УДК:616-053.2:378.17
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА
Зернова Н.И., Плешкова Е.М., ПарменоваЛ.П., Васильева Л.С., Яйленко А.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Внедрение непрерывного медицинского образования предусматривает широкое использование инновационных технологий. В статье на основании результатов анонимного анкетирования врачей-педиатров г. Смоленска и Смоленской области показаны возможности респондентов в системе непрерывного медицинского образования.
Ключевые слова: врач-педиатр, непрерывное медицинское образование, дистанционное образование, информационные технологии
CONTINUING MEDICAL EDUCATION AND THE CAPACITY OF A HEALTH PRACTITIONER
Zernova N.I., PleshkovaЕ.M., Parmenova L.P., Vasilyeva L.S., Yaylenko A.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The introduction of continuing medical education involves the widespread use of innovative technologies.The article shows the possibilities of respondents in the system of continuing medical education based on the results of anonymous questionnaires of pediatricians of Smolensk and Smolensk region.
Key words: pediatrician, continuing medical education, distance education, information technologies
Введение
Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента [4].
Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц,
имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», введена новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, изменяющая допуск к профессиональной деятельности.
Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО можно определить как обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.
Непрерывное медицинское образование - новая форма повышения квалификации медицинских работников. НМО отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов. В рамках развития системы НМО Минздравом России запущена модель отработки основных принципов НМО.
Система повышения квалификации в рамках НМО включает в себя:
- очное последипломное обучение (на базе образовательных учреждений);
- обучение в вузе (практические занятия, лекции, семинары и обсуждения, очные экзамены);
- дистанционное обучение (дистанционные лекции, вебинары, учебные модули с итоговыми тестами для контроля).
- Обучение на рабочих местах и самостоятельное обучение:
- обучение на рабочих местах (обсуждение с коллегами, проведение аудита, разборы сложных случаев);
- самостоятельное обучение (посещение конференций и семинаров, написание научных работ, чтение медицинских журналов и национальных руководств с последующим тестированием).
По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию для врачей первичного звена. Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования. Согласно приказу Минздрава России №2 328 от 09.06.2015 г. было решено продление Пилотного проекта до 2020 г. с включением врачей всех специальностей и всех ВУЗов [3].
Система НМО в России в пилотном варианте существует уже более трех лет. При его реализации от традиционного подтверждения квалификации раз в 5 лет постепенно отказываются, вместо этого теперь врачу нужно потратить на повышение квалификации 50 часов в год, набрав за 5 лет не менее 150 часов. Это можно сделать, проходя дистанционное обучение по индивидуальной программе, посещая тематические профессиональные мероприятия, а также используя многие другие возможности, предоставляемые в рамках НМО. Таким образом внедрение системы НМО вынуждает активно внедрять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии на факультете дополнительного профессионального образования.
Внедрение ЭО требует создания и использования в процессе обучения электронной ин-
формационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также взаимодействие с педагогическим работником. Порядок реализации образовательными организациями дистанционных образовательных технологий определен Приказом Минобрна-уки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [2].
Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, выступая на конференции отметил, что сейчас в систему НМО вовлечено около 50% российских врачей. Профессиональные медицинские общества провели за 3,5 года более 10 тысяч специализированных мероприятий, 70% из которых проводились в регионах. Для врачей было разработано более тысячи дистанционных образовательных модулей [6].
Исследовательская компания MAR CONSULT выяснила отношение медицинских работников к системе непрерывного медицинского образования. С момента ввода системы НМО в 2016 году сертификат получили 48% опрошенных врачей. В целом идею НМО поддерживают только 34% опрошенных медработника, 39% - против (среди вовлеченных в систему - 44%) и 27% - пока не определились. По словам половины медработников, участие в мероприятиях не всегда оплачивается из госбюджета. Так, 21% отмечают, что мероприятия приходится оплачивать из собственных средств, 16% сообщили о спонсорстве со стороны фармацевтических компаний. Кроме того медработникам задавался вопрос относительно того, как они поведут себя при необходимости выбора между интересным мероприятием без баллов и менее интересным мероприятием за баллы. 24% врачей честно признались, что предпочтут менее интересное за баллы [5].
Цель
Изучение готовности работников практического здравоохранения к получению дополнительного профессионального образования в системе НМО и использование дистанционных технологий.
Материалы и методы
Готовность работников практического здравоохранения к получению дополнительного профессионального образования в системе НМО с использованием дистанционных технологий изучали методом анонимного анкетирования. Была разработана специальная анкета. В качестве респондентов выступали практические врачи г. Смоленска и Смоленской области, проходящие обучение на кафедре педиатрии факультета дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета в 2017 году. Проанализировано 100 анкет.
Возрастной состав респондентов охватывал все работоспособные возрастные группы. Стаж работы респондентов колебался в пределах от 0 до 52 лет, средний стаж работы составил 20,2 года. Наибольшее количество опрошенных имели большой стаж работы -более 20 лет (61%). Только 10% опрошенных имели стаж работы менее 10 лет, а 5 респондентов не имели стажа практической работы -
это были врачи-ординаторы после окончания СГМУ. Большинство опрошенных работали в г. Смоленске (63%), другие - в районах Смоленской области, только 5% работали в других городах за пределами Смоленской области.
Результаты исследования
В проведенном исследовании было изучено мнение респондентов об их способности использовать компьютер для получения и обмена информацией в сети Интернет, наличие возможности получения новой медицинской информации при посещении научных медицинских конференций и педиатрического общества.
Большинство опрошенных считали, что свободно пользуются компьютером, каждый пятый пользуется только с помощью родственников, а 6% не обладают такими возможностями (рис. 1). На сегодняшний день только 40% врачей-педиатров имеют компьютер на рабочем месте и в домашних условиях, у большинства (54%) - только дома, а у 6% его вообще нет.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
70%
О/10/.
6%
Самостоятельно
С помощью
Неумеют
Рис. 1. Уровень подготовки к работе на компьютере.
Большинство опрошенных сообщили, что обеспечены доступом к Интернету в домашних условиях (85%), на рабочем месте в медицинском учреждении - 33%, 29% респондентов имеют доступ к Интернету на работе и дома, только 6% не имели такой возможности ни на рабочем месте, ни в домашних условиях (рис. 2). Полученные нами данные о возможности работы в Интернете
у врачей-педиатров совпадают с результатами ранее проведенного опроса врачей-терапевтов [1]. Мы изучали как часто пользуются Интернетом практические врачи. Оказалось, что большинство врачей получают информацию из Интернета ежедневно (57 %), еженедельно - 14% респондентов, 1 раз в месяц - 10%, иногда - 12%. Однако многие респонденты не знают медицинских сайтов - 32%.
Из посещаемых медицинских сайтов большинство указали 1 медицинский канал и сайт общества педиатров России.
Анализ возможности посещений научных медицинских конференций показал, что 36% респондентов не посещают их вообще, 22% посещают их 2 раза в год, 18% посещают их 3-4 раза в год, и лишь 15% опрошенных регулярно посещают научные медицинские конференции. Гораздо хуже обстоит дело с посещением педиатрического общества: не посещают педиатрическое общество - 65% респондентов, редко посещают - 21%, регулярно посещают только 12%
Причинами отсутствия возможности посещения медицинских конференций большинство указывают работу в районах области, проведение медицинских приемов в данное время и редко - отсутствие информации о проводимых мероприятиях.
Обсуждение результатов
Проведенное исследование показало, что большинство врачей-педиатров могут использовать современные электронные технологии для получения необходимой профессиональной информации. Однако на рабочем месте эту информацию может получать только каждый третий врач, большинство - в домашних условиях. Вызывает обеспокоенность, что только 70% опрошенных могут работать в сети Интернет самостоятельно. Обусловлено это тем, что респонденты имели большой стаж практической работы и не имели практических навыков работы на компьютере и в сети Интернет. Получать баллы за посещение научных медицинских конференций в рамках НМО не может каждый третий респондент.
Таким образом, у практического врача, имеющего большой стаж практической работы, работающего за пределами города Смоленска, возникает много проблем в рамках НМО.
опрошенных.
Рис. 2. Обеспеченность доступом к сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матусков М.А. Использование дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования [Текст] //Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ 2016. - № 2. - С. 101-107.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 г. № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. №2 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
5. Med.vesti.ru (8-я международная конференция РОСМЕДОБР -2017)