Научная статья на тему 'Непрерывное дополнительное образование в становлении и развитии профильной школы'

Непрерывное дополнительное образование в становлении и развитии профильной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS FURTHER EDUCATION / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / PROFILE SCHOOL / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / PREPROFILE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Е. П.

В условиях активного развития телекоммуникаций и формирования уже не только общероссийского, но и мирового медиапространства наблюдается всё возрастающая взаимозависимость между профильным и непрерывным дополнительным образованием. Как показывает опыт Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, активно действующая при вузе система непрерывного дополнительного образования становится основным центром по организации профильного художественного образования Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuous further education in the development of the profile school

In terms of active development of telecommunications and the formation of not only nationwide, but also the global media space there is ever-increasing interdependence between profile and continuous further education. As shows the experience of the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka, active system of continuous further education in the university becomes a major center for organization of profile art education of Moscow.

Текст научной работы на тему «Непрерывное дополнительное образование в становлении и развитии профильной школы»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 681-687

Непрерывное дополнительное образование в становлении и развитии профильной школы

Е.П. Быкова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

117133, г. Москва, ул. Академика Варги, 15

Academy of Fine Arts and watercolors by Sergey Andriaka

Akademika Vragi str., 15, Moscow 117133 Russian; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: непрерывное дополнительное образование, профильная школа, предпрофильная подготовка, высшая школа, художественное образование.

Key words: continuous further education, profile school, preprofile preparation, high school, art education.

Резюме: В условиях активного развития телекоммуникаций и формирования уже не только общероссийского, но и мирового медиапространства наблюдается всё возрастающая взаимозависимость между профильным и непрерывным дополнительным образованием. Как показывает опыт Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, активно действующая при вузе система непрерывного дополнительного образования становится основным центром по организации профильного художественного образования Москвы.

Abstract: In terms of active development of telecommunications and the formation of not only nationwide, but also the global media space there is ever-increasing interdependence between profile and continuous further education. As shows the experience of the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka, active system of continuous further education in the university becomes a major center for organization of profile art education of Moscow.

[Bykova E.P. The continuous further education in the development of the profile school]

Непрерывность дополнительного образования - явление столь же закономерное, как и всё возрастающая профилизация старшей школы. Если первое сопряжено с необходимостью постоянного стимулирования интеллектуальной и творческой деятельности человека в условиях стремительного устаревания знания (отсюда и образование в течение всей жизни как ведущий императив поведения), то второе - с появлением глобальной конкуренции и необходимости неустанного повышения конкурентоспособности человека и общества. «Совместить» обе закономерности, соединить два этих процесса

в рамках единого целого - одна из важнейших и актуальнейших задач российского образования.

Несмотря на сходность многих процессов, протекающих в мировом образовательном пространстве, у каждой из национальных систем есть свои, безусловные и вполне объективные, отличия. Для России это - опережающий характер развития столичного образования. Москва и Санкт-Петербург -не просто ведущие центры, это ещё и в некотором роде апробационные площадки по верификации педагогического опыта и его внедрению в образовательную практику. Подобное исключительное положение - вполне закономерный результат сверхконцентрации научно-педагогических кадров, наличия ведущих учебно- и научно-методических центров. Отсюда и особая значимость московско-питерского опыта в развитии российского образования. И в начале XXI столетия это ещё более очевидно, чем всего лишь два - три десятилетия назад.

На протяжении многих десятилетий российское художественное образование подпитывалось российскими регионами, провинцией. Однако значительное оскудение русской глубинки, упадок и забвение многих художественных промыслов на рубеже XX-XXI вв. превратили столичные центры с развитой системой профессионального художественного образования в те немногочисленные, а потому особо значимые островки сохранения и сбережения национальной художественной традиции. Поэтому в настоящее время высшие учебные заведения (Строгановская академия (университет), Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Высшая школа национальных искусств и ремёсел и др.) являются наиболее авторитетными хранителями национальных художественных традиций в самом широком смысле слова (как академических, так и народных). Здесь сложились художественные школы преподавания, здесь сформировались коллекции, в которых представлена история развития и направлений, и школ, и даже промыслов. И здесь же существуют устойчивые традиции осмысления

художественного опыта прошлого, как с позиций методологических, так и с точки зрения отображения национально-культурного кода (менталитета). Всё это и придаёт

особый статус художественным вузам; и не в силу неких нормативных документов, а по сути - по причине объективных процессов развития общества и государства.

В условиях смены образовательной парадигмы высшая школа превращается в координатора и инициатора происходящих изменений, а модернизация высшего образования становится важнейшим фактором успешности развития всего общества (Жураковский, 2013). В то же время разработка и формирование модели современной школы на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в рамках новой образовательной парадигмы, требует системной перестройки всего педагогического образования (Рубцов, 2013). Применительно к художественному образованию это означает: ориентацию на художественные вузы, как наиболее авторитетные центры сосредоточения и профессионального сообщества, и представленности социально, культурно- и даже цивилизационно-значимых артефактов, представляющих, подтверждающих и определяющих развитие национальных художественных стилей и традиций. Реализация подобной преобразовательной миссии вуза предполагала бы и самое активное взаимодействие с основной школой, и организацию (и координацию) дополнительного образования. Прежде всего, это означает деятельность в направлении профилизации (художественной) старшей школы, протекающей как во вполне привычной и потому традиционной для российского образования совместной профориентационной деятельности (Берникова, 2015), так и через выполнение функций ресурсного центра.

Вуз как ресурсный центр, территориальный или по направлению деятельности, данная идея не нова, однако современность наполняет её принципиально новым содержанием. Медиасреда значительно расширяет коммуникативное пространство, позволяя решать и узкопрофессиональные, и учебно-воспитательные задачи (Бондаренко, 2014). В то же время медиапространство, медиаресурс дают возможность эффективного и широкого применения сетевых технологий. В педагогике накоплен значительный опыт по организации и использованию сетевого

взаимодействия, где вуз выступает в качестве координатора и организатора (Бордовский, 2013).

В том, что именно в подобной модели взаимодействия (вуз - образовательные организации) таится огромный педагогический потенциал убеждает и деятельность ФГБОУ ВО Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, в частности сложившаяся в Академии система непрерывного дополнительного образования. Важнейший методологический принцип Академии - от мастера к ученику, основанный на традициях классической системы преподавания искусства, реализуется на всех уровнях образовательного процесса, в том числе и в дополнительном образовании. Обучение построено на том, что искусство открыто каждому, а потому любой учащийся, любой интересующийся искусством человек может получить основы профессиональных знаний.

Непрерывная система дополнительного художественного образования в Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки основывается на: единой идеологии и методологии построения всего образовательного процесса, преемственности между всеми этапами обучения, открытости образования. Обучающиеся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, на начальном этапе обучения, могут успешно продолжать профессиональное художественное образование в более старшем возрасте; наиболее одарённые дети получают подготовку к дальнейшему продолжению образования в этой сфере. На всех занятиях также реализуется важнейший методологический принцип Академии - от мастера к ученику; обучение предполагает постоянное посещение музея и выставочных залов Академии на переменах, в сотрудничестве разных видов искусства.

Гибкость системы непрерывного дополнительного образования, открытость различным инновациям при чётком целеполагании, обеспеченном ориентацией на классические образцы и принципы преподавания искусства создают оптимальные условия для взаимодействия со старшеклассниками, избравшими художественный профиль. Академия Сергея Андрияки является участником целого ряда образовательных проектов Департамента образования г.

Москвы, в том числе и прямо связанных с профилизацией. В рамках подобного сотрудничества организуются пробные уроки и мастер-классы для педагогов города Москвы, Академия является базой для проведения олимпиады по изобразительному искусству для учащихся 5-11 классов. Дополнительное образование, охватывающее детей и подростков различных возрастных групп, позволяет не только подготовить обучающихся к продолжению занятий в высшем профессиональном образовании - в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, но и значительно расширить кругозор, активизировать творческий потенциал.

Открытость образовательного процесса, свойственная Академии, позволяет широко использовать отечественный и международный опыт. При поддержке московских и федеральных органов власти организуются передвижные выставки, благодаря которым посетители выставок знакомятся с достижениями Академии, не только как зрители в рамках обычной профориентационной деятельности, но и как участники мастер-классов, пробных уроков.

Интернационализация образования, как одна из тенденций начала XXI столетия, заставляет пересматривать многие, из, казалось бы, незыблемых норм организации учебно-воспитательного процесса. В средней школе зарубежные УМК на-равных спорят с отечественными, и в ряде случаев выглядят, несомненно, более предпочтительными. Например, учебники издательства «Cambridge» при изучении иностранного (английского) языка (Панфёрова, 2002). В области художественного образования тоже происходит постоянный обмен. Иногда получается даже так, что то, что «приходит» с Запада как инновация, на самом деле являлось российской разработкой, когда-то забытой или по тем или иным причинам отвергнутой. Одной из таких «инноваций», широко распространённых на Западе и активно распространяемых в России, является проведение занятий по искусству в музее, который благодаря медиатехнологиям превращается в по-настоящему открытое пространство приобщения к искусству. Однако это ведь одна из новаций русской (советской) педагогики 20-х гг., идеях А.В. Бакушинского (1925). В

соединении великих научных открытий российских педагогов с современной образовательной практикой видится одно из важнейших направлений развития непрерывного дополнительного образования в Академии Сергея Андрияки. В Академии через музейно-выставочный комплекс происходит постепенное приобщение детей и подростков к классическому искусству. И если в высшей школе давно стало нормой проведение занятий в вузовском музее, то в дополнительном образовании обязательно организуются экскурсии в музей и посещение выставок. Кроме того, отдельные занятия по истории искусств проводятся в музее или выставочных залах.

Благодаря сотрудничеству с Ассоциацией педагогов изобразительного искусства происходит знакомство учителей общеобразовательных школ, школ искусства и организаций дополнительного образования с передовым опытом преподавания искусства в Академии; организуются мастер-классы народного художника РФ, ректора Академии С.Н. Андрияки, проходятся курсы повышения квалификации для педагогов всех видов и типов образовательных учреждений. Создаются условия для широкого привлечения к деятельности Академии одарённых старшеклассников, для которых приобщение к традициям Академии будет происходить через систему непрерывного дополнительного образования. В роли главного координатора подобного рода деятельности выступает Центр дополнительного художественного образования при факультете повышения квалификации и дополнительного образования Академии.

Открытость образования, его всеобщность придают системе взаимодействия высшей и средней школы (Академия -школы -общественные организации) многовекторный характер, а ориентация на потенциальных заказчиков при обучении студентов, будущих художников широкого профиля, сообщают Академии основательность и устойчивость, превращают Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в признанного лидера в своей сфере.

Благодаря созданной в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки уникальной системы непрерывного дополнительного образования, направленной как на решение

узкопрофессиональных, так и общеразвивающих задач, сложилась высокоэффективная система взаимодействия вуза и образовательных организаций, нацеленная на реализацию художественного профиля в старшей школе. В развитии и совершенствовании данной системы, организованной по сетевому принципу, видится одно из условий успешности развития всего российского художественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Бакушинский А.В. 1925. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 250 с.

Берникова О.В. 2015. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально-полноценной личности. - Вестник МГУКИ. № 1: 176-182. Бондаренко Е.А. 2014. Мир мультимедиа коммуникаций в аспекте диалога культур. - В сб. Диалог культур России - Востока - Запада в образовательной среде: Сборник научных трудов. Составители Э.И. Иванова, Т.Г. Мельник, Д.В. Поль, О.В. Юдушкина. М.: ФГНУ ИХО РАО. Выпуск 5: 25-28. Бордовский Г.А. 2013. Профессиональная подготовка педагогов в современном вузе. - В сб. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М.: Экон-информ: 49-57. Жураковский В.М. 2013. Модернизация российского высшего образования: проблемы и пути решения. - В сб. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М.: Экон-информ: 148-159. Панфёрова Г.С. 2002. Обучение межкультурной коммуникации на уроках английского языка на основе зарубежных учебных комплексов. - В сб. Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности (диагностика установок толерантности). - Материалы научно-методической конференции. - Москва - Казань. Под ред. В.Ф. Габдулхакова, Ф.Ф. Харисова. Казань: АПСН: 77-79. Рубцов В.В. 2013. Разработка и формирование модели современной школы на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (2013-2017). - В сб. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М.: Экон-информ: 58-69.

Получена /Received: 20.09.2015 Принята/Accepted: 09.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.