в образовании работников здравоохранения www.idmz.ru
2017, № 3 ^
B.Г. КУДРИНА,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), г. Москва, Россия, [email protected] Т.В. АНДРЕЕВА,
к.пед.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская
медицинская академия непрерывного профессионального образования
(ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), г. Москва, Россия, [email protected]
C.Г. КОМАРОВ,
к.м.н., доцент кафедры медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), г. Москва, Россия, [email protected] П.С. ЭКАЖЕВА,
Аспирант кафедры медицинской статистики и информатики ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), г. Москва, Россия, [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
УДК 614.25:65.001:37.01:004
Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Комаров С.Г, Экажева П.С. Информационные ориентиры для развития системы
целевой подготовки медицинских работников (Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, г. Москва, Россия)
Аннотация. Рассмотрены вопросы информационной поддержки системы непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников. Приведены результаты исследований кафедры медицинской статистики и информатики РМАНПО по данным проблемам, и оценена правовая база и перспективы развития организационно-информационных образовательных инициатив.
Ключевые слова: медицинские работники, система непрерывного медицинского образования, процедура аккредитации, нормативно-правовая база, прогноз развития.
UDC 614.25:65.001:37.01:004
Kudrina V.G., Andreeva T.V., Komarov S.G., Ekazheva P.S. Information guidance for the development of targeted
training of medical specialists (Russian Medical Academy for continuing professional education of the Ministry of health of Russia, Moscow, Russia)
Abstract. The problems of information support of continuing medical education and the accreditation of medical specialists are considered. Results of studies of the Medical Academy for continuing professional education (Department of Medical Statistic and Informatics) on these issues are considered and the prospects of the development of the organizational, educational and information initiatives are evaluated.
Keywords: medical specialists, system of continuous medical education, accreditation process, regulatory base, development forecast.
>-
© В.Г. Кудрина, Т.В. Андреева, С.Г. Комаров, П.С. Экажева, 2017 г.
> ВВЕДЕНИЕ
оздаваемая в нашей стране современная система организации медицинской ^ш^^ помощи и кадрового обеспечения отрасли имеет в своей основе приоритеты, выделенные в среднесрочных программах и более динамичных целевых проектах.
Ведущей программой, построенной по всем канонам программно-целевого планирования [1], является Государственная программа (ГП) «Развитие здравоохранения» [2]. В условиях, когда общие объёмы финансирования государственной системы здравоохранения сокращаются и в 2017 г. находятся в целом на уровне 3,6% от ВВП, что соответствует уровню 2006 года [3], объёмы финансирования по отдельным векторам ГП увеличиваются.
Основной свод подпрограмм ГП представлен следующими позициями:
1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.
2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи.
3. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины.
4. Охрана здоровья матери и ребёнка.
5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.
6. Оказание паллиативной помощи.
7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения.
8. Развитие международных отношений.
9. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья.
Ориентир на оптимизацию при использовании ресурсов отрасли приводит к необходимости уделять все более пристальное внимание проектному управлению. Под последним принято понимать разработку и реализацию совокупности мероприятий, направленных на достижение конкретных целей деятельности.
На совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам [4] направления развития здравоохранения были трансформированы в реальные 5 проектов (целей), по которым последовательно выстраиваются основные критерии оценки, свод показателей и индикаторы, позволяющие контролировать уровни и изменения в динамике и таким образом отслеживать эффективность проектных мероприятий:
1. Совершенствование доступности медицинской помощи.
2. Внедрение единых требований на всей территории страны к качеству медицинской помощи и создание системы управления качеством.
3. Развитие персонализированных биомедицинских и цифровых технологий.
4. Создание обновлённого механизма целевой подготовки специалистов.
5. Формирование ответственности пациента за своё здоровье.
При сопоставлении подпрограмм ГП «Развитие здравоохранения» и приоритетных проектов стратегического развития обращает на себя внимание наличие цели государственной поддержки - кадровой составляющей, рассмотрению которой и посвящена настоящая публикация.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведенный на кафедре медицинской статистики и информатики РМАНПО (далее Мс и Инф) SWOT-анализ [5] показал, что внедрение, как названо в приоритетных проектах «обновлённого механизма целевой подготовки специалистов» [4], было включено в группу внутренне доступных сторон развития отрасли. Сильные стороны этих проблем как бы обозначили сами стратегии совершенствования оказания медицинской помощи населению. Наличие слабых сторон сделало необходимым существенные структурные преобразования и фактически вызвало смену парадигмы в подходе к последипломной
www.idmz.ru
подготовке кадров с обучения на прерывистых циклах к непрерывной системе образования. Переход к системе НМО представляет собой кардинальный переход к новой системе обучения медицинских работников, внедрение системы допуска к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, призванной сменить сертификационный допуск. Подчеркнём, что образовательные и аттестационные новации вводятся постепенно и включают элементы существующей системы последипломного образования и аттестации кадров. На новую систему возлагаются большие надежды по улучшению способности и готовности медицинских работников оказывать медицинскую помощь на более высоком уровне, поскольку ключевым вектором становится практикоориентированная подготовка. Вместе с тем настораживает, что только 30% поддерживают новую систему [6]. Вероятно, на всех ступенях работы с кадрами неясные и сложные вопросы системы НМО и предстоящей аккредитации следует освещать более подробно.
Наши исследования подтвердили наличие спорного отношения к образовательным новациям. На кафедре Мс и Инф РМАНПО в учебный 2016/2017 год на циклах повышения квалификации врачей был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 132 слушателя. Соотношение мужчин и женщин: 24% и 76%. В возрасте 50 лет и старше находилось 53,0% респондентов. Средний стаж работы в медицинских специальностях 15,91 ±1,11 лет.
Среди специалистов, ответивших на вопрос об информированности по системе НМО и аккредитации, положительно ответили 92% респондентов. К сожалению, при всей убедительности этой цифры раскрыть суть предстоящих изменений большинство респондентов не смогли. Нас «воодушевили» результаты опроса, согласно которым более трети респондентов (36% из числа ответивших на этот вопрос) имеют личные кабинеты в системе НМО. На
2017, № 3
том же уровне (31%, а с «колеблющимися» уже 85%) находится показатель желающих перейти на новую систему допуска к работе.
Последующие дискуссии показали, что отмеченные ориентиры являются фактически позицией руководителей медицинских организаций. И в целом эти позиции имеют под собой основания, поскольку вряд ли по всей территории страны у каждого медицинского работника будет равный доступ и возможность даже чисто технически персонально открыть личный кабинет, учиться с регистрацией в нём каждого профессионального шага и выстраивать свою образовательную траекторию. 41% респондентов ответили, что начали собирать своё портфолио, но больше половины из них не смогли определиться с тем, что в своё фактически профессиональное «личное дело» следует включать.
Обсуждения результатов опросов по всем проведенным циклам повышения квалификации показали, что врачи, кроме руководящего состава, слабо знакомы с сутью новой системы медицинского образования НМО и практически не знают оснований аккредитации.
Система аккредитации в качестве правовой основы имеет Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 389-ФЗ [7] и ряд приказов Минздрава РФ, регламентирующих последовательность её внедрения, один из которых утверждает сроки и этапы аккредитации [8].
Медицинских работников, судя по ответам в свободной форме и репликам в процессе обсуждения, волнует ряд организационных моментов, среди которых: 1) не станет ли новая система обучения платной, ведь многие мероприятия, главным образом конференции, таковыми уже являются; 2) мы уже работаем в новой системе, или это предстоит в будущем; и наконец: 3) что потребует нового система аккредитации от врачей?
По первому моменту нам показалась полезной публикация С.С. Салыгиной, 2016 [9], в которой автор детально рассмотрела
>
волнующий вопрос. Хотелось бы добавить, что в рамках «образовательных сертификатов» [10] обучение по основной специальности согласно занимаемой должности гарантируется как бесплатное. Обязательным условием является включение специалиста в Федеральный регистр медицинских работников.
По второму моменту мы опирались на информацию итоговой коллегии Минздрава РФ в 2017 г. Согласно приведенным на Коллегии цифрам, на созданном в 2016 г. едином информационном портале уже зарегистрированы личные кабинеты 349 организаций, содержатся записи 133 тыс. врачей и размещено более 11 тыс. образовательных программ [11].
И, наконец, по третьему моменту новая система потребует соблюдения профессиональных требований, которые призвана проконтролировать аккредитация специалистов. Квалификационные требования обобщены в разрезе медицинских специальностей для персонала и с высшим [12], и со средним [13] медицинским образованием.
Ключевыми точками контроля выбраны трудовые функции, отраженные в профессиональных стандартах. Профстандартов пока немного. Но по тем документам, которые приняты для «врача-лечебника» (врача-терапевта участкового) и врача-педиатра участкового [14, 15], складывается представление об общих профессиональных требованиях к практикующим врачам.
Помимо клинических навыков предусмотрены требования по «стыковым» направлениям, к которым, несомненно, относится ИКТ-компетентность.
Принимая профессиональную деятельность «врача-лечебника» как системообразующую в здравоохранении, на этом примере, проведя контент-анализ профессионального стандарта, выделим и проанализируем трудовую функцию, включающую ИКТ-компетенции по ведению медицинской документации.
Трудовые действия:
• Проведение анализа показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для характеристики здоровья прикреплённого контингента.
• Ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде.
Необходимые умения:
• Анализировать данные официальной статистической отчетности, включая формы федерального и отраслевого статистического наблюдения.
• Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для оценки здоровья прикреплённого населения.
• Заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде.
Необходимые знания:
• Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативно-правовые акты и иные документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников.
• Медико-статистические показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, характеризующие здоровье прикреплённого населения, порядок их вычисления и оценки.
• Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
В число умений и навыков, которые формируются в процессе профессионального обучения, считаем особо важными:
• способность и готовность проявлять общепользовательскую, общепрофессиональную и предметно-функциональную ИКТ-компетентность;
• способность и готовность принимать меры по защите и безопасности медицинских и персональных данных пациентов.
в образовании работников здравоохранения www.idmz.ru
2017, № 3 ^
Общепользовательская ИКТ-компетентность есть ни что иное, как так называемая «компьютерная грамотность». Нами в течение длительного времени (начиная с 2001 года) ведётся мониторинг критерия ИКТ-подготовки медицинских работников. И если в 2001/2002 учебном году показатель «компьютерной грамотности» составлял (в относительной шкале) 22%, в 2007/2008 - 40,7%, в 2010/2011 - 59,1%, то в 2013/2014 уже 84,1%. Этот уровень растёт и в последующие годы, хоть и незначительными темпами. И в целом, он является адекватным для обеспечения информационных задач отрасли, индикатором готовности медицинского персонала к трудовой деятельности.
Вместе с тем проблема обеспечения «компьютерной грамотности» остаётся весьма актуальной и на перспективу. В «Стратегии развития отрасли информационных технологий Российской федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» [16] отмечено, что «высокий уровень компьютерной грамотности населения важен для всей экономики и социальной сферы. Уже до 2020 года высокая грамотность в области информационных технологий станет необходимым фактором для приёма на большинство имеющихся на рынке вакансий» (р. 12).
Для развития необходимых трудовых действий и поддержки ИКТ-новаций для образовательной сферы система профессионального медицинского образования предлагает достаточно много научной и учебно-методической литературы. Свой вклад в эту поддержку на протяжении многих лет вносит кафедра Мс и Инф РМАНПО с отражением своих научных результатов и образовательных новаций в научных публикациях [17, 18, 19, 20, 21],
а также в находящихся в свободном доступе постоянно актуализируемых базовых тестовых материалах [22] для проверки уровня знаний по предмету обучения.
Наиболее сложным вопросом для внедрения новых механизмов медицинского образования является наличие по территориям страны «цифрового неравенства» «при создании инфраструктуры социально ориентированных отраслей, необходимых для успешного функционирования в информационном обществе, в частности систем дистанционного образования, медицинской и других систем» [23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Складывающаяся в здравоохранении позитивная динамика внедрения информационных новаций даёт все основания прогнозировать их успешное распространение на систему целевой подготовки медицинских кадров. В настоящее время внедрению системы НМО в отрасли мешает «цифровое неравенство» по территориям страны. Разрешить его призвана планируемая к внедрению Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Единая система), создаваемая по законодательной инициативе Правительства России [24]. В Единой системе предполагается осуществлять формирование, обработку, хранение и доступ к информации, включающей «сведения об обучающихся в организациях, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования» (Ст. 91, р. 5, п. 5). Без равного доступа к образовательным технологиям выполнить норму Федерального закона будет невозможно.
>
ЛИТЕРАТУРА
1. Шиган Е.Н., Остапюк С.Ф. Целевые комплексные программы в здравоохранении. - М.: Медицина, 1988. - 223 с.
2. Государственная программа «Развитие здравоохранения», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294.
3. Оптимизация системы здравоохранения не ведёт к росту зарплат медработников. - Медвестник: портал российского врача [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.medvestnik.ru/content/news/Optimizaciya-sistemy-zdravoohraneniya-ne-vedet-k-rostu-zarplat-medrabotnikov.html.
4. Материалы Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/54079/work.
5. SWOT-анализ: что это такое, зачем от нужен бизнесу, как его проводить + примеры SWOT-анализа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bizbe.biz/base/term/90-chto-takoe-swot-analiz.html.
6. Новости/Главному врачу. Только 30% медработников поддерживают НМО: Портал информационной поддержки специалистов ЛПУ, 12 мая 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zdrav.ru/news/1086250-qqn-17-m5-12-05-2017-tolko-30-medrabotnikov-podderjivayut-nmo.
7. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Приказ Минздрава РФ от 25.02.2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
9. Салыгина С.С. Обучение сотрудников за счет работодателя. Как застраховать себя от лишних трат. - Зам. главного врача. - 2016. - № 12 (декабрь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.zamglvracha.ru/ article.aspx?aid=509782.
10. Приказ Минздрава РФ от 27.08.2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным образовательным программам с применением образовательного сертификата».
11. Выступление Министра здравоохранения В.И. Скворцовой на итоговой коллегии. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2017/04/12/5316-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-itogovoy-kollegii-minzdrava-rossii.
12. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 г. № 707н «Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
13. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 г. № 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
в образовании работников здравоохранения www.idmz.ru
2017, № 3 ^
14. Приказ Минтруда России от 21.03.2017 г. № 293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».
15. Приказ Минтруда России от 27.03.2017 г. № 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый».
16. Стратегия развития отрасли информационных технологий на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года», утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 г. № 2036-р. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/08/ texnologii-site-dok.html.
17. Кудрина В.Г. Обзор современных отечественных исследований в области информатизации здравоохранения. - Информационные технологии в здравоохранении. - 2001. - № 6-7. С. 32-33.
18. Андреева Т.В. Новые педагогические подходы в обучении работников здравоохранения основам информатики. - Дис...канд.пед.наук. -М.,2003. - 188 с.
19. Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. Эффективность обучения медицинских работников информационным технологиям. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2013-248 с.
20. Кудрина В.Г., Андреева Т.В. Сапралиева Д.О. Современный уровень инновационного развития последипломного медицинского образования и его перспективы. - Общественное здоровье и здравоохранение. -2014. - № 3. - С. 50-54.
21. Кудрина В.Г., Комаров С.Г., Гончарова О.В., Кучин Н.Е. Опыт формирования информационной основы для непрерывного профессионального образования медицинских работников - Врач и информационные технологии. - 2015. - № 5. - С. 26-34.
22. Кудрина В.Г, Дубинская Е.Л., Гончарова О.В., Андреева Т.В. Тестовые задания по медицинской статистике и информатике / Под ред. проф. В.Г. Кудриной. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2004. - 354 с.
23. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (20112020 годы)».
24. Паспорт проекта Федерального закона № 174692-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения»: Режим доступа: справочно-поисковая система Консультант Плюс. Дата обращения: 27.06.2017.