Научная статья на тему 'НЕПОДКУПНОСТЬ СУДЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ'

НЕПОДКУПНОСТЬ СУДЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / СУД / КОНТРОЛЬ ЗА СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ / НЕПОДКУПНОСТЬ СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгуен Май Тхуен

Контроль за деятельностью органов государственной власти является неизбежной потребностью в современных правовых государствах. Контроль за судебной властью является важной формой обеспечения неподкупности судей. В статье рассмотрены условия обеспечения неподкупности судей, а также представлены предложения по повышению неподкупности судей, способствующие контролю за судебной властью во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRITY OF JUDGES AS A CONDITION FOR ENSURING JUSTICE IN VIETNAM

Control over the activities of public authorities is an inevitable need in modern legal states. Control over the judiciary is an important form of ensuring the integrity of judges. The article discusses the conditions for ensuring the integrity of judges, and also presents proposals for improving the integrity of judges, contributing to the control of the judiciary in Vietnam.

Текст научной работы на тему «НЕПОДКУПНОСТЬ СУДЕЙ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 45 — 48. State service and personnel. 2022;(2):45 —48.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-45-48

NIION: 2012-0061-02/22-072 MOSURED: 77/27-008-2022-02-272

Неподкупность судей как условие обеспечения правосудия во Вьетнаме

Нгуен Май Тхуен

Ханойский юридический университет, Ханой, Вьетнам, nguyenmaithuyen@hlu.edu.vn

Аннотация. Контроль за деятельностью органов государственной власти является неизбежной потребностью в современных правовых государствах. Контроль за судебной властью является важной формой обеспечения неподкупности судей. В статье рассмотрены условия обеспечения неподкупности судей, а также представлены предложения по повышению неподкупности судей, способствующие контролю за судебной властью во Вьетнаме.

Ключевые слова: судья, суд, контроль за судебной властью, неподкупность судей.

Для цитирования: Нгуен Май Тхуен. Неподкупность судей как условие обеспечения правосудия во Вьетнаме / / Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 45—48. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-45-48.

Original article

Integrity of judges as a condition for ensuring justice in Vietnam

Nguyen Mai Thuyen

Hanoi University of Law, Hanoi, Vietnam, nguyenmaithuyen@hlu.edu.vn

Abstract. Control over the activities of public authorities is an inevitable need in modern legal states. Control over the judiciary is an important form of ensuring the integrity of judges. The article discusses the conditions for ensuring the integrity of judges, and also presents proposals for improving the integrity of judges, contributing to the control of the judiciary in Vietnam.

Keywords: judge, court, control over the judiciary, incorruptibility of judges.

For citation: Nguyen Mai Thuyen. Integrity of judges as a condition for ensuring justice in Vietnam // State service and personnel. 2022;(2):45—48. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-45-48.

Тзрмин «неподкупность» упоминается довольно часто в современном обществе. Согласно концепции Transparency International под неподкупностью понимается «поведение и действия, соответствующие этическим принципам и стандартам, принятым отдельными лицами и организациями, создающие барьеры для коррупции». Неподкупность становится одной из основных ценностей современного правосудия, закрепленных в Бангалорских принципах поведения судей, наряду с такими принципами, как «независимость», «объективность», «соблюдение этических норм», «равенство», «компетентность» и «старательность» .

Во Вьетнаме принцип неподкупности судей напрямую связан с общими требованиями, предъявляемыми к судьям: «служение обществу,

© Нгуен Май Тхуен. М., 2022.

служение закону, справедливость, беспристрастность». В связи с этим важным аспектом принятия судьей объективного решения является соблюдение норм профессиональной этики, наличие чувства профессиональной ответственности. Судебная неподкупность является одновременно и основой, и инструментом осуществления контроля, а также движущей силой и целью контроля судебной власти.

Обеспечение неподкупности судей обеспечивается в большей степени за счет внутреннего контроля, осуществляемого вышестоящей судебной инстанцией.

Факторы, обеспечивающие неподкупность судей во Вьетнаме

Можно сказать о том, что важным фактором обеспечения неподкупности судей является их независимость. Только будучи независимыми судьи

№ 2/2022

могут принять объективное решение, основываясь на правовых нормах и внутреннем убеждении. Обеспечению неподкупности способствуют:

Во-первых, качественный отбор кандидатов на должности судей. Это означает, что на этапе «отбора» лиц, претендующих на должность судьи, помимо установления профессиональных способностей, проверяются и этические качества личности кандидата. Тщательный отбор — первый шаг к преодолению возможных судебных ошибок, произвола и коррупции в судебной деятельности.

Кандидат на должность судьи во Вьетнаме должен соответствовать следующим стандартным требованиям:

1) иметь гражданство Вьетнама;

2) обладать хорошими политическими и моральными качествами, быть добросовестным и честным, мужественным и решительным в вопросе отстаивания справедливости;

3) иметь степень бакалавра в области права или выше, пройти обучение в сфере юриспруденции. После окончания программы бакалавриата в области права (обычно четыре года) кандидат должен пройти судебную подготовку (обычно в течение одного года) в Судебной Академии;

4) иметь опыт практической работы. Этот стаж измеряется стажем адвокатской практики или практики в должности судьи более низкого уровня.

Кандидат на должность судьи наивысшего ранга должен быть избран Национальным советом по отбору и надзору за судьями и рекомендован Председателем Верховного Суда для выдвижения в Национальное Собрание. После утверждения Национальным Собранием Председатель Верховного Суда Вьетнама подписывает решение о назначении судей. Кандидаты на должности судей низших уровней должны сначала сдать соответствующий вступительный экзамен, организованный экзаменационной комиссией, и в случае положительного решения могут быть рекомендованы Председателю Верховного Суда для представления Президенту для назначения на соответствующую должность.

Условия назначения на должность судьи во Вьетнаме в настоящее время строго регламентировано законом, включая новые стандарты, такие, например, как: «мужественный дух», «решительная защита справедливости». Практика показывает, что источник формирования групп кандидатов на должности судей в настоящее время ограничен. Подбором кандидатов занимаются преимущественно председатели судов, что, с одной стороны, усиливает внутренний контроль, а с другой — оказывает негативное влияние на независимость судебной власти.

Во-вторых, особые условия работы судьи. Во Вьетнаме лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, назначаются на должность судьи

на срок, не превышающий пяти лет. В случае повторного назначения или назначения на вышестоящую должность срок полномочий составляет десять лет. Однако справедливым является вопрос, достаточно ли этого времени для того, чтобы понять, насколько уверенно себя чувствует судья в своей работе?

Актуальным остается и вопрос относительно заработной платы, поскольку по сравнению со многими странами мира соотношение заработной платы и доходов судей к доходу на душу населения во Вьетнаме довольно низок. Конечно, имеются некоторые дополнительные формы поощрения судей, например, надбавка за профессиональную ответственность; надбавка за выслугу лет. При этом заработная плата судей приравнена к окладу административных чиновников и государственных служащих, поскольку работа в должности судьи сопряжена с наличием высокой ответственности и давлением со стороны участников судопроизводства.

Обеспечение безопасности судей и их родственников является важным требованием реализации функции правосудия. Закон Вьетнама «Об организации народных судов» 2014 г. определяет следующие принципы обеспечения безопасности судей: обеспечение уважения чести и достоинства; защита как при исполнении служебных обязанностей, так и в случае необходимости; охрана профессиональной деятельности судьи, защита от посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство судей и их родственников (ст. 75 Закона об организации народных судов. 2014).

Кроме того, положения Уголовного кодекса 2015 г. также предусматривают основные и конкретные санкции за акты посягательства на судебную деятельность (глава XXIV). Однако вьетнамское законодательство не предусматривает такие меры безопасности, как установка камер видеонаблюдения по месту жительства и работы; средства сигнализации об опасности, иные средства безопасности жизни, здоровья и имущества судьи и его семьи.

Случаи посягательства на жизнь и здоровье судьи, а также на их близких демонстрируют неэффективность работы правоохранительных органов, не обладающих должными правовыми инструментами.

В-третъих, профессиональная дисциплина судей. Профессиональная деятельность судей регулируется нормативными правовыми актами, а также этическими кодексами. Кодекс этики и поведения судей Вьетнама 2018 г. является важным инструментом, способствующим осуществлению контроля за деятельностью судей. В случае совершения проступка судья может быть привлечен к следующим видам дисциплинарной ответственности: устное дисциплинарное взыскание и письменной

№ 2/2022

дисциплинарное взыскание. Более серьезными формами ответственности являются: приостановление статуса судьи, отказ в рассмотрении ходатайства о продлении срока полномочий.

При этом, как к государственному служащему, к судье применяются те же меры дисциплинарного воздействия, что и к государственным служащим: выговор, предупреждение, понижение заработной платы.

Таким образом, следует отметить наличие некоторых недостатков в системе взысканий, налагаемых на судей, в процессе осуществления ими профессиональной деятельности. Как представляется, необходимо расширить формы коллективного воздействия Совета судей на судью, допустившему нарушение, включив публичное осуждение грубых нарушений, что существенным образом будет способствовать повышению авторитета судебной власти.

Некоторые предложения

для повышения судебной неподкупности

судей во Вьетнаме

Во-первых, обеспечение качества подбора и назначения судей. Прежде всего, каждому судье самому необходимо активно выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с условиями и стандартами, которые регламентированы не только в нормативных правовых актах, но и в этических нормах, постоянно обучаться и совершенствоваться.

Со стороны государства необходимо проводить политику, проявляющую интерес к нравственному воспитанию каждого гражданина. При подготовке юристов государство должно разработать разумную структуру учебного плана, сделав этику юристов обязательным предметом программы обучения. Закон также должен дополнить положения о психологических стандартах и качествах судей, иметь специальный механизм для проверки этих стандартов. Подбор кандидатов на должности судей должен осуществляться за счет юристов, адвокатов или экспертов в области права, проводящих исследования и осуществляющих преподавательскую деятельность в юридических высших учебных заведениях.

Во-вторых, обеспечить надлежащие условия работы судьи. Представляется, что срок полномочий судьи должен быть продлен на больший срок, что в последующем должно привести к назначению на должность судьи пожизненно. Заработная плата и вознаграждение судей также должны быть увеличены настолько, чтобы судьи чувствовали себя уверенно в своей профессии. Государству необходимо изучить порядок формирования фонда

оплаты труда специально для судей в том направлении, чтобы их заработная плата была выше, чем у рядовых государственных служащих, даже приравнена к ключевым должностям в законодательной и исполнительной власти.

Также необходимо изучить, разработать и издать отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий заработную плату, надбавки, особые режимы работы судей и аппарата суда.

Меры по обеспечению охраны и безопасности судьи и его семьи также требуют дальнейшей разработки. Эти меры можно разделить на две группы.

Первая группа — это меры, применяемые ко всем судьям вне зависимости от наличия потенциальной опасности, такие, как: конфиденциальность информации во время назначения; обеспечение средствами защиты жизни, жилища и имущества судьи: средствами пожаротушения, противоугонными средствами, системой видеонаблюдения и др.

Вторая группа — неотложные меры защиты, применяемые к судьям при принятии и разрешении дел о резонансных тяжких и особо тяжких преступлениях, например, временное перемещение судей и членов их семей в безопасное место, изменение персональных данных; обеспечение судей оружием, специальными средствами индивидуальной защиты и аварийно-предупредительной сигнализацией.

В-третъих, усиление контроля за деятельностью судей и создание независимого органа, уполномоченного проводить проверки путем собирания данных о нарушениях, рассматривать оценки поведения судей со стороны иных компетентных органов, применять меры дисциплинарного характера при наличии достаточных оснований для наказания судей. Национальный судебный совет, если он будет создан, может выполнить эти функции. Для этого Совету необходимо создать комитеты, такие, как Комитет по этике, Комитет по поведению и другие для выполнения соответствующих задач на каждом этапе привлечения к дисциплинарной ответственности судьи.

Таким образом, неподкупность судебной системы может быть повышена только в том случае, если вышеуказанные решения будут реализованы синхронно. Безусловно, реализация наших предложений зависит от политических, правовых, экономических и социальных условий страны в разные периоды. Обеспечение судебной неподкупности является не только средством контроля государственной власти, но и важным фактором успешной реализации стратегии судебной реформы во Вьетнаме.

№ 2/2022

Список источников

1. Конституция Социалистической Республики Вьетнам. 2013.

2. Закон Вьетнама «Об организации народных судов». 2014.

3. Закон Вьетнама «Об этике и поведении судей». 2018.

4. Нгуен Данг Зунг, Фат Хонг Тай, Ву Конг Жао. О верховенстве права и конституционализме — неко-

торые очерки зарубежных ученых. Ханой: Социальный труд, 2012.

References

1. Vietnam's Constitution of 2013.

2. Law on Organization of People's Courts 2014.

3. Judges' Code of Ethics and Conduct in 2018.

4. Nguyen Dang Dung, Pham Hong Thai, Vu Cong Giao. On the rule of law and constitutionalism — some essays by foreign scholars. Hanoi: Social Labor, 2012.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности .

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

Информация об авторе

Нгуен Май Тхуен — магистр, преподаватель факультета административного и конституционного права

Information about the author Nguyen Mai Thuyen — MSc, lecturer, faculty of administrative and constitutional law

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.