К ТЕОРИИ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ В НОВОЙ МУЗЫКЕ
Акмал Анварович Афрасимов
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В данной статье являются сложные обслуживающие системы формы музыки, отличительной особенностью которых является стохастический характер длительности нот, обслуживания комплекса взаимно-зависимых теории музыки, которые определяют проект. Целью работы является формирование план-графика по обслуживанию композиции с учетом ограничений на время обслуживания композитора и на объемы ресурсов, которыми располагает система. В качестве критерия оптимизации выбран обобщенный теоретические критерий, позволяющий в зависимости от предпочтений пользователя описать такие режимы работы, как равномерная чередование сильных и слабых долей, и т.д.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ композиция/ форма музыки/ теория/ композитор.
TO THE THEORY OF OPEN FORM IN NEW MUSIC
Akmal Anvarovich Afrasimov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
This article contains complex service systems of the form of music, a distinctive feature of which is the stochastic nature of the duration of notes, service of a complex of mutually dependent music theories that define the project. The purpose of the work is to form a schedule for the maintenance of the composition, taking into account the restrictions on the composer's service time and on the amount of resources available to the system. As an optimization criterion, a generalized theoretical criterion was chosen that allows, depending on the user's preferences, to describe such modes of operation as a uniform alternation of strong and weak beats, etc.
Keywords: pedagogy / music / composition / form of music / theory / composer.
Музыкальной формой называется строение музыкального произведения.
Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных
звуковых элементов, распределенных во времени. Форма каждого данного произведения всегда индивидуальна, присуща именно ему и неповторима. Число законов и правил образования формы относительно ограничено, и, благодаря этому, множество сочинений имеет общие признаки в строении. Это дает возможность вывести типы форм или общие композиционные схемы, получившие значительное распространение вследствие своей гибкости и целесообразности, закону единства в разнообразии. Форма присуща произведениям всех искусств, по законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова (поэзия, проза) развертывается во времени, деталь за деталью. По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти. Указанная особенность восприятия музыки определяет и сущность музыкальной формы, которая, протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности, иногда постоянной, п о чаще, меняющейся. Как сказано выше, существуют определенные типы музыкальных форм, иначе говоря - постепенно выработанные и закрепленные традицией планы расположения элементов, причем многие из таких планов обнаруживают большую историческую стойкость. Это обстоятельство не является помехой для процесса развития в индивидуальной форме каждого конкретного произведения. В данном отношении музыка представляет известную аналогию с другими искусствами, особенно - литературой, в которой постоянно встречается большое сходство в планировке произведений, например романов, несмотря на различие в их сюжетике. Но в музыке привычный план развития формы, видимо, даже более необходим, как опора для направления мысли, в силу меньшей конкретности содержания, чем это свойственно словесности. Этим, быть может, в известной мере объясняется особая стойкость традиции в музыкальном искусстве, в частности - в области формы.
ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЙ
НЕЧТО ЦЕЛОЕ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНА, ТО ЕСТЬ
СОСТОИТ ИЗ ЧАСТЕЙ, ОТГРАНИЧЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА ПО
ЗАМЫСЛУ.
В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с не может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой. Кроме того, возможны и другие признаки цезуры, например смена регистров, оттенков силы звучности и т. п. Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе. Сопровождение (аккомпанементная фигурация, второстепенные голоса) может не заключать в себя перерывов в момент цезуры в главном голосе. Часть
формы перед цезурой может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком. Считать ее окончившейся на задержании, проходящем, вспомогательном звуке или предъеме - нельзя.
ЧАСТЬ ФОРМЫ, ОТГРАНИЧЕННАЯ ЦЕЗУРАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ
ПОСТРОЕНИЕМ
(независимо от продолжительности, - от части такта до сотен тактов). Начало и конец построения сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой. Последняя, как известно, существует только для обозначения сильной доли и не имеет обязательного значения границы между построениями.
Части формы, то есть построения, отделенные друг от друга, в то же время находятся в соподчинениях разного рода, благодаря которым вместе образуют музыкальное целое. Подразделение относительно законченной мысли на части и их соподчинение друг с другом относятся к области музыкального синтаксиса. Композиционное соподчинение частей, образующих вместе вполне законченное целое, представляет собой форму в ограниченном смысле слова, поскольку ею, в таком случае, определяются лишь общие контуры (план). Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм. 1.В современной музыке построение может окончиться и на неаккордовом звуке.
2. В данном случае под мелодией подразумевается линейное движение голоса, в отвлечении от ритма, поскольку ритм рассматривается как отдельный элемент музыки.
МЕЛОДИЯ, ТО ЕСТЬ ВЫРАЖЕННАЯ ОДНОГОЛОСНО МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ
МУЗЫКИ.
МЕЛОДИЯ, ТО ЕСТЬ ВЫРАЖЕННАЯ ОДНОГОЛОСНО МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ МУЗЫКИ.
В мелодии обычно ярче всего проявляются характерные черты той или иной мысли.
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, ИМЕЮЩАЯ БОЛЬШУЮ ИЛИ МЕНЬШУЮ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ИЛИ, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, РАЗВИТАЯ ДО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЕЮ ХАРАКТЕРНОГО ОБЛИКА, НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМОЙ.
Мелодия образуется из взаимодействия звуков высотных (интервальных) последовательностей и ритма. О ритме будет подробнее сказано в § 5 и главе I, здесь же остановимся на тех звуко высотных отношениях в мелодии, которые имеют наибольшее значение для формообразования. Прежде всего, важно направление движения.
ПОЧТИ ВСЯКАЯ МЕЛОДИЯ - ВОЛНООБРАЗНА, ТО ЕСТЬ СОСТОИТ ИЗ ПОСЛЕДОВАНИЯ ВОСХОДЯЩИХ И НИСХОДЯЩИХ ДВИЖЕНИЙ, УРАВНОВЕШИВАЮЩИХ ДРУГ ДРУГА.
При этом более широкие интервалы часто чередуются с более узкими: после плавного движения в одну сторону типичен скачок в обратном направлении и, наоборот, скачок «заполняется» плавными движениями в обратную сторону. Иногда скачок сменяется скачком в противоположном направлении. Волнообразность может осуществляться при более или менее ограниченном общем диапазоне, без заметных отступлений от единого уровня напряжения. Такое движение можно назвать одно плановым. Ему часто соответствует примерно одинаковая сила звучности. Степень напряжения возможна различная, в зависимости от характера музыки, регистра и т. д. Восходящее движение, особенно сколько-нибудь длительное или имеющее широкий диапазон, часто служит выражением подъема напряжения и сопровождается. Нисходящее движение, особенно занимающее много времени или имеющее большой диапазон, наоборот, также часто выражает спад напряжения и сопровождается диминуэндо. Во всяком случае, длительный подъем или спад связаны с изменением напряжения и почти всегда сопровождаются переменой силы звучания, хотя бы и в сторону, обратную отмеченной выше. Высшие точки, достигаемые подъемами, являются преимущественно моментами наибольших напряжений. В очень многих случаях, как в относительно законченной музыкальной мысли, так и в целой форме, имеется одна главная кульминация. Она может быть достигнута одним прямым подъемом волны, но чаще достигается восходящей уступчатой линией. В такой линии намечается ряд частных вершин разной высоты, нередко образующих восходящую скалу, которая ярко отражает общее направление, взятое крупным планом. Кульминация может служить и началом движения.
Движение вниз от кульминации также возможно постепенное, прямое или уступчатое, но, кроме того, существует и прием резкого спада.
В целом, для формы крайне существенно соотношение подъемов и спадов, в соотношении их продолжительностей, а также и сочетание друг с другом кульминаций, хотя бы главных.
REFERENCES
1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)
2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)
3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)
12. Холиков К.Б. Время поэтапного развития нотации Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 452-458)
13. Холиков К.Б. Полуимпровизационные формы профессиональной музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 446-451)
14. Холиков К.Б. Свободой выбора исполнительского состава в эпоху ренессанса Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 440-445)
15 Холиков К.Б. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 380-385)
16. Холиков К.Б. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)
17. Холиков К.Б. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 370-374)
18. Холиков К.Б. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки - гармонию, кантрапункта и совокупность аккордов. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 361-369)
19. Холиков К.Б. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 114-118)
20. Холиков К.Б. Эффективные способы изучения музыкальных элементов в школьном обучении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 108-113)
21. Холиков К.Б. Патриотическое музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста через музыкального образование: основные подходы и задачи Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 102-107)
22. Холиков К.Б. Теоретические особенности формирования музыкальних представлений у детей школьного возраста Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 96-101)
23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)
24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)
25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)
26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)
27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)
28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)
29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)
30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)