Научная статья на тему 'Проблема международного признания независимости самопровозглашённых государств на территории постсоветского пространства'

Проблема международного признания независимости самопровозглашённых государств на территории постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
739
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРОВОЗГЛАШЁННЫЕ РЕСПУБЛИКИ / НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВО НАЦИИ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / SELF-PROCLAIMED REPUBLICS / NON-RECOGNIZED STATES / POST-SOVIET SPACE / RIGHT FOR SELF-DETERMINATION / TERRITORIAL INTEGRITY / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Т. Н.

Рассматривается проблема признания независимости самопровозглашённых республик постсоветского пространства международным сообществом. Показана условность и противоречивость данного феномена на концептуальном и доктринальном уровнях. Доказывается жизнеспособность данных образований на территории постсоветского пространства в условиях отсутствия международного признания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of International Recognition of the Independence of Self-Proclaimed States in the Territory of the Post-Soviet Space

This article is devoted to the problem of international recognition of self-proclaimed republics of the post-Soviet space by the international community. The conventionality and contradictoriness of this phenomenon at the conceptual and doctrinal levels is shown. The viability of these entities in the territory of the post-Soviet space is proved in the absence of international recognition.

Текст научной работы на тему «Проблема международного признания независимости самопровозглашённых государств на территории постсоветского пространства»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 214-218.

УДК 94(430).087

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.214-218

Т. Н. Черкашина

ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ САМОПРОВОЗГЛАШЁННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Рассматривается проблема признания независимости самопровозглашённых республик постсоветского пространства международным сообществом. Показана условность и противоречивость данного феномена на концептуальном и доктринальном уровнях. Доказывается жизнеспособность данных образований на территории постсоветского пространства в условиях отсутствия международного признания.

Ключевые слова: самопровозглашённые республики; непризнанные государства; постсоветское пространство; право нации на самоопределение; территориальная целостность; суверенитет.

T. N. Cherkashina

THE PROBLEM OF INTERNATIONAL RECOGNITION OF THE INDEPENDENCE OF SELF-PROCLAIMED STATES IN THE TERRITORY OF THE POST-SOVIET SPACE

This article is devoted to the problem of international recognition of self-proclaimed republics of the post-Soviet space by the international community. The conventionality and contradictoriness of this phenomenon at the conceptual and doctrinal levels is shown. The viability of these entities in the territory of the post-Soviet space is proved in the absence of international recognition.

Keywords: self-proclaimed republics; non-recognized states; post-Soviet space; right for self-determination; territorial integrity; sovereignty.

Вопросы, связанные с национализмом, правом нации на самоопределение и созданием собственного государственного образования, по-прежнему остаются не только на острие современной научной мысли политологов, юристов, международников, но и мировой общественно-политической жизни в целом. Прецедент, созданный Косово в феврале 2008 г., постоянно подогревает амбиции и других наций, мечтающих о своей независимости, пойти по схожему сценарию. Прошедшие недавно референдумы о независимости Курдистана и Каталонии являются ярчайшим тому подтверждением.

Феномен самопровозглашённых государств отчётливо представлен и на постсоветском пространстве, к числу которых тра-

© Черкашина Т. Н., 2018

диционно относят республику Арцах (На-горно-Карабахская республика), Приднестровскую Молдавскую республику, Абхазию, Южную Осетию, а с недавнего времени (март 2014 г.) и Донецкую (ДНР) и Луганскую народные республики (ЛНР). Все эти государства имеют статус непризнанных в мировом сообществе, но не снимают с повестки дня столь актуальный вопрос о проблеме международного признания их независимости, поскольку так или иначе они являются активными участниками, как минимум, региональных процессов на постсоветском пространстве, а потому факт их существования просто не может быть игнорирован.

Сам термин «непризнанное государство» носит достаточно условный характер,

Проблема международного признания независимости самопровозглашенных государств.

поскольку современная международно-политическая наука так и не выработала его единого толкования.

Среди всего многообразия определений, что же такое непризнанное государство, чаще всего встречается его обозначение в качестве государственного образования, которое лишено международной правосубъектности, но при этом обладает всеми другими признаками государственности [1]. Попадается и его дефиниция как политико-территориального образования, имеющего основные атрибуты государственности без внешней легитимации суверенитета [2].

Как представляется, наиболее объемлющим выступает определение Ф. Попова. Российский политолог характеризует непризнанное государство как политико-территориальное образование, которое имеет достаточный набор элементов государственности (т. е. де-факто являющееся независимым государством) и в то же время лишено полного или частичного международного дипломатического признания. Таким образом, оно не может легально быть субъектом международного права (т. е. не существуюет де-юре) [3].

Можно отметить, что данное определение, во-первых, выделяет основные характеристики непризнанных государств, а, во-вторых, подчёркивает противоречивость двух статусов государства: де-юре и де-факто. Это делает данную проблему ещё более актуальной.

Сам феномен непризнанных государств возникает после Второй мировой войны, и связано его появление с существованием двух неразрешимых противоречий основополагающих норм международного права. С одной стороны, есть право народов на самоопределение, зафиксированное в Уставе ООН (п. 2 ст. 1) [4] , которое даёт право каждому народу самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования. Причём современное международное право признаёт его только за народами и нациями, хотя до сих пор нет общепринятого разграничения данных понятий. В Декларации ООН о принципах международного права (1970) сказано, что формой реализации народом своего права на самоопределение выступает «создание суверенного и независимого государства, свободное присоедине-

ние к независимому государству или объединению с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом» [5]. Однако подобное право должно осуществляться только мирным способом и при наличии согласия заинтересованных сторон, поскольку современное международное право опять-таки обязывает государства разрешать все споры только мирными средствами.

Вместе с тем, хотя право народов на самоопределение провозглашено в качестве цели данной организации, одновременно в том же Уставе ООН содержится принцип территориальной целостности государств, обязывающий их воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности государств (п. 4 ст. 2).

Таким образом, очевидно, что феномен существования непризнанных государств, в том числе и на территории постсоветского пространства, во многом связан с этими двумя конкурирующими принципами международного права.

Как уже было отмечено выше, понятие «непризнанное государство» весьма условно. Так, обычно к данной группе относят и частично признанные государства, т. е. государства, не признанные ООН, но признанные некоторыми государствами-членами ООН. Отсюда получается, что их деятельность на международной арене ограничена правовым полем признающих их государств [6]. На территории постсоветского пространства к таким государствам можно отнести Южную Осетию и Абхазию, независимость которых признали 4 государства-члена ООН (Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру).

Остальные же государственные образования на территории бывшего СССР (Приднестровская Молдавская республика, Нагор-но-Карабахская республика, Донецкая и Луганская народные республики) считаются непризнанными, поскольку они не имеют признания со стороны ни одного члена ООН.

Их появление, кроме ДНР и ЛНР, напрямую является следствием распада СССР и существованием рядом этнических вооружённых конфликтов 90-х годов XX века, которые всё ещё не имеют политического урегулирования. Так, Приднестровская Молдав-

ская республика объявила свою независимость от Молдавской ССР в 1990 г. в контексте событий «парада суверенитетов» и развала СССР. Когда в 1992 г. начался вооружённый конфликт, то она и вовсе полностью отделилась от «материнского» государства. НКР объявила о своём отделении от Азербайджанской ССР после проведения референдума за независимость в 1991 г. В том же 1991 г. Верховный Суд республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости от Грузинской ССР, а в 1994 г. была провозглашена независимость Абхазии. ДНР и ЛНР провозгласили свою независимость от Украины весной 2014 г. после обострения политического кризиса и смены власти в стране. На контролируемых ими территориях были проведены референдумы, приняты конституции, согласно которым республики были провозглашены суверенными государствами и субъектами международного права [7].

Так или иначе, все самопровозглашенные государства не обладают международным признанием со стороны большинства государств-членов ООН, а их территория обычно рассматривается признанными государствами как территория, которая находится под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН [6].

Тем не менее, как справедливо отмечает О. Б. Иванов, «государство существует не потому, что кто-либо признаёт его существование, а потому, что оно способно в течение длительного времени эффективно осуществлять на своей территории государственные функции» [7]. Действительно, за исключением ДНР и ЛНР, объявивших о своей независимости весной 2014 г., остальные самопровозглашённые республики существуют на постсоветском пространстве более 20 лет. Получается, что отсутствие международного дипломатического признания не мешает им функционировать в современном мире. На вопрос, что же помогает таким государствам выживать, большинство специалистов-международников отвечает, что этому способствуют их формирующиеся связи с соседними территориями, национальными государствами, международными организациями, другими непризнанными государствами. Подобные связи становятся ключевым источником поддержания их жизнеспособности [1].

Более того, за исключением ДНР и ЛНР, все остальные самопровозглашённые республики входят в состав СНГ-2 - Содружества непризнанных государств на постсоветской территории, преобразованного в 2001 г. путём трансформации из Союза непризнанных государств. Основная цель данного объединения состоит в активизации сотрудничества и поиске эффективных путей их международного признания [8].

Очевидно, что в рамках объединения или по отдельности, но непризнанные государства постсоветского пространства так или иначе оказывают влияние, как минимум, на процессы регионального развития, а, учитывая, какую огромную роль отводит РФ постсоветскому пространству в своей внешней политике, значимость их самостоятельности как акторов мировой политики ещё более возрастаёт.

Причём политические институты некоторых из них часто являются более успешными, чем подобные институты в «материнских» государствах [1]. Например, в Нагор-но-Карабахской республике государственные институты выглядят намного успешнее, чем в Азербайджане. В Приднестровье они конкурируют с молдавскими, а в Абхазии подобные структуры были (по крайней мере, при президенте Э. Шеварднадзе) более эффективными, чем в Грузии [9]. То же самое можно сказать и о большей степени демократичности непризнанных республик по некоторым вопросам. К примеру, в Нагорном Карабахе глава республики переизбирался несколько раз, в отличие от Азербайджана, где произошла передача власти от отца к сыну. Что касается Абхазии и Южной Осетии, то в данном случае можно говорить о возникновении прецедентов передачи высшей власти через процедуру выборов - в Грузии же все президенты уходили со своих постов в результате силовых акций. Да и в целом, во всех странах СНГ-2 проведено по несколько избирательных циклов, произошла смена лидеров через выборы.

Получается, что самопровозглашённые республики постсоветского пространства по ряду критериев могут считаться полноценными государствами. Вполне корректно вести речь о действующих институтах публичной власти, функционировании собственной

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 214-218.

Проблема международного признания независимости самопровозглашенных государств..

экономики, финансовой, налоговой систем и т. д.

Вместе с тем статус непризнания подобных государств со стороны мирового сообщества не даёт им возможности проводить активную экономическую деятельность, осуществлять совместные инвестиционные проекты и т. д. В данном случае речь может идти только о получении гуманитарной помощи со стороны мирового сообщества. Поэтому не подлежит никаким сомнениям важность их международного признания. Ведь непризнание такого государства со стороны международного сообщества негативно отражается на его правовом статусе и возможностях.

Под процедурой признания в международной практике обычно понимают односторонний юридический акт государства, с помощью которого оно констатирует существование конкретного юридически значимого факта или ситуации в международном общении и считает их правомерными [10].

Чтобы быть признанным ООН, т. е. стать членом данной организации, необходима поддержка как минимум 9 из 15 членов Совета Безопасности, причём любой постоянный член Совета Безопасности может наложить право вето на это решение, и тогда данный вопрос передаётся в ГенАссамлею, где для принятия положительного решения необходимо набрать большинство в две трети. Вместе с тем надо понимать, что сама по себе ООН не обладает юридическими полномочиями признавать то или иное государство. Данный вопрос всё же относится к прерогативе независимых государств.

Стоит отметить, что часто выделяют два подхода применительно к феномену признания самопровозглашённых государств: формальный (международно-правовой) и фактический (геополитический).

В соответствии с первым подходом, международное сообщество не признаёт права на существование подобных государственных образований. С точки зрения международного права они не выступают в качестве субъектов международных правоотношений.

Приверженцы второго подхода соглашаются с идеей их активного участия в современных международных отношениях. Свою позицию они аргументируют более

убедительно: неразумно игнорировать тот факт, что за последние два десятилетия непризнанные государства стали активными акторами на международной арене [7].

При рассмотрении вопроса признания, на первое место чаще выходят не вопросы юридической обоснованности признания какого-либо государства, а соображения геополитики, на которые в первую очередь оказывают влияние признающие государства [6].

Но совершенно очевидно, что институт международного признания вносит большой вклад в становление нового государства. Он позволяет ему стать полноправным членом международного сообщества, наделяя его внешним суверенитетом, т. е. возможностью выступать на внешней арене наравне с другими государствами. Безусловно, длительное отсутствие международного признания ущемляет права и интересы граждан данного государственного образования. Но самое сложное состоит в том, что непризнанные государства получают признание со стороны людей, которые их населяют. Сколько бы ни обвиняли политиков самопровозглашенных республик на постсоветском пространстве в экстремизме, очевидно, что они имеют очень сильную поддержку со стороны населения тех государств, которые формально считаются несуществующими. Поэтому просто игнорировать сам факт их существования в современном мире невозможно.

Очевидно, что проблему самопровозглашённых республик постсоветского пространства не получится решить путем проведения совместных переговоров с государствами, от которых они откололись. Подобные «замороженные конфликты», которые привели к реализации права народа на самоопределение, не удалось разрешить из-за отсутствия взаимного доверия и инструментов для выполнения любых обязательств. Поэтому единственно возможным путем для решения проблемы непризнанных государств на постсоветском пространстве является их дипломатическое признание со стороны международного сообщества.

Другое дело, что международное сообщество так и не выработало критерии, по которым можно было бы признать, что то или иное самопровозглашённое образование проявило свою жизнеспособность, а потому мо-

жет по праву получить дипломатическое признание со стороны других государств. Однако факт остается фактом: непризнанные государства существуют, и мировому сообществу так или иначе придётся это учитывать, а значит и разработать формы взаимодействия с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков А. Г. Непризнанные государства постсоветского пространства // ПОЛИТЭКС. -2008. - № 1. - URL: http://www.politex.info /content/view/413/30/ (дата обращения: 07.10.2017).

2. Маркедонов С. Государства de facto // Агентство политических новостей. - URL: http:// www.apn.ru/publications/article10896.htm (дата обращения: 05.10.2017).

3. Попов Ф. Непризнанное государство как форма проявления сецессионистского движения // Геоконфликтология. - 2007. - URL: http:// geoconflict.narod.ru/texts/popov.html#head (дата обращения: 08.10.2017).

4. Устав ООН. - URL: https://www.un.org/ru /charter-united-nations (дата обращения: 09.10.2017).

5. Декларация ООН о принципах международного права. - URL: https://www.un.org/ru /documents/decl_conv/declarations/intlaw_ principles.shtml (дата обращения: 09.10.2017).

Информация о статье

Дата поступления

11 июня 2018 г.

Дата принятия в печать

12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Черкашина Татьяна Николаевна - канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

6. Жмилевский В. Д. Непризнанные и частично признанные государства: географические аспекты исследований // Молодой учёный. -2016. - № 30. - С. 133-136. - URL: https:// moluch.ru/archive/134/37544/ (дата обращения: 09.10.2017).

7. Иванов О. Б. Роль России в международном признании Донецкой и Луганской народных республик - URL: http://russianpulse.ru /continentalist/2017/04/27/1612219-rol-rossii-v mezhdunarodnom-priznanii-donetskoy-i-luganskoy-narodnyh-respublik-statya-podgotovlennaya-dlya-uchastiya-v-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferentsii-8220-pravovye-istoriko-politicheskie-i-kulturnye-problemy-razvitiya-noveyshih-gosudarstv-8221-nbsp-so (дата обращения: 07.10.2017).

8. Сергеев И., Березенцева О. Союз непризнанных государств провел конференцию в Тирасполе // Коммерсантъ. - 2000. - № 220. - URL: http://kommersant.ru/doc/163964 (дата обращения: 08.10.2017).

9. Маркедонов С. СНГ-2: Непризнанные государства на постсоветском пространстве - URL: http://otetrad.ru/article-1258.html (дата обращения: 09.10.2017).

10. Игнатьева И. В., Арданаева Л. М., Файзули-на Г. С. Проблемы непризнанных государств в современном мире - URL: https://distant. posidpo.ru/wp/?p=9763 (дата обращения: 11.10.2017).

Article info

Received June 11, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Cherkashina Tatyana Nikolaevna - Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: [email protected]

Для цитирования

Черкашина Т. Н. Проблема международного признания независимости самопровозглашенных государств на территории постсоветского пространства // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4(20). С. 214-218. й01: 10.25513/2312-1300.2018.4. 214-218.

For citations

Cherkashina T. N. The Problem of International Recognition of the Independence of Self-Proclaimed States in the Territory of the PostSoviet Space. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies2018, no. 4 (20), pp. 214218. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.214-218 (in Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 214-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.