Научная статья на тему 'Непрерывность образования как принцип деятельности современного учителя'

Непрерывность образования как принцип деятельности современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / непрерывное педагогическое образование / деятельностный подход / осведомленность учителя / мотивация к непрерывному педагогическому образованию / эмоциональное отношение / удовлетворенность непрерывным педагогическим образованием / continuing education / continuing teacher education / activity approach / teacher awareness / motivation for con-tinuing teacher education / emotional attitude / satisfaction with continuing pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Галина Николаевна, Швецова Майя Николаевна, Андреева Ирина Николаевна

Введение. В современном обществе проблема непрерывности образования стала особенно актуальной, так как с внедрением информационно-коммуникационных технологий знания быстро устаревают, а значит, возникает необходимость в их постоянном обновлении и в постоянном непрерывном саморазвитии педагога, который передает эти знания обучающимся. Цель: анализ истоков непрерывного педагогического образования в нашей стране, этапов его становления, определения и разграничения принципов, а также основных подходов, лежащих в основе развития непрерывности образовательного процесса. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы известных педагогов-исследователей, которые рассматривали непрерывное образование в его становлении, определяли периоды развития и методологию. Были использованы теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В работе делается попытка обосновать методологический принцип непрерывности образования. Цель непрерывного образования рассматривается как совокупное изменение личности учителя в деятельности, как его саморазвитие и совершенствование. Результаты исследования. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного с педагогами Республики Марий Эл, где общее число респондентов ‒ 123 человека. Опросник был составлен в соответствии с изложенными в статье теоретическими положениями. Результаты опроса показали, что педагоги понимают важность непрерывного педагогического образования, осведомлены о возможностях его получения, но не всегда связывают это с личностно-профессиональным развитием. При проведении пилотажного исследования были проанализированы основные формы обучения, которые используют педагоги, выявлены проблемные поля в области непрерывного педагогического образования, а также обозначены необходимые условия совершенствования непрерывного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of education as a principle of activity of a modern teacher

Introduction. In modern society, the problem of continuity of education has become especially relevant, since with the introduction of information and communication technologies, knowledge quickly becomes obsolete, which means that there is a need for their constant updating and continuous self-development of the teacher who transmits this knowledge to students. The article discusses the origins of continuing teacher education, the stages of its formation in our country, as well as the main approaches underlying it. An attempt is made to substantiate the methodological principle of continuity. The purpose of the study is to analyze the origins of continuing pedagogical education in our country, the stages of its formation, the definition and differentiation of principles, as well as the main approaches underlying the development of the continuity of the educational process. Materials and methods. The research materials were the scientific works of well-known teachers-researchers who considered continuing education in its formation, determined the periods of development and methodology. Theoretical, empirical and mathematical research methods were used. The paper attempts to substantiate the methodological principle of continuity of education. The goal of lifelong education is considered as a cumulative change in the personality of the teacher in his activity, as his self-development and improvement. Research results, discussion. The results of a pilot study conducted with teachers of the Republic of Mari El are presented. The total number of respondents is 123 people. The questionnaire was compiled in accordance with the theoretical principles outlined in the article. The survey results showed that teachers understand the importance of continuing pedagogical education, they are aware of the possibilities of obtaining it, but do not always connect this with personal and professional development. During the pilot study, the main forms of training used by teachers were analyzed, problem areas in the field of continuing teacher education were identified, and the necessary conditions for improving continuing teacher education were identified.

Текст научной работы на тему «Непрерывность образования как принцип деятельности современного учителя»

УДК 372.893

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-4-496-501

Непрерывность образования как принцип деятельности

современного учителя

Г. Н. Швецова1, М. Н. Швецова2, И. Н. Андреева1

1 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В современном обществе проблема непрерывности образования стала особенно актуальной, так как с внедрением информационно-коммуникационных технологий знания быстро устаревают, а значит, возникает необходимость в их постоянном обновлении и в постоянном непрерывном саморазвитии педагога, который передает эти знания обучающимся. Цель: анализ истоков непрерывного педагогического образования в нашей стране, этапов его становления, определения и разграничения принципов, а также основных подходов, лежащих в основе развития непрерывности образовательного процесса. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы известных педагогов-исследователей, которые рассматривали непрерывное образование в его становлении, определяли периоды развития и методологию. Были использованы теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В работе делается попытка обосновать методологический принцип непрерывности образования. Цель непрерывного образования рассматривается как совокупное изменение личности учителя в деятельности, как его саморазвитие и совершенствование. Результаты исследования. Представлены результаты пилотажного исследования, проведенного с педагогами Республики Марий Эл, где общее число респондентов - 123 человека. Опросник был составлен в соответствии с изложенными в статье теоретическими положениями. Результаты опроса показали, что педагоги понимают важность непрерывного педагогического образования, осведомлены о возможностях его получения, но не всегда связывают это с личностно-профессиональным развитием. При проведении пилотажного исследования были проанализированы основные формы обучения, которые используют педагоги, выявлены проблемные поля в области непрерывного педагогического образования, а также обозначены необходимые условия совершенствования непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное педагогическое образование, деятельностный подход, осведомленность учителя, мотивация к непрерывному педагогическому образованию; эмоциональное отношение, удовлетворенность непрерывным педагогическим образованием

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Швецова Г. Н., Швецова М. Н., Андреева И. Н. Непрерывность образования как принцип деятельности современного учителя // Вестник Марийского государственного университета. Т. 17. № 4. С. 496-501. DOI: https://doi.org/10.30914/2072 -6783-2023-17-4-496-501

Continuity of education as a principle of activity of a modern teacher

G. N. Shvetsova1, M. N. Shvetsova2,1. N. Andreeva1

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. In modern society, the problem of continuity of education has become especially relevant, since with the introduction of information and communication technologies, knowledge quickly becomes obsolete, which means that there is a need for their constant updating and continuous self-development of the teacher who transmits this knowledge to students. The article discusses the origins of continuing teacher education, the stages of its formation in our country, as well as the main approaches underlying it. An attempt is made to substantiate the methodological principle of continuity. The purpose of the study is to analyze the origins of continuing pedagogical education in our country, the stages of its formation, the definition and differentiation of principles, as well as the main approaches underlying the development of the continuity of the educational process. Materials and methods. The research materials were the scientific works of well-known teachers-researchers who considered continuing education in its formation, determined the periods of development and methodology. Theoretical, empirical and mathematical research methods were used. The paper attempts to substantiate the methodological principle of

© Швецова Г. Н., Швецова М. Н., Андреева И. Н., 2023

continuity of education. The goal of lifelong education is considered as a cumulative change in the personality of the teacher in his activity, as his self-development and improvement. Research results, discussion. The results of a pilot study conducted with teachers of the Republic of Mari El are presented. The total number of respondents is 123 people. The questionnaire was compiled in accordance with the theoretical principles outlined in the article. The survey results showed that teachers understand the importance of continuing pedagogical education, they are aware of the possibilities of obtaining it, but do not always connect this with personal and professional development. During the pilot study, the main forms of training used by teachers were analyzed, problem areas in the field of continuing teacher education were identified, and the necessary conditions for improving continuing teacher education were identified.

Keywords: continuing education, continuing teacher education, activity approach, teacher awareness, motivation for continuing teacher education; emotional attitude, satisfaction with continuing pedagogical education

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Shvetsova G. N., Shvetsova M. N., Andreeva I. N. Continuity of education as a principle of activity of a modern teacher. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 4, pp. 496-501. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-4-496-501

Организация, содержание непрерывного педагогического образования и его влияние на развитие личности учителя - это сложная и многоплановая проблема. Подчеркивая важность этой проблемы, премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин отмечал, что она «становится главным трендом современного образования» 1. Поскольку в обществе и государстве созрел запрос на формирование педагогических кадров нового типа, способных прогнозировать ситуацию и ориентировать человека на всем жизненном пути. Тем более что в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий знания быстро устаревают, а значит, возникает необходимость в их постоянном обновлении, саморазвитии педагога.

Вопросы непрерывного педагогического образования рассматривались в трудах Е. П. Белозер-цева, Е. В. Бондаревской, А. П. Владиславлева, А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, О. В. Зайцевой, В. В. Краевского, И. В. Кулешова, В. А. Сла-стенина, А. П. Тряпициной и многих других. Надо сказать, что непрерывное образование занимало умы многих исследователей, так, например, еще в 1968 году в методологических исследованиях ЮНЕСКО было отмечено три основных подхода к понятию непрерывного образования: образование на протяжении всей жизни; образование

1 Мишустин М. Видеоприветствие Михаила Мишустина участникам XII Гайдаровского форума Международной научно-практической конференции «Россия и мир: приоритеты» 13 января 2022 года URL: http://govemment.ru/news/44317/ (дата обращения: 20.07.2023).

Pedagogy •

взрослых людей и непрерывное профессиональное образование, то есть то, что сейчас можно назвать последипломным образованием.

В России понятие непрерывного образования появилось совместно с развитием рыночной экономики. Основной причиной этого стала необходимость постоянно учиться и переучиваться не только при смене профессии, но и систематически пополнять свои знания на постоянном месте работы в условиях усиливающейся конкуренции. В 1989 году была изменена парадигма образования - от «образования на всю жизнь» на «образование в течение жизни» [2]. Это подчеркнуло принадлежность непрерывного образования к определенному функционалу, совершенствованию профессиональных знаний и навыков.

Впервые периоды развития непрерывного образования, обосновал в своей концепции В. Г. Онуш-кин [2], взяв за основу хронологический подход, он определил четыре этапа его развития. Первый этап -50-60-е годы, автор называет «констатационная стадия (стадия наблюдения)». На этом этапе сама идея непрерывного образования воспринята не всеми, а только единицами, еще не становиться стимулом к деятельности. Второй этап - 60-е годы, появляются новые подходы к образованию и возникает феноменологическая стадия (стадия инден-тификации феномена). На третьем этапе - 19721973 до 1976-1977 годов, начинает разрабатываться методология (методологическая стадия), но она носит дедуктивный характер. Разработка методологических проблем находится в этот период на низком уровне - отсутствует система.

Shvetsovа О. N. et а1.

И завершающая, четвертая стадия начинается, по мнению автора, с 80-х годов, когда «начинают внедряться в практику новые теоретические положения, изменяется подход к непрерывному образованию. Оно становится фактически частью социокультурной среды» [2]. В. Г. Онушкин называет эту стадию социокультурной, которой характерна теоретическая экспансия и конкретизация, объединение теории и практики.

Первым принципом, исследуемым в рамках непрерывного образования, является непрерывность. Этот принцип начал активно рассматриваться в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Он объяснял непрерывное образование как целостную систему, способствующую развитию личностного и общественного прогресса. В настоящее время в науке выделено пять подходов к понятию «принципа непрерывности в педагогическом образовании в условиях парадигмального подхода: как единство формального (институционального) образования и неформального (самообразования); нацеленность всех элементов образовательной системы на целостную развивающуюся личность (личностно - ориентированный подход) [3]; отождествление непрерывности с преемственностью, адаптивностью; как единство общего и профессионального компонентов в подготовке учителя.

Поскольку непрерывное педагогическое образование лежит в поле определенной деятельности, то мы выводим основополагающим в его развитии принцип деятельности, придающий «деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатация существующих отдельных объектов - вещей. Как объяснительный принцип в эпистемологии» [4]. В данном случае принцип деятельности рассматривается не как предметная область, а социально-философская функция, заключающаяся в воспроизведении целостной картины развития общества: «смысл понятий и человеческих представлений порождается характером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания» [5].

Предложенную позицию раскрывают следующие теоретические положения.

Деятельность всегда связана с постановкой некоторых общих целей и обеспечением их выполнения. Можно сказать, что непрерывное образование развивает наиболее сущностные черты личности, помогает принять решение и оценить свои результаты. Именно оно определяет наши ценности, социальные нормы, поведение и от-

Г. Н. Швецова и др.

ношения с другими людьми, влияет на карьеру и благосостояние. Таким образом, непрерывное образование исторически существует много лет, но в развитии принципа деятельности становится прогрессивным началом и движением вперед в науке о деятельности. Деятельность является составной частью личности педагога, более того, они неразделимы. При этом по отношению друг к другу самостоятельны.

Объясняется это тем, что личность проявляется в следующих необходимых профессионально значимых характеристиках: профессионально-педагогическая активность, новаторский подход к решению проблем, комплексность, творческий характер деятельности. При этом личность педагога представляет собой более широкое понятие, чем деятельность, так как проявляется во всех сферах жизни. И конечно, высоко должна оцениваться обществом. Что касается деятельности, то она обладает своими, свойственными только ей структурой, направленностью, уровнями качественного развития.

Основу связей личности педагога с непрерывным образованием составляет педагогическая деятельность как сложная система «педагогических действий, связанных между собой определенными отношениями и направленными на решение тех или иных учебно-воспитательных задач в изменяющихся условиях» [6]. Отсюда, непрерывное педагогическое образование, которое представляет собой систему «специально организованных педагогических процессов, направленных на обеспечение становления и дальнейшего профессионального роста работников образования в соответствии с их индивидуальными потребностями и социальными требованиями» [7], становится главным принципом совершенствования педагога и его деятельности, суть которой заключается в стремлении к ее улучшению и совершенствованию, позволяет сохранять конкурентноспособность и совершенствовать ее качество. Более того, непрерывное педагогическое образование является важной частью образования, то есть системообразующей, ведущей к совершенствованию профессиональных качеств личности учителя, осознанию значения педагогической деятельности для личности и общества, ответственности за ее результат, созданию условий для социальной стабильности и развития социума.

Основное содержание деятельности педагога -объект, процесс и результат воздействия - связано

• Педагогические науки

с его качествами, которые становятся профессионально ориентированными и условиями осуществления профессионально целесообразной деятельности. В исследуемом нами направлении образования, происходит взаимопроникновение личности и деятельности, способствуя проявлению нового качества - ценностной ориентации, которое играет ведущую роль в формировании педагога [8]. Это очень значимо, так как речь идет о саморазвитии учителя, который становится не только объектом, но и субъектом педагогической деятельности.

Исходя из представленных теоретических положений мы провели пилотажное исследование по оценке педагогами непрерывного педагогического образования. Это исследование представляло собой опрос педагогов, директоров школ. Вопросы были соотнесены с такими критериями, как осведомленность педагогов, их мотивация, а также эмоциональное отношение к непрерывному педагогическому образованию. В исследовании приняли участие 123 человека, из них: 61 педагог, 31 директор школы и 31 заместитель по учебно-воспитательной работе. Были заданы вопросы о содержании непрерывного педагогического образования в Республике Марий Эл и отношении к нему. Выслушаны предложения по совершенствованию данной деятельности. Одним из важнейших показателей является степень осведомленности педагогов о системе непрерывного педагогического образования с позиции личностного роста. Данные опроса свидетельствуют, что все педагоги, так или иначе, понимают значимость непрерывного педагогического образования для своего развития. Характерный ответ «Это систематическое повышение квалификации педагогических работников, посредством прохождения курсов, участия в обучающих семинарах и т. д.». 31,2 % связывают его с личностным развитием и лишь 6 % с выстраиванием «индивидуальной траектории развития, формированием мотивации и превращением образования в самообразование».

Рассматривая мотивацию к непрерывному педагогическому образованию, мы также попытались понять, как педагоги связывают свое повышение квалификации с саморазвитием, насколько они мотивированы. Анализ данных показал, что только 10 % указывают на возможность самосовершенствования в процессе обучения. Характерное высказывание: «В настоящее время непрерывное образование для меня стало более актуальным, так как быстрыми темпами внедряются инновацион-

Рердзозу •

ные технологии, появляются новые методики, профессии и знания устаревают. А для качественного преподавания предмета надо постоянно самосовершенствоваться, приобретать новые навыки в соответствии с образовательными потребностями и учебной программой. Быстро адаптироваться к меняющимся условиям современного мира». Но есть и такие ответы «Учусь на уроке с детьми»; «Пока не занимаюсь, так как недавно закончила обучение»; «Делаю, потому что это моя работа»; «Изменяется содержание ОГЭ и ЕГЭ».

Эмоциональное отношение мы определяли по показателю удовлетворенности непрерывным педагогическим образованием и вычислили общий индекс удовлетворенности, указывающий на скрытую позицию педагогов и колеблющийся от -1 до +1. Анализ анкет свидетельствует, что общий индекс удовлетворенности составляет 0,83. Высокий показатель, означающий, что педагоги в целом положительно оценивают изучаемую систему. Характерный ответ: «Отношение положительное. Считаем, что современная система непрерывного педагогического образования достаточно развита, открыта и доступна для всех педагогов, имеет многоуровневый характер», однако встречались и такие ответы, как «Система непрерывного педагогического образования несовершенна, отсутствие курсов повышения квалификации в очном формате, непонятная накопительная система».

При проведении пилотажного исследования мы изучили основные формы обучения, которые используют педагоги. Выяснилось, что 96,3 % используют гибридное обучение (но, несмотря на удобство такого формата, очное обучение сами педагоги считают для себя более эффективным), образование в социальных сетях, через Интернет (37,7 %), пользуются программами микроквалификации (46,1 %). 38,7 % отмечают недостаток практико-ориентированного обучения.

В предложенном исследовании педагогами были обозначены условия совершенствования непрерывного педагогического образования. Некоторые из них мы назвали ранее.

- необходима организация бесплатных курсов переподготовки по предметам, по которым отсутствуют педагогические кадры;

- большая ориентированность на запросы педагогов, снижение общей нагрузки с целью высвобождения времени для образования, финансирования программ стажировки на базе ведущих образовательных организаций;

Shvetsova G. N. et al.

- программы повышения квалификации и переподготовки должны быть адекватны новым целям образования;

- организация сети взаимодействующих между собой учебных заведений между городами.

Также педагогами были высказаны предложения относительно их стимулирования для более активного включения в непрерывное педагогическое образование:

- продумать систему внешних стимулов для педагогов, не все готовы после полноценного рабочего дня тратить время на дополнительные курсы и учебные материалы;

- научить педагогов составлять собственную программу непрерывного образования, так как взрослому человеку сложно заставить себя заниматься, не понимая, что значит «учиться для себя»;

- оказывать помощь в выборе курсов. «Сфера

онлайн-образования перенасыщена невероятным количеством курсов от самых разных преподавателей, и не всегда понятно, как сделать правильный выбор, к тому же большинство полноценных учебных курсов стоят немалых денег» и др.

Итак, рассматривая непрерывность педагогического образования как основной принцип деятельности и как одно из средств реализации личностной парадигмы («...цель образования и предмет обучения - сам человек...») [6] необходимо отметить, что все новое, что может быть внедрено в систему непрерывного педагогического образования способствует совершенствованию педагога, как личности с инновационным мышлением, креативностью, помогает освоить современными педагогические технологии, а значит, сделать обучение более творческим процессом для двух сторон -учителя и ученика.

1. Швецова Г. Н., Швецова М. Н. Государственная политика в области непрерывного образования: тенденции и преспективы // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластенина. Ярославль, 2022. С. 140145. URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=50223819 (дата обращения: 20.07.2023).

2. Теоретические основы непрерывного образования / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев, А. Л. Загорский и др.; под ред. В. Г. Онушкина. М. : Педагогика, 1987. 223 с.

3. Калинникова Н. Г. Принцип непрерывности педагогического образования и его реализация в современной практике // Наука и школа. 2007. № 1. С. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-nepreryvnosti-pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-sovremennoy-praktike (дата обращения: 19.07.2023).

4. Алексеев И. С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ. М. : Наука, 1978. С. 214-215.

5. Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и истории физики М., 1995. 528 с.

6. Сластенин В. А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Л., 1986. С. 30-46.

7. Орлова К. П. Непрерывное педагогическое образование в России // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 274-276.

8. Смирнова С. Н., Швецова Г. Н., Швецова М. Н. К вопросу подготовки учителя начальной школы в университете // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации : сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Т. Вып. 13. Йошкар-Ола, 2021. С.473-479. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=rzvmxa (дата обращения: 21.07.2023).

9. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 430 с.

Статья поступила в редакцию 03.11.2023 г.; одобрена после рецензирования 08.11.2023 г.; принята к публикации 05.12.2023 г. Об авторах

Швецова Галина Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-3864, shvetsova.4848@mail.ru

Швецова Майя Николаевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования, Московский педагогический государственный университет (119435, Российская Федерация, г. Москва, Малая Пироговская ул., д. 1/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2926-5753, mn.shvetsova@mpgu.su

Г. Н. Швецова и др.

Педагогические науки

Андреева Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), andreeva_67@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Shvetsova G. N., Shvetsova M. N. Gosudarstvennaya politika v oblasti nepreryvnogo obrazovaniya: tendentsii i prespektivy [State policy in the field of lifelong education: trends and prospects]. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka. Materialy XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati vydayushchegosya uchenogo-pedagoga, akademika V.A. Slastenina = Pedagogical education: challenges of the XXI century : materials of the XIII International scientific and practical conference dedicated to the memory of the outstanding scientist-teacher, academician V. A. Slastenin, Yaroslavl, M., ITTAS Publ., 2022, pp. 140-145. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50223819 (accessed 20.07.2023). (In Russ.).

2. Onushkin V. G., Ogarev E. I., Zagorsky A. L., et al. Teoreticheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya [Theoretical foundations of lifelong education]. M., Pedagogics Publ., 1987, 223 p. (In Russ.).

3. Kalinnikova N. G. Printsip nepreryvnosti pedagogicheskogo obrazovaniya i ego realizatsiya v sovremennoi praktike [The principle of continuity of pedagogical education and its implementation in modern practice]. Nauka i shkola = Science and School, 2007, no. 1, pp. 7-10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nprintsip-nepreryvnosti-pedagogicheskogo-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-sovremennoy-praktike (accessed 19.07.2023). (In Russ.).

4. Alekseev I. S. Kontseptsiya dopolnitel'nosti. Istoriko-metodologicheskii analiz [The concept of complementarity. Historical and methodological analysis]. M., Science Publ., 1978, pp. 214-215. (In Russ.).

5. Alekseev I. S. Deyatel'nostnaya kontseptsiya poznaniya i real'nosti [The activity concept of cognition and reality]. Izbrannye trudypo metodologii i istoriifiziki = Selected works on methodology and history of physics, M., 1995, 528 p. (In Russ.).

6. Slastenin V. A. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i problemy formirovaniya lichnosti uchitelya [Pedagogical activity and problems of teacher's personality formation]. Psikhologiya truda i lichnosti uchitelya = Psychology of teacher's work and personality, L., 1986, pp. 30-46. (In Russ.).

7. Orlova K. P. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Lifelong teacher education in Russia]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2023, no. 3 (450), pp. 274-276. (In Russ.).

8. Smirnova S. N., Shvetsova G. N., Shvetsova M. N. K voprosu podgotovki uchitelya nachal'noi shkoly v universitete [On the issue of primary school teacher training at the university]. Nachal'naya shkola: problemy iperspektivy, tsennosti i innovatsii : Sbornik statei po materialam XIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Primary school: problems and prospects, values and innovations: collection of articles based on the materials of the XIII All-Russian scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, Publ. house of the Mari State University, 2021, issue 13, pp. 473-479. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=rzvmxa (accessed 21.07.2023). (In Russ.).

9. Maslow A. H. Dal'nie predely chelovecheskoi psikhiki [The farther reaches of human nature]. SPb., 1997, 430 p.

The article was submitted 03.11.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 05.12.2023.

About the authors Galina N. Shvetsova

Dr. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University (1 Lenin Sq., 424000 Yoshkar-Ola, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0449-3 864, shvetsova. 4848@mail. ru

Maya N. Shvetsova

Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Professor of the Department of Psychology of Education, Moscow State Pedagogical University (1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow 119435, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2926-5753, mn.shvetsova@mpgu.su

Irina N. Andreeva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424001, Russian Federation), andreeva_67@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

Pedagogy

Shvetsova G. N. et al.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.