Научная статья на тему 'Институт народного заседателя в уголовном судопроизводстве Вьетнама'

Институт народного заседателя в уголовном судопроизводстве Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
народные заседатели / Народный суд / судебный процесс / правосудие / Вьетнам / people's assessors / people's Court / trial / justice / Vietnam

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгуен Май Тхуен

В статье исследуются правовые нормы института народных заседателей в системе народных судов Вьетнама. В целях совершенствования данного института автор предлагает: определить стандарты для присяжных, в соответствии с которыми лицо, избранное в качестве присяжного, должно иметь среднее или высшее юридическое образование или, по крайней мере, пройти шестимесячный интенсивный курс обучения юридическим знаниям; расширить набор кандидатов для участия в качестве народных заседателей; применять вознаграждения, соразмерные усилиям, затраченным присяжными, и обязанностям, которые они несут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People’s Assessor’s Institute in the People’s Court System in Vietnam

Ensuring the participation of the people in public administration, social administration in general and judicial work in particular is an important requirement in a progressive state. The article examines the legal norms of the institute of people's assessors in the system of people's courts in Vietnam and offers recommendations for improving this regulation.

Текст научной работы на тему «Институт народного заседателя в уголовном судопроизводстве Вьетнама»

Закон и право. 2022. № 1. С. 81-84. Law and legislation. 2022;(1):81-84.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-81-84

NIION: 1997-0063-1/22-017 MOSURED: 77/27-001-2022-1-217

Институт народного заседателя в уголовном судопроизводстве Вьетнама

Нгуен Май Тхуен

Ханойский юридический университет, Вьетнам,

Ханой, nguyenmaithuyen@hlu.edu.vn

Аннотация. В статье исследуются правовые нормы института народных заседателей в системе народных судов Вьетнама. В целях совершенствования данного института автор предлагает: определить стандарты для присяжных, в соответствии с которыми лицо, избранное в качестве присяжного, должно иметь среднее или высшее юридическое образование или, по крайней мере, пройти шестимесячный интенсивный курс обучения юридическим знаниям; расширить набор кандидатов для участия в качестве народных заседателей; применять вознаграждения, соразмерные усилиям, затраченным присяжными, и обязанностям, которые они несут.

Ключевые слова: народные заседатели, Народный суд, судебный процесс, правосудие, Вьетнам.

Для цитирования: Нгуен Май Тхуен. Институт народного заседателя в уголовном судопроизводстве Вьетнама // Закон и право. 2022. № 1. С. 81—84. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-81-84.

Original article

People's Assessor's Institute in the People's Court

System in Vietnam

Nguyen M. Thuyen

Hanoi University of Law, Vietnam, Hanoi, nguyenmaithuyen@hlu.edu.vn

Abstract. Ensuring the participation of the people in public administration, social administration in general and judicial work in particular is an important requirement in a progressive state. The article examines the legal norms of the institute of people's assessors in the system of people's courts in Vietnam and offers recommendations for improving this regulation.

Keywords: people's assessors, people's Court, trial, justice, Vietnam.

For citation: Nguyen Mai Thuyen. People's Assessor's Institute in the People's Court System in Vietnam // Law and legislation. 2022;(1):81—84. In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-81-84.

В соответствии с положениями Конституции Вьетнама 2013 г., Закона «Об организации народных судов» 2014 г. и других процессуальных правовых документов участие народных заседателей является одним из обязательных требований при рассмотрении дел в судах первой инстанции.

© Нгуен Май Тхуен. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 01-2022

Статья 103 Конституции Вьетнама гласит:

«1. В суде первой инстанции Народного суда принимают участие народные заседатели за исключением случая упрощенного судопроизводства.

2. Судьи и народные заседатели проводят свои судебные процессы независимо и подчиняются только закону...

4. Народные суды проводят коллективные судебные процессы и принимают решения большинством голосов...».

Так, Конституция и процессуальные правовые документы наделили присяжных важным правовым статусом для того, чтобы они могли участвовать в осуществлении судебной власти, обеспечивать соответствие судебных решений закону и стандартам правосудия, создавать общественное доверие к правосудию, а также служить механизмом контроля над судебной властью.

Действующее законодательство Вьетнама создало правовую основу для деятельности народных заседателей.

В частности, в Законе «Об организации народных судов» 2014 г. имеется отдельная глава (глава VIII), содержащая восемь статей (от ст. 84 до ст. 91) о народных заседателях. При рассмотрении данных норм можно отметить, что положения об институте народных заседателей имеют следующие ключевые черты:

Во-первых, требования, предъявляемые к народным заседателям. Народные заседатели должны быть гражданами Вьетнама и соответствовать определенным политическим и этическим стандартам. Закон также предусматривает, что кандидат должен обладать юридическими знаниями и пониманием общественных интересов, быть здоровым с целью реализации возложенных на него задач.

Лицо, избранное в качестве присяжного, должно не только соответствовать указанным выше требованиям, но и соответствовать требованиям по возрасту. Для мужчин присяжных заседателей возраст не должен превышать 70 лет, для женщин — 65 лет [6].

Фактически, люди, избранные в качестве народных заседателей, — это обычно граждане, проживающие на территории, подсудной суду, рассматривающему уголовное дело, работающему на производственных объектах либо учреждениях, где устанавливается высокая социальная общность.

Во-вторых, порядок избрания, снятия и освобождения народных заседателей. Процедура избрания народных заседателей должна проходить в строгой последовательности. На основе фактической потребности народные суды провинции и района должны представлять требования относительно необходимого количества присяжных, ходатайствовать перед Комитетом Отечественного фронта Вьетнама избрать либо рекомендовать квалифицированных лиц для Народного фронта в качестве присяжных заседателей Народного суда того же уровня.

Срок полномочий народных заседателей обычно составляет пять лет. Присяжный может быть освобожден от должности по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Народный заседатель также может быть отстранен от должности, если им допущены нарушения норм морали либо закона. Отметим, что на сегодняшний день отсутствует определение понятий «нарушение норм морали», «уважительная причина», однако освобождение по таким причинам реализуется в полной мере, в том числе и по ходатайству самих присяжных заседателей в случае самоотвода.

В-третьих, участие народных заседателей в судебных заседаниях. Участие народных заседателей в судебной деятельности регламентировано Конституцией 2013 г., Законом об организации народных судов 2014 г. и процессуальными правовыми документами, в частности:

1) участие в судебном разбирательстве народных заседателей является обязательным требованием в суде первой инстанции Народного суда. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрение дела в суде первой инстанции производится коллегией, состоящей из одного судьи и двух присяжных или двух судей и трех присяжных. Отметим, что народные заседатели не участвуют в рассмотрении всех дел. При рассмотрении несложных дел судебное разбирательство в судах первой инстанции может производиться в сокращенном порядке, т.е. без участия коллегии присяжных;

2) присяжные независимы и подчиняются только закону. Принцип независимости является наиболее важным фактором для защиты присяжных от доминирования экспертных знаний судьи, а также от вмешательства любого лица или организации в их деятельность. Независимость судебной власти дает присяжным возможность контролировать осуществление судебной власти судом и самым непосредственным образом контролировать судей, участвующих в судебном процессе. Судьям не разрешается использовать профессиональные знания для навязывания своего мнения присяжным, напротив, присяжные не должны быть пассивными, а должны использовать свой опыт для принятия правильных решений и предотвращения нарушений со стороны судьи.

Согласно ч. 4 ст. 103 Конституции Вьетнама суд при разрешении спора коллегиальным способом принимает решение большинством голосов. При исполнении своих обязанностей

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

присяжные имеют равный с судьями статус. Кроме того, присяжные имеют большинство в Судебной коллегии (2/3 или 3/5). Это преимущество демонстрирует способность народных заседателей доминировать при принятии спорного решения;

3) народные заседатели должны нести ответственность за выполнение своих задач и полномочий. В случае принятия ошибочных решений, причиняющих ущерб интересам государства, законным правам и интересам организаций и физических лиц, в зависимости от тяжести последствий они привлекаются к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Кроме того, в законе оговариваются обязанности народных заседателей в случае причинения ущерба при исполнении ими своих обязанностей и полномочий (ч. 8 ст. 89 Закона «Об организации народных судов»).

В последние годы работа народных заседателей привлекает все большее внимание судов Вьетнама. Контингент народных заседателей в основном консолидирован в достаточном количестве и качестве для выполнения требований судебной работы.

По состоянию на 30 сентября 2020 г., в Народном суде насчитывалось 16 913 народных заседателей (на уровне провинций — 1773 лица, районов — 15 140 лиц); из них 11 101 мужчина (65,64%), 5812 женщин (34,36%), 2176 присяжных являются представителями этнических меньшинств (12,87%), 4537 присяжных имеют профессиональную квалификацию (26,83%), 14 004 присяжных заседают в должности (82,8%) (Статистика Верховного Народного Суда Вьетнама. 2020 г.)

Однако практика показывает, что роль народных заседателей все еще довольно слаба. Многие народные заседатели не изучают внимательно дела и не выполняют на должном уровне функцию представления народа в суде. Присяжные часто полагаются на судью, председательствующего на судебном процессе, не разрабатывают самостоятельного плана допроса подсудимого до суда, что делает состязательный процесс на судебном процессе сухим и однообразным. Эта ситуация может быть объяснена рядом основных причин:

1) присяжные ограничены с точки зрения юридической квалификации и опыта, особенно с точки зрения профессиональной квалификации по сравнению с судьями;

2) процесс формирования присяжных является ограниченным, в основном присяжные избираются из числа действующих или вышедших на пенсию государственных служащих или людей, работающих в правительстве, общественно-политических организациях;

3) оплата труда присяжных не способствует заинтересованности участия граждан в судебных разбирательствах (выплачивается 90 тыс. донгов, что равно около 3,5 долл. США за день участия);

4) неоднозначно определена ответственность присяжных. Народные заседатели на практике не несут административной ответственности, связанной с качеством судебного разбирательства.

Несмотря на законодательную регламентацию, ни один присяжный не был привлечен к дисциплинарной ответственности или к уголовной ответственности.

В целях совершенствования института народных заседателей во Вьетнаме в соответствии с требованиями судебной реформы следует представить следующие рекомендации:

■ повышение правового уровня подготовки народных заседателей. Необходимо определить стандарты для присяжных, в соответствии с которыми лицо, избранное в качестве присяжного, должно иметь среднее или высшее юридическое образование или, по крайней мере, пройти шестимесячный интенсивный курс обучения юридическим знаниям;

■ расширить набор кандидатов для участия в качестве народных заседателей. В частности, необходимо увеличить количество присяжных из организаций юристов, юридических консультантов, членов Коллегии адвокатов и ассоциаций, не находящихся в ведении министерств и ведомств. Необходимо поощрять местных жителей выдвигать себя в качестве народных присяжных, если они соответствуют установленным критериям;

■ необходимо применять меры вознаграждения, соразмерные усилиям, затраченным присяжными, и обязанностям, которые они несут. Соответственно, государственные и судебные органы также должны обратить внимание на вопрос о дополнительной оплате их труда.

Реализация вышеперечисленных рекомендаций будет способствовать качественному отбо-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2022

ру коллегии народных заседателей, способной ответственно представить народ как носителя в судебной власти.

Таким образом, в современных условиях построение социалистического правового государства во Вьетнаме связано с повышением уровня подготовки судей и присяжных. Помимо сохранения традиционного понимания важности института народных заседателей в судебной деятельности, государству необходимо совершенствовать законодательство в аспекте реализации участия представителей народа в уголовном судопроизводстве.

Список источников

1. Конституция Социалистической Республики Вьетнам 2013 г.

2. Закон «Об организации народных судов» 2014 г.

3. Совместный циркуляр № 01/2004 / ТТЬТ / TANDTC-UBTWMTTQVN от 01.03.2004 Верховного Народного Суда и Центрального комитета Отечественного фронта Вьетнама о кадровой подготовке и представлении судей Народного суда.

4. Отчет председателя Верховного Народного Суда № 47 / ВСЛА от 20.10.2020 о работе судов в период XIV срока созыва Национального собрания.

5. Нгуен Тран Ньы Хуе Обеспечение независимости народных присяжных при рассмотре-

нии уголовных дел // Обзор государственного управления. 2020. № 6.

6. Thong to lien tich so 01/2004/ТПЛУ TANDTC-UBTmiTTQVN ngay 01/3/2004 cua Toa an nil an dan toi cao va Uy ban Trung irong Mat tran To quoc Viet Nam ve viec chuan bi nhan sir va gidi thieu bau Hoi tham Toa an nhan dan.

Referens

1. Constitution of the Socialist Republic of Vietnam 2013.

2. Law on the Organization of People's Courts 2014

3. Joint circular No. 01/2004 / TTLT / TANDTC-UBTWMTTQVN dated March 1, 2004 of the Supreme People's Court and the Central Committee of the Vietnamese Fatherland Front on personnel training and representation of judges of the People's Court.

4. Report of the President of the Supreme People's Court № 47 / BC-TA of October 20, 2020 on the work of the courts during the XIV term for the convocation of the National Assembly.

5. Nguyen Tran Nhu Khue. Ensuring the Independence of the People's Jury in Criminal Cases, Public Administration Review. 2020. № 6.

6. Thong to lien tich so 01/2004/ТПЛУ TANDTC-UBTWMTTQVN ngay 01/3/2004 cua Toa an nhan dan toi cao va Uy ban Trung uong Mat tran To quoc Viet Nam ve viec chuan bi nhan sir va gidi thieu bau Hoi tham Toa an nhan dan.

Информация об авторе

Нгуен Май Тхуен — магистр, преподаватель факультета административного и конституционного права

Information about the author

Nguyen Mai Thuyen — MSc, lecturer, faculty of administrative and constitutional law

Статья поступила в редакцию 06.11.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.

The article was submitted 06.11.2021 ; approved after reviewing 08.1 2.2021 ; accepted for publication 14.12.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.