Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК'

НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧ / ЛОВЛИ / БРОСКОВ / ПРЫЖКИ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / УПРАЖНЕНИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубейсинова У.Т.

Мақолада ўйин ва машғулот жараёнида баскетболчиларнинг махсус жисмоний сифатларини сакровчанликни ривожлантиришда ва бу қобилиятни тарбиялашда фойдаланиладиган махсус жисмоний воситаларни аниқлаш мезонлари ёритилган. Шуғулланувчилар ўйин ва машғулот жараёнида сакровчанликни ривожлантирувчи машқлар мажмуаси ва организмнинг иш қобилиятини тиклаш учун зарур бўладиган услублар ва тавсиялар тақдим этилган.В статье представлены материалы, раскрывающие основные вопросы качественного выполнения разноплановых прыжковых навыков на занятиях баскетболом. Изучен опыт развития прыжковых способностей и их восстановления в ходе тренировок в условиях последействия соревновательных нагрузок на основе анкетирования баскетболистов. Даны рекомендации направленных упражнений на восстановление мышечной активности нижних конечностей в условиях тренировочных занятий.The article presents materials that reveal the main issues of high quality performance of diverse jumping skills in basketball, the study of the experience of developing jumping abilities and their recovery during training and under the aftereffect of competitive loads based on a survey of basketball players. Recommendations are given for targeted exercises to restore muscle activity of the lower extremities in the conditions of training sessions. rs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК»

со см о см

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

лади. Бундан кузланган максад кейинги эшкак эшиш учун тезлаштирилган тикланишдир. Бу тикланиш етарли булиши ва аеробик паст интенсивликдаги иш шаклида амалга оширилиши керак.

Хулоса. Эшкак эшувчиларнинг махсус куч коби-лиятларини ривожлантириш учун укув жараёнини ташкил этиш куйидаги шартларга риоя килишни талаб килади:

- Микро ва мезосиклларда укув машгулотлари усуллари ва воситалари бирлиги;

- йиллик укув сиклида даврийлик ва устунлик йуналиши узгариши;

- укув жараёнини ташкил этишда керакли жи^оз-лар, назорат ва реабилитация воситалари билан жи^озлаш учун зарур шарт-шароитлар яратиш;

- мавсум давомида мусобакалар вактини ва якин-лигини ^исобга олиш.

Мамлакатнинг етакчи спортчилари амалиёти, юкоридаги тавсиялар укув машгулотларини тугри ташкиллаш имконини беради ва самарадорликни оширишга ёрдам беради. Улар спортчи энергиясини тежашга ёрдам бериб, кучни ривожлантириш жараё-нини тезлаштиради.

Шуни таъкидлаш керакки, спортда юкоридаги куч

тайёргарлик сифатлари алохида эмас, балки, спорт-нинг узига хос хусусиятлари ва тартиби, спортчининг техник ва тактик тайёргарлиги арсенали, бош^а куч сифатларини ривожлантириш даражасини белгиловчи узаро мураккаб шароитда намоён булади. Шунинг учун, агар бирор бир куч тайёргарлик турини бош^а турларга нисбатан ривожлантирилмо^чи булинса, унинг салбий ва ижобий таъсирини хам хисобга олиш мухимдир.

Адабиётлар:

1. Брюханов, Д.А. Повышение эффективности тренажерной подготовки гребцов на байдарках и каноэ/ Д.А. Брюханов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 3 (13). - С. 10-13.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.2013

3. Гребенников, А. М. Методика силовой подготовки гребцов на байдарках этапа углубленной спортивной специализации: автореф. дис. . ..канд. пед. наук / Гребенников Алексей Михайлович. - Волгоград, 2000. -23 с.

4. Корнилов, Ю. П. Некоторые особенности методики развития быстроты в гребле на байдарках и каноэ/ Ю. П. Корнилов, А. М. Гребенников, Д.А. Брюханов// Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - №4-2 (33). - С. 136-139.

5. Иссурин, В. Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ / В. Б.Иссурин. - М.: ФиС, 1986. -112 с.

6. Шубин, Ю. К.. Управление процессом подготовки высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ: учебное пособие / Ю. К. Шубин, А. К. Чупрун. - Волгоград: ВГИФК, 1987. - 128 с.

Преподаватель

У. Т. КУБЕЙСИНОВА1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

kubeysinova.01@mail.ru

Аннотация

НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ АКТИВНОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК

Annotation

В статье представлены материалы, раскрывающие основные вопросы качественного выполнения разноплановых прыжковых навыков на занятиях баскетболом. Изучен опыт развития прыжковых способностей и их восстановления в ходе тренировок в условиях последействия соревновательных нагрузок на основе анкетирования баскетболистов. Даны рекомендации направленных упражнений на восстановление мышечной активности нижних конечностей в условиях тренировочных занятий.

Ключевые слова: передач, ловли, бросков, прыжки, техника, тактика, упражнения, работоспособность.

Маколада уйин ва машгулот жараёнида баскетболчиларнинг махсус жисмоний сифатларини-сакровчанликни ривожлантиришда ва бу кобилиятни тарбиялашда фойдаланиладиган махсус жисмоний воситаларни аниклаш мезонлари ёритилган. Шугулланувчилар уйин ва машгулот жараёнида сакровчанликни ривожлантирувчи машклар мажмуаси ва организмнинг иш кобилиятини тиклаш учун зарур буладиган услублар ва тавсиялар такдим этилган.

Калит сузлар: узатиш, ушлаш, улоцтириш, техника, тактика, машцлар, ишлаш.

The article presents materials that reveal the main issues of high-quality performance of diverse jumping skills in basketball, the study of the experience of developing jumping abilities and their recovery during training and under the aftereffect of competitive loads based on a survey of basketball players.

Recommendations are given for targeted exercises to restore muscle activity of the lower extremities in the conditions of training sessions.

Key words: gears, catching, throws, jumps, technique, tactice, exercises, working capacity.

Ш

t

0 d.

CO

1

Качественное выполнение разноплановых прыжковых навыков при занятиях баскетболом является фундаментальной основой достижения конечного полезного результата соответствующих технико-тактических действий. Для успешного производства передач, ловли, бросков и добивании в прыжке не-

обходимо, чтобы этот навык по своей координации, быстроте, высоте выпрыгивания и по биомеханической структуре отвечал требованиям специфики выполняемых игровых действий и создавшейся игровой ситуации. Именно стабильность проявления констатируемых характеристик прыжковых навыков

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

на протяжении продолжительного времени может обеспечить удачный результат выполнения технико-тактического действия при передаче ловля, бросков и добываний в прыжке.

Для раскрытия сущности избранной тематики, поставленной следующие задачи:

1. Изучение опыта развития прыжковых способностей и их восстановления в ходе тренировок и в условиях последействия соревновательных нагрузок на основе анкетирования баскетболистов.

Результаты анкетирования респондентов приводят к убеждению, что организационно-методический подход к реализации процесса подготовки юных баскетболистов, к проведению самих занятий, использованию средств тренировок, развитию специальных качеств, формированию специальной работоспособности и методике её восстановления в ходе занятий и после соревнований, практикуемый в сельских школьных секциях, достаточно далек от современных требований (табл.1). В этом контексте следует подчеркнуть, что целенаправленная организация учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и в последующих группах возможна лишь при научно-обоснованном отборе детей в секции или в спортивные школы на основе адекватных нормативных тестов.

Таблица 1

Результаты анкетирования респондентов п=28

№ Вопросы Ответы

Да Нет

1. Принимались ли тесты по определению прыгучести при приеме в секцию по баскетболу? 5 23

2 Обучали ли Вас технике разновидных прыжков баскетболиста? 7 21

3. Принимались ли на занятиях какие-либо тренажерные устройства для развития прыгучести и прыжковой выносливости? 0 28

4. Применялись ли на занятиях специальные подвижные игры с прыжковыми элементами, характерными для баскетболистов? 10 18

5. Применялись ли на занятиях специальные упражнения для восстановления прыжковой активности? 4 24

6. Применялись ли восстановительные упражнения в условиях последействия соревновательных нагрузок? 0 28

7. Проводились ли теоретические занятия по разъяснению педагогических и физиологических закономерностей развития прыгучести и её восстановления после нагрузки? 0 28

8. Применялись ли специальные тесты для контроля за динамикой развития прыжковых качеств? 8 20

9. Изучаете ли Вы специальную литературу по баскетболу? 3 25

10. Используете ли Вы прыжковые упражнения во время утренней зарядки? 6 22

Однако, на вопрос анкетирования «Применялись ли тесты для определения прыгучести при приеме в секцию по баскетболу?» из 28 респондентов только 5 чел ответили положительно. Между тем известно, что во всех программно-нормативных документах, рассчитанных для школьных секций и ДЮСШ по баскетболу, прием осуществляется на основе ре-

зультатов отбора по тестам. И тест по определению прыгучести при этом имеет приоритетное значение, т.к. прыжковые навыки при занятиях баскетболом занимают далеко не последнее место. Причем при тестировании прыгучести оценивается не только характер и высота прыжков, но и оценивается техника исполнения их разновидностей, таких как вертикальный прыжок с места толчком двух ног, прыжок вверх с разбега толчком двух ног и одной ноги, прыжки в длину с места и разбега, дугообразные прыжки с разбега, серийные прыжки для определения прыжковой выносливости.

На вопрос: «Обучали ли Вас технике разновидных прыжков баскетболиста?» также были получены не удовлетворительные ответы: «Да»-7; «Нет»-21.

Исходя из того, что соревновательная игра по баскетболу согласно утвержденных правил продолжается 40 мин чистого времени и за этот период баскетболисту приходится совершать довольно большое количество разноплановых прыжков, то становится ясным какое значение приобретает фактор совершенного развития прыжковых качеств, и в том числе прыжковой активности, соответствующей требованиям координационной структуре разновидных технико-тактических приёмов, выполняемых согласно потребностям игровых ситуаций. Причем очень важно и то, что для успешного развития такого рода прыжковых способностей немаловажное значение имеет периодическое использование специальных тренажерных устройств. Вопрос такого характера, представленный респондентам, не нашел «ни одного сторонника» - "Да"-0; "Нет"-28.

В литературе очень много сведений о том, что и физические качества, и двигательные навыки, в том числе и прыжковые навыки, очень полезно совершенствовать с помощью родственных или адаптированных подвижных игр. Полезность этих игр при развитии прыжковых навыков заключается в том, что игры всегда создают эмоциональный фон, они усиливают мотивацию, поднимают настроение, интерес и вызывает чувство удовлетворения. И поэтому при использовании таких игр признаки локального и глобального утомления возникают гораздо позже, т.к. высокое эмоциональное свойство подобных игр благоприятно воздействуя на психологические центры человека как бы блокирует процесс преждевременного возникновения признаков утомления. [Л.В.Былеева, 2005; М.Н.Жуков, 2002; В.А.Лепешкин, 2004; М.А.Курбанова, 2006; В.В. Кузин, С.А.Полиевский, 2000; А.Г.Скопинцев, 1990; Т.У Усманходжаев, Ф. Ходжаев, 1990; Т.У.Ус-манходжаев, Х.А.Мелиева, 2000].

По ответам на вопрос: «Применялись ли на занятиях специальные подвижные игры с прыжковыми элементами, характерными для баскетболистов?» можно полагать, что все-таки на занятиях какие-то подвижные игры с прыжками применяются, но на насколько они имеют полезное свойство остаётся неизвестным. По крайней мере соотношение ответов был следующим: "Да"-10; "Нет"-18.

со см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

со см о см

го га

0

ю

1

Для поддержания качественных характеристик техники, координационных параметров игровых приемов и уровня специальной работоспособности за период тренировочных занятий необходимо периодически использовать кратковременные ре-лаксационное-восстановительные упражнения в промежутках между выполнением определенных мышечных нагрузок. Значимость применения подобных упражнений высока и для восстановления прыжковой работоспособности. 5-вопрос был предъявлен именно для выяснения констатированных выше факторов. Однако, полученными ответами было выявлено, что для восстановления и сохранения прыжковой активности за период проведения занятия какие-либо направленные восстановительные упражнения почти не применяются или по крайней мере на этот вопрос только 4 чел дали положительные ответы. Более того, установлено, что в условиях последействия соревновательных нагрузок вообще не практикуется применение восстановительных мероприятий (по данным 6 вопроса).

Особо следует отметить и тот факт, что в школьных секциях по баскетболу даже не проводятся теоретические занятия по разъяснению педагогических и физиологических закономерностей возникновения признаков утомления, процесса восстановления работоспособности, в том числе прыжковой активности (по данным 7 вопроса).

Целенаправленный контроль за динамикой развития прыжковых способностей при занятиях баскетболом крайне необходим для дифференцированного подбора и использования адекватных прыжковых упражнений, направленных на совершенствование координационных параметров технико-тактических действий, выполняемых в прыжке. Однако оказалось, что в ходе учебно-тренировочного процесса крайне редко применяются какие-либо тесты для контроля за динамикой развития прыжковых качеств (по данным 8 вопроса).

Результаты 9 вопроса показали, что занимающиеся в спортивных секциях вообще не изучают или почти не изучают специальную литературу по баскетболу. Значит у них не выработаны интерес, желание и мотивация для самостоятельного приобретения теоретических знаний по баскетболу, что также является серьёзным упущением, имеющим место в организации учебно-тренировочного процесса. Было также выявлено, что из всех респондентов всего 6 чел занимаются утренней зарядкой, в процессе которой они выполняют прыжковые упражнения.

Таким образом, полученные данные анкетирования позволяют утверждать, что тренировочные занятия, проводимые в секциях по баскетболу, далеко не соответствуют в методическом плане требованием, действующим в современной системе подготовки юных баскетболистов. К самым серьёзным недостаткам следует отнести то, что в условиях последействия соревновательных нагрузок вообще не практикуется применение каких-либо средств, предназначенных для восстановления прыжковой активности.

Ввиду того, что двигательная деятельность баскетболистов в процессе тренировочных занятий и соревновательных игр протекает на высоких скоростях с преимущественным проявлением взрывной силы основная нагрузка падает на нижние конечности. И естественно, что в этих условиях нисходящее изменение скоростное-силовых качеств неизбежно в связи с нарастанием признаков утомления, прежде всего в мышцах ног. Такие последствия сопровождаются с закономерным расстройством внутримышечной и межмышечной координации двигательной активности.

Результаты исследования представлены в таблице 2, по которым видно, что до тренировки исходный уровень высоты вертикального прыжка с места у исследуемых баскетболистов составил 42,8±2,38 см, а выпрыгивания вверх с места с доставанием мяча, подвешенного на высоте 40 см, от вытянутой руки был равен 11,8±0,96 раз.

Таблица 2

Динамика показателей прыгучести и прыжковой активности у баскетболистов-студентов в условиях тренировочной-соревнова X ±5 тельной деятельности (п=26)

Тесты МоменГытестирования Вертикальный прыжок с места Выпрыгивание вверх с места с доставанием мяча, подвешенного на высоте 40 см от вытянутой руки

До тренировки 42,8±2,38 11,8±0,96

После тренировки 36,2±1,98 10,2±0,86

Через 10 мин. 38,0±2,04 9,6±0,78

До соревновательной игры 43,6±2,16 12,6±1,02

После соревновательной игры 36,4±1,86 9,8±0,66

Через 10 мин. 37,2±1,96 8,8±0,58

После тренировки эти показатели в среднем составили соответственно 36,2±1,98 см. и 10,2±0,86 раз. По динамике изменений изучаемых прыжковых значений можно констатировать факт ухудшения величин вертикального прыжка и серийного выпрыгивания вверх с места с доставанием подвешенного мяча. При этом высота вертикального прыжка снизилась до 36,2±1,98 см (разница ухудшения 6,6 см), а количество максимальных выпрыгивание сократилось до 10,2±0,86 раз (разница уменьшения 1,6).

Через 10 мин после тренировки пост нагрузочный уровень вертикального прыжка возрос на 1,8 см, но не восстановился по отношению к исходному показателю-42,8 см. После нагрузочный уровень выпрыгивании характеризовался не довосстановлением прыжковой выносливости с разницей 0,6 раз (рис 1). Видно, что однократный вертикальный прыжок после тренировочной нагрузки характеризуется слабовыраженным восстановлением его уровня. Однако, серийное выпрыгивание с места с доставанием подвешенного мяча не восстанавливается до прежнего уровня (рис 2), что свидетельствует о наличии признаков выраженного утомления в мышцах нижних конечностей.

Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки

38,0см

36,2см

Рис.1. Динамика показателей вертикального прыжка с места у баскетболистов при воздействии тренировочной нагрузки и через 10 мин. восстановления.

Рис.2. Динамика показателей выпрыгивания с места с доста-ванием подвешенного мяча у баскетболистов при воздействии тренировочной нагрузки и через 10 мин. восстановления.

До соревновательной игры прыгучесть у баскетболистов по данным вертикального прыжка (43,6 см) и выпрыгивания вверх с места с доставанием подвешенного мяча (12,6 раз) была заметно лучше, чем таковые до тренировочного занятия (соответственно 42,8 см и 11,8 раз), что очевидно связано с предсорев-новательной эмоциональной настройкой участников тестирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После соревновательной игры показатели как вертикального прыжка, так выпрыгивания значительно снизились и составили соответственно 36,4 см и 9,8 раз. По-видимому, такой спад прыгучести у обследованных баскетболистов после соревновательной нагрузки объясняется с выраженным утомлением, имевшим место прежде всего в тканях мышц нижних конечностей.

Данные, полученные через 10 мин после игры, характеризовались не довосстановлением прыгучести до исходного уровня (рис. 3,4). Следует полагать, что соревновательная нагрузка гораздо острее воздействует на функциональное состояние мышечных групп нижних конечностей баскетболистов, вызывая при этом заметное снижение прыгучести и прыжковой выносливости.

36,4см

Рис.3. Динамика показателей вертикального прыжка с места у баскетболистов при воздействии соревновательной нагрузки и через 10 мин. восстановления.

12,6 р

9,8 р

8,8 р

Рис.4. Динамика показателей выпрыгивания с места с доста-ванием подвешенного мяча у баскетболистов при воздействии соревновательной нагрузки и через 10 мин. восстановления.

Результаты педагогического эксперимента показали, что регулярное применение релаксационно-е-дыхательных упражнений типа «встряхиваний» и расслаблений мышечных групп нижних конечностей в необычных положениях тела (лежа на спине, животе, сидя и стоя) у баскетболистов ЭГ сопровождалось выраженным ускорением процесса восстановления в условиях последействия соревновательной нагрузки, тогда как в КГ, у которых на тренировках и после игр вообще не использовались какие-либо восстановительные упражнения, отмечалось значительно замедленное восстановление прыжковой активности до исходного уровня прыжковой активности (таб. 3). Так, у баскетболистов КГ в начале эксперимента до игры уровень вертикального прыжка с места составил 41,2±2,34см, после игры - 37,4±2,16см, а через 10 мин после завершения игры - 36,6±1,98 см. Показатели выпрыгивания вверх с места с доставанием мяча, подвешенного на высоте 40 см от вытянутой руки, были равны соответственно: 11,6±0,88; 9,0±0,77; 8,6±0,68 раз.

Таблица-3

Динамика показателей прыжковой активности у баскетболистов контрольной (знаменатель) и экспериментальной (числитель) групп

в условиях соревновательной нагрузки (п=по 13 чел) X ±5

Тесты Соревновательные игры

В начале эксперимента В конце эксперимента

До После Через 10 мин. До После Через 10 мин.

Вертикальный прыжок с места (см) 41,2±2,34 40,4±2,16 37,4±2,16 36,8±2,04 36,6±1,98 39,2±1,72 43,6±2,12 44,2±2,06 39,2±2,18 40,8±1,96 37,8±2,22 43,8±1,88

Выпрыгивание вверх с места с доставанием мяча, подвешенного на высоте 40 см от вытянутой руки (количество) 11,6±0,88 9,0±0,77 8,6±0,68 14,2±1,02 10,0±0,72 10,8±1,04

11,2±0,78 9,2±0,68 12,4±0,48 14,8±0,96 12,8±1,02 14,6±1,06

со см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

У баскетболистов ЭГ динамика среднестатистических величин прыжковой активности по данным двух прыжковых тестов в различные периоды соревновательной игры до начала эксперимента не выражалась резким отличием от показателей, зарегистрированных в КГ, что свидетельствует об однородности исследуемых баскетболистов, но и их физической подготовленности. Однако, показатели прыжковой активности, зарегистрированные после истечения педагогического эксперимента (5 месяцев), характеризовались разнонаправленностью их проявления как после соревновательной игры, так и через 10 мин после ее завершения.

В частности, вертикальный прыжок с места до игры в КГ был равен 43,6±2,12 см, после - 39,2±2,18 см, а через 10 мин после окончания игры - 37,8±2,22 см. При этом выпрыгивание вверх с места с доставанием мяча, подвешенного на высоте 40 см от вытянутой руки, составило соответственно: 14,2±1,02; 10,0±0,72; 10,8±1,04; см

Следует подчеркнуть, что динамика показателей (X ±5) прыжковой активности у баскетболиста ЭГ отличалось резко выраженной прогрессивной направленностью. При этом по первому тесту прыгучесть до игры составила 44,2±2,06 см, после - 40,8±1,96 см, через 10 мин после игры 43,8±1,88, а по второму тесту она составила соответственно: 14,8±0,96; 12,8±1,02;14,6±1,06.

Сравнительный анализ констатируемых показателей, зарегистрированных у баскетболистов контрольной и экспериментальной групп, свидетельствует о том, что систематическое использование направленных упражнений на восстановление мышечной активности

со см о см

ю га t

0 d w

1

с ю

нижних конечностей в условиях тренировочных занятии и последействия соревновательных нагрузок может не только восстанавливать прыжковую активность, но и может способствовать улучшению качества игровых приемов, выполняемых в прыжке.

Литература:

1. Акулич Л.И., Пулатов А.А., Ашуркова С.Ф., Спортивные и подвижные игры (волейбол), 2021 - elib.sportedu.by

2. Ашуркова С.Ф., Установочно-профилактическая значимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации - Фан-Спортга, 2019 - elibrary.ru

3. Жуков. М.Н. Подвижные игры., М., «ACADEMIYA», 2002. - 160 С.

4. Кузин. В.В., Полиевский С. А. 500 игр и эстафет. М., Фис, 2000. 304 стр

5. Курбанова. М.А. Использование народных подвижных игр при отборе и тренировке юных волейболистов на этапе начальной подготовки. Автореф. Канд. Дисс. Ташкент. 2006. 23 с.

6. Лепешкин. В.А. Подвижные игры для детей. Пособие для учителя физкультуры. М., школьная Пресса. 2004. 59 с.

7. Маньшин. Б. Г, Повышение точности бросков в баскетболе. Ж. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка., 2007. № 4. С. 34-36.

8. А.А.Умматов Методика оценки прыжковой выносливости у волейболистов как ведущего фактора сохранения результативности атаки и - Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории, 2018 - vgifk.ru

9. Пулатов А.А., Умматов А.А., Объективная диагностика прыжковой работоспособности волейболистов с использованием сенсорно-компьютерной установки Физическая культура. Спорт. Туризм, 2019 - cyberleninka.ru

10. Кубейсинова У.Т. - Специализированное развитие прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов как важное условие обеспечения результативности бросков, выполняемых в прыжке. 2021. №1 35-37.

11. Усманходжаев. Т. У., Ходжаев. Ф. Харакатли уйинлар. - Т: Укитувчи, 1992. - 184 с.

12. Холодов. Ж.К., Кузнецов. В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2008, - 478 с.

Муаллиф билан богланиш учун:

karimov.ismoiljon@bk.ru

Педагогика фанлари буйича фалсафа доктори(PhD), доцент И.И. КАРИМОВ1

Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчщ ша^ри, Узбекистан

ВЕАОСПОРТЧИААРНИНГ БОШААНГИЧ СПОРТ ТАЙЁРГАРАИК БОС^ИЧИДА "СТАРТ" ТЕХНИКАСИНИ УРГАТИШ УСАУБИЯТИ

Annotation

Аннотация

В данный статье автор предлагает разработанную методику обучения технике «Старта» юных велосипедистов, специализирующихся в олимпийском направлении велоспорта - БМХ-гасе, которое приобрело широкое распространение в нашей стране. Автором обоснована фазовая структура старта, разработана модель оптимального выполнения старта на основе созданного тренажерного устройства «стартовые ворота» которое позволяет отработать основные компоненты техники старта и повысить качество выполнения элементов техники. На основе результатов корреляции обоснована эффективность предлагаемой методики обучения элементам техники старта.

Ключевые слова: БМХ-гасе, этап начальный подготовки, техника старта, фазы старта, тренажерные устройство «стартовые ворота», методика обучения, эффективности тренировочного процесса.

Маколада муаллиф охирги пайтларда мамлакатимизда кенг оммалашиб бораётган велоспортнинг БМХ-race олимпия йуналишида ихтисослашаётган ёш велоспортчиларга "Старт" олиш техникасини ургатишнинг ишлаб чикилган методикасини таклиф етади. Муаллиф томонидан стартнинг фазали тузилмаси асослаб берилган, стартни оптимал бажариш модели ишлаб чикилган булиб, старт техникасининг асосий таркиблари устида ишлашга ва техник елементларни бажариш сифатини оширишга имкон берувчи "старт дарвозаси" тренажори яратилган. Корреляцион тахлил натижалари асосида старт техникаси елементларини урнатиш учун таклиф этилган методика самарадорлиги асослаб берилган.

Калит сузлар: БМХ-race, бошлангич тайёргарлик босцичи, старт техникаси, старт фазалари, "старт дарвозаси" тренажормосламаси, ургатишметодикаси, машгулот жараёни самарадорлиги.

In this article, the author offers a developed methodology for teaching the "Start" technique to young cyclists specializing in the Olympic direction of cycling - BMX-race, which has become widespread in our country. The author substantiates the phase structure of the start, develops a model of optimal execution of the start based on the created simulator device "starting gate" which allows you to work out the main components of the start technique and improve the quality of the elements of the technique. Based on the correlation results, the effectiveness of the proposed methodology for teaching elements of the start technique is substantiated.

Key words: BMX-race, initial training stage, start technique, start phases, training device"starting gate", training methodology, effectiveness of the training process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.