Научная статья на тему 'Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации'

Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации»

Раздел II. Прикладные и экспериментальные исследования

Мандрикова Е.Ю. (Москва)

АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА В ПРОЦЕДУРЕ ЕГО СМЫСЛОВОЙ АРГУМЕНТАЦИИ

С. Мадди описал так называемую «экзистенциальную дилемму», которая встает перед каждым человеком в его повседневных выборах: выбор неизменности (т.н. выбор прошлого, фактичности) или выбор неизвестности (т.н. выбор будущего, возможности). Согласно теории личности С. Мадди (Maddi, 1998; Мадди, 2002), личностный смысл обретается и образуется в процессе личностных выборов человека. Эти выборы неравноценны с точки зрения задачи поиска смысла: выбор будущего расширяет такие возможности, а выбор прошлого ограничивает их. Поэтому мы поставили задачу определить, различается ли смысл этих альтернатив, проявляющийся в их обосновании, у людей, делающих тот или иной выбор.

Исследование проводилось на первом курсе вечернего отделения психологического факультета МГУ во время проведения общепсихологического ознакомительного практикума в трех аудиториях. В исследовании принимало участие 48 студентов, преимущественно женского пола (средний возраст 19 лет): 28 человек выбрали аудиторию, где было известно, чем будут заниматься («выбор неизменности»), 20 человек выбрали аудиторию, где им предстояло на месте узнать, чем они будут заниматься в течение одной пары («выбор неизвестности»).

С целью смысловых оснований выбора участников исследования просили дать письменную аргументацию сделанного выбора, формулируя аргументы «за» и «против» осуществленного выбора. Затем эти аргументы ранжировались ими по уменьшению значимости. Далее мы классифицировали аргументы по формальным основаниям, модифицировав процедуру и схему классификации, примененную в более раннем исследовании (Леонтьев, Пилипко, 1995). После распределения аргументов по вышеприведенной классификации производился подсчет количества аргументов по каждой категории. Кроме качественного анализа производился количественный анализ измеряемых показателей времени (латентного времени до начала аргументации, времени аргументации и времени ранжирования).

На основании качественного анализа аргументации протоколы всех участвующих в исследовании студентов после этого были разделены нами на 3 группы. В группу «П» вошли те, кто сделал «истинный» выбор неизменности; в группу «С» вошли те, кто сделал ситуативный, «безличный» выбор; в группу «Б» вошли те, кто сделал «истинный» выбор неизвестности. Под истинным выбором в данном случае понимается осмысленно аргументированный выбор. К ситуативному выбору мы относили протоколы, где аргументами выступали особенности ситуации, низкая мотивация выбора, безразличие к тому, чем заниматься, - это позволило нам назвать этот тип выбора «безличным».

При такой классификации в группах с «истинными» выборами неизменности или неизвестности оказалось по 10 человек, а в группе с «безличным» выбором - 28 человек, из них 18 человек в реальной ситуации выбрали неизменность, а 10 человек - неизвестность.

В эмпирическом исследовании были сформулированы следующие гипотезы:

Н1: В группах с истинными выборами неизменности или неизвестности будет значимо меньше ситуативных аргументов, чем в группе с безличным выбором.

Н2: В группе с выбором неизменности значимо больше аргументов с опорой на наличные способности («Я») и на характеристики деятельности («Д»), чем в группе с выбором неизвестности.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Н3: В группах с выборами неизменности и неизвестности количество смысловых аргументов («С») больше, чем в группе с безличным выбором.

Н4: В группах с выборами неизменности и неизвестности латентное время до начала аргументации больше, чем в группе с безличным выбором.

Н5: В группах с выборами неизменности и неизвестности время, потраченное на выдвижение и ранжирование аргументов, больше, чем в группе с безличным выбором.

Действительно, количество ситуативных аргументов в группах с выбором неизменности или неизвестности значимо (р<0,01) меньше, а количество смысловых аргументов значимо (р<0,05 и р<0,01) больше, чем в группе с безличным выбором. Это свидетельствует о том, что существует некоторое «качество» выбора, проявляющееся в его осмысленности. По этому критерию безличный выбор осуществляется, минуя смысловую основу, т.е. теряет в качестве.

В отношении двух типов осмысленного выбора - неизменности и неизвестности - интересно подтверждение следующей гипотезы о превалировании в первом типе выбора аргументов с опорой на особенности деятельности и текущее состояние способностей, задатков и компетенций человека, что эмпирически подтверждает феноменологию выбора прошлого, по С. Мадди.

Относительно анализа показателей времени на уровне значимости р<0,05 подтвердилась гипотеза о большем латентном времени и времени самого процесса их выдвижения для группы с выбором неизменности, но не для группы с выбором неизвестности.

На уровне теоретического обобщения полученные данные дают основание утверждать, что три группы, выделенные на основании характера выбора и степени его аргументированности, различаются по качественным особенностям тех оснований, которые кладутся в основу выбора. Для «безличного», слабоаргументированн-ного выбора характерна опора на ситуативные, сиюминутные, часто случайные основания выбора. Для группы, делающей «истинный» выбор неизменности, более предпочтительны основания, связанные с «фактичностью» - с устойчивыми особенностями собственной личности и содержанием предстоящей деятельности. Наконец, у группы, делающий «истинный» выбор неизвестности, на первый план выходят аргументы, связанные с открывающимися в пространстве выбора возможностями. Таким образом, результаты нашего исследования не только подтверждают эвристичность взгляда на личность как на «сплав фактичности и возможности» (Maddi, 1998), но и обнаруживают возможность экспериментального разведения этих двух аспектов личностного бытия, их связь с разными аспектами личности.

Озеров В.П. (Ставрополь) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Актуальность проблемы развития познавательных и профессиональных способностей учащихся обусловлена тем, что она была и остается базовой проблемой психологии и ее дальнейшая разработка связана с логикой развития психологопедагогической науки и совершенствования системы непрерывного образования, качества подготовки специалистов.

Знания о структуре и закономерностях развития познавательных и профессиональных способностей имеет большое значение для всех без исключения специальностей, по которым идет подготовка студентов, магистров, аспирантов и докто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.