Научная статья на тему 'Влияние образовательных программ для родителей детей первого года жизни на качество жизни ребенка'

Влияние образовательных программ для родителей детей первого года жизни на качество жизни ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
529
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PARENTS' EDUCATION / CHILDREN / NEUROPSYCHIC DEVELOPMENT / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ивардава М. И.

Статья посвящена необходимости повышения уровня знаний родителей детей раннего возраста. Совместными стараниями педиатр и родители могут значительно улучшить качество жизни ребенка. Возрастающие показатели заболеваемости детского населения делают актуальным поиск методов улучшения здоровья детей, в том числе с помощью повышения навыков родителей по уходу за ребенком, его воспитанию и общению с ним. В статье представлено исследование 4-х различных направлений, по которым проходило образование родителей. Продемонстрирован уровень качества жизни до и после выполнения данных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ивардава М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of the educational programmes for parents of infants on the quality of the infant's life

The article focuses on the need to enhance the knowledge of infant parents. Through joint efforts, the paediatrician and parents could substantially improve the quality of the infant's life. Increasing morbidity rates among infants' population make the actual search for methods of improving infants' health, particularly through enhancement of parents' skills in care for infants, upbringing and communication with infants. The article illustrates a research in 4 different areas in which parents' education was provided. The quality of life before and after completion of these programmes is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательных программ для родителей детей первого года жизни на качество жизни ребенка»

■■■ 11 Ф і ■ ■ ■

Оригинальная статья

М.И.Ивардава

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Влияние образовательных программ для родителей детей первого года жизни на качество жизни ребенка

Контактная информация:

Ивардава Марика Индикоевна, аспирант отделения восстановительного лечения детей с перинатальной патологией НИИ ПП и ВЛ НЦЗД РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел.: (499) 134-01-67 Статья поступила: 25.01.2010 г., принята к печати: 01.03.2010 г.

Статья посвящена необходимости повышения уровня знаний родителей детей раннего возраста. Совместными стараниями педиатр и родители могут значительно улучшить качество жизни ребенка. Возрастающие показатели заболеваемости детского населения делают актуальным поиск методов улучшения здоровья детей, в том числе с помощью повышения навыков родителей по уходу за ребенком, его воспитанию и общению с ним. В статье представлено исследование 4-х различных направлений, по которым проходило образование родителей. Продемонстрирован уровень качества жизни до и после выполнения данных программ.

Ключевые слова: образование родителей, дети, нервно-психическое развитие, качество жизни.

Грудной возраст, как неоднократно подчеркивали классики отечественной педиатрии Н. П. Гундобин и Г. Н. Сперанский, является тем периодом в развитии ребенка, который оказывает влияние на формирование его здоровья в последующие годы жизни. Проблема формирования нового человека, воспитание всесторонне гармонично развитых и здоровых детей имеет особое значение. Известно, что формирование индивидуальных особенностей развития человека, состояния его здоровья происходит в раннем детском возрасте. Образовательные программы — плод совместной работы педиатра и родителей, прежде всего матери — необходимы для раннего выявления патологических изменений со стороны систем и органов так быстро развивающегося ребенка. Задержку в его развитии, впервые выявленную на 2-м и 3-м году жизни, компенсировать труднее, поэтому тщательная объективная

оценка нервно-психического и физического развития ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью каждого углубленного осмотра. При этом надо учитывать, что в ранние годы физическое и психическое развитие малыша взаимосвязаны. В связи с этим, остро стоит вопрос о необходимости обучения родителей навыкам собственной оценки особенностей развития ребенка, проведения профилактики серьезных заболеваний, предотвращения осложнений уже имеющейся патологии. При повышении уровня знаний родителей происходит улучшение качества жизни детей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяет большое внимание развитию науки о качестве жизни (КЖ) как важному инструменту при принятии решения о методах лечения, профилактики, научных исследований и подготовке медицинского персонала (Альбицкий В. Ю., 2005). Исследование КЖ детей

M.I. Ivardava

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Impact of the educational programmes for parents of infants on the quality of the infant's life

The article focuses on the need to enhance the knowledge of infant parents. Through joint efforts, the paediatrician and parents could substantially improve the quality of the infant’s life. Increasing morbidity rates among infants’ population make the actual search for methods of improving infants’ health, particularly through enhancement of parents’ skills in care for infants, upbringing and communication with infants. The article illustrates a research in 4 different areas in which parents’ education was provided. The quality of life before and after completion of these programmes is demonstrated.

Key words: parents’ education, children, neuropsychic development, quality of life.

■■■

открывает возможность полноценного комплексного анализа состояния здоровья ребенка (Баранов А. А., 2007) и повышает эффективность оказываемой ему медицинской помощи. Специалисты разных стран едины во мнении, что показатель КЖ является не только одним из критериев оценки состояния здоровья ребенка, но и может использоваться при проведении клинических испытаний, для оценки эффективности проводимой терапии (Bulinger M., Ravens-Sieber U., 1995; Varni J., Seid M., Kurtin P., 1999; Manificat S., Dazord A., Langue J., Danjou G., 1999; Matza L. S., Swensen A. R., Flood E. M. et al., 2004). Информация о параметрах КЖ ребенка может представлять ценность не только для педиатров, психологов и других специалистов, но также для родителей ребенка. Кроме того, показатель КЖ может служить конечной точкой в оценке эффективности медицинских вмешательств в области профилактики, лечения и реабилитации (M. Bulinger, U. Ravens-Sieberer, 1995). В России подобные исследования до недавнего времени не проводились в связи отсутствием международных адаптированных опросников. На базе Научного центра здоровья детей РАМН был апробирован и внедрен в практику опросник — QUALIN (Qualite de la vie du Nourisson, S. Manificat, A. Dazord, France, 1997) для детей от 3 мес до 3-х лет жизни. В ходе исследования были доказаны хорошие психометрические свойства опросника, а также его высокая чувствительность. Вместе с тем, изучение качества жизни детей раннего возраста и зависимости его от степени осведомленности родителей в тех или иных отклонениях в состоянии ребенка является чрезвычайно актуальным.

Тенденция ухудшения здоровья детей в Российской Федерации — важнейшего медико-социального критерия оценки условий жизни населения к началу XXI века, переросли в закономерность: младенческая смертность, характеризуясь появлением устойчивой направленности к снижению, остается выше средней по Европе; уровень общей заболеваемости детей первого года жизни повсеместно продолжает повышаться [1-4].

Прогрессирующее ухудшение здоровья детей, обусловленное социально-экономической ситуацией в стране, поддерживается медико-организационными недостатками, к которым можно отнести: установку врачей на медикаментозное лечение; неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей; отсутствие в новых условиях системного подхода к функционированию и дальнейшему совершенствованию амбулаторной педиатрической службы [2, 5]. В складывающейся системе обязательного медицинского страхования осуществление превентивных и оздоровительных мероприятий детям и подросткам, как правило, значительно уступают по своей стоимости лечебным и реабилитационным услугам [4].

В концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (1997) подчеркнута необходимость «концентрации усилий на совершенствование первичной медикосанитарной помощи детям и подросткам». Современный подход к ее оптимизации заключается в изменении глобальной стратегии медицины от профилактики и лечения заболеваний к управлению, конструированию индивидуального здоровья с целью максимально полной реализации врожденного потенциала жизни. Планируемые в отечественном здравоохранении процессы по формированию политики достижения здоровья для всех в XXI столетии согласуются с рекомендациями экспертов Европейского регионального бюро ВОЗ, направляющих деятельность медицинских работников на переход

от представлений педиатрии классической к педиатрии социальной [2, 4, 5].

Принятая программа «Здоровый ребенок» считает перспективным направлением разработку и внедрение в деятельность участкового педиатра организационнообразовательных программ с целью воздействия на управляемые факторы здоровья, среди которых приоритетными являются культура здорового образа жизни, медицинская активность семьи [4-8].

Медицинская активность семьи в отношении детей включает достаточность уровня санитарной культуры родителей; направленность членов семьи на укрепление и развитие здоровья детей; своевременность обращений и полноту выполнения рекомендаций медицинских работников во время заболевания ребенка [1, 4, 7, 10]. Роль врача, действующего на уровне амбулаторнополиклинического педиатрического учреждения, в формировании и поддержании медицинской активности семьи велика. Однако факторы риска и прогноз неудовлетворительной организации родительского ухода за ребенком первого года жизни изучены мало, в основном применительно к часто болеющим детям [1, 11]. Здоровье населения — категория социальная, динамический атрибут жизни человека, принимается как совокупность индивидуальных уровней здоровья, которые характеризуют жизнеспособность общественности и их возможности дальнейшего социально-экономического развития [10].

Охрана здоровья и обеспечение нормального развития детей — глобальная обязанность и высокая ответственность настоящих поколений людей за будущее развитие человеческого общества. Сегодня дети составляют 30% населения планеты, завтра — все 100% нашего будущего. Сегодня здоровые дети — завтра здоровое общество [6].

На педиатрию до сих пор принято смотреть как на медицину детства, что вполне оправдывалось предшествующей историей ее развития. Однако современным направлением педиатрии стало исследование и понимание биологической сущности в аспектах возрастной биологии и экологии растущего детского организма, методов его защиты и обеспечения полноценного развития и здоровья [8]. Понимание здоровья для педиатрической практики издавна дискутабельно, но детский врач всегда исходит из того, что здоровье ребенка — комплексное, целостное и динамическое состояние, формирующееся в процессе реализации генетической программы развития в условиях конкретной социальной и природной среды, позволяющее в различной степени осуществлять биологические и социальные функции.

Большую популярность среди педиатров приобрело предложение И. М. Воронцова [6], который под здоровьем (нормой здоровья) ребенка предлагает понимать совокупность свойств его организма, семьи, окружения и воспитания, обеспечивающих:

• отсутствие хронических заболеваний и значимых аномалий развития;

• относительную редкость и легкость течения острых заболеваний;

• отсутствие «донозологических», т. е. пограничных синдромов, реакций, состояний риска;

• адекватность психологической поддержки и мер стимуляции развития;

• элиминацию или коррекцию факторов риска для последующих периодов жизни;

• оптимальный темп жизни.

Последние десятилетия характеризуются наличием демографического кризиса, неуклонным ухудшением состоя-

Г-

О

о

■н

о

CN

о

§

<

Q.

<

е

о;

§

Й

Т

53

■■■ 1_С

а

н

н

о

ОС

га

а

о

ния здоровья детского населения. Главная причина — тяжелое социально-экономическое положение общества, ухудшение экономической обстановки, резкое ограничение государственных ассигнований на здравоохранение [4, 17-20]. За это время значительно уменьшилось число здоровых детей — по разным регионам России их доля колеблется от 4 до 10% [19].

В 2009 г. в России наблюдалось снижение младенческой смертности, при этом число детей, родившихся живыми, возросло. Показатель младенческой смертности за 2009 г. составил 87,1% по сравнению с 2008 г. (8,1 против 9,3 случаев на 1 000 родившихся живыми; в 2007 и 2005 гг. — 9,4 и 11 случаев, соответственно). Однако публикации последних лет свидетельствуют

о росте заболеваемости детей первого года жизни, особенно в регионах с интенсивно развитой промышленностью [21-24]. Общая заболеваемость новорожденных возросла в 1,7 раза [25, 26]. По некоторым данным, каждый второй ребенок, родившийся в России, заболевает в первые часы или дни жизни [26].

Несомненно, снижение показателей здоровья новорожденных у детей первого года жизни отрицательно отражается на состоянии здоровья детей в последующие периоды жизни [18, 19].

Факторы, формирующие здоровье детей первого года жизни

Говоря о защите и сохранности здоровья детей в современных условиях, нельзя не учитывать ряд факторов, обуславливающих формирование и оказывающих существенное влияние на реализацию генетической программы, полноценное формирование индивида в социальном аспекте. Особая сложность решения проблемы — многофакторность влияний на детский организм. Неблагоприятные факторы в генеалогическом и социальном анамнезе могут экранировать или, наоборот, потенцировать отрицательные влияния факторов среды [6, 16].

Данные литературы свидетельствуют, что на здоровье ребенка наибольшее влияние оказывают такие медикобиологические факторы, как течение беременности и родов, порядковый номер родов, профессиональные вредности родителей, возраст матери, состояние ее здоровья до и во время беременности и т. п. [27]. Применительно к оценке состояния здоровья физическое развитие детей относится к наиболее вариабельным показателям взаимодействия со средой. Чем ближе условия среды к оптимальным, тем ярче проявляются потенциальные возможности генов. Физическое развитие является показателем эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий. Основанием для такого утверждения является тесная связь физического развития с разными факторами [16]. Безусловно, это факторы перинатального периода, к которым относятся все отклонения от нормального течения беременности. Имеет значение порядковый номер беременности, от нормальных повторных родов дети бывают крупными. Рождение детей с низкой массой и длиной тела наиболее характерно для юных матерей (до 18 лет) [28].

Некоторые лекарственные препараты, применяемые матерью во время беременности, проникая через плаценту, оказывают повреждающее воздействие на плод. Особенно токсичны для плода и вызывают в дальнейшем задержку роста легко растворимые антибиотики тетрациклиновой группы, антигипертензивные и сульфаниламидные препараты, цитостатики. Прием алкоголя, лекарственных средств, курение матери во время беременности и кормления грудью также влияют на антропометрические показатели ребенка [16].

Об отрицательном влиянии вредных привычек родителей, особенно матери, на здоровье плода и ребенка известно давно. Социально-гигиенические исследования выявили, что две трети родителей курят, в основном отцы, из них почти половина в присутствии ребенка, а одна треть в их присутствии употребляет спиртные напитки. В связи со значительным увеличением за последние 10 лет числа людей, особенно женщин, страдающих вредными привычками, данная проблема стала чрезвычайно актуальной [8].

В ряде работ показано отрицательное влияние различных психо-эмоциональных, нервно-психических факторов, неблагоприятных взаимоотношений в семье, оказывающих повреждающее воздействие на плод [28]. Исследования, посвященные изучению уровня санитарной культуры путем анкетирования родителей с последующим собеседованием с ними с целью определения уровня медицинских знаний по профилактике заболеваний у детей, помощи при неотложных состояниях, показали завышенную самооценку анкетируемых при недостаточном объеме знаний у них [19]. Для большинства семей (84,3%) ведущим источником информации являются средства массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио), только для 15,7% — это лекции и беседы медицинских работников, 8,7% родителей предпочитают прислушиваться как к главному источнику информации к мнению родителей, знакомых, родственников.

Одна треть женщин знакомится с информацией по уходу и формированию здорового образа жизни до рождения ребенка, четверть — после рождения и развития у него какой-либо болезни. Более половины семей не имеет дома соответствующей популярной медицинской литературы [29]. Тем не менее, важнейшим элементом медицинской активности семьи является санитарно-гигиеническая грамотность родителей в организации вскармливания, ухода за ребенком грудного возраста [10, 12].

Правильно организованный уход способствует нормальному физическому и психомоторному развитию ребенка, повышает сопротивляемость его организма к инфекциям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. Нередко родители испытывают ряд трудностей, связанных с уходом за ребенком, режимом дня, закаливанием, воспитанием, проведением мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся болезней. Основным источником педагогических и медицинских знаний по этим вопросам должны быть лекции и беседы медицинских работников, самостоятельное изучение специальной медицинской литературы, а также сведения, полученные через средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).

В. Ю. Альбицкий с соавт. [27] указали, что регулярно обращаются к врачу по собственной инициативе за медицинскими советами только 20,2% семей. Постоянно проводят закаливающие процедуры на первом году жизни ребенка в домашних условиях лишь 49,9% родителей. Всего 50,9% детей ежедневно бывают на свежем воздухе более двух часов, у 11,5% — отсутствует ежедневная прогулка. Только 43,3% детей имеют достаточный сон по продолжительности. Это свидетельствует о существовании значительного разрыва между полученными медицинскими знаниями и их реализацией. Ряд авторов в своих работах подтверждает это явление и указывает, что разрыв между возросшими общегигиеническими знаниями населения и претворением их в жизнь достигает 50% [26].

Одним из факторов формирования медицинской активности семьи является поведение родителей во время заболевания ребенка, которое характеризуется свое-

54

■■■

временным обращением за медицинской помощью, полнотой выполнения рекомендаций медицинских работников, адекватным лечением ребенка без медицинских рекомендаций и удовлетворенностью медицинской помощью.

Полученные Л. Я. Оберг данные убедительно свидетельствуют о связи частоты заболеваний ребенка на первом году жизни как фактора риска формирования контингента часто болеющих детей. Так, неблагополучие в состоянии здоровья в грудном возрасте у часто болеющих детей почти в 4 раза выше, чем в группе эпизодически болеющих [32].

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилась оценка КЖ детей раннего возраста и влияние на него уровня знаний родителей.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения детей с перинатальной патологией и КДЦ НИИ ПП и ВЛ НЦЗД РАМН.

В исследуемую группу была включена 61 семья, имеющая детей в возрасте от 1 мес до 1 года. Все дети проходили обследование и лечение в условиях дневного стационара. Тестирование матерей проводилось трехкратно: в день поступления в отделение (0 нед), затем после проведения курса лекций и предоставления раздаточного материала для подкрепления своих знаний (2 нед) и через 6 мес, с целью оценки выживаемости знаний.

Тестирование матерей проводилось по 4 направлениям: вакцинопрофилактика, вскармливание ребенка, аллергические болезни и нервно-психическое развитие. При проведении тестирования к вопросу были даны несколько вариантов ответов, из которых необходимо было выбрать один или несколько верных. По результатам ответов оценивался уровень знаний родителей по следующей шкале:

1 — все верно, 2 — верно более 50% ответов, 3 — верно менее 50% ответов или неверно вовсе.

В качестве инструмента для оценки качества жизни применялся опросник — QUALIN (Qualite de la vie du Nourisson, S. Manificat, A. Dazord, France, 1997) для детей в возрасте от 3-х месяцев до 1 года, но двукратно: в день поступления (0 нед) и в динамике (через 2 недели), так как опрос через 6 мес по КЖ не является достоверным. QUALIN является общим опросником для оценки КЖ детей раннего возраста, то есть может применяться как у здоровых, так и у больных респондентов, независимо от нозологии. Инструмент состоял из блока для детей от 3-х месяцев до 1 года (33 вопроса), который заполнялся родителями.

Опросник описывает 4 аспекта функционирования, и все вопросы связаны с физическим, социальным, эмоциональным и поведенческим состоянием ребенка. Каждому вопросу соответствует 6 вариантов ответов: определенно «нет»; скорее «нет», чем «да»; и «да» и «нет»; скорее «да», чем «нет»; определенно «да»; я не знаю. Родителям предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов на каждый вопрос.

После заполнения опросника проводилась процедура шкалирования (перекодировки) данных в баллы качества жизни. Общее количество баллов после процедуры перекодирования рассчитывалось по 5-балльной системе (от 0 до 5 баллов) — чем выше итоговый балл, тем лучше качество жизни ребенка.

Для автоматизированного проведения процедуры шкалирования, вычисления а-Кронбаха, использовалась специальная компьютерная программа «База Данных PedsQL», обладающая возможностями импорта-экспорта данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Раздел по вакцинопрофилактике включал в себя

16 вопросов, которые отображали знания родителей о возможности проведения вакцинации у детей с отягощенным аллергическим анамнезом, наследственностью, о наличии противопоказаний, об альтернативных путях вакцинации, о национальном календаре прививок в целом и наличии дополнительных возможностей защиты своего ребенка.

Было выявлено, что при первичном проведении тестирования уровень осведомленности родителей составил 30,5%.

При этом особенно выделялось отсутствие информации у родителей о новых возможностях вакцинопро-филактики, таких как защита ребенка от гемофильной инфекции типа Ь, пневмококковой инфекции, также об альтернативных путях вакцинации. Затруднения также вызывали вопросы, которые отражали возможность вакцинации при наличии аллергической патологии у самого ребенка или ее присутствии у его родителей.

После обработки данных повторного тестирования выявлено (рис. 1), что уровень знаний после проведения курса лекций, а также раздачи образовательного материала для подкрепления новой информации достоверно увеличился в сравнении с начальным с 30,5 до 71,3%, соответственно (р < 0,01).

Через 6 мес наблюдалось снижение уровня знаний в динамике по сравнению с тестированием, проведенным через 2 нед — с 71,3 до 57,2% (р < 0,05), но тем не менее оно оставалось достоверно более высоким в сравнении с исходным уровнем, который составлял 30,5% (р < 0,01).

После проведения анкетирования 32 матери изъявили желание провести вакцинацию своим детям против гемофильной и пневмококковой инфекции. Из них 15 детей были вакцинированы при выписке из дневного стационара, что составило 24,5%. 17 детям вакцинация не выполнена по состоянию здоровья на момент обследования.

Раздел по вскармливанию детей раннего возраста включал в себя 17 вопросов, которые отображали знания родителей о преимуществах грудного вида вскармливания как для ребенка, так и для матери, о лактационных кризах, а также о том, что необходимо сделать для становления лактации и с чего рекомендовано начинать

Рис. 1. Результаты тестирования по разделу «Вакцинопрофилактика» по схеме 0 нед-2 нед-6 мес (n = 61)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г-

5

О

о

1

0

2

о

§

<

Р

<

е

о;

§

Й

Т

55

■■■ 1_С

Рис. 2. Результаты тестирования родителей по разделу «Вскармливание детей раннего возраста» по схеме 0 нед-2 нед-6 мес (п = 61)

а

Н

Л

н

о

ОС

га

а

о

Рис. 3. Сравнительная характеристика заболеваемости детей, находящихся на грудном и искусственном вскармливании (п = 123)

Расстройства ЖКТ 28,7% 45,6%

Пищевая аллергия 24% 46,6%

ОРИ % 4 2

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Грудное вскармливание □ Искусственное вскармливание

Рис. 4. Результаты тестирования по разделу «Аллергические болезни» по схеме 0 нед-2 нед-6 мес (п = 61)

прикорм (по рекомендациям ВОЗ). Было выявлено, что начальный уровень осведомленности родителей составил 40,4%.

Несмотря на многолетнюю пропаганду о преимуществах грудного вскармливания как для младенца, так и для

матери, вопросы данной категории вызвали затруднения у родителей; была выявлена низкая осведомленность также в вопросах, касающихся наличия у матерей лактационных кризов и возможной продолжительности режима свободного вскармливания. По данным тестирования выявлено (рис. 2), что уровень знаний после проведения курса лекций, а также раздачи учебного материала для подкрепления новой информации достоверно увеличился в сравнении с начальным — 40,4 и 72,6%, соответственно (р < 0,01).

Через 6 мес так же, как и в случае вопросов вакцинации, наблюдалось некоторое снижение уровня знаний по сравнению с тестированием, проведенным через

2 недели — с 72,6 до 57,2% (р < 0,01), но тем не менее результаты были достоверно выше в сравнении с исходным уровнем — 40,4% (р < 0,05).

24 матери поступили в отделение дневного стационара для детей с перинатальной патологией НИИ ПП и ВЛ в период наличия у них лактационного криза. Им были даны рекомендации по восстановлению лактации, вследствие чего у всех удалось сохранить грудное вскармливание.

Причиной перевода своих детей на искусственное вскармливание 11 матерей (из 61) отметили «нехватку молока», которая пришлась именно на периоды лактационного криза, но недостаточное знание о превентивных мероприятиях не позволило им сохранить грудное вскармливание.

Достоверно доказано, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, гораздо реже заболевали острыми респираторными инфекциями, реже имели проявления пищевой аллергии и расстройство желудочно-кишечного тракта (р < 0,05) (рис. 3).

Раздел «Аллергические болезни» включал в себя

17 вопросов, которые отображали знания родителей о наиболее частых проявлениях аллергии у детей раннего возраста, причинах и мерах ее профилактики, о наличии такого понятия как «перекрестная аллергия». Оценивались также знания о лечебных и профилактических смесях (при нахождении ребенка на искусственном вскармливании).

Начальный уровень знаний составил 38,3%. По данным анализа данных тестирования было выявлено, что особое затруднение для родителей составляли вопросы о перекрестной аллергии, низкая осведомленность была выявлена в отношении серьезных последствий пищевой аллергии у детей раннего возраста, а также о причиннозначимых аллергенах.

После обработки данных тестирования было установлено (рис. 4), что уровень знаний после проведения курса лекций, а также раздачи учебного материала для подкрепления новой информации достоверно увеличилось в сравнении с начальным — 38,3 и 74,4%, соответственно (р < 0,01).

Отмечалось некоторое снижение уровня знаний в динамике через 6 мес по сравнению с проведенным тестирование через 2 недели — 59,6 и 74,4%, соответственно (р < 0,01), но тем не менее значения оставались достоверно выше в сравнении с исходным уровнем — 38,3% (р < 0,05).

Из 61 матери 30 отметили наличие проблемы при вскармливании в виде аллергических проявлений.

Из приведенных в табл. данных видно, что в группе 1 с проведением образовательных программ при первичном тестировании родителей 30 детей имели явления атопического дерматита разной степени тяжести, в динамике через 6 мес у 12 детей все еще оставались проявления болезни. Однако, структура степени тяжести

56

■■■

перераспределилась следующим образом: тяжелое течение атопического дерматита из 5 детей сохранилось у 1; средней степени тяжести из 18 детей сохранялось у 3; у 8 детей отмечалась положительная динамика в виде перехода в легкую степень тяжести болезни. У оставшихся 18 детей отмечалась стойкая ремиссия на протяжении 6 мес (р < 0,05).

Раздел по нервно-психическому развитию ребенка включал в себя 14 вопросов, которые отображали знания родителей психомоторного развития ребенка по мере его роста в возрасте от рождения до 1 года.

Было выявлено, что начальный уровень составлял 50%. При проведении анализа ответов тестирования было выявлено, что затруднение для родителей составляло не столько моторное, сколько психо-эмоциональное развитие ребенка.

Выявлено, что уровень знаний после проведения курса лекций, а также раздачи учебного материала для подкрепления новой информации достоверно увеличился в сравнении с начальным — 50 и 78,2%, соответственно (р < 0,01) (рис. 5).

Через 6 мес, по сравнению с проведенным анкетированием через 2 недели, отмечалось снижение уровня знаний в динамике — 63,6 и 78,2%, соответственно, но тем не менее достоверно выше в сравнении с исходным уровнем, который составлял 50% (р < 0,05).

При оценке качества жизни детей при поступлении и в динамике через две недели было выявлено (рис. 6), что образование родителей влияет на поведение ребенка и общение с ним (р < 0,01), способность оставаться одному (р < 0,001), нервно-психическое и физическое развитие (р < 0,05), а также на общий балл (р < 0,006). Никакого влияния не имел уровень знаний на семейное окружение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нами отмечено, что самую низкую осведомленность родители детей раннего возраста имеют по вакцинопрофилактике — 30,5%, а самую высокую по нервно-психическому развитию ребенка — 50%. Проведенное исследование показало, что, повышая уровень образованности родителей в отношении отклонений в состоянии здоровья ребенка, мы можем предотвратить развитие заболеваний, а также, в некоторых случаях, избежать их прогрессирования и хронизации процесса. Также немаловажно, что, предоставляя информацию родителям о новых возможностях вакцинопрофилактики в XXI веке, мы увеличиваем охват вакцинацией детей и снижаем заболеваемость их в дальнейшем. Также уровень образования родителей влияет на всестороннее развитие ребенка первого года жизни, улучшает его качество жизни, поведение, общение с окружающими (р < 0,05). Образовательные программы для родителей оказали достоверное влияние на нервно-психическое и физическое развитие ребенка, улучшив его (р < 0,05).

Таблица. Течение атопического дерматита (АтД) у детей, родители которых принимали участие (п = 30) в образовательных программах

Тяжесть АтД Сроки проведения опроса

0 нед 6мес

Легкое течение АтД 7 8

Средней степени тяжести АтД 18 3

Тяжелое течение АтД 5 1

Рис. 5. Нервно-психическое развитие по схеме 0 нед-2 нед-6 мес (п = 61)

Рис. 6. Оценка качества жизни ребенка по схеме 0 нед-2 нед (п = 61)

4 -

3 -

2 -

1 -

Общий Поведение Способность Семейное НПР и ФР балл и общение оставаться окружение

одному

■ До начала лекций

□ После окончания лекций (через 2 недели)

г-

5

О

0

1

0

2

О

§

<

Р

<

е

о;

§

Т

Примечание.

НПР — нервно-психическое развитие; ФР — физическое развитие; * — p < 0,05.

57

0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы в педиатрии. Избранные очерки. М.: Издательский дом «Династия», 2003. 512 с.

2. Баранов А. А., Сухарева Л. М. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» // Российский педиатрический журнал. 2000. № 1. С. 5-8.

3. Здоровые дети России в XXI веке / под ред. Баранова А. А., Кучмы В. Р М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России. 2000. 159 с.

4. Бакрадзе М. Д., Ефимова А. А., Таточенко В. К. Хронические инфекционные заболевания у детей и факторы, определяющие их развитие // Российский педиатрический журнал. 1998. № 2. С. 46-48.

5. Воронцов И. М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал. 1999. № 2. С. 6-13.

6. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-АЛМЕД, 2002. 520 с.

R

J

н

и

Н

О

ОС

J

га

а

о

7. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Паламарчук С. И. Методика социально-гигиенического исследования образа жизни детей группы риска. В кн.: Методологические, социально-гигиенические и клинические аспекты профилактики заболеваний в условиях развитого социалистического общества. М., 1984. С. 11.

8. Безруких М. М., Фарбер Д. Н. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от A до Я.

2000. 319 с.

9. Баранов А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. 1999. № 3. С. 4-6.

10. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России // Педиатрия. 1995. № 4. С. 7-11.

11. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических условиях. В кн. Экологические проблемы педиатрии / под ред. Баранова А. А. М., 1997. С. 5-15.

12. Баранов А. А. Экологические и гигиенические проблемы педиатрии // Российский педиатрический журнал. 1999. № 3. С. 5-7.

13. Зелинская Д. И. Педиатрическая служба России: перспектива развития // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. № 2. С. 4-7.

14. Самсыгина Г. А., Дементьева Г. М., Талалаев А. Г. Здоровье плода и новорожденного: современное состояние и прогноз // Педиатрия. 1999. № 5. С. 4-6.

15. Белякова С. М. и др. Профессия родителей — важный фактор влияния на здоровье детей // Гигиена и санитария. 1990. № 7. С. 15-18.

16. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста / под ред. Т. Я. Черток., Г. Нибш. М.: Медицина, 1987. 256 с.

17. Beaglehole R., Bonita R., Kjellstrum N. Basic epidemiology. World Health Organization. Geneva. 1993. 175 s.

18. Вихристюк Г. И. Влияние социальных и биологических факторов на здоровье новорожденного и детей первых двух лет жизни: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Харьков, 1973.

19. Маматкулов Б. А. Влияние некоторых социально-гигиенических факторов на заболеваемость детей первых трех лет жизни // Здравоохранение, 2007. № 9. С. 33-38.

20. Разумеева Г. И. Социальные и медико-биологические аспекты вскармливания грудных детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1988. 23 с.

21. Gale C. R., Martin C. N. Breastfeeding, dummy use, and adult intelligence // Lancet. 1996. V. 347. P. 1072-1076.

22. Леонов И. Т., Орел В. И., Юрьев В. К. Здоровье детей, рожденных юными матерями // Педиатрия. 1999. № 3. С. 65-67.

23. Яковлева Э. Б. Юный возраст матери и состояние здоровья новорожденного ребенка // Педиатрия. 1990. № 3. С. 62-65.

24. Аронова Б. Н., Бахалова Н. В. Влияние некоторых лекарственных средств, используемых в акушерской практике на становление лактации и качественный состав женского молока // Теоретические и практические аспекты изучения питания человека. М., 1980. С. 171-172.

25. Воронцов И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. СПб: ИКФ «Фолиант», 1998. 259 с.

26. Duccess L.V. Kuan, Britto М., Decolongon J. et al. Health System Factors Contributing to Breast feeding // Pediatrics. 1999. V. 104, № 3. P е28.

27. Альбицкий В. Ю., Юсупова А. Н., Шарапова Е. И., Волков И. М. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. Казань,

2001. 238 с.

28. Каткова И. П., Сафарова С. И. Сравнительная характеристика заболеваемости детей раннего возраста в неполных и полных семьях // Сов. здравоохранение. 2008. № 5. С. 43-47.

29. Ладодо К. С., Нетребенко О. К. Социально-экономический статус семьи, влияние на питание и здоровье ребенка // Вопросы питания. 1991. № 1. С. 42.

30. Альбицкий В. Ю. и др. Часто болеющие дети. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2003, 180 с.

31. Герасименко Н. Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны // Вестник Российской академии медицинских наук. 1998. № 4. С. 57-61.

32. Оберг Л. Я. О динамическом изучении состояния здоровья детей // Здравоохранение Российской Федерации. 1981. № 3. С. 18-20.

58

Информация для педиатров

Консультативно-диагностический центр (КДЦ) для детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН оказывает полный спектр консультативных и лабораторно-инструментальных медицинских услуг для жителей Москвы, Московской области, России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Обследование и лечение детей и подростков в КДЦ осуществляют врачи 28 специальностей (аллергологи-иммунологи, дерматологи, неонатологи, гастроэнтерологи, кардиологи, ревматологи, нефрологи, урологи, гинекологи, психоневрологи, ЛОР-врачи, хирурги, стоматологи и др.).

В КДЦ проводится широкий спектр функциональных методов обследования у детей с рождения до 18 лет. Отделение инструментальных и лабораторных методов исследований располагает новейшей аппаратурой для проведения магнитно-резонансной

томографии (МРТ), денситометрии, ультразвуковых исследований всех видов, электроэнцефалографии (в том числе с длительным видеонаблюдением), суточного мониторинга артериального давления, определения функции внешнего дыхания и др.

На базе Консультативно-диагностического центра успешно функционирует отделение стационарозамещающих технологий, в составе которого открыт Центр семейной вакцинопрофилактики. Отделение стационарозомещающих технологий (ОСЗТ) — уникальное многопрофильное отделение дневного пребывания пациентов. Именно здесь дети с различными социально-значимыми болезнями могут получить высококвалифицированную кон сульта тив ную и ле чеб ную по мощь и в сжа тые сро ки прой ти полное общеклиническое и специализированное обследование, не разлучаясь с родителями и не нарушая повседневного графика своей жизни. А родителям детей без выраженных отклонений в состоянии здоровья, особенно младшего возраста, помогут правильно подобрать питание, составить индивидуальные программы наблюдения специалистов, проведения вакцинаций, психологического тренинга. Индивидуально подобранная терапия, возможность регулярного наблюдения специалистами отделения, образовательные программы для родителей, — все это является залогом успешного лечения детей и подростков, обеспечения им и их семьям высокого качества жизни.

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел: регистратура — (499) 967-14-20, 134-03-64, 798-26-51, кабинет МРТ — (499) 134-10-65, ОСЗТ — (499) 134-03-92, Центр вакцинопрофилактики — (499) 134-20-92 Интернет-сайт: www.kdcenter.ru,www.nczd.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.