Научная статья на тему 'Нетрадиционные уроки по литературе как средство активизации познавательной деятельности учащихся'

Нетрадиционные уроки по литературе как средство активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / NON-TRADITIONAL LESSONS / MODERN TEACHING TECHNOLOGIES / MOTIVATION / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Сиянат Магомедовна

Цель рассмотрение некоторых типов нетрадиционных уроков по литературе. Методы. Анализ методической литературы по теме исследования, метод наблюдения. Результаты. В данной статье рассмотрены некоторые типы нетрадиционных уроков по литературе и доказана их ведущая роль в активизации познавательного интереса к чтению художественной литературы. Выводы. Использование нетрадиционных уроков литературы стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует методику преподавания литературы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Сиянат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL LITERATURE LESSONS AS A MEANS OF ACTIVATING THE PUPILS’ COGNITIVE ACTIVITY

The aim is to consider some types of non-traditional literature lessons. Methods analysis of methodological literature on the research topic, method of observation. Results. In this article some types of non-traditional lessons on literature are examined and their leading role in activating the cognitive interest in reading fiction is proved. Conclusions. The use of non-traditional literature lessons stimulates cognitive activity of pupils, improves the methodology of its literature teaching in school.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные уроки по литературе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.161.1/372.882 DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-82-84

Нетрадиционные уроки по литературе как средство активизации познавательной деятельности учащихся

© 2018 Омарова С. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: siyana_08@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотрение некоторых типов нетрадиционных уроков по литературе. Методы. Анализ методической литературы по теме исследования, метод наблюдения. Результаты. В данной статье рассмотрены некоторые типы нетрадиционных уроков по литературе и доказана их ведущая роль в активизации познавательного интереса к чтению художественной литературы. Выводы. Использование нетрадиционных уроков литературы стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует методику преподавания литературы в школе.

Ключевые слова: нетрадиционные уроки, современные технологии обучения, мотивация, активизация познавательной деятельности, исследовательская деятельность учащихся.

Формат цитирования: Омарова С. М. Нетрадиционные уроки по литературе как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 82-84. DOI: 10.31161/19950667-2018-12-3-82-84._

Non-Traditional Literature Lessons as a Means of Activating the Pupils' Cognitive Activity

© 2018 Siyanat M. Omarova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: siyana_08@mail.ru

ABSTRACT. The aim is to consider some types of non-traditional literature lessons. Methods - analysis of methodological literature on the research topic, method of observation. Results. In this article some types of non-traditional lessons on literature are examined and their leading role in activating the cognitive interest in reading fiction is proved. Conclusions. The use of non-traditional literature lessons stimulates cognitive activity of pupils, improves the methodology of its literature teaching in school.

Keywords: non-traditional lessons, modern teaching technologies, motivation, activation of cognitive activity, research activity of students.

For citation: Omarova S. M. Non-Traditional Literature Lessons as a Means of Activating the Pupils' Cognitive Activity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 82-84. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-82-84. (In Russian)_

Введение

В последнее время у учащихся наблюдается потеря интереса к чтению художественной литературы. Это является одной из самых трудноразрешимых проблем. Учащиеся либо не читают вообще, либо обращаются к книге только для подготовки к итоговому сочинению по литературе или сдачи единого государственного экзамена по русскому языку и литературе.

Цель данной статьи - рассмотреть некоторые типы нетрадиционных уроков по литературе как средство активизации познавательной деятельности. Методы исследования Была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, а также использован метод наблюдения во время педагогической практики студентов филологического факультета. Результаты и их обсуждение

Для решения этой острой проблемы необходимо мотивировать учащихся на чтение художественных произведений, так как именно художественная литература обладает огромным воспитательным значением, воздействует на мысли и чувства людей, формирует их взгляды, способствует выработке жизненной позиции.

Для повышения мотивации педагогу необходимо отказаться от монотонности, однообразия занятий по литературе. От учителя-словесника требуется пересмотреть свое отношение к изучению литературы, включить в свою работу новые эффективные методы и приемы обучения. Для этого филолог должен быть компетентным и в педагогике, и в частных методиках, и в психологии, и в управлении. Все это необходимо для успешной реализации основных функций педагога-словесника: исследовательской, конструкторской, организаторской и коммуникативной.

Большую помощь в активизации познавательного интереса школьников к содержанию обучения могут оказать творческий, нетрадиционный подход к учебному процессу.

Сложность такого подхода к обучению заключается в том, что ни учебные программы, ни школьные учебники, ни методические пособия не предоставляют учителю готовую схему занятия. Педагогу необходимо самостоятельно спланировать его, учитывая все условия обучения и возрастные особенности учащихся.

Нетрадиционные занятия по литературе - это импровизация, которая имеет структуру, отличную от структуры обычных занятий. Такой урок основан на взаимодействии учителя и учащихся, совместном решении проблемы, апробации новых форм работы.

Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать уроки когнитивного или познавательного типа (уроки-наблюдения, уроки-эксперименты, лабораторно-практические уроки, уроки постановки проблем и их решения, интегрированные уроки и т. д.); креативного типа (уроки-диалоги, уроки-путешествия, уроки-олимпиады и т. д.); оргдеятельностного типа (уроки с групповой работой, уроки-проекты, уроки-рефлексии и т. д.); коммуникативного типа (бинарные уроки, уроки-конференции, уроки-КВНы, уроки-поединки, уроки-суды, уроки-композиции и т. д.).

Цель таких уроков:

- активизировать читателький интерес;

- научить работать в коллективе;

- заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью;

- проверить знания учащихся, обобщить их, расширить, углубить;

- воспитать любовь к творчеству писателей и поэтов, любовь к художественной литературе;

- развить творческий потенциал учащихся, познавательный интерес учащихся и их самостоятельность через работу: с текстами, учебниками, научными и критическими статьями.

Одни из самых эффективных уроков литературы - это эмоционально-образные уроки (уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-поединки, уроки-путешествия и т. п.) Эти формы уроков ярки, эмоциональны «и, как следствие этого, являются еще одним мостом организации заинтересованного отношения» учащихся «к исследовательской деятельности и тесному сочетанию урочных и внеклассных видов занятий» [3, с. 281].

Уроки-путешествия представляют собой экскурсию по страницам творческой биографии писателя, виртуальное путешествие в эпоху, в которой было создано анализируемое произведение или которое нашло отражение в этом произведении; сопоставление театральных постановок с художественным произведением и т. п.

Уроки-соревнования, уроки-поединки, уроки-КВНы, уроки-олимпиады направлены на развитие конкурентоспособной личности и активизацию читательского интереса.

Интегрированный урок - слияние различных дисциплин, установление между ними связей и объединение их в одну тему урока. Интегрированные уроки развивают творческое начало учащихся, формирует у них художественный вкус, стимулируют аналитическую деятельность учащихся при восприятии различных видов искусств; формирует креативное мышление у учащихся, активизирует у учеников познавательную деятельность. Интегрированные уроки могут проводиться и одним, и несколькими (бинарный урок) учителями.

Уроки-исследования формируют исследовательские навыки и умения школьников через анализ и сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, не предусмотренных учебной программой; сравнительный анализ художественного произведения с его интерпретаций в других видах искусства (театр, кино, изобразительное искусство, музыка); переведенные тексты с текстом на языке-оригинале, т. е. анализ произведения в искусстве и времени.

Уроки-интерпретации основаны на интерпретационной деятельности учащихся. К ним относятся уроки-театры (инсценировка произведения или его отрывка по всем театральным законам (режиссер, оформитель, костюмер, актеры) с дальнейшим обсуждением данной постановки); уроки-выставки (представление картин, рисунков и графических работ учащихся по мотивам изучаемого художественного произведения)

Уроки-конференции - исследовательская деятельность учащихся, их самостоятельная работа с текстами, научными и критическими статьями. На уроках-конференциях формируются умения и навыки

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордов-ской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

2. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 220 с.

1. Modern educational technology: textbook. Ed. by N. V. Bordovskaya. Moscow, KNORUS publ., 2011. 432 p. (In Russian)

2. Yakimanskaya I. S. Foundations of personally oriented education. Moscow, BINOM publ. Laboratory of Knowledge, 2011. 220 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омарова Сиянат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе филологического факультета, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: siyana_08@mail.ru

выражать и аргументировать собственную точку зрения, дискутировать.

Выводы

Использование нетрадиционных уроков литературы стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует методику ее преподавания.

Такие уроки личностно ориентированы, практически направлены, методологически усилены и креативны.

Они являются средством для развития творческих способностей учащихся и активизации познавательной деятельности, что способствует совершенствованию их исследовательских навыков и развивает интерес к чтению художественных произведений.

3. Якименко Р. В. Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования. Дисс. ... д-ра пед. наук. Южно-Сахалинск, 2005. 425 с.

3. Yakimenko R. V. Methodology of studying the poetry of the XX century at the final stage of school literary education. Thesis for a doctoral degree in Pedagogy. Yuzhno-Sakhalinsk, 2005. 425 p. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Siyanat M. Omarova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian, Philological faculty, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: si-yana_08@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 04.08.2018 г.

Received 04.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.