Научная статья на тему 'НЕОРЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

НЕОРЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / неореализм / реализм / жанровое многообразие.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурмырадова М., Овезкулиева О.

В статье говорится о проблеме такого нового направления в русской литературе, как неореализм, или новый реализм, а также на его месте и роли в творчестве современных русских писателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОРЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК - 82

Нурмырадова М. преподаватель Овезкулиева О. преподаватель кафедры русской литературы Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади

Ашхабад, Туркменистан

НЕОРЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация: В статье говорится о проблеме такого нового направления в русской литературе, как неореализм, или новый реализм, а также на его месте и роли в творчестве современных русских писателей. Ключевые слова: литература, неореализм, реализм, жанровое многообразие.

Nurmyradova M.

teacher

Ovezkuliyeva Ogultach teacher

of the Department of Russian Literature Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу

Ashgabat, Turkmenistan

NEOREALISM IN RUSSIAN LITERATURE

Annotation: talks about the problem of such a new trend in Russian literature as neorealism, or new realism, as well as its place and role in the work of modern Russian writers.

Keywords: literature, neorealism, realism, genre diversity.

Трансформация русской литературы явно происходила быстрее, чем ожидалось, предсказуемым и непредсказуемым образом. Поэзия, как более мобильный вид литературы, восстанавливалась гораздо быстрее, чем другие виды словесного творчества, что, по сути, настраивало некоторых авторов

Мировая наука" №3(84) 2024

science-j.com ■ 128

на похоронную прозу вообще, особенно ту, которая не порывала с классическими традициями. Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, к концу первого десятилетия нового века достижения именно этой прозы особенно понравились читателям. Критика говорила о "воскрешении реализма". Иванов Разумник определил это явление как "новый реализм", "ньюреализм". В конце второго десятилетия Э. Замятин ввел в обиход термин "неореализм".

Символизм, акмеизм, футуризм в чистом виде перестают существовать вскоре после 1917 года, но их представители и наследники продолжают обновлять и обогащать литературу. Еще до революции критика говорила о неореализме - реализме, вобравшем в себя некоторые черты модернистских течений". Нет необходимости говорить об обновлении модернистской, символистской, прозы. Она тогда только дебютировала, удивив своих экстравагантных читателей экстравагантной новизной. Модернистская проза и поэзия были созданы одними и теми же авторами. С одной стороны, эта литература была элитарным искусством, она писалась с пониманием своего собственного, "преданного" читателя (этот расчет не всегда оправдывался: понимание, случалось, запаздывало). С другой стороны, модернистская литература играла роль своеобразной творческой лаборатории, так или иначе подталкивавшей всех писателей, в том числе и тех, кто открыто выступал против нее, к новым художественным экспериментам.

Некоторые исследователи определяет неореализм как "особое течение внутри реалистического направления, более других соприкасающееся с процессами, происходящими в модернистском движении, и свободное от сильной натуралистической тенденции, которая окрашивала широкое реалистическое движение предыдущих лет". "Контактирование" можно понимать как обогащение модернистским движением, но его можно понимать как участие в модернистском движении.

Как литературное течение, неореализм (синтетизм) зародился в 1910-х гг. в студии при неопопулярном журнале "Заветы" (ее возглавлял писатель-экспериментатор А. М. Ремизов, близкий к символистам). В критике 19001910-х гг. осмыслялись первые творческие опыты молодых прозаиков, чьи темы, жизненный материал и присущая им биография казались традиционными для русского реализма. Но на самом деле эти писатели отказались от реалистической картины мира и концепции человека и активно искали новые, современные художественные средства и приемы. Поэтому критики назвали этих авторов неореалистами, или новыми реалистами.

Творчество первого поколения неореалистов соотносится с творчеством Ф.К. Сологуба, З.Н. Гиппиус, А.А. Блока, А. Белого, М. Горького, А.Н. Толстого. Уже в работах неореалистов 1908-1916 гг. рисуется в целом недетерминированная модернистская картина мира. В эти

"Мировая наука" №3(84) 2024 science-j.com

годы среди неореалистов возникает концепция "органического" или "зоологического", "примитивного" человека, углубляется понимание места "маленького человека" в мире, создается обширная типология героев.

Неореализм в своем развитии не только реконструирует и воспроизводит средства художественной визуализации, присущие реализму 19 века, но трансформирует и видоизменяет их. В процессе его становления происходит постоянное обогащение художественных принципов. Взаимодействие реализма с художественными течениями начала XX века, символизмом, импрессионизмом, экспрессионизм, предопределило важные черты неореалистической прозы, вызвав фундаментальное обновление ее эстетики и поэтики, обогащение и изменение ее образной структуры и стилистического рисунка. Жанровая система неореализма характеризуется большой подвижностью границ, ее характерной чертой является диффузия жанров, приводящая к новым модификациям, размыванию межжанровых границ, что определяет уникальность литературного процесса начала XX века в целом и жанровой системы неореализма в частности.

Главным объектом художественного анализа и осмысления действительности в неореалистической прозе становится внутренний мир человека, являющийся одной из ее доминант. Пристальный анализ явлений жизни, характерный для реализма XIX века, в неореализме уступает место целостному, но преимущественно лирическому восприятию действительности. Это чувствуется в психологизме, в ослаблении сюжетных связей, в обновлении изобразительных средств.

Влияние символизма на реализм, как и противоположный эффект, не вызывает сомнений. Становление неореалистической прозы совпало с феноменом акмеизма и футуризма, и вполне вероятно, что эти обстоятельства обусловили некоторые ее характерные черты.

Новый реализм связан с футуризмом смелыми экспериментами, отношением к слову как материалу, с акмеизмом - причастностью к культуре прошлого, скрытой религиозностью, стремлением усваивать и развивать традиции, пониманием того, что жизнь трагична и прекрасна одновременно. Молодое поколение российских писателей, на наш взгляд, не следует линии традиционного реализма, оно создает новое реалистическое направление - "новый реализм". Термин "новый реализм" с самого начала 2000-х годов стал предметом жарких споров и обсуждений на страницах газет и литературных журналов. Стремление молодого поколения писателей и критиков выдвинуть новое литературное направление, было основано на пренебрежении постмодернизмом и, в более широком смысле, на отрицании старой традиции.

Использованные источники: 1. Абишева У.К. Неореализм в русской литературе 1900-1910-х гг. М.: Художественная литература, 2006. 396 с.

Мировая наука" №3(84) 2024

science-j.com ■ 130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.