Научная статья на тему 'НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ'

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
музыкальная форма/ музыка/ элементы музыки/ мелодия/ тема/ интонация/ теория/ разрешение. / musical form / music / elements of music / melody / theme / intonation / theory / resolution.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халим Равшанович Хасанов

Статья о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории, разработка проблемы метрики, основанная на спорных и односторонних положениях немецких теоретиков. Материал изложен подробнее, чем это нужно на занятиях, но ведь к тому, что сообщено в устной форме, возможно дополнение в виде чтения. Придан теоретический характер, более общий, чем допускает изложение на основе анализа конкретного произведения. Самый типичный образец всегда имеет какие-либо индивидуальные черты и не содержит чего-нибудь такого, что есть в других столь же типичных образцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCERTAINTY IN MUSICAL FORM MAIN ELEMENTS OF MUSIC, THEIR FORM-FORMING ACTION

An article about the methods of theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory, the development of the metric problem, based on the controversial and one-sided positions of German theorists. The material is presented in more detail than is needed in the classroom, but after all, it is possible to supplement what is communicated orally in the form of reading. Given a theoretical character, more general than the presentation on the basis of an analysis of a particular work allows. The most typical sample always has some individual traits and does not contain anything that is in other equally typical samples.

Текст научной работы на тему «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ ГЛАВНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКИ, ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

Халим Равшанович Хасанов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья о методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории, разработка проблемы метрики, основанная на спорных и односторонних положениях немецких теоретиков. Материал изложен подробнее, чем это нужно на занятиях, но ведь к тому, что сообщено в устной форме, возможно дополнение в виде чтения. Придан теоретический характер, более общий, чем допускает изложение на основе анализа конкретного произведения. Самый типичный образец всегда имеет какие-либо индивидуальные черты и не содержит чего-нибудь такого, что есть в других столь же типичных образцах.

Ключевые слова: музыкальная форма/ музыка/ элементы музыки/ мелодия/ тема/ интонация/ теория/ разрешение.

UNCERTAINTY IN MUSICAL FORM MAIN ELEMENTS OF MUSIC, THEIR

FORM-FORMING ACTION

Khalim Ravshanovich Khasanov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

An article about the methods of theory and harmony and the possibilities of increasing the level of teaching theory, the development of the metric problem, based on the controversial and one-sided positions of German theorists. The material is presented in more detail than is needed in the classroom, but after all, it is possible to supplement what is communicated orally in the form of reading. Given a theoretical character, more general than the presentation on the basis of an analysis of a particular work allows. The most typical sample always has some individual traits and does not contain anything that is in other equally typical samples.

Keywords: musical form / music / elements of music / melody / theme / intonation / theory / resolution.

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм.

1 В современной музыке построение может окончиться и на неаккордовом звуке.

2 В данном случае под мелодией подразумевается линейное движение голоса, в отвлечении от ритма, поскольку ритм рассматривается как отдельный элемент музыки.

МЕЛОДИЯ, ТО ЕСТЬ ВЫРАЖЕННАЯ ОДНОГОЛОСНО МУЗЫКАЛЬНАЯ

МЫСЛЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕИШИМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ МУЗЫКИ.

В мелодии обычно ярче всего проявляются характерные черты той или иной мысли.

МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, ИМЕЮЩАЯ БОЛЬШУЮ ИЛИ МЕНЬШУЮ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ИЛИ, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, РАЗВИТАЯ ДО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЕЮ ХАРАКТЕРНОГО ОБЛИКА, НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМОЙ.

Мелодия образуется из взаимодействия звуков высотных (интервальных) последовательностей и ритма. О ритме будет подробнее сказано в § 5 и главе I, здесь же остановимся на тех звуко высотных отношениях в мелодии, которые имеют наибольшее значение для формообразования. Прежде всего, важно направление движения.

ПОЧТИ ВСЯКАЯ МЕЛОДИЯ - ВОЛНООБРАЗНА, ТО ЕСТЬ СОСТОИТ ИЗ ПОСЛЕДОВАНИЯ ВОСХОДЯЩИХ И НИСХОДЯЩИХ ДВИЖЕНИЙ, УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ ДРУГ ДРУГА.

При этом более широкие интервалы часто чередуются с более узкими: после плавного движения в одну сторону типичен скачок в обратном направлении и, наоборот, скачок «заполняется» плавными движениями в обратную сторону. Иногда скачок сменяется скачком в противоположном направлении. Волнообразность может осуществляться при более или менее ограниченном общем диапазоне, без заметных отступлений от единого уровня напряжения. Такое движение можно назвать одно плановым. Ему часто соответствует примерно одинаковая сила звучности. Степень напряжения возможна различная, в зависимости от характера музыки, регистра и т. д. Восходящее движение, особенно сколько-нибудь длительное или имеющее широкий диапазон, часто служит выражением подъема напряжения и сопровождается. Нисходящее движение, особенно занимающее много времени или имеющее большой диапазон, наоборот, также часто выражает спад напряжения и сопровождается диминуэндо.

Во всяком случае, длительный подъем или спад связаны с изменением напряжения и почти всегда сопровождаются переменой силы звучания, хотя бы и в сторону, обратную отмеченной выше. Высшие точки, достигаемые подъемами, являются преимущественно моментами наибольших напряжений. В очень многих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целой форме, имеется одна главная кульминация. Она может быть достигнута одним прямым подъемом волны, но чаще достигается восходящей уступчатой линией. В такой линии намечается ряд частных вершин разной высоты, нередко образующих восходящую скалу, которая ярко отражает общее направление, взятое крупным планом. Кульминация может служить и началом движения.

Движение вниз от кульминации также возможно постепенное, прямое или уступчатое, но, кроме того, существует и прием резкого спада.

В целом, для формы крайне существенно соотношение подъемов и спадов, в соотношении их продолжительностей, а также и сочетание друг с другом кульминаций, хотя бы главных. Например, постепенный подъем с постепенным же спадом может, при прочих благоприятных условиях, дать полную уравновешенность формы с исчерпанием энергии, что, вместе взятое, образует возможность для скорого окончания формы (Шопен. Прелюдия А-мажор).

Наоборот, резкий спад после постепенного подъема может создать необходимость дальнейшего продолжительного развития и уравновешения. Из сказанного следует, что область мелодико-высотных отношений, вне прямой зависимости от ладового строения, очень важна в композиционном соподчинении частей формы. Больше того, целесообразное расположение кульминаций является одним из основных принципов формообразования. Для многих типов музыкальных форм очень характерно предпочтение определенного положения кульминаций.

Главная (общая) кульминация особенно часто образуется близко от начала последней трети или четверти всего произведения; частная кульминация нередка в аналогичном пункте обособленной части формы.

Примеры:

а) кульминация во втором предложении очень многих периодов;

б) кульминация во втором периоде простых двухчастных форм и в третьей части простых трехчастных форм;

в) кульминация в связующей партии сонатной формы, то есть ближе к концу первого раздела экспозиции, а также в побочной партии (ближе к концу второго раздела экспозиции);

г) кульминация в сонатной разработке, чаще также ближе к ее концу, иногда совпадающая с началом репризы (примерно грань последней трети всей формы).

Наряду с формами, в которых есть главная кульминация, существуют такие, в которых она отсутствует и наблюдается лишь наличие частных кульминаций в обособленных разделах формы. Примерами могут служить многие периоды, состоящие из тематически сходных предложений, некоторые простые двух- и трехчастные формы, особенно танцевального характера, многие образцы сложной трехчастной формы и рондо.

Мелодическую вершину, которая часто совпадает с кульминацией, однако, не следует всегда отождествлять с последней. Для кульминации вообще характерны не только относительно высокий регистр мелодии, но и значительная сила звучности, густота гармонической фактуры и т. д. Мелодическая вершина может и не совпадать с кульминацией, так как иногда сопряжена с затуханием, утратой интенсивности (пиано, прозрачность звучания и т. д.).

Хотя выразительность мелодии может быть очень значительной и без введения каких-нибудь особых ладово-интервальных средств, тем не менее, ладовые отношения и интервал мелодии нередко получают большое и даже определяющее значение для формообразования. Сюда относятся следующие приемы:

а) Относительно частое введение звуков тоники, придающее мелодии ладовую определенность, но иногда и известную статичность, которая, разумеется, может быть использована как особое средство выразительности:

б) Избегание каденция образных мелодических формул и даже тонической приёмы или введение ее в моменты, непригодные для заключений.

Эти приемы чаще всего согласуются с аналогичными средствами гармонии, вместе служа, например, целям замкнутости короткой мысли или, наоборот, удлинению ее, при оттяжке заключения.

в) Мелодическое напряжение может усиливаться от использования неустойчивых (нетонических) звуков и интервалов с их участием. Среди таких мелодических оборотов многие представляют собой самые обиходные средства, создающие умеренные напряжения. В то же время есть интервалы более острые, к которым относятся, например, септимы (особенно большие), а также ряд увеличенных и уменьшенных интервалов.

Такие интервалы, порождая необходимость своего хотя бы частичного разрешения, более активно продвигают мелодическое развитие и, следовательно, имеют формообразующее значение.

г) В интервал мелодии часто имеет существенное значение скрытое голосоведение, под которым разумеется ведение звука в звук не непосредственно, а на расстоянии. Важнейшие приемы скрытого голосоведения:

Движение мелодии ломаными интервалами (как бы два голоса в одном) или аккордами (три и больше голосов).

РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВОГО ЗВУКА НА НЕКОТОРОМ РАССТОЯНИИ, НАЗЫВАЕТСЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

Получается, как бы оставление вне внимания данной звуковой точки, влияние которой проявляется через некоторое время.

Ладо-интервальные последовательности, в частности скрытое голосоведение, образуют композиционное соподчинение относительно мелких элементов формы. В более крупном плане соподчинения частей образуются на основе мелодико-тематических элементов, то есть из соотношения и связи мыслей, имеющих относительно законченный характерный облик. Соотношения этого рода возможны различные, но, в конце концов, разнородные случаи сводятся к следующим основным типам:

а) Соподчинения частей на основе одной темы, например ее проведение, развитие и повторение.

б) Соподчинение частей на основе родства тем.

в) Соподчинение на основе различных тем, иногда резко контрастирующих друг с другом в целом ряде отношений.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)

2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)

3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)

12. Холиков К.Б. Время поэтапного развития нотации Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 452-458)

13. Холиков К.Б. Полуимпровизационные формы профессиональной музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 446-451)

14. Холиков К.Б. Свободой выбора исполнительского состава в эпоху ренессанса Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 440-445)

15 Холиков К.Б. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 380-385)

16. Холиков К.Б. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)

17. Холиков К.Б. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 370-374)

18. Холиков К.Б. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки - гармонию, кантрапункта и совокупность аккордов. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 361-369)

19. Холиков К.Б. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 114-118)

20. Холиков К.Б. Эффективные способы изучения музыкальных элементов в школьном обучении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 108-113)

21. Холиков К.Б. Патриотическое музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста через музыкального образование: основные подходы и задачи Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 102-107)

22. Холиков К.Б. Теоретические особенности формирования музыкальних представлений у детей школьного возраста Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 96-101)

23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)

25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)

26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)

27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)

28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)

29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)

30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.