АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
НЕОРИТОРИКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Н.Л. ГРЕЙДИНА
Кафедра классической филологии и риторики
Пятигорский государственный лингвистический университет пр. Калинина 9, 357532 г. Пятигорск
В статье поднимаются актуальные вопросы по введению неориторического курса в высших и средних учебных заведениях, обосновывается целесообразность подобных шагов, обеспечивающих эффективизацию современного образовательного процесса.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в Болонский процесс -европейское образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями. Происходит смена образовательной парадигмы: в практике вузов появляются курсы с новым содержанием, увеличивается роль науки в интеграции дисциплин, по-новому
осмысливается роль микро- и макросоциума, апробируются новые
методологические технологии.
Сегодня, на этапе перехода от научно-просветительской к научногуманистической системе образования, ключевыми понятиями стали понятия «личность», «деятельность», «творчество», «системный подход».
Сложно переоценить роль риторики как объединяющего начала, позволяющего более эффективно организовать процесс изучения
лингвистических и нелингвистических дисциплин.
Современная риторика - это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи).
Раздел неориторики в процессе модернизации вузовского образования играет особую роль. Неориторика, в основе которой заложена
антропологическая парадигма, несет дидактические возможности формирования у студентов целевого речетворческого умения -коммуникативной компетентности, понимаемой как комплекс знаний, умений, позволяющий коммуниканту добиваться результативности в общении.
Во второй половине XX в. начинается очередной расцвет риторики -возникает новая риторика (неориторика). Данная отрасль разрабатывается на стыке лингвистики, логики, теории аргументации, философии, психологии.
В различных этнокультурах неориторика имеет свою специфику. В Англии - риторическая критика («rhetorical criticism» - последователи К. Берка), учение о коммуникации («public communication», «speaking» - К. Арнольд, И. Боуэрс), учение о переговорах (Р. Фишер, У. Юри). В Германии
- теоретическая и историческая риторика (Г.Лаусберг, Г. Плетт, Г. Уэдинг, Й. Коппершмидт). Во Франции - охват нескольких направлений: брюссельского (последователи X. Перельмана), льежского (общая риторика
- «rhetorique generate», - или группа «мю» (Ж. Дюбуа, Ф. Эделин), структуралистского (Р. Барт, Ц. Тодоров); постструктуралистского, или постфундаменталистского (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида). В США -риторическая методология и критика, а также риторика как теория речевой коммуникации.
В рамках английской неориторической школы утверждается, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотрено в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.
В немецкой неориторической школе рассматривается двойная сущность риторики. Во-первых, риторика предстает как теория построения текстов, воздействующих на адресата таким образом, что он совершает «ментальные и реальные» акты, соответствующие интенции адресанта. Исходя из этого, строится концепция риторической коммуникации, в процессе которой должен сформироваться консенсус как основа для совместного социального взаимодействия. Во-вторых, риторика понимается как анализ и интерпретация существующих литературных текстов. Это направление находится под воздействием герменевтических идей М. Хайдеггера, X. - Г. Гадамера. По Г Лаусбергу, риторическое толкование текстов имеет прагматическую ориентацию и представляет синтез герменевтического, коммуникативного и критического аспектов. Р. Шульце утверждает, что обращение к устной речи и исследование ее закономерностей играет важную роль в понимании смысла письменного текста.
Брюссельское направление французской неориторической школы занимается проблемами аргументации, понимаемой как логика суждений о ценностях, эристическая диалектика, логика гуманитарного знания. При этом целью аргументации является присоединение аудитории к положениям оратора. Рассмотрение получают также стили аргументации (классический,
романтический), общие места - топы, на которых основывается речь аргументирующего, - природа и классификация аргументов.
Льежское направление французской неориторической школы исследует вопросы общей риторики, предпринимая попытки построения единой теории фигур.
Структуралистское направление французской неориторической школы переосмысливает разграничение означаемого и означающего (Ф. де Соссюр) и считает идеологию сферой коннотативных означаемых, а риторику - сферой означающих для идеологии.
Постструктуралистское направление французской неориторической школы опровергает диктат дискурса любой власти (не только политической, но и научной, культурной, экономической); утверждает множественность и равноправие текстов; предлагает включение в анализ дискурсивных практик таких измерений как вероятное и случайное.
На современном этапе термин «риторика» характеризуется следующими смыслами:
а) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;
б) наука о порождении высказывания;
в) наука о любых разновидностях речевой коммуникации, направленных на осуществление заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения, т.е. наука об эффективных технологиях убеждающей коммуникации.
В этой связи целесообразно представить взгляд Поля де Мана на неориторическую область знаний, который рассматривает ее как искусство убеждения, подлинное воздействие на других (а не внутриязыковая фигура или троп), неразрывное единство иллокутивной области грамматики и перлокутивной области риторики /1, с.46/.
Базовыми направлениями, благодаря которым стало возможно появление неориторики, являются учение Ф. де Соссюра, семиотика Ч. Пирса и Ч. Морриса, созданные на их основе работы К. Огдена, И Ричардса, философия языка Л. Витгенштейна, новая критика (Т.С. Элиот, Р.П. Уоррен).
Необходимо заметить, что новая риторика представляет собой часть названия трактата X. Перельмана, которому принадлежит также ведущая роль в создании теории неориторической аргументации. Сравнивая процедуры аргументации в естественнонаучном познании и сфере институциализированной и неинституциализированной коммуникации, X. Перельман утверждал, что в областях социальной коммуникации отсутствуют четкие критерии для принятия однозначных и справедливых решений.
Неориторическая аргументация, по X. Перельману, представляет собой изучение дискурсивных техник, которые усиливают или ослабляют приверженность аудитории к тезисам, представленным для оценки аудитории. При этом неориторическая аргументация X. Перельмана использует естественный язык с его двусмысленностью и неясностью; носит адресно-личностный характер, ее вывод вероятен.
Цель неориторической аргументации - заставить аудиторию перейти от согласия относительно ценностных посылок к согласию относительно вывода.
X. Перельман считает, что неориторическая аргументация должна начинаться с ценностных посылок, которые аудитория принимает в силу мировоззренческого единства, но выводы подобной аргументации могут оказаться для аудитории неприемлемыми. В этой связи задача аргументатора состоит в том, чтобы организовать аргументацию таким образом, чтобы из приемлемости посылок неизбежно вытекала приемлемость вывода.
И.Ричардс акцентировал исследовательский интерес непосредственно на риторической проблематике. Так, И.Ричардс в «Философии риторики» подчеркивал, что амбивалентность, интерпретируемая традиционной риторикой как недостаток, представляет собой фундаментальный закон. В результате этого И.Ричардс рассматривается как один из основателей новой риторики. Другими основоположниками неориторики принято считать К. Берка, Р. Маккеона, К. Перельмана.
К.Берк утверждал, что «везде, где есть значение, есть убеждение, а везде, где есть убеждение, там есть и риторика». Более того, К.Берк анализировал любой дискурс (политический, научный, литературный) как символическую драму и предлагал дифференцировать пять структурных компонентов дискурсивных практик: сцену («scene»), действие («act»), «действующих лиц» («agents»), замысел («purpose»). К К.Берку восходит представление о том, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотреннным в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.
В свою очередь, Р.Маккеон считал, что проблематика риторики должна быть расширена за пределы теории и практики убеждения. Инструментом подобного расширения Р.Маккеон видел преобразованную с учетом современных гуманитарных наук Топику, способную конструировать общие места для нахождения новых идей в ключевых областях человеческой практики. При этом топика понималась в качестве раздела риторики, изучающего построение аргументов, ораторской речи и мысли в целом с использованием системы риторических общих мест (топов, или топосов, топиков).
X. Перельман уделял основное внимание противопоставлению демонстрации (как имеющей дело с очевидным) и аргументации (как обращенной к вероятному), указывая, что последняя является объектом изучения риторики.
Цель введения курса по неориторике в гуманитарных вузах -формирование образов представлений и знаний, определяющих коммуникативные стратегии гармонизирующего диалога и соответствующую профессиональную коммуникативную компетенцию. Задачами курса являются разработка моделей современного научного осмысления проблем, сопряженных с языковым сознанием участников
коммуникативного процесса (говорящего и слушающего), порождением, восприятием и интерпретацией речи.
Введение курса по неориторике способствует внедрению в учебный процесс активных технологий обучения: коммуникативных игр,
нериторических тренингов и практикумов. Данные технологии ориентируют разработчиков процесса методического моделирования на переход от формально-знаковой к личностно-деятельностной парадигме. В результате учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Практические занятия проводятся в игровой форме, дебатов, мозгового штурма и носят версионный характер.
Основным объектом становится «эффективная речь», направленная на определенного адресата, взаимодействующая с адресантом в конкретном коммуникативном контексте. В частности, продуктивной представляется модель Ш. фон Туна, учитывающая содержание сообщения и его личностный смысл (см. схему).
Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны (существо дела, отношение, самораскрытие, призыв). Если получатель не способен расшифровать все стороны сообщения или реагирует не на ту сторону, то возникает непонимание. Например, рассмотрим отрывок из Н.В. Гоголя «Ревизор»:
существо дела
самораскрытие
Я собрал вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор
призыв
отношение
Существо дела: едет ревизор.
Отношение к чиновникам: Знаю я вас, подлецов! Держитесь! (отношение передается невербальными средствами; большинство конфликтов возникает при неправильной расшифровке отношения; часто воспринимают не существо дела, а отношение).
Самораскрытие: Мне страшно! Я чувствую себя неуверенно. Я обескуражен. Призыв: Помогите в этой неприятной ситуации. Давайте спасаться вместе!
Максимально точная передача информации возможна тогда, когда задается много вопросов. Необходимы обратные связи: «Я правильно понял, что...», «Вы, значит, думаете, что...». Такими фразами сигнализируют, что стараются понять собеседника и дают ему возможность яснее сформулировать свои мысли.
В этой связи велика практическая значимость неориторики, цель которой сформировать и развить умения по реализации эффективного общения в различных профессиональных контекстах.
Одна из основных задач, которую призвана решить неориторика, -выработка бережного отношения студентов к слову не только как к эстетической ценности, но и могучему средству выражения мыслей и самовыражения личности.
Формирование у студентов целевого речетворческого умения на практических занятиях по неориторике возможно на основе внедрения в учебный процесс коммуникативных игротехнологий.
Вышеобозначенные игротехнологии носят комплексный характер, базируясь на активизации и интенсификации деятельности обучаемых в процессе неориторических игр, закладывающих навыки профильноориентированного общения.
К концептуальным основам теоретических игротехнологий целесообразно отнести следующие:
а) психологические механизмы игровой деятельности, опирающиеся на потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации;
б) возможность изменения пространства «внутренней социализации» обучаемых, так как «игра - средство усвоения социальных установок» (Л.С. Выготский);
в) перспективы развития не только речи, но и творческого воображения, так как игра - «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.А. Леонтьев);
г) резервы увеличения объема слуховой и зрительной памяти, совершенствование тактильных ощущений;
д) развитие импровизационных коммуникативных способностей, навыков речепрогнозирования, кодирования и декодирования речи, в том числе спонтанной.
В отличие от других игр, неориторические игры обладают дифференциальным признаком - поставленной целью речевого развития обучаемых и планируемым коммуникативным результатом. Цели неориторических игр могут быть разнообразны - развитие навыков
монологической, диалогической, полилогической речи, слушания, а результат один - коммуникативная компетентность обучаемых.
Игровая форма занятия создается посредством игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования студентов к когнитивной деятельности.
Технология риторических игр обширна.
1. По характеру методического процесса: обучающие, тренинговые, обобщающие, контролирующие.
2. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
3. По игровой среде: с (без) предметами;
4. По специфике игрового участия: коллективные, групповые,
межличностные;
5. По технике процедуры: игры-тренинги, игры-самоанализ, игры-
рефлексия.
Последний тип требует особого рассмотрения. В частности, неориторические игры-тренинги позволяют лучше понять логический аспект неориторики, повышают культуру оперирования понятиями «логическая ошибка в высказывании», «аргумент и тезис в рассуждении» и другими. Неориторические игры-самоанализ и игры-рефлексия предоставляют обучаемым небезынтересный материал о себе; показывают (на основе сравнения) как поступали риторы античных времен, различных стран, как искали пути выражения мысли в слове.
Неориторические игры могут быть использованы не только для развития лабильности, гибкости мышления, но и выработки навыков снятия аудиторного шока. Представляется, что игровая технология может стать одним из наиболее эффективных методических направлений в области неориторики, так как «человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й. Хейзинг).
Применение ТСО переводит методический уровень изучения неориторических законов на значительно более высокий уровень, повышает эффективность обучения в целом. Установлено, что методически целесообразное и грамотное обращение к звуковым устройствам увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальным - на 25%, а комплексное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. Следовательно, обоснованное, системное применение видеозаписи в процессе изучения неориторики оказывается достаточно результативным.
Видеозапись как техническое средство на практических занятиях по неориторике реализует свои функции: информационную, обучающую, контролирующую.
Первый блок занятий («Основные постулаты публичного выступления», «Невербальные компоненты публичного выступления», «Типы публичных выступлений») представляет собой видеосеминарский вид учебной деятельности, демонстрирующий и анализирующий эталонные и неудачные публичные выступления. Для достизр^щя. ..•эз$4Ц цели
используются видеозаписи телепередач (выступления государственных, общественных, политических деятелей), фрагменты документальных, художественных фильмов.
Второй блок практических занятий имеет форму видеопрактикума. Проводимая в группе риторическая игра снимается на видеокассету, а затем производится анализ риторического образа участника каждой команды, складывающегося из вербального и невербального поведения, мастерства в использовании риторических фигур. Оценка и интерпретация риторических образов студентов выполняются жюри, которое представлено одногруппниками, однокурсниками, и осуществляются на основе апробированных схем и матриц. Как показывает опыт, уже после второй видеосъемки наблюдаются заметные улучшения в выступлениях обучаемых, с одной стороны. С другой стороны, подобные формы работы привлекательны для большинства студентов. Значит, методический прием видеосъемки с разбором выступления преподавателем, одногруппниками, однокурсниками, с самоанализом является эффективным средством развития умений и навыков продуктивного общения.
Неориторический ракурс коммуникации знаменует понимание интеракции как важнейшей стороны трансляционного процесса. Феномен интерактивности характеризует последний как макрокоммуникативный процесс, на базе которого прагматические изменения коммуникации стали рассматриваться как свойства диалогической логики.
Таким образом, ценность неориторической науки состоит в том, что она не только дает речеведческие знания и совершенствует умения пользоваться речью будущих выпускников вуза - специалистов, но и помогает подготовить коммуникативно грамотного профессионала, обладающего речевой компетенцией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Манн П. де Аллегории чтения: фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. - Екатеринбург, 1999. - 246с.
NEORHETORIC AND MODERN EDUCATION N.L. GREIDINA
Classical philology and rhetoric chair,
Pyatigorsk State Linguistic University,
Kalinin Ave 9, 357532, Pyatigorsk,
The article deals with the urgent problems of introduction of neorhetoric course into higher and secondary education institutions, grounding the expediency of those steps, providing with education effectiveness.