Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование как условие инновационного развития общества'

Непрерывное профессиональное образование как условие инновационного развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTIONALIZED SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUOUS INNOVATIONAL ACTIVITY / FORMATION OF INNOVATIONAL THINKING / THE STATE AND CORPORATIVE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Николай Андреевич

В статье непрерывное образование рассматривается в контексте её четырёх ипостасей: как существенный социальный факт всемирного значения, существенный научный факт, как существенный юридический факт, существенный факт международного развития. Обращено внимание, что в мировой образовательной системе промышленно развитых стран наблюдается два взаимосвязанных социальных процесса: формирование институциональной системы непрерывного профессионального образования, способной к инновационной самоорганизации в силу присущего ей характера синергетического развития; и формирующаяся инновационная способность части населения к постоянному восприятию нового знания и непрерывной инновационной деятельности, что в целом характеризует определённый уровень инновационного потенциала нации важнейшего стратегического ресурса государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанов Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the continuous education is considered to have 4 dimensions: the world important social fact, important scientific fact, important juridical fact and important fact of international development. The author pays attention to the following: there are 2 correlative social processes in the world educational system of developed industrial countries: the formation of institutionalized system of continuous professional education, capable of having an innovational self-organization (according to its synergic development) and the forming innovational ability of people to constant perception a new knowledge and continuous innovational activity. These processes characterize the certain standard of the innovational potential of a nation as the most important strategic resource of the state and the society.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование как условие инновационного развития общества»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

УДК 37.014.5-025.32

Н. А. Лобанов

Непрерывное профессиональное образование как условие инновационного развития общества

В статье непрерывное образование рассматривается в контексте её четырёх ипостасей: как существенный социальный факт всемирного значения,

существенный научный факт, как существенный юридический факт, существенный факт международного развития. Обращено внимание, что в мировой образовательной системе промышленно развитых стран наблюдается два взаимосвязанных социальных процесса: формирование институциональной системы непрерывного профессионального образования, способной к инновационной самоорганизации в силу присущего ей характера синергетического развития; и формирующаяся инновационная способность части населения к постоянному восприятию нового знания и непрерывной инновационной деятельности, что в целом характеризует определённый уровень инновационного потенциала нации - важнейшего стратегического ресурса государства и общества.

In the article, the continuous education is considered to have 4 dimensions: the world important social fact, important scientific fact, important juridical fact and important fact of international development. The author pays attention to the following: there are 2 correlative social processes in the world educational system of developed industrial countries: the formation of institutionalized system of continuous professional education, capable of having an innovational self-organization (according to its synergic development) and the forming innovational ability of people to constant perception a new knowledge and continuous innovational activity. These processes characterize the certain standard of the innovational potential of a nation as the most important strategic resource of the state and the society.

Ключевые слова: институциональная система непрерывного

профессионального образования, непрерывная инновационная деятельность, формирование инновационного мышления, государственно-корпоративная система непрерывного профессионального образования.

Key words: institutionalized system of continuous professional education, continuous innovational activity, formation of innovational thinking, the state and corporative system of continuous professional education.

1. На протяжении нескольких тысячелетий непрерывное образование развивалось как персонифицированная неинституциональная форма самообразования, и только в середине текущего столетия оно «шагнуло» из области индивидуальной потребности в область общественной потребности. За более чем полувековой период своего развития оно не только оказало влияние на многие стороны общественной жизни, но само стало неотъемлемой его частью, что нашло отражение в следующем:

• во-первых, непрерывное образование, получив общественное развитие во второй половине прошлого столетия, уже на рубеже веков обрело контуры глобального процесса, что позволяет нам рассматривать этот процесс как существенный социальный факт всемирного значения;

• во-вторых, во всём мире, в том числе в Дании, Германии, России, США, Франции и других странах, философами, социологами, педагогами, психологами, экономистами и представителями других отраслей научного знания опубликовано большое количество теоретических и эмпирических работ по этой проблематике, что само по себе уже является существенным научным фактом;

• в-третьих, в странах с развитой экономикой и социальной инфраструктурой сложились свои национальные системы непрерывного образования, получив отражение в нормах образовательного права, что следует рассматривать применительно к этим странам и мировому сообществу в целом как существенный юридический факт;

• в-четвёртых, ЮНЕСКО на протяжении последних десятилетий последовательно поддерживает идею и практику национальных усилий в области непрерывного образования, рассматривает это социальное явления и процесс в качестве важнейшего направления по преодолению экономической отсталости и бедности, достижению всеобщей грамотности, культурного и гуманитарного развития во всём мире и в первую очередь в странах «Третьего мира» и в странах с «переходной экономикой», что позволяет рассматривать непрерывное образование как существенный факт международного развития.

Глобальный, всемирный характер социально-экономического процесса, получившего название «образование через всю жизнь», постепенно выходит за пределы сферы образования, становится частью общественного сознания. Очевидно, что человечество

столкнулось с новой формой деятельности, которая по мере своего развития и в силу фактора «сжатия времени», что наглядно проявляется в ужесточении конкуренции на всех уровнях деятельности (от конкуренции между индивидами до масштабов государств, национальных и транснациональных корпораций),

приобретает всё более глобальный характер. Содержанием этой деятельности является не только ускорение процесса преобразования научной информации в новый информационный продукт, предназначенный для обучения, но и изменение некоторых

социальных установок человека в части его отношения к

образованию.

Изложенное в этой части статьи позволяет сделать вывод: новая модель образования, ориентированная на «пожизненное обучение», ненавязчиво вытесняет традиционное образование из образовательного пространства. И мировое сообщество, и основная

часть социального слоя профессионалов, исходя из внутренней потребности или в силу внешних обстоятельств, уже в ближайшие 1015 лет примут эту новую организационную модель образовательного процесса как безальтернативную.

2. В мировой образовательной системе промышленно развитых стран отчётливо наблюдаются два взаимосвязанных социальных процесса:

• во-первых, формирование институциональной системы непрерывного профессионального образования, способной к инновационной самоорганизации в силу присущего ей характера синергетического развития;

• во-вторых, формирующаяся инновационная способность части населения к постоянному восприятию нового знания и непрерывной инновационной деятельности, что в целом характеризует определённый уровень инновационного потенциала нации -важнейшего стратегического ресурса государства и общества.

Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, степень овладения информационными ресурсами и практическое овладение технологиями нового поколения являются сегодня необходимыми условиями существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики, а инновационная способность нации выступает в качестве важнейшей характеристики самого общества. Инновационный потенциал нации является производным от инновационной способности нации, в формировании которой ведущим фактором признаётся непрерывное образование и в первую очередь, непрерывное профессиональное образование. Постоянное поддержание необходимого и достаточного уровня образовательного знания трудоспособного населения может обеспечить только государственная или государственнокорпоративная система непрерывного профессионального образования. Следовательно, эта система должна быть по своему содержанию инновационной.

Наш следующий вывод, который следует из изложенного в этой части статьи, сводится к следующему: в инновационном развитии общества приоритет должен быть отдан системе образования, опирающейся на принципы непрерывного образования с последующим переходом к тотальному охвату работающего населения непрерывным образованием. Эта социальная характеристика общества показывает не только способность нации добиваться успехов на конкурентных направлениях научнотехнического и социального прогресса, но и способность государства и общества к эффективной верификации.

3. Формирование инновационного мышления должно начаться в раннем детстве, продолжено в школе и в учреждениях профессионального образования. Однако первичное

профессиональное образование - не конечная остановка на пути формирования и развития инновационного мышления: на протяжении всего трудового пути человека институциональные и неинституциональные формы непрерывного образования должны поддерживать и развивать его способность к творческой самореализации в труде. В контексте изложенного можно выделить два неодинаковых по продолжительности, но одинаково важных для интересов гражданина и общества и государства этапа в непрерывном профессиональном образовании: дотрудовой этап (получение

первичного профессионального образования) и этап трудовой деятельности. На первом этапе в основном формируется инновационное мышление человека, на втором - идёт процесс его непрерывного развития.

Что касается первого этапа непрерывного образования, то на протяжении нескольких веков сложилась не только его организационная схема (школа - начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование), но и его педагогическая

Л ■■ V V

многоуровневая система. С определённой мерой условности можно даже констатировать, что дотрудовой этап профессионального образования во всех странах имеет больше общего, нежели различного. Более того, во всём мире на протяжении последних пятидесяти лет в развитии образовательных систем отмечаются процессы конвергенции.

Однако новые задачи для этого этапа образования выдвигаются в связи с переходом стран, в том числе и России, к инновационной стадии развития. И эти задачи связаны, в первую очередь, с насыщением каждого из уровней дотрудового этапа образования педагогическими методиками, программами, технологиями, формирующими у учащихся инновационное мышление. Ибо ошибочно думать, что достаточно «влить» в образование, экономическую сферу производства и науки крупные финансовые инвестиции и будет обеспечен переход к инновационному развитию. Финансы -необходимое, но недостаточное условие перехода к инновационному развитию. Творцы, создатели инноваций - люди. Но не все рождаются Кулибиными, Эдисонами и Калашниковыми, и у этих 99,9 % населения необходимо развивать инновационное мышление. А начинать это следует уже в начальной школе, а лучше - в дошкольном возрасте. Для этого нужны новые дидактические методики, дидактические игры, но главное - необходимо воспитать новое поколение педагогов, которое будет способно научить дошкольников и школьников инновационному мышлению. Каждый предмет - физика, литература, химия, рисование и т. д. - должен раскрыть ученику свой мир творческого поиска. Задача вузов - сформировать целенаправленное

предметное инновационное мышление в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Сложнее обстоят дела с организацией непрерывного образования в рамках второго этапа профессионального образования - этапа трудовой деятельности. Лишь в отдельных отраслях российской экономики сложилась устойчивая ведомственная система непрерывного образования, например, в атомной энергетике или гражданской авиации, но в абсолютном большинстве отраслей непрерывное системное обучение отсутствует. Рыночная экономика пока не создала отраслевую систему непрерывного образования для работающей части населения, хотя нельзя отрицать, что и в государственных, и в коммерческих организациях многие работники время от времени несистемно повышают свой профессиональный уровень. Мы глубоко убеждены, что экономический механизм саморегуляции рыночной экономики не в состоянии создать такую систему (по крайней мере, в ближайшие 20-25 лет) без организационно-правовой и экономической помощи со стороны государства. А отсутствие отраслевой системы непрерывного образования крайне разрушительно влияет на поддержание и развитие инновационного мышления, следовательно, и инновационной деятельности работающей части населения, что неизбежно обусловливает научно-техническое и экономическое отставание страны.

Вывод, который напрашивается сам собой: для того, чтобы обеспечить стране необходимый и достаточный уровень инновационного развития, необходимо создать государственнокорпоративную систему непрерывного образования, вектор, которой будет направлен не только на повышение профессионализма и компетентности, но и на развитие инновационного мышления работающих.

4. Объективная потребность создания на государственном уровне отраслевой системы непрерывного образования ещё не означает, что государство готово к такому шагу, ибо такой переход требует сложнейшей организационной перестройки существующей системы образования и огромных инвестиций в «человеческий капитал». По нашим подсчётам, для создания и поддержания на нормативном уровне государственно-корпоративной системы непрерывного

профессионального образования потребуется 20-25-кратное увеличение той части государственного бюджета, которая ныне отводится на образование. Какова численность работающего населения страны (или доля от этой численности) ежегодно должна быть включена в систему непрерывного профессионального образования? Наверное, на этот вопрос никто достаточно обстоятельно ответить не сможет. Даже если исходить из крайне низкого показателя численности - пятипроцентного охвата

непрерывным профессиональным образованием работающего населения, то и тогда это составит около 3,5 млн чел. Очевидно, что государство не располагает достаточным (рассчитанным по нормативам) дополнительным количеством учебных мест и учебных площадей, как и необходимым дополнительным числом профессорско-преподавательского корпуса. К сожалению, отсутствуют пока необходимые для перехода к системе непрерывного профессионального образования такие данные социальной статистики или специальных исследований в масштабе регионов и страны, как: перечень профессий (специальностей) и количественные данные о потребности в повышении квалификации в разрезе профессий и отраслей экономики и социальной сферы; нормативные рекомендации об обязательной периодичности повышения квалификации для работников различных специальностей отраслей экономики и социальной сферы; удельные затраты на непрерывное профессиональное образование в разрезе специальностей и т. д. Создаётся впечатление, что проблемы непрерывного образования не получили пока активной государственной поддержки. И это видно хотя бы из того факта, что в действующем Законе РФ «Об образовании» термин «непрерывное образование» отсутствует.

Но существует и другая сторона этой проблемы, которая требует своего решения: готово ли населения к обучению на протяжении всей жизни? Вопрос не риторический. Тысячи статей написаны о необходимости и пользе образования на протяжении всей жизни, но никто ещё в нашей стране не обратился к миллионам граждан с тремя простыми вопросами: «Хотите ли Вы учиться на протяжении всей жизни?», «Готовы ли Вы учиться на протяжении всей жизни?» и «Требует ли Ваша профессиональная деятельность постоянного обновления знаний?». Приходится констатировать, что масштабных исследований в контексте поставленных вопросов не проводилось. Таким образом, проблема готовности населения к пожизненному обучению в определённой мере корреспондируется с переходом страны к инновационному развитию.

Вывод, который мы хотели бы сделать по этой части статьи: во-первых, переходу к системе отраслевого непрерывного образования должны предшествовать специальные исследования, проведение которых государство должно взять на себя; во-вторых, необходимо создавать регионально-отраслевую инфраструктуру непрерывного профессионального образования, которая должна иметь обособленный статус в системе образования; в-третьих, создание государственно-корпоративной системы отраслевого непрерывного образования - одна из приоритетных и стратегических задач государства в области образования, которая имеет не только самостоятельное социально-экономическое значение, но является и

важнейшим условием перехода государства и общества к

инновационной модели своего развития.

Таким образом, только создав государственно-корпоративную систему непрерывного профессионального образования, можно обеспечить реальный переход общества в целом к инновационному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.