Научная статья на тему 'НЕЦЕНОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА'

НЕЦЕНОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЦЕНОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / NON-PRICE COMPONENTS OF COMPETITIVENESS / PRIMARY CARE MEDICAL ORGANIZATION / MEDICAL SERVICES QUALITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MEDICAL PERSONNEL / MOTIVATION AND STIMULATION OF MEDICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдович Анна Рудольфовна, Шмелева Татьяна Владимировна, Кресова Наталья Станиславовна

В статье рассмотрены неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников; выявлены недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации по каждому компоненту, предложены направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена с учетом полученных результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдович Анна Рудольфовна, Шмелева Татьяна Владимировна, Кресова Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PRICE COMPONENTS OF THE MEDICAL ORGANIZATION COMPETITIVENESS IN PRIMARY CARE

The article considers non-price components of primary care medical organization's competitiveness, such as the medical services quality, medical staff professional development, medical staff motivation and stimulation. The shortcomings that reduce the level of the medical organizations competitiveness for each component are identified. The ways to improve the competitiveness of primary care medical organizations taking into account the results of the study are suggested.

Текст научной работы на тему «НЕЦЕНОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 10 • Октябрь 2020 ISSN 2222-534Х

>

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

Первое

экономическое издательство

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников; выявлены недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации по каждому компоненту, предложены направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена с учетом полученных результатов исследования.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований» (РФФИ), договор № 20-010-00524\20 от 13.02.2020 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неценовые компоненты конкурентоспособности, медицинская организация первичного звена, качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников

Бведение

На современном этапе развития рынка медицинских услуг неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена приобретают особую актуальность. Это обусловлено как минимум двумя факторами: глобализацией рынка медицинских услуг и информатизацией здравоохранения.

Под влиянием процесса глобализации в XXI веке география предоставления качественных медицинских услуг постоянно расширяется, появляются новые участники рынка медицинских услуг, что приводит к росту конкуренции в сфере здравоохранения.

Развитие цивилизации идет в сторону информационного здравоохранения, которое определяется новыми информационными и ком-

Non-price components of the medical organization competitiveness in primary care

Davydovich A.R. 1, Shmeleva T.V. 1, Kresova N.S. 1

1 Sochi State University, Russia

муникационными технологиями (внедрение технологий мобильного пользователя и беспроводного доступа к базам данных; телемедицина, веб-медицина; дистанционный мониторинг состояния пациентов; дистанционное интерактивное обучение по адаптивным, индивидуальным программам и т.д.).

Без внедрения информационно-коммуникационных технологий невозможно говорить о современном обеспечении организационно-технологических процессов на уровне медицинских организаций по оказанию доступных и качественных медицинских услуг населению и развитии телемедицинских технологий.

Глобализация рынка медицинских услуг, информатизация здравоохранения, миграция врачей, появление новых методов диагностики и лечения заболеваний наряду с внедрением единых медико-экономических стандартов привели к тому, что на первое место стали выдвигаться неценовые компоненты конкурентоспособности организации.

Обзор научных исследований (Волнухин А.В., Карамова А.С., Тогунов И.А., Шишкин С.В.) показал, что неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации в отечественной и зарубежной литературе изучены недостаточно [1-5] (Volnukhin, 2018; Karamova, 2017; Karamova, 2018; Togunov, 2005). Освещены лишь отдельные составляющие, к которым относятся имидж, торговая марка или бренд организации, уровень сервиса, технологии коммуникативного воздействия (реклама, пропаганда, интернет-технологии и т.д.) [6-13] (Bokhanov, Vapnyarskaya,

ABSTRACT:_

The article considers non-price components of primary care medical organization's competitiveness, such as the medical services quality, medical staff professional development, medical staff motivation and stimulation. The shortcomings that reduce the level of the medical organizations competitiveness for each component are identified. The ways to improve the competitiveness of primary care medical organizations taking into account the results of the study are suggested.

ACKNOWLEDGMENTS. The research was carried with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), agreement No. 20-010-00524X20 of 13.02.2020.

KEYWORDS: non-price components of competitiveness, primary care medical organization, medical services quality, professional development of medical personnel, motivation and stimulation of medical staff

JEL Classification: I11, I19, J44 Received: 10.10.2020 / published: 31.10.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Davydovich A.R. (davyanna0yandex.ru)

CITATION:_

Davydovich A.R., Shmeleva T.V., Kresova N.S. (2020) Netsenovye komponenty konkurentosposob-nosti meditsinskoy organizatsii pervichnogo zvena [Non-price components of the medical organization competitiveness in primary care]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (10). - 2565-2578. doi: 10.18334/epp.10.10.1 10972

2002; Vaskes Abanto, Vaskes Abanto, 2015; Glinkina, Regent, 2016; Dobrikova, 2014; Kozlova, Syrchin, 2015; Kudryashova, 2015; Lokteva, 2010).

Вместе с тем неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников и их влияние на обеспечение конкурентных преимуществ организации, изучены недостаточно.

Все вышесказанное послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования - рассмотреть неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников, и определить современные направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, такие как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников;

• используя результаты социологического опроса, выявить недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации первичного звена по каждому компоненту;

• определить современные направления повышения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена.

Научная новизна исследования: определено влияние неценовых компонентов, таких как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена.

ОБ АВТОРАх:_

Давыдович Анна Рудольфовна, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (davyanna0yandex.ru)

Шмелева Татьяна Владимировна, зам. начальника Управления научных исследований, кандидат экономических наук, доцент (tanya-schme1eva0mai1.ru)

Кресова Наталья Станиславовна, доцент кафедры иностранных языков, кандидат социологических наук, доцент (kresovans0ramЫeгru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Давыдович А.Р., Шмелева Т.В., Кресова Н.С. Неценовые компоненты конкурентоспособности медицинской организации первичного звена // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. -№ 10. - С. 2565-2578. doi: 10.18334/epp.10.10.1 10972

Гипотеза исследования: в современных условиях нельзя недооценивать неценовые компоненты конкурентоспособности, потому что они могут как создавать для медицинской организации первичного звена определенное превосходство над своими прямыми конкурентами, так и наоборот, лишать организацию лидерства на рынке.

Источниками информации для решения поставленных задач исследования послужили данные социологического опроса населения и сотрудников медицинских организаций различных форм собственности города Сочи. Опрос проводился в онлайн-режиме, анкеты для респондентов были размещены на сайте Те81одга£ (www.testograf.ru).

Объем выборки составил 223 респондента, репрезентирующих взрослое население (18 лет и старше), в том числе сотрудники медицинских организаций первичного звена различных форм собственности города Сочи (ГБУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Сочи»; ГБУЗ «Городская поликлиника № 2 г. Сочи (Адлер)»; ГБУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Сочи» (пос. Дагомыс); НУЗ «Узловая поликлиника г. Сочи» ОАО «РЖД»; ООО «АРМЕД»; ООО «Клиника Семейной Медицины «Надежда»).

Качество медицинских услуг

Общемировой и российской тенденцией является повышение конкуренции среди медицинских организаций первичного звена и значимости неценовых компонентов конкурентоспособности, основным из которых является качество медицинских услуг.

Определение степени влияния качества медицинских услуг на обеспечение конкурентных преимуществ медицинских организаций первичного звена проводилось посредством опроса пациентов, которые пользуются услугами медицинских организаций первичного звена г. Сочи.

Респондентам предлагалось определить недостатки системы обеспечения качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена, оценить их по 5-балльной шкале (где 1 -не сталкивался, а 5 - такие проблемы были) и определить степень влияния качества медицинских услуг на конкурентоспособность организации.

Таблица 1

Оценка ответов респондентов на вопрос: «Когда Вы в последний раз обращались в государственные (муниципальные) медицинские организации первичного звена?» (только один ответ, % от всех опрошенных)

Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше

Менее года назад 61 62 54 62 64 71

1-2 года назад 16 12 22 19 16 13

3-5 лет назад 10 19 15 6 11 4

6 лет назад и более 6 2 4 8 5 6

Затрудняюсь ответить 7 5 5 5 4 6

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из таблицы 1 видно, что за последний год за медицинской помощью в государственные (муниципальные) медицинские организации первичного звена обратилось абсолютное большинство жителей города Сочи - 61%. Чаще всего за последний год в медицинские организации обращались пожилые люди в возрасте 60 лет и старше (71%).

Таблица 2

Оценка ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь в государственной (муниципальной) медицинской организации первичного звена со следующими проблемами?»

Недостатки системы обеспечения качества Оценка респондентов Затрудняюсь

медицинских услуг 1 2 3 4 5 ответить

Долгое ожидание записи, проблемы в работе сайта kuban-online.ru, 15 11 20 16 33 5

очередь в регистратуру и на прием к

врачу

Невозможность получить все необхо- 19 9 20 14 33 5

димые услуги в одном месте

Назначение дополнительных платных 12 11 20 22 29 8

услуг

Отсутствие нужного специалиста 16 10 21 14 32 7

Отрицательный результат лечения (без динамики / ухудшение) 17 14 25 14 20 10

Невнимание врача 22 12 27 15 18 6

Неверное назначение лекарств 21 12 25 13 16 13

Грубость и хамство со стороны меди- 32 17 22 12 14 3

цинского персонала

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из таблицы 1 видно, что наиболее частые проблемы, с которыми сталкивались пациенты в государственных (муниципальных) медицинских организациях первичного звена: долгое ожидание записи, очереди, назначение дополнительных платных услуг, невозможность получить все услуги в одном месте, отсутствие нужного специалиста.

Для того чтобы оценить недостатки системы обеспечения качества медицинских услуг негосударственных медицинских организаций первичного звена, респондентам был задан аналогичный вопрос, только объектом исследования выступили негосударственные медицинские организации.

Сравнительная оценка параметров качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена представлена на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкивались пациенты в государственных (муниципальных) медицинских организациях

Грубостьи хамствосостороны медицинскогоперсонала "Затягивание" времени лечения Невнимательное отношение врача к пациенту Отрицательный результатлечения (без динамики/ухудшение) Отсутствие нужного специалиста Назначение дополнительных платных услуг

Невозможность получить все необходимые услуги водномместе

Долгое ожидание записи, проблемы в работе сайта организации или kubar-orline.ru, очередь в регистратуру или на прием к врачу

■ Средняя оценка негосударственных медицинских организаций

■ Средняя оценка государственных медицинских организаций

Рисунок 1. Сравнительная оценка параметров качества медицинских услуг в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена Источник: составлено авторами по результатам исследования.

первичного звена (отсутствие нужного специалиста, назначение дополнительных платных услуг, долгое ожидание записи, нахождение в очереди, проблемы в работе сайта kuban-online.ru), получили оценку в среднем 3,4 балла. Менее распространены ситуации следующие: невнимательное отношение врача к пациенту, грубость и хамство медицинского персонала (2,6 балла).

Анализируя наиболее распростргненные проблемы, с которыми сталкивались пациенты в негосударственных медицинских организациях первичного звена, можно отметить следующие: назначение дополнительных платных услуг, отрицательный результат лечения Гбез динамики / ухудшение),«затягивание» вгемени лечсния.

Итак, негативное влияние на конкурентоспособность государственных (муниципальных) н негосударственных медицинских организаций! первичного звена оказывают следующие составляющие качества медицинских услуг: отрицательный результат лечения (без динамики / ухудшение), «затягивание» времени лечения, назначение дополнительных платных услуг.

Прсфессиоеалннпн разветин медоцинскогопепсонала

Профессиональное развитие медицинского терсонала способствует обеспечению конкурентоспособности как отдельной медицинской организации первичного звена, так и всей системы здравоохранения.

В соответствии с определением Всемирной федерации мздицинааого образования непрерывное профессиональное развитие - это период образования и подготовки врачей начинающийая после завершенит базового меди-щнсного образования и последипломной подготовки и продолжающийся после этого в течение всен прорес-сиональной жизни [14] (Volnukhin, 2018).

В условиях глобализации и информатизации профессиональное развитие медицинского персонала стало значительно шире, стали востребованы новые компетенции в области организации здравоохранения, моделирования различных стилей поведения, эффективного консультирования, межпрофессионального взаимодействия, самоанализа, аудита и т.д.

Выявление проблем, связанных с профессиональным развитием медицинского персонала, проводилось с помощью анкетирования административного и медицинского персонала. Было заполнено и проанализировано 23 и 53 анкеты соответственно.

Респондентам предлагалось оценить уровень профессионального развития медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена, оценить их по 5-балльной шкале (где 1 -уровень очень низкий, а 5 - уровень очень высокий) и определить степень влияния уровня профессионального развития медицинского персонала на конкурентоспособность организации.

Результаты исследования представлены на рисунках 2 и 3.

Из рисунка 2 видно, что руководители государственных (муниципальных) медицинских организаций в отличие от своих коллег из негосударственного сектора оценили уровень профессионального развития своих сотрудников в среднем на 3,3 балла, что на 0,7 балланиже уровня профессионального развития сотрудников негосударственных медицинских организаций первичного звена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие желания и возможностей у медицинского персонала постоянно повышать свой уровень профессионального развития

Уровень навыкав работы с медицинской документацией

Уровень практических навыков у медицинского персонала

Уровень коммуникативных навыков у медицинского персонала

4,1

4,3

Уровень квалификации медицинского персонала

4,1

3,4

■ Средняя оценка негосударственных медицинских организаций

■ Средняя оценка государственных(муниципальных) медицинских организаций

Рисунок 2. Оценка руководителями параметров профессионального развития медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях

первичного звена Источник: составлено ивторами по результатам исследования.

Возможность участия в научно-

практических мероприятиях Возможность получения новой специал ьности Условия для профессионального и служебного роста Организация наставничества, распространение знаний и опыта Работа корпоративной системы профессионального развития

Возможность своевременного подтверждения сертификата специалиста Удовлетворенность достигнутым уровнем профессиональной квалификации

■ Средняя оценка негосударственных медицинских организаций

■ Средняя оценка государственных (муниципальных) медицинских организаций

Рисунок 3. Оценка степени удовлетворенности медицинского персонала параметрами, характеризующими организацию обучения и развития в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичног о звена Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Следствием недостаточного внимания к уровню профессионального развития медицинских работников явилась неудовлетворенность врачей тем, что из-за высокой загруженности на работе у них нет возможности повышать свою квалификацию в требуемом объеме, и тем, что у них нет возможности выбора образовательных организаций для прохождения обучения (рис. 3).

Анализируя степень удовлетворенности медицинского персонала параметрами, характеризующими органи зацию обучения и развития (рис. 3), установлено, что медицинский персонал, представляющий как государственные (муниципальные), так и негосударственные медицинские организации первичного звена, в наименьшей степени удовлетворен возможностью участвовать в научно-практических мероприятиях и получать новую специальность, условиями для профессионального и служебного роста.

Не устраивает врачей отсутствие возможностей получеть консультации у ведущих специалистов своей области, ограниченный доступ к международным источникам информации.

Итак, на основаниипроведенного анализа можно с уверенностью сказать, что все вышеперечисленные проблемы, связанные с профессиональным развитием медицин-чког о персонала, будут отрицательно влиять на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена, если не изменить сложившуюся ситуацию.

Мотивации и стимулирование медицинских работников

Многие исследования свидетельствуют о том, что через систему мотивации и стимулирования персонала можно управлять не только производительностью и качеством труда, текучестью кадров, заинтересованностью медицинских работников в своей профессиональной деятельности, но и конкурентоспособностью медицинской организации [15, 16, 17] (Kibanov, 2018; Tekhterekova, Gnedyh, Lyakhov, 2016; Solokhina, Avetyan, Salashnik, 2010).

Рассмотрим отдельные элементы системы мотивации и стимулирования медицинских работников, такие как создание благоприятных условий труда, социальные гарантии и льготы, и определим степень их влияния на конкурентоспособность медицинской организации первичного звена.

Для выявления изъянов системы мотивации и стимулирования медицинских работников был проведен анализ мнения руководителей и медицинского персонала в государственных (муниципальных) и негосударственных медицинских организациях первичного звена.

Медицинскими работниками была заполнена 71 анкета. Среди респондентов основную долю составили врачи (83,4%), 10,2% - руководители организаций, 6,4% -не указали свою должность; при этом 80,9% были основными сотрудниками медицинских организаций первичного звена.

Физическая и психологическая нагрузка

Нематериальное стимулирование и премирование, наличие социальных гарантий

Зарплата ,7 1 4,1

График работы 4,3 4,1

Имидж организации 4,2

Охрана здоровья сотрудников 3 2,9 ,7

Санитарно-гигиенические условия труда

■ Средняя оценка негосударственных медицинских организаций

■ Средняя оценка государственных (муниципальных) медицинских организаций

Рисунок 4. Оценка уровня удовлетворенности медицинских работников системой мотивации

и стимулирования Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Из рисунка 4 следует, что медицинский персонал в наименьшей степени удовлетворен уровнем физической и психологической нагрузки, охраной здоровья и санитарно-гигие-

ническими условиями труда. Медицинские работники государственных (муниципальных) медицинских организаций первичного звена в большей степени не удовлетворены размером заработной платы в отличие от своих коллег из негосударственного сектора.

Наличие социальных гарантий - не менее важная составляющая системы стимулирования и мотивации медицинских работников, которая требует внимания.

Существующий уровень защиты врачей в случае совершения профессиональной ошибки, возникновения конфликтов с пациентами, действующая система льгот и компенсаций, вынужденные переработки для обеспечения заработка - все эти вопросы волнуют медицинских работников.

Кроме того, низкий уровень безопасности труда, нормативы, которые не позволяют уделять больше времени пациенту, также не удовлетворяют опрошенных врачей.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили, что проблема низкой удовлетворенности медицинского персонала является общей для российской системы здравоохранения.

Заключение

Проведенный в исследовании анализ неценовых компонентов конкурентоспособности медицинской организации первичного звена, таких как качество медицинских услуг, профессиональное развитие медицинского персонала, мотивация и стимулирование медицинских работников, позволил авторам выявить недостатки, снижающие уровень конкурентоспособности медицинской организации по каждому компоненту, и определить направления повышения конкурентоспособности медицинских организаций первичного звена.

Среди направлений, которые могли бы повысить качество медицинских услуг, можно выделить следующие:

• привлечение к работе медицинского персонала с высоким уровнем профессиональной квалификации, мотивированным к дальнейшему профессиональному развитию;

• разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинских услуг;

• сотрудничество с образовательными организациями для непрерывного профессионального развития медицинского персонала.

Для устранения выявленных проблем, связанных с профессиональным развитием медицинского персонала, предлагается привлекать ведущих специалистов здравоохранения в качестве экспертов и консультантов; осуществлять целевую подготовку специалистов, обучать медицинский персонал новым технологиям диагностики и лечения заболеваний; организовывать стажировки в ведущих медицинских центрах России; ввести надбавки за достижение высокого профессионально-квалификационного уровня и т.д.

Для повышения уровня удовлетворенности медицинских работников системой

мотивации предлагается расширить систему нематериального и материального стимулирования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Волнухин А.В. Научное обоснование современных направлений развития и повышение конкурентоспособности частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. / Автореф. дис. ... док. мед. наук: 14.02.03 / Первый Московский государственный мед.универ. им. И.М. Сеченова. -М., 2018. - 48 с.

2. Карамова А.С. Конкуренция в российском здравоохранении (на примере Краснодарского края) // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 23 (4). - с. 91-97.

3. Карамова А.С. Анализ развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг (на примере Краснодарского края) // Российское предпринимательство. - 2018. -№ 7. - с. 2083-2090.

4. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине. Корпоративный менеджмент. - 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/ health_system.shtml (дата обращения: 15.09.2020).

5. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. / Н.Н. Кочкина, М.Д. Красильникова, С.В. Шишкин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 56 с.

6. Боханов С.Ю., Вапнярская О.И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - с. 45-51.

7. Васкес Абанто Х.Э., Васкес Абанто А.Э. Имидж медика: случайный стиль поведения или необходимый элемент самосовершенствования // Качественная клиническая практика. - 2015. - № 3. - с. 89-96.

8. Глинкина О.В., Регент Т.М. Рынок общественного здоровья и принципы его сегментирования // Вестник российского нового университета. Серия «Человек и общество». - 2016. - № 4. - с. 10-15.

9. Добрикова А.А. Подходы к использованию интерактивных элементов интернет-СМИ в продвижении медицинских учреждений // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - с. 107-111.

10. Козлова Л.А., Сырчин Э.Ф. Совершенствование системы формирования и развития социального имиджа бюджетных медицинских учреждений // Концепт. -2015. - № 03.

11. Кудряшова О.С. Формы и методы работы современной пресс-службы в медицинской организации. Менеджмент новостей // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - 2015. - № 3. - с. 48-50.

12. Модель имиджа организации медицинского профиля. / Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (20 апр. 2011 г., Минск) / редкол.: Ф.П. Витко [и др.]. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 18-19 с.

13. Локтева О.А. Оценка конкурентоспособности бренда платных медицинских услуг (на примере Санкт-Петербурга) // Проблемы современной экономики. - 2010. -№ 3 (35). - с. 260-261.

14. Волнухин А.В. Научное обоснование современных направлений развития и повышение конкурентоспособности частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. / Дис.,.. док. мед. наук : 14.02.03 / Первый Московский государственный мед. универ. им. И.М. Сеченова. - М., 2018. -313 с.

15. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, И.А. Эсаулова / Монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 240 с.

16. Техтерекова Н. С., Гнедых Н. Н., Ляхов А. П. Профессиональная мотивация медицинского персонала как средство повышения эффективности трудовой деятельности // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 12(54). - с. 151156.

17. Солохина Л.В., Аветян К.Р., Салашник В.М. Управление персоналом как фактор устойчивости функционирования учреждения здравоохранения в условиях рынка медицинских услуг // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2010. - № 1. - с. 12.

REFERENCES:

Dostupnost i kachestvo meditsinskoy pomoshchi v otsenkakh naseleniya [Accessibility and quality of medical care in population estimates] (2015). (in Russian).

Model imidzha organizatsii meditsinskogo profilya [Image model of a medical organization] (2011). (in Russian).

Bokhanov S.Yu., Vapnyarskaya O.I. (2002). Predposylki ispolzovaniya marketinga v zdravookhranenii [Prerequisites for the use of marketing in health care]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (2). 45-51. (in Russian).

Dobrikova A.A. (2014). Podkhody k ispolzovaniyu interaktivnyh elementov internet-SMI v prodvizhenii meditsinskikh uchrezhdeniy [Approaches to the use of interactive elements of the internet media for promotion of medical institutions]. Kommunikativnye issledovaniya. (2). 107-111. (in Russian).

Glinkina O.V., Regent T.M. (2016). Rynok obshchestvennogo zdorovya i printsipy ego segmentirovaniya [The market of public health and the principles of its segmentation]. Vestnik rossiyskogo novogo universiteta. Seriya «Chelovek i obschestvo». (4). 10-15. (in Russian).

Karamova A.S. (2017). Konkurentsiya v rossiyskom zdravookhranenii (na primere Krasnodarskogo kraya) [Competition in Russian healthcare (on the example of Krasnodar Krai)]. Vestnik Akademii znaniy. (23 (4)). 91-97. (in Russian).

Karamova A.S. (2018). Analiz razvitiya konkurentnoy sredy na rynke meditsinskikh uslug (na primere Krasnodarskogo kraya) [Analysis of the development of the competitive environment in the market of medical services (on the example of the krasnodar region)]. Russian Journal of Entrepreneurship. (7). 2083-2090. (in Russian).

Kibanov A.Ya. (2018). Upravleniepersonalom v Rossii [HR management in Russia] (in Russian).

Kozlova L. A., Syrchin E. F. (2015). Sovershenstvovanie sistemy formirovaniya i razvitiya sotsialnogo imidzha byudzhetnyh meditsinskikh uchrezhdeniy [The improvement of system of formation and development of social image budgetary medical organization]. Kontsept. (03). (in Russian).

Kudryashova O.S. (2015). Formy i metody raboty sovremennoy press-sluzhby v meditsinskoy organizatsii. Menedzhment novostey [Forms and methods of work of a modern press service in a medical organization. News management]. Zdravookhranenie Yugry: opyt i innovatsii. (3). 48-50. (in Russian).

Lokteva O.A. (2010). Otsenka konkurentosposobnosti brenda platnyh meditsinskikh uslug (na primere Sankt-Peterburga) [Paid medical services: evaluation of brand competitiveness (case of St Petersburg)]. Problems of modern economics. (3 (35)). 260-261. (in Russian).

Solokhina L.V., Avetyan K.R., Salashnik V.M. (2010). Upravlenie personalom kak faktor ustoychivosti funktsionirovaniya uchrezhdeniya zdravookhraneniya v usloviyakh rynka meditsinskikh uslug [Personnel management as a factor of stability of health care institutions functioning in the conditions of the medical services market]. Vestnik obschestvennogo zdorovya i zdravookhraneniya Dalnego Vostoka Rossii. (1). 12. (in Russian).

Tekhterekova N. S., Gnedyh N. N., Lyakhov A. P. (2016). Professionalnaya motivatsiya meditsinskogo personala kak sredstvo povysheniya effektivnosti trudovoy deyatelnosti [Professional motivation of medical personnel as a means of improving the efficiency of work]. Problems of modern science and education. (12(54)). 151-156. (in Russian).

Vaskes Abanto Kh.E., Vaskes Abanto A.E. (2015). Imidzh medika: sluchaynyy stil povedeniya ili neobkhodimyy element samosovershenstvovaniya [Medical image: casual style of behavior or a necessary element of self]. Kachestvennaya klinicheskaya praktika. (3). 89-96. (in Russian).

Volnukhin A.V. (2018). Nauchnoe obosnovanie sovremennyh napravleniy razvitiya i povyshenie konkurentosposobnosti chastnyh meditsinskikh organizatsiy, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch v ambulatornyh usloviyakh [Scientific substantiation of modern directions of development and increasing the competitiveness of private medical organizations that provide medical care in outpatient settings] (in Russian).

Volnukhin A.V. (2018). Nauchnoe obosnovanie sovremennyh napravleniy razvitiya i povyshenie konkurentosposobnosti chastnyh meditsinskikh organizatsiy, okazyvayushchikh meditsinskuyu pomoshch v ambulatornyh usloviyakh [Scientific substantiation of modern directions of development and increasing the competitiveness of private medical organizations that provide medical care in outpatient settings] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.