Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование при подготовке специалистов'

Непрерывное профессиональное образование при подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Н. Савина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование при подготовке специалистов»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л. Н. Савина, заместитель директора по учебной работе Колледжа ландшафтного дизайна № 18 г. Москвы

В докладе Минобрнауки России Госсовету в мае 2006 г сделано концептуальное заявление о том, что «жизнь исчерпала первоначальное значение ступеней НПО и СПО и поставила необходимость интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности». В этой связи одним из направлений модернизации профессионального образования является реализация непрерывного разноуровневого профессионального образования, предусматривающая, на наш взгляд, создание программно и учебно-методического комплекса на основе интеграции, системного и компетентного подхода к подготовке профессиональных рабочих и специалистов; единства и координации учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения, посредством обновления содержания профессионального образования и применения новых технологий образования и воспитания.

Поиск оптимизации содержания образования, форм контроля, разработка модели профессиональной деятельности в учебном процессе, позволяющей проверить готовность специалиста к выполнению всех трудовых функций, легли в основу экспериментальной работы нашего колледжа по теме: «Разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования».

Особенностью построения воспитательной работы в колледже является создание стройной системы, позволяющей органично и продуктивно развиваться обучающемуся в гуманистической атмосфере образо-

Схема 1

вательного учреждения, коллектива профессионалов и единомышленников. Совершенствование воспитательной системы идет ступенчатым путем: от простого к сложному. Эксперимент доказал, что только последовательное и одновременное изменение всех компонентов воспитательной работы приводит к реальным результатам. Поэтому выстроены программы роста всех членов образовательного сообщества -преподавателей, кураторов групп, студентов (схема 1).

Приоритетной проблемой экспериментальной площадки, наряду с рассмотрением воспитательных аспектов, является и психолого-педагогическое обеспечение вариативных учебных планов, авторских рабочих программ нового поколения. Для этого разработаны и апробированы:

- рабочая концепция проектирования и моделирования развивающей среды в колледже;

- схема психолого-педагогического мониторинга развития студентов с первого по выпускной курсы, в центре которой находится оценка личностной зрелости, сформированности устойчивой мотивации на получение выбранной специальности (профессии), потребности в продолжении обучения на протяжении всей жизни;

- модель развивающей образовательной среды в колледже.

Одной из наших стратегических задач является создание в колледже такой образовательной среды, которая выступила бы средством раскрытия творческо-

СИСТЕМА РАБОТЫ КУРАТОРА ГРУППЫ

1. Планирование с учетом возрастных, психологических, мотивационно-профессиональных доминант

2. Система профориентированных классных часов

3. Экскурсионная, внеаудиторная работа, занятия по повышению профессионального уровня в рамках дополнительных образовательных услуг

СИСТЕМА ОБЩЕКОЛЛЕДЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. Коллективное планирование и разработка мероприятий

2. Последовательность

3. Постоянный рост уровня сложности

4. Увеличение доли учебной информации в проектировании общеколледжных дел и мероприятий профессиональной направленности

го и личностного потенциала обучающихся. Индивидуализация образования и воспитания как цель, а совместная групповая деятельность в коллективе как способ предполагают выявление творческого потенциала студентов, раскрепощение личности в учебном процессе, создание ситуаций, позволяющих обучающемуся реализовать и утвердить себя в выбранной им профессиональной деятельности, ощутить свою востребованность (что, в частности, укрепляет нравственную позицию и повышает психологическую устойчивость в подростковом и юношеском возрасте).

Важнейшим свидетельством социализирующего эффекта образовательной среды в колледже служат личностные изменения, указывающие на более высокий уровень социальной адаптации, на трансформацию потребностно-мотивационной сферы в направлении личностной зрелости.

Содержательная сторона образовательного процесса в колледже формируется исходя из требований Государственного образовательного стандарта СПО и НПО, пожеланий работодателей, определяется социальным заказом, рынком труда. Главными принципами и направлениями при разработке адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования мы считаем следующие:

1. Обновление содержания и структуры учебных дисциплин на основе внутри и междисциплинарной (предметной) интеграции и сопряжения, компетентного подхода, комплексности знаний, междисциплинарных связей, взаимосвязей теоретического и производственного обучения.

2. Разработка основополагающих компонентов педагогических систем по каждой дисциплине учебного плана.

3. Управление и контроль качества образования.

4. Государственно-частное партнерство.

5. Прогнозирование развития рынка труда и востребованности специалистов, подготавливаемых в учебном заведении, с целью мобильного реагирования на спрос и удовлетворение потребностей мегаполиса в необходимых высокопрофессиональных кадрах.

Актуальность выделенных принципов определила деятельность нашего учебного заведения в части реализации программ начального, среднего, дополнительного образования, трудоустройства выпускников и их трудовой адаптации на современном производстве. Суть экспериментальной деятельности колледжа в том, чтобы в максимальной степени обновить содержание образования с учетом требований потребителей кадров к профессионально значимым компетенциям специалистов отрасли, что, в свою очередь, позволяет выпускникам избежать сложностей, в том числе и адаптационного периода на производстве. Разработка данного направления особенно

важна на современном этапе перехода на образовательные стандарты 3-го поколения. Сокращению сроков трудовой адаптации также способствуют занятия на выпускном и предвыпускном курсах, имеющие модульно-компетентностный, комплексный характер, ярко выраженную практическую направленность, в ходе которых решаются производственные задачи с использованием навыков и умений, применяемых на производстве. Эти занятия проходят в виде деловых игр, проектных заданий, творческих отчетов на базовых предприятиях при непосредственном участии работодателей.

Условно в работе по экспериментальной теме можно выделить несколько этапов. На первом этапе нашей деятельности были созданы условия и определены формы (они находятся в процессе непрерывного развития) для инновационных и экспериментальных процессов. Точкой отсчета стали разработка и создание на основе профессиональных компетенций, предложенных работодателями (в укрупнено-обобщенном виде), педагогических систем или системного подхода в преподавании учебных дисциплин, а также максимально тесное, насколько позволяет ситуация, сотрудничество с нашими социальными партнерами - профильными вузами, потребителями кадров.

В результате такого сотрудничества постепенно сформировались модель подготовки специалистов, модель личности выпускника и модель педагога, работающего в рамках инновационной системы. Моделирование позволяет конкретизировать некоторые положения стандарта и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, сделать его более диа-гностичным, а значит, более результативным. Кроме того, модели способствуют самореализации студента и педагога.

Что мы понимаем под педагогическими системами?

Любой педагог в своей работе использует определенную педагогическую систему - лучшую или худшую. Специалиста-педагога отличает от самодеятельного педагога сознательный выбор и применение педагогической системы, наилучшей для данных конкретных условий, позволяющей выполнить социальный заказ общества на высокопрофессионального выпускника разных ступеней подготовленности. Педагогическая система включает в себя деятельность, как педагога, так и учащихся. Ее структура может быть представлена следующей схемой, все звенья которой, безусловно, между собой связаны (схема 2).

Каждый фрагмент схемы нами тщательно проработан как в обобщенном виде - на уровне организации образовательного процесса в целом по колледжу, так и конкретно на уровне каждой дисциплины учебного плана.

Осознанный подход к обучению и воспитанию состоит в четком понимании педагогических целей и задач всем инженерно - педагогическим коллективом и

Схема 2

СОЦИАЛЬНЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЗАКАЗ

1. Цели обучения и воспитания

4. Дидактические процессы

Абитуриенты

2. Обучающиеся

Обратная связь^^-

З.Содержание обучения и воспитания

6. Преподаватели и ТСО

Выпускники

5. Организационные формы

каждым преподавателем-предметником, мастером производственного обучения, а исходя из поставленных задач - правильном выборе технологий обучения. Приступая к педагогической деятельности, и на разных ее этапах, педагог должен достаточно точно и грамотно сформулировать для себя свою педагогическую задачу и столь же точно и ясно объяснить ее своим учащимся. Это совершенно необходимо для разумного, а не стихийного, взаимодействия обучающихся и преподавателей в достижении общей и важной для них цели обучения и воспитания - первый элемент разработанных педагогических систем. При организации образовательного процесса особое значение уделяется активизации деятельности учащихся. Как известно, об этом говорят и психологи, «деятельности без мотива не бывает». Эффективность обучения зависит от мотивации, т. е. от двух больших групп мотивов учения - это мотивы интереса, а также мотивы долга и ответственности в учении, что также учитывается каждым преподавателем при организации работы обучающихся на своих предметах (дисциплинах).

Если речь идет об изучении какого-либо предмета (дисциплины), то первый элемент педагогической системы представляет из себя совокупность следующих параметров:

- таксономия целей;

- диагностичное описание на объемно-содержательном уровне перечня учебных элементов из курса преподаваемого предмета (дисциплины), каждого его

раздела, каждой темы, тщательно отобранного на основе стандартов, квалификационных характеристик, требований работодателей к профессионально значимым компетенциям выпускников и расписанных поо-перационно с целью проведения контрольно-измерительных мероприятий. Все учебные элементы расписаны по направлениям: что обучающийся должен «знать», «уметь», о чем «иметь представление» (на минимальном и максимальном уровнях);

- методика изложения информации по выделенным учебным элементам, основанных на выборе оптимальных технологий обучения;

- создание системы контроля качества по дисциплинам, производственному обучению для определения уровня усвоения деятельности, ЗУН, компетенций;

- автоматизация некоторых видов деятельности учащихся;

- методика по определению уровня сформированных социальных свойств личности.

На втором этапе потребовалось сделать анализ содержания учебных дисциплин с целью междисциплинарной интеграции и тесного внутри- и межпредметного взаимодействия, а также анализ воспитательной среды и формирование социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для выявления специфики личностных, компетентных и деловых качеств будущего специалиста. В этой связи разработан ряд методик, позволяющих отслеживать конечные результаты учебно-воспитательной деятельности участников обучения.

В результате анализа всех звеньев образовательного процесса и деятельности его участников была создана модель адаптивных структурно-содержательных элементов подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования, имеющая модульно-компетентностную основу и позволяющая максимально контролировать учебно-воспитательный процесс с учетом требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, социальных партнеров в лице работодателей к выпускникам и обеспечить качественную подготовку специалистов для современного производства, индивидуализировать учебный процесс. Внутри учебного заведения на основе Государственного образовательного стандарта СПО и требований работодателей к уровню подготовки выпускаемых специалистов разработаны профессионограммы, которые включают в себя перечень знаний, умений и навыков, основанных на профессиональных компетенциях специалистов, в рамках преподаваемых дисциплин, позволяющих сформировать все необходимые профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Разработаны квалификационные характеристики обучающегося по каждой дисциплине, необходимые для обновления содержания дисциплин и приближения методик преподавания и их результатов к требованиям современного производства и работодателей. Свою работу мы пытаемся выстроить, определив для себя, что мы хотим получить на выходе и кто такой современный выпускник. Мы считаем, что это, прежде всего, творческая, самостоятельная личность, обладающая комплексом необходимых общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Наша цель - сформировать у выпускников независимость в профессиональной деятельности, чувство профессиональной ответственности за качество выполняемой работы. Мы понимаем, что в современных экономических условиях специалист, выходящий из стен нашего колледжа, должен быть мобильным, обладать коммуникативными качествами, конкурентоспособным, учитывать и удовлетворять запросы потребителей своей продукции, а значит, обладать позитивной амбициозностью, гибкостью, уме-

нием перестраивать технологию производственных процессов, творчески использовать профессиональные знания как в своей, так и, по необходимости, в смежных областях.

Концепция непрерывного образования в колледже реализуется на основе комплексного многоуровневого подхода к подготовке специалистов на компетент-ностной основе, единства и координации учебно-воспитательного процесса. Предусматривается гибкость всех ступеней образования, обеспечение преемственности и взаимосвязи начального, среднего и высшего профессионального образования определяется содержанием образования на основе современных образовательных технологий, что, безусловно, устраняет разрыв требований между уровнями образования, теоретическим и производственным обучением.

Обучающиеся, получая одинаковые стартовые возможности, исходя из своего интеллектуального потенциала, путем гибкого отбора, могут перейти на более высокую ступень обучения или завершить данный этап обучения и получить документ государственного образца о профессиональной деятельности. Использование целостного образовательного механизма позволяет выпускнику чувствовать себя комфортно в производственной сфере, работать в условиях стандартизации и сертификации качества труда.

Структура содержания образовательной программы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов рассматривается с точки зрения ее конкретного наполнения, сочетания разноуровневой профессиональной (на интегрированной основе), естественнонаучной, гуманитарной подготовки с развитием личности обучающихся. С учетом ряда этапов построения ступенчатый учебный план поддержан многоаспектными программами развития личности обучающихся на основе системного подхода к обучению и предусматривает преемственность начального и среднего профессионального образования. Разработка и внедрение образовательной программы многоуровневой системы подготовки специалистов позволяет углубить профильную и уровневую дифференциацию.

п] Ь

—1 Если какая-то работа кажется вам тяжелой, она становится еще тяжелей. Неже- 1—

лание выполнять какую-то работу делает ее очень тяжелой. Даже самая маленькая работа будет для вас тяжела. Сопротивление работе делает ее огромной, непосильной и утомительной.

Шри Шри Рави Шанкар

Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. Единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

В. М. Гюго

^_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.