Научная статья на тему 'Нетрадиционные методики, инновации и таргетинг в уголовно-политическом прогнозировании сферы борьбы с преступностью в современной России'

Нетрадиционные методики, инновации и таргетинг в уголовно-политическом прогнозировании сферы борьбы с преступностью в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФУТУРОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / МЕТОДЫ / ИННОВАЦИИ / ТАРГЕТИНГ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичков В. Е.

В работе рассматриваются некоторые особенности применения нетрадиционных методик разработки уголовно-политических прогнозов на основе системного метода научных исследований перспектив борьбы с преступностью в современной России, а также обусловленности применения инноваций и таргетинга, как перспективных методов научных исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные методики, инновации и таргетинг в уголовно-политическом прогнозировании сферы борьбы с преступностью в современной России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК:343.7

Новичков В. Е.

д. ю. н., профессор Юго-Западный государственный университет

г. Курск.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ, ИННОВАЦИИ И ТАРГЕТИНГ В УГОЛОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ СФЕРЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В работе рассматриваются некоторые особенности применения нетрадиционных методик разработки уголовно-политических прогнозов на основе системного метода научных исследований перспектив борьбы с преступностью в современной России, а также обусловленности применения инноваций и таргетинга, как перспективных методов научных исследований.

Ключевые слова: уголовно-политическое прогнозирование, футурология, методика, методы, инновации, таргетинг, системный подход, уголовное законодательство, правонарушение, преступление, преступность, предупреждение.

Когда речь идет о нетрадиционных методиках прогнозирования будущего в большинстве случаев нам представляется ассоциативный ряд в виде: экстрасенсов, предсказателей, провидцев, прорицателей, толкователей, вещунов, вещателей, оракулов, пророков, старцев, шаманов, астрологов, белых, светлых, черных и темных магов, гадалок, а также многообразных, соответствующих теме и имиджу «вещателя» атрибутов, аксессуаров, манипуляций и многих других «таинств», сопровождающих сеансы предсказания.

Вышеназванное имеет место быть в тех или иных видах предсказаний, но в случае с предвидениями социально-правовых, экономических, политических и иных подобных им явлений речь идет, в первую очередь, о тех нетрадиционных средствах прогнозирования, которые дополняют общепринятые, научные методы прогнозирования и сами являются научно-обоснованными, доказанными, применяемыми на практике средствами познания. Границы между этими методами, - традиционными и нетрадиционными, объективными и субъективными, материальными и идеальными, а также отношение к ним весьма условны, подвижны, преходящи. Следовательно, и установление между ними жесткой границы, с научной точки зрения, несостоятельно [1].

В обосновании данной проблемы мы исходим из следующего.

Во-первых, физика всего, что нас окружает (люди, земля, пространство, в том числе внутри и вокруг земли, ближний и дальний космос) в основном физического свойства, физической сущности и уже потом энергетической природы; главенствующий диапазон измерения и восприятия (визуальный - зрение, аудиальный - слух, обоняние, вкус, осязание,) физические, трехмерные, плюс - временные и лишь затем иные измерения, анализаторы и диапазоны.

Во-вторых, в арсенале средств и методов любой современной науки имеется то, что способно «измерять» сегодняшнее бытие, а значит все иное, но возможное в будущем мы «выносим за скобки» не отрицая, но пока и не утверждая.

В третьих, общесоциальные процессы и явления, а также будущие возможные изменения в них изучаются с помощью апробированных методов и методик сегодняшнего дня. Назовем их традиционными или ставшими уже классическими. Но, рядом необходимо «поставить» и нетрадиционные, то есть методики, которые дополняют, а порой и заменяют традиционные методы, позволяя глубже проводить соответствующие прогнозные

исследования и, соответственно, получать более точные научные результаты. Дело в том, что любой прогноз будущего, как и само будущее, напрямую зависит от знаний прошлого и настоящего. Всеобъемлющее знание прошлого и настоящего (глубина информационного пространства) это два основополагающих научных момента предсказания будущего. Следовательно, от правильного выбора тех или иных средств изучения этих двух моментов зависит точность и глубина прогнозов. Например, ещё недавно вероятность составляемых прогнозов погоды в России составляла 85%. С прошлого года вероятность прогнозов погоды сильно уменьшилась, а с лета 2016 года и по настоящее время гидрометцентры стали допускать значительные ошибки даже в краткосрочных прогнозах. Данное обстоятельство специалисты объясняют различными факторами, - движением литосферных плит, глобальным потеплением, плохой экологией, изменением поведения и траекторий космических тел, планет и т.п.. Однако, в подобных объяснениях абсолютно не затрагиваются вопросы изучения погоды глубокого прошлого (архипрошлого) для проецирования необходимых знаний на сегодняшний день и на будущие изменения погоды, хотя бы на уровне кибернетических моделей. Специалистов Гидрометцентра не смущает тот факт, что ось Земли сдвинулась на несколько градусов к востоку вследствие чего внутри земли на ней и над ней происходят «дифракционные» процессы (колебания), которые, в свою очередь, приводят к аналогичным, дифракционным последствиям все без исключения физические процессы имеющие место быть на нашей планете и, которые специалисты именуют «аномальными», а не «нормальными». В данном примере мы подчеркиваем то, что изменения орбиты или оси планеты это «нормальное» явление, которое происходило и раньше, однако «исключительный», а значит и «нетрадиционный» опыт прошлого учеными в современной прогностике погоды не учтен. Исходя из теории «дифракции волн» изменения погоды на нашей планете будут ощущаться еще минимум 8 - 10 лет, после чего и наступит «стабильность земной погоды».

В уголовно-политическом прогнозировании, наряду с традиционными методами и методиками также используются нетрадиционные, реальные и идеальные средства, которые служат дополнением и уточнением тех показателей и данных, которые получены и спрогнозированы с помощью применения основных и общепринятых методических способов [2]. Здесь следует иметь ввиду, что традиционные и нетрадиционные методы в своей совокупности образуют новый "методологический универсализм" и, в тесном смысле слова, способствуют реализации прогностической функции уголовной политики, как впрочем, любой другой отрасли научного знания и, следовательно, "методологический универсализм" не может быть прерогативой какой-то одной избранной науки.

На практике в сфере уголовно-политического прогнозирования, в особенности прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, большинство методов не используется. Более того, прогнозирование в указанной сфере осуществляется по упрощенному варианту или сценарию. Чаще всего за основу берутся методы прогнозной экстраполяции, основанные на знании статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик преступности за предшествующие прогнозному периоду временные интервалы (за год - два или пять лет). Например, в случае прогнозирования преступности в регионе или стране экстраполируются известные оценочные, функциональные, системные и структурные характеристики преступности с увеличением прогнозных тенденций либо с их уменьшением в зависимости от текущей уголовной политики государства. Иными слова, сделанный прогноз преступности на основе методов экстраполяции всегда «угодный» прогноз (в угоду «кому-либо», «чему-либо»): объявляется «прогноз», по которому динамика и уровень преступности будет снижаться и можно быть уверенным, что характеристики преступности будут снижены.

Уголовно-политическая перспектива, основанная на экстраполяционных методах прогнозирования в большей степени представляет собой «план» борьбы с преступностью и, в большей степени, является «указанием» для правоохранительных органов страны. Надо

отметить, что подобные «планы» борьбы с преступностью отечественная правоохранительная система выполнять «научилась», но утверждать, что эти планы исполняются «охотно» было бы абсолютно неверными. Напротив, сотрудники правоохранительных органов уже многие десятилетия утверждают вредность подобного подхода к прогнозированию в сфере борьбы с преступностью. «Практики» знают, -«ложность» либо «истинность» «экстраполярных» прогнозов в сфере борьбы с преступностью доказывается достаточно просто. Специалисты прослеживают значения удельного веса совершённых преступлений за определенный период времени и, в целом преступности, по отношению к удельному весу общественно опасных деяний, совершенных в прошедшие временные периоды и, исходя из этого делаются реальные выводы по «снижению - росту» преступности.

Ученые с сожалением отмечают, что в последнее время обогащение методического арсенала происходит медленно, проблемы методик измерения и обобщения данных в научных исследованиях разработаны совершенно недостаточно [3]. Президент Российской Федерации, со своей стороны, Указом от 7 июля 2011 г. № 899 обозначил данную проблему как критическую. Этим Указом: «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 16 декабря 2015 г. N 623)» утвержден Перечень критических технологий Российской Федерации, в который включены и «Технологии информационных, управляющих, навигационных систем» (п.13 Указа) [4].

Критическими технологиями (читай «методиками»), которые мы прямо относим и к уголовно-политическому прогнозированию, в частности признаны: 1) разработка архитектуры информационных ресурсов для формирования публичных электронных библиотек и архивов; 2) разработка информационных систем различного назначения в государственном управлении, экономике, науке, образовании, культуре и социальной сфере; 3) развитие методов и средств обеспечения информационной безопасности систем и сетей; 4) разработка средств биометрической идентификации личности; 5) разработка эффективных систем распознавания и синтеза речи, обработки печатных и рукописных документов, грамматического и стилистического контроля текстов, машинного перевода текстов; 6) разработка алгоритмов построения электронных словарей, поисковых систем (в том числе контентного поиска в сети Интернет), систем автоматизированного аннотирования и реферирования текстов, фильтрации контента; 7) разработка методов семантического поиска информации в базах данных и знаний; 8) разработка технологии дополнительного информационного насыщения бумажных отпечатков документов с взаимно однозначным и автоматически проверяемым соответствием печатных и электронных документов; 9) разработка систем оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации; 10) разработка методов и программных средств интеллектуальных систем поддержки принятия решений; 11) исследование и когнитивное моделирование интеллекта; 12) разработка математических, логических, семиотических и лингвистических моделей и методов взаимодействия информационных процессов, в том числе на базе специализированных вычислительных систем; 13) разработка и применение бионических принципов, методов и моделей в информационных технологиях; 14) разработка унифицированных гибконастраиваемых операционных систем для адаптивных информационно-управляющих вычислительных систем с элементами искусственного интеллекта.

12 декабря 2013 года в своем Послании к Федеральному Собранию Президентом России отмечалось, что: «Сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один - только один - становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России -менее одного процента. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель - 12 процентов, в Германии - 7-8, а у наших соседей в Финляндии - 20» [5], а в следующем, 2014 году, в Послании Президента РФ обращалось внимание законодателей на «ничтожность»

кадрового потенциала науки и избрание приоритетным курсом страны - «подготовка современных кадров» [6].

Подобное положение характеризует и современное состояние уголовно-политического прогнозирования, которое усугубляется еще и тем, что применение и использование всего комплекса методик или большей их части, из рассматриваемого нами "методологического универсализма" достаточно трудоемкая, ресурсо-финансово-затратная, интеллектуальная деятельность коллектива специалистов - футурологов.

В текущий момент времени подобная прогнозная деятельность невозможна по объективным причинам, но это обстоятельство не снимает вопроса о необходимости теоретических исследований в области уголовно-политического прогнозирования, в частности, в сфере разработок законопроектов уголовно-правовой направленности органами, имеющими право законодательной инициативы. Более того, в уголовно-политическом прогнозировании в современной России могут и должны использоваться другие традиционные, а также нетрадиционные методы прогностики.

Нетрадиционные методы прогнозных исследований являются инновационными по своей сути, тогда как традиционные методики не содержат новизны, но они необходимы и незаменимы для развития инновационного прогнозирования обще социальных процессов и явлений.

Ученые констатируют тот факт, что целый комплекс проблем, связанных с правовой регламентацией отношений в области инноваций и деятельности связанной с ней до настоящего времени не исследованы. Так, к настоящему времени у ученых и практикующих юристов отсутствует единообразное понимание определения и понятия «инновация», ее признаков, необходимых методологий, методических инструментариев, а также финансовых, материальных, технических, кадровых и других механизмов поддержки. Как нет и государственной политики в области общих и конкретных направлений общесоциального прогнозирования.

По этим же причинам мы сталкиваемся с невозможностью осуществления координированной работы между органами государственной власти и субъектами Российской Федерации по разработке единообразных подходов к методикам составления уголовно-политических прогнозов и функциональным ориентирам, сосредоточенных в этих прогнозах. В условиях, когда центр социально-экономической и юридической ответственности перенесен на региональный уровень установка функциональных ориентиров (таргетинг) становится приоритетом. Речь идет о том, чтобы уголовно-политические прогнозы, в первую очередь, составлялись и разрабатывались на региональном уровне, а лишь затем «сводились» центром в единый уголовно-политический прогноз страны. В этом суть таргетинг, как инновационной методики прогнозирования и как нетрадиционного метода.

Поясним сказанное

Когда применяется режим таргетирования в уголовно-политические прогнозы в сфере борьбы с преступностью, необходимо закладывать целевой ориентир во все варианты данного направления предвидения прогноза, т. е. необходимо учитывать расхождения в прогнозах в сфере борьбы с преступностью регионов и правительства (министерств и ведомств). Этим и занимается таргетинг. Если говорить о методиках прогнозирования, то это специальный механизм, позволяющий выбирать из всей их совокупности только целевые методы, обеспечивающие наиболее вероятностные сценарии или варианты прогнозов. При этом есть огромное количество методов и видов данного механизма, которые позволяют задействовать тот или иной сегмент сферы борьбы с преступностью, в том числе и качественные характеристики преступности. Футуролог самостоятельно выбирает конкретную форму таргетинга или же совокупность нескольких его видов и методик. Как у каждого действенного метода, выбор целевого сегмента сферы борьбы с преступностью, в том числе и качественных характеристик преступности, имеет свои особенности. Условно

процесс таргетинга можно разделить на несколько этапов: первый, избрание наиболее оптимальных и даже рациональных методов и методик для разработки уголовно-политического прогноза; второй этап характеризуется определением информационного пространства для прогнозирования и сбором информации прогностического свойства. В данный период определяются с видом таргетинга: состояние социально-экономической сферы и её прогноз; социально-демографический таргетинг, в т.ч. распространяющийся на кадровый состав сотрудников правоохранительных органов, статистические данные о состоянии преступности, временной таргетинг в ходе которого выбирается определенный период сбора информации и т.д.; третий этап заключается в анализе и интерпретации данных (полученной информации), о н включает в себя так называемый поведенческий, геоповеденческий таргетинг, или телепатический таргетинг и др.

Как отмечают ученые, концептуально новым методологическим приемом, позволяющим вполне осознать всю суть и полноту проблемы правового обеспечения уголовно-политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью в современной России, должен выступать комплексный подход его изучения с учетом действующих и перспективно-востребованных правовых принципов и механизмов на всех регламентационных уровнях: наднациональном, универсальном, национальном и региональном [7, с. 139].

Вышесказанное позволяет нам сформулировать некоторые общие положения, касающиеся методики уголовно-политического прогнозирования в сфере борьбы с преступностью, в рамках которой необходимо соблюдать следующие требования: 1) комплексность, то есть сочетание независимо применяемых различными группами футурологов методов интерполяции, экстраполяции, экспертных оценок, матричного, многофакторного математического моделирования с последующим сравнением результатов, выяснением и "нейтрализацией" причин расхождений; 2) достаточность информационного обеспечения, состоящего из информационных данных не менее чем за 5 -10 лет: а) уголовного и иного смежного с ним законодательства, их изменений и дополнений; б) практики применения уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и иных норм и институтов; в) основных положений уголовной политики и ее вариаций; г) общесоциальной, экономической, уголовной и иной статистики: демографической статистики с перегруппировкой соответственно возрастным группам уголовной статистики; экономической статистики, в частности, о структуре отраслей народного и иного хозяйства, численности работников, типах и формах предприятий и т.д.; статистики благосостояния, культуры, сферы бытового обслуживания и т.д.; статистики образования и воспитания, в том числе и моральной статистики; д) статистики "фоновых" явлений; е) статистики, характеризующей объем, структуру социально-профилактической, уголовно-правовой и иной правоохранительной деятельности, в том числе деятельности специализированных формирований общественности; 3) выявление и разграничение статистических, регистрационных и реальных изменений в преступности; выделение в этой области факторов, связанных с численностью правоохранительных органов и интенсивностью их деятельности; 4) внимание к "переломам" в тенденциях за прошедший период, их объяснение и оценка вероятности их продолжения и повторения на прогнозируемый период; 5) учет не только факторов, продуцирующих, поддерживающих и стимулирующих преступность и другие антиобщественные явления, но и антикриминогенных факторов, потенциал которых в обществе гораздо выше, чем потенциал криминогенных факторов (любой гражданин больше заинтересован в общественном спокойствии, чем в его нарушении); 6) учет достаточно высокой инерционности тенденций преступности и вместе с тем увеличивающейся ее "чувствительности" к уровню борьбы. Специально оговорим, что вышеуказанная "инерционность" поддерживается: а) ситуацией в сфере социальных процессов, влияющих на преступность, а также возможность запаздывания результатов воздействия на них; б) внутренними процессами самой

преступности, "сопротивляющимися" указанному воздействию (например, навязыванием случайным преступникам обычаев криминальной среды) [8]; 7) достаточностью качественно-количественных личностных характеристик типов преступников, включая тенденции изменения направленности умысла, мотивации, целеполагания и т.д.; 8) своевременность выявления и оценки интенсивности развития и возможной распространенности новых тенденций преступности, например, соотношение "случайных", предумышленных преступлений, "непрофессионализм" преступников и т.д.; выделение в этой связи системы взаимосвязанных криминальных и "фоновых" явлений, например, соотношение пьянства, токсикомании, наркомании, самогоноварения, проституции, азартных игр, не правовых валютных операций и т.д. При этом, по-видимому, недостаточно оценивать только состояние явлений по некоторой выделенной системе количественных показателей соотнесенных в определенной структуре. Необходимо охватить комплексно уголовно-политическим прогнозом внешние и внутренние, вертикальные и горизонтальные связи этих явлений, и, прежде всего, их воздействие друг на друга, а главное - на общественные отношения, личные интересы и блага в целом поведение людей и состояние социально - экономического развития общества.

Нетрадиционным следует считать и возможность в процессе уголовно-политического прогнозирования, решительно выходить за рамки текущего исследования, в том числе и общих причинных связей, характерных для сферы борьбы с преступностью.

На эффективность этой борьбы интенсивное детерминирующее воздействие, оказывают те связи, которые не укладываются в рамки причинных, тем более продуцирующих преступность. Одновременно возникает задача слежения и прогнозирования такого поведения людей, которое не является преступным, но может либо поддерживать, либо продуцировать, либо иначе влиять на преступность. Однако, в этом случае, при общем теоретическом согласии на изучение футурологами в определенных пределах антиобщественного поведения, возникает ряд сложных теоретико - методических вопросов [9, с. 35.]. Дело в том, что силами ученых трудно организовать изучение многих значимых видов человеческого поведения. Например, это касается коммерческого поведения населения в связи с резким расширением частных форм строительства, производства, обслуживания, изменением материальных и культурных потребностей, оценки престижности того или иного вида обучения (образования) и профессиональной деятельности, отношения к некоторым видам профессиональной преступности и др. Исследователи могут изучать, анализировать и обобщать, и то не всесторонне, связи этих явлений с состоянием уголовной политики, законодательства, правопорядка и процессами борьбы с преступностью, но познание многих их сторон доступно лишь соответствующим специалистам. Эта общеизвестная трудность может быть, однако, в значительной степени преодолена на основе рассматриваемого нами комплексного подхода в криминологическом, уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, оперативно-розыскном, криминалистическом, пенитенциарного прогнозировании, т.е. в тесном смысле слова в уголовно-политическом прогнозировании, где будут обобщаться промежуточные и окончательные прогностические данные, повышаться в целом уровни обобщения логико-языковых феноменов и разрабатываться системы частных прогностических методик.

Учет рассматриваемых факторов, влияющих на определение исследователей с выбором методик уголовно-политического прогнозирования особенно необходим в процессе локально-регионального прогнозирования. Как мы отмечали ранее, уголовно-политические прогнозы в сфере борьбы с преступностью в масштабе России есть инструмент стратегии, уголовно-правовой и уголовно-политической деятельности государства, а оперативный и тактический уровни должны обеспечивать прогнозы региональные и локальные.

Сказанное подчеркивает всю значимость изучения территориальных (региональных) закономерностей преступности и практики применения уголовно-правовых институтов в

отношении общественно опасных деяний: ведь борьба с преступностью идет не "вообще", а в конкретных регионах, областях и субъектах Российской Федерации.

На этом конкретно-территориальном уровне преступность и правоприменительная практика определяется неповторимым сочетанием множества детерминантов, обуславливающих свою собственную специфику "взаимодействия", противодействия, воздействия и т.д. Отсюда, выработка и определение критериев классификации факторов, влияющих на преступность, на сегодняшний день является одной из главных проблем в криминологии, теории уголовного права и уголовной политики, а, следовательно, является главной целью в уголовно-политическом прогнозировании в сфере борьбы с преступностью (необходимость применения «режима таргетирования»).

Конечно, разрабатывая среднесрочные, а тем более долгосрочные прогнозы преступности в регионе и, желая учесть при этом динамику воздействующих на нее различных общесоциальных факторов, исследователям не следует испытывать излишний оптимизм по данному поводу, по крайней мере, до тех пор, пока развитие науки не даст достаточно надежных методов прогнозирования динамики всех факторов, учитываемых в прогнозах уголовно-политического направления. Тем не менее, например, классификация населения по различным параметрам, служащая ориентиром для детализированного выявления тенденций демографических процессов, одновременно выводит на их социально-психологические детерминанты и последствия, что, в свою очередь, заставляет исследователей исходить: 1) из недостаточности опоры только на корреляцию между численностью населения в целом и уровнем преступности; 2) из необходимости детализированного анализа распространенности преступности и ее динамики в среде возрастных, половых и социально-профессиональных групп населения; 3) из необходимости раскрывать социально-психологические характеристики, непосредственно определяющие типичные ценностные ориентации и поведенческие стереотипы лиц, участвующих в демографических процессах.

Сказанным, разумеется, не отрицается значение демографических показателей и их статистических корреляций с тенденциями преступности. Речь идет только о необходимости использовать демографическую статистику в комплексе с другими источниками информации, освещающими связи преступности с происходящими в обществе процессами.

Проведенные нами исследования в трех различных регионах - Москве, как мегаполисе, Свердловской области (областной центр город Екатеринбург), как крупном промышленном субъекте и Курской области (центр город Курск), как сельскохозяйственном регионе показывает, что методики прогнозов в сфере борьбы с преступностью существенно отличаются друг от друга. Так, для прогнозирования уголовно-правовых и криминологических процессов (в рамках уголовно-политического прогнозирования) в Курской области была применена методика, разработанная учеными-социологами для сельских местностей, где в основу классификации множества объектов исследования положен критерий степени противоречивости оцениваемых процессов, степени их проблемности [10].

Для адаптации данной методики к уголовно-политической прогнозной проблематике нами была разработана условная бальная оценка "степени проблемности" сельской местности одного из регионов России, - Курской области, после чего изучался характер статистической связи данной меры проблемности с правоприменительной деятельностью и с интенсивностью преступности. Выяснилось: эта зависимость такова, что для регионов, характеризующихся различной оценкой проблемности, изменения в этой оценке приводят к неодинаковым уголовно-правовым и криминологическим результатам. Если, например, два исследуемых региона (А и Б) претерпевают одинаковые изменения в сторону усиления кризиса социально-демографических характеристик (АХ1 = АХ2), то интенсивность преступности в одном из регионов (например, в регионе А) возрастет на соответствующую

величину (а1 - а), а во втором регионе (Б) - на соответствующую только этому региону величину (в1 - в). Очевидно, что прирост интенсивности (в) во втором регионе (А) будет значительно превышать аналогичный прирост (а) в первом регионе (А).

Выявленный такими расчетами эффект характеризует закономерность взаимоусиления негативного (в том числе криминогенного) влияния проблемных характеристик социальных процессов с увеличением их объемности, с чем и связаны наблюдаемые различия в степени негативного влияния одного и того же фактора в разных регионах страны.

Рассмотренная здесь методика применима для локальных прогнозов не только в одном сельскохозяйственном регионе, но и в различных его районах, селах и поселках.

Иными словами, в уголовно-политическом прогнозировании в сфере борьбы с преступностью не просто возможно, а необходимо применять два порядка методологических подходов - основные (классические, традиционные) и нетрадиционные, которые, в одном случае, дополняют основные подходы или, в другом, соотносятся с ними либо в третьем случае (или же при необходимости) используются (становятся) как основные методические средства, объективизируя, увеличивая вероятность и подтверждаемость составляемых прогнозов.

К ним, в частности, мы относим: 1) синергетические методы [11], с помощью которых исследуются совместное действие отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация систем и образование устойчивых структур, например, изучается преступность, как совокупность различных видов преступлений, а также субъекты, личности, их совершающие и многое другое.

Синергетические методы одновременно являются и инновационными в прогнозировании общественных, государственных и иных явлений. Особенно важным и актуальным является то, что с помощью этих методов мы имеем реальную возможность изучать хаотичные процессы, с точки зрения их упорядоченности, а значит понимания и при необходимости должного реагирования с целью их упорядочения и соответствующего влияния на них;

2) в ходе прогнозных исследований демографических показателей, характеристик личности преступника, рецидива преступлений обязательно применяются методики «пассионарного напряжения системы» [12].

Суть данных методик сводится к изучению четырёх аспектов: первый, - изучаются пассионарии - люди с каким-либо новым поведенческим признаком, возникающим в результате мутации гормональной или иной системы организма. Такие субъекты готовы жертвовать собой и другими людьми ради своих целей, которые часто бывают негативны. Чаще всего пассионариев представляют лица, совершающие коррупционные преступления, взяточники, экономические преступники и т.п.; второй, - определяет субпассионариев -таких индивидов (абсорбирующих меньше энергии, чем требуется для уравновешивания потребностей инстинкта) и их оптимум, которые чаще всего представляют преступники, религиозные и иные сектанты, «смертники», алкоголики, наркоманы, бродяги, лица, не адаптировавшиеся к мирной жизни после участия в вооруженных конфликтах и т.д.

Субпассионарии, как, впрочем, и отдельные пассионарии, люди, отнюдь не безобидны для общества, они живут сиюминутными потребностями, к своему будущему относятся нейтрально и даже безразлично, поэтому оно их не пугает. Таких людей, ассоциируют как маргинальных типов либо с асоциальным видом направленности личности, деликвентным поведением и т.п.

Не учитывать этого положения при изучении личности преступника, криминальной зараженности населения, при разработке проектов законодательных актов, реформ уголовного и пенитенциарного законодательства нельзя; в) третий аспект посвящается анализу типологических возможностей того или иного этноса, проживающего на определенных территориях России, с совокупным набором биологических,

физиологических, антропологических и иных черт, ранее принадлежавших конкретным историческим национальностям. Данное направление прогнозных исследований имеет своей целью установить стремление определенного типологического этноса к "кооперации", созданию определенной национальной диаспоры, склонности к мутациям (фундаментализму) внутри того или иного религиозного течения, изучения этнических конфликтов и влияния демографического фактора, а также регионально-территориального прогнозирования; г) четвертый аспект характеризуется определением "привязанности " людей, социальных и этнических групп к конкретному природному, территориальному ландшафту. Подобное исследование обосновывается тем, что человек, человеческие группы и целые народы определенного этноса биологически, на подсознательном уровне "привязаны" (запрограммированы) к определенному историческому ландшафту земли и определенных территорий.

В уголовно-политическом прогнозировании в сфере борьбы с преступностью, данная методика позволяет на более качественном уровне анализировать миграционные процессы в стране и конкретном регионе, а также с иных, нетрадиционных, позиций отнестись к учету лиц без определенного места жительства, бродяг и попрошаек, внести коррективы в изучение факторных комплексов, связанных с территориальными и демографическими процессами. Кроме того, «ландшафтная» методика позволяет выявлять возникающие внутри этнических и иных групп малые возмущения, флуктуации, способные разрастаться в макроструктуры. Под флуктуацией в уголовно-политическом прогнозировании понимается отклонение истинного значения величины (например, преступности в силу её латентности) от ее среднего значения, обусловленного хаотическим движением структурных элементов всей системы (общего числа преступлений в определенный период времени и на определенной территории).

В уголовно-политическом прогнозировании конструктивны и иные, нетрадиционные методы и методики, требующие нового осмысления и отдельных дискуссий, поэтому исследование рассмотренных здесь проблем не только будет способствовать повышению научной обоснованности прогнозов в сфере борьбы с преступностью, принимаемых на их основе решений, предвидению возможных последствий таких решений, но и выступать в качестве важного способа их познания, их гносеологических и онтологических особенностей.

Литература

1. Манджиев Т.Б. Право как всеобщая форма бытия в обществе // Известия высших учебных заведений. - № 3. - 01.04.1997. - С. 3-14.

2. Новичков В.Е. К вопросу о методологических основах уголовно-политической футурологии в сфере борьбы с преступностью//Тенденции науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам международной научно-практической конференции 31 марта 2016 г. Часть 4. Изд. НИЦ «Л-Журнал», - 2016. - С. 16 - 19.

3. Криминология. Учебник для юрид. вузов. 3 изд. перераб. и доп. Под общ. ред. А.И. Долговой.- М. Норма, - 2005. - С. 58.

4. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями внесенными Указом Президента РФ от 16 декабря 2015 г. N 623) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. № 28, ст. 4168.

5. Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию от 12 дек. 2013 г. // Российская газета. - 2013. - 13 декабря.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года // Российская газета. - 2014. - 5 декабря.

7. Иншакова А. О., Фролов Д. П. О формировании нового арсенала методологии научных правовых исследований в сфере нанотехнологий и наноиндустрии // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016. Вып. 32. - С. 133-143.

8. Анисимков В.М. Криминальная субкультура: Монография. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998; Он же. Традиции и обычаи преступного мира среди осужденных в местах лишения свободы: Учеб. пособие. - Уфа: УВШ МВД РФ, - 1993.

9. Жалинский А.Э. Актуальные проблемы прогнозирования процессов борьбы с преступностью // Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью.

10. Развитие сельских поселений. - М., 1977; Методология и методика системного изучения советской деревни. - Новосибирск, 1980; Социально-демографическое развитие села. Региональный анализ. - М., 1980.

11. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4.- С. 61-68; Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., - 1986; Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. Ч. 1. М., 1990.

12. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, -

1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.