Научная статья на тему 'НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ МАГНИЯ'

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ МАГНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General non-specific adaptation reactions of training and activation have been shown to develop in the inhalation 24-hour animal exposure to magnesium oxide aerosoies much earlier than threshold toxic effects. The onset of these reactions was dependent on the concentration value of magnesium oxide aerosoies. Concentration-time relationships established for training and activation reactions permit one to specify the predicted air MAC for magnesium oxide aerosoies in view of the animals adaptation to the chemical agent.

Текст научной работы на тему «НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ МАГНИЯ»

Bonner F. W., King L. Y., Parke D. V. — Environm. Res., Hüzl F., Sukora J., Maxera P. — Pracov. Lek.. 1977,

1980, v. 22, p. 237— 244. v. 29, p. 103—106.

Cherian M. L., Loyer R. A. — Toxicol, appl. Pnarmacol., Поступила 17.02.82 1976, v. 38, p. 399-408.

УДК 6 14.72:661.84«.221-07:612.017.2 «5»

В. М. Пазынич, В. И. Чинчевич

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНГАЛЯЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ ОКИСИ МАГНИЯ

Запорожский медицинский институт

Целью настоящей работы являлось изучение особенностей общих неспецифических адаптационных реакций организма животных при ингаляционном воздействии аэрозолей окиси магния.

Установлено, что в зависимости от силы (дозы) любого воздействия в организме развиваются три общие неспецифические адаптационные реакции: реакция тренировки в ответ на разные по качеству слабые раздражители, реакция активации в ответ

* на разные по качеству воздействия средней силы (промежуточные между слабыми и сильными) и реакция стресса как ответ на сильные, чрезвычайные воздействия (Л. X. Гаркави и соавт.). Для каждой из них характерны свой комплекс изменений функционального состояния ЦНС, эндокринной систе>йз1, обмена веществ и определенное соотношение форменных элементов белой крови. Реакции тренировки и активации рассматриваются как неспецифическая основа нормы, а реакция стресса является неспецнфической основой патологических процессов (Л. X. Гаркави и соавт.).

Общие адаптационные реакции организма под влиянием окиси магния исследовали в условиях круглосуточной ингаляционной затравки белых крыс-самцов линии Вистар массой 180—200 г. Животные 5 групп (10 особей в каждой) подвергались

* воздействию аэрозолей окиси магния в концентрациях 3±0,15, 2,2±0,13, 1±0,05, 0,39±0,01 и 0,12±0,002 мг/м3, а 6-я группа служила контролем. Затравку проводили в горизонтальных камерах вместимостью 127 л с принудительными притоком и вытяжкой воздуха. Длительность эксперимента для каждой группы животных определялась временем возникновения и развития общих адаптационных реакций. При концентрациях 1 и 3 мг/м3 затравка продолжалась до появления достоверного токсического эффекта. Для обнаружения адаптационных реакций использовали следующие показатели: общее состояние и массу тела, суммацион-но-пороговый показатель (СПП), активность холин-эстеразы цельной крови, общее число лейкоцитов и лейкоцитарную формулу крови.

Результаты исследований показали, что при ин-

* галяционном воздействии аэрозолей окиси магния в указанных концентрациях на протяжении всего эксперимента не наблюдалось нарушений в общем состоянии и приросте массы тела животных по сравнению с контролем. Динамика функциональ-

ных сдвигов у животных всех опытных групп по изучаемым параметрам оказалась аналогичной. Так, под влиянием концентрации 1 мг/'м3 на 3-й сутки затравки выявлено незначительное, статистически недостоверное увеличение СПП и активности холинэстеразы крови, что свидетельствовало о преобладании умеренно выраженных тормозных процессов в ЦНС. Общее число лейкоцитов не отличалось от контроля. При исследовании лейкоцитарной формулы крови установлено, что число лимфоцитов находилось в пределах нижней половины зоны нормы (60%), количество сегментоядерных — в пределах верхней половины зоны нормы (34,9%), число эозинофилов, палочкоядерных и моноцитов — в пределах нормы. Известно, что сложные нейроэндокринные изменения в организме, характеризующие неспецифические адаптационные реакции, находят определенное отражение в морфологическом составе белой крови. Соотношение форменных элементов белой крови и функциональное состояние ЦНС свидетельствуют о развитии в организме общей неспецифнческой адаптационной реакции тренировки (Л. X. Гаркави и соавт.). При использовании концентрации 1 мг/м3 на 5-е сутки затравки у животных наблюдалось уменьшение на 5—7% СПП по сравнению с контролем и некоторое снижение активности холинэстеразы крови (Р>0,05), что, вероятно, связано с преобладанием в нервных центрах умеренного физиологического возбуждения. Число лейкоцитов не отличалось от контроля. Количество лимфоцитов находилось в пределах верхней половины зоны нормы (77,9%), сегментоядерных — в пределах нижней половины зоны нормы (16,7%), эозинофилов, палочкоядерных и моноцитов — в пределах нормы. Эти сдвиги в функциональном состоянии ЦНС и соотношении форменных элементов белой крови животных служат проявлением общей неспецифической адаптационной реакции активации (Л. X. Гаркави и соавт.). С 17-х по 37-е сутки затравки все изучаемые показатели функционального состояния организма животных не отличались от контроля, что, очевидно, связано с развитием физиологической адаптации, которая рассматривается как истинное приспособление организма к воздействию факторов внешней среды (И. В. Са-ноцкий и И. П. Уланова). Лишь на 37-е сутки воздействия аэрозолен окиси магния в концентрации

1 мг/м3 отмечалось достоверное увеличение СПП и на 38-е сутки — возрастание активности холин-эстеразы крови (Р<0,05), что свидетельствовало о наличии токсического эффекта.

Под влиянием аэрозолей окиси магния в концентрациях 2,2, 0,39, 0,12 мг/м3 также отмечалось развитие в организме животных адаптационной реакции тренировки соответственно на 2, 8 и 23-е сутки затравки и адаптационной реакции активации при использовании концентраций 2,2 и 0,39 мг/м3 соответственно на 2, 3 и 14-е сутки эксперимента. При этом время развития адаптационных реакций определялось концентрацией аэрозолей окиси магния. С уменьшением концентрации вещества время проявления общих адаптационных реакций тренировки и активации увеличивалось.

Графически зависимость времени проявления общих адаптационных реакций тренировки и активации по комплексу характеризующих их тестов от концентраций аэрозолей окиси магния в обычном масштабе изображается в виде гипербол, которые на стекле с логарифмическим масштабом аппроксимируются прямыми линиями (см. рисунок). В соответствии с полученными прямыми зависимости концентрация — время для общих адаптационных реакций могут быть определены углы их наклона и прогнозироваться концентрации аэрозолей окиси магния, вызывающие реакции тренировки и активации, для различных периодов воздействия вещества.

При сравнении прямых концентрация — время, отражающих развитие в организме животных общих адаптационных реакций и токсического эффекта (прямые концентрация — время по пороговому токсическому эффекту аэрозолей окиси магния получены нами по результатам ранее проведенного эксперимента), отмечено, что углы наклона во всех случаях близки и позволяют отнести аэрозоли окиси магния по классификации М. А. Пинигнна

Параметры прямых концентрация — время, отражающих развитие общих адаптационных реакций и токсического эффекта под влиянием аэрозолей окиси магния

Прямые зависимости концентрация — время, отражающие развитие общих адаптационных реакций тренировки (/), активации (2) и порогового токсического эффекта (-Ч) под влиянием аэрозолей окиси магния (в логарифмическом масштабе).

По оси абсцисс концентрация (в мг/м'); по оси ординат — ере. мя (в я).

Эффект

?3

■Г о.

Л и

Пороговая концентрация, мг/и»

Реакция тренировки Реакция активации Токсический эффект (по активности холинэстеразы крови)

132 131

136

-1,111 -1,15

—0,966

через 24 ч через 720 ч через 2880 ч *

2,3 0.115 0,033

3,5 0,19 0,056

40 1,25 0,3

к III классу опасности веществ, т. е. к умеренно опасным веществам (см. таблицу).

Пороговые концентрации аэрозолей окиси магния для различного времени воздействия (2880, 720 и 24 ч) по токсическому эффекту значительно превышают концентрации, вызывающие развитие ^ реакции активации и тренировки на соответствующие периоды. При этом прогнозируемые с учетом коэффициента запаса (5,5) недействующие концентрации аэрозолей окиси магния для указанных периодов оказались соответственно 0,054, 0,23 и 7,3 мг/м3 и близки к порогам проявления общих адаптационных реакций для соответствующих периодов воздействия вещества (см. таблицу). Следовательно, недействующие по токсическому эффекту концентрации аэрозолей ок^си магния, очевидно, могут вызывать общие адаптационные реакции животных. В настоящее время адаптация к химическим факторам рассматривается как истинное приспособление организма, а не патология (И. В. Са-ноцкий; Г. А. Степанский). Исходя из этого, ПДК вредных веществ в окружающей среде должны быть ниже тех, которые могут вызывать напряже- ^ ние и срыв адаптационных процессов.

Таким образом, полученные прямые зависимости концентрация — время для общих адаптационных реакций позволяют судить о состоянии адаптации организма животных к воздействию аэрозолей окиси магния. Дифференцированные по времени ПДК аэрозолей окиси магния в атмосферном воздухе должны быть ниже концентраций, вызывающих адаптационную реакцию активации на соответствующее время, так как эта реакция связана с напряжением функциональных систем организма (Л. X. Гаркави и соавт.).

Накопление в дальнейших исследованиях экспериментального материала для построения зависимостей концентрация — время развития неспецифических адаптационных реакций позволит с большей надежностью прогнозировать и уточнять ре- ш комендуемые ПДК вредных веществ.

Выводы. 1. В ответ на воздействие аэрозолей окиси магния в небольших концентрациях в организме животных развиваются общие неспецифи-

ческие адаптационные реакции тренировки и активации, появляющиеся значительно раньше достоверных пороговых токсических эффектов.

2. Время возникновения общих адаптационных реакций тренировки и активации в организме животных в зависимости от круглосуточного ингаля-

4 ционного воздействия различных концентраций окиси магния выражается в виде прямой на сетке с логарифмическим масштабом.

3. Зависимость концентрация — время для общих адаптационных реакций с учетом дальнейшего накопления экспериментального материала по разным веществам может быть использована для уточнения рекомендуемых ПДК вредных веществ.

Литература. Г аркави Л. X., Квакина Е. Б., У корова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д., 1979.

Пинигин М. А. — В кн.: Санитарная охрана атмосферного воздуха городов. М., 1976, с. 15—47. Саноцкий И. В. — В кн.: Научные основы современных методов гигиенического нормирования химических веществ в окружающей среде. М., 1971, с. 5—11. Саноцкий И. В., Уланова И. П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений. М., 1975. Степанский Г. А. — В кн.: Философские и социально-гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1976, с. 171—190.

Поступил.! 23.12.81

Summary. General non-specific adaptation reactions of training and activation have been shown to develop in the inhalation 24-hour animal exposure to magnesium oxide aerosoies much earlier than threshold toxic effccts. The onset of these reactions was dependent on the concentration value of magnesium oxide aerosoies. Concentration-time relationships established for training and activation reactions permit one to specify the predicted air MAC for magnesium oxide aerosoies in view of the animals adaptation to the chemical agent.

УДК 613.632:547.62|/.622

4 Т. Ф. Бышовец, И. Р. Бариляк, С. Ю. Козачук, Г. Т. Писько,

Г. В. Толстопятова, А. В. Перфило (Киев)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДНЫХ ДИФЕНИЛА

Целью данной работы являлось сопоставление различных видов отдаленных последствий действия химических соединений на примере производных днфенила.

Полихлордифенилы (ПХД) — соединения, образующиеся при хлорировании дифенила, — наиболее распространенные загрязнители окружающей среды. Они способны длительно сохраняться в почве, воде водоемов, накапливаться в различных биологических объектах, пищевых продуктах. Ввиду широкого распространения хлорированных

* дифенилов в окружающей среде и их стойкости они представляют опасность для человека и его потомства.

ПХД могут влиять на репродуктивную функцию, оказывать неблагоприятное воздействие на потомство, вызывать морфологические изменения в стро-ме яичников, приводить к преждевременному половому созреванию, самопроизвольным абортам, преждевременным родам (Orberg; Allen и Barsotti; Johnson и соавт.).

Изучены отечественные образцы трихлордифе-нила (ТХД) и дихлордифенилсульфона (ДХДФС) в опытах на белых половозрелых беспородных крысах в условиях острого, подострого (I—2 мес) и хронического (6 мес) опытов.

Мутагенную активность агентов определяли на основании анализа их влияния в течение 2 мес на

* хромосомный аппарат клеток костного мозга в дозах: ТХД — Vso и V250 LD50, ДХДФС — 1000 мг/кг, а также учета доминантных летальных мутаций. Анализ последних проводили при однократном воздействии препаратов на сперматогенез

в дозах, соответствующих 1/50, 1/100, 1/250 и 1/1000 ЬО50. Через 2 или 6 нед после воздействия к самцам на неделю подсаживали интактных самок. При этом представлялось возможным изучить состояние гамет, подвергавшихся действию агентов на стадии поздних сперматид (2-я неделя) и спер-матогониев (6-я неделя) (Л. К. Рамайя и соавт.). Ежедневно у самок устанавливали наличие спер-миев во влагалищном мазке; день их выявления оценивали как первый день беременности. Частоту индуцированных доминантных летальных мутаций определяли по уровню общей эмбриональной смертности, гибели зародышей на пред- и постнм-плантационной стадии развития, наличию аномалий развития на основании результатов тератологического обследования зародышей.

Влияние на эмбриогенез изучали на белых крысах при ежедневном воздействии с 1-го по 15-й день беременности ТХД в дозах и Ч1000 ЬО^,

ДХДФС — 500 и 1000 мг/кг. Результаты учитывали на 20-й день беременности с использованием общепринятых тератологических методик (А. П. Ды-бан и соавт.; И. В. Саноцкий и В. Н. Фоменко).

Гонадотоксическую активность указанных веществ определяли по методу И. В. Саноцкого. ТХД вводили однократно в дозе, соответствующей 1/3 ЬО50, либо многократно (в течение 7 дней) 1!ы>—Чгьо ЬО50, либо в условиях хронического опыта по 0,1, 0,01 и 0,001 мг/кг. ДХДФС применяли в течение 7 дней в дозе 1000 мг/кг или на протяжении 6 мес по 2, 0,2 и 0,02 мг/кг.

Результаты исследований обрабатывали статистически общепринятыми методами при малой вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.