Научная статья на тему 'Статус непризнанных государств'

Статус непризнанных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7602
941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРИЗНАННЫЕ ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / СТАТУС / НЕПРИЗНАННОСТЬ / САМОПРОВОЗГЛАШЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бударагина Людмила Валерьевна

Правовой статус непризнанного государства должен быть определен исключительно с позиции действующего международного права и в соответствии с нормами национального права того государства, суверенной частью которого является «несостоявшееся государство». Одним из противоречий современных межгосударственных отношений является функционирование на протяжении долгого времени политических образований, соответствующих критериям государственности, но не признанных в качестве государства. Такой политико-правовой феномен получил в кругу юристов название «непризнанное государство» либо «государство, существующее ^-Существование «непризнанных го сударств» в международных отношениях стало особенно заметным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус непризнанных государств»



ГОС

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СТАТУС НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.3.6

Бударагина Людмила Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры международного права, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ), e-mail: liudmila-nn@mail.ru.

Аннотация.

Ключевые слова:

Правовой статус непризнанного государства должен быть определен исключительно с позиции действующего международного права и в соответствии с нормами национального права того государства, суверенной частью которого является «несостоявшееся государство». Одним из противоречий современных межгосударственных отношений является функционирование на протяжении долгого времени политических образований, соответствующих критериям государственности, но не признанных в качестве государства. Такой политико-правовой феномен получил в кругу

ое государство» либо «государ-уществование «непризнанных го-

юристов название «непри: ство, существующее de-fad сударств» в международных отношениях стало особенно заметным.

непризнанные государства, международное сообщество, статус, непризнанность, самопровозглашенные государства, государственность, международное признание.

Сегодня в международной практике вопрос непризнанных государств является актуальным вследствие сложных историко-политиче-ских и этногеографических процессов. На данный момент существует более ста государств, которые были провозглашены на территории почти шестидесяти стран, но не признаны международным сообществом государств.

В настоящее время идет активный поиск методологических и теоретических подходов к изучению непризнанности. Термин «непризнанные государства» начал активно использоваться с начала 1990-х гг. В некоторых

случаях используются также термины «страны », Авт.! КаК зерно?

«спорные страны», «отделившиеся» или «самопровозглашенные» государства и т.д.

Непризнанные государства являются своего рода определенной переходной стадией государственности. Они могут долго сохранять переходный статус (Турецкая Республика Северного Кипра), стать полноценными независимыми государствами (Эритрея). В некоторых случаях они могут быть поглощены страной, от которой пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Саарланд в Германии).

Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х гг. по разным причинам. Это Китайская Республика Тайвань (с 1949 г), Палестина (формально по решению ООН — с 1947 г, Палестинская декларация о независимости от 15.11.1988 г), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г).

Следующим этапом образования непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. — это этнотерриториальные конфликты (например, республики: Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от него.

Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м г гражданской войной в Сомали. В результате образовались два типа таких государств: 1) для которых цель — это достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд); 2) это создание «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

Некоторые самопровозглашенные государства возникли в ходе гражданских войн (например, Вазиристан в Пакистане).

Самыми крупными по территории непризнанными государствами ми-

ра являются Западная Сахара и Тайвань.

Не стоит забывать и про Крым, который создал прецедент для меж-— дународного права. После проведения «референдума» и провозглашения независимости, Крым вошел в состав РФ, хотя до этого являлся территорией Украины. Этот акт присоединения или включения не был признан мировым сообществом. Таким образом, фактически Крым сегодня — это непризнанная территория, вне правового поля вошедшая в состав другого государства. Авт.! А ДНР и ЛНР?

И что касается реализации принципа права наций и народов на самоопределение в данной ситуации, то здесь интересна точка зрения профессора К.А. Бекяшева. По его мнению, нормативное совершенствование данного принципа должно пойти в двух направлениях — наполнение его но-

вым содержанием с учетом требований времени или его исключение из перечня основных принципов, как выполнившего свое предназначение.

В целом непризнанные государства — это общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооруженные силы) и права (включая конституцию и др. организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами — членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН.

Непризнанным также может быть геополитическое образование, лишенное полного или частичного международного дипломатического признания, но обладающее всеми другими признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет).

Как полагает профессор Ланкастерского университета Нина Каспер-сен, при более детальном анализе непризнанные государства должны отвечать следующим критериям:

■ они достигли независимости , включая контроль над территорией, и сумели поддерживать ее как минимум в течение двух лет;

■ они не добились международного признания либо их признали максимум несколько государств;

■ они продемонстрировали стремление к полной (де-юре) независимости либо посредством формального провозглашения независимости, либо через референдум по вопросу о независимости.

Это отличает их от других аномалий в международной системе, таких как неуправляемые территории и государства-в-государстве.

Исходя из противоречий в определении статуса непризнанных государств, возможно, предположить, что, если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, то появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Профессором С.В. Черниченко было абсолютно верно отмечено соответствие государства некоторым критериям объективного характера при его признании в качестве субъекта международного права. Иными словами, государство, по его мнению, должно представлять определенное общество, которым оно управляет, которым оно руководит как самостоятельным социальным организмом, имея при этом свой народ, свою власть, территорию, которая находится под данной властью. Вместе с тем, как считает ученый, одного факта появления государства недостаточно для того, чтобы рассматривать его в качестве субъекта международного права. Появление данного государства не должно противоречить основным принципам

международного права, договорам, которые практически выражают мнение международного сообщества в целом, а также резолюциям Совета Безопасности ООН. Он также подчеркнул, что установление неких единых, общих международно-правовых норм, регламентирующих вопросы (не) признания, не будет способствовать решению проблемы, поскольку в каждом конкретном случае необходимо проводить тщательный анализ с учетом всех факторов воздействия. И в связи с этим накладывать определенную кальку на разные по своей сути ситуации представляется нецелесообразным. В то же время, определенные международно-правовые механизмы, задействованные при решении тех или иных проблем в свое время, могут дать точку ориентира для поисков путей решения нынешних проблем1.

Но стоит отметить, что понятие «непризнанное государство» достаточно условно и может использоваться только с определенными оговорками. Как отметила З.В. Силаева, непризнанные государства — это политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев ключевыми атрибутами государственности и, в первую очередь, способностью к эффективному внутренне легитимированному контролю над основной территорией при отсутствии международного признания, без которого они не могут полноправно вступать в правовые отношения с другими государствами2. В данном контексте непризнанность государства международным сообществом является правовой характеристикой его статуса. Согласно таким высказываниям, авторы указывают, что подобные государства лишены возможности активной экономической деятельности, заключения выгодных торговых контрактов, реализации совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества.

С этим утверждением можно поспорить. Как показывает практика, некоторые непризнанные государства способны осуществлять внешнеэкономическую, торговую деятельность. Интерес мирового сообщества к таким непризнанным государствам обусловлен различными причинами: сельское хозяйство, туризм и др. К этим государствам можно смело отнести Тайвань, Приднестровье, Абхазию.

Но как отмечает профессор М.Л. Энтин: «При признании независимости того или иного государства надо учитывать, может ли оно экономически себя обеспечивать, является ли привлекательным для инвестиций, способно ли бороться с коррупцией и само себя защищать».

Также при заключении контрактов возникают два основных круга юридических проблем: применимое к договору право и разрешение споров

1 КамышевскийВ.И. Обзор круглого стола «Проблема непризнания государств» (г. Москва, июнь, 2009) // Евразийский юридический журнал. 2009. № 10 (17). URL: http://www.eurasialaw.ru/index. php? Itemid=156&catid=70:-10-17-2009&id=425:-10-17-2009&option=com_content&view=article.

2 Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13). С. 135.

с партнером (включая последующее принудительное исполнение судебных и арбитражных решений). Подробного урегулирования в российском праве эта проблема пока не получила. Статья 1193 Гражданского кодекса РФ гласит, что норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами раздела VI ГК РФ, не применяется в исключительных случаях, когда последствия ее применения противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации, и в этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права. Можно ли считать применение законов непризнанного государства нарушением российского публичного порядка? Если судить по имеющимся обзорам, данный вопрос в последнее время российскими судами и арбитражами не поднимался и в литературе специально не рассматривался1.

Стоит выделить несколько позиций трансформации непризнанного политического образования в суверенное государство:

■ «правило отсрочки признания»: если самопровозглашенное государство не получило признания немедленно (в течение 1-2 лет), резко возрастает вероятность отсрочки признания. При этом сохраняется риск военного решения проблемы со стороны так называемого родительского государства;

■ «правило признания жертвы»: больше шансов на международное признание у политического образования той группы населения, которая рассматривается в мире как жертва «плохого» суверенного государства;

■ «правило непризнания преступника»: нет или крайне мало шансов на международное признание у «негативных» политических образований, которые рассматриваются в мире как реальные или предполагаемые источники транснациональной преступности и очаги международного терроризма.

На сегодня существует феномен непризнанных государств, статус которых не определен, однако, как видно из практики, это не мешает их существованию. В последние годы и для ученых, и для политиков представляют интерес, в частности, пределы и потенциал включения непризнанных государств в мировой порядок (конференция под эгидой Организации непредставленных наций и народов «Opening the World Order — to de facto States — Limits and Potentialities for de facto States in the international order — Брюссель); их место в международной системе (семинар Making Sense of Unrecognized States in the International System, университет Ланкастера, июль 2009 г). В феврале 2010 г в парижском Sciences Po на коллоквиуме (Self Proclaimed and de facto States: Political economy and relations with Tutor Powers) рассматривались проблемы политической экономии самопровозглашенных государств, отношения таких государств с государствами-покро-

1 Богатина Д. Г. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве: теоретические проблемы и современная практика. М., 2010. С. 140-163.

вителями. Как отмечают некоторые эксперты, большинство подобного рода государств являются вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения и их влияние на политические процессы довольно ощутимо. Отметим также, что международное сообщество до сих пор не пришло к единому механизму международно-правового признания вновь образованных государств.

Библиографический список

1. БогатинаД.Г. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве: теоретические проблемы и современная практика. М.: Статут, 2010.

2. ВанюковД.А., ВеселовскийС.П. Непризнанные государства. М.: Книжный клуб Книговек, 2011.

3. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике. 2007. № 1.

4. Журавлев В. О применении принципа признания «де-юре» для «непризнанных» государств // Russkie.org: сетевой центр русского зарубежья. URL: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=10114.

5. КамышевскийВ.И. Обзор круглого стола «Проблема непризнания государств» (г. Москва, июнь, 2009) // Евразийский юридический журнал. 2009. № 10 (17). URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php? Itemid=156&catid=70:-10-17-2009&id=425:-10-17-2009&option=com_ content&view=article.

6. Силаева З.В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13).

7. Рассел Дж. Непризнанные и частично признанные государства. М., 2012.

8. Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии // РИА «Новости» от 26.08.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.