КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
AAA
НЕПРИЗНАННЫЕ (ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫЕ) ГОСУДАРСТВА КАК ФЕНОМЕН КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ГАГЛОЕВ Давид Владимирович
Аннотация. Статья посвящена анализу соотношения понятий «непризнанные» и «частично признанные» государства с целью научного исследования феноменологии конституционно-правового статуса подобных территориальных образований. На основе проведенного научного анализа делаются выводы о тенденциях развития института признания государств на современном этапе.
Annotation. In this article is analyzed the relationship between the concepts of "unrecognized" and "partially recognized" States, with the purpose of scientific research of phenomenology of the constitutional-legal status of these territorial entities. On the basis of scientific analysis are made conclusions about the development trends of the institution of recognition of States in modern times.
Ключевые слова: непризнанные государства, частично признанные государства, признание государств, основы конституционного строя, суверенитет.
Keywords: unrecognized state, partly recognized States, recognition of States, the foundations of constitutional order, sovereignty.
Окончание Второй мировой войны, распад колониальной системы и обретение элементов государственности новыми участниками международных отношений повлекли за собой появление значительного количества стран, которые на современном этапе (с определенными оговорками) можно назвать «частично признанными». Важность, актуальность и своевременность изучения становления исторической и правовой государственности подобных стран, основ их конституционного строя, правового статуса личности и других признаков обусловлены обширной географией исследуемого вопроса.
В настоящее время представляется весьма очевидным факт того, что тенденция дезинте-грационных процессов, начавшаяся в послевоенном мире, не замедлила своего движения, и это наиболее отчетливо наблюдается на примерах сложносоставных государств с преимущественно федеративными моделями территориального устройства, а также в странах с наличием в качестве составных частей региональных автономий.
Дополнительный импульс указанным процессам, как представляется, создает стремительное развитие современных информационных технологий и средств коммуникаций. Кроме прочего, думается, что глобализм и муль-тикультурализм также имеют здесь не последнее значение.
Сегодня не оставляет сомнений степень важности, актуальности и своевременности осмысления природы указанных процессов, выявления сущности рассматриваемой проблематики. При этом важно отметить, что единого неоспоримого научного консенсуса в отождествлении или разграничении перечня конституционно-правовых признаков, влияющих на отнесение государства к категориям «частично признанных» и «непризнанных», на данный момент в отечественной и зарубежной доктрине не встречается, а выбор того или иного словосочетания обусловлен определенной контекстуальной необходимостью.
Применительно к современному Российскому государству видится довольно очевид-
ным факт того, что последствия событий декабря 1991 г. и последовавшее за этим прекращение существования СССР и стран социалистического лагеря, а также ряд внутригосударственных потрясений октября 1993 г. и других привели к появлению непризнанных или частично признанных государств на территории бывших советских союзных республик, а тенденции децентрализации, связанные со стремлением к сепаратизму, межэтнической и межрелигиозной конфронтации ускорили процессы дезинтеграции в бывших частях союзного федеративного государства. Думается, что к обозначенным последствиям (помимо прочего) привела неэффективность государственного управления в союзных республиках и автономиях, во многом обусловленная национализацией управляющих кадров и связанная с доминировавшим в тот исторический период принципом титульной нации.
В настоящее время к числу рассматриваемых государств следует относить Турецкую Республику Северного Кипра, Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, Китайскую Республику, Государство Палестина, Республику Косово, Республику Южная Осетия, Республику Абхазия, Донецкую и Луганскую народные республики и некоторые другие1.
Как уже было обозначено, распад сложно-составных федеративных государств в XX в., а также процессы прекращения существования ряда империалистических стран с агрессивным внешнеполитическим курсом привели к появлению локальных межэтнических и межнациональных вооруженных конфликтов в странах, государственность и конституционный строй которых во многом основаны на итогах Второй мировой войны.
В зависимости от экономических, социальных и политических факторов эта проблема остается чрезвычайно актуальной и в настоящий период истории государства и права.
Значительное количество вышеназванных государств, не являясь при этом самостоятельными членами международного сообщества, обладают относительно развитыми и сформировавшимися признаками государственности, например, собственными вооруженными силами, налоговой и эмиссионной системами, всенародно принятыми конституциями, отрас-
1 Непризнанные государства // Научные труды Института Восточной Европы / под общ. ред. А.Л. Погорельского. М., 2006. С. 88.
левым законодательством, собственной валютой и денежной единицей, а также другими, не говоря уже об определяющих элементах современного государства, таких как территория, население и публичная власть.
Тенденция увеличения количества таких государств, наряду с прекращением существования сложных федеративных форм территориального устройства, основанная на этнона-циональном и этнорелигиозном сепаратизме, представляется ярко выраженным феноменом второй половины ХХ-ХХ1 в. Характерной особенностью при этом является то, что данное явление (в большинстве случаев) свойственно для этнически разнородных регионов.
«Наднациональное» подведение итогов распада колониальной системы во многом явилось причиной принятия Международного пакта о гражданских и политических правах ООН 1966 г., закрепившего в положениях ст. 1 право «всех народов на самоопределение и невозможность лишения ни одного народа средств существования»2.
Изучая феномен непризнанных (частично признанных) государств, современные ученые отмечают два подхода в определении основ правосубъектности подобных территориальных единиц: международно-правовой и геополитический. Сторонники первой точки зрения подходят к существованию подобных образований с формально-юридической точки зрения, отрицая их самостоятельность как субъектов международного публичного права. Сторонники второй признают активную роль подобных квазигосударств в современном мире 3.
Отмечая тот факт, что через непризнание прошло едва ли не большинство современных государств мира, А.Н. Сквозников подчеркивает возможность оценки этого состояния в качестве некоего переходного периода для тех или
4
иных стран .
При этом в большинстве из упомянутых государств основы современного конституционного строя базируются на итогах внутриде-
2 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «ПР ABO.ru»
3 Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 3 ч. 2011. № 7. С.135
4 Сквозников А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. N° 2. С. 7-8.
мократических (конституционно закрепленных) процессов. Так, например, к национальным атрибутам Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), провозглашенной вследствие государственного переворота на Украине в 20132014 гг., помимо символики, относится и принятая Конституция ДНР 2014 г., а одной из фундаментальных правовых основ государственности были провозглашены итоги всенародного референдума о самоопределении 11 мая 2014 г., следствием которого стало принятие Декларации о государственном суверенитете и Акта о государственной самостоятельности ДНР. При этом в соответствии с положениями ст. 133 Конституции Украины 2004 г. систему административно-территориального устройства Украины составляют и Донецкая, и Луганская области, референдум о государственном самоопределении в которых состоялся 11 мая 2014 г.
Важным вопросом становления основ государственности рассматриваемых стран на длинном пути признания их международной правосубъектности остается проблема определения понятия «частично признанные государства», а также полноты их конституционно-правового статуса на современном этапе. Специфика статуса и разграничения понятий «непризнанные» и «частично признанные» государства может состоять в фактическом анализе степени контроля административных органов управления страны (часто сформированных в строгом соответствии с текстом национальных конституций) над его территорией.
Важным при этом представляется и тот факт, что значительное количество стран -членов ООН с развитыми формами и элементами государственности на современном этапе остаются непризнанными со стороны других членов международного сообщества. К таковым следует относить Израиль, Кипр, КНДР и некоторые другие.
Так, например одним из последствий распада Советского Союза (уже упоминавшихся ранее) стало обретение элементов суверенной государственности, а также становления и развития фундаментальных основ конституционного строя бывшими территориальными единицами в составе Грузинской Советской Социалистической Республики - ныне формально политически независимыми государствами Южная Осетия и Абхазия.
Концепция очертаний облика самостоятельной международной правосубъектности,
достигшая своего апогея в начале 1990-х гг. под влиянием тенденций этнического сепаратизма и стремления национальной номенклатуры, связанного с обретением полноты личной власти, привели к появлению на постсоветском пространстве вялотекущего, тенденциозного (сначала) конфликта, основанного на невозможности нахождения взаимных компромиссов, баланса между принципом признания права народа на самоопределение и принципом государственной целостности во взаимоотношениях между бывшими гражданами единого полиэтнического государства с федеративной формой территориального устройства.
Одним из базовых условий признания независимости государства в соответствии с общепризнанными принципами международного публичного права является (де-юре) его признание со стороны хотя бы одного формально независимого государства - члена ООН. В соответствии с актами о юридическом признании на данный момент Республика Южная Осетия является признанной пятью государствами -членами ООН (равноправными участниками международных взаимоотношений), а также непризнанными Приднестровской Молдавской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой, Донецкой и Луганской народными республиками и частично признанным государством Абхазия. При этом до распада СССР Южная Осетия обладала правовым статусом автономии в составе Грузинской Советской Социалистической Республики. В соответствии с положениями Конституции Грузии 1995 г. бывшая автономия в ее составе после обретения Грузией самостоятельности сохранила за собой статус составной части Грузии.
На сегодняшний день независимость Южной Осетии провозглашена соответствующими положениями ее национальной Конституции от 8 апреля 2001 г., принятой на всенародном референдуме, и положениями Декларации о независимости от 21 декабря 1991 г. (при этом вместе с принятием новой Конституции утратила юридическую силу Конституция Южной Осетии от 2 ноября 1993 г.)
Конституция провозгласила верховенство законов и подзаконных актов на подконтрольной Южной Осетии территории. В соответствии с положениями ст. 1 Конституции Южной Осетии от 8 апреля 2001 г. Южная Осетия -это «суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопре-
деления народа Республики...». Часть 3 ст. 3 Конституции 2001 г. провозглашает территорию Республики Южная Осетия неприкосновенной и неотчуждаемой, а защита суверенитета и территориальной целостности относится к важнейшим функциям государства.
На основании вышеизложенного необходимо подчеркнуть следующее: исторический феномен существования Южной Осетии в качестве независимого (формально юридически и политически) государства (как и большинства с неопределенным статусом) привел, по сути, к тому, что вопрос ее правового статуса определяется двумя нормативными актами: Конституцией Грузии 1995 г. - в качестве составной части Грузии и Конституцией Южной Осетии 2007 г. - в качестве неделимого независимого самостоятельного суверенного государства. Фактическая же реализация положений национальных конституций прямо взаимосвязана с силовой и военной подконтрольностью соответствующих территориальных единиц.
Думается, что все вышесказанное образует серьезную проблему для современного конституционного права и международного публичного права, являясь прецедентом выхода территориальной автономии из состава независимого государства.
Помимо прочего, очевидным представляется тот факт, что непризнание (или частичное признание) государства со стороны самостоя-
тельных членов международного сообщества не девальвирует принцип права народа на самоопределение, и соответственно существенных правовых отличий в статусе частично признанных и непризнанных государств на сегодняшний день практически не существует. При этом следует заметить, что степень политической самостоятельности вновь образованного государства во многом коррелируется с факторами его экономической и социальной безопасности, а также военного суверенитета и самостоятельного обеспечения собственной обороноспособности.
Очевидно, что глобальное стремление к общедемократическим универсальным стандартам во взаимоотношениях между государствами и народами станет всеобщей мировой тенденцией и в XXI в. В связи с этим сокращение количества непризнанных и частично признанных государств, как представляется, будет коррелироваться со степенью их контроля над собственной территорией наряду с иными важнейшими политическими, экономическими и правовыми факторами.
Федерация как компромиссная модель общественного договора в мультикультурных, мультиконфессиональных странах (особенно с низким уровнем экономического развития) показывает свою неэффективность и нежизнеспособность в качестве формы государственно-территориального устройства.
Библиографический список
1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «ПРАВО.ги»
2. Непризнанные государства // Научные труды Института Восточной Европы / под общ. ред. А.Л. Погорельского. - М., 2006.
3. Силаева, З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 3 ч. - 2011. - N 7.
4. Сквозников, А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - N 2.