Научная статья на тему 'Нервнопсихическое развитие детей раннего возраста: диагностические установки педиатров в сопоставлении с запросом и ожиданиями родителей'

Нервнопсихическое развитие детей раннего возраста: диагностические установки педиатров в сопоставлении с запросом и ожиданиями родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
682
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ВРАЧЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДИАТРОВ / ВЗГЛЯДЫ РОДИТЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / A SOCIOLOGICAL SURVEY OF DOCTORS AND PARENTS PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN / PROFESSIONAL INSTALLATION PEDIATRICIANS / PARENTS VIEWS REGARDING NEUROPSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кукушкин Д.В., Кузнецова Т.А., Нечаева Т.М.

С помощью оригинальной анкеты опрошены 107 педиатров и 109 родителей Орловской и Курской областей. Анкетирование выявило избирательность профессиональных установок педиатров в отношении сфер нервно-психического развития, ориентированных на оценку моторной и сенсорной сфер. Это не оправдывает ожиданий матерей, которые, как показало анкетирование, заинтересованы в гармоничном развитии всех сфер ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кукушкин Д.В., Кузнецова Т.А., Нечаева Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нервнопсихическое развитие детей раннего возраста: диагностические установки педиатров в сопоставлении с запросом и ожиданиями родителей»

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 581.1 Д.В. КУКУШКИН

кандидат медицинских наук, доцент, кафедра педиатрии, Орловский государственный университет E-mail: asj_a@mail.ru Т.А. КУЗНЕЦОВА

доктор медицинских наук, профессор, кафедра

внутренних болезней, Орловский государственный

университет

E-mail: vradi@inbox.ru

Т.М. НЕЧАЕВА

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет E-mail: nechaevatm@yandex.ru

UDC 581.1 D.V. KUKUSHKIN

Candidate of medical sciences, Associate Professor, Department of Pediatrics, Orel State University E-mail: kaf_botany@univ-orel.ru T.A. KUZNETSOVA

Doctor of medical sciences, Professor, Department of Internal Medicine, Orel State University E-mail: vradi@inbox.ru T.M. NECHAYEVA

Candidate of psychological sciences, Associate Professor, Department of social psychology and acmeology, Orel

State University E-mail: nechaevatm@yandex.ru

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПЕДИАТРОВ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ЗАПРОСОМ И ОЖИДАНИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ

PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN: DIAGNOSTIC INSTALLATION OF PEDIATRICIANS I N RELATION TO THE NEEDS AND EXPECTATIONS OF PARENTS

С помощью оригинальной анкеты опрошены 107 педиатров и 109 родителей Орловской и Курской областей. Анкетирование выявило избирательность профессиональных установок педиатров в отношении сфер нервно-психического развития, ориентированных на оценку моторной и сенсорной сфер. Это не оправдывает ожиданий матерей, которые, как показало анкетирование, заинтересованы в гармоничном развитии всех сфер ребенка.

Ключевые слова: социологический опрос врачей и родителей, нервно-психическое развитие детей раннего возраста, профессиональные установки педиатров, взгляды родителей относительно нервно-психического развития ребенка.

With the help of the original questionnaire 107 pediatricians and 109 parents of Orel and Kursk were questioned. The questioning revealed selectivity professional installations pediatricians in relation to areas of neuro-mental development-oriented assessment of motor and sensory areas. This does not meet the expectations of mothers who, as shown by surveys, are interested in the harmonious development of all areas of the child.

Keywords: a sociological survey of doctors and parents psychological development of young children, professional installation pediatricians, parents views regarding neuropsychological development of the child.

Своевременная диагностика отклонений нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста является актуальной проблемой в свете возрастающей доли заболеваний, связанных с нарушениями данной сферы здоровья ребенка[1,2,4]. В подавляющем большинстве случаев явные нарушения НПР, не укладывающиеся в рамки психоневрологического диагноза, выявляются только в дошкольном возрасте, когда ребенок перед оформлением в школу проходит консультирование у психолога[3,5].

В то же время для родителей информация о различных аспектах развития ребенка является актуальной и служит предметом постоянного интереса. В силу весьма ограниченного времени педиатр не имеет возможности детально информировать родителей об индивидуальных особенностях ребенка (на прием в поликлинике отводится 15 минут). Альтернативными источниками

информации для родителей являются знакомые, родственники, различные интернет-форумы и группы в социальных сетях, масс-медиа. Случайный, часто противоречивый и сомнительный характер таких сведений может дезинформировать родителей, провоцировать необоснованную тревогу. Представляется важным сопоставить запрос и ожидания родителей с установками педиатров в отношении различных критериев НПР, их диагностической значимости в практике педиатрического патронажа.

Цель исследования: сопоставить диагностические установки педиатров с оценками родителей в отношении критериев НПР детей раннего возраста Объем и методы исследования Для решения поставленной цели выполнены два этапа работы:

I этап - анализ установок врачей в отношении

© Д.В. Кукушкин, Т.А. Кузнецова, Т.М. Нечаева © D.V. Kukushkin, T.A. Kuznetsova, T.M. Nechayeva

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

диагностики отклонений в различных сферах НПР детей раннего возраста выполнен с помощью оригинальной анкеты, позволяющей оценить профессиональные установки педиатров о значимости для диагностической практики показателей различных сфер нервно-психического развития ребенка (моторики, сенсорики, поведения, познания, эмоций). Эти показатели респондентам предлагалось оценить в баллах. Дифференцированные оценки развития каждой из сфер НПР означали, что отклонение от возрастной нормы, задержка развития либо нарушения в данной сфере интерпретируются педиатром следующим образом:

1 балл - показатели развития данной сферы не имеют особого значения при оценке НПР ребенка;

2 балла - показатели развития этой сферы имеют невысокую значимость, могут свидетельствовать как об отклонении НПР, так и индивидуальном варианте нормы развития ребенка;

3 балла - отклонения от возрастной нормы развития данной сферы НПР требует дополнительного внимания и расширенного обследования ребенка с привлечением врачей-специалистов (оториноларинголога, окулиста, невролога и др.), психолога, логопеда и других;

4 балла - отклонение от возрастной нормы показателей данной сферы свидетельствует о задержке НПР, требует обязательных коррекционных медико-психолого-педагогических мероприятий;

5 баллов - нарушение данной сферы НПР свидетельствует о грубой задержке и неблагоприятном прогнозе и требует обязательных лечебных и реабилитационных мероприятий.

С помощью анкеты опрошены 107 педиатров Орловской и Курской областей, в том числе практикующих в городе 71(66,4%), сельских - 36 (33,6%). Среди респондентов работают в стационаре 62 (58%), в качестве участковых педиатров - 45 (42%). По стажу работы респонденты распределились следующим образом (рис.1):

- села. Распределение респондентов по возрасту и образовательному цензу представлено на рис. 2 и 3.

□ до 5 лет

26% □ 5-10 лет

□ 10-15 лет

□ 15-20 лет

□ более 20 лет

Рис. 1. Распределение городских и сельских педиатров по стажу работы. Большинство педиатров имели стаж работы от 10 до 15 лет (39%); Каждый четвертый респондент - со стажем работы 5-10 лет и от 15 до 20 лет и более; наименьшее число врачей - со стажем работы до 5 лет.

II этап заключался в оценке взглядов родителей на значимость различных сфер НПР ребенка. Для решения данной задачи использовалась адаптированная для родителей оригинальная анкета, в которой также в баллах (от 1 до5) предлагалось оценить значимость для матерей развития моторной, сенсорной, познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер развития ребенка раннего возраста. Опрошены 109 матерей из г. Орла и Орловской области, 78 из которых жители города и 31

□ моложе 20 лет

□ 20-29 лет

□ 30-40 лет

Рис. 2. Распределение матерей-респондентов по возрасту. 3%

1—

1—¿у _1 70%

□ высшее образование

□ среднее специальное

□ среднее

Рис. 3. Распределение материй-респондентов по образовательному цензу.

Матери в возрасте 20-29 лет составили три четверти опрошенных; 70% респондентов имели высшее образование.

Результаты исследования и их обсуждение

Учитывая возможное влияние особенностей проживания и медицинского обслуживания в городской и сельской местности, диагностические установки педиатров и взгляды родителей относительно НПР оценивались отдельно для сельских и городских жителей.

Анкетный опрос педиатров, практикующих в городе, выявил следующее: практически все городские педиатры Орловской и Курской областей (94%) указали на важность показателей, отражающих моторное развитие ребенка, средний балл составил 4,8. На важность показателей сенсорной сферы указали 65% городских врачей (средний балл - 4,2). Показатели, отражающие развитие эмоциональной и познавательной сферы, значимыми признали менее половины респондентов - соответственно 46% и 45% (средний балл -3,6 и 3,7). В то же время значимость отклонений поведения отметил лишь каждый третий опрошенный - 31% (средний балл 2,7). Большинство сельских педиатров (75%) также уделяют внимание оценке моторной сфере; значимость сенсорной сферы выделяют 45% сельских врачей; когнитивное развитие высоко значимым считают 19% врачей; за сферу эмоций максимальные оценки (4-5 баллов) поставили лишь 10% опрошенных; важность отклонений сферы поведения отметили не более четверти сельских респондентов (рис.4).

5' _ 4

Й э

<3 2

Ю 1-

0'

моторика сенсорика познание эмоции поведение р1,2=0,550 р1,2=0,373 р1,2=0,014 р1,2=0,102 р1,2=0,790

□ Городские педиатры р1 ■ Сельские педиатры р2

Рис. 4. Уровни диагностической значимости отдельных сфер НПР в оценках городских и сельских педиатров.

За исключением сферы познания ответы городских и сельских педиатров в отношении показателей мотор-

9%

14%

39%

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ной, сенсорной, эмоциональной и поведенческой сфер не различались (р>0,05). Педиатры, практикующие в городе, выше оценили сферу познания, по сравнению с сельскими врачами (р=0,014).

Изучение диагностических установок педиатров, имеющих различный опыт работы, показало, что у молодых специалистов со стажем до 5 лет, как и у наиболее опытных - со стажем более 20 лет, оценки по всем сферам НПР оказались наиболее высокими (рис. 5).

¡ = 1001 80

«¡5 60 40 20 0

Hi Ь

.О П

до 5 лет

5-10 лет

10-15 лет

15-20 более лет 20 лет

моторика -сенсорика эмоции

познавательная

сфера

поведение

Рис. 5. Значимость показателей НПР в оценках педиатров с разным стажем работы.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что молодые специалисты в большей мере руководствуются знаниями, полученными в период обучения в вузе, и стереотипы профессионального мышления только начинают формироваться. Наиболее опытные педиатры, очевидно, склонны придавать высокую значимость всем показателям НПР именно в силу опыта, показавшего недопустимость игнорирования отдельных показателей НПР.

Значимость показателей НПР для родителей представлена на рис. 6.

И 4,4-''

Г45

□ городские родители

□ сельские родители

моторика сенсорика

познание поведение

Рис.6. Значимость показателей НПР в оценках родителей-респондентов.

Для матерей-респондентов значимыми оказались все сферы НПР. Причем матери, проживающие в селе, склонны уделять большее внимание нарушениям в сфере поведения ребенка, по сравнению с жительницами города, о чем свидетельствуют достоверные отличия в оценках этой сферы (р=0,001).

На рисунке 7 представлена сравнительная структура показателей НПР в оценках врачей и родителей.

моторика р1,2=0.09

сенсорика эмоции познание поведение р1,2=0,000 р1,2=0,000 р1,2=0,000 р1,2=0,000

Рис. 7. Сравнительная структура показателей НПР в оценках, поставленных врачами и родителями.

В отличие от педиатров, родители уделяют внимание всем сферам НПР, и только моторная сфера оказалась максимально значима в оценках респондентов (р 1,2=0.09).

Заключение. Анкетирование педиатров и родителей показало, что профессиональные установки педиатров в отношении сфер НПР являются избирательными и в основном ориентированы на развитие моторной и сенсорной сфер, что не соответствует запросам матерей, заинтересованных в отслеживании всех сфер нервно-психического статуса ребенка. Следовательно, ожидание родителей от педиатра полной и конструктивной информации в отношении развития эмоциональной, познавательной и сферы поведения, не будут оправданы. В этой связи существует вероятность несвоевременной диагностики таких нарушений, как ранний детский аутизм и другие. Включение курса «Педиатрия развития» в программу последипломного образования педиатров будет способствовать формированию устойчивых профессиональных знаний и адекватных диагностических установок в отношении различных сфер НПР.

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ 2

1

0

5

4-'

Библиографический список

1. БарановА.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии. М., 2003. 512 с.

2. БарашневЮ.И. Перинатальная неврология новорожденных. М., 1994. №4. С. 26-31.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 18-33.

4. Шабалов Н.П., Скоромец А.А., Шумилина А.П., Середа Ю.В., Платонова Г.Н., Федоров О.А. Ноотропные и нейропротек-торные препараты в детской неврологической практике // Вестник военно-медицинской академии. СПб., 2001. №1. С. 5.

5. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М., 2003. 159 с.

References

1. BaranovA.A. Social and organizational problems of pediatrics M., 2003. 512 p.

2. Barashnev Yu.I. Perinatal neurology of newborns M., 1994. №4. Pp. 26-31.

3. Mukhamedrakhimov R.J. Interaction and affection of mothers and infants at-risk groups // Questions of psychology. 1998. № 2. Pp. 18-33.

4. Shabalov N.P., Skoromets A.A., Shumilina A.P., Sereda Y.V., Platonov G.N., Fedorov O. A. Nootropic and neuroprotective drugs in pediatric neurological practice // Bulletin of the Military Medical Academy. SPb., 2001. №1. P. 5.

5. Shalimov V.F. Clinic intellectual disturbances. M., 2003. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.