Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования морского образования'

Проблемы совершенствования морского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION OF SEAFARERS / CONTINUING EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ МОРЯКОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасев Владимир Владимирович

В статье поднимается вопрос о морском образовании, как процессе формирования у человека навыков к самообучению, самосовершенствованию. Рассматриваются побудительные мотивы к этому и задачи подготовки моряков в концепции непрерывного образования. Определены отличительные признаки системы непрерывного образования, как процесса, в ходе которого учебная деятельность личности является неотъемлемой и естественной составляющей частью всего образа жизни человека в любом его возрасте. Обращается внимание на особенности морского образования какими должен быть сам специалист и его подготовка для осуществления морехозяйственной деятельности. Отмечается, что главным императивом образованного человека является знание и понимание им окружающего его мира и своего места в нем. Поэтому становится вполне очевидным и необходимым его обучение и воспитание в духе понимания всего значения Океана, его прибрежных районов для общества, а значит и выработка стандартов этого обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF MARITIME EDUCATION

The article raises the question of maritime education as a process of formation in human skills for self-learning, self-improvement. We consider the motivations and objectives of this training of seafarers in the concept of lifelong learning. Defined features of the system of continuous education, as a process in which the individual educational activity is an integral and natural part of part of the whole way of life in any of its age. Attention is drawn to particular maritime education what has to be very skilled and his preparation for the implementation of marine economic activities. It is noted that the main imperative of an educated man is the knowledge and understanding of the world around him and his place in it. Therefore, it is quite obvious, requiring training and education in the spirit of understanding of the entire value of the Ocean and its coastal areas to society and, therefore, to develop standards of training and education.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования морского образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-37 УДК 37

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Карасев В.В.

В статье поднимается вопрос о морском образовании, как процессе формирования у человека навыков к самообучению, самосовершенствованию. Рассматриваются побудительные мотивы к этому и задачи подготовки моряков в концепции непрерывного образования. Определены отличительные признаки системы непрерывного образования, как процесса, в ходе которого учебная деятельность личности является неотъемлемой и естественной составляющей частью всего образа жизни человека в любом его возрасте. Обращается внимание на особенности морского образования - какими должен быть сам специалист и его подготовка для осуществления морехозяйственной деятельности. Отмечается, что главным императивом образованного человека является знание и понимание им окружающего его мира и своего места в нем. Поэтому становится вполне очевидным и необходимым его обучение и воспитание в духе понимания всего значения Океана, его прибрежных районов для общества, а значит и выработка стандартов этого обучения и воспитания.

Ключевые слова: образование моряков; непрерывное образование.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF MARITIME EDUCATION

Karasev V.V.

The article raises the question of maritime education as a process offormation in human skills for self-learning, self-improvement. We consider the motivations and objectives of this training of seafarers in the concept of lifelong learning. Definedfeatures of the system of continuous education, as a process in which the individual educational activity is an integral and natural part ofpart of the whole way of life in any of its age. Attention is drawn to particular maritime education - what has to be very skilled and his preparation for the implementation of marine economic activities. It is noted that the main imperative of an educated man is the knowledge and understanding of the world around him and his place in it. Therefore, it is quite

obvious, requiring training and education in the spirit of understanding of the entire value of the Ocean and its coastal areas to society and, therefore, to develop standards of training and education.

Keywords: education of seafarers; continuing education.

Страна сейчас в своем развитии проходит этап всестороннего реформирования. Ряд реформ государством обозначены, как приоритетные, в том числе и реформа системы образования, причем, в общем числе, она ставится на первое место и это правильно! Инвестиции в человека должны стать главным приоритетом государственной деятельности, поскольку такие инвестиции являются самыми эффективными.

Образование, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенном в его знаниях, умениях, созидании, творческой деятельности, познавательном отношении к мирозданию - необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры Человека. Пути получения образования - обучение и самообразование. Основной из них - обучение, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности личности.

Развитие индивидуальных способностей, интересов личности происходит в процессе дифференцированного обучения и тесно связан с воспитанием.

Воспитание, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества осуществляется через организацию всей жизнедеятельности человека. В его процессе тесно взаимодействуют личность, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и весь социум, в котором живет личность с первых своих дней и до конца. И этот процесс образований и воспитания уже по определению своему является непрерывным, как и сама жизнь.

Самооценка, оценка личности самой себя, своего места в социуме, шкалы, по которой она определяет свои качества, является главным мерилом и регулятором ее поведения в обществе. Понятие «образованный человек» становится синонимом обладателя культурных ценностей. Образованный человек, прежде всего, должен быть образован гуманитарно:

• знать язык своего народа;

• много читать, понимать и адекватно соотносить прочитанное с явлениями жизни;

• грамотно писать, стилистически правильно выражая свои мысли и чувства;

• уметь устно изъясняться с собеседниками, любой аудиторией т.е. говорить связно, логично, не затрудняясь поиском необходимых слов и речевых оборотов;

• владеть иностранными языками: читать, писать, говорить свободно с носителем языка на любые темы, возникающие в ходе общения;

• знать историю не только по учебным изданиям, но и изданиям историков прошлого и многое, многое другое, что накопил народ в ходе своего развития.

Вот все это и должно быть признаком определения образованного человека и это только предпосылки, первичные общие знания перед тем, как стать ему специалистом в выбранной для себя области профессиональной деятельности, кем бы при этом не собирался быть! Геологом, как Вернадский, биологом, как Вавилов, моряком, как Крузенштерн т.д.

Проблема образованности в теории и практике образования состоит в постоянном противоречии между накопленным человечеством знанием и индивидуальными способностями и потребностями личности в их усвоении и использовании.

Темпы развития общества непрерывно растут. Сегодня формируются новые стереотипы культурности и образованности, исходя из накопленных человечеством ценностей и определения их степени важности для себя, Эти стереотипы в ближайшей перспективе станут ориентирами в стратегических поисках новых технологий образования и структурно-организационных моделей образовательных механизмов. У разных поколений подобные стереотипы меняются исходя из реалий, но главное должно быть незыблемым - это культура и история своего народа в веках его существования. Поэтому, более чем резонен вопрос о содержании понятия «образованный человек» в наступившем 21 веке.

Императив культурности может определяться по-разному, к примеру, как стремление к реализации высших ценностей и идеалов личности, знание мира и его понимание, определение своего места в нем, способность к творчеству, готовность и стремление к дальнейшему развитию. Образованному человеку должны быть присущи терпимость или толерантность, адекватность его времени, среде и ситуации, культура интеллектуальной и производственной деятельности, культура нормативного поведения и социального взаимодействия в социуме, отсюда культура саморегуляции и личностного самоопределения, наконец, общецивилизованная культура и социальная ответственность.

Для определения общих принципов построения системы образования в целях реализации всего комплекса вышеперечисленных задач необходимо дифференцировать по времени этапы

образованности, сформировать модели минимума и некоего максимума образованности культурного человека по степени его взросления:

• 1 этап - обучение социально необходимому минимуму знаний: семья - дошкольное учреждение -общая школа;

• 2 этап - обучение профессии, социально необходимому минимуму специальных знаний и навыков в специальных профессиональных учебных заведениях;

• 3 этап - обучение в области практической деятельности, на производстве совершенствование общего и специального профессионального образования, освоение и совершенствование «.. .всего того, что выработало человечество...» и непрерывно продолжает вырабатывать.

Таким образом возникают контуры концепции и принципов непрерывного образования. К слову сказать, подобная постановка вопроса о непрерывном образовании вполне может считаться появлением признаков нового определения, характеристики образованного человека в современном обществе, суть которых можно было бы сформулировать следующим образом:

• образованный человек - тот, кто учится всю свою жизнь;

• человек, владеющий профессией, осуществляющий деятельность в какой либо сфере общества в его интересах, совершенствует эту свою деятельность, продолжает учиться и переучиваться, исходя из требований времени, всю свою жизнь;

• общество, по мере своего развития, учит человека всю его жизнь.

В этом смысле непрерывное образование должно рассматриваться как обязательное непременное условие развития взаимных отношений общества и человека, в которых усилия на реализацию задач в этой части должны быть обоюдно равными: личность получает от общества услуги по ее обучению и развитию под его контролем, затем компенсирует эти затраты общества на ее обучение своей работой в интересах общества, на условиях его развития, непрерывно совершенствуя свою деятельность на протяжении всей своей жизни, развиваясь вместе с самим обществом, являясь его самым главным потенциалом. В качестве главной цели всего этого процесса должно рассматриваться пожизненное обогащение творческого содержания этого потенциала.

Подобный подход к системе образования современного человека будет в таком случае иметь все основания называться современной системой взглядов на образовательный процесс, в ходе которого учебная деятельность личности является неотъемлемой и естественной со-

ставляющей частью всего образа жизни человека в любом его возрасте. Такая система взглядов предусматривает необходимость непрерывной достройки образовательной лестницы все новыми ступенями, рассчитанными на различные периоды взрослой жизни человека, исходя из требований времени и общества.

В общем-то говоря, концепция непрерывного образования, сама по себе, не нова. Ростки ее можно обнаружить у таких мыслителей как Конфуций, Платон, Сократ, Сенека. В более позднем периоде идеи его находятся в высказываниях Руссо, Вольтера, которые достижение полноты человеческого развития как раз увязывали с непрерывностью этого процесса. Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский.

В начале прошлого столетия у нас в стране сформировалась новая система образования, которая, на наш взгляд, дала новую интерпретацию идее непрерывного образования. Появились новые виды и формы образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения их профессиональной квалификации. К сожалению, к концу 60-х годов такая концепция непрерывного образования, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, была отодвинута на обочину новаторских идей в процессе совершенствования системы образования, так и не успев стать центральной.

Сам термин «непрерывное образование»впервые мы находим в материалах ЮНЕСКО в 1968 г. и только после опубликования доклада комиссии Э. Фора в 1972 г. было принято решение ЮНЕСКО признать непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией»для реформ образования в странах мира. В 1989 г. руководством СССР была принята Концепция непрерывного образования, в которой была заложена идея «стимулирования продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества».

Как видим из вышесказанного, нового в самой идее непрерывного образования ничего нет - давно уже до нас все это выдвигалось в качестве образовательных принципов. Осталось дело за малым - реализовать нам все эти идеи, «надстраивая» новые знания над своим прежним «базовым» образованием. Как? Каким образом, какими методами и технологиями? Как все это применить к нашему морскому образованию (а нас, моряков, прежде всего волнует оно)?

На наш взгляд, необходимо начать с того, что всем нам надо определиться в том, а что, собственно говоря, сегодня считать «морским образованием». Причем, не на уровне общепонятийной дискуссии, но на уровне определения государственного стандарта. Каким критериям в современных условиях развития общества, с учетом его достижений и перспектив развития

должно отвечать то образование, которое претендует на то, чтобы называться именно морским. Какие направления деятельности должны подпадать под эти критерии? Какие специальности могут и должны называться морскими, каким стандартам они должны отвечать и т.д.

Корнем слова образование является слово «образ». Было бы разумно, говоря о морском образовании, сначала четко представить для себя образ того, к чему мы хотели бы стремиться при обучении и просвещении человека, готовящегося к морехозяйственной деятельности, независимо от его специальности.

На сегодня сложилась довольно узкоспециализированная категорийность в перечне т.н. морских профессий. Это и чисто традиционно морские специальности такие, как судоводители, механики различного назначения, радиосвязь специальности, просто связанные с морем, например, гидростроители, геологи, добыча разных ресурсов со дна моря, это и специальности по исследованию моря, наука.

Но время и темпы развития человечества ставят перед ним все новые и новые задачи по освоению мирового океана, новых сфер деятельности на нем.

И, если помнить, что его площадь составляет 75% от площади всей Земли, это заставляет вести постоянно поиски все новых сфер приложения достижений науки и техники, всего того, что наработал человек. Значит нужен и другой подход к определению того, а каким должен быть сам человек и его подготовка для осуществления своей морехозяйственной деятельности на акватории мирового океана с прилегающими морями и прибрежными территориями.

Сегодня современная наука не может даже приблизительно обозначить границы всего потенциала мирового океана в его значении для жизнедеятельности человека. Хотя при этом то, что он уже успел «натворить» на самой суше, заставляет с опаской прогнозировать результаты его деятельности на акватории океана, когда она приобретет характер глобальный и всесторонний! Но, тем не менее, время не остановишь - просто нам всем необходимо извлечь полезные уроки из того, как мы на суше «наразвивались», учесть эти уроки при определении критериев подготовки человека к его работе в океане.

Если принять главным императивом образованного человека знание и понимание им окружающего его мира и своего места в нем, то становится вполне очевидным и необходимым его обучение и воспитание в духе понимания всего значения океана, его прибрежных районов для общества, значит и выработка стандартов этого обучения и воспитания, независимо от его профессиональной деятельности.

В этом смысле, сегодня уже мало обучить человека, например, профессии судоводителя (механика) и пр., т.е. простым алгоритмам управления судном при выполнении тем определен-

ной узкохозяйственной задачи. В наш-то век техники, электроники, современных инновационных и информационных технологий! Практически, если утрируя, можно выполнять это, не выходя из кабинета на берегу. А значить и задача обучения человека этим алгоритмом становится тоже уже не такой сложной, как, например, во времена отсутствия электроники и компьютеров. Сегодня требуется в корне пересмотреть сами принципы профессиональной подготовки человека для морехозяйственной деятельности.

Ведь только перечислить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность человека на море, выработанные за все время этой деятельности потребуется не один и не два часа и даже не день! А процесс выработки нормативов единого подхода к общечеловеческой деятельности на море постоянно идет и развивается, международные специально созданные органы ведут в этом направлении непрерывную работу в рамках различных конвенций и соглашений! И результаты этой работы, в виде принимаемых международных правовых норм и актов, необходимо применять в духе договоренностей, причем правильно и грамотно, на высоком профессиональном, как говорят, уровне. Нарабатывается определенная правоприменительная практика, которую тоже необходимо анализировать, изучать ее опыт, перенимать его, применяя в своей практической деятельности с целью получения эффективной отдачи от этой деятельности при гарантиях соблюдения всех этих правовых условностей, оговоренных и принятых мировым сообществом.

И просто зачитать на нескольких лекциях в морском образовательном учреждении будущему специалисту наличие и значение таких правовых документов уже давным-давно стало просто мало. Требуется гораздо большее, не осознанное в полной мере даже теми, кто сегодня эти лекции читает!

Если сегодня взять за пример для обсуждения специальность судоводителя, то мало ему судоводителю сегодня просто знать, как провести судно из пункта А в пункт В. Требуется знать громадный объем дополнительных знаний в области как международного так и национального права и его разных разделов, гражданского права, трудового законодательства. А область взаимоотношений человека в коллективе (экипаже) да еще в условиях автономности! А вопросы оказания медицинской помощи, принципы которой тоже регламентируются международными правилами и нормами! А вопросы организации спасения человека на море! И многое, многое другое, что ставит условием быть морскому специалисту наряду с профессионалом в своей области еще и юристом, и экологом, и спасателем, и врачом, и психологом, и еще многим тем, что требуется в такой весьма специфической области, какой является сегодня область морехозяй-ственной деятельности. За 4-5 лет в ВУЗе всему этому человека не научить, тем более, что он

по своей молодости еще не приобрел того жизненного опыта, который дает понимание смысла всех требований подобных документов, а значит и правильного их применения.

Таким образом мы подходим к необходимости пересмотра стандартов морского образования, если мы хотим готовить и воспитывать человека для его будущей профессиональной деятельности на море, Человека образованного в полном смысле этого слова т.е. наряду с владением узкоспециальных профессиональных знаний знающего и понимающего как мир вокруг себя, так и себя в этом мире, а в нашем случае это взаимосвязь «человек-океан-суша». Вот тут, как раз и кроется самая главная наша проблема, проблема восприятия нами мира в котором мы с Вами живем, проблема понимания этого мира во всем его многообразии для нас с Вами, как его использовать с максимальной эффективностью в наших целях! Как при этом сохранить, приумножить его для наших потомков да так, чтобы он был и оставался для нас всех самой комфортной средой обитания, чтобы человек и среда эта стали, наконец, тем единым и целым чем нас создали изначально!

Тут будет уместным упомянуть (хотя тут следовало бы не «упоминать», а изучать, как некую программу) Хартию океанов. Так вот, понимая, что океаны и их ресурсы являются важнейшим элементом жизни на нашей планете, международное сообщество приняло эту Хартию, которой как раз и признается совершенно необходимым понимание этого всеми людьми, населяющими нашу планету. В ней утверждается обязанность всех государств признать абсолютно необходимым обеспечение здорового состояния океанической среды и рационального, безопасного и устойчивого использования океанических ресурсов, признается необходимость помнить, что выполнение этого требования принесет значительную и долговременную пользу жителям всей планеты. В ней подчеркивается огромное значение деятельности, направленной на приобретение знаний, необходимых для понимания океанов и сопредельных морей с целью выработки и утверждения политического курса, правил и стандартов, обеспечивающих защиту океанической среды, разумное использование морских ресурсов. Вот так, именно! Огромное значение деятельности, направленной на приобретение знаний. Иными словами образованию.

Нет необходимости тщательно анализировать наши стандарты в этой части в системе профессионального морского образования, чтобы понять, как они сегодня отстают от задач современности. О качестве его вообще отдельный разговор. Много, так называемых, молодых специалистов прошло за время нашей работы на флоте, как говорят, через наши руки. Немногие из них, работая уже какое-то время по специальности толком, к примеру, могли осознано объяснить суть норм, закрепленных в «Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененную протоколом 1978 г. к ней» МАРПОЛ 73/78 -так, общие,

совершенно неквалифицированные суждения, а ведь речь идет о морских профессионалах и их понимании норм этой Конвенции, а значит и их применения в их профессиональной деятельности. И это только для примера, один из сотен таких по важности документов! К сожалению, таких примеров не счесть и по другим вопросам образовательного характера, которые для меня капитана с многолетним опытом, более чем очевидно, говорят о громадном разрыве между сложившейся системой профессиональной подготовки морских кадров и практикой наших дней, реалиями современной морской нашей профессиональной жизни.

Практически, выпускник морского образовательного учреждения, придя на судно, начинает учиться заново. При этом его теоретические знания даже и по узкопрофессиональным дисциплинам оставляют желать лучшего. Многие скажут (и говорят), что существует система тренингов, практических занятий по повышению своего профессионального уровня, так называемая техучеба и пр.

Да, существует! Но не эффективна, поскольку не предусматривает слабой изначальную подготовку специалиста, неэффективна на условиях принуждения и обязательности без каких-либо стимулов, кроме как жупела профнепригодности, да и то настолько эфемерного, что и не стоит говорить. Даже, если и придется избавится от такого «специалиста» - он завтра появится, пускай в менее престижной, но тоже морской компании, по своей специальности. Но, ведь в любой компании, даже самой незначительной, работа моряка судоводителя связана, прежде всего с выполнением обязанностей по обеспечению безопасности. Безопасности людей, безопасности грузов, безопасности судна, наконец, безопасности окружающей среды-безопасности мореплавания. А он четко не освоил те минимальные стандарты, причем международные, предъявляемые к его специальности, к его должности.

Следует отметить, что значительная часть выпускников не владеют английским языком, даже на уровне требований выполнения своих должностных обязанностей, не владеют навыками применения новых принципов организации службы на флоте по минимальному кругу своих обязанностей в соответствии с вводящимися в действие новыми нормативными всевозможными документами, регулирующими вопросы мореплавания, не владеют основами программного обеспечения своей работы, попросту, часто не владеют компьютером на современном уровне, слабо ориентируются в современных проблемах своей работы на профессиональном уровне на международном рынке судоходной деятельности, за исключением отдельных специалистов. Много тому объяснений и причин. Сразу и однозначно на них и не укажешь. Но, одно остается без сомнений - это проблема системы образования, воспитания, подготовки современного и образованного специалиста. Проблема системы, которая должна аккумулиро-

вать в себе все те принципы, о которых в последние годы все настойчивее говорит общество, специалисты.

Без глубокого системного реформирования всей системы образования, воспитания и образованности людей, причем буквально в ближайшие годы, мы просто не сможем эффективно реализовать наше преимущество перед другими странами, преимущество громадного потенциала наших людских ресурсов в конкуренции на мировых рынках, потенциала творческого развития личности. Уже сейчас, я убежден, необходимо делать прорыв в пересмотре всех государственных стандартов в области морского образования. Требуется качественно пересмотреть содержание требований у нас к этим стандартам, исходя из приоритета использования всего потенциала океана, прилегающих морей и берега, заселяющегося человеком, исходя из общемировых тенденций развития.

Большую роль в этом деле должны, на наш взгляд, сыграть те требования, которые сегодня предъявляет к специалисту практическая сфера деятельности т.е. флот, требования его эксплуатации в самом широком смысле этого слова. Необходимо постоянно развивать и углублять связи между производством и профессиональной школой в самых различных формах. Эти связи сегодня практически отсутствуют, а значит, необходимо их заново выстраивать.

Какими потерями все эти изъяны оборачиваются на деле для общества?

Можно только предполагать. Сегодня никто не анализирует во что оборачиваются диспропорции между потребностью и количеством выпускаемых специалистов как в экономическом, так и социальном плане, в условиях реального состояния сегодняшнего флота. Тоже проблема. Другой стороны медали.

И тоже нужен системный подход к ее решению. Например, пересмотром стандарта подготовки того же судоводителя, не просто судоводителя, а еще и как специалиста в области логистики, или маркетинга, или менеджера какого-нибудь одной из морских сфер производства. Сегодня он востребован узко, как судоводитель, завтра, в силу необходимости, уже как маркетолог и т.д.

Почему бы не создать такой стандарт подготовки специалиста, востребованного по мере необходимости нуждами общества? На принципах непрерывного образования. Так, что такое это самое непрерывное образование?

В последнее время все чаще о нем говорят на различных уровнях и специалисты и неспециалисты. По разному о нем отзываются - от безоговорочного одобрения до прямо противоположного. Сегодняшние темпы научно-технического прогресса, развития общества ставят нас перед фактом, что полученного сегодня профобразования, во всяком случае инженерного,

в общепринятом смысле слова, хватит по своим потенциальным возможностям специалисту лет на 5-8, максимум на 10. А что дальше? А дальше такой специалист, если ему не идти в ногу со временем, уже будет не отвечать по своим возможностям уровню, предъявляемых к его специальности, требований. Необходимо будет либо переучиваться, либо менять занимаемую им должность на более низкую по требованиям к ее уровню.

Система непрерывного образования решает эту проблему. Но это должна быть именно система, причем государственная, а не разговоры о ней. Уже сейчас, поскольку реформирование системы образования объявлено приоритетной в социальной политике государства на ближайшие годы, необходимо вырабатывать на первых порах концепцию этой новой системы для внесения в Правительство на рассмотрение с тем, чтобы она органично была вплетена в общую систему образования уже в реформированном виде. Причем, тут будет уместным напомнить о том, что в 2003 г. мы присоединились к Болонской конференции (1999 г.), взяв на себя обязательство интегрироваться своей образовательной системой в общеевропейскую в рамках общей Европы. При этом нам надо удержаться от тех «модных» течений в области реформирования образования других стран, которые не дают покоя иным реформаторам, готовым безоглядно перенимать чужой опыт без попыток его увязать с нашими традициями, с традициями нашей образовательной школы, а она у нас далеко не самая худшая, как некоторые представляют. Нам есть чем гордиться в этом плане. Мы бы сами поделились опытом здесь еще со многими и многими. Но вот только как бы совсем не загордиться тем, на чем мы практически сегодня топчемся. Отстает страна сегодня во многих областях своей деятельности.

Нам необходим буквально прорыв в новых технологиях. А без специалистов новой формации его нам не совершить.

Если сравнить, хотя бы в первом приближении систему традиционного образования и те критерии, которые могли бы отличать признаки системы непрерывного образования, то вполне очевидным преимуществом последнего (при условии решения проблем стандартов и технологий) становится:

• охват образованием всего периода жизни человека;

• вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами, уровнями образования человека;

• увязка общего, политехнического и профессионального образования;

• гибкость системы образования;

• разнообразие содержания, средств, методик, времени и места образования;

• ориентация на целостное развитие личности на протяжении всей его жизни;

• повышение возможности трудовой и социальной адаптации в быстро, меняющихся условиях социально-экономического развития общества;

• ориентация содержания обучения на опережение развития общества;

• многовариантность профессиональной карьеры, реализации личных навыков и качеств;

• содержание образования включает в себя сам процесс, опыт приобретения, практического применения знаний, умений, навыков, опыт их приобретения, личностный опыт;

• формирование развивающейся личности, подготовленной к универсальной деятельности, имеющей сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способной к самостоятельному планированию и реализации своих целей созвучным целям общества.

При этом, стоит заметить, что в таком виде предназначение непрерывного образования будет состоять еще и в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки, в пополнении знаний в связи с постоянно возникающими все новыми и новыми требованиями жизни, профессии, общества.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что личность, вовлекаемая в систему такого образования, должна быть мотивирована на эти цели, заинтересована и стимулируема обществом. Должны быть созданы социальные ориентиры и цели развития личности. Тут должно сказать свое слово государство.

Необходимо подключить отраслевые министерства, ведомства и, самое главное, всех тех, кто работает на море и возле него, кому небезразлична судьба наша, наших потомков. Необходимо предложить конкретную программу действий по реализации задач, поставленных нашим Президентом в качестве второго слова, которое государство должно сказать уже в 2016 г., вслед за своим первым словом в области реформирования системы морского образования, как составной части общей системы образования на новых принципах его непрерывности.

Список литературы

1. Доклад комиссии ЮНЕСКО под руководством Э. Фора «Учиться, чтобы быть. Мир образования сегодня и завтра» (Edgar Faure.'«Learning to be. The world of education today and tomorrow». 1972.

2. Карасев В.В. Концепция информационной системы управления образованием в Дальрыб-втузе (ТУ) (тезисы) Наука и учебный процесс. Межвузовская научно-методическая конференция. 17-19 декабря 1996 г. - Владивосток, 1996.

3. Коммюнике Конференции Министров по высшему образованию, Берлин, 19 сентября 2003 г.

4. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море,1974 с поправками (SOLAS-74).

5. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, 1978/1995, с поправками (STCW-78/95).

6. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Резолюция IMO А.741(18), 1995.

7. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2000 г. Пр-1387.

8. Нечаев Н.И. Концепция непрерывного образования // Специалист. 1996. №4. С. 2-3.

9. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. №3. С. 11-17.

10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

11. Федеральная целевая программа «Мировой океан». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. №11 «О федеральной целевой программе «Мировой океан»», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. №192 «О разработке федеральной целевой программы «Мировой океан»», Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. №649.

12. Karasev V.V. Globalization of marine people resource. International association of maritime universities proceeding of inaugural assembly, 26-29 June 2000, Istanbul, Turkey, рp. 16-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Doklad komissii JuNESKO pod rukovodstvom Je. Fora «Uchit 'sja, chtoby byt'. Mir obrazovanija segodnja i zavtra» [Report of the Commission for the UNESCO-led E. Faure «Learning to be. The world of education today and tomorrow»] (Edgar Faure. «Learning to be. The world of education today and tomorrow». 1972.

2. V.V. Karasev Doklad komissii JuNESKO pod rukovodstvom Je. Fora «Uchit 'sja, chtoby byt'. Mir obrazovanija segodnja i zavtra» [The concept of education management information system in Dalrybvtuze] (TU) (abstract) Science and the learning process. Interuniversity scientific - methodical conference. 17-19 December 1996. - Vladivostok, 1996.

3. Kommjunike Konferencii Ministrov po vysshemu obrazovaniju [Communiqué of the Conference of Ministers of Higher Education]. - Berlin, 19 September 2003.

4. Mezhdunarodnaja konvencijapo ohrane chelovecheskoj zhizni na more [The International Convention for the Safety of Life at Sea], 1974, as amended (SOLAS-74).

5. Mezhdunarodnaja konvencija po podgotovke i diplomirovaniju morjakov i nesenii vahty [International Convention on Training and Certification and Watchkeeping for Seafarers], 1978/1995, as amended (STCW-78/95).

6. Mezhdunarodnyj kodeks po upravleniju bezopasnoj jekspluataciej sudov i predotvrashheniem za-grjaznenija [International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention]. IMO Resolution A.741 (18), 1995.

7. Morskaja doktrina Rossijskoj Federacii na period do 2020g [Naval Doctrine of the Russian Federation until 2020g.] Utverzhdena President of the Russian Federation on July 27, 2000 Ex-1387.

8. Nechayev N.I. Koncepcija nepreryvnogo obrazovanija [The concept of lifelong education] // Spetsialist. 1996. №4. Pp. 2-3.

9. Novikov A.M. Principy postroenija sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [Principles of construction of system of continuous professional education]. Pedagogika. 1998. №3. Pp. 11-17.

10. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 11.02.2002 g. [The Ministry of Education of the Russian Federation 11.02.2002 g.] №393 «On the concept of modernization of Russian education for the period till 2010».

11. Federal'naja celevaja programma «Mirovoj okean» [The Federal Target Program «World Ocean»]. Approved by Presidential Decree of 17 January 1997. №11 «About the federal target program «Oceans» Government Decree of 22 February 1997. №192 «On the development of the federal target program «Oceans» Resolution of the Government of the Russian Federation of November 17, 2004. №649.

12. Karasev V.V. Globalization of marine people resource. International association of maritime universities proceeding of inaugural assembly, 26-29 June 2000. - Istanbul, Turkey. Pp. 16-19.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Карасев Владимир Владимирович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой Судовождение

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет ул. Луговая, 52Б, г. Владивосток, Приморский край, 690087, Россия e-mail [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Karasev Vladimir Vladimirovich, candidate of technical Sciences, Professor, head of Department of Navigation

Eastern state technical fisheries University

52B, Lugovaya st., Vladivostok, Primorsky Krai, 690087, Russia

e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.