Научная статья на тему 'Непрерывное техническое профессиональное образование как педагогическая проблема'

Непрерывное техническое профессиональное образование как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное техническое профессиональное образование как педагогическая проблема»

?&8Я88888888888 ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

директор Центра довузовской

доцент

Техническое и в целом профессиональное образование является важней-

щества, на статус государства и его регионов, на взаимоотношения людей. Од-шей составной частью процесса форми- нако сейчас данный фактор стал опре-

рования человека, а профессия — одним деляющим, так как высокий уровень этих

из основных способов его самореализа- технологий позволяет рассчитывать на

ции. Следовательно, чем удачнее сделан продвижение к тем целям, которые акту-

профессиональный выбор, тем больше вероятность успешной профессиональной карьеры.

Ни в педагогической, ни в экономической литературе нет однозначного определения понятия профессии. Основной смысл того, что есть, сводится к следующему: профессия — это экономическая деятельность людей, направленная на воспроизводство условий жизни. Такое определение, по мнению Г.С. Созоновой,

альны и современны для жизни нашего общества.

К числу основных факторов, влияющих на социально-технологический уровень общества, наряду с политическим и экономическим, относится и профессионально-образовательный. Получение профессионального образования можно трактовать как реализацию человеком трех взаимодействующих процессов:

1) приобретения функциональной

с позиций профессионального образова- грамотности, обеспечивающей базис для

осуществления жизненных планов, профессионального образования и профес-

ния предельно упрощено, так как не отражает внутреннюю связь между человеком и выполняемой им работой (см.: Созонова Г.С. Педагогический мониторинг успешности обучения в системе

сиональнои карьеры;

2) освоения желательного образовательного уровня по выбранному профес-непрерывного медицинского образова- сиональному направлению (процесс со-ния: Дис. ... канд. пед. наук. Екатерин- циально-технологическогообразования);

бург, 1999. С. 73).

3) достижения необходимой квалифи-

Исследования профессиональной де- кации в рамках какой-либо профессии

ятельности проводились главным обра- (процесс профессиональной подготовки)

зом с экономической (производитель- (там же. С. 74—75).

ность труда), технической (взаимодей-

Здесь термин «взаимодействующие» подчеркивает, что в принципе эти процес-машина») или медицинской (влияние на сы могут осуществляться независимо

ствие в системе отношении «человек

здоровье) точек зрения. Такой сугубо технократический подход основан на том, что от человека требуется выполнение

друг от друга путем проведения основных учебных занятий и оказания дополнительных образовательных услуг. Совместно

определенной профессиональной дея- они оказывают качественно новое воздей-

тельности в качестве функционального ствие на человека, результатом которого

является повышение согласованности це-

звена некоторой технической системы. При этом чем меньше в работнике «человеческого», тем он эффективнее (дешев-

лей индивидуума и общества.

С гуманистической точки зрения важ-

ле, надежнее) с экономической и техни- ный этап в жизни человека заключается

ческой точек зрения (там же. С. 73—74). в формировании профессиональных на-

Развитие технологий, понимаемых в мерений, ведущих к выбору направления

широком смысле (социальных, произвол- профессионального образования или

ственных, оказания услуг), всегда в су- специальности. Организующей и содер-

щественной степени влияло на облик об- жательной основой эффективного проф-

© В.Н. Бобриков, 2002

ориентационного процесса на этом начальном этапе профессионального образования могут стать профильные лицейские (гимназические) классы, способствующие закреплению мотивации профессионального выбора, формированию качеств, которые необходимы при получении технического образования, а также повышающие успешность обучения на последующих ступенях образования.

Этап профессионального образования — это освоение выбранного образовательного направления и уровня при получении социально-технологического образования, а также достижение достаточной мотивационной подготовки по выбранной профессии. Указанные процессы могут осуществляться совместно (например, довузовская подготовка — высшее техническое образование).

Заключительный (перманентный) этап — продолженное профессиональное образование, которое осуществляется в течение всей профессиональной жизни. Оно не имеет определенных временных рамок и может быть связано как с повышением образовательного уровня и профессиональной квалификации, так и с

9

изменением профессионально-образовательного направления или профессии. Этот этап человек может реализовать путем самообразования, обучения на профессиональных курсах, получения второго высшего образования и т. п.

Сегодня в содержании различных видов профессиональной деятельности все большую значимость приобретают процессы взаимодействия между специальными и нравственно-психологическими, социально-гуманитарными характеристиками. Так, профессиональная деятельность наполняется качественно новым содержанием. Ее неотъемлемой частью становится социально-гуманитарная компетентность, представляющая собой интегральную характеристику гражданской, личностной и психофизиологической зрелости человека.

На формирование обозначенных качеств современного профессионала направлено непрерывное профессиональное образование, целью которого является достижение уровней развития инди-

вида и формирования личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию и успешность интеллектуальной профессиональной деятельности.

Учитывая все вышеизложенное, можно согласиться с данным В.Н. Скворцовой определением понятия «непрерывное профессиональное образование» как «системно организованного процесса образования людей на протяжении всей их трудовой жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований. Это позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда» (Скворцова В.Н. Социально-экономические основы теории непрерывного образования: Дис. ... д-ра

экон. наук. СПб., 1999. С. 73).

В содержании и общей логической конструкции приведенного определения лежит концепция «человеческого капитала». Постоянная эффективность работника, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда обеспечивается постоянным поддержанием его профессионального уровня, что, в свою очередь, требует постоянных инвестиций в профессионально-квалификационный потенциал работника, т.е. в человеческий капитал. Однако в современной социологии, в том числе экономической антропологии, наряду с указанной получила развитие концепция «культурного капитала». В ее основе лежит представление о том, что «богатство (капитал) может выступать в форме знания или идей, которая узаконивает обладание статусом и властью» (Шрадер X. Экономическая антропология / Пер. с нем. Б.А. Островской. СПб., 1999). Культурный капитал

38Я88888888888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— образование должно рассматри-

социальной группе, в социальном слое, ваться в настоящее время как непрерыв-

повышает престиж, статус личности в

укрепляет позиции социальной группы, социального слоя в обществе, а необхо-

ныи процесс;

— техническое и профессиональное

димым условием его формирования яв- образование являются необходимым ляется образование. В контексте концеп- предварительным условием для поддер-ции «культурного капитала» предложенное выше определение непрерывного профессионального образования может быть рассмотрено и с позиций социального статуса личности в институционально-иерархической структуре общества. Чем выше уровень профессиональных знаний, тем больше шансов (при прочих равных условиях с другими странах преследуется одинаковая цель и

структуры цивилизации и социально-экономического развития;

— каждый человек имеет право на техническое и профессиональное образование, позволяющее ему в полной мере участвовать в жизни современного общества;

— несмотря на разнообразие, во всех

возникают аналогичные вопросы и проблемы, касающиеся технического и профессионального образования;

— быстрый прогресс в технике и об-

членами группы) у специалиста занять следующую должностную ступень в иерархической структуре общества, или у него больше возможностей оказывать влияние на общественное мнение, или и то, и другое вместе взятые.

Проделанная работа по определению понятий «профессия», «профессиональное образование», «непрерывное образо- образования в целях и во имя социаль-

разовании за последнее десятилетие требует новых творческих и эффективных усилий в области технического и профессионального образования для улучшения

вание», «непрерывное профессиональное образование», а также содержания и це-

ного, экономического и культурного развития (см.: Пересмотренная рекоменда-лей непрерывного профессионального об- ция о техническом профессиональном

разования дает основание перейти к фор- образовании (Принята 19 нояб. 1974 г. на

мированию рабочего определения поня- 18-й сессии Генер. конф. ООН по вопр.

тия «непрерывное техническое професси- образования, науки и культуры). Париж,

ональное образование». Анализ педагоги- 1974. С. 2).

ческой литературы позволяет констатиро-

Рассмотрим понятие «техническое

вать, что данное понятие является недо- профессиональное образование» в каче-

статочно изученным, продолжающим раз- стве широкого термина, соотносимого с

виваться и служит предметом интереса теми аспектами образования, которые в

дополнение к общему образованию связаны с изучением техники и относящих-

целого ряда исследователей.

В процессе работы мы опирались на проделанный терминологический и сущ- ся к ней дисциплин и приобретением

ностный анализ родственных понятий, на практических навыков, склонностей, по-

предложенные варианты в изученной нимания и знаний, востребованных в раз-

нами литературе. В числе основополагающих документов для нас была «Пересмотренная рекомендация о техническом профессиональном образовании», приня-

конференцией

Важнейшие

культуры

мента констатируют следующее:

— техническое и профессиональное образование должно содействовать под-

личных секторах экономической и социальной жизни.

Техническое профессиональное образование понимается как 1) составная часть общего образования; 2) средство подготовки к профессиональной деятельности; 3) аспект продолжающегося образования.

В связи с таким пониманием техниче-профессионального

держанию мира и дружественному вза- соответствии с процессом образования, а имопониманию между различными стра- также с учетом высокого научного и тех-

нами;

осуществляемого

предусматриваемого и свойственного нашему времени, в его задачи входит следующее:

— содействовать достижению целей общества в плане более широкой демократии и социального, культурного и экономического прогресса, развивая вместе с тем потенциальные способности отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей;

— вести к пониманию научных и технических аспектов современной цивилизации таким образом, чтобы люди постигали окружающую их среду и могли на нее воздействовать, относясь в то же время критически к социальным, политическим последствиям для окружающей среды научного и технического прогресса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые взаимосвязи между образованием, трудовой жизнью и обществом в целом показывают, что техническое профессиональное образование существует как часть системы непрерывного образования. Эта система направлена на уничтожение барьеров между уровнями и областями образования, между образованием и занятостью, между школой и обществом с помощью:

— интеграции технического, профессионального и общего образования во всей деятельности В области образования;

— создания открытых и гибких образовательных структур;

— учета потребностей отдельных лиц в области образования, эволюции профессий и характеристики труда;

— улучшения качества жизни путем создания для человека возможностей расширения его интеллектуальных горизонтов, а также получения и постоянного улучшения профессионального мастерства и знаний, позволяя вместе с тем обществу пользоваться плодами экономического и технического прогресса в интересах общего благосостояния, и др.

Мы исходим из того, что техническое профессиональное образование начинается с широкой общей профессиональной подготовки, облегчая тем самым горизонтальную и вертикальную связи в рамках систем образования между общеобразовательной средней, высшей про-

фессиональной школой и работой. Оно строится так, чтобы:

— быть неотъемлемой частью общего образования каждого в форме приобщения к технике и миру труда;

— быть избраннным как средство, с помощью которого развиваются талант, интересы, мастерство обучающихся;

— открывать доступ к областям образования на всех его уровнях;

— позволять переходить из одной области технического профессионального образования в другую;

— быть доступным всем и для всех видов специализации и т.д.

Потребности и стремления обучающихся ставят перед техническим профессиональным образованием задачу создания условий, обеспечивающих:

— гармоничное развитие личности и характера, развитие высоких духовных и человеческих качеств, способность понимания, суждения, критического осмысливания и самовыражения;

— подготовку человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая необходимые умственные способности, практическое мастерство и взгляды;

— развитие способности к принятию решений и качеств, необходимых для активного и разумного участия в жизни коллектива и руководства в работе и обществе в целом и т.д.

Проведенный нами анализ развития непрерывного технического профессионального образования позволяет констатировать, что оно как явление государственной политики вплоть до 90-х гг. XX столетия отвечало социально-экономическому развитию общества и его экономике и практически исключало инициативу и творчество как учащихся, так и педагогов в изменении содержания и форм обучения. Техническое профессиональное образование в целом было направлено на производство, а не на удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности. И только с появлением и развитием понятия «непрерывное образование» в его понимании как образование через всю жизнь, с формированием новой парадигмы образования, где в центр поставлена лич-

ность с ее возможностями и интересами, изменилась основная тенденция технического профессионального образования.

Рыночные отношения в России выдвинули перед системой непрерывного технического профессионального образования иные цели, что породило в ней глубокие перемены, связанные с развитием и становлением личности человека как профессионала в течение всей жизни, и иные задачи, а именно:

— создание условий для свободного выбора личностью образовательных траекторий в соответствии со своими особенностями, запросами и возможностями;

— учет потребностей заказчиков профессиональных кадров в подготовке специалистов, адекватных современным рыночным условиям;

— содействие развитию демократических и гуманистических подходов в деятельности образовательных учреждений.

Развитие системы непрерывного технического профессионального образования следует рассматривать в виде двух взаимосвязанных и взаимозависимых процессов: формирования современных концептуальных подходов с учетом аналитических и прогностических данных о направлениях развития экономики и социальной политики и, одновременно с этим, совершенствования существующей образовательной системы. В основу последнего должен быть положен принцип преемственности, предполагающий анализ предыдущего периода эволюции образования и учет положительных достижений отечественной и международной систем образования.

В решении проблемы совершенствования национальной системы образования, по мнению Т.Ю. Ломакиной, предстоит реализовать ряд целей, значимых для будущего России, в их числе:

— приобретение глубоких и разносторонних знаний;

— развитие аналитических способностей и критического мышления;

— развитие самоанализа и осознание собственных возможностей;

— пробуждение творческих способностей, инициативы, воображения;

— развитие чувства ответственности

за свои действия;

— выработка способности преодолевать нежелательные импульсы и вредные привычки;

— развитие коммуникабельности;

— помощь людям в адаптации и подготовке к переменам;

— формирование глобального видения мира;

— формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы (см.: Ломакина Т.Ю. Приоритетные направления развития профессионального образования в XXI веке II Теоретические исследования в 1999 году:

Сб. ст. М., 2000).

В настоящее время разработка проблематики непрерывного технического образования в российских условиях отличается остротой, что связано с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся социальной и личностной проблемами и непосредственно отражаются на образовательной сфере. Особо значимыми представляются социально-прак-тические и научно-прикладные подходы к непрерывному техническому профессиональному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека и его личностный рост.

Разработка указанных проблем идет в направлении отхода от жесткой централизации государственного регулирования образования к признанию социальной потребности переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг, к возникновению и развитию диверсификации непрерывного технического профессионального образования, к интеграции сложившихся образовательной системы и учебных заведений инновационного типа.

Научный анализ событий как в мировой, так и в российской системе непре-

рывного технического профессионального образования и системно-структурный подход к исследованию позволили нам выявить предпосылки, обусловливающие ее функционирование и развитие в современных социокультурных условиях.

На функционирование и развитие системы непрерывного технического профессионального образования прежде всего оказывают влияние предпосылки, которые свойственны практически всем развитым и развивающимся странам. К ним мы отнесли следующие:

— достижения в области науки, которые содействовали развитию академических дисциплин и усилению фундамента-лизации содержания образования, а также развитию междисциплинарности;

— быстрые темпы развития информационных и коммуникационных технологий;

— возросший социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования и др.

Мы отмечаем также влияние глобальных факторов, связанных с кризисом техногенной цивилизации. Технология — это социально-культурная сфера, особенности и эволюция которой обусловливаются, по В.М. Розину, по меньшей мере пятью факторами — культурными схема-тизмами; картинами мира; социальными институтами; ценностями и установками современной личности; структурой нашей техногенной цивилизации (см.: Традиционная и современная технология: Филос.-метод, анализ / Отв. ред.

В.М. Розин. М., 1999. С. 24).

По мнению многих исследователей, у человечества нет другой альтернативы, оно вынуждено, с одной стороны, ограничить рост и, так сказать, гуманизировать технологию, т.е. ориентировать на решение экологических проблем, сделать технологическую эволюцию контролируемой и т.п., а с другой — изменить свой образ жизни, возможно кардинально.

К сожалению, все те, от кого зависит развитие современной технологии, включая власти, специалистов, экспертов, предпочитают не видеть реальной опасности технологической эволюции. В работах ученых представлены материа-

лы, свидетельствующие о катастрофичности современной ситуации, но, к сожалению, не предлагаются подходы и средства, способные переломить инерционный ход событий. В частности, недооценивается роль системы непрерывного технического профессионального образования, главная задача которой в возникшей ситуации — сформировать думающую личность, имеющую гуманистическую направленность. Для этого необходимы: осмысленная научно-техническая политика; реформы технического и гуманитарного образования; выработка законодательства, работающего на новое понимание техники и технологии; реформы в сферах науки, инженерии, проектирования и промышленности, способствующие формированию нового гуманистического, этического климата.

В связи с этим представляют интерес

л

исследования,.направленные на выявление условий, оказывающих влияние на отечественную систему непрерывного профессионального образования. Например, Т.Ю. Ломакина к таким условиям, характерным для нашей страны, относит:

— реструктуризацию экономики, которая спровоцировала ажиотажный спрос на группы профессий и специальностей «третьей сферы»;

— изменение места личности в сфере образовательных услуг, постановка ее в центре образовательной системы, что привело к развитию конкуренции на рынке труда, усложнило трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, отразилось на отношениях между субъектами образовательных процессов;

— изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве в связи с новыми целями образования, процессами демократизации, что привело к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, возникновению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, к развитию и расширению их профессионального поля деятельности (см.: Ломакина Т.Ю. Диверсификация как общепеда-

ЗЙ888ЙЯ88Й8&&& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

гогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования // Теоретические исследования

в 1999 году).

Выявленные условия сформулировать общед^

Развитие профессиональной технической готовности специалиста происходит более интенсивно при реализации контекстного обучения. Это означает, позволили что основной единицей работы препода-актические вателя и обучающегося является не ка-

функциони- кая-то определенная информация, а обу-

рования и развития системы непрерывного технического профессионального образования.

Процесс непрерывной профессиональной технической подготовки подчинен определенным законам и закономерностям. Безусловно, в нем проявляются и наиболее общие законы бытия и созна-

чающая, развивающая и воспитывающая ситуация (учебно-профессиональная за-

дача). Задача преподавателя

органи-

зовать в условиях этой ситуации взаимодействие между обучающимися, а также между обучающимися и объектом изучения (профессиональной деятельностью специалиста). Учебная деятельность в ния, выработанные наукой, но одновре- этом случае приобретает черты, свой-

менно, в связи с тем что это довольно узкая область социального бытия, действуют и частные законы, а более точ-

ственные профессиональной деятельности, т.е. осуществляется процесс моделирования профессиональной деятельнос-

но

закономерности обучения, выяв- ти специалиста.

ленные педагогической наукой. Останавливаясь на понятии «закономерность», чтобы пользоваться им в дальнейшем, мы определяем его как недостаточно точно

В качестве закономерности выступает зависимость качества усвоения опыта учебно-профессиональной деятельности обучаемых от особенностей взаимо-

познанный закон, упорядоченность явле- действия преподавателя и обучающего-

нии, относительное постоянство, устойчивость влияющих факторов, систем-

ся: целенаправленность подходов, отношений и др. Установлено, что усвоение

ность связей между объектами, что со- опыта осуществляется на основе функ

гласуется с точкой зрения многих авторов. Следует подчеркнуть также, что закономерности, которые мы находим, формулируем и на которые опираемся, это, в сущности, дидактические закономерности, они отражают повторяющие- ностью.

ционально-деятельностного подхода, развития субъект-субъектных отношений, заинтересованной и активной позиции обучающегося, его роли в управлении учебно-профессиональной деятель-

ся, устойчивые зависимости между отдельными элементами обучения: деятельностью преподавания, деятельностью учения и содержанием образования.

Предлагаемая нами группа законо-

Значимой для профессиональной подготовки является организованная самостоятельная учебно-профессиональная деятельность студента. Рост самостоятельности обучающегося служит осно-

мерностей, обусловливающих функцио- вой для усвоения теоретической базы

нирование и развитие непрерывного технического профессионального образова-

учебно-профессиональной деятельности; для становления и развития профес-

ния, во многом носит субъективный ха- сиональной компетентности, професси-рактер, так как зависит от особенностей онального мышления и профессиональ-

совместнои деятельности преподавателя и обучаемого в определенных условиях.

ной культуры; для формирования качеств личности и выработки профессиональ-

Но в то же время им присуща и некото- ных ключевых компетенций; для разви-

рая объективность, поскольку все-таки тия умения управлять своей познаватель-

мы имеем дело с реальным объектом и ной и исследовательской деятельностью;

для формирования и развития потребности в самообразовании и самовоспитании. По мнению многих исследователей,

Рассмотрим некоторые закономерности, комплекс учебно-профессиональных за-

предметом деятельности, а сама деятельность осуществляется в объективных условиях.

дач выступает средством междисциплинарного взаимодействия, концептуальной основой преемственности в развитии составляющих профессиональной готовности будущего специалиста; средством интеграции и обеспечения непрерывности профессиональной технической подготовки, так как их решение предполагается на различных этапах профессиональной подготовки и в различных дисциплинах.

К закономерностям мы также отнесли взаимосвязи и взаимообусловленности развития профессиональной компетентности, профессионального мышления и профессиональной ориентации. Эти качества настолько тесно взаимосвязаны, что по отдельности о них можно говорить только условно, поэтому их развитие у обучающихся происходит практически одновременно. Здесь следует заметить, что оно приводит к созданию нового интегрального качества личнос-

ти специалиста — профессиональной технической готовности.

Установлено также, что уровень овладения обобщенными профессиональными умениями зависит от того, с какой полнотой в условиях непрерывной учебно-профессиональной деятельности студенты овладевали частными профессиональными умениями при изучении всех дисциплин учебного плана.

Мы не претендуем на полноту представления всех закономерностей непрерывного технического профессионального образования. Они выявлялись и формировались нами постепенно в процессе исследования проблемы, в движении предположений и их практической проверки в ходе педагогических экспериментов. Реализация указанных закономерностей позволяет повысить уровень готовности обучающихся в системе непрерывного технического образования к профессиональной инженерной деятельности.

Поступила 27.11.02.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.