НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Л. Н. Савина, заместитель директора по учебной работе Колледжа ландшафтного дизайна № 18 г. Москвы
В докладе Минобрнауки России Госсовету в мае 2006 г сделано концептуальное заявление о том, что «жизнь исчерпала первоначальное значение ступеней НПО и СПО и поставила необходимость интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности». В этой связи одним из направлений модернизации профессионального образования является реализация непрерывного разноуровневого профессионального образования, предусматривающая, на наш взгляд, создание программно и учебно-методического комплекса на основе интеграции, системного и компетентного подхода к подготовке профессиональных рабочих и специалистов; единства и координации учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения, посредством обновления содержания профессионального образования и применения новых технологий образования и воспитания.
Поиск оптимизации содержания образования, форм контроля, разработка модели профессиональной деятельности в учебном процессе, позволяющей проверить готовность специалиста к выполнению всех трудовых функций, легли в основу экспериментальной работы нашего колледжа по теме: «Разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования».
Особенностью построения воспитательной работы в колледже является создание стройной системы, позволяющей органично и продуктивно развиваться обучающемуся в гуманистической атмосфере образо-
Схема 1
вательного учреждения, коллектива профессионалов и единомышленников. Совершенствование воспитательной системы идет ступенчатым путем: от простого к сложному. Эксперимент доказал, что только последовательное и одновременное изменение всех компонентов воспитательной работы приводит к реальным результатам. Поэтому выстроены программы роста всех членов образовательного сообщества -преподавателей, кураторов групп, студентов (схема 1).
Приоритетной проблемой экспериментальной площадки, наряду с рассмотрением воспитательных аспектов, является и психолого-педагогическое обеспечение вариативных учебных планов, авторских рабочих программ нового поколения. Для этого разработаны и апробированы:
- рабочая концепция проектирования и моделирования развивающей среды в колледже;
- схема психолого-педагогического мониторинга развития студентов с первого по выпускной курсы, в центре которой находится оценка личностной зрелости, сформированности устойчивой мотивации на получение выбранной специальности (профессии), потребности в продолжении обучения на протяжении всей жизни;
- модель развивающей образовательной среды в колледже.
Одной из наших стратегических задач является создание в колледже такой образовательной среды, которая выступила бы средством раскрытия творческо-
СИСТЕМА РАБОТЫ КУРАТОРА ГРУППЫ
1. Планирование с учетом возрастных, психологических, мотивационно-профессиональных доминант
2. Система профориентированных классных часов
3. Экскурсионная, внеаудиторная работа, занятия по повышению профессионального уровня в рамках дополнительных образовательных услуг
СИСТЕМА ОБЩЕКОЛЛЕДЖНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Коллективное планирование и разработка мероприятий
2. Последовательность
3. Постоянный рост уровня сложности
4. Увеличение доли учебной информации в проектировании общеколледжных дел и мероприятий профессиональной направленности
го и личностного потенциала обучающихся. Индивидуализация образования и воспитания как цель, а совместная групповая деятельность в коллективе как способ предполагают выявление творческого потенциала студентов, раскрепощение личности в учебном процессе, создание ситуаций, позволяющих обучающемуся реализовать и утвердить себя в выбранной им профессиональной деятельности, ощутить свою востребованность (что, в частности, укрепляет нравственную позицию и повышает психологическую устойчивость в подростковом и юношеском возрасте).
Важнейшим свидетельством социализирующего эффекта образовательной среды в колледже служат личностные изменения, указывающие на более высокий уровень социальной адаптации, на трансформацию потребностно-мотивационной сферы в направлении личностной зрелости.
Содержательная сторона образовательного процесса в колледже формируется исходя из требований Государственного образовательного стандарта СПО и НПО, пожеланий работодателей, определяется социальным заказом, рынком труда. Главными принципами и направлениями при разработке адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования мы считаем следующие:
1. Обновление содержания и структуры учебных дисциплин на основе внутри и междисциплинарной (предметной) интеграции и сопряжения, компетентного подхода, комплексности знаний, междисциплинарных связей, взаимосвязей теоретического и производственного обучения.
2. Разработка основополагающих компонентов педагогических систем по каждой дисциплине учебного плана.
3. Управление и контроль качества образования.
4. Государственно-частное партнерство.
5. Прогнозирование развития рынка труда и востребованности специалистов, подготавливаемых в учебном заведении, с целью мобильного реагирования на спрос и удовлетворение потребностей мегаполиса в необходимых высокопрофессиональных кадрах.
Актуальность выделенных принципов определила деятельность нашего учебного заведения в части реализации программ начального, среднего, дополнительного образования, трудоустройства выпускников и их трудовой адаптации на современном производстве. Суть экспериментальной деятельности колледжа в том, чтобы в максимальной степени обновить содержание образования с учетом требований потребителей кадров к профессионально значимым компетенциям специалистов отрасли, что, в свою очередь, позволяет выпускникам избежать сложностей, в том числе и адаптационного периода на производстве. Разработка данного направления особенно
важна на современном этапе перехода на образовательные стандарты 3-го поколения. Сокращению сроков трудовой адаптации также способствуют занятия на выпускном и предвыпускном курсах, имеющие модульно-компетентностный, комплексный характер, ярко выраженную практическую направленность, в ходе которых решаются производственные задачи с использованием навыков и умений, применяемых на производстве. Эти занятия проходят в виде деловых игр, проектных заданий, творческих отчетов на базовых предприятиях при непосредственном участии работодателей.
Условно в работе по экспериментальной теме можно выделить несколько этапов. На первом этапе нашей деятельности были созданы условия и определены формы (они находятся в процессе непрерывного развития) для инновационных и экспериментальных процессов. Точкой отсчета стали разработка и создание на основе профессиональных компетенций, предложенных работодателями (в укрупнено-обобщенном виде), педагогических систем или системного подхода в преподавании учебных дисциплин, а также максимально тесное, насколько позволяет ситуация, сотрудничество с нашими социальными партнерами - профильными вузами, потребителями кадров.
В результате такого сотрудничества постепенно сформировались модель подготовки специалистов, модель личности выпускника и модель педагога, работающего в рамках инновационной системы. Моделирование позволяет конкретизировать некоторые положения стандарта и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, сделать его более диа-гностичным, а значит, более результативным. Кроме того, модели способствуют самореализации студента и педагога.
Что мы понимаем под педагогическими системами?
Любой педагог в своей работе использует определенную педагогическую систему - лучшую или худшую. Специалиста-педагога отличает от самодеятельного педагога сознательный выбор и применение педагогической системы, наилучшей для данных конкретных условий, позволяющей выполнить социальный заказ общества на высокопрофессионального выпускника разных ступеней подготовленности. Педагогическая система включает в себя деятельность, как педагога, так и учащихся. Ее структура может быть представлена следующей схемой, все звенья которой, безусловно, между собой связаны (схема 2).
Каждый фрагмент схемы нами тщательно проработан как в обобщенном виде - на уровне организации образовательного процесса в целом по колледжу, так и конкретно на уровне каждой дисциплины учебного плана.
Осознанный подход к обучению и воспитанию состоит в четком понимании педагогических целей и задач всем инженерно - педагогическим коллективом и
Схема 2
СОЦИАЛЬНЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЗАКАЗ
1. Цели обучения и воспитания
4. Дидактические процессы
Абитуриенты
2. Обучающиеся
Обратная связь^^-
З.Содержание обучения и воспитания
6. Преподаватели и ТСО
Выпускники
5. Организационные формы
каждым преподавателем-предметником, мастером производственного обучения, а исходя из поставленных задач - правильном выборе технологий обучения. Приступая к педагогической деятельности, и на разных ее этапах, педагог должен достаточно точно и грамотно сформулировать для себя свою педагогическую задачу и столь же точно и ясно объяснить ее своим учащимся. Это совершенно необходимо для разумного, а не стихийного, взаимодействия обучающихся и преподавателей в достижении общей и важной для них цели обучения и воспитания - первый элемент разработанных педагогических систем. При организации образовательного процесса особое значение уделяется активизации деятельности учащихся. Как известно, об этом говорят и психологи, «деятельности без мотива не бывает». Эффективность обучения зависит от мотивации, т. е. от двух больших групп мотивов учения - это мотивы интереса, а также мотивы долга и ответственности в учении, что также учитывается каждым преподавателем при организации работы обучающихся на своих предметах (дисциплинах).
Если речь идет об изучении какого-либо предмета (дисциплины), то первый элемент педагогической системы представляет из себя совокупность следующих параметров:
- таксономия целей;
- диагностичное описание на объемно-содержательном уровне перечня учебных элементов из курса преподаваемого предмета (дисциплины), каждого его
раздела, каждой темы, тщательно отобранного на основе стандартов, квалификационных характеристик, требований работодателей к профессионально значимым компетенциям выпускников и расписанных поо-перационно с целью проведения контрольно-измерительных мероприятий. Все учебные элементы расписаны по направлениям: что обучающийся должен «знать», «уметь», о чем «иметь представление» (на минимальном и максимальном уровнях);
- методика изложения информации по выделенным учебным элементам, основанных на выборе оптимальных технологий обучения;
- создание системы контроля качества по дисциплинам, производственному обучению для определения уровня усвоения деятельности, ЗУН, компетенций;
- автоматизация некоторых видов деятельности учащихся;
- методика по определению уровня сформированных социальных свойств личности.
На втором этапе потребовалось сделать анализ содержания учебных дисциплин с целью междисциплинарной интеграции и тесного внутри- и межпредметного взаимодействия, а также анализ воспитательной среды и формирование социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для выявления специфики личностных, компетентных и деловых качеств будущего специалиста. В этой связи разработан ряд методик, позволяющих отслеживать конечные результаты учебно-воспитательной деятельности участников обучения.
В результате анализа всех звеньев образовательного процесса и деятельности его участников была создана модель адаптивных структурно-содержательных элементов подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования, имеющая модульно-компетентностную основу и позволяющая максимально контролировать учебно-воспитательный процесс с учетом требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, социальных партнеров в лице работодателей к выпускникам и обеспечить качественную подготовку специалистов для современного производства, индивидуализировать учебный процесс. Внутри учебного заведения на основе Государственного образовательного стандарта СПО и требований работодателей к уровню подготовки выпускаемых специалистов разработаны профессионограммы, которые включают в себя перечень знаний, умений и навыков, основанных на профессиональных компетенциях специалистов, в рамках преподаваемых дисциплин, позволяющих сформировать все необходимые профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Разработаны квалификационные характеристики обучающегося по каждой дисциплине, необходимые для обновления содержания дисциплин и приближения методик преподавания и их результатов к требованиям современного производства и работодателей. Свою работу мы пытаемся выстроить, определив для себя, что мы хотим получить на выходе и кто такой современный выпускник. Мы считаем, что это, прежде всего, творческая, самостоятельная личность, обладающая комплексом необходимых общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Наша цель - сформировать у выпускников независимость в профессиональной деятельности, чувство профессиональной ответственности за качество выполняемой работы. Мы понимаем, что в современных экономических условиях специалист, выходящий из стен нашего колледжа, должен быть мобильным, обладать коммуникативными качествами, конкурентоспособным, учитывать и удовлетворять запросы потребителей своей продукции, а значит, обладать позитивной амбициозностью, гибкостью, уме-
нием перестраивать технологию производственных процессов, творчески использовать профессиональные знания как в своей, так и, по необходимости, в смежных областях.
Концепция непрерывного образования в колледже реализуется на основе комплексного многоуровневого подхода к подготовке специалистов на компетент-ностной основе, единства и координации учебно-воспитательного процесса. Предусматривается гибкость всех ступеней образования, обеспечение преемственности и взаимосвязи начального, среднего и высшего профессионального образования определяется содержанием образования на основе современных образовательных технологий, что, безусловно, устраняет разрыв требований между уровнями образования, теоретическим и производственным обучением.
Обучающиеся, получая одинаковые стартовые возможности, исходя из своего интеллектуального потенциала, путем гибкого отбора, могут перейти на более высокую ступень обучения или завершить данный этап обучения и получить документ государственного образца о профессиональной деятельности. Использование целостного образовательного механизма позволяет выпускнику чувствовать себя комфортно в производственной сфере, работать в условиях стандартизации и сертификации качества труда.
Структура содержания образовательной программы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов рассматривается с точки зрения ее конкретного наполнения, сочетания разноуровневой профессиональной (на интегрированной основе), естественнонаучной, гуманитарной подготовки с развитием личности обучающихся. С учетом ряда этапов построения ступенчатый учебный план поддержан многоаспектными программами развития личности обучающихся на основе системного подхода к обучению и предусматривает преемственность начального и среднего профессионального образования. Разработка и внедрение образовательной программы многоуровневой системы подготовки специалистов позволяет углубить профильную и уровневую дифференциацию.
п] Ь
—1 Если какая-то работа кажется вам тяжелой, она становится еще тяжелей. Неже- 1—
лание выполнять какую-то работу делает ее очень тяжелой. Даже самая маленькая работа будет для вас тяжела. Сопротивление работе делает ее огромной, непосильной и утомительной.
Шри Шри Рави Шанкар
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. Единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
В. М. Гюго
^_^