Научная статья на тему 'Риторика делового общения'

Риторика делового общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2563
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторика делового общения»

20. Зарубина И.Н. Возможно ли обучение лиц с нарушением зрения в высших учебных заведениях? // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушениями зрения. - Н. Новгород, 2000.

21. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования. Пособие для преподавателей вузов / Сост. Гончаров С.А. и др. - СПб., 2002.

22. Станевский А.Г. Проектирование содержания университетского технического образования инвалидов по слуху // Профессиональное образование инвалидов. - М., 2000. - С.85-88.

23. Птушкин Г.С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении // Профессиональное образование инвалидов. - М., 2000. - С.70-88.

24. Саркисян Л.А. Об интегрированном обучении в Московском институте-интернате // Профессиональное образование инвалидов. - М., 2000. - С.22-25.

25. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе. - СПб., 2000. - С.20-27.

26. Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. - Челябинск, 1999.

27. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. -Челябинск, 2002.

28. Выступление Т. Волосовец в газете Ут-ро.ру от 14.07.2003 http://www.utro.ru/ ^8/2003/07/14/213915.^ш1

29. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации. (Материалы предоставлены Т. Волосо-вец, Министерство образования РФ, 2003 г.).

30. Ярс кая-С мирно в а Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. - 2001. - №4. -С.102-110.

л тумина, профессор Риторика делового

Московский педагогический госу- ^

дарственный университет ООЩЄНИЯ

Эффективность деятельности руководителя только на 15% зависит от его технических знаний, а на 85% — от его умения ладить с людьми, располагать их к себе. Дейл Карнеги

Одно из новых веяний современного образования - повышенный интерес к изучению практически ориентированных гуманитарных дисциплин.

В частности, в условиях рыночной экономики овладение деловой риторикой и ее эффективное применение может иметь немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала молодого специалиста.

Практически ориентированные риторические знания и умения порой становятся решающими в ситуациях публичного выступления, спора, ведения переговоров, разрешения производственных конфликтов.

В учебные планы педагогических вузов введен сегодня новый курс - «Деловое общение (Современная прикладная риторика)».

Цель курса: познакомить студентов с профессионально значимыми формами делового общения, сформировать навыки эффективного ведения деловых переговоров.

Задачи курса: во-первых, обучить различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности студента; во-вторых, познакомить студентов с основными устными и письменными профессионально значимыми речевыми жанрами (деловые переговоры, заседание, публичное выступление, деловая беседа, дискуссия, спор, телефонный разговор, деловая переписка и т.п.); в-третьих, научить студентов производить риторический анализ текста звучащей деловой речи, анализировать публичные выступления (в том числе на деловые темы) и свою собственную речь (с риторических позиций); в-четвертых, помочь овладению практическими навыками ведения деловых переговоров, умениями отстаивать свою позицию, поддерживать или корректно опровергать доводы противника, использовать различные речевые средства убеждения и воздействия на партнера; в-пятых, научить студентов публичному выступлению на основе подготовленного ими самими текста; помочь им овладеть технологиями снятия страхов перед публичными выступлениями и т.д.

Профессором МГУ им. М.В. Ломоносова М.И. Пановым и профессором МПГУ Л.Е. Туминойразработана программа курса «Риторика делового общения (Современная прикладная риторика ) » , ориентирующая студентов как на овладение фундаментальными зна-

1 Панов М.И., Тумина Л.Е. Риторика делового общения (Современная прикладная риторика) // Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред. и сост. М.И. Панов и Л.Е. Тумина. - М., 2003. - С. 602- 670.

ниями, составляющими основу классического наследия теории и практики красноречия, так и на усвоение на уровне практических навыков самых современных технологий эффективного убеждения и общения.

Структура программы данного курса такова: введение «Деловое общение

— путь к успеху современного бизнесмена»; девять разделов, каждый из которых разбит на темы: 1) «От барьеров в общении — к управлению общением» (темы: «Барьеры и ошибки в общении: причины и пути их преодоления»; «Нейролингвистическое программирование — эффективный механизм преодоления барьеров в общении»); 2) «Заговори, чтоб я тебя узнал» (темы: «Секреты хорошей речи»; «Кодекс речевого поведения современного бизнесмена»); 3) «Искусство понимать больше, чем сказано» (темы: «Невербальная коммуникация»; «Межнациональные различия невербального общения»); 4) «Искусство слушать собеседника»; 5) «Этнос и гендер в деловом общении» (темы: «Национальные стили общения»; «Общение с женщиной и общение с мужчиной. Возможны ли эффективные стратегии на выигрыш»); 6) «Культура деловой речи» (темы: «Устная деловая речь»; «Письменная деловая речь»); 7) «Этикетные требования к деловому общению» (темы: «Деловой этикет — кодекс поведения»; «Имидж: секреты личного обаяния»); 8) «Переговоры и дискуссии» (темы: «Ведение переговоров»; «Культура дискуссии»); 9) «Конфликты в современном деловом общении» (темы: «Конфликты и механизмы их разрешения»; «Конфликты в школе»); заключение - «Общение в системе подготовки будущего учителя».

Данная программа представляет собой программу-максимум, то есть в ней отражено оптимальное количество тем, которые позволят овладеть технологиями современной прикладной ри-

торики с наибольшей эффективностью. Но в зависимости от конкретного количества часов на том или ином курсе как количество лекций, так и число семинарских занятий может варьироваться в соответствии с реалиями учебного процесса. В этом случае преподаватель ориентирует студентов на наиболее важные, как говорится, жизненно необходимые темы, выделяя отдельные ключевые вопросы из других семинарских занятий для самостоятельного овладения.

Специфика курса

Во-первых, это курс прямой профессиональной направленности. Он

позволяет научить студентов эффективно и целенаправленно пользоваться речью в коммуникативно-речевых ситуациях, типичных для их будущей профессиональной деятельности, и тем самым достигать наилучших результатов.

Во-вторых, понятийный компонент занимает в курсе ограниченное место. Как правило, теоретические сведения вводятся практически: путем диалога с группой, в ходе анализа текстов, живого общения и т.д. Объяснительная речь преподавателя может быть построена в форме монолога (слово преподавателя), «диалогизированного» монолога или диалога (беседа). Теоретические сведения на занятиях приводят как преподаватель, так и студенты, которые делают сообщения по различным научным и научно-популярным книгам. Каждое такое выступление сопровождается определенным заданием группе. Так, на занятии, посвященном культуре слушания, докладчик делает сообщение по книге И. Атватера [1]. Речь идет о средствах невербального общения при слушании (визуальный контакт, мимика, позы, жесты и т.д.). После выступления докладчика преподаватель и группа оценивают, насколь-

ко умело было организовано общение со слушателями и какова роль в этом средств невербальной коммуникации.

В-третьих, приоритет отдается так называемым инструментальным знаниям — о способах деятельности типа инструкций, конкретных рекомендаций, правил, советов, заповедей, пожеланий, наставлений и т.д. (например, «Как слушать собеседника?», «Как возразить и не поссориться», «Правила для говорящих», «Правила жестикуляции» и т.д.).

В-четвертых, главное внимание в курсе риторики делового общения уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение (т.е. степень его эффективности, уровень владения языком); другие — с умением общаться (т.е. оценивать умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресат, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение и т.д.).

Таким образом, курс делового речевого общения — сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели

— убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на практических занятиях студенты должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на занятиях используются и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы: риторический анализ, риторическая задача, риторическая игра.

Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трех вопросов: что сказал говорящий; что он хотел сказать; что сказал ненамеренно? Обсуждение этих вопросов позво-

ляет определить не только, что и как сказал говорящий, но и в какой мере ему удалось реализовать свое коммуникативное намерение, свою коммуникативную задачу, т.е. насколько речь его была эффективной [2].

Риторические задачи основываются на описании всех значимых компонентов речевой ситуации: кто — кому

— для чего — что — как — где — когда. Студентам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль. Например:

— Вы хотите поступить на работу, о которой узнали из рекламного объявления. Вы оставили заявление. И вот Вас вызывают для собеседования и решения вопроса.

Разыграйте эту ситуацию. Вы пришли к руководителю предприятия (фирмы, ассоциации и т.д.). Вы очень хотите, чтобы вас приняли на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А у руководителя предприятия — большой выбор. Ваша задача — показать свою компетентность, желание работать и готовность приступить к работе немедленно. Вместе с тем не забывайте: Вы должны оговорить важные для Вас условия контракта. Итак, подумайте, как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе (если Вас спросят); каким тоном, как спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника. Не забывайте о «Правилах речевого поведения вежливых партнеров»!

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя. Они помогают преподавателю создать в аудитории атмосферу свободного речевого общения. Выполняя в заданных воображае-

мых ситуациях различные речевые роли и сопоставляя их с собственным реальным опытом, студенты, учатся логически мыслить, планировать свои поступки, управлять своими чувствами. Они овладевают средствами выражения своих мыслей и чувств, учатся межличностному и групповому общению. Так, занятие по культуре слушания преподаватель начинает с игры «Снежный ком», в которой участвуют не более десяти человек. Игра направлена на то, чтобы проверить, как развита у студентов слуховая память и насколько внимательно они умеют слушать друг друга. Один из студентов начинает рассказывать какую-нибудь историю, второй студент должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение, третий восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчики, и рассказывает свою историю, и т.д. Затем проводится анализ игры. Чтобы понять, хорошо или плохо слушали студенты, преподаватель предлагает им ответить на такие, например, вопросы:

— Отвлекались ли Вы? Почему? В каких случаях? («Когда слушать было неинтересно»; «Когда собеседник говорил очень медленно»; «Отвлекался, потому что обдумывал свой ответ» и т.д.).

— Не делали ли Вы вид, что слушаете?

— Перебивали ли Вы собеседника? В каких случаях? («Когда употреблялись слова с эмоциональной окраской»; «Когда допускались речевые ошибки» и т.д.).

П осле этого преподаватель или один из сильных студентов обобщает все сказанное о развитии слуховой памяти у студентов, о том, в каких случаях и почему они плохо слушали выступающих.

Особенности проведения практических занятий

Во-первых, практические занятия по риторике делового общения имеют свою организационную специфику.

Кроме запланированного программного материала, в них включаются сквозные, необязательные на каждом занятии структурные элементы. С помощью этих элементов преподаватель: 1) учит владеть голосовым аппаратом (речевая разминка); 2) учит правильно произносить (ортологическая пятиминутка); 3) развивает импровизационные способности (импровизационные выступления); 4) обогащает речь студентов. Сквозные виды работ обеспечивают формирование определенных умений и навыков и в то же время позволяют переключить студентов с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах.

Во-вторых, на каждом занятии преподаватель, для того чтобы помочь студентам проверить не только знания и умения, но и коммуникативно-речевые способности, а также уровень оценки и самооценки, предлагает мини-тесты. Так, на первом занятии преподаватель предлагает студентам тест на самооценку. От того, как человек оценивает самого себя, зависит очень многое: его внутреннее равновесие, устойчивость, стабильность, удовлетворенность собой, своей работой и жизнью. В случае завышенной самооценки человек переоценивает свои силы и ставит перед собой труднодостижимые цели. Он может проявлять себя заносчивым и высокомерным. Если самооценка занижена, человек обычно не уверен в себе. При нормальной самооценке человек уравновешен, стабилен, сбалансирован.

По каждому из предложенных утверждений надо дать ответ: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда»-в зависимости от того, насколько свойственны вам утверждения теста:

- 1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 2. Постоянно чув-

ствую свою ответственность в работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят. 5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие. 6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние. 7. Я боюсь выглядеть глупым. 8. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми. 10. Я часто допускаю ошибки. 11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми. 12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе. 13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще. 14. Я слишком скромен. 15. Моя жизнь бесполезна. 16. Многие неправильного мнения обо мне. 17. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 18. Люди ждут от меня слишком многого. 19. Люди не особенно интересуются моими достижениями. 20. Я слегка смущаюсь. 21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня. 22. Я не чувствую себя в безопасности.23.Я часто волнуюсь понапрасну. 24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. 25. Я чувствую себя скованно. 26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я. 28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. 29. Меня волнует, как люди относятся ко мне. 30. Как жаль, что я необщителен. 31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте. 32. Я думаю о том, чего ждут от меня друзья.

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла, «часто» — 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.

0 — 25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26 — 45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46 — 128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, можно свободно выбирать профессию бизнесмена. При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет смысла: большинство людей оценивают себя именно так. Если у вас низкая самооценка, прежде всего нужно понять, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Известно также: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. А изменять самого себя человек начинает именно тогда, когда хочет добиться успеха в выбранной им профессии [3].

В-третьих, одна из особенностей практического освоения речевого мастерства состоит в наблюдении за речевым общением как на занятиях, так и вне занятий. Тот, кто хочет усовершенствовать свою собственную речь, должен научиться обращать внимание не только на себя, но и на других, искать объекты наблюдения везде — в быту, в университете, смотря телевизор и т.д.

В-четвертых, на занятиях часто используются отрывки из научных, научно-популярных, публицистических, художественных произведений, описывающих процесс общения. Чтение каждого отрывка сопровождается определенным заданием, например:

— Познакомьтесь с фрагментом из статьи В.Г. Бурова и А.Л. Семенас «Общение с китайскими партнерами».

Назовите особенности китайского этикета, которые привлекли Ваше внимание. Какие трудности может испытывать русский человек в общении с китайскими партнерами?

Когда вспоминают китайские правила вежливости, то обычно говорят — «китайские церемонии». Действительно, китайцы, особенно пожилые, в общении друг с другом, иностранцами ведут себя подчеркнуто вежливо. Однако не следует обольщаться этим. Вежливость на словах в действительности может скрывать совсем другое отношение. Например, когда говорят, что «Вы хорошо знаете что-то», это не значит, что говорящий действительно думает так. Китайцы обычно сдержанны, скупы в проявлении своих чувств. Поэтому ни в коем случае не следует вести себя с ними запанибрата, необходимо всегда соблюдать определенную дистанцию, проявлять к собеседнику уважение.

По китайским традициям принятый подарок следует рассматривать в присутствии дарителя и независимо от того, нравится он вам или нет, следует обязательно выразить свое восхищение, благодарность. Аналогичным образом при получении подарка от китайских гостей или хозяев с ним следует ознакомиться немедленно.

Китаец при встрече знакомого человека обычно спрашивает: «Ни чи ла фань ла ма? («Вы уже кушали?»). В этом приветствии отражается дружеская забота, сердечность и теплота. А у европейцев и у американцев такое обращение имеет другой смысл, а именно, что вы хотите пригласить его в гости покушать.

Для китайцев привычно спрашивать гостей: «Ни суйшу до да»? («Сколько Вам лет?») Тем самым они проявляют внимание к ним. У европейцев такой вопрос может вызывать недоумение, более того, считается даже неприлич-

ным спрашивать возраст, особенно у женщин »[4].

В-пятых, на практических занятиях по риторике делового общения используются самые разнообразные средства обучения (видео-, кинофрагменты, раздаточный изобразительный материал и т.д.), которые методически адаптируются для решения задач по обучению студентов умению эффективно общаться.

Таким образом, практические занятия по риторике делового общения строятся на организации преподавателем самого процесса делового общения, его анализе и моделировании различных ситуаций. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Уметь строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодей-

ствии с другими людьми, должен учиться этому ежедневно. Польский пианист И.Я. Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, то это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, то это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, то это замечает публика». Может быть, это и преувеличение, но слова пианиста справедливы и для делового человека: постоянное упражнение — секрет успеха.

Литература

1. Атватер И. Я вас слушаю... Советы ру-

ководителю, как правильно слушать собеседника. - СПб, 2000.

2. Штемманн П., Венцель М. Секреты пре-

успевающего менеджера. - М., 1998.

3. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для

вузов. — М., 1998. - С. 209-210.

4. Буров В.Г., Семенас А.Л. Общение с ки-

тайскими партнерами // Ведение переговоров: Междисциплинарный подход.

- М., 1998. - С. 93.

В. мануйлов] профессор Модели формирования

«МАТИ» — РГТУим. К.Э. Циолковского ГОТОВНОСТИ К И. ФЕДОРОВ, профессор •->

Московский автомобильно-дорожный ИННОВаЦИОННОИ

институт (ГТУ) деЯТеЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность направлена на введение неких значимых изменений в практику путем реализации новых идей и методов. Ее результатом является инновационный продукт - материальный или интеллектуальный «образец», являющийся результатом системы деятельности или конкретного, как правило, многостадийного процесса воплощения новой идеи или метода в практику.

Инновационная деятельность заключается не только в создании и освоении в практике различных новшеств, но и в их продвижении на рынок, т.е. она является одним из важнейших условий экономического роста и повышения уровня (качества) жизни, динамичного развития экономики в целом и конкурентоспособности конкретных отраслей и предприятий.

Таким образом, обеспечение готов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.