Научная статья на тему 'Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений'

Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6154
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ/РЕГИОНА / СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION / AIM / OBJECTS AND PRINCIPLES OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION / CONCEPTION OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION AS ONE OF THE CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY / SYSTEM OF MULTILEVEL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич, Лобанов Николай Андреевич

В статье обосновывается необходимость разработки концепции непрерывного профессионального образования, анализируется состояние и глубина проработки этого вопроса. Особое внимание уделяется созданию специального понятийного аппарата, а сама система непрерывного профессионального образования рассматривается в контексте инновационного социального и экономического развития России. Содержание и структура предлагаемой концепции может быть трансформирована к любым региональным и региональноотраслевым условиям развития образования на среднеи долгосрочную перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич, Лобанов Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of continuous vocational education and its implementation on the basis of multilevel educational institutions

In the article the necessity of the conception of continuous vocational education design is substantiated along with the analysis of condition and thoroughness of study of the problem. Special attention is paid to creation of specific conceptual apparatus while the system of continuous vocational education itself is considered in the context of innovative social and economical development of Russia. The content and structure of given conception can be applied to any regional or regional-branchwise conditions of education development for mediumand long term perspective.

Текст научной работы на тему «Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений»

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

УДК 37.014.5:338.1(470+571)

В. Н. Скворцов, Н. А. Лобанов

Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений*

В статье обосновывается необходимость разработки концепции непрерывного профессионального образования, анализируется состояние и глубина проработки этого вопроса. Особое внимание уделяется созданию специального понятийного аппарата, а сама система непрерывного профессионального образования рассматривается в контексте инновационного социального и экономического развития России. Содержание и структура предлагаемой концепции может быть трансформирована к любым региональным и регионально-отраслевым условиям развития образования на средне- и долгосрочную перспективы.

In the article the necessity of the conception of continuous vocational education design is substantiated along with the analysis of condition and thoroughness of study of the problem. Special attention is paid to creation of specific conceptual apparatus while the system of continuous vocational education itself is considered in the context of innovative social and economical development of Russia. The content and structure of given conception can be applied to any regional or regional-branchwise conditions of education development for medium- and long term perspective.

Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывное профессиональное образование; цель, задачи и принципы непрерывного профессионального образования; концепция непрерывного профессионального образования; непрерывное профессиональное образование как одно из условий устойчивого развития страны, региона; система многоуровневого образовательного учреждения.

Key words: continuous education; continuous vocational education; aim, objects and principles of continuous vocational education; conception of continuous vocational education; continuous vocational education as one of the conditions of sustainable development of the country, region; system of multilevel educational institution.

© Скворцов В. Н., Лобанов Н. А., 2012

* Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ по теме «Разработка и внедрение единой системы управления качеством образования в условиях интегрированных образовательных учреждений высшего профессионального образования Ленинградской области» по государственному контракту № 32/12 от 18.04.2012 г.

108

Непрерывное образование шаг за шагом отвоёвывает образовательное пространство у традиционной системы образования. На глазах современников тысячелетнее здание классической системы образования, опирающееся на, казалось бы, незыблемый принцип -«Образование на всю жизнь», рушится под напором нового принципа - «Образование через всю жизнь». Эта тихая и бескровная революция в образовании охватила всю планету, в том числе и Россию. И хотя мы всё ещё стоим у её истоков, результат очевиден: глобальный, всемирный характер социально-экономического процесса, получивший название «Непрерывное образование» или «Образование через всю жизнь», постепенно выходит за пределы сферы образования - становится частью общественного сознания, образом жизни миллионов. И поэтому не случайно, что всё больше и больше исследователей и практических работников обращаются к проблемам непрерывного образования и в первую очередь - непрерывного профессионального образования, пытаясь осмыслить природу этого социального явления, современное состояние процесса распространения идей непрерывного образования в различных странах, заглянуть в близкое будущее образования. Этим и другим вопросам посвящено огромное число научных публикаций. В основном это статьи в журналах и тезисы докладов для многочисленных конференций [20; 16; 39 и др.], но появились и обстоятельные монографии [36; 41; 3 и др.], что свидетельствует об углублении теоретического осмысления этого процесса в образовании.

На протяжении нескольких тысячелетий непрерывное образование развивалось как персонифицированная неинституциональная форма самообразования, и только в середине текущего столетия оно «шагнуло» из области индивидуальной потребности в область общественной потребности [38]. За более чем полувековой период своего развития оно не только оказало влияние на многие стороны общественной жизни, но само стало неотъемлемой его частью, что нашло отражение в следующем:

• во-первых, непрерывное образование, получив общественное развитие во второй половине прошлого столетия, уже на рубеже веков обрело контуры глобального процесса, что позволяет нам рассматривать этот процесс как существенный социальный факт всемирного значения [18];

• во-вторых, во многих промышленно развитых странах, в том числе и в России, философами, социологами, педагогами, психологами, экономистами и представителями других отраслей научного знания опубликовано большое количество научных работ по этой проблематике, что само по себе уже является существенным научным фактом;

• в-третьих, в странах с развитой экономикой и социальной инфраструктурой сложились свои национальные системы непрерывного образования, которые получили отражение в нормах образовательного права, что следует рассматривать применительно к этим странам и ко всему мировому сообществу в целом как существенный юридический факт;

• в-четвёртых, ЮНЕСКО на протяжении последних десятилетий последовательно поддерживает идею и практику национальных усилий в области непрерывного образования, рассматривает это социальное явления и процесс в качестве важнейшего направления развития образования во всём мире, и в первую очередь - в странах с «переходной экономикой», что позволяет рассматривать непрерывное образование как существенный факт международного развития.

Следует отметить, что непрерывное профессиональное образование как система ещё только складывается и, используя термин «система», мы, как и большинство авторов, обращаемся в большей мере к научному понятию этого процесса нежели к реальной действительности. И в этом мы видим одну из важных научных задач, обусловленную противоречием общественного характера: потребность в непрерывном профессиональном образовании ощущается на многих уровнях социальной иерархии общества, в том числе она диктуется интересами национальной безопасности, а реальные экономические отношения, главным из которых является недостаточность денежных средств для нужд образования, не позволяют перейти к широкомасштабному процессу реализации программы «Образование через всю жизнь». Вместе с тем задача науки в том и состоит, чтобы прокладывать рельсы в будущее. Это тем более важно, поскольку в последние десять-пятнадцать лет в сфере образования инициативно возникло множество разнообразных по своей структуре, форме организации и содержанию деятельности образовательных учреждений, которые в меру своих возможностей стремятся на практике реализовать идею непрерывного профессионального образования. Анализ их организационной деятельности показывает, что, возможно, одно из основных достижений их новаторской деятельности заключается в увеличении звеньев образовательных учреждений, объединении общеобразовательной школы, учреждений начального и среднего профессионального образования и вуза в единую образовательную структуру. Мы не ставим под сомнение целесообразность подобной деятельности, но хотим отметить некоторый механицизм в подходе к созданию учреждений непрерывного профессионального образования. В результате создаётся много систем непрерывного профессионального

110

образования, каждая из которых опирается на свою концептуальную основу. Вместе с тем мы полагаем, что концептуальная основа формирования российской системы непрерывного профессионального образования должна быть одна, что не исключает возможности существования нескольких альтернативных проектов и проведения дискуссий, направленных на формирование общего концептуального похода в этой области.

О концепции непрерывного

профессионального образования

Вопрос о создании концепции непрерывного профессионального образования возник одновременно с началом распространения самой идеи этой формы образования и первых практических шагов в этом направлении. В 1982 г. А. П. Владиславлевым и Э. Ш. Ка-малдиновой была обоснована идея создания единой для всей системы образования СССР концепции непрерывного образования [4]. Это была плодотворная идея, и она полностью соответствовала началам централизованного планирования. Появились и первые статьи, раскрывающее содержание такой концепции [2; 33], и проекты самих концепций [9; 10]. К сожалению, идея создания общей для страны концепции непрерывного образования или непрерывного профессионального образования осталась нереализованной. Так, с географической карты мира исчезла страна под названием СССР. И хотя процесс формирования теоретических основ непрерывного образования и мер по практическому осуществлению идей этой концепции резко замедлился в последующие годы, однако работа отдельных научных коллективов продолжалась [21; 23]; одним из таких вузов был и продолжает оставаться Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина [34]. Содержание концептуальных основ непрерывного образования развивалось и в ряде стран СНГ [6; 25].

Следует отметить, что спустя почти 20 лет снова вернулись к идее создания общей для страны концепции непрерывного образования. И такая попытка - создание «Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.» [29] - была предпринята Минобразования России, однако она по каким-то обстоятельствам не получила практического осуществления. Принята была «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которой третий раздел был отведён образованию [8] и может служить хорошей базой для работы над концепцией непрерывного профессионального образования. Однако в «чистом» виде концепция непрерывного образования на государственном уровне так и не была создана. Последнее обстоятельство не остановило

111

авторские коллективы в стремлении продолжать работу над концептуальными основами непрерывного и непрерывного профессионального образования, результатом чего явились локальные и региональные концепции. Безусловный интерес представляют «Концепция непрерывного профессионального образования на период до 2020 г.», разработанная в Педагогическом институте Южного федерального университета [31], и «Программа развития системы непрерывного образования в Свердловской области на период до 2030 г.» и др. Что касается различий в практическом осуществлении концепции непрерывного профессионального образования, то они, по нашему мнению, будут связаны с формами реализации теоретической платформы, в первую очередь, применительно к региональным условиям её осуществления.

Выше мы показали, что непрерывное профессиональное образование - это свершившийся не только социальный, но и правовой, и научный факт, однако концепция развития этой формы образовательного процесса на федеральном уровне пока не разработана. Отсутствие общей концепции непрерывного профессионального образования страны не исключает полезности создания авторских концепций, которые, как мы полагаем, должны быть ориентированы, в первую очередь, на региональный уровень.

Основные понятия

концепции непрерывного

профессионального образования

Приступая к анализу понятийного аппарата, следует сразу заметить, что основополагающий правовой документ для российской системы образования - Закон Российской Федерации «Об образовании» (как в его первой редакции от 13 января 1996 г., так и в его последней действующей редакции № 68 от 10.07.2012 г.) - не содержит терминов «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование» [7], что само по себе свидетельствует об отношении высшей исполнительной и высшей законодательной власти к этому вопросу. И хотя в 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [42], а в 2001 г. Федеральный закон «О дополнительном образовании» [43], однако они не охватывали всей сферы непрерывного образования, хотя и направлены на регулирование значительного сегмента системы российского образования. Это не может не вызывать некоторого недоумения, так как уже к моменту принятия Закона РФ «Об образовании» - к 1996 г. - непрерывное образование в России получило широкое распространение в теории и практике образовательной деятельности. Таким образом, создание понятийного аппарата системы непрерывного профессиональ-

ного образования проходило в основном вне нормативно-правового поля, не опиралось на нормативные понятия и носит доктринальный характер (возможно, именно это обстоятельство привело к тому, что абсолютное большинство авторов не различают в полной мере понятия «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование», а потому ставят знак равенства между ними). Вместе с тем со стороны учёных-правоведов предпринимались попытки дать правовое определение понятию «непрерывное образование» [11]. Приходится констатировать, что и в проекте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении, не сформулированы понятия «непрерывное образование» или «непрерывное профессиональное образование» (см. ст. 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе») [28], что открывает образовательным органам образования разного уровня, в том числе и региональным, широкую возможность для их толкования применительно к их ведомственным интересам и возможностям, а следовательно, закладывает различный концептуальный подход к непрерывному образовательному процессу. И хотя в п. 2-м ст. 11-й (Структура системы образования) гл. 2-й (Система образования) говорится, что «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование)» [28], однако объяснение, как это обеспечивается и гарантируется, в проекте нового закона отсутствует. Такое положение непосредственно связано с тем, что понятия «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование» не вошли с перечень ключевых понятий нового закона, что лишило эти термины и понятия системного понимания.

Вместе с тем было бы несправедливо обойти молчанием тот факт, что в проекте «Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.» была предпринята попытка сформулировать базовые понятия (18 понятий) непрерывного образования, в частности: «Непрерывное образование -для целей данного документа под непрерывным образованием понимается формальное дополнительное образование и неформальное дополнительное образование, а также спонтанное обучение работников и учащихся, обеспечивающее оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций» [29]. К сожалению, такое понимание непрерывного образования, полностью ориентированного на сиюминутные интересы и потребности

рынка труда, исключает в профессиональном обучении (в основном вузов) фундаментальную подготовку, без которой образование, наука и экономика страны развиваться не могут, а кроме того, высшая школа вынуждена была бы пересматривать свои учебные программы ежегодно. Более того, авторы концепции не развели понятия «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование», в то время как для целей этой концепции понятие «непрерывное профессиональное образования» должно быть первостепенным. Неясным в этом определении остаётся содержание термина «спонтанное обучение» и его место в формирующейся системе непрерывного образования.

Первым и пока единственным опытом систематического составления словаря основных понятий непрерывного образования была исследовательская работа коллектива сотрудников Научно-исследовательского института социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования ЛГУ им. А. С. Пушкина -«Непрерывное образование: краткий словарь», вместивший в себя 149 терминов [19], на которую мы в значительной мере опирались, формулируя основные понятия для данной работы.

Ниже приведены основные понятия концепции непрерывного профессионального образования.

Непрерывное образование - формальное и неформальное образование как непрерывный и целенаправленный процесс овладения человеком профессиональными (необходимыми для конкретной работы) и иными знаниями, позволяющими ему оставаться творчески активным и востребованным на рынке труда на протяжении всей жизни [19, с. 31].

Непрерывное профессиональное образование - системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их трудовой жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований, что должно позволить ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда, сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда [19, с. 32].

Непрерывное образование как всеобщий исторический процесс представляет собой способ непрерывной глобальной (всеобщей) передачи обыденного и научного знания из поколения в поколение методом непосредственного (а впоследствии и опосредованного) обучения, что обеспечивало человечеству в целом,

отдельным его этносам, обществу и государству накопление, сохранение и увеличение знания, необходимого и достаточного для выживания в изменяющейся природной и искусственной среде обитания [19, с. 32].

Непрерывное самообразование - форма самостоятельного обучения, в основе которой лежат либо внутренняя потребность индивида в постоянном увеличении своих знаний, умений и навыков, либо требования изменяющейся социальной среды, постоянно предъявляющей к профессиональной деятельности работника новые требования1 [19, с. 33].

Инфраструктура непрерывного профессионального образования - единые для всей сферы непрерывного профессионального образования нормы, правила и общедоступные ресурсы [29].

Уровень непрерывного профессионального образования -

формализованный показатель, характеризующий завершение одного из циклов (ступеней) образования определенного объема и степени сложности [28].

Образовательный стандарт в системе непрерывного профессионального образования - локальный нормативный акт, определяющий требования к одному из уровней высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации [28].

Федеральный государственный образовательный стандарт в системе непрерывного профессионального образования - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки [28].

Интернет-образование - активно развивающаяся несистематизированная и неформальная форма общего образования, дополнительного образования и самообразования, радикально

1 В основе непрерывного самообразования как движения к познанию человеком самого себя и себя во Вселенной лежит вечное и неизменное человеческое начало - стремление к эгоцентрическому интеллектуальному и духовному самовыражению. Таким образом, непрерывное самообразование, возникшее и развивающееся на протяжении нескольких тысячелетий, внутренние истоки которого скрыты в глубине человеческой психики и связаны с социальными и психологическими механизмами эгоцентрического самовыражения личности -явление не новое.

расширяющая источники приобретения знаний, а также объём, содержание и степень новизны приобретаемого знания1 [19, с. 25].

Программно-целевой метод в непрерывном образовании -один из инструментов управления системой непрерывного образования. Предполагает разработку и реализацию целевых программ для решения ключевых задач, связанных с концентрацией финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов для решения ключевых проблем развития системы непрерывного образования. Такой подход предполагает построение так называемого «дерева целей», согласно которому определяется генеральная (стратегическая) цель, которая детализируется до целей и задач более низкого порядка. Процесс декомпозиции генеральной цели продолжается до тех пор, пока не будут определены конкретные мероприятия, сроки исполнения и исполнители [19, с. 43].

Рынок образовательных услуг в контексте непрерывного профессионального образования - отношения спроса и предложения на образовательные услуги, формируемые в рамках вертикальной и горизонтальной структур системы непрерывного образования под непосредственным воздействием постоянно изменяющихся требований со стороны работодателей к профессиональной подготовке специалистов разнообразных профессий и специальностей, объёму, содержанию и качеству их профессиональных знаний, умений и навыков. Эти отношения спроса и предложения определяются: (а) в краткосрочной перспективе - текущими запросами рынка труда, (б) в среднесрочной перспективе - среднесрочными запросами рынка труда и среднесрочной стратегией экономического и социального развития региона и государства, (в) в долгосрочной перспективе - стратегией экономического и социального развития региона и государства [19, с. 45-46].

Сетевая система непрерывного профессионального образования - формирующаяся информационно-образовательная среда системы непрерывного профессионального образования с многоуровневой вертикальной и горизонтальной структурами, предоставляющая возможность любому человеку на определённых условиях стать пользователем одной или нескольких программ непрерывного образования, реализуемых совместно двумя и более организациями [19, с. 47; 29].

Единая система управления качеством образования в условиях многоуровневых образовательных учреждений -совокупность следующих системно взаимосвязанных многофунк-

1 Интернет-образованию как институту непрерывного образования принадлежит большое будущее и, возможно, уже в ближайшие годы появятся интернет-университеты.

циональных и системно организованных процессов (как правило, рассматриваемых в границах региона): во-первых, соблюдение общих принципов и сопоставимых методов оценки качества в их деятельности, позволяющих в выбранном режиме мониторинга управлять процессом качества многоуровневой подготовки в профессиональном и квалификационном разрезе компетентных специалистов в количестве, необходимом и достаточном для обеспечения расширенного производства и воспроизводства трудовых ресурсов (региона); во-вторых, создание на базе университетов и/или вузов интегрированных образовательных комплексов - от дошкольного воспитания и образования до послепрофессионального дополнительного образования и обучения, в которых реализуются программы непрерывной вертикальной и горизонтальной интеграции образования и обучения, что обеспечивает трудоспособному населению региона достойное качество трудовой жизни; в-третьих, многоуровневый образовательный комплекс, созданный, как правило, на базе университета или вуза, помимо собственной внутриоб-разовательной интеграции, должен быть интегрирован в экономическую и социальную сферы региона, что может быть достигнуто сближением краткосрочного и долгосрочного планов развития многоуровневого образовательного комплекса с краткосрочным и долгосрочным планами экономического и социального развития региона, а также учитывать текущую и ожидаемую конъюнктуру рынка труда и рынка образовательных услуг; в-четвёртых, наличие чётких внешних (рынка труда, экспертов предпринимательского сообщества и работодателей, органов управления экономическими и социальными секторами региона) и внутренних (образовательных учреждений, органов управления образованием) индикаторов оценки эффективности единой системы управления качеством образования в условиях многоуровневых образовательных учреждений. Потребителями образования как общественного блага также выступают учащихся, их родители, а потому при оценке качества образования необходимо учитывать и их мнение (оценку) [26; 5].

Нормативная единица непрерывного профессионального образования - это установленные Законом РФ «Об образовании» необходимые уровни, ступени непрерывного профессионального образования, которые, по мнению автора, должны быть сформированы в каждом регионе страны, что обеспечивает каждому жителю региона возможность осуществить свое право на непрерывное профессиональное образование в пределах профессиональной структуры образовательных учреждений, которые созданы в данном регионе.

Основной закон

непрерывного образования

Непрерывное образование сразу стало явлением мирового порядка. И это не могло не заставить задуматься о природе этого явления. Какие социальные силы заставляют людей продолжать своё профессиональное образование, и есть ли в этом социальном явлении и процессе явная или неявная закономерность? Лежит ли в основе этого процесса некая первопричина, объясняющая как появление в социальном поведении миллионов людей новой группы интересов, так и появление новой социальной модели в управлении развитием общества, или это стихийный эпизодический и неуправляемый процесс? Ответ на эти и другие вопросы следует искать в научном объяснении рассматриваемого социального явления. И думается, что привычного объяснения недостаточности для человека первичного профессионального образования для последующих десятилетий трудовой жизни мало, чтобы раскрыть содержание новой поведенческой модели субъекта образовательной и трудовой деятельности. «Поскольку деятельность универсальна, - пишет В. С. Степин, - функциями её предметов могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди, "свойства" которых меняются при их включении в различные социальные подсистемы, а также сами подсистемы, взаимодействующие в рамках общества как целостного организма. Тогда в первом случае мы имеем дело с "предметной стороной" изменения человеком природы, а во втором - с "предметной стороной" практики, направленной на изменение социальных объектов» [40]. Рассматривая непрерывное образование как объект целенаправленной деятельности человека, нельзя не видеть, что эта деятельность уже существенно повлияла на изменение организационной структуры системы образования, на наши представления об образовании и его роли и месте в современном обществе и в обществе будущего. Однако «внутренний механизм» социального поведения людей, заставляющих их продвигаться всё дальше и дальше по движущемуся «эскалатору образования», остаётся не до конца раскрытым.

Что же, с точки зрения научного знания, представляет собой непрерывное образование? Разумеется - это не наука в том её понимании и значении, которые мы вкладываем в такие области научного знания, как математика, астрономия, право и т. д. Во многих научных публикациях термин «непрерывное образование» имеет ещё и предикативную часть, например: непрерывное образование как социальный процесс, непрерывное образование как социальное явление, непрерывное образование как социальный феномен, непрерывное образование как социально-экономическая система и

т. п., т. е. подчёркиваются три важнейшие характеристики непрерывного образования: общественный характер, процессный характер и системный характер. И в этом его понимании непрерывное образование выступает как самостоятельная область научного знания, как предмет и объект научного знания, как одна из форм познавательной деятельности человека, что позволяет рассматривать непрерывное образование с общих позиций научного анализа, а следовательно, выявить закономерности, в соответствии с которыми или под воздействием которых функционирует и развивается система непрерывного образования, складываются и развиваются формы социального поведения людей в сферах образования и трудовой деятельности.

Мы полагаем, что в основе социального поведения людей в сфере образования на индивидуальном уровне, в деятельности государства и общества в сфере образовательной политики, направленной на создание для граждан страны экономических, социальных и правовых условий для поддержания необходимого уровня их образования на протяжении всей жизни, а также в деятельности различного рода корпоративных организаций, направленных на дополнительное образование своих работников, лежит всеобщий социальный закон - закон социального равновесия.

Его суть заключается в поддержании общественно необходимого равновесия между ускоряющимся развитием научного знания и уровнем образовательного знания, что существенно важно не только для каждого человека в отдельности (это и сохранение им конкурентоспособности на рынках труда, и успешность в профессиональной деятельности, и реальная возможность экономически обеспечить свою семью, и т. п.), но и для отдельного региона и государства в целом.

На уровне корпорации закон проявляется в необходимости постоянно поддерживать общественно необходимый образовательный уровень своих работников, что при соблюдении прочих рыночных требований обеспечивает организации устойчивое положение на рыках товаров и услуг. И, наконец, на уровне государства обеспечение необходимого образовательного уровня является важнейшим условием его экономической и политической независимости, залогом национальной безопасности.

Закон социального равновесия, хотя и не обладает той степенью детерминантности, которая характерна для законов естественных наук, однако и наша социальная жизнь определяется, как мы полагаем, объективными законами, проявление которых не столь очевидно, как законов Природы [14, с. 144-152].

Основные принципы непрерывного

профессионального образования

Под принципами непрерывного профессионального образования мы понимаем основополагающие, исходные положения содержания системы непрерывного профессионального образования и некоторый набор требований, которыми руководствуются люди в своей деятельности по осуществлению цели и задач этой образовательной системы. В. И. Астахова, Е. А. Подольская и другие само непрерывное образование рассматривают как принцип функционирования образовательных систем [17]. Этой же точки зрения придерживается и Д. С. Шакасимова, считающая, что «Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека» [44, с. 223]. Наверное, невозможно дать анализ всего перечня принципов непрерывного образования и непрерывного профессионального образования, сформулированных авторами, поскольку только по нашим данным число этих принципов значительно больше ста пятидесяти. И это следствие не только разного понимания содержания понятия и самой деятельности в этой сфере образования, но и смешения понятий «непрерывное образование», «непрерывное профессиональное образование», «образование взрослых» [3, с. 110-124], «дополнительное образование» и некоторых других понятий, которых мы не будем касаться в этой работе. Основным и общим недостатком значительного числа принципов, выдвинутых авторами, является невозможность распространить их «влияние» на содержание и функционирование системы непрерывного образования или системы непрерывного профессионального образования.

По мнению индийского исследователя проблем непрерывного образования Р. Даве, мировая практика непрерывного образования опирается на 25 принципов: 1) образование на протяжении всей жизни человека; 2) понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное обучение, которая объясняет и интегрирует все его уровни и формы; 3) включение в систему просвещения, кроме учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; 4)горизонтальная интеграция: дом - соседи - социальная сфера - общество - сфера труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т. п., между изучаемыми предметами, различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и др.) на определенных этапах жизненного цикла; 5) вертикальная инте-

грация: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным), разными уровнями и предметами в рамках этих этапов, различными социальными ролями человека на протяжении его жизни, разными качествами развития личности; б) универсальность и демократичность образования; 7)создание альтернативных структур получения образования; 8) связь общего и профессионального образования; 9) акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; 10) акцент на самоуправление; 11) индивидуализация обучения; 12) обучение в условиях разных поколений в семье, обществе; 13) расширение мировоззрения; 14) итердисциплинарность знаний их качества; 15) гибкость и разнообразие содержания, средств обучения; 16) способность к ассимиляции новых достижений науки; 17) усовершенствование умений учиться; 18) стимулирование мотивации к обучению; 19)создание соответствующих условий для обучения; 20) реализация творческого и инновационного подходов; 21) облегчение смены социальных ролей в разные периоды жизни человека; 22) познание и развитие собственной системы ценностей; 23) поддержка и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития; 24) учиться для того, чтобы «быть» и «стать» кем-то; 25) системность принципов образовательного процесса. Именно эти теоретические положения, по мнению большинства исследователей этой проблемы, стали основой реформирования национальных систем образования в современном мире [17, с. 23-24].

Принцип непрерывного обновления научного и практического знания в содержании непрерывного образования - обеспечивает высокий уровень инновационной деятельности. Инновационный потенциал является производным от инновационной способности нации, в формировании которой ведущим фактором признаётся непрерывное образование и в первую очередь - непрерывное профессиональное образование. Постоянное поддержание необходимого и достаточного уровня образовательного знания трудоспособного населения может обеспечить только государственная или государственно-корпоративная система непрерывного профессионального образования. И эта система должна быть по своему содержанию инновационной. В мировой образовательной системе промышленно развитых стран, в том числе и в России, отчётливо наблюдаются два взаимосвязанных социальных процесса: во-первых, формирование институциональной системы непрерывного профессионального образования, способной к инновационной самоорганизации в силу присущего ей характера синергетического развития, во-вторых, формирующаяся инновационная способность

определенной части населения к постоянному восприятию нового знания и непрерывной инновационной деятельности, что в целом характеризует определённый уровень инновационного потенциала нации - важнейшего стратегического ресурса государства и общества. Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, степень овладения информационными ресурсами и практическое овладение технологиями нового поколения являются сегодня необходимыми условиями существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики, а инновационная способность нации выступает в качестве важнейшей характеристики самого общества. В инновационном развитии общества приоритет должен быть отдан системе образования, опирающейся на принципы непрерывного образования. Инновационный потенциал нации является производным от инновационной способности нации, в формировании которой ведущим фактором признаётся непрерывное образование и в первую очередь - непрерывное профессиональное образование. Постоянное поддержание необходимого и достаточного уровня образовательного знания трудоспособного населения может обеспечить только государственная или государственно-корпоративная система непрерывного профессионального образования. Следовательно, эта система должна быть по своему содержанию инновационной, что должно быть отражено в системе её принципов. В противном случае непрерывность процесса обучения может превратиться в процесс непрерывного воспроизводства устаревших знаний.

Принцип органического единства вертикального и горизонтального процессов непрерывного развивающего обучения - одно из фундаментальных требований непрерывного профессионального образования, обеспечивающее: либо постоянное поддержание знаний, умений и навыков в объёме необходимом и достаточном для успешного выполнения профессиональных функций (обязанностей) в пределах определённой должности или рабочего места (горизонтально направленный процесс обучения); либо постоянное увеличение (приращение) знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для профессионально-должностного продвижения в иерархической структуре управления одной организации или для перехода на работу в другую организацию с более сложным содержанием труда и ответственностью (вертикально направленный процесс обучения). При определённых условиях, прежде всего при наличия необходимых способностей у обучаемого, в горизонтально направленном процессе обучения может проявиться «эффект эмерджентности», что в ряде случаев сближает эти два процесса по достигаемому результату [19, с. 42-43].

122

Принцип воспроизводства креативной личности в процессе непрерывного профессионального образования - одно из фундаментальных требований непрерывного профессионального образования, критерием оценки которого становится непрерывное интеллектуальное и духовное воспроизводство личности, способной к приращению нового знания и/или созданию нового и уникального продукта [19, с. 41-42].

Принцип индивидуального подхода в организации непрерывного образования, опирающийся на личностно ориентированное обучение и воспитание - перенесён из традиционной системы образования (как и многие другие), но он во многом наполнен новым содержанием, главным из которых - обеспечение индивидуального подхода на протяжении всей трудовой жизни не только применительно к конкретной профессиональной деятельности, но и к возрастным особенностям работника.

Принцип преемственности уровней и ступеней образования как условие непрерывного образования, а также (внутренней и внешней) академической мобильности обучающихся -является организационно-правовой основой системы непрерывного образования и в полной мере реализована в отечественной практике. Что касается академической мобильности, то эта часть принципа ещё не получила всеобщего развития: внутренняя мобильность сдерживается фактором большой протяжённости территории страны, а внешняя - отсутствием международной аккредитации у значительного числа профессиональных учебных учреждений [22; 15].

Принцип последовательного развития отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью - в значительной мере утрачен в последние десятилетия и успешно восстанавливается в настоящее время.

Цель непрерывного

профессионального образования

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» записано, что «...стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реализация этой цели, отмечается в Концепции, предполагает, в частности, «.создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров» [30]. Государство в лице органов управления образованием пока осторожно использует термин «непрерывное образование», поскольку он не

123

получил до сих пор нормативно-правового статуса и, тем не менее мы считаем, что именно термин «непрерывное профессиональное образование» должен стать базовым в формулировке цели разрабатываемых научными сообществами общенациональной и локальных концепций непрерывного профессионального образования и концепций целевых программ развития образования на ближайшие десятилетия. И ещё один термин должен войти в содержательную конструкцию цели концепции непрерывного профессионального образования в качестве базового, ключевого - «устойчивое развитие». Концепция устойчивости была впервые изложена в 1987 г. в докладе Брундтланд «Наше общее будущее», адресованному Мировой комиссии по окружающей среде и развитию. Признавая важность устойчивого развития, ЮНЕСКО, а вслед и Исполнительный комитет содружества независимых государств (СНГ) рекомендовали подчинить этой общей цели всю педагогическую и образовательную деятельность. ОНН объявило 2005-2014 гг. декадой по образованию для устойчивого развития и рекомендовало правительствам и общественным организациям способствовать внедрению принципов, ценностей и практик устойчивого развития во все сферы образования и обучения. В многочисленных документах ООН подчёркивается, что «Образование рассматривается теперь не как самоцель, а скорее как основной механизм изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни, что необходимо для обеспечения устойчивости» [1, с. 3]. В рамках десятилетия в интересах устойчивого развития сектор образования ЮНЕСКО подготовил «Руководство и рекомендации по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития», в котором содержатся рекомендации по практической работе для всех уровней образования: от министерств до учебных учреждений [32].

В «Основных положениях стратегии устойчивого развития России», подготовленных Комиссией по проблемам устойчивого развития Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в разделе 6.9. «Образование и культура» записано:

«86. Переход к устойчивому развитию общества во многом зависит от уровня образованности его граждан, от знания ими правовых и этических норм, регулирующих отношения человека к природе и обществу, умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований, их приверженности идеалам, принципам и этике устойчивого развития.

89. Вся образовательная политика в РФ должна осуществляться на основе национальной доктрины непрерывного, опережающего образования - основополагающего государственного, законода-

124

тельно закрепленного документа, определяющего цели и средства образования в стране. Регулярно уточняемая доктрина должна отражать интересы граждан многонационального Российского государства и законодательно обеспечивать условия для всеобщего непрерывного и опережающего образования населения, реальное равенство прав граждан на образование, возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни» [24].

Изложенное выше позволяет нам сформулировать общую цель концепции непрерывного профессионального образования: общей целью непрерывного профессионального образования является обеспечение доступности качественного образования для граждан на протяжении всей их трудовой жизни, которое должно соответствовать требованиям инновационного развития экономической и социальной сфер государства и общества, а также потребностям каждого гражданина.

Эта общая цель имеет трёхуровневую структуру, соответствующую трём формам проявления и трём субъектам - индивид, регион, государство-общество - непрерывного профессионального образования:

• на уровне индивида - отдельного работника - целью непрерывного профессионального образования является создание для работника на протяжении всей его трудовой жизни необходимых и достаточных условий для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований, что должно позволить ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда, сохранять социальные условия своей жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда [19, с. 32];

• на уровне региона целью непрерывного профессионального образования является непрерывное качественное воспроизводство профессионально-квалификационной структуры работников в количестве необходимом и достаточном для экономического и социального развития региона, обеспечения его конкурентоспособности на внутренних рынках;

• на уровне государства и общества целью непрерывного профессионального образования является непрерывное качественное воспроизводство профессионально-квалификационной структуры работников в количестве, необходимом и достаточном для экономического и социального развития государства, обеспечения его национальной безопасности и конкурентоспособности на внешних

рынках и в конечном счёте в интересах национального и международного устойчивого развития.

Многоступенчатая структура образовательных учреждений непрерывного профессионального образования. Её организационные формы и преемственность обусловлены действующим Законом РФ «Об образовании» [7]. В обобщённом виде вертикальная структура многоступенчатого непрерывного профессионального образования человека на протяжении его трудовой жизни выглядит следующим образом:

• дошкольное воспитание и образование;

• начальное общее образование;

• основное общее образование (в ряде школ учащиеся получают первичную профессиональную специализацию);

• среднее (полное) общее образование (в ряде школ учащиеся получают первичную профессиональную специализацию);

• начальное профессиональное образование (в том числе на базе высших учебных заведений);

• среднее профессиональное образование (в том числе на базе высших учебных заведений);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура, специалитет;

•дополнительное профессиональное образование: аспирантура, докторантура, многочисленные формы повышения квалификации и профессионального обучения, связанные с должностным ростом, многочисленные формы повышения квалификации и профессионального обучения, не связанные с должностным ростом, а углубляющие и расширяющие профессиональные знания и умения работника.

Такая вертикальная структура многоступенчатого непрерывного профессионального образования сложилась в Российской Федерации в каждом регионе. И именно её можно считать нормативной единицей непрерывного профессионального образования. Степень его развитости в вертикальном разрезе в регионе определяется количеством нормативных единиц непрерывного профессионального образования.

Вертикальная структура непрерывного профессионального образования не может в полной мере обеспечить непрерывность профессионального образования работника на протяжении всей его трудовой жизни, если она не будет органически дополнена горизонтальной структурой. Именно вертикальная и горизонтальная структуры образуют систему непрерывного профессионального образования. Горизонтальная структура непрерывного профессио-

нального образования включает в себя многочисленные формы и виды дополнительного (продолженного) образования (обучения), которые сложились в отраслях экономики и в регионах. Рамки концепции не позволяют их даже перечислить, но её содержание раскрыто в разделе «Основные понятия концепции непрерывного профессионального образования», её служебная роль опирается на те принципы, которые изложены в разделе «Основные принципы непрерывного профессионального образования». Степень развитости непрерывного профессионального образования в горизонтальном разрезе в регионе определяется степенью развитости отраслевых образовательных программ дополнительного обучения, повышения квалификации применительно к группе должностей отдельных профессий.

Важным дополнением к вертикальной и горизонтальной структурам непрерывного профессионального образования выступают многочисленные формы и виды неформального непрерывного образования и самообразования [13, с. 261-271]. Научными центрами непрерывного и непрерывного профессионального образования в регионах выступают федеральные, классические и региональные университеты [37, с. 441-462], а территориальными центрами могли бы выступать крупные муниципальные образования, и такая практика уже имеется [12, с. 18-24]. Университеты выстраивают свои правоотношения в области непрерывного и непрерывного профессионального образования в соответствии со сложившимися организационными схемами развития образования в регионе.

Разработка концепции непрерывного профессионального образования на базе многоуровневых образовательных учреждений

Практическая работа по конкретизации данной концепции предполагает, что ей предшествует некое задание, в котором определены и заданы некоторые параметры, в частности: объект -университет, образовательный кластер, региональный (отраслевой) образовательный центр; временные (концепция на 5, 10, 15 лет или, например, до 2015, 2020 и далее лет) характеристики, ожидаемые источники финансирования и др. Во всех случаях процессу конкретизации любой концепции должны предшествовать анализ и прогноз внутрирегионального рынка труда и рынка образовательных услуг на период, совпадающий или близкий по времени, на который ориентирована концепция. Эта концепция должна в определённой мере корреспондироваться: со стратегией долгосрочного социально-

127

экономического развития данного региона; Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 г.); Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г.); Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утв. приказом Минобр РФ от 04.02.2010 г.); Приоритетным национальным проектом «Образование», утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов № 2 от 21.12.2005 г.) и др. Инициатор (это может быть и сам университет как многоуровневая образовательная структура) или заказчик (это может быть региональное правительство или крупная акционерная компания) должен сформулировать цель и некоторые желаемые результаты, которые он хотел бы получить. Привязка разрабатываемой концепции к конкретному объекту позволит наполнить её реальным содержанием.

Список литературы

1. Бадарч Д., Байнев В. Ф., Лис Н. И. «Образование для устойчивого развития» в государствах - участниках СНГ: справ. материал для участников Меж-дунар. форума «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (г. Минск, 5-6 апр. 2005 г.) / Д. Бадарч / под общ. ред. Н. И. Лиса. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. - 36 с.

2. Вербицкий А. А., Нечаев Н. Н., Юрисов В. А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию - М.: Изд-во НИИВШ, 1989. - 40 с.

3. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: моногр. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 155 с.

4. Владиславлев А. П., Камалдинова Э. Ш. О развитии концепции системы непрерывного образования в СССР // Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей педагогики / ред.-сост. Э. Ш. Камалдинова. - М.: Изд. АПН СССР, 1982. - С. 29-77.

5. Глухов В. В. Качество образования (методология, оценка и воздействие): учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С. 39-46.

6. Джураев Р. Х. Содержание и структура концепции непрерывной профессиональной подготовки // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: Материалы докл. и сообщ. участников междунар. конф. (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.) / под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Изд-во Файндер, 2002 .- С. 11-18.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ред. № 68 от 10.07.2012, последняя редакция, действующая).

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (3.3. Развитие образования). - URL: odvZreference-sourceZ2008-03.htm

9. Концепция непрерывного образования // Народное образование. -1989. - № 10. - С. 3-12.

10. Концепция непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. - 1990. - № 4. - С. 65-78.

11. Костюченко И. Г., Симавская Л. Ю. К вопросу о юридическом толковании понятия «непрерывное образование» // Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства Евразийского экономического сообщества: Материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 22-23 июня 2004 г.) / под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Петрополис, 2004. - С. 159-161.

12. Лобанов Н. А. Муниципальное образование как субъект и объект вузовской науки: проблемы перехода к инновационному развитию общества // XII Вишняковские чт. «Социально-экономическая концепция вузовской науки в регионе»: материалы междунар. науч. конф., 26 марта 2009 г., Бокситогорск / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова, 2009. - 404 с.

13. Лобанов Н. А. Непрерывное самообразование в контексте общественной и личной потребности // Образование через всю жизнь: Теория и практика непрерывного образования для устойчивого развития: тр. рос.-болг. междунар. сотрудничества / Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования; [сост. Н. А. Лобанов]; под науч. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова и М. Теневой. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. -328 с.

14. Лобанов Н. А. Основой социальный закон развития непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития // Материалы 4-й междунар. конф. «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» (Санкт-Петербург, 2-3 июня 2006 г.) / под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова; сост. Н. А. Лобанов. - СПб.: Петрополис, 2006 . - С. 150.

15. Мамрич С. Н. Непрерывное ступенчатое образование специалистов в учебно-научно-производственных комплексах // Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства Евразийского экономического сообщества: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 22-23 июня 2004 г.) / под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Петрополис, 2004. - С. 210-212.

16. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 10-й юбилейной междунар. конф. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. Образования: в 2 ч. - Вып. 10. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - Ч. 1. - 372 с.; Ч. 2. - 324 с.

17. Непрерывное образование как принцип функционирования современных образовательных систем (первый опыт становления и развития в Украине): моногр. / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В. И. Астаховой. - Харьков: Изд-во НУА, 2011. - 216 с.

18. Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / сост. Н. А. Лобанов, Е. Куля и М. Пэнковска; под науч. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 540 с.

19. Непрерывное образование: краткий словарь. 6-е изд., доп. / сост. Н. А. Лобанов; предисл. Н. А. Лобанов; под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Петрополис, 2004. - 74 с.

20. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование: указатель научной литературы. 3-е изд., доп. / сост. Н. А. Лобанов; предисл. Н. А. Лобанов. - СПб.: Петрополис, 2004. - 64 с.

21. Общая концепция дополнительного профессионального образования государственных служащих по специальности «Международные экономические отношения». - М.: ГАУ им. С. Оржоникидзе, 1977. - 23 с.

22. Орешкина А. К. О преемственности педагогических систем образовательных ступеней в контексте непрерывного образования // Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства Евразийского экономического сообщества: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 22-23 июня 2004 г.) / под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Петрополис, 2004. - С. 236-239.

23. Осипов В. Г. Эволюция концепции непрерывного образования: к методологии исследования // Вестн. обществ. наук. - 1990. - № 6. - С. 44-52.

24. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с. - URL: www-sbras.nsc.ru>

25. Педагогическое образование в государствах - участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: Учрежд. РАО ИПО, 2011. - 320 с.

26. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). - М.: Пед. об-во России, 2002. - С. 164.

27. Программа развития системы непрерывного образования в Свердловской области на период до 2030 г. (проект) / Минобр РФ при Правительстве Свердловской области, ГБОУ ДПО Свердл. обл. «Ин-т развития образования». - Екатеринбург, 2011. - 136 с.

28. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (последняя ред.). - URL: mamamasi.ru

29. Проект. «Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.».

30. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы».

31. Режим доступа: http://rspu.edu.ru/pageloader.php?pagename=structure/ university_departments/fpk/konsept

32. Руководство и рекомендации по переориентации педагогического образования на решение задач устойчивого развития. Сектор Образования ЮНЕСКО, Техн. док-т № 2, окт. 2005. - ЮНЕСКО, 2005. - 85 с.

33. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). -СПб.-Волгоград: Перемена, 1977. - 166 с.

34. Скворцов В. Н. Концепция непрерывного образования: проблема понимания и восприятия // Царскосельские чт. Науч.-теорет. межвуз. конф. с междунар. участием (26-27 апр. 1999 г.): материалы конф. / под общ. ред. проф. В Н. Скворцова, проф. Г. В. Стельмашука. Т. 1. - СПб.: Изд. ЛГОУ, 1999. - С. 113.

35. Скворцов В. Н. Концепция развития университета как центра непрерывного образования Ленинградской области // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы ме-ждунар. конф. (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.) / под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - СПб.: Файндер, 2002. - С. 50-60.

36. Скворцов В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / пред. Н. А. Лобанова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -228 с.

37. Скворцов В. Н. Университет как центр непрерывного профессионального образования в регионе: диагностика условий и риски развития // Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / сост. Н.А. Лобанов, Е. Куля и М. Пэнковска; под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 540 с.

38. Скворцов В.Н. Потребность в непрерывном образовании как социально-экономическая категория: сущность и особенности применения // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Экономика. - 2010. - № 4. - Т. 6. - С. 1.

39. Совершенствование системы непрерывного образования, стратегическое партнёрство государства и бизнеса: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. проф. Косарев Н. П.; отв. за вып. проф. М.Б. Носырев. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2008. - 434 с. и др.

40. Степин В. С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -С. 38.

41. Сулейманкадиева А. Э. Методологические основы непрерывного образования: моногр.; науч. ред. Н. А. Лобанов [предисл. Н. А. Лобанова]; НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрер. образ. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. -286 с.

42. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - М.: Омега-Л, 2007. - 55 с.

43. Федеральный закон «О дополнительном образовании». Принят Гос. Думой 16 июля 2001 г. URL: "http://www.camps.rn/association/docs/dopobraz.htm"

44. Шакасимова Д. С. Принцип непрерывности в формировании содержания профессионального образования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. - ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. Образования: в 2 ч. - Вып. 10. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. -Вып. 9. - 750 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.