Научная статья на тему 'Непрерывное дополнительное образование в начале XXI В. : от прогноза к реализации'

Непрерывное дополнительное образование в начале XXI В. : от прогноза к реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS FURTHER EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Е. П.

В статье рассматриваются вопросы становления системы непрерывного дополнительного образования в области изобразительного искусства от детей старшего дошкольного возраста до пенсионеров. Несмотря на различность целей, стоящих перед каждой возрастной группой, общая идеология и методология организации художественной деятельности вместе с едиными организационно-методическими принципами (модульность, открытость, опора на классические традиции подготовки художников, мастеров своего дела) позволяют обеспечить системе целостность и непрерывность. Сложившиеся на сегодняшний день в России правовые и организационные условия позволяют успешно реализовывать данную систему в практической деятельности, прежде всего в художественных вузах. В совершенствовании данной системы видится одно из направлений развития современного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous further education in the beginning of XXI century: from forecast to implementation

The article deals with the formation of the continuous further education in the field of fine arts from preschool children to pensioners. Despite the different goals of each age group, the general ideology of the organization and methodology of artistic activity with united organizational and methodological principles (modularity, openness, reliance on the classical tradition of training of artists, masters of their craft) provide system integrity and continuity. The prevailing today in the Russian legal and organizational conditions admit to successfully implement the system in practice, especially in art schools. The improvement of the system is seen one of the directions of development of modern art education.

Текст научной работы на тему «Непрерывное дополнительное образование в начале XXI В. : от прогноза к реализации»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 4, 2015: 433-439

Непрерывное дополнительное образование в начале XXI в.: от прогноза к реализации

Е.П. Быкова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки 117133, Москва, ул. Академика Варги, 15 Academy of Fine Arts and watercolors by Sergey Andriaka Akademika Vragi str., 15, Moscow 117133 Russian

Ключевые слова: непрерывное дополнительное образование, высшая школа, художественное образование.

Key words: continuous further education, high school, art education. Резюме: В статье рассматриваются вопросы становления системы непрерывного дополнительного образования в области изобразительного искусства от детей старшего дошкольного возраста до пенсионеров. Несмотря на различность целей, стоящих перед каждой возрастной группой, общая идеология и методология организации художественной деятельности вместе с едиными организационно-методическими принципами (модульность, открытость, опора на классические традиции подготовки художников, мастеров своего дела) позволяют обеспечить системе целостность и непрерывность.

Сложившиеся на сегодняшний день в России правовые и организационные условия позволяют успешно реализовывать данную систему в практической деятельности, прежде всего в художественных вузах. В совершенствовании данной системы видится одно из направлений развития современного художественного образования.

Abstract: The article deals with the formation of the continuous further education in the field of fine arts from preschool children to pensioners. Despite the different goals of each age group, the general ideology of the organization and methodology of artistic activity with united organizational and methodological principles (modularity, openness, reliance on the classical tradition of training of artists, masters of their craft) provide system integrity and continuity. The prevailing today in the Russian legal and organizational conditions admit to successfully implement the system in practice, especially in art schools. The improvement of the system is seen one of the directions of development of modern art education.

[Bykova E.P. Continuous further education in the beginning of XXI century: from forecast to implementation]

Двадцатое столетие характеризуется стремительным переходом от государственно-национального к глобально-универсальному пониманию мира и человека. Закономерно и появление соответствующих категорий в науке - парадигмы,

термины, перешедшие из области философии во все гуманитарные науки (понятие «архетип» обнаруживается даже в педагогике (Поль, 2013) и др.). Парадигмальность становится устойчивой характеристикой науки; и если в общегуманитарной сфере учёные (Ионин, 2000) утверждают смену эволюционистской парадигмы плюралистической, то в сфере образования речь идёт о вытеснении деятельностной парадигмой знаниевой. Принимая и признавая парадигмальность современного образования как некий свершившийся факт, явление, обозначим и её наиболее значимые сущностные черты.

Общим универсальным свойством любой образовательной парадигмы является наличие нормативно-правовых актов, жёстко определяющих принципы функционирования государственно-общественной системы образования. Подобные документы имеют общегосударственное значение и могут относиться, как к длительному периоду (конституции, декларации, конвенции, законы и т.д.), так и к относительному короткому отрезку времени (приказы, указы, постановления и т.д.). Для России это прежде всего -Конституция Российской Федерации (1993 г.); Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (1998; № 124-ФЗ) - акты, обозначившие основные параметры взаимодействия педагогов - детей и их родителей - социума. Затем: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), «Концепция развития дополнительного образования» (утверждена распоряжением № 1726-р Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.), Указ Президента РФ от 01.06.2012 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.»; Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. «Основы государственной культурной политики», Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);

Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04 сентября 2014 г.), Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этих документах закреплен гуманистический характер российской педагогики, а в ФГОСах, концепциях и указах -также развивающее, деятельностное, направление образования как важнейшее, приоритетное по отношению к знаниевому.

Ещё одним универсальным свойством образовательной парадигмы является широкая представленность важнейших её методологических положений в учебно-методической литературе, закреплённость в типовых и «базовых» учебниках, программах, пособиях. С этой точки зрения 2015-й год становится рубежным, так как начинается массовый переход на обучение по ФГОСам; кардинально меняется преподавание в высшей школе (традиционная двухуровневая европейская модель становится повсеместно распространённой); кроме того, аспирантура начинает рассматриваться как отдельная образовательная ступень.

Отличительной особенностью новой образовательной парадигмы станет наличие неких объективных индикаторов, характеризующих развитие образовательных организаций, а также определяющих характер и направление её развития. Все эти показатели, несмотря на всю их условность, считаются объективными; на их основе выстраивается стратегия и тактика развития образовательных организаций.

В 2010-е гг. были принято сразу несколько правовых документов, определивших стратегию и тактику развития дополнительного образования в России. Прежде всего это Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468) и Концепция развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04 сентября 2014 г.). В этих

документах не только закреплены системно-деятельностный подход и развивающее обучение, но и сделаны акценты на усиление воспитательного потенциала дополнительного образования, на углубление его ценностного содержания, на необходимость построения и организации многоуровневого взаимодействия образовательных организаций. Благодаря Концепции и приказу Минобрнауки РФ, а также иным нормативно-правовым актам, их дополняющим и развивающим, создаются все предпосылки для становления и развития непрерывного дополнительного образования в «творческих» вузах.

В педагогике неоднократно отмечалась значимость дополнительного образования в профориентационной деятельности (Берникова, 2015), однако наступило время для реализации нового понимания дополнительного образования -как возможности для профессионального становления мастера, а также как к существующей параллельно и в дополнении к основной программе возможности для профессионального развития. В том, что именно здесь таится огромный педагогический потенциал убеждает опыт ФГБОУ ВО Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

На сегодняшний день (2015 г.) Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки - это огромный образовательный комплекс, основной задачей которого является развитие классической старинной многослойной акварельной живописи. Отсюда и важнейший методологический принцип Академии - от мастера к ученику, который реализуется на всех уровнях образовательного процесса, в том числе и в дополнительном образовании. Данный принцип основывается на традициях классической системы преподавания искусства, на методических принципах системы преподавания Императорской Академии художеств и Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, Строгановского училища технического рисования и Московского училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. Обучение построено на том, что искусство открыто каждому, а потому любой учащийся, любой интересующийся искусством человек может получить основы профессиональных знаний.

Поэтому изначально в Академии развивается дополнительное художественное образование, адресованное и детям, и взрослым.

Разновозрастной состав обучающихся в студиях дополнительного образования обусловил различия в построении образовательных программ. Впрочем, эти различия связаны исключительно с учётом психологических и возрастных особенностей детей. Обучение проходит под руководством опытных педагогов, профессиональных художников. Идеология курсов, основанная на идеях С. Н. Андрияки и классических традициях преподавания искусства, остаётся неизменной во всех группах обучающихся. Благодаря этому обеспечивается единство образовательной программы, создаётся общая концептуальная основа всего дополнительного образования.

Непрерывная система дополнительного художественного образования в Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки основывается на: единой идеологии и методологии построения всего образовательного процесса, модульности курсов дополнительного образования, преемственности между всеми этапами обучения, открытости образования. Обучающиеся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, на начальном этапе обучения, могут успешно продолжать профессиональное художественное образование в более старшем возрасте; наиболее одарённые дети получают подготовку к дальнейшему продолжению образования в этой сфере. Кроме курса акварели детям также предлагается несколько курсов, сроком освоения 2 года. Это - «Основы анималистической скульптуры» (с 6-летнего возраста), «Основы художественной керамики», «Витражное искусство, «Римская мозаика». Все курсы рассчитаны на индивидуальную работу с обучающимися, проходят в специализированных мастерских. На всех занятиях также реализуется важнейший методологический принцип Академии - от мастера к ученику, а обучение проходит в пространстве музея, в сотрудничестве разных видов искусства.

Ряд занятий обязательно проводится в музейно-выставочном комплексе, состоящем из 8 выставочных залов и Музея акварели (около 250 кв. м.), где выставлено более 300 произведений западноевропейских художников акварелистов,

там же проводятся выставки произведений великих мастеров изобразительного искусства из ведущих музеев мира. Небольшие группы обучающихся, от 6 до 14 человек, позволяют организовывать занятия непосредственно в пространстве музея. Таким образом, в Академии воплощена одна из идей педагогики 20-х гг. прошлого столетия, предполагавшая, что дети будут приобщаться к искусству в музее (Бакушинский, 1925, Лабунская, 1979).

Дополнительное образование, охватывающее детей и подростков различных возрастных групп, позволяет не только подготовить обучающихся к продолжению занятий в высшем профессиональном образовании - в Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки, но и значительно расширить кругозор, активизировать творческий потенциал. В то же время модульный принцип построения курсов позволяет подросткам не ограничиваться в своём профессиональном выборе сферой искусства; в этом случае дополнительное образование выполняет развивающие и просветительские функции.

Дополнительное образование взрослых имеет свою специфику, так как направлено на приобретение дополнительной квалификации или совершенствование в профессии, или удовлетворение личных потребностей. Однако оно в силу своей модульности и открытости оказывается востребованным и теми, кто ранее обучался на курсах Академии в детском и подростковом возрасте, и студентами Академии. В этом непрерывность дополнительного образования.

Большую роль в построении образовательного процесса играет технология культурно-досуговой деятельности, направленная на содержательное оформление досуга обучающихся, что особенно актуально для «взрослых» групп, так как «важнейшие черты технологии культурно-досуговой деятельности: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих её компонентов» позволяют обеспечить и целостность её восприятия, и развитие, получение удовольствия от деятельности. «Как целостная система технология культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой

функционируют согласно общему её назначению, подчиняясь при этом определённым принципам и объективным закономерностям общественного развития» (Жарков, 2007: 237).

Дополнительное образование в рамках образовательного комплекса Андрияки становится первым этапом в приобщении к творчеству детей, а также первым звеном непрерывного художественного образования. Благодаря этому происходит и сохранение традиций русской академической школы, и развитие классической техники акварели, и популяризация традиционного реалистического искусства. В Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки сложилась уникальная система непрерывного дополнительного образования, направленная как на решение узкопрофессиональных, так и общеразвивающих задач. Дальнейшее развитие и совершенствование данной системы -залог успешности всего российского художественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Бакушинский А.В. 1925. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 250 с.

Берникова О.В. 2015. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально-полноценной личности. - Вестник МГУКИ. № 1: 176-182. Жарков А.Д. 2007. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ. 480 с. Ионин Л.Г. 2000. Социология культуры. Москва. 280 с.

Лабунская Г.В. 1979. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение. 192 с.

Поль Д.В. 2013. Архетип и топика - «реанимация понятий». - В сб. Творческое чтение в системе литературного образования: Сборник научных трудов и статей по материалам научно-практического семинара 28-29 марта 2013 г. Сост. Э.И. Иванова, Д.В. Поль, О.В. Юдушкина. М.: ФГНУ ИХО РАО: 15-20.

Получена / Received: 17.04.2015 Принята/Accepted: 23.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.