Научная статья на тему 'Дополнительное образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития'

Дополнительное образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPMENT STRATEGY / CHALLENGES OF MODERN EDUCATION / EDUCATION AND CULTURE / HIGH SCHOOL / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Е.П.

Уникальность дополнительного образования, обусловленная его особым статусом в системе российского образования, позволяет ему выступать в роли первооткрывателя при разработке и внедрении педагогических инноваций, а также инициатором при проведении реформы образовательной системы. В то же время существующая инерция его финансирования по остаточному принципу является тормозом для развития не только дополнительного образования, но и образования в целом. Ярким примером огромных потенциальных возможностей дополнительного образования является действующая при Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки система непрерывного дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional education in higher education: problems and prospects

The uniqueness of additional education, due to its special status in the Russian education system, allows it to act as a pioneer in the development and implementation of pedagogical innovations, as well as the initiator in the reform of the educational system. At the same time, the inertia of the existing financing on leftovers is a hindrance to the development not only of additional education, but education in general. A striking example of the enormous potential of additional education is acting at the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka system of continuous further education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 1, 2016: 38-44

Дополнительное образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития

Е.П. Быкова

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

117133, г. Москва, ул. Академика Варги, 15

Academy of Fine Arts and watercolors by Sergey Andriaka

Akademika Vragi str., 15, Moscow 117133 Russian; e-mail: 16-12-1977@mail.ru

Ключевые слова: непрерывное дополнительное образование, стратегия развития, вызовы современного образования, образование и культура, высшая школа, художественное образование.

Key words: development strategy, the challenges of modern education, education and culture, high school, art education.

Резюме: Уникальность дополнительного образования, обусловленная его особым статусом в системе российского образования, позволяет ему выступать в роли первооткрывателя при разработке и внедрении педагогических инноваций, а также инициатором при проведении реформы образовательной системы. В то же время существующая инерция его финансирования по остаточному принципу является тормозом для развития не только дополнительного образования, но и образования в целом. Ярким примером огромных потенциальных возможностей дополнительного образования является действующая при Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки система непрерывного дополнительного образования. Abstract: The uniqueness of additional education, due to its special status in the Russian education system, allows it to act as a pioneer in the development and implementation of pedagogical innovations, as well as the initiator in the reform of the educational system. At the same time, the inertia of the existing financing on leftovers is a hindrance to the development not only of additional education, but education in general. A striking example of the enormous potential of additional education is acting at the Academy of Fine Arts and watercolors of S. Andriaka system of continuous further education.

[Bykova E.P. Additional education in higher education: problems and prospects]

Образование и культура - две тесно связанные между собой сферы деятельности. В России они традиционно представлены соответствующими ведомствами -министерствами и департаментами образования и культуры. Постоянное взаимодействие двух этих сфер, ведомств и т. д. породило такие специфичные формы организации, как школы искусств и вся область дополнительного образования.

На протяжении последних двух десятилетий

неоднократно вносились изменения в порядок управления учреждениями дополнительного образования - передача от одного ведомства к другому и обратно, соподчинение - органам управления культуры и образования; периодически корректировались и организационные условия образовательного процесса. Неизменным оставалась и остаётся направленность дополнительного образования - на творческое и личностное развитие обучающихся.

Дополнительное образование, вне зависимости от тех или иных внешних обстоятельств, всегда стремилось к индивидуализации обучения. И потому переход от знаниевого обучения к развивающему более всего отвечал запросам дополнительного образования. С принятием «Концепции развития дополнительного образования» (04.09.2014) вузы стали развивать дополнительное образование, а также более активно реализовывать не только предпрофильное и профильное обучение, но и принимать непосредственное участие в раннем творческом развитии детей, в ряде случаев даже вводя элементы ранней профилизации.

Глобализация и интернационализация образования значительно изменили ситуацию в российском художественном образовании. В ситуации упадка и забвения многих художественных промыслов на рубеже XX-XXI вв. столичные центры профессионального художественного образования превращаются немногочисленные, а потому особо значимые островки сохранения и сбережения национальной художественной традиции. Поэтому в настоящее время высшие учебные заведения (Строгановская академия (университет), Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Высшая школа национальных искусств и ремёсел и др.) являются наиболее авторитетными хранителями национальных художественных традиций в самом широком смысле слова (как академических, так и народных). Здесь сложились художественные школы преподавания, здесь сформировались коллекции, в которых представлена история развития и направлений, и школ, и даже промыслов. И здесь же существуют устойчивые традиции осмысления

художественного опыта прошлого, как с позиций

методологических, так и с точки зрения отображения национально-культурного кода (менталитета). В связи с этим высшая школа превращается в координатора и инициатора происходящих изменений во всём образовании, в том числе и в дополнительном. Художественный вуз при этом превращается в ресурсный центр, территориальный или по направлению деятельности, организующий дополнительное образование. В перспективности подобной модели убеждает деятельность ФГБОУ ВО Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, в частности сложившаяся в Академии система непрерывного дополнительного образования, основанная единой идеологии и методологии построения всего образовательного процесса, преемственности между всеми этапами обучения, открытости образования. Обучающиеся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, на начальном этапе обучения, могут успешно продолжать профессиональное художественное образование в более старшем возрасте; наиболее одарённые дети получают подготовку к дальнейшему продолжению образования в этой сфере. На всех занятиях также реализуется важнейший методологический принцип Академии - от мастера к ученику; обучение предполагает постоянное посещение музея и выставочных залов Академии на переменах, в сотрудничестве разных видов искусства.

Гибкость системы непрерывного дополнительного образования, открытость различным инновациям при чётком целеполагании, обеспеченном ориентацией на классические образцы и принципы преподавания искусства создают оптимальные условия для взаимодействия со старшеклассниками, избравшими художественный профиль. Академия Сергея Андрияки является участником целого ряда образовательных проектов Департамента образования г. Москвы, в том числе и прямо связанных с профилизацией. В рамках подобного сотрудничества организуются пробные уроки и мастер-классы для педагогов города Москвы, Академия является базой для проведения олимпиады по изобразительному искусству для учащихся 5-11 классов. Дополнительное образование, охватывающее детей и подростков различных

возрастных групп, позволяет не только подготовить обучающихся к продолжению занятий в высшем профессиональном образовании - в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, но и значительно расширить кругозор, активизировать творческий потенциал.

Открытость образовательного процесса, свойственная Академии, позволяет широко использовать отечественный и международный опыт. При поддержке московских и федеральных органов власти организуются передвижные выставки, благодаря которым посетители выставок знакомятся с достижениями Академии, не только как зрители в рамках обычной профориентационной деятельности, но и как участники мастер-классов, пробных уроков.

Благодаря сотрудничеству с Ассоциацией педагогов изобразительного искусства происходит знакомство учителей общеобразовательных школ, школ искусства и организаций дополнительного образования с передовым опытом преподавания искусства в Академии; организуются мастер-классы народного художника РФ, ректора Академии С.Н. Андрияки, проходятся курсы повышения квалификации для педагогов всех видов и типов образовательных учреждений. Создаются условия для широкого привлечения к деятельности Академии одарённых старшеклассников, для которых приобщение к традициям Академии будет происходить через систему непрерывного дополнительного образования.

Открытость образования, его всеобщность придают системе взаимодействия высшей и средней школы (Академия -школы -общественные организации) многовекторный характер, а ориентация на потенциальных заказчиков при обучении студентов, будущих художников широкого профиля, сообщают Академии основательность и устойчивость, превращают Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в признанного лидера в своей сфере. Однако несколько лет активного функционирования системы непрерывного дополнительного образования во ФГБОУ ВО «Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» выявили целый ряд проблем, многие из которых являются общими для всей сферы дополнительного образования, функционирующей при

художественном вузе.

Как и в подавляющем большинстве государственных учреждений высшего образования, в Академии Сергея Андрияки действует классическая факультетская форма организации учебного процесса. Достаточно удачная при работе с устойчивыми группами учащихся - студенты-очники, педагоги, повышающие квалификацию или проходящие переподготовку на основе договоров о сотрудничестве, - данная форма оказывается слишком громоздкой и малоэффективной при работе с разновозрастными группами обучающихся дополнительного образования.

Множество программ, что прямо связано с запросами обучающихся, наряду с постоянно меняющимися условиями обучения, создают объективные трудности, создающие серьёзные препятствия для развития дополнительного образования в вузе. Необходима консолидация всех ресурсов, а потому возникает объективная причина для создания в рамках факультета повышения квалификации и дополнительного образования Центр дополнительного художественного образования, как главного координатора всей деятельности в рамках дополнительного образования при Академии.

Для сохранения единства образовательной политики и обеспечения индивидуализации обучения Центр дополнительного художественного образования (сокращенно ЦДХО) должен являться структурным подразделением (в данном случае факультета повышения квалификации и дополнительного образования) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» с высокой долей автономии во всём, что касается распределение ресурсов, а также оказания населению, предприятиям, учреждениям, организациям платных услуг в сфере образования и культуры. Поэтому Центр должен иметь свои штамп и бланк с указанием принадлежности к Академии. И хотя образовательная деятельность Центра ведется на основе программ, разрабатываемых ректором Академии, методистами и преподавателями Академии, но в структуре Центра могут функционировать методические и творческие коллективы не

противоречащие Уставу Академии.

Важнейшие задачи Центра прямо обусловлены потребностью построения и развития качественной системы дополнительного художественного образования для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и взрослых, обеспечения гарантий права граждан на дополнительное образование, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в образовательной среде. Одним из приоритетов Центра должно быть формирование общей культуры обучающихся, их адаптация к жизни в обществе при обязательном обеспечении необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет и взрослых в их свободное время.

Создание Центра является составной частью работы по формированию и развитию непрерывной системы дополнительного художественного образования и позволяет обеспечить высокое качество образования, индивидуализацию обучения (значительно будет упрощён переход из одной группы в другую) и более эффективное расходование финансов. Кроме того, будет значительно расширено участие слушателей курсов в выставочной деятельности Академии.

Благодаря созданной в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки уникальной системы непрерывного дополнительного образования, направленной как на решение узкопрофессиональных, так и общеразвивающих задач, сложилась высокоэффективная система художественного образования. Однако, как показывает опыт Академии, данная система должна оставаться динамичной. Создание центра дополнительного художественного образования видится как один из шагов в развитии дополнительного образования в вузе. В развитии и совершенствовании системы дополнительного художественного образования в Академии Сергея Андрияки видится одно из условий успешности развития всего российского художественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Берникова О.В. 2015. Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально-полноценной личности. - Вестник МГУКИ. № 1: 176-182.

Быкова Е.П. 2015. Непрерывное дополнительное образование в становлении и развитии профильной школы. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 5: 681-687.

Бордовский Г.А. 2013. Профессиональная подготовка педагогов в современном вузе. - В кн. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М.: Экон-информ: 49-57.

Жураковский В.М. 2013. Модернизация российского высшего образования: проблемы и пути решения. - В кн. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. М.: Экон-информ: 148-159.

Лазарев М.А., Стукалова О.В. 2014. Развитие системы высшего профессионального образования и формирование картины мира у студентов: к проблеме взаимодействия. - Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2014. - No 4: 1-5 c. (0,4 п.л.) -URL: http://www.art-

education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lazarev_stukalova.pdf [01.12.2014].

Рубцов В.В. 2013. Разработка и формирование модели современной школы на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (2013 - 2017). - В кн. «Наука и профессиональное образование»: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. Под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. - М.: Экон-информ: 58-69.

Получена/Received: 03.02.2016 Принята/Accepted: 20.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.