РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В. А. Дубровская, канд. пед. наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию является подготовка конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного специалиста, который свободно владеет не только своей профессией, но и ориентирован в смежных областях деятельности, способен к эффективной работе по специальности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Новые требования ориентируют систему среднего профессионального образования (СПО) на переход от традиционного подхода к компетентному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся.
Традиционно цели образования определяются системой знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход признаётся несостоятельным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Профессиональная компетенция - способность личности к выполнению обобщённых действий в профессиональной сфере. Под профессиональной компетентностью мы понимаем целостное свойство личности, ориентированной на непрерывное самосовершенствование и самообразование, а также социально значимую характеристику его профессиональной деятельности, выступающей основным фактором успешной работы по специальности.
Компетентность представляется как система, состоящая из отдельных блоков (компетенций), которая обладает внутренними и внешними связями. Свойства данной системы не сводятся к сумме свойств отдельных её элементов, при этом присутствует некоторое интегративное ка-
чество, присущее только системе, которая определяет компетентность специалиста.
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику учреждений СПО требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты при изучении отдельных предметов. Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, помогающих создавать условия для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространств.
Переход на ФГОСы СПО планируется с 1 сентября 2011 года. Не дожидаясь этой даты, коллектив преподавателей и студентов ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» разработал тактический план подготовительного этапа, включающий не только ознакомление с новыми требованиями ФГОСов, но и ряд конкретных совместных действий.
Примером такого взаимодействия стало проведение 25 апреля 2011 года в педагогическом колледже научно-практической конференции «Развитие общих и профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в условиях перехода на ФГОСы: проблемы и перспективы». Преподаватели и студенты решили объединить усилия и организовать дело так, чтобы участником конференции стал каждый. Кроме того, конференцию объявили открытой: были приглашены социальные партнёры - заведующие дошкольными образовательными учреждениями и воспитатели, директора и педагоги образовательных учреждений г. Кемерово и Топ-кинского района, а также представители Департамента образования и науки Кемеровской области и Кузбасского регионального института развития профессионального образования, сло-
вом, все, кто заинтересован в подготовке современного специалиста системы образования.
Чтобы активизировать студентов и заранее выявить их интересы, за несколько дней до конференции были вывешены листы самозаписи. Заполняя их, и преподаватели, и студенты могли определиться, в работе какой секции они будут принимать участие, какую мастерскую или лабораторию посетят. Несомненно, для студентов определение своей занятости в одной из секций и мастерских явилось своего рода формированием целеполагания на организацию собственной деятельности в период конференции.
Современная школа ждёт молодого, энергичного учителя, знающего и умеющего, способного на своём рабочем месте решать задачи, стоящие перед образовательным учреждением. Сегодня востребованы педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития детей, чуткие, внимательные и восприимчивые к их интересам, гото-выепомочьшкольникамстатьсамостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Но молодой специалист завтрашнего дня - это обучающийся, которого мы готовим сегодня. И вряд ли наши ожидания будут оправданы, если студент безынициативен, не научился доводить начатое дело до конца и нести за него ответственность, если он, как нерадивый ученик, надеется на авось и не стремится к успеху.
Выпускники нынешнего года показали сфор-мированность умений проведения исследовательской работы, познакомив участников конференции с результатами проведённого педагогического эксперимента на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово,
в ходе которого ими была выявлена связь между типами семейного воспитания и особенностями формирования нравственных представлений и волевых качеств характера младших школьников (И. Беккер, Н. Мочалова, К. Драпкина и И. Вандышева, 4 курс). Также студенты знакомили присутствующих с выявленными различиями в проявлении дружбы мальчиков и девочек начальных классов (А. Святкина, 3 курс); анализировали защитные формы поведения младших школьников, описывали их динамику от 1-го ко 2-му классу и особенности реализации защитного поведения среди мальчиков и девочек начальных классов (Д. Папанова, 3-й курс).
Важное место в формировании конкурентоспособного специалиста отводится моделированию ситуаций профессионального общения, формированию необходимых профессиональных умений с адекватным языковым оформлением. Анализ имеющихся исследований по данной проблеме свидетельствует о том, что решены лишь отдельные её аспекты: моделирование ситуаций профессиональной направленности на занятиях и коммуникативной деятельности студентов.
Подготовка к проведению конференции в виде бинарных выступлений студентов и преподавателей показала эффективность формирования общих компетенций обучающихся по поиску, обработке и представлению информации, подготовленной общими усилиями как взрослых, так обучающихся. Выстраивались партнёрские отношения преподавателей и студентов в совместном поиске интересного с педагогической точки зрения материала, разработке логики доклада, выстраивании коммуникаций в подготовке бинарного выступления.
Методы и приёмы организации обучения с целью формирования универсальных учебных действий и личностных качеств, требования которых заложены в стандартах начального образования, стали темой совместного выступления преподавателя математики О. Л. Сухановой и Т. Чернышёвой, студентки 2-го курса, а также
преподавателя математики А. Ю. Дядченко и М. Николаевой, студентки 3-го курса. Бинарный доклад М. В. Корниловой и Е. Медведевой, студентки 3-го курса, был посвящён профилактике тревожности в младшем школьном возрасте. В ходе выступления раскрывались проблемы возникновения у ребёнка младшего школьного возраста тревожности, влияния повышенного уровня тревожности на все сферы его жизнедеятельности (учёбу, общение, здоровье) и предложены игры, направленные на снижение тревожного состояния у детей.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности обучающегося, выработку у него определённых правил поведения, на интеллектуальное развитие. А самый верный путь к чувствам, уму и сердцу ребёнка - живое слово. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но и навыками профессионального общения. Именно поэтому вопрос формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов актуален всегда. Студенты педагогического колледжа имели возможность не только расширить свои знания по данной теме, но и оценить коммуникативное мастерство в действии, ведь практически все доклады на секциях были представлены в бинарной форме.
Интересным был совместный доклад о результатах деятельности студентов по созданию электронного топонимического словаря Кемеровской области (Г. В. Угляница и Л. Лехнер, 1-й курс). Все присутствующие высказали предложение ознакомить студентов и педагогов колледжа с этим электронным изданием и рекомендовать его к использованию в практике пробных уроков и во внеурочной деятельности.
Г. В. Иванова и Н. Чернышёва, студентка 4-го курса, в совместном докладе раскрыли возможности достижения личностных и метаязыковых результатов, в том числе коммуникативных универсальных учебных действий, в практике преподавания литературного чтения в начальной школе.
Важной проблемой подготовки современных специалистов - работников системы образования - является формирование и профессиональных компетенций, которые позволят решать образовательные и воспитательные задачи,
обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, выстраивать развивающие парадигмы для каждого ребёнка. Необходимость подготовки учителя новой формации, готового обеспечить формирование и развитие подрастающего поколения с позиций требований времени, связано прежде всего с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы.
В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».
На секции «Актуальные вопросы и проблемы практической подготовки будущих специалистов образовательных учреждений в условиях перехода на ФГОСы нового поколения», которая проходила в форме «круглого стола», участники (студенты и преподаватели колледжа, социальные партнёры - директора и педагоги образовательных учреждений, заведующие дошкольными образовательными учреждениями и воспитатели) отметили, что модульно-компе-тентностный подход к построению содержания профессиональной подготовки студентов позволяет оптимально сочетать теоретическое и практическое обучение, осуществлять переход от «знаний» к «способам деятельности». Участники «круглого стола» подчеркнули, что в ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия разработчиков программ, работодателей на
отборе содержания, составлении графика прохождения всех видов производственной практики, что позволит завершить создание программы практики по всем специальностям, реализуемым в педагогическом колледже, и утвердить её.
Примечательно, что на конференции в ходе обсуждения докладов студенты, преподаватели и социальные партнёры высказывали различные мнения. Так, на секции «Совершенствование образовательного процесса на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий» присутствующие отмечали, что использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в воспитательно-образовательном процессе позволяет сделать образование личност-но ориентированным, целесообразным для каждого человека в любом возрасте. Но, с другой стороны, использование технологий само по себе ещё не даёт высоких результатов обучения, необходима целенаправленная методическая работа преподавателя по организации такого рода учебного процесса и созданию соответствующих учебных материалов.
Навыки непрерывного образования, умения обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со студенческой скамьи. Готовность обучающихся педагогического колледжа к осуществлению разноплановой (учебной, внеурочной, творческой) работы с дошкольниками, младшими школьниками, воспитанниками учреждений дополнительного образования определяет и решение государственных стратегических задач.
Известно, что истинное образование не получают, его берут. Только в активной, самостоятельной деятельности происходит становление будущего профессионала, рождается личность. Поэтому важно создавать ситуации, когда обучающиеся становятся партнёрами, разделяют с преподавателями и ответственность, и успех.
За организацию и проведение когнитивного дайвинга - следующего этапа научно-практической конференции - были ответственны студенты педколледжа. Они самостоятельно готовились принять участников конференции в мастерских, творческих лабораториях, площадках. Все желающие мастерили поделки, учились работать в различных компьютерных программах, отправлялись в космическое путешествие вместе с руководителем «лаборатории игры», проводили различные виды диагностики развития познавательных процессов младших школьников, разучивали элементы гантельной гимнастики, пробовали танцевать в современном стиле хип-хоп. Таким образом все участники конференции под руководством студенческого актива погружались в мир детства и творчества.
Студенты оказались в ситуации, когда они самостоятельно руководят процессом обучения, демонстрируют профессиональные умения и навыки. Педагоги убедились, что студентам надо оказывать больше доверия в проведении практико-ориентированных занятий, ведь именно на них, а не в тепличных условиях учебных занятий они позиционируют себя как ответственные и креативные специалисты, готовые к будущей профессии!
Процесс подготовки квалифицированного специалиста в условиях ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» направлен на обеспечение необходимого качества в соответствии с требованиями работодателя, формирование высокого уровня готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.
В педагогическом колледже регулярно проводится консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информирования о состоянии на рынке труда. Особая роль в этой работе принадлежит ежегод-
ному психолого-педагогическому семинару-практикуму для студентов выпускного курса по программе «Эффективное поведение на рынке труда», в ходе которого будущих молодых специалистов готовят к выстраиванию отношений с работодателями.
На семинаре-практикуме изучаются методы поиска работы, рассматривается подготовка к устройству на работу, даются рекомендации для успешного собеседования с работодателем и схема составления резюме молодого специалиста.
С целью оказания содействия в трудоустройстве и адаптации выпускников в колледже создан совет, который призван осуществлять координирующую, контрольную деятельность в рамках образовательного процесса ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» и строит свои отношения с социальными партнёрами на основе договоров. Так, 27 апреля 2011 года прошло заседание совета по трудоустройству выпускников, на нём были предложены вакантные места в образовательных учреждениях всех типов г. Кемерово, а также стажировка выпускникам специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в общеобразовательных школах города. В работе совета приняли участие В. А. Ашурова, представитель управления обра-
зования г. Кемерово, Л. С. Рябинкина, специалист отдела дошкольного образования Центрального района г. Кемерово, методисты и заведующие дошкольных образовательных учреждений № 83, 133, 135, 157, 229; директора и заместители директора школ и гимназий № 21, 23, 24, 34, 42, 54, 58, 84, 92, 99.
Как отметили руководители образовательных учреждений, выпускники колледжа достойно продемонстрировали умения самопрезентации, показав сформированность как общих, так и профессиональных компетенций.
Ожидания от среднего профессионального образования со стороны потребителей различны. Наш студент получает такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере.
Общество заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к освоению новых педагогических технологий. Это и является для коллектива ГОУ СПО «Кемеровской педагогический колледж» основной стратегической целью!
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Т. А. Кучерявенко, директор ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» Е. В. Халина, первый зам. директора ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»
Введение ФГОС в воспитательно-образовательный процесс является сложной и многоплановой процедурой, включающей проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
• создание нормативного обеспечения;
• создание финансово-экономического обеспечения;
• создание организационного обеспечения;
• создание информационного обеспечения;
• создание кадрового обеспечения;
• создание материально-технического обеспечения.
Начиная с 2008 года коллектив колледжа активно изучал концептуальные подходы и принципы формирования новых ФГОС, наращивал материально-технический потенциал, знакомился с проектами ФГОС. Однако широкомасштабную подготовку к переходу на ФГОС мы начали только в текущем 2010/2011 учебном году.
Процессы введения образовательных стандартов нового поколения требуют специально организованной деятельности образовательного учреждения, поэтому мы начали работу с издания приказа «О переходе на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам» и разработки плана переориентации воспитательно-образовательного процесса на выполнение требований ФГОС. В результате поэтапной реализации плана в ГОУ НПО «Профессиональный колледж г.Новокузнецка» разработаны локальные акты:
• Положение о реализации профессиональных образовательных программ;
• Положение о производственной (профессиональной) практике;
• Положение о порядке планирования и организации самостоятельной работы студентов;