Научная статья на тему 'Инновационная экономика и непрерывное образование: диалектическое взаимодействие'

Инновационная экономика и непрерывное образование: диалектическое взаимодействие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATION ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE / HUMAN CAPITAL / MULTILAYER STRUCTURE OF SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатов Сергей Анатольевич, Сухорукова Наталия Геннадьевна, Пошевнев Геннадий Семенович

Формирование системы непрерывного профессионального образования рассмотрено в контексте становления и развития экономического фундамента постиндустриального общества. Выявлены направления и формы диалектического взаимодействия новой образовательной модели и инновационной экономики, основанной на знаниях. Раскрыта структура и намечены основные пути формирования системы непрерывного профессионального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатов Сергей Анатольевич, Сухорукова Наталия Геннадьевна, Пошевнев Геннадий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ECONOMY AND CONTINUOUS EDUCATION: DIALECTICAL INTERACTION

Forming of the system of continuous professional education is considered in the context of formation and development of the economic basement of postindustrial society. Directions and forms of the dialectical interaction of the new educational model and innovation economy based on knowledge are revealed. The structure is shown, main ways of forming of the system of continuous professional education in Russia are outlined.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и непрерывное образование: диалектическое взаимодействие»

УДК 37

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С.А. Филатов, Н.Г. Сухорукова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: filatov@nsuem.ru

Г.С. Пошевнев

Сибирский институт - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации E-mail: kaf-socium@sapa.nsk.su

Формирование системы непрерывного профессионального образования рассмотрено в контексте становления и развития экономического фундамента постиндустриального общества. Выявлены направления и формы диалектического взаимодействия новой образовательной модели и инновационной экономики, основанной на знаниях. Раскрыта структура и намечены основные пути формирования системы непрерывного профессионального образования в России.

Ключевые слова: система непрерывного профессионального образования, инновационная экономика, основанная на знаниях, человеческий капитал, многоуровневая структура системы непрерывного профессионального образования, инновации в сфере образования.

INNOVATION ECONOMY AND CONTINUOUS EDUCATION: DIALECTICAL INTERACTION

S.A. Filatov, H.G. Sukhorukova

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: filatov@nsuem.ru

G.S. Poshevnev

Siberian Institute - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: kaf-socium@sapa.nsk.su

Forming of the system of continuous professional education is considered in the context of formation and development of the economic basement of postindustrial society. Directions and forms of the dialectical interaction of the new educational model and innovation economy based on knowledge are revealed. The structure is shown, main ways of forming of the system of continuous professional education in Russia are outlined.

Key words: system of continuous professional education, innovation economy based on knowledge, human capital, multilayer structure of system of continuous professional education, educational innovations.

Кризисные явления, потрясающие в последние годы мировую экономику, все более жесткие ресурсные, экологические и демографические ограничения, выдвигаемые перед человечеством природой, заставляют как представителей научного сообщества, так и власть предержащих в нашей стране совершенно по-новому взглянуть на стратегические перспективы развития отечественной

© Филатов С.А., Сухорукова Н.Г, Пошевнев ГС., 2012

экономики, осознать особенную роль человеческого потенциала в достижении социально-экономической стабильности, подготовке условий и обеспечении устойчивого экономического роста.

Сегодня любому здравомыслящему человеку понятно, что существующая в России экспортно-сырьевая модель экономики исторически бесперспективна, поскольку способствует консервации гипертрофированной в сторону сырьевых секторов структуры экономики, усилению ее зависимости от внешней рыночной конъюнктуры. Более того, данная модель слабо восприимчива не только к технологическим, но и к социально-экономическим инновациям, в частности к инновациям в сфере образования.

В последние годы как в России, так и на Западе активно обсуждаются механизмы формирования и реализации новой модели образования - непрерывного образования, «образования в течение жизни» (Lifelong Learning), которое определяется как «вся полезная образовательная деятельность, предпринимаемая в непрерывном режиме с целью расширения знания, улучшения умений и компетенций» [5, p. 3]. По экспертным оценкам в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. Таким образом, требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

В то же время непрерывное образование во всем мире рассматривается как одно из условий создания в относительно короткий срок конкурентной и динамичной экономики, как необходимый фактор, обеспечивающий улучшение ситуации в сфере занятости. Рассмотрим это положение более подробно.

Нарастание постиндустриальных тенденций в развитии современного общества, формирование экономики, основанной на знаниях, определяют особые черты личностной экономической культуры хозяйствующего субъекта*. Основой его экономического потенциала становятся знания. Способности, умения и навыки работников, как правило, воплощают в себе научно-технические и научно-гуманитарные знания. Основным способом формирования, обновления и расширения последних является обязательное обучение индивидов в образовательных учреждениях различного уровня и участие в программах последипломного профессионального образования на протяжении всей трудовой жизни. При этом роль образования заключается не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и

* Личностная экономическая культура в единстве и взаимодействии экономического потенциала и направленности личности выступает мерой качества человека как субъекта общественного воспроизводства. На определенных этапах развития общества доминирует тот или иной культурный тип экономического субъекта. Объективное содержание личностной экономической культуры всегда реализуется в определенной экономической форме. В условиях постиндустриального общества доминирующим культурным типом становятся работники, владеющие знаниями. Их личностная экономическая культура реализуется в форме человеческого капитала.

другую функцию - транслирует, передает молодому поколению то, что иногда называют «генетическим кодом общества», т.е. моральные нормы, традиции, ценности. Тем самым образование прививает способность человеку понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Таким образом, образовательный процесс, выступающий в единстве обучения и воспитания, непосредственно воздействует на субстанцию человеческого капитала - личностную экономическую культуру. В процессе обучения формируется экономический потенциал (практически все его составляющие: квалификационный, интеллектуальный, творческий, коммуникативный потенциалы), а в процессе воспитания - направленность личности.

Если обратиться к истории, мы увидим, что социальный институт образования возник лишь на определенном этапе развития человеческого общества и его производительных сил. В условиях, например, аграрного (традиционного) или на начальной стадии индустриального общества индивиды - представители молодого поколения - перенимали от старших в процессе социализации профессиональное мастерство, навыки ведения хозяйства вместе с орудиями труда и недвижимым имуществом, сохраняли их и передавали своим детям практически в неизменном виде. В. Зомбарт по этому поводу писал: «Хозяйствуют эмпирически, традиционно; это значит: так как переняли от отцов, так, как этому научились с детства, как привыкли» [1, с. 17]. В структуре свойств хозяйствующих субъектов того времени доминирующее положение занимали умения и навыки, основанные, соответственно, на эмпирическом и неявном знаниях. Важные функции - профессиональную и социализирующую - выполняла семейная мастерская. Здесь роль мастера и одновременно наставника выполнял старший член семьи, чаще всего, отец. Роль учащихся, подмастерья - младшие (сыновья, племянники и т.д.).

С развитием средств труда, совершенствованием производственных технологий, усложнением социальных связей в обществе возникает необходимость в особом, институционально оформленном виде деятельности - образовательной деятельности. Появляются специально подготовленные люди - учителя, наставники, воспитатели - которые постепенно вводят учащихся в мир профессиональных навыков и знаний.

Исторически, в любом обществе система образования выполняла определенный социальный заказ на воспроизводство работника и индивидуальное развитие человека до определенного, общественно необходимого уровня. Так, например, в нашей стране в 30-е годы прошлого столетия, в период индустриализации, была ликвидирована неграмотность и введено всеобщее начальное образование, в 50-х годах - всеобщее неполное среднее, в 70-х годах, в период развертывания НТР, осуществлен переход к обязательному среднему (полному) общему образованию. К сожалению, в связи с «трансформационными» процессами обязательный образовательный минимум в начале 90-х годов в России был понижен до уровня основного общего образования. В настоящее время наиболее развитые страны переходят уже к созданию единой системы непрерывного образования.

Система профессионального образования, реализующая принцип непрерывности, представляет собой механизм расширенного воспроизводства образовательных услуг, в процессе которого удовлетворяются образовательные потребности, познавательные и духовные запросы личности, создаются усло-

вия для раскрытия и развития ее сущностных сил на протяжении всей жизни. В этой связи существенно изменяется (по сравнению с традиционной образовательной моделью) основная социально-экономическая функция образования: из способа формирования экономического потенциала и направленности личности образование превращается в приоритетный способ расширенного воспроизводства человеческого капитала как общественной формы личностной экономической культуры в экономической системе, основанной на знаниях.

Таким образом, проблема формирования системы непрерывного образования как новой образовательной модели может быть правильно интерпретирована и успешно решена лишь в общем контексте становления и развития инновационной экономики, основанной на знаниях. Речь идет о динамичной, способной к саморазвитию экономики, позволяющей эффективно использовать все производственные ресурсы (среди которых стратегическое значение приобретают знания), содействовать реализации интеллектуального потенциала страны на основе развития науки и образования и повышения его востребованности хозяйственной системой, опирающейся на современные общественные отношения. Новая образовательная модель является условием и одновременно следствием данного типа экономики. Во-первых, в инновационной экономике, непрерывные инновации и модернизации сферы общественного производства предполагают столь же непрерывное профессиональное образование. Во-вторых, наиболее полная реализация принципа непрерывности образования возможна лишь в экономической системе, основанной на знаниях, в условиях постоянной востребованности знаний и умений человека.

Одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. По доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8% численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям [2].

В то же время ряд негативных тенденций, проявляющихся в указанной сфере, в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество. Речь идет не только о недостаточном, с точки зрения современных требований, уровне качества и доступности образовательных услуг, но и об отсутствии системного характера в профессиональном образовании, необходимой преемственности и взаимосвязи между различными уровнями профессионального образования, что не способствует формированию модели образовательного поведения населения, адекватной требованиям инновационной экономики. В качестве подтверждения этого неутешительного для нас вывода можно привести значение так называемого «индекса образования», рассчитываемого ежегодно Всемирным банком для стран и регионов мира в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development - K4D). В 2009 г. Россия по значению данного индекса занимала лишь 38-е место среди 146 стран мира, уступая не только явным лидерам в сфере образования (Дании, Новой Зеландии, Финляндии, Австралии, Норвегии,

Исландии, Швеции и т.д.), но и странам - бывшим республикам СССР (Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Белоруссии) [6].

По результатам различных исследований Россия пока отстает от высокоразвитых стран по уровню участия населения в различных видах и формах непрерывного образования. Так, в странах Евросоюза 42% населения участвует в различных его формах. По этому показателю Россия находится на 25-м месте из 30 европейских стран. В 2002-2009 гг. доля населения в возрасте 18-60 лет, охваченного дополнительным профессиональным образованием, варьировалась в пределах 5-6%.

Сегодня российская экономика испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах, специалистах среднего звена. Их нехватка станет в ближайшее время фактором, сдерживающим экономический рост. Кроме того, введение многоуровневой системы высшего профессионального образования ставит как первоначальную задачу развития системы непрерывного образования, поскольку требует доведения подготовленных бакалавров до уровня профессиональной квалификации, необходимого работодателям. Таким образом, в России задача формирования гибкой, многоуровневой системы непрерывного профессионального образования, которая бы оперативно реагировала на изменение потребностей населения в образовании и эффективно решала задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества, является весьма актуальной. Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики.

Таким образом, необходимость создания гибкой и многоуровневой системы непрерывного профессионального образования обусловлена действием ряда факторов, имеющих глобальный характер, а также отражающих специфику современного этапа развития России [4]. Но при этом не нужно забывать, что функционирование и развитие системы образования определяется наличием и взаимодействием как внешних по отношению к ней факторов, так и внутренних, присущих образованию как самоорганизующейся системе, способной к саморазвитию. Общественная миссия системы образования заключается в этой связи не только в выполнении «социального заказа», но и в осуществлении своих преобразовательных функций по отношению к социальной практике, в реализации принципа опережающего развития. Усиление же опережающего характера современного образования напрямую зависит от масштабности и результативности инновационных процессов, протекающих в самой образовательной системе. Основной вектор данных процессов, по нашему глубокому убеждению, должен быть связан с формированием системы непрерывного профессионального образования.

В основе формирования новой образовательной модели лежат следующие виды инноваций в сфере образования:

• технологические инновации - современные информационно-коммуникационные технологии, постепенно внедряемые в образовательный процесс;

• педагогические инновации - новые методы и приемы преподавания и обучения, новые формы организации образовательного процесса;

• экономические инновации - перспективные экономические механизмы в сфере образования;

• управленческие инновации - новые подходы к управлению образовательной сферы в целом, а также отдельных образовательных учреждений;

• организационные инновации - новые институциональные формы в сфере образования.

В настоящее время в Российской Федерации под системой непрерывного образования подразумевается совокупность образовательных программ, образовательных структур и механизмов регулирования их деятельности. Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет непрерывное образование как процесс реализации преемственных основных образовательных и различных дополнительных образовательных программ. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества, государства. К ним относятся образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального, включая программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также программы послевузовского профессионального образования.

Дополнительные профессиональные программы применяются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей. К дополнительным профессиональным программам относятся программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации. Эти программы реализуют различные институциональные субъекты: государственные вузы, средние учебные заведения, крупные предприятия и корпорации, множество негосударственных образовательных учреждений (НОУ), автономных некоммерческих организаций (АНО), основной уставной деятельностью которых является оказание услуг взрослому населению, а также ряд других организаций. Данные субъекты разобщены и ориентированы на реализацию своих узковедомственных интересов, их деятельность не всегда учитывает интересы и запросы самих обучающихся. Сегодня необходима модернизация образовательной сферы и формирование новых социально-экономических механизмов на всех уровнях системы непрерывного профессионального образования.

Формирование системы непрерывного профессионального образования предполагает следующее:

• институциализацию постдипломного профессионального образования как одной из подсистем непрерывного образования [3];

• расширение самостоятельности организаций, предоставляющих услуги непрерывного образования, в формировании программ и технологий обучения, ориентированных на профессиональные стандарты, определяющие в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенции работников по различным квалификационным уровням;

• включение в систему непрерывного образования нового организационно-экономического и управленческого механизма с учетом определения сфер ответственности государства и бизнеса;

• делегирование работодателям права на участие в осуществлении контроля качества образовательных услуг, на формирование и утверждение квалификационных требований (профессиональных стандартов) в соответствии с развитием отраслей экономики;

• создание информационных центров (региональных и федеральных порталов), обеспечивающих прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг;

• создание эффективной методики статистического учета по непрерывному образованию и др.

По нашему мнению, главной проблемой устойчивого развития и эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов сферы непрерывного профессионального образования: домашних хозяйств, бизнес-сообщества, государства и организаций, предоставляющих образовательные услуги. Формирование такой системы должно начинаться с изучения поведенческих характеристик взрослого населения в сфере образования, поскольку субъектом образовательной деятельности человек становится тогда, когда внешняя для него необходимость в образовании трансформируется во внутреннюю потребность в получении, расширении и обновлении знаний. Такие исследования необходимо проводить в рамках регионального мониторинга непрерывного образования, позволяющего выявить потребности, мотивы, информированность, установки основных субъектов профессионального образования в отношении доступности, качества, перспектив обучения.

Отмеченные выше направления и способы реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании позволят, на наш взгляд, заложить прочный фундамент для формирования образовательной системы, устремленной в будущее, которая позволит не только наиболее полно и качественно удовлетворять общественные и личные образовательные запросы, но и эффективно решать задачи инновационного развития российской экономики.

Литература

1. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. 443 с.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mon.gov.ru

3. Сухорукова Н.Г. Постдипломное профессиональное образование / Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: сборник статей VII Междунар. науч.-практ. конф.. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 98-100.

4. Филатов С.А., Сухорукова Н.Г. Проблемы последипломного образования в современной России // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. VI / Под ред. д-ра экон. наук М.В. Удальцовой. Новосибирск: НГАЭиУ 2004. С. 128-137

5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels. 30.10.2000. SEC (2000). 1832 p.

6. http://www.worldbank.org/kam

Bibliography

1. Zombart V. Burzhua. M.: Nauka, 1994. 443 p.

2. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. URL: http://mon.gov.ru

3. Suhorukova N.G. Postdiplomnoe professional'noe obrazovanie / Mezhdunarodnyj, fede-ral'nyj i regional'nyj rynok obrazovatel'nyh uslug: sostojanie i perspektivy razvitija: sbornik statej VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.. Penza: Privolzhskij Dom znanij, 2010. IP 98-100.

4. Filatov S.A., Suhorukova N.G. Problemy poslediplomnogo obrazovanija v sovremennoj Rossii // Social'nye vzaimodejstvija v tranzitivnom obwestve. Vypusk VI / Pod red. d-ra jekon. nauk. M.V Udal'covoj. Novosibirsk: NGAJeiU, 2004. II 128-137.

5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission Staff Working Paper. Commission of the European Communities. Brussels. 30.10.2000. SEC (2000). 1832 p.

6. http://www.worldbank.org/kam

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.