Научная статья на тему 'Невербальная выразительность коммуникативных процессов'

Невербальная выразительность коммуникативных процессов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальная выразительность коммуникативных процессов»

Ю. М. Сумин

Невербальная выразительность коммуникативных процессов

Общеизвестно, что если бы люди умели внимательно слушать и более бережно относиться не только к своим, но и к чужим аргументам и особенно чувствам, то их отношения складывались бы значительно лучше. Слушать надо не только слова, а уметь слышать и понимать смысл, содержащийся за ними, расшифровывая всю скрытую информацию вашего партнера по общению. Иногда тон, тембр голоса, интонации говорят об отношении собеседника к проблемам значительно больше, чем самые искусные приемы риторики.

Не вызывает сомнений, что в деловом межкультурном общении необходимы ясность высказываний, продуманный подбор аргументов, доказывающих вашу точку зрения. Краткость, четкость и выразительность мысли являются показателями интеллектуального уровня собеседника, его способности конструктивно вести переговоры и принимать оптимальные решения.

Перечисленные способы активного словесного воздействия на партнера еще острее ставят вопрос как невербального (бессловесного) восприятия, так и молчаливого воздействия на собеседника. Это и определяет необходимость формирования умений слушать и оценивать собеседника, выбирать тактику общения, понимать язык жестов и поз, читать неречевую информацию, противостоять тактике уловок, снимать напряжение и избегать конфликтов.

Нет сомнения в том, что если вы знаете участников предстоящей деловой встречи, то это может способствовать более быстрому решению обсуждаемой проблемы. Чем быстрее незнакомый собеседник станет вам «знаком», тем успешнее итог встречи. Специалисты в области практической психологии рекомендуют изучать и «наблюдать» своего будущего партнера еще до начала беседы или переговоров. В. А. Розанова предлагает обратить внимание на ряд факторов, характеризующих поведение оцениваемого лица:

- речь (особенности словарного запаса, грамотность в изложении мыслей, скорость высказываний);

- позиция, занятая в общении (доминирование или пассивная уступчивость, стремление к инициативе);

- навязчивость или заинтересованность предметом разговора, отношение к разговору;

- настойчивость в обсуждении заданной темы или уход от нее;

- место слова «Я» в разговоре;

- изменчивость поведения на различных этапах беседы;

- дистанция в процессе беседы;

- быстрота изменения мнения под влиянием собеседника;

- манера слушания;

- непринужденность или скованность поведения, умение разыгрывать выбранную роль;

- реакция на похвалу, лесть1.

Н. М. Тимченко в работе «Тайны делового общения» рекомендует для исследования собеседника использовать психогеометрию как оригинальную систему изучения и анализа человека, позволяющую дать довольно точную характеристику его личностных качеств. По психологическим характеристикам собеседники могут быть разделены на пять типов: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Как показывает практика, владение этой системой позволяет:

- подстраиваться (в случае необходимости) к партнеру и быть более терпимым в выработке взаимоприемлемого соглашения;

- быстро устанавливать психологический контакт с «бесчувственным» Квадратом;

- избегать конфликтов с острым и напористым Треугольником;

- удерживать в русле нужного разговора запутанного Прямоугольника и неудержимого Зигзага;

- уметь упреждать «круглого собеседника, чтобы он «не укатился» в сторону от обсуждаемой проблемы»2.

Проницательный человек для получения информации о своем деловом партнере использует любые сведения, которые могли бы раскрыть психологическое состояние и сущность собеседника.

После непродолжительного общения с оппонентом можно сделать для себя какие-то выводы. Довольно верным информатором внутреннего состояния собеседника являются его непроизвольные и неосознанные реакции (позы, мимика, жесты). Нам всегда легче контролировать свою речь, чем положение и движение тела.

В. Н. Панкратов выделяет неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой - препятствуют, мешают общению. К стимулирующим коммуникацию он относит такие как: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед, активное молчание, свободная, расслабленная поза, зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.

1 Розанова В. А. Психология управления: учебное пособие. - М., 1999. -С. 329-330.

2 ТимченкоН. М. Тайны делового общения. - СПб., 1995. - С. 23.

62

К отрицательным сигналам, препятствующим общению: взгляд мимо говорящего или «бегающий» взгляд, руки, скрепленные на затылке, вздохи, прищур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, остановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание ногой в позе «нога на ногу» и др.1 Такого же мнения придерживается и Аллан Пиз в своей работе «Язык телодвижений». При всей важности этих эмпирических исследований, понимая, что наша поза, мимика и жесты зависят от психического состояния, нельзя забывать, что оно всегда будет определяться характерами коммуникантов, особенностями ситуации и конкретными целями общающихся. Оценивая неречевую информацию в процессе деловых межкультурных коммуникаций, мы можем не только добиться результативного взаимодействия и взаимопонимания, но и выстроить более устойчивую обратную связь.

При проведении переговоров, совещаний, деловых бесед важно не только получить какую-то информацию, но и оценить, насколько она соответствует действительности, а также узнать, в какой степени для собеседника характерны открытость и честность. Такую оценку поможет дать анализ соответствия вербальных и невербальных составляющих коммуникативного акта декларируемым целям и задачам партнеров.

Честно вести переговоры - долг и профессиональная обязанность каждого культурного человека. Однако в процессе делового общения случается многое, что не вписывается в нормы профессиональной этики. В практике делового общения существует целый ряд тактических манипу-лятивных приемов и хитростей, применение которых в бизнесе оправдывают многие зарубежные авторы. Сущность тактики уловок определяется стремлением получить одностороннее превосходство. При этом одна сторона может иметь преимущество в переговорах, другая же сторона не должна знать об истинных целях первой. Сама идея межкультурного диалога должна быть гуманна по своей сути, что подразумевает равно -правие условий коммуникации и скоординированность целей сторон, поэтому рассмотрение правомочности использования манипулятивных тактик может являться предметом отдельного дискуса.

Вступая в коммуникативный процесс, каждый из нас рассчитывает на встречу с хорошим собеседником, который умеет не только убедительно говорить, но и внимательно слушать партнера, стимулируя его вопросами, тем самым как бы развивая его мысль и поддерживая желание общаться. Исследования показывают, что целенаправленно и внимательно слушают собеседника только дети, взрослых в общении больше волнуют

1 Панкратов В. Н. Искусство подбора персонала: как оценивать человека за час. - М., 2004. - С. 32.

личные проблемы. Можно исследовать различные техники добросовестного слушания, главное состоит в том, чтобы уделить собеседнику столько внимания, сколько необходимо для того, чтобы он был уверен в восприятии передаваемой информации. Искренность вербальных, а в особенности невербальных средств поддержания разговора позволит всем участникам коммуникативного акта ощущать удовлетворение. Когда вы слушаете, поставьте перед собой задачу не отвечать тут же, не дослушав собеседника, а понять его так, как он понимает себя сам. Профессиональное слушание - это первый шаг в развитии коммуникабельности. Оно включает:

- особое поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее его продолжать акт говорения;

- специфическое воздействие на партнера, способствующее развитию его мысли.

Слушание - один из самых приятных аспектов внимания, которые один человек может проявить к другому. Когда собеседника слушают заинтересованно, а не критически, он начинает чувствовать, что достоин уважения. Такое слушание положительно влияет на самооценку коммуниканта, вызывающую чувство своей значимости. Умело слушающие люди пользуются особым уважением. К сожалению, интенсивность нашей деятельности и современные ритмы жизни делают умение слушать давно забытым искусством. Партнеры по общению не умеют делать паузы, разом высказывают все, что у них на уме, и, как следствие, не слышат друг друга, поскольку каждый занят лишь подготовкой своей будущей речи. Стремясь реализовать свою потребность в общении, человек тянется к тому, кто способен его выслушать.

В деловом общении специалисты отмечают нерефлексивный и рефлексивный стили профессионального слушания, в рамках которых можно выделить три эффективных приема слушания: «подача позитивного сигнала», «перефразирование», «резюмирование». Каждый из них при умелом использовании может создать необходимый для партнеров благоприятный психологический климат взаимопонимания и доверия. Техника профессионального слушания включает следующие элементы: активную позу, искреннее внимание к собеседнику, сосредоточенное молчание. Умение помолчать позволяет нам избавиться от излишней эмоциональности. В процессе деловой встречи, особенно в кульминационной ее части, эмоции могут оказаться важнее целей самой беседы. Переживания могут настолько захлестнуть собеседников, что они больше будут готовы к борьбе и противостоянию, нежели к сотрудничеству. Чтобы снять напряженность обстановки лучше помолчать и дать возможность успокоиться и себе, и собеседнику.

Можно сформулировать ряд рекомендаций по овладению умением слушать:

1. Слушание должно быть сосредоточенным и никакие внешние помехи (шумы, температура среды, обстановка, движения не участвующих в разговоре лиц и т.д.) не должны отвлекать коммуниканта от цели и объекта общения.

2. В процессе общения слушающий для поддержания обратной связи должен уметь передавать сигналы, отражающие его эмоциональное отношение к содержанию беседы и говорящему, создавая своим невербальным поведением атмосферу сопереживания.

3. При проведении беседы необходимо постоянно контролировать ход своих мыслей и сосредотачиваться на контексте обсуждаемых проблем, а не на подготовке своей речи.

Для закрепления навыков профессионального слушания необходимо время. Можно дать знания, но, увы, нельзя дать умение ими воспользоваться. Умения и навыки эффективного слушания могут быть выработаны лишь в том случае, когда знания об умелом слушании будут внедряться в практику.

Для успеха любого рода межкультурной коммуникации владение средствами ее осуществления имеет решающее значение. Изложенные психологические приемы, методы и рекомендации о сущности делового межкультурного общения приводят нас к выводу: процесс выработки оптимального решения с партнерами в сложном мире человеческих взаимоотношений требует специальных знаний, навыков и умений.

Деловые межкультурные переговоры будут успешны, если вы умеете оценить собеседника, не заговорив с ним, а после нескольких минут общения в состоянии понять, как лучше с ним вести беседу, и выбрать соответствующий способ коммуникации. Надо уметь оценивать в собеседнике все: одежду, действия, речь, невербальные сигналы, которые особенно важны, если информация оппонента не достоверна. Мы оцениваем собеседника не по тому, как он умеет говорить, а по тому, как он слушает и бессловесно выражает свои мысли и чувства. Бессловесная выразительность - это целое искусство, которому необходимо учиться, а его постижение всегда будет способствовать успешности межкультурных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.