Научная статья на тему 'Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного професионального образования'

Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного професионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Н. А.

Основой для формирования региональной системы непрерывного профессионального образования становится общая теория непрерывного образования. В работе рассматриваются принципиальные особенности функционирования основных направлений региональной системы непрерывного профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного професионального образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378. 14

Н.А. Дмитриев, соискатель, (4872) 55-56-77, nik dmitriev@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основой для формирования региональной системы непрерывного профессионального образования становится общая теория непрерывного образования. В работе рассматриваются принципиальные особенности функционирования основных направлений региональной системы непрерывного профессионального обучения.

Ключевые слова: непрерывное образование, региональная система непрерывного профессионального образования.

Реальная оценка сегодняшней ситуации системы образования в России побуждает искать новые подходы к ее качественному изменению. Оно должно отвечать современному развитию экономики и готовить специалистов к инновационной деятельности.

Система образования, в отличие от обычных системных объектов, является в широком смысле исторически изменяющейся, зависящей от конкретного этапа развития общества. В этой связи периодически происходит переориентация ее целей, функций, приоритетных направлений развития, появление новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. При этом проблемы передачи исторического опыта, знаний от поколения к поколению актуализируются в периоды революционных преобразований общества.

Необходимость реформирования системы образования в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств человека на

протяжении его жизненного цикла. В результате в конце XX столетия сформировалось основное противоречие между существующей системой образования, основанной на парадигме «образование на всю жизнь», и требованиями современного постиндустриального общества.

Указанное противоречие порождает комплекс проблем, решение которых требует адаптации существующих образовательных систем к современным требованиям общества.

При решении проблем и противоречий, возникающих из-за несоответствия требований общества к уровню подготовки специалистов и возможностей образовательных систем, на различных этапах развития цивилизации обращалось внимание на идею необходимости обеспечения непрерывности образовательного процесса.

В России давно предпринимаются попытки создать систему непрерывного образования. Первую концепцию его развития комитет по образованию СССР опубликовал еще в 1989 году. Но дальше бумаги дело не сдвинулось. Этому были исторические предпосылки, так как в советские времена закреплялась норма, согласно которой каждый гражданин мог получить образование на бесплатной основе только один раз. Но тогда был другой общественный строй, и человеку, получившему профессиональное образование, хватало этих базовых знаний на всю жизнь. В условиях принципиально нового устройства общества, бешенного информационного потока, развития науки и технологий, приобретенных единожды знаний и умений уже ни в коей мере не достаточно.

В 2004 году принцип непрерывного обучения был объявлен одним из пяти приоритетов развития российского образования, но снова-таки остался лишь декларацией.

На прошедшем 31 августа 2010 года в Кремле под председательством Президента Российской Федерации Д. А. Медведева совместном заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России рассматривалась тема, имеющая непреходящее значение для развития страны, - приоритеты профессионального образования, которые влияют на развитие нашего государства, экономики, социальной сферы.

Общий вывод прошедшего заседания таков, что в современных социально-экономических условиях в России значительно возрастает роль системы непрерывного образования, так как она позволяет своевременно отвечать вызовам информационной эпохи и требованиям новой экономики, в основе которой лежат фундаментальные знания.

Изначально в своем исследовании мы исходим из позиции существования в рамках системы образования системы (иного порядка) - непрерывного профессионального образования. Так как в исследовании рассматривается система непрерывного профессионального образования, основное изучение строилось на ведущих идеях системного подхода, отра-

женных в трудах философов В. Г. Афанасьева, А. А. Богднова, А. И. Берга, Г. П. Щедровицкого и др.; педагогов С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Т. А. Ильиной, Ф. Ф. Королева и др.

Под системой непрерывного профессионального образования (СНПО) мы понимаем совокупность учебных заведений разного уровня, обеспечивающих формирование и развитие профессиональных качеств в течение всего периода обучения, профессиональной подготовки, деятельности и переподготовки.

В основе функционирования СНПО лежит принцип непрерывности образования, признанный мировым сообществом, который позволяет четко определить место системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров в региональной системе.

Главная идея существования СНПО базируется на том, что образование сопровождает человека всю сознательную жизнь: каждый человек должен обладать возможностью совершенствоваться в какой-либо из его форм. Во всем мире, в том числе и в нашей стране, эта система находится в стадии становления, и ее совершенствование требует проработки экономических, социальных, демографических, психологических и чисто педагогических вопросов [3, с. 404].

Проблемы СНПО, ее сущность, социально-экономические основы, организационные особенности, функции, цели и принципы построения рассматривались в исследованиях Е.П. Белозерцева, С. Г. Вершловского, А. В. Даринского, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина, В. А. Сластенина и др.

Базовая основа понятия СНПО лежит в определении «непрерывное образование», которое до настоящего времени трактуется неоднозначно, что объясняется сложностью самого явления.

Приведем примеры наиболее типичных представлений о данном явлении.

«Единая система образования представляет собой комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, образовательной, психологической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни» [2, с. 16].

Ряд исследователей под непрерывным образованием понимают существующую структуру образования - от дошкольного воспитания до институтов профессиональной подготовки и переподготовки.

Нередко сущность непрерывного образования сводят к различным модификациям традиционной системы образования либо сужают до под-

систем, непосредственно связанных с профессиональным совершенствованием, либо связывают с профессиональным образованием взрослых и т. д.

Достаточно распространен взгляд, согласно которому непрерывное образование трактуется как процесс непрерывного и систематического пополнения знаний на протяжении всей жизни, т. е. в качестве системообразующего принципа берется временная характеристика.

Иную структуру непрерывного образования предлагает В. Г. Осипов. Согласно его точке зрения, всю систему образования можно представить в виде концентрических кругов, в самом центре которых следует разместить формальное образование; следующий непосредственно за ним круг будет обозначать неформальное образование; наконец, самый обширный, внешний, круг, разделенный пополам, представляет собой информационное образование и самообразование. Чем дальше от центра и ближе к периферии, тем ниже степень формализации и институционализации, систематичности и организованности, слабее координация и больше спонтанности и стихийности, вариативности и автономности. Соответственно увеличивается число «свободных» форм, расширяется свобода выбора, степень добровольности участия. [1, с. 23].

Подобную структуру непрерывного образования предполагает проект Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года, разработанный специалистами Академии народного хозяйства при Правительстве РФ совместно с экспертами Высшей школы экономики, представителями Минобрнауки и работодателями. Согласно данному документу, непрерывное образование трактуется как формальное дополнительное образование и неформальное дополнительное образование, а также спонтанное обучение работников и учащихся, обеспечивающее оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций.

Таким образом, предлагаемая модель непрерывного образования, или образования в течение всей жизни включает все целенаправленные виды образовательной деятельности, формальные и неформальные, осуществляемые на непрерывной основе с целью совершенствования знаний, навыков и умений.

Базовым элементом данной структурной модели непрерывного образования является формальное образование. Это образование, которое человек получает до начала профессиональной деятельности. Оно должно быть фундаментальным, основательным, сочетать в себе элементы общего и профессионального образования. Формальное образование охватывает всю совокупность начального, среднего, среднего специального и высшего образования, в том числе вечерних и заочных форм, а также все виды «стыкующего» образования. Хотя нормативно любая современная образовательная система строится по принципу преемственности всех звеньев и уровней, фактически окончание любого этапа обучения не гарантирует ав-

томатического перехода на следующий, в том числе из-за недостаточности знаний. Таким образом, формальное образование - образование, структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении и завершающееся выдачей документа об образовании.

Неформальное, или дополнительное, образование - второй компонент системы непрерывного образования. Оно осуществляется вне рамок обычной образовательной системы, но по-своему институционализировано и носит систематический, целенаправленный характер и включает организованные виды обучения, которые не являются частью программ формального образования: курсы повышения квалификации, профессиональные и любительские курсы; лекции, семинары, тренинги, проводимые на рабочих местах на регулярной основе или разовые; программы дополнительного обучения в образовательных учреждениях, включая подготовительные курсы, второе высшее образование, МВА и т. п.

Третий компонент системы - информальное (спонтанное) обучение -обучение, осуществляемое в ходе повседневной жизнедеятельности человека, связанное с его работой, жизнью в семье или проведением досуга, не структурированное в плане целей, продолжительности и помощи в обучении. Сюда же относится и культурно-просветительская деятельность различных учреждений культуры, спортивных обществ и иных организаций, объединений и т. д. В отличие от формального образования и дополнительного образования оно осуществляется самостоятельно и не фиксируется в дипломе или ином документе, но вносит вклад в расширение знаний и умений.

Последний, четвертый, компонент - самообразование. При любой организации непрерывного образования на долю самообразования выпадает важная функция - заполнять промежутки между участием в образовательных институциях и объединять все занятия.

Таким образом, уже краткий анализ существующих подходов к понятию системы непрерывного образования показывает их крайности: от личностной значимости получения системы знаний на протяжении всей жизни до анализа структуры составляющих эту систему учреждений образований.

Опираясь на эти теоретические выкладки, мы приходим к выводу, что именно непрерывное образование, благодаря многоуровневости, мобильности и четкости его структуры, призвано обеспечить не просто поэтапное, а целостное развитие, так как оно максимально использует сложившиеся звенья образовательной сферы.

Однако стоит отметить, что при формировании региональной системы непрерывного профессионального образования необходимо учитывать особенности социально-экономического развития данного региона, что реально позволит соотнести потребности в образовательных услугах и реальные возможности их удовлетворения соответствующими специалистами.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:

• предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;

• учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов, а значит, во многом быть регионально ориентированной;

• способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.

Список литературы

1. Бухмастова Г. А. Система и структура непрерывного образования в России. // Научная, научно-методическая деятельность аспирантов и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. 211 с.

2. Гершунский Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 15-22.

3. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г. Теоретические основы создания и функционирования региональной системы непрерывного педобразо-вания. // Гуманитарная наука в Центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы VII региональной науч.-практ. конф.: в 3 т./отв. ред. О.Г. Вронский. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта, 2005. Т. 3. 436 с.

N. Dmitriev

Continuous education, as the basis of formation of regional system continuous professional educations

Perfection of the Russian system formation assumes attention actualization to questions of continuous vocational training. Most effectively continuous formation is carried out

within the limits of regional system. The given work is devoted characteristics of principles of functioning of the basic lines of regional system of continuous vocational training.

Key words: сontinuous education, regional system continuous professional educations.

Получено 25.10.2010 г.

УДК 378.016.026:514.18

О.С. Замазий, ассистент кафедры «НГИКГ», 89202701306, lelya211083@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

НАГЛЯДНОСТЬ И ПРАКТИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Рассмотрены наглядность и практичность обучения, формирование отвлеченного мышления и геометрических представлений с помощью наглядных методов и средств, а также развитие абстрактного и конкретно-образных компонентов при изучении начертательной геометрии.

Ключевые слова: наглядность, мышление, геометрические представления.

Начертательная геометрия, как и любой другой учебный предмет, не может обходиться без наглядности. Известный русский методист-математик В.К. Беллюстин еще в начале XX века отмечал, что «никакое отвлеченное сознание невозможно, если ему не предшествует обогащение сознания нужными представлениями».

Формирование мышления у студентов первого курса требует предварительного пополнения их сознания конкретными представлениями. При этом удачное и умелое применение наглядности побуждает студентов к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету, является важнейшим условием успеха.

В тесной связи с наглядностью обучения находится и его практичность. Именно из жизни черпается конкретный материал для формирования наглядных геометрических представлений. В этом случае обучение становится наглядным, согласованным с жизнью, отличается практичностью. Так возникла идея преподавания так называемой наглядной геометрии. Сказанное было хорошо известно русским педагогам прошлых лет и успешно применялось на практике.

Важное место занимает при изучении геометрического материала наглядность.

Цель метода наглядности в высшей школе - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта студентов, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.