Научная статья на тему 'Несделанный выбор (безличный выбор) как иллюзия определенности и его последствия'

Несделанный выбор (безличный выбор) как иллюзия определенности и его последствия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Несделанный выбор (безличный выбор) как иллюзия определенности и его последствия»

на усвоенные социальные сценарии и клише, но и на собственные возникающие в личном опыте переживания и формирующуюся систему ценностей.

Обобщая изложенное, можно обозначить основные пути развития представлений детей о системе социальных отношений в общей картине мира, как условия формирования личности ребенка, которые базируются на развитии коммуникативных потребностей и умений; формировании гибких установок в отношении к нетипичному и уважении к индивидуальности; развитии социальной активности и нетерпимости к злу и насилию, приобщении к культурным эталонам морали, нравственности, духовности. Необычайно важным дополнительным условием является работа с эмоционально-чувственной сферой и ре-гуляторными механизмами, которые могут стать препятствием при осуществлении системы собственных представлений и ценностей в реальной жизненной ситуации.

Список используемой литературы

1. Аксенова, Ю. А. Символы мируустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. - Екатеринбург: Деловая книга. 2000. - 272 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/ / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

3. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

4. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика / Е. С. Михайлова. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. - 266 с.

5. Толерантность: социально-гуманитарные аспекты: монография / Т.Н. Андреюшкина [и др.]; под ред. Т.Н. Андреюшкиной. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 376 с.

6. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин; пер. В. В. Солодникова. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 511 с.

НЕСДЕЛАННЫЙ ВЫБОР (БЕЗЛИЧНЫЙ ВЫБОР) КАК ИЛЛЮЗИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Мироненкова Наталья Николаевна

канд. пед. наук, доцент кафедры высшей математики Южно-Российского государственного политехнического

университета (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск

Выбор является неотъемлемой частью жизни человека на всем его жизненном пути. Он может быть легким, например, выбор продуктов в супермаркете, одежды, а может быть сложным, например, выбор профессии. Однако для каждого человека сложность выбора носит субъективных характер, если для одного человека выбор профессии является достаточно несложным решением, то для другого, может оказаться непосильной задачей, т.е. представляться неким испытанием. Порой, парализованные необходимостью принимать решение, мы отказывается от выбора вовсе, перекладывая его на плечи других или выбираем путь - плыть по течению жизни.

Известный представитель экзистенциальной психологии С. Мадди разделял совершаемый человеком в различных ситуациях выбор в зависимости от истолкования своего приобретенного опыта на два вида. Если опыт истолковывался человеком как новый, то выбор осуществлялся в пользу будущего, но если в результате выбора не происходило обогащение опыта, то, по мнению С. Мадди, совершался выбор в пользу прошлого, приносящий с собой чувство вины из-за нереализованных возможностей и создающий состояние стабильности, знакомого и уже привычного мира. [5] Что не скажешь о выборе в пользу нового, всегда приносящего с собой некую тревогу, неизвестность, непредсказуемость, т.е. неопределённостью, в которую вступает человек. Ведь будущее является для нас неопределенным, мы не знаем, что нас ожидает за поворотами судьбы.

В этой связи интересными представляются экспериментальные данные об особенностях личностного выбора, полученные в результате исследования, проводимого среди студентов вечернего отделения Д.А. Леонтьевым и Е.Ю. Мандриковой. Изначально все испытуемые находились в одной аудитории, а после им предложили пройти в другие две аудитории: в одной аудитории о предстоящих занятиях сообщалось сразу (выбор

неизменности), а в другой - рассказывалось на месте (выбор неизвестности). В итоге студенты занимались одним и тем же: формулировали аргументацию выбора и заполняли опросники.

Однако исследователи на основании анализа аргументации всех студентов разделили на три группы: группа «истинного» выбора неизменности; группа ситуативного, «безличного» выбора; группа «истинного» выбора неизвестности. Под истинным выбором понимается сознательный и самостоятельный, осмысленно аргументированный выбор, а к ситуативному выбору исследователи отнесли протоколы, аргументами которых выступали особенности ситуации, низкая мотивация выбора, безразличие к деятельности. [3]

Оказывается, согласно эмпирическим данным, те, кто выбирал будущее обладают большей готовностью к принятию неопределенности в мире и готовы к неопределенному и частично непредсказуемому будущему, чем те, кто выбрал прошлое или поступил ситуативно (безлично). К тому же испытуемые, выбирающие неизвестность имеют более выраженную толерантность к неопределенности, чем те, кто выбрал неизменность или осуществлял выбор ситуативно.

Следовательно, в принятии решения или выбора центральным пунктом является неопределенность, сталкиваясь с которой человек анализирует: сможет он ей противостоять или нет, или отнесется к ней безлично.

Понять основания истинного выбора неизменности или неизвестности возможно в силу даже того, что не все люди могут самоопределяться в жизни, т.е. формулировать и воплощать стратегию собственной жизни. Чем больше уровень самоопределения, тем сознательнее акт выбора. Но что сказать о людях, выбирающих безлично? Ведь безличность может означать и безразличие к происходящему, т.е. равнодушие, хладнодушие, безучастие. Однако, согласно результатам исследования Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Мандриковой, люди, делающие ситуативный,

безличный выбор, имели достаточно низкий уровень толерантности к неопределенности, что позволяет отнести такой выбор к выбору определенности (неизменности).

Фактически, безличный выбор представляет собой лишь видимость выбора, т.е. «несделанный выбор». В нем нет «жизни», акта побуждающей силы оставаться таким же или меняться, это в некотором роде, выбор, которого нет. Например, Дубенцов М.И. дает определение данному феномену: «"Несделанный выбор" позволяет человеку получить иллюзию определенности, думая, что ничего не изменилось, что он находится все в той же ситуации, что и до возникновения необходимости выбирать (т.е. в определенной, уже знакомой ситуации)». [1]

Несделанный выбор будет казаться человеку всего лишь иллюзией определенности. Но каковы будут последствия данного выбора? Будет ли удовлетворенность тем результатом, который получит человек, сделав выбор «не выбирать»?

Развитие личности возможно только в будущем: познавая новые граница и рубежи, человек сможет саморазвиваться далее, а, оставаясь в ситуации неизменности (определенности) невозможно получить развитие и рост в силу отсутствия даже предпосылок к этому. Хорошо сказал Э. Фромм по данному поводу: «Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.» [4]

Не секрет, что реальная жизнь представляет собой череду неизвестностей и неопределенностей, сталкиваясь с которыми человек иногда должен выйти из своей комфортной зоны, преодолеть себя, «посмотрев в глаза» своим страхам. Нередко, за уклонение или игнорирование выбора приходится расплачиваться, при этом цена расплаты может варьироваться от незначительных неудобств до потери жизненного смыла. Само по себе стремление людей к неизменчивости порождает некое неведение, вспомним по этому поводу описываемый парадокс В.П.

Зинченко, суть которого «состоит в том, что даже успешное преодоление порождает новые формы неопределенности» [2, с. 3]. Уместно привести известное изречение древнегреческого мыслителя Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Таким образом, безличный (несделанный) выбор относится в большей степени к истинному выбору неизменности, определенности, что порождает состояние «стоячего развития» личности. Если рассматривать данный выбор с точки зрения смыслового подхода, то выбор неизменности ограничивает смысловой потенциал человека, что не скажешь о выборе в пользу будущего (неизвестности), который расширяет возможность найти свой смысл среди других.

Список литературы

1. Дубенцов М.И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web. snauka. ru/issues /2011/10/3078.

2. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6 с 3-20.

3. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 37-42.

4. Фромм Э. Кредо: http://modernlib.ru/books/ fromm erih/ kredo/read

5. Maddi S.R. Creating Meaning Through Making Decisions. / In Wong P.T.P. & Fry P.S. (Eds.) The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1998.

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Кривченко Тамара Анисимовна

Кандидат психологических наук, доцент, г. Москва Ольховик Наталья Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ВА РВСН им. Петра Великого, г. Москва АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы существующие модели специалистов, выделены структурные составляющие, общие для всех моделей. ABSTRACT

The analysis of higher educated specialists models is performed, common components for all models are given. Ключевые слова: модель, анализ, специалист с высшим образованием Key words: model, analyze, higher educated specialist

Проблема подготовки специалиста с высшим образованием во все времена являлась актуальной. Она и сегодня представляет интерес, т.к. мы живем в условиях глобализации, образовательной интеграции, в связи с чем возрастают и требования к подготовке специалистов.

В государственных образовательных стандартах третьего поколения важным элементом являются квалификационные характеристики специалиста, которые рас-

крывают сущность содержания их целостной профессиональной деятельности и в таком виде представляют требования к готовности специалиста по окончании вуза.

В психологии многими авторами разрабатывается модель специалиста как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества [1].

Так, А.К. Маркова различает следующие модели специалистов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.