Научная статья на тему 'Несколько слов о денежном довольствии судей в 2016 году'

Несколько слов о денежном довольствии судей в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЫ РФ / ОПЛАТА ТРУДА СУДЕЙ / JUDICIAL SYSTEM / THE COURTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / JUDGES ' ALLOWANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдидей Ю.М.

Цель статьи заключается в анализе основных изменений финансирования и судебной системы РФ в 2016 г. Приведены точные данные в отношении выплат, предусмотренных для судей. Учитывались основные факторы. Для сравнения приведено финансирование органов судебной власти в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the article is to analyse the basic changes of financing and judicial system in the Russian Federation: 2016. It gives the exact data concerning the payments allocated to judges. The basic factors were taken into account. In comparison, there are giner studies about the allowance to the judiciary authorities in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Несколько слов о денежном довольствии судей в 2016 году»

ские, правовые и организационные основы: дисс... д.ю.н. - М., 2005.

5. Лопашенко Н.А. Эффективное уголовное законодательство: утопия, иллюзия или нереализованные возможности? / Заседание Санкт-Петербургского криминологического клуба на тему «Криминология закона». URL: http://sartraccc. m/i.php?filename=Conference%2Foverview_krim_zak.htm&oper=read_file

6. Цепелев В.Ф. Творческое наследие М, Д. Шаргородского в контексте уголовной политики / Российское уголовное право. - СПб. : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

право социального обеспечения

Гайдидей Ю.М.

несколько слов о денежном довольствии судей в 2016 году

Государственный аппарат периодически рассматривает вопрос об индексации заработных плат различным категориям государственных структур. Однако судебные органы - структура достаточно сложная, и ее финансирование предусматривает целый ряд источников, в связи с чем схема выплат зарплаты существенно осложняется. Данный аппарат - система многоуровневая, в которой существуют две категории судей: региональные (муниципальные) и федеральные.

По этой причине при начислении денежного довольствия подключены два соответствующих источника бюджета: федеральный и муниципальный. Это также объясняет и достаточно большой диапазон показателей зарплаты обоих уровней судей. Схема расчета сумм оклада напрямую зависит от вышестоящих коллег, поскольку высчитывается в процентном соотношении от их зарплат. Влияют на уровень заработка такие показатели:

1. Законодательно обозначенная ставка оклада, привязанная к соответствующей должности.

2. Квалификация судьи.

3. Стимулирующие выплаты различного характера.

4. Законодательно положенная сумма доплаты за выслугу лет.

Эта существенная разница в доходах является действующей длительный период. Однако теперь чиновники намерены данный разрыв в значительной степени сократить. Более того, в связи с растущей инфляцией, зарплаты судьям обязательно обещают индексировать наравне с остальными государственными служащими. Согласно новому законопроекту, с октября заметно постепенное повышение судебного довольствия судей. В конечном итоге довольствия, состоящие из ставки и различных доплат, должны вырасти больше чем в два раза. Однако это будет реальным только за счет немалого сокращения в рядах сотрудников аппарата. Такой мерой законодательный орган надеется добиться освобождения части средств на новые зарплаты и надбавки. Потому насладиться выросшими доходами доведется не всем. И если остальным категориям государственных служащих предложили некоторые альтернативы для последующего трудоустройства сокращенных кадров, то вопрос с судьями остается открытым. Также значительно поднимется и нагрузка на отдельно взятого сотрудника. Реформа не затронула льготы. Все положенные до этого послабления остаются в силе.

Вопрос размера зарплат юристов на государственной службе беспокоит многих молодых людей. Как известно, юридические профессии являются очень почетными и прибыльными, а государственная служба обещает стабильность. Конечно, далеко не все госслужащие могут похвастаться высокими заработками, однако рост доходов этой категории населения в последние годы был самым быстрым. Кроме того, хороший юрист имеет неплохие шансы преуспеть на государственной службе и стать судьей или другим высокооплачиваемым сотрудником.

Хорошим индикатором отношения государства к юридической корпорации является судейская зарплата. Как известно, для того чтобы стать арбитром, необходимо долго и упорно работать. Если доход такого уважаемого человека на государственной службе не будет существенным, то молодым специалистам нет смысла связывать свою жизнь с государственными учреждениями.

размер зарплаты арбитров имеет и другое важное значение, указывая на серьезность намерений власти в борьбе с коррупцией. Последняя не обещает быть успешной, если специалисты судьи и другие государственные чиновники не будут получать достойного вознаграждения за свои труды. Как показывает мировой опыт, есть два основных условия, которые необходимы для победы над коррупцией:

1. Наличие арбитров и прочих высококвалифицированных госслужащих, которые дорожат своими местами и не' хотят их лишиться.

2. Твердый настрой высшего политического руководства покончить с коррупцией.

Зарплата арбитра очень сильно зависит от инстанции, в которой он работает. Больше всех получают судьи Конституционного суда. Ознакомиться с заработной платой можно в списке приведенном ниже:

1. В мировом суде зарплаты начинаются от 50 тысяч рублей и заканчиваются на уровне 80 тысяч (разнобой происходит от того, что мировых судей содер-

жит региональный бюджет).

2. Федеральные арбитры получают в среднем 140 тысяч.

3. Арбитры Верховного суда могут рассчитывать на три сотни тысяч рубле 'й в ме'сяц.

4. Судья Конституционного получает больше 500 тысяч рублей в месяц [1].

Как видно, по меркам РФ судьи получают очень хорошо.

Существует три основных причины высоких зарплат у судей:

• очень большая продолжительность рабочего дня;

• возможность подкупа арбитра;

• вероятность давления на арбитра.

Об одной из причин мы уже упоминали. Действительно, арбитры часто решают дела на многие десятки и сотни миллионов рублей. В таких условиях многие заинтересованные лица готовы идти на подкуп судей. Конечно, они могут предложить приличные суммы в обмен на нужное им решение. Большая зарплата не гарантирует, что конкретный судья не будет брать взяток. Однако солидный официальный доход существенно понизит вероятность того, что судья продастся. Прогореть можно на любом случае получения взятки; если судье есть, что терять, то он не станет рисковать зря. Если зарплата у него будет низкая, то у него намного меньше доводов в пользу того, чтобы оставаться честным.

Кроме того, если зарплата не будет удовлетворять потребностям арбитра и его семьи, то он способен озлобиться на государство и начать брать взятки принципиально.

У судьи огромная загруженность работой. Хороших специалистов не хватает, поэтому они вынуждены вести много дел сразу. Конечно, такую большую нагрузку необходимо компенсировать, чтобы судья не чувствовал себя обделенным и не потерял интерес к справедливому и компетентному рассмотрению дел.

Для судей высок риск травмироваться на работе. Дело в том, что часто на судью пытаются воздействовать и силовыми методами. Конечно, если такая ситуация приключилась, то расходы на лечение берет на себя государство. Однако существенных трат может потребовать и возвращение к привычному образу жизни после травмы. Высокая зарплата частично призвана покрыть эти расходы арбитров.

Глава Судебного департамента отдельно остановился на финансировании судов. По его словам, в 2013 году бюджет департамента составил порядка 121 млрд. руб., а уже в текущем году - более 178 млрд. руб. [2]. Увеличение финансирования было обусловлено, по словам Гусева, прежде всего принятием федеральных законов, связанных с передачей департаменту полномочий по обеспечению деятельности арбитражных судов, увеличением количества субъектов страны, увеличением денежного вознаграждения судей и численности судей арбитражных судов.

Однако выделенный бюджет не позволяет в полной мере обеспечить все' направления деятельности. Так, повышения минимального размера оплаты труда до 7 500 руб.[3] в месяц привело к дефициту фонда оплаты труда граждан-

ских служащих и вспомогательного персонала. Кроме того, без дополнительного финансирования проводилось оснащение судов видеотрансляциями заседаний. Проблемы также возникали с оплатой услуг почты и выплатами пособий судьям, ушедшим в отставку. «Мы постоянно проводим работу по увеличению объемов финансирования судов. В результате этой работы общий объем бюджетных ассигнований, выделенных департаменту, составил на 1 декабря 2016 года уже 193 млрд. руб., что на 15 млрд. руб. больше предусмотренного на текущий год», -рассказал Гусев, добавив, что в целях контроля финансово-хозяйственной деятельности судов департамент проводит проверки судов. За четыре последних года было проведено свыше 400 проверок.

В индексации нуждаются и довольства сотрудников судебных структур. Особенно остро повышение оплаты труда требуется помощникам судей, поскольку их выплаты очень скромны, особенно в условиях мирового кризиса.

Что ждет каждую из данных категорий работников судебной системы? Будет ли повышение зарплаты? Рассмотрим далее.

Если судьям, как одной из категорий госслужащих в рамках общего законопроекта, индексация предусмотрена, тогда как быть с помощниками судей? Несмотря на плотную совместную работу эти две профессии имеют различную котировку, и помощников относят не к государственным, а к гражданским служащим. Следовательно, они просто не подпадают под действие нового закона. Стоит ли им ожидать повышение зарплаты?

Помощники судьи также могут надеяться на рост оклада. Дело в том, что расчет их заработных плат исчисляется по иной системе и имеет другие влияющие факторы. Основным таким фактором для данной категории сотрудников судебного аппарата является размер оклада вышестоящего чина - прямого начальника. Этим прямым начальником для помощника является сам судья, за которым работник закреплен. А если взять во внимание, что для судей предвидится постепенное повышение заработной платы, то это обязательно отразится и на доходах его подчиненного.

Однако ожидать прямо пропорционального увеличения не следует, поскольку, как уже было сказано, достаток работника зависит от оклада начальствующего лица. А рост довольствия судьи будет осуществляться по большей части за счет стимулирующих доплат. Также стоит понимать, что и должность помощника в ситуации роста доходов не обойдется без сокращений. При этом не' исключено, что уволенному подчиненному будет значительно проще найти новую работу, че'м его сокращенному начальнику. Таковы последние новости по вопросу заработных плат в рамках судебной системы и различных должностей в структуре' на текущий момент.

Так, для сравнения обратим внимание на международный опыт.

Высокопоставленным британским судьям платят более высокие зарплаты, чем их коллегам, работающим в судах других европейских стран. Об этом говорится в исследовании эффективности судебной системы, проведенном Советом Европы, сообщает Law Society Gazette.

По данным издания, высокопоставленные судьи Англии и Уэльса получают зарплату в размере 7,7 среднего дохода населения. Таким образом, выявило исследование, британские «служители Фемиды» уступают лишь украинским коллегам, оклад которых равен 8,6 средней зарплаты, и судьям Северной Ирландии (8,3 среднего дохода).

Вместе с тем в Совете Европы пришли к выводу, что число судей-женщин в Англии и Уэльсе является одним из наименьших среди 47 стран Восточной и Западной Европы. Страной, в которой представительницы прекрасного пола занимают наименьшее число должностей в национальной судебной системе, оказался Азербайджан - всего 11% женщин. За ним следуют Армения (23%), Северная Ирландия (23%), Шотландия (23%), Англия и Уэльс (30%) и Ирландия (33%). В среднем доля судей-женщин среди общего числа «служителей Фемиды» составила 51%.

В сентябре этого года Право.ги писало о том, что британские юристы-мужчины в среднем получают зарплату на 20% больше, чем их коллеги-женщины. Британское Управление по регулированию деятельности солиситоров (SRA) пришло к выводу, что частно-практикующие солиситоры-мужчины получают на 60 000 фунтов стерлингов (около $80 000) в год больше, чем представительницы слабого пола. Менее значительный разрыв оказался среди партнеров юридических фирм - 30 000 фунтов стерлингов (около $40 000) в пользу мужчин. Наименьшая разница в 4000 фунтов ($5000) стерлингов была выявлена у ассистентов юристов. Кроме того, информагентство Bloomberg сообщало, что стоимость услуг лучших адвокатов Лондона превысила рекордный показатель в 1000 фунтов стерлингов ($1500) в час. Для сравнения, в 2005 году британский адвокат мог за один час работы получить 674 фунта (почти $1000).

литература

1. Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

2. Новости индустрии и права для юристов. Аналитика законодательства. Поиск документов. URL: http://pravo.ru/.

3. Зарплаты ИНФО. URL : http://zarplatyinfo.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.