Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 95-104. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):95-104. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377.8
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ^^Н^НЦ
Ольга Юрьевна Леушканова1, [email protected] Владимир Александрович Беликов2, [email protected] Елена Юрьевна Иванова3, [email protected]
13 Магнитогорский педагогический колледж, Магнитогорск, Челябинская область, Россия 2 Сибайский институт (филиал) Уфимского университета науки и технологий, Сибай, Республика Башкортостан, Россия
Аннотация. Проблема обеспечения профессионализации и подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в условиях реальной практики в настоящее время имеет особую актуальность. Обществу требуются конкурентоспособные выпускники, обладающие комплексом общих и профессиональных компетенций, способные качественно выполнять профессиональную деятельность, самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений на фоне неопределенности и изменчивости, развития техники, информационных технологий, общества. Решение проблемы возможно в условиях полифункциональной образовательной модели колледжа; результативность этого процесса профессионализации была представлена в рамках деятельности региональной инновационной площадки на базе Магнитогорского педагогического колледжа с 2020 по 2023 г. В статье дано практическое обоснование процесса непрерывной профессионализации в условиях полифункциональной образовательной модели колледжа.
Ключевые слова: непрерывная профессионализация, система профессиональной ориентации, цифровизация образования, полифункциональная образовательная модель колледжа, непрерывное педагогическое образование
Для цитирования: Леушканова О. Ю., Беликов В. А., Иванова Е. Ю. Непрерывная профессионализация в условиях полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 95-104.
Original article
CONTINUOUS PROFESSIONALIZATION IN THE CONTEXT OF A MULTIFUNCTIONAL EDUCATIONAL MODEL OF A PEDAGOGICAL COLLEGE
Olga Yu. Leushkanova1, [email protected] Vladimir A. Belikov2, [email protected] Elena Yu. Ivanova3, [email protected]
13 Magnitogorsk Pedagogical College, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia
2 Sibay Institute (branch) of the Ufa University of Science and Technology, Sibay, Republic of Bashkortostan, Russia
Abstract. The problem of ensuring professionalization and preparing students for professional activities in real practice conditions is currently of particular relevance. Society requires competitive graduates with a set of general and professional competencies. They are able to perform professional activities efficiently, independently navigate the flow of changing information, compare, analyze, and
© Леушканова О. Ю., Беликов В. А., Иванова Е. Ю., 2023
find the best solutions against the backdrop of uncertainty and variability, the development of technology, information technology, and society. The solution to the problem is possible in the context of a multifunctional educational model of a college; the effectiveness of this professionalization process was presented within the framework of the activities of the regional innovation platform based on the Magnitogorsk Pedagogical College from 2020 to 2023. The article provides a practical justification for the process of continuous professionalization in the context of a multifunctional educational model of the college.
Keywords; continuous professionalization, professional guidance system, digitalization of education, multifunctional educational model of college, continuing teacher education
For citation: Leushkanova OYu, Belikov VA, Ivanova EYu. Continuous professionalization in the context of a multifunctional educational model of a pedagogical college. Innovative development of vocational education. 2023;(4(40):95-104. (In Russ.).
Введение
В стратегических документах развития образования сформулированы программные решения для системы среднего профессионального образования [1-3]:
- совершенствование системы общего и профессионального образования на основе научных и технологических решений;
- развитие системы непрерывного образования;
- развитие национальной системы квалификаций;
- профессиональная ориентация граждан;
- содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов.
Необходимость построения процесса непрерывной профессионализации в условиях колледжа определила актуальность разработки полифункциональной образовательной модели. Такая модель, на наш взгляд, обеспечит результативность процесса профессиональной подготовки и позволит организовать этап отбора и зачисления абитуриентов, устранить его случайность и немотивированность; сориентировать на удовлетворение потребностей реальной социально-экономической практики; положенные в основу реализации образовательной деятельности колледжа современные практико-ориентированные цифровые технологии подготовки студентов могут обеспечить успешность дистанционных и проектных форм обучения, удовлетворение интереса молодежи к цифровой технике, реализовать ее значительный образовательный и исследовательский потенциал; активизировать усилия по профессиональному воспитанию обучающихся.
На специалистов по УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» приходится 8,49 % общей региональной потребности в специалистах со средним профессиональным образованием. Размер этой потребности —
1933 чел. Прием по данной УГПС не покрывает текущую потребность экономики Челябинской области на 112 чел., недостаток обеспечения данной потребности выпуском специалистов СПО в 2022 г. составил 541 чел. Рост дополнительной кадровой потребности в специалистах со средним профессиональным образованием наблюдается в прогнозном периоде по всем направлениям УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Результаты прогнозирования по направлениям УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» отражают следующее:
- максимальная дополнительная потребность прогнозируется по направлению 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»; в 2022 г. базовая прогнозная потребность составляет 697 чел., к 2028 г. она вырастет до 946 чел., а в 2040 г. предполагается ее рост до 1626 чел.;
- второе по уровню дополнительной потребности направление — 44.02.01 «Дошкольное образование»; в 2022 г. базовая прогнозная потребность составляет 695 чел., к 2028 г. она вырастет до 942 чел., а в 2040 г. предполагается ее рост до 1619 чел.
Магнитогорский педагогический колледж на данный момент является единственной образовательной организацией СПО педагогического профиля на юге Челябинской области. От активности и эффективности его образовательной деятельности в значительной мере зависит решение комплекса социальных проблем — профессионализация, цифровизация образования, формирование общего культурного уровня, профессиональное развитие личности в соответствии с потребностями организаций и предприятий в регионе. Решение вопросов удовлетворения потребности экономики Челябинской области в кадрах проявляется в содействии профессиональному самоопределению и профессионализации обучающихся, обеспечении непрерывности,
преемственности и согласованности данных процессов. Кроме того, посредством использования определенных в процессе инновационной работы инструментов и механизмов повышается престиж профессии учителя.
Актуальность проблемы определила цель инновационного проекта, реализованного в Магнитогорском педагогическом колледже: разработка и обеспечение результативности полифункциональной образовательной модели колледжа по направлениям его деятельности. Ожидаемыми результатами стали:
1. Разработка полифункциональной образовательной модели, реализация которой в процессе образовательной деятельности обеспечивает высокий уровень:
- осознанного выбора направления профессиональной подготовки абитуриентами и студентами колледжа;
- общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- знаний практической направленности;
- мотивов обучающихся, актуальных для их готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
2. Разработка модели психолого-педагогической диагностики и комплекса диагностических методик выявления и оценки результатов реализации полифункциональной модели.
Материалы и методы исследования
Реализация инновационного проекта по теме «Результативность процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа» проходила по трем направлениям, по каждому были определены задачи, основные из которых:
1. Выявить педагогические условия всех направлений.
2. Реализовать взаимодействие с организациями общего образования на предмет ранней профессионализации обучающихся.
3. Создать информационно-цифровую образовательную среду в колледже.
4. Содействовать самоопределению путей профессионального роста студентов, формированию профессиональных компетенций, обеспечить участие студентов колледжа в конкурсах, олимпиадах различных уровней, ориентировать педагогов на использование инновационных образовательных технологий на основе гуманистического и практико-ориентированного подходов.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегическими направлениями в процессе решения задач инновационного проекта стали:
- во-первых, обеспечение многофункциональности деятельности колледжа, позволяющей повысить привлекательность среднего профессионального образования, территориальную эффективность функционирования профессиональной образовательной организации, интерес у потенциальных абитуриентов, подготовку молодых специалистов по широкому спектру востребованных в регионе профессий и специальностей; сформировать развитую систему современной производственной базы, решающей задачи повышения качества подготовки студентов;
- во-вторых, переход к проектному управлению (в 2020 г.), обеспечивший результативность деятельности, улучшение межведомственного взаимодействия, формирование мотивации коллектива; по каждому направлению деятельности были сформированы основные портфели проектов, которые дополняются новыми подпроек-тами (например, открытие региональной инновационной площадки повлекло за собой новый портфель проектов «Бережливый колледж», включение колледжа в состав федерального учебно-методического объединения — новый подпроект «Класс психолого-педагогической направленности» в портфеле проектов «Расширяя границы возможного» и др.) [4];
- в-третьих, мотивация преподавателей к инновационной деятельности (диагностика ее сформированности у педагогов). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности у педагогов представлений по инновационной деятельности
№ Критерий Количество на начало реализации проекта (%) Количество на конец реализации проекта (%)
1 Проявление профессиональных мотивов, интересов, установок 20,0 20,12
2 Представление педагогов о значимости инновационной деятельности для своей личности 30,2 33,3
Окончание таблицы 1
№ Критерий Количество на начало реализации проекта (%) Количество на конец реализации проекта (%)
3 Представление педагогов об обоснованности и значимости инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки обучающихся ПОО 22,2 23,2
4 Отношение педагогов к контролю и диагностике реализуемой ими инновационной деятельности 25,0 26,0
Анализ полученных результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы.
1. Актуальность инноваций, инновационной деятельности педагогов по внедрению новшеств признается достаточно высокой всеми педагогами. Потенциал инноваций педагоги видят в первую очередь в их значении для обеспечения эффективности образования и профессиональной подготовки.
2. Никем из педагогов не ставится под сомнение осведомленность руководителей образовательных организаций в инновационной деятельности; управление в целом оценивается как достаточно квалифицированное.
3. Если в оценке роли общественного признания и моральной поддержки инновационной деятельности педагоги-респонденты разошлись во мнениях, то роль материального стимулирования и создания материальных условий работы по внедрению новшеств в образовательный процесс оценивается однозначно как существенная.
4. Педагоги затрудняются в определении видов, форм, новшеств, достойных внедрения в образование и профессиональную подготовку обучающихся колледжей, в определении признаков инноваций и инновационной деятельности.
5. Отмечается доминирование в оценках педагогов традиционных форм подготовки к инновационной деятельности как наиболее успешных.
Реализация названных стратегий инновационной деятельности в колледже включает непрерывное повышение квалификации педагогических и административных работников, обеспечение высокого уровня их мотивации, и эти условия были созданы в колледже: сотрудники посещают курсы повышения квалификации в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Тольятти и др. городах; организуются стажировки в образовательных организациях СПО Тюмени, Екатеринбурга, Уфы, Казани, Пскова, Нальчика, Челябинска, на площадках Челябинского института развития профессионального образования, Челябинского института повышения квалификации работников образования, Челябинского института развития образования,
Института развития профессионального образования (Москва), федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки».
По первому направлению программы инновационного проекта — ранняя профессионализация — целью стала разработка дидактической системы профессионализации обучения в условиях преемственности образования.
Под профессионализацией мы понимаем целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Соответственно на этапе ранней профессионализации должна осуществляться преемственность между школой и колледжем. Это стало одним из обоснований получения права на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. В 2021/22 учебном году состоялся выпуск обучающихся 9 класса, из них 15 человек продолжили обучение в нашем колледже. В 2022/23 учебном году был осуществлен набор обучающихся 8 класса, и в течение учебного года с ними проводилась работа по определению профессиональных предпочтений с помощью:
- диагностических методик (модификация методики Дж. Голланда, опросник ДДО Е. А. Климова);
- разработки программы занятий психолога с обучающимися, в ходе которой формировались необходимые надпрофессиональные навыки, качества личности;
- деления класса на две подгруппы (психолого-педагогической и общей направленности) с целью освоения в последующем, 9 классе дополнительной общеобразовательной общераз-вивающей программы психолого-педагогической направленности;
- проведения плановых профориентацион-ных мероприятий, образовательных событий — экскурсии на предприятия, в организации; встречи со специалистами разных профессий; «профессиональные пробы» на базе мастерских
колледжа; участие трех восьмиклассников в чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» в компетенциях «Преподавание в младших классах» (III место), «Дошкольное воспитание», «Графический дизайн» и др.
Таким образом, в данном подходе профессионализации обучения в условиях преемственности образования мы видим инновационный потенциал для профессиональной образовательной организации в осуществлении непрерывной профессионализации и качественного набора абитуриентов.
За период работы региональной инновационной площадки коллективом отработаны механизмы, направленные на осуществление ранней профессионализации школьников и абитуриентов (табл. 2).
По второму направлению программы инновационного проекта — цифровизация образования — целью стала подготовка преподавателей и студентов к профессиональной деятельности по всем направлениям и специальностям с использованием современных цифровых образовательных и информационно-
Таблица 2
Функции и уровни реализации образовательной деятельности колледжа в рамках ПОМ на этапе ранней профессионализации
№ Возрастная группа Цель Механизмы Результативность за период с 2020 по 2023 г.
1 Дети старшего дошкольного возраста Формирование положительного отношения к профессиональному миру — видам профессиональной деятельности и людям труда Проект «Ступени мастерства» (на базе мастерской «Дошкольное воспитание») Количественный показатель: 127 дошкольников приняли участие в мероприятиях проекта («профессиональные пробы», экскурсии в мастерские колледжа)
2 Обучающиеся начальной школы Формирование любви и добросовестного отношения к труду, осознания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий Проект «Профессиональный компас» (на базе мастерской «Преподавание в младших классах») Описание практики «Профессиональный компас» (приложение 9). Количественный показатель за три года: 587 чел.
3 Обучающиеся 5-9 классов Формирование профессиональных предпочтений, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Определение личностного смысла в выборе направления профессионального образования Проект «Билет в будущее» («профессиональные пробы») Описание практики проведения профессиональных проб (приложение 10). Количественный показатель за три года: 382 школьника
Программа профессионального обучения «Разработчик Web- и мультимедийных приложений» Количественный показатель: обучились 13 школьников
Онлайн-лагерь «Страна профессий» Количественный показатель: 30 школьников
Профильная смена «Юниоры Ворлдскиллс» в ДООЦ «Уральские зори» Описание практики проведения профильной смены (приложение 11). Количественный показатель: 178 школьников
Подготовка к участию в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы. Юниоры» Количественный показатель за три года: 120 школьников
Участие в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы. Юниоры» Количественный показатель участников за три года: 68 школьников
коммуникационных технологий. Формирование цифровой образовательной среды в ГБПОУ «МПК» является необходимостью и заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к работе или продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда колледжа включает в себя:
- эффективное управление колледжем с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
- функционирование информационно-библиотечного фонда, медиатеки;
- размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности с использованием ИКТ;
- обеспечение доступа к информационным ресурсам сети Интернет;
- планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов [5; 6].
В числе достигнутых результатов цифро-визации образования в колледже нами обозначены:
- полноценная индивидуализация образовательной деятельности, основанная на построении индивидуальных образовательных маршрутов и персонализированном непрерывном мониторинге учебной успешности и лич-ностно-профессионального развития обучающихся;
- расширение возможностей для использования различных групповых (командных) форм организации учебной деятельности;
- обеспечение полного усвоения заданных образовательных результатов — профессиональных знаний, умений, компетенций, необходимых для получения профессиональной квалификации;
- расширение возможностей для педагогически результативного профессионального образования и обучения студентов;
- существенное сокращение сроков разработки, развертывания и освоения профессиональных образовательных программ, что является центральным требованием современных работодателей;
- повышение квалификации административных, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала [7].
В таблице 3 представлена результативность внедрения автоматизированных информационных систем в управленческую деятельность колледжа в целях сопровождения процесса непрерывной профессионализации.
Таблица 3
Результативность внедрения автоматизированных информационных систем в управленческую деятельность колледжа
№ Наименование информационной системы Виды автоматизируемой деятельности Наименование показателя Результативность за 2020-2023 гг.
1 ФИС ГИА и приема Проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы ОО и СПО, и приема граждан в колледж для получения среднего профессионального образования Оснащение материально-технической базы, установка программного обеспечения и (или) модернизация компьютерной техники, обновление программного обеспечения (ноутбук, системный блок, монитор, системный блок-сервер, МФУ, вайфай) 11 ед. Данный сегмент обеспечивает эффективность проведения процедур приема в колледж, прозрачность и открытость процедур зачисления на обучение, а также предоставляет возможность проверки достоверности сведений, предоставляемых абитуриентами в заявлениях и влияющих на результаты зачисления в колледж
2 АИС «Навигатор» Размещение информации о дополнительном образовании Оснащение материально-технической базы 11 ед.
Количественный состав пользователей Более 700 чел.
Окончание таблицы 3
№ Наименование информационной системы Виды автоматизируемой деятельности Наименование показателя Результативность за 2020-2023 гг.
3 АИС «Сетевой город „Образование"» Автоматизированное управление: - расписанием звонков, занятий; - журналами успеваемости; - итоговой и промежуточной аттестациями, аттестациями профессиональной деятельности; - движением обучающихся, оформлением академических отпусков и т. д. Оснащение материально-технической базы 86 ед. Создание единого информационного пространства, совершенствование информационного обеспечения процессов управления, планирование и организация учебного процесса на основе внедрения информационных технологий. С 2016 г. интенсивно увеличивается общее количество пользователей — на 405,8 % (по состоянию на 2022 г.)
4 ЬМБ МооШе Системное создание дистанционных курсов и управление ими. Разработка законченных лекционно-практических курсов, оснащенных мультимедийными средствами и интерактивными элементами Количественный состав пользователей Педагогические работники — 165 чел. Студенты — 3060 чел.
5 АСУ «РгоСо11е§е» Интегрирована с ЬМБ МооШе. Автоматизированное комплексное управление процессами ПОО Репозиторий цифровых образовательных ресурсов 207 ед.
Количественный состав пользователей Педагогические работники — 165 чел. Студенты — 3060 чел. Слушатели КПК, организованных на базе колледжа, — 287 чел.
6 Онлайн-платфор-ма «Сферум» Публикация домашнего задания и его проверка в электронном формате; хранение домашних заданий, контрольных и других работ в облачном хранилище на платформе; проведение собраний со студентами и родителями Категория пользователей С 2020 г. увеличивается общее количество пользователей — на 54,5 % (по состоянию на 2023 г.)
Таким образом, управление образовательным учреждением в условиях цифровой образовательной среды эффективно обеспечивает планирование деятельности субъектов образовательного процесса, контроль исполнения заданий; анализ результатов деятельности; электронный документооборот; эксплуатацию баз данных; взаимодействие компонентов информационной среды колледжа с внутренними и внешними системами. Образовательная деятельность в сопровождении данных систем, предоставляющих возможность организовать самостоятельную работу студентов, в том числе посредством электронных и дистанционных
технологий, результативна в аспекте сформиро-ванности профессиональных компетенций [8].
По третьему направлению программы инновационного проекта (обеспечение практико-ори-ентированного характера обучения студентов колледжа) целью стала адаптация и реализация образовательных технологий, гарантирующих овладение студентами практически значимыми компетенциями и способностями, ориентированными на их практическое применение в профессиональной деятельности, формирование опыта практической деятельности. В таблице 4 представлены механизмы и результаты достижения цели по третьему направлению программы инновационного проекта.
Таблица 4
Функции и уровни реализации образовательной деятельности колледжа в рамках полифункциональной образовательной модели
№ Возрастная группа Цель Механизмы Результативность за период с 2020 по 2023 г.
1 Студенты Г Б П О У «МПК» Формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в том, что профессиональный выбор сделан верно Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы «Введение в специальность» на I курсе Количественный показатель: 2020/21 уч. год — 437; 2021/22 уч. год — 523; 2022/23 уч. год — 632
Образовательные технологии, обеспечивающие практико-ориентированный характер обучения Применение в образовательной деятельности информационно-коммуникационной технологии, технологии развития критического мышления, проектной технологии, технологии проблемного обучения, кейс-технологии, модульной технологии (Приложение 12. Перечень методических рекомендаций по использованию технологий практико-ориенти-рующего характера)
Конкурсы, олимпиады, чемпионаты профессионального мастерства Количественный показатель (победители от общего количества участников): 2020/21 уч. год — 50 %; 2021/22 уч. год — 66,7 %; 2022/23 уч. год — 66,7 %
Стажировка на базе мастерских колледжа, предприятий и организаций работодателей и социальных партнеров Раздел сайта ГБПОУ «МПК» — работа мастерских: http ://xn--80agvfr.xn--p 1 ai/ ploshchadki/
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, курсы повышения квалификации, программы переподготовки Количественный показатель (от общего количества студентов): 2020/21 уч. год — 42 %; 2021/22 уч. год — 43 %; 2022/23уч. год — 44,5 %
Научно-исследовательская деятельность студентов Раздел сайта ГБПОУ «МПК» — научное студенческое общество: http://xn--80agvfr. xn--p1ai/students/scientific-activity.php
Наставничество «педагог — студент», «студент — ученик», «работодатель — студент» Количество наставнических программ по разным формам — 36
Ассамблея работодателей Описание практики «Ассамблея работодателей как форма взаимодействия с работодателями и социальными партнерами» (приложение 13)
Электронное портфолио студентов Проект «Оптимизация процесса сбора информации о достижениях студентов»: http://xn--80agvfr.xn--p1ai/life/berezhnye-tekhnologii/
Таким образом, поэтапное введение студента в профессию и последующее его сопровождение на всех этапах обучения, применение практико-ориентированных технологий в образовательной деятельности, разнообразных инструментов и механизмов обеспечит осознанное формирование желания у обучающегося получить профессию и быть востребованным в ней [9; 10].
Заключение
Таким образом, концептуальная идея инновационного проекта заключается в обеспечении высокого уровня готовности абитуриентов, студентов и выпускников колледжа к профессиональной деятельности. Это оказывается возможным, если создать систему непрерывной профессионализации обучающихся на основе
сознательного выбора ими направления и специальности образования, практико-ориентиро-ванного характера образовательной деятельности, ее взаимосвязи с современными цифровыми технологиями. В статье нами представлены системообразующие компоненты непрерывной профессионализации обучающихся: цель, методологические подходы, деятельность, функции, технологии, условия и закономерности.
В ходе реализации программы региональной инновационной площадки сформирован комплекс организационно-педагогических условий:
- определение функций и уровней реализации образовательной деятельности колледжа, механизмов отбора и зачисления школьников с учетом результатов их ранней предпрофесси-ональной подготовки: психолого-педагогические, универсальные группы;
- реализация практико-ориентированных цифровых технологий подготовки студентов, обеспечивающих успешность дистанционных и проектных форм обучения, удовлетворение интереса молодежи к цифровым технологиям, значительный образовательный и исследовательский потенциал обучающихся;
- мотивация преподавателей колледжа: повышение квалификации, поощрение достижений;
- привлечение работодателей и социальных партнеров к управлению образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования;
- модернизация материально-технической базы, инфраструктуры колледжа, закупка оборудования, программного обеспечения, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
Список источников
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (сроки реализации 20182025) // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71848426/.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (направление «Образование») : Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
3. Национальный проект «Образование» : утвержден президиумом Совета при Президенте РФ (протокол от 03.09.2018 № 10). URL: https://edu.gov.ru/national-project.
4. Махмутов М. М., Беликов В. А., Романов П. Ю., Валеев А. С. Комплекс организационно-педагогических условий эффективности технологий проектного подхода в процессе профессиональной подготовки обучающихся // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 104-111.
5. Брызгалова О. Н. Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации // Koinon. 2021. Т. 2, № 4. С. 195-212.
6. Леушканова О. Ю. Условия внедрения образовательных информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования // Право и образование. 2022. № 1. С. 41-47.
7. Гнатышина Е. А., Леушканова О. Ю. Организация образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой экономики // Экономика образования. 2021. № 1 (122). С. 48-56.
8. Леушканова О. Ю. Современное состояние проблемы моделирования виртуального пространства непрерывного педагогического образования // Инновации в образовании. 2022. № 7. С.18-26.
9. Петрухина С. Р., Арон И. С. Методические возможности психологических технологий в формировании социально-личностных компетенций студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1.
10. Климашина Ю. С., Шипунова В. В., Сабанова Л. Н. Роль практико-ориентированных технологий в образовательном процессе как основа экономического развития общества // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5, № 3. С. 360-367.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 26, 2017 No. 1642 «On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education"» (implementation period 2018-2025). Information and legal system "Garant". URL: https://base.garant. ru/71848426/. (In Russ.).
2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" (direction "Education"). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027. (In Russ.).
3. National project "Education", approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation (protocol dated September 3, 2018 No. 10). URL: https://edu.gov.ru/national-project. (In Russ.).
4. Makhmutov MM, Belikov VA, Romanov PYu, Valeev AS. Complex of organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of project approach technologies in the process of professional training of students. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(1(37):104-111. (In Russ.).
5. Bryzgalova ON. Project-based learning in the system of professional training of students: goals and problems of implementation. Koinon. 2021;2(4):195-212. (In Russ.).
6. Leushkanova OYu. Conditions for the introduction of educational information and communication technologies into the activities of educational organizations of secondary vocational education. Pravo i obrazovanie = Law and Education. 2022;(1):41-47. (In Russ.).
7. Gnatyshina EA, Leushkanova OYu. Organization of educational activities in the system of secondary vocational education using distance learning technologies in the digital economy. Eko-nomika obrazovaniya = Economics of Education. 2021;(1(122):48-56. (In Russ.).
8. Leushkanova OYu. Current state of the problem of modeling the virtual space of continuous pedagogical education. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in education. 2022;(7):18-26. (In Russ.).
9. Petrukhina SR, Aron IS. Methodological capabilities of psychological technologies in the formation of social and personal competencies of university students. Mir nauki. Pedagogika i psik-hologiya = World of Science. Pedagogy and psychology. 2022;10(1). (In Russ.).
10. Klimashina YuS, Shipunova VV, Sabanova LN. The role of practice-oriented technologies in the educational process as the basis for the economic development of society. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomi-cheskie nauki = Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences. 2020;5(3):360-367. (In Russ.).
Информация об авторах
О. Ю. Леушканова — директор, кандидат педагогических наук.
В. А. Беликов — старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. Е. Ю. Иванова — заместитель директора по научно-методической работе.
Information about the authors
O. Yu. Leushkanova — Director, Candidate of Pedagogical Sciences.
V. A. Belikov — Senior researcher, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
E. Yu. Ivanova — Deputy director for scientific and methodological work.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 08.09.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 27.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2023