Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование: вчера, сегодня или завтра?'

Непрерывное профессиональное образование: вчера, сегодня или завтра? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТ НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / POSTINDUSTRIAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / THE PRINCIPLES OF LIFELONG LEARNING / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE-BASED EDUCATION / THE STRATEGY OF CONTINUING PROFES SIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Г. Е.

Предпринимается попытка осмысления проблемы реализации идеи непрерывного про фессионального образования в контексте наследия академика РАО А.М. Новикова, его инновационного научно-практического потенциала в проекции современного развития отечественного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing professional education: yesterday, today or tomorrow?

The paper attempts to understanding the problem of realization of the idea of continuing professional education in the context of the legacy of Academician RAO A.M. Novikov, his innovative scientific and practical potential in the projection of the modern development of national education

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование: вчера, сегодня или завтра?»

УДК 37.01

Г.Е. ПРОХОРОВА

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ ИЛИ ЗАВТРА?

Предпринимается попытка осмысления проблемы реализации идеи непрерывного профессионального образования в контексте наследия академика РАО А.М. Новикова, его инновационного научно-практического потенциала в проекции современного развития отечественного образования.

Ключевые слова: постиндустриальное образование, непрерывное образование, принципы непрерывного образования, непрерывное профессиональное образование, компетентност-ное образование, стратегия непрерывного профессионального образования.

The paper attempts to understanding the problem of realization of the idea of continuing professional education in the context of the legacy of Academician RAO A.M. Novikov, his innovative scientific and practical potential in the projection of the modern development of national education.

Key words: postindustrial education, continuing education, the principles of lifelong learning, continuing professional education, competence-based education, the strategy of continuing professional education.

Проблема - можно ли получить образование один раз на всю жизнь, волновала весь цивилизованный мир с незапамятных времен. Первые намеки о необходимости учиться постоянно содержатся еще в древних писаниях: Библии, Коране, Талмуде, в высказываниях Платона, Аристотеля, а также в народных изречениях типа «Век живи - век учись». Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это определяется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, рас-

© Прохорова Г.Е., 2015

ширять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

В 80-е гг. прошлого века в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.

Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифи-

цированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.

В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой. Не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И, наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

Основные принципы непрерывного образования можно сформулировать следующим образом:

• ориентация образовательной системы на человека, на его некоторые индивидуальные и базовые потребности;

• широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой ступени и формы образования каждому, независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.;

• быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения;

• развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в подходящем месте, в любое время;

• единство формального и неформального видов образования (хозрасчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.), создание «образовательного поля», которое преобразует общество в «обучающее» и «обучающееся»;

• использование электронной технологии в целях обеспечения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

В настоящее время разрабатывается система непрерывного образования, которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит образованию, которое закладывает основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т.д.

Забота о непрерывности образования находится в центре социальной политики многих государств, а само

непрерывное образование становится массовым движением, в котором интегрируются учеба, труд, досуг людей.

Большой вклад в разработку и реализацию принципов непрерывного профессионального образования как в нашей стране, так и за рубежом внес академик РАО Александр Михайлович Новиков. Его творческое наследие насчитывает огромное количество научных трудов, он является одним из основоположников научной школы, разработчиком ряда научных теорий и концепций, в том числе теории непрерывного профессионального образования, автором единственного в мире учебника по профессиональной педагогике. Он находится в первой пятерке авторов-ученых, которых цитируют в огромном интернет-пространстве.

А.М. Новиков, определяя значимость системы образования в современную эпоху, прежде всего трактует ее сущность: «Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообраз-ная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [2, с. 12].

Сегодня становится абсолютно очевидным, что образованию будет принадлежать ключевая роль в эпохе нового постиндустриального общества. Большинство современных нововведений ориентируется на преобразования внутри методических систем обучения и развития, тогда как необходимо осмысление, прежде всего, не столько чему учить и как, сколько кого учат и кто учит. Наступило время создания социально-педагогических условий для разностороннего развития созидатель-

ных способностей человека, для его творческого самовыражения. А основной механизм, то есть образовательный процесс, который должен всячески этому содействовать, пока не совсем еще готов для полноценного развертывания мотивационных и организационных средств построения самосозидающих видов учебной деятельности.

В широко используемой до сих пор дидактической системе полагается, что научить ребенка - это правильно выбрать цели, содержание, методики, формы обучения. Тогда как совсем не учитывается то, насколько будет востребовано все это учащимся, который и является главным потребителем образовательной услуги, предоставляемой в конкретном поле образовательного процесса. Как правило, учитель, выстраивая дидактический процесс, работает впустую, так как в нем отсутствует очень важный составляющий элемент данного процесса, а именно -глубокое и осознанное понимание учеником того, что и как ему нужно изменить в себе.

Как пишет А.М. Новиков: «Вполне возможно, следующим (но уже сегодня заметно проявляющимся) типом организационной культуры будет, наверное, знаниевый тип организационной культуры, в рамках которого именно знания (индивидуальные и коллективные) об организации деятельности будут способом нормирования и трансляции деятельности, а формой общественного устройства будет общество знаний... Знания в постиндустриальном обществе становятся основой экономики. Причем знания являются уникальным экономическим ресурсом, который увеличивается в процессе его использования. При передаче знаний их количество у передающе-

го их учителя, преподавателя не уменьшается, а у обучающегося, получающего знания, общий их объем увеличивается. Знания можно уподобить свече: ее свет не станет слабее, если зажечь от нее другую свечу» [2, с. 93].

Ориентация современного образования на формирование «человека культуры» подталкивает педагогическое сообщество на поиски технологического решения реализации новых целей и задач. Они должны раскрываться не в поле категорий «знание» и «умение», а в поле таких понятий, как «интеллектуальная культура», «нравственная культура», «информационно-коммуникативная культура», «техническая культура», «профессиональная культура» и др. Это, в свою очередь, влечет за собой и смену стратегических и тактических разделений понятий «содержание» и «процесс обучения» (формы, методики), так как они суть неразрывно связаны с самоопределен-ческой позицией обучающего и обучаемого в их совместной деятельности. Так, А.М. Новиков в книге «Постиндустриальное образование» подчеркивает: «...Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества. означает отказ от понимания образования как получения готового знания. На смену приходит понимание образования как достояние личности, как средства ее самореализации.» [2, с. 42-43].

Сегодня способствует развитию отечественной образовательной системы, по мнению многих, широко внедряемый в образовательной среде так называемый компетентностный подход. Данный подход основан на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей ре-

шать значимые практические задачи и развития личности в целом. Предполагается, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях.

А.М. Новиков, останавливаясь на теоретическом обосновании вводимой инновации «компетентностный подход», указывает следующее: «Заметим, что, как всегда, "нет пророков в своем отечестве": в отечественной педагогике и психологии давным-давно была разработана теория формирования умений. Причем, начиная с работ Е.А. Ми-леряна (70-е гг. ХХ в.), умения стали рассматриваться не в узком технологическом смысле, а как "сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания" (этому, в частности, была посвящена докторская диссертация автора данной статьи). Как видим, понимание умений несколько шире "компетенций". Но теория формирования умений оказалась невостребованной. В английском же языке аналога нашему понятию "умение" не существует. И когда образовательная практика столкнулась с проблемой деятельност-ной направленности образования -в англо-американской образовательной среде стали использовать термин "competence" - а наши российские авторы быстро его подхватили» [2, с. 54].

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование - это объективное явление в образовании,

вызванное к жизни современными социально-экономическими предпосылками, это реакция профессионального образования на изменившиеся процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И. Байденко), другие -надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М. Новиков).

Значительная часть экспертов отмечает, что в начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются на 15% ежегодно, т.е. каждые шесть лет. Существующие в большинстве стран традиционные структуры базового образования в силу своей инерционности не успевают за происходящими в мире изменениями.

В течение последних двух десятилетий понятие «обучение в течение жизни» (англ. lifelong learning) все более представляется одним из путей социально-экономического развития, инструментом формирования информационного общества, общества, основанного на знаниях. Саммит Европейского совета, проходивший в Лиссабо-

не в марте 2000 г., подтвердил, что Европа безоговорочно вступила в эру общества, основанного на знаниях, и отметил: успешный переход к экономике и обществу, базирующимся на знаниях, должен сопровождаться переходом к концепции обучения в течение всей жизни.

А.М. Новиков подчеркивает: «Динамичное, постоянно меняющееся общество должно и образование иметь столь же динамичное. Это свойство формулируется понятием непрерывного образования. Если раньше в эпоху индустриализма человек учился 10-15 лет, чтобы потом всю жизнь работать на выбранном (или назначенном ему) месте, то теперь полученное образование устаревает настолько быстро, что переучиваться надо постоянно. Существующая ныне образовательная система, понятно, не готова к такому требованию. Непрерывность - одна из черт нового образования, присущая наступающей постиндустриальной эпохе.

Кроме того, она требует людей, у которых как бы "будущее в крови". Знание становится все более смертным. Сегодняшний факт завтра становится заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - совсем нет. Однако школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться» [2, с. 40].

Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе в целях повышения уров-

ня знаний, навыков и профессиональной компетенции.

С прагматической точки зрения непрерывное профессиональное развитие рассматривается как средство адаптации трудовых ресурсов к требованиям изменяющегося производственного процесса и условиям функционирования глобального рынка. Иметь в распоряжении персонал с актуальным набором знаний - экономическая необходимость для работодателя, а иметь багаж знаний, умений, навыков, компетенций, отвечающих требованиям рынка труда, быть востребованным в течение всей жизни этим рынком труда - экономическая задача работника.

Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы: обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, навыков; обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

К методам непрерывного профессионального развития относятся: формальные (первичное получение профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, обновление знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования, через институционально оформленные структуры); неформальные - обучение вне пределов институционально оформленного сектора образования (на рабочих местах, в музеях, общественных центрах, клубах, профсоюзах и др.).

Важным является, что непрерывное профессиональное развитие обеспечивает заинтересованность многих субъектов экономического рынка и в обе-

спечении конкурентоспособности работника на рынке труда, и в личностном развитии работника, формировании его активной гражданской позиции, постоянном обогащении творческого потенциала личности.

Академик РАО А.М. Новиков был в ряду тех ученых, которым всегда было абсолютно очевидным, что образованию будет принадлежать ключевая роль в эпохе нового постиндустриального общества. Однако он очень метко подмечает: «что вводимая система так называемых образовательных «инноваций» напоминает часто попытки усовершенствовать керосиновую лампу, когда уже давно есть электрическое освещение [2, с. 5].

Так почему же мы упорно продолжаем усовершенствовать керосиновую лампу? Видимо, ответ на этот вопрос лежит в плоскости готовности и способности современного педагога к освоению инновационной деятельности.

Сегодня в нашем обществе созданы реальные предпосылки для обновления всей системы образования. Качественное образование - это то, которое обеспечит успех в будущем, иное качество жизни (образование, которое учит самообразовываться и применять знания самостоятельно всю жизнь), то есть непрерывная составляющая образования становится доминантой.

«Будущее сегодня наступает чрезвычайно стремительно. Оно - в изменениях политики и экономики, культуры и социальной сферы, в изменении индивидуальных и общественных отношений, в изменении идеальных моделей образа жизни и ее стандартов... Будущее наступает гораздо быстрее, чем в прошлые эпохи.

Причиной тому - стремительный переход человечества в совершенно но-

вую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития.

К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. В том числе и в первую очередь готовить си-

стему образования для этого будущего. Ибо «... именно образованию в новом постиндустриальном обществе принадлежит ключевая роль» [2, с. 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А.М. Профессиональная педагогика: монография. М.: Эгвест, 2008.

2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: монография. М.: Эгвест, 2008. 151 с.

3. Прохорова Г.Е. К вопросу о педагогиче-

ской инноватике // Педагогические исследования в условиях инновационного развития России (День науки на кафедре технологий и профессионального образования): сборник научных трудов / под ред. В.А. Кальней. М.: АСОУ, 2014.220 с.

УДК 372: 37.012.2

Н.Б. БАРАННИКОВА

РАЗРАБОТКА П.Ф. КАПТЕРЕВЫМ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО НАЧАЛ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассматриваются вопросы реализации общечеловеческих и национальных ценностей в концепции семейного воспитания российского педагога П.Ф. Каптерева (1849-1922), его исследования по истории первоначального воспитания, теория семейного воспитания.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, семейное воспитание, история педагогики, общечеловеческие ценности, национальные ценности.

The article views the problematic of humanitarian and public values in the conception of family education by PF Kapterev, the Russian pedagog and educator, his researches of education history and theory of family education.

Key words: pre-school education, family education, history of pedagogics, human values, national values.

Творческая деятельность П.Ф. Каптерева проходила в условиях становления в России новых, буржуазно-де-

© Баранникова Н.Б., 2015

мократических отношений, вызвавших значительные преобразования в традиционном укладе жизни. Комплекс социальных и культурно-исторических причин привел к кризису семейно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.