УДК 81'23
ГРНТИ 14.35.01
Код ВАК 5.8.1
Т. А. Варламова
Екатеринбург, Россия SPIN-код: 2529-2834
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ВЫСТРАИВАНИЯ ПЛОДОТВОРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
АННОТАЦИЯ. Автор поднимает теоретические и практические проблемы понятия «невербальная коммуникация». Прослеживаются особенности распознавания базовых эмоций и микромимики в условиях образовательных отношений. Определяется уровень владения распознавания элементов коммуникации, а также оценивается роль невербального общения в педагогике.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоции; невербальная коммуникация; микромимика; образовательный процесс; образовательные отношения; невербальное общение
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Варламова Татьяна Андреевна, студент, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620091, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
T. A. Varlamova
Ekaterinburg, Russia
NONVERBAL COMMUNICATION AS A WAY TO BUILD FAVOURABLE EDUCATIONAL PROCESSES
ABSTRACT. The author raises theoretical and practical problems of the concept of "nonverbal communication". The features of recognition of basic emotions and micromimics in the conditions of educational relations are traced. The level of proficiency in recognizing communication elements is determined, and the role of nonverbal communication in pedagogy is evaluated.
KEYWORDS: emotions; nonverbal communication; microfacial expressions; educational process; educational relations; non-verbal communication
ABOUT THE AUTHOR: Varlamova Tatiana Andreevna, Student, Institute of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
Эмоции и микромимика - это те составляющие невербальной коммуникации, которые бывает трудно отличить, увидеть. Однако в процессе общения педагог использует не только
© Варламова Т. А., 2023
45
их. Помимо вышеупомянутых составляющих общения в процессе обмена информацией участвуют и другие компоненты, такие как жесты, позы, интонация, тембр голоса. Невербальная коммуникация состоит из трех компонентов: кинестика (сюда входят внешние проявления, такие как: чувства, эмоции, мимика, жесты, позы); тактика (прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, дотрагивания и др.); проксемика (расположение людей в пространстве при общении). Т A. Анджело и ^ P. Кросс утверждают, что путем внимательного наблюдения за учащимися в процессе обучения преподаватели могут многое узнать о том, как студенты учатся и, в частности, как они реагируют на конкретные подходы к обучению. В педагогике, как и в любой другой отрасли, есть свои правила и нормы использования компонентов невербальной коммуникации. Например, использование закрытых жестов перед классом на уроке или перед родителями на родительском собрании не рекомендуется, поскольку закрытая поза может говорить о нежелании выстраивания плодотворной коммуникации. Такую же коннотацию имеет поза, принятая полубоком или спиной к аудитории. Поведение, когда преподаватель не стоит лицом к слушателям, показывает его неуважение, нежелание коммуницировать [Зорина 2022]. Трудно представить, что преподавателя, который повернулся спиной к ученикам и остался в таком положении на неоправданно долгое время, будут увлеченно слушать. Скорее всего, ученики потеряют интерес очень скоро, и педагогическая коммуникация не будет эффективной. Немаловажную роль в коммуникации образовательных процессов играет дистанция между преподавателем и обучающимися. Рекомендуется избегать слишком близкого контакта, лицом к лицу, не трогать ребенка, так как это считается вмешательством в личные границы. Однако разговор на очень длинном расстояния так же не может быть охарактеризован как продуктивный. Наилучшей социальной дистанцией считается расстояние от 120 до 210 сантиметров. При таком расстоянии происходят формальные беседы, например вызов в кабинет директора или разговор с учителем один на один. Хорошим примером такого расстояния служит парта или учительский стол. Участники процесса соблюдают формальные ограничения и чувствуют себя наиболее комфортно, при этом качество коммуникативного обмена на ухудшается. Личная дистанция, установленная студентом между ним и преподавателем, является показателем его уверенности и комфорта, таким образом, более
тесное взаимодействие - показатель высокого доверия и комфорта, раскачивание ногой или постукивание - это признаки того, что студент чувствует себя некомфортно из-за установленной личной дистанции.
Часто на уроке встречается вопросно-ответная форма работы, когда учитель проверяет знания учеников посредством вызова к доске. При таком взаимодействии невербальная коммуникация играет важную роль в успешном публичном выступлении. Если по поведению ребенка видно, что он волнуется, переступает с место на место, опускает взгляд вниз, перебирает в руках мелкие предметы, такому ученику можно позволить отвечать с места. Публичные выступления даются легко далеко не всем и могут вызывать сильный стресс, что трудно не заметить посредством выражения в невербальной коммуникации [Васи-лик 2005]. Напротив, если по ученику видно, что он чувствует себя свободно, руки не скрещены, ноги стоят на ширине плеч, взгляд направлен в класс, голос на умеренной высоте - все эти невербальные признаки указывают на хороший уровень владения собой учеником во время выступлений.
В ходе проведения исследования был создан опрос, целью которого было выявление наиболее отталкивающих составляющих невербального общения в педагогике. Респондентами стали школьники и студенты в возрасте от 14 до 22 лет. Анкета состояла из нескольких вопросов, среди которых главным был следующий: «Какие невербальные составляющие педагогической коммуникации вы считаете отталкивающими и недопустимыми?». Среди наиболее популярных ответов были: повышенный тон голоса, неуверенность в себе, агрессивное поведение, излишняя застенчивость, долгое молчание. Опрошенные считают, что все замечания можно сделать, не повышая голос, так взаимодействие будет более продуктивным. Громкие замечания, конечно, имеют место быть, однако далеко не всегда это единственное, что поможет в решении возникшего конфликта. Более того, респонденты отметили, что невербальное поведение учителя, которое включает в себя признаки надменности, высокомерия, такие как закатывание глаз, частые вздохи, характерный звук недовольства, издаваемый при отрыве кончика языка от верхнего неба - все эти компоненты вызывают неприязнь. Чересчур активная мимика также стала популярным ответом. Когда педагог в процессе речи задействует большое количество мышц лица, это отвлекает от содержания, затрудняет понима-
ние. К тому же некоторые сочетания мышечно-лицевой активности педагога могут затруднить дикцию, воспрепятствовать артикуляционной чистоте произношения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самыми часто встречающимися составляющими невербальной коммуникации, имеющими негативную коннотацию, являются повышенный тон голоса, обильные движения лицевых мышц, высокомерное поведение, широкие и размашистые жесты, не соответствующие контексту ситуации. Об этих частях невербальной коммуникации нужно помнить для того, чтобы выстраивать грамотное и, главное, продуктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Для того чтобы коммуникация участников образовательных процессов была успешной, стоит знать, какие компоненты невербального общения воспринимаются учениками положительно и помогут педагогу расположить аудиторию к себе. В опросе, составленном специально для выявления невербальных составляющих общения, которые оказались наиболее привлекательными для респондентов, результаты получились следующими. 96% респондентов считают, что улыбка и соответствующий внешний вид - необходимые и самые важные составляющие невербального поведения учителя. Также в важные характеристики данного портрета вошли открытые жесты, умеренное жестикулирование при объяснении материала, спокойствие, кивание головой при правильном ответе, что вселяет уверенность в знания ученика, наклон головы в сторону ученика, умеренный физический контакт, особенно у школьников младшего возраста, мимика лица, выражающая радость и удовлетворение. Стоить добавить, что, по мнению опрошенных, невербальная коммуникация играет очень важную роль в выстраивании эффективного взаимодействия между педагогом и учениками. 86% считают, что невербальные признаки помогают успокоиться, настроиться на обучение и почувствовать себя комфортно. 14% опрошенных думают, что невербальные признаки необходимы, но вербальное общение все же важнее. Если сложить все воедино, можно сделать вывод о том, что плодотворная работа учителя с учениками складывается не только посредством передачи знаний с помощью языка. Важнейшую роль играют жесты, мимика, позы, которые помогают считывать настрой, манеру, характер педагога. В свою очередь, педагог, который владеет искусством использования невербальной коммуникации, может помочь ученикам адаптироваться к об-
разовательному процессу, усилить мотивацию детей для обучения [Попова 2011]. Если ученики смогут чувствовать себя комфортно на уроках педагога, учебная успеваемость повысится, результаты порадуют всех участников образовательного процесса. Для учеников так же, как для учителя, важно иметь навыки грамотного владения невербальной коммуникацией.
Проявление эмоций как составляющей части образовательного процесса влияет на состояние мышечной системы человека и в первую очередь на мимику. Плавные изменения мимики помогают пережить эмоцию в полной мере, осознать и трансформировать ее, передать свое состояние окружающим. Во многих случаях мимика гораздо информативнее слов [Симонов 2004]. Микроэмоции в педагогике играют значительную роль. Психолого-педагогический опыт показывает, что у любой критической ситуации всегда есть предпосылки, которые также проявляются в ежедневных микроэмоциях. Оскал на лице ребенка, нахмуренные брови, расширенные ноздри наряду с вегетативными нарушениями: потоотделением, покраснением, появлением румянца - все эти признаки могут указывать на то, что ученик проживает тяжелую ситуацию и нуждается в помощи взрослых [Попова 2011]. Ниже приведены некоторые отличительные черты, группа характеристик, которые помогут в определении эмоций учеников. У умных людей чаще всего большой лоб. Это не значит, что их знания велики во всем. Иногда бывает так, что человек знает много информации в одной области, но совершенно невежествен в другой. Если у ребенка большой лоб, но нет признаков особого интеллекта, возможно, он просто не нашел своего дела. Блестящие глаза и живой взгляд означают энтузиазм человека по отношению к кому- или чему-либо. Обычно это происходит с любознательными детьми, которым все интересно. Напротив, если взгляд человека тусклый и безразличный, это означает, что его состояние подавленное, возможно, близкое к депрессии. Если в уголках глаз от смеха появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, жизнерадостный и положительно настроенный. Прикушенные губы означают, что человек любит думать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди автоматически начинают действовать таким образом непосредственно на собеседника, потому что не могут на что-то решиться. Твердый, развитый подбородок, часто квадратный, указывает на сильную волю человека. Поскольку люди, когда они достигают своих целей,
например в бизнесе или в споре, напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твердым, что доказывает способность человека достигать своих целей. Такой человек не пойдет до конца, если впереди будет серьезное препятствие. Чем больше различных выпуклостей, неровностей, впадин, выступов и т. д. на лице, например впалые щеки, выступающие скулы, тем более эмоциональный и вспыльчивый человек. Он живо и язвительно выплескивает свои переживания на других. [Лемешевская, Ми-хальчик, Водоевич 2010].
Роль невербальной коммуникации в выстраивании эффективного взаимодействия сторон в педагогике действительно велика. Знания в этой области позволят педагогам выстраивать общение с учениками и коллегами более грамотно и рационально, обращая внимание на детали и придавая им особое значение. Эмоции и микромимика - важные составляющие невербальной коммуникации, несущие коннотативные значения, которые являются вспомогательными элементами на пути к наилучшей системе образовательной коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова, Л. К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизические особенности человека / Л. К. Антропова, О. О. Андронникова, В. Ю. Куликова, Л. А. Козлова // Медицина и образование в Сибири. - 2011. - № 3. - С. 45-49.
Блох, М. Я. Прагматика, этика и эстетика языкового общения / М. Я. Блох // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. - М. : Прометей, 2004.
Василик, М. А. Основы теории коммуникации / М. А. Василик. -М. : Гардарика, 2005. - С. 27-64.
Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272 с.
Зорина, С. В. Влияние смешанной мимики на поведение приближения и отдаление / С. В. Зорина, Е. В. Петрова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2022. -Т. 32, вып. 4.
Лемешевская, З. П. Диагностика психического состояния человека по мимике лица / З. П. Лемешевская, С. В. Михальчик, В. П. Водоевич // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2010. - № 1.
Лымаренко, В. М. Общая и прикладная психофизиология : учебное пособие / В. М. Лымаренко, О. В. Леонтьев. - 2020.
Михалева, А. Б. Эмоциональное развитие личности в концепции Н. Я. Грота / А. Б. Михалева // Концепт. - 2015. - Т. 26. - С. 196-200. -URL: http://e-koncept.ru/2015/95324.htm (дата обращения: 21.03.2023).
Попова, С. И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности школьника к включению в совместную деятельность / С. И. Попова // Наука и школа. - 2011. - № 4. - С. 85-90.
Попова, С. И. Успешная деятельность и эмоциональное состояние ученика / С. И. Попова // Народное образование. - 2012. - № 1. -С. 227-233.
Симонова, О. А. Базовые принципы социологии эмоций / О. А. Симонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2016. - Вып. 4.
Симонов, П. В. Информационная теория эмоций : учебная литература / П. В. Симонов. - 2004. - URL: https://www.psychology-online. net/articles/doc-309.html?ysclid=lfh3ekivoe688454580 (дата обращения: 20.03.2023).
Чиксентмихайи, М. Поток: Психология оптимального переживания : пер. с англ. / М. Чиксентмихайи. - М. : Альпина нон-фикшн, 2018. -460 с.
Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. - М., 1985. - С. 38-65.
Knuppenburg, R. Linguistic Affect: Positive and Negative Emotion Words are Contagious, Predict Likability, and Moderate Positive and Negative Affect / R. Knuppenburg, M. Fredericks // Inquiries Journal. - 2021. -P. 8-19.