быстро привести к разви-. тию синдрома “эмоционального выгорания”. Вероятнее всего, что ведущее положение будет занимать фаза деперсонализации, с нарастающим чувством неудовлетворенности, опустошенности и усталости от собственной работы.

Самые общие рекомендации по предотвращению развития синдрома “сгорания” для представителей любых профессий социальной сферы заключаются в следующем:

1) культивирование других интересов, кроме профессиональных;

2) обязательным является поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой релак-

. ?сации, желательна аутогенная тренировка, что позволит значительно повысить стрессоустойчивость;

3) чтение не только профессиональной, но и другой литературы, доставляющей удовольствие, без ориентации на какую-либо пользу, наличие хобби;

4) не брать на себя чрезмерных обязательств;

5) удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно - других профессий) (5).

Представленные результаты эмпирического исследования развития механизма синдрома эмоционального “выгорания” и его связи с некоторыми индивидуальными факторами личности указывают на сложность и неоднозначность этого феномена.

s Механизм профессионального “выгорания” индивидуален для каждого работника. В целом он будет определяться особенностями профессиональной деятельности, спецификой протекания фаз синдрома “сгорания”, индивидуально-типологическими особенностями и личностными характеристиками, а также отношением к профессиональной деятельности. Важно отметить, что такие характеристики, как возраст и стаж, влияют незначительно на развитие “сгорания”. Обращает на себя внимание гендерный аспект развития механизма профессионального “сгорания: у женщин наблюдается высокая степень эмоционального истощения и формирование стереотипов профессионального поведения, уменьшающих эмоциональные затраты от выполняемой профессиональной деятельности, у мужчин отмечены сочетание редукции личностных достижений, осознание своей неуспешности и высокой внутренней напряженности, но при этом умеренная выраженность признаков “выгорания”.

У обследованных педагогов уровень профессионального стресса довольно высок. Ярко выражены не только признаки синдрома “выгорания”, но и деструктивные личностные изменения, отмечается эмоциональная напряженность, перегруженность нервной системы профессиональными стрессами, низкие показатели физического и психического здоровья.

Возможное объяснение этой проблемы мы видим, во-первых, в природных предпосылках к развитию синдрома “сгорания” (типологических свойств нервной системы), во-вторых, наличие предрасполагающих личностных качеств, в-тре-дъих, неблагоприятным климатом в рабочем коллективе и, наконец, неумением или незнанием использования приемов іпсихической саморегуляции или их несформированностью у испытуемых. Безусловно, “выгорание” обусловливается не

отдельными характеристиками, а целым комплексом факторов, требующих дополнительного и детального изучения.

Мы считаем, что исследования должны затрагивать другие социально-демографические характеристики, такие как: этническая и расовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты.

Болес глубокое детальное и комплексное исследование феномена “выгорания” в профессиях социального типа должно быть связано, прежде всего, с разработкой стратегий по предупреждению “выгорания”, а также программ коррекции уже имеющихся последствий этого синдрома.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: PerSc, 2000.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2001.

5. Качунас Р. Психологическое консультирование. - М., 2000.

6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1.

7. Рогинская Т.И. Синдром “выгорания” в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3.

8. Форманюк ТВ. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

9. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2003.

НЕВИНОВНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ НАЛИЧИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИЛИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ПЕРЕГРУЗОК

Л.Л. Арчибасова, ст. преподаватель

Учебный центр УВД Омской области

Современная эпоха, характеризующаяся постоянно ускоряющимся ритмом жизни, возрастающими психологическими нагрузками и ответственностью, предъявляет все большие требования к людям. Вместе с тем в уголовном законе эти требования достаточно смягчены. Перед юристами возникают новые проблемы: исследование совместно с психологами и физиологами особенностей поведения человека в стрессовых, экстремальных условиях. В УК России существует норма, затрагивающая круг отношений, регулируемых различными отраслями науки, в частности, психиатрией, психологией и уголовным правом. Речь идет о ст. 28 УК РФ, которая является новеллой уголовного законодательства. Конструкция части второй данной нормы выглядит следующим образом:

“Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам”.

Закрепление в законе случаев невиновного причинения вреда явилось необходимым и целесообразным, так как позволяет разрешить ряд проблемных ситуаций, имеющих зна-

<50

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.