Научная статья на тему 'НЕОНАРОДНИК В СТРАНЕ, СТРОЯЩЕЙ СОЦИАЛИЗМ. В. Ф. КОПТЕВ - СТРАНИЦЫ МАЛОИЗВЕСТНОЙ СУДЬБЫ'

НЕОНАРОДНИК В СТРАНЕ, СТРОЯЩЕЙ СОЦИАЛИЗМ. В. Ф. КОПТЕВ - СТРАНИЦЫ МАЛОИЗВЕСТНОЙ СУДЬБЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНИЦА СОЛЯНОЕ / «ОБЩЕСТВО БЫВШИХ ПОЛИТКАТОРЖАН И ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЕВ» / ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / НЕОНАРОДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / В. Н. ФИГНЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

Развитие культуры во второй половине 1920-х гг. в отдельно взятом населенном пункте - тема локальной истории. Но начало преобразованиям положило установление Советской власти и победа ее сторонников в Гражданской войне. Это характеризует историю локальную как составляющую истории страны, одновременно позволяя выявить региональные особенности процесса в конкретный хронологический период. Результатом исследования стало выявление роли сторонников непролетарских партий в культурно просветительских мероприятиях Советской власти на местах. Одним из участников данного процесса был учитель В. Ф. Коптев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEO-NARODNIK IN THE COUNTRY BUILDING SOCIALISM. V. F. KOPTEV - PAGES OF LITTLE-KNOWN FATE

The transformation of the cultural sphere in the locality is the theme of local history. We will study the 1920s despite the fact that the transformations began after the victory of representatives of the Soviet government in the Civil War in Russia. We consider local history as a component of the country's history, identifying regional features of the process in a specific chronological period. The result of the study is the identification of the role of supporters of non-proletarian parties in the cultural and educational activities of the Soviet government in settlements. One of the participants in this process was a neo-narodnik by ideology, and a teacher by vocation, V. F. Koptev. Special attention is paid to the cooperation of the school with the «Society of Former Political Prisoners and Exiled Settlers» which made it possible to receive financial assistance for the construction of a new school building, the opening of a museum, the creation of a reading room, and the allocation of scholarships for children in need. Students had the opportunity to visit Omsk, Leningrad, Moscow. Children could get acquainted with the participants of the «Tchaikovsky case», writers, artists, actors.

Текст научной работы на тему «НЕОНАРОДНИК В СТРАНЕ, СТРОЯЩЕЙ СОЦИАЛИЗМ. В. Ф. КОПТЕВ - СТРАНИЦЫ МАЛОИЗВЕСТНОЙ СУДЬБЫ»

УДК 93/94+929+908+371+069

DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-3-99-105

С. В. НОВИКОВ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, г. Омск

НЕОНАРОДНИК В СТРАНЕ, СТРОЯЩЕЙ СОЦИАЛИЗМ. В. Ф. КОПТЕВ — СТРАНИЦЫ МАЛОИЗВЕСТНОЙ СУДЬБЫ_

Развитие культуры во второй половине 1920-х гг. в отдельно взятом населенном пункте — тема локальной истории. Но начало преобразованиям положило установление Советской власти и победа ее сторонников в Гражданской войне. Это характеризует историю локальную как составляющую истории страны, одновременно позволяя выявить региональные особенности процесса в конкретный хронологический период. Результатом исследования стало выявление роли сторонников непролетарских партий в культурно просветительских мероприятиях Советской власти на местах. Одним из участников данного процесса был учитель В. Ф. Коптев.

Ключевые слова: станица Соляное, «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев», школьные музеи, неонародничество, педагог-новатор, В. Н. Фигнер.

Статья посвящена педагогической и музейно-просветительской деятельности неонародника, педагога-новатора В. Ф. Коптева. Обращаясь к научным и краеведческим публикациям; материалам Черлакского историко-краеведческого музея; районной газеты «Большевик» и областного издания «Рабочий путь»; книге В. Н. Фигнер «В борьбе» и воспоминаниям старожилов, собранных в с. Соляное Черлакского района Омской области, автор ставит цель — выявить этапы биографии этого человека, выявить его вклад в развитие музейного дела в Черлакском районе и в разработку теории воспитания школьников.

Точка на карте — казачья станица. Через пять лет после окончания Гражданской войны в 1924 г. в Южном Прииртышье, в казачьей станице Соляное, в качестве учителя начальной школы появляется никому не известный человек с внешним обликом и манерами интеллигента — этим человеком был В. Ф. Коптев [1, с. 158]. Подробности данного трудоустройства неизвестны. В то время исполкомы Советов, занимаясь формированием учительских кадров, принимали на службу людей, имеющих хотя бы какое-то образование. Естественно, учитель должен был разделять взгляды и цели Советской власти

Соляное до 1928 г. входит в Ачаирский район Омской губернии. В конце 1928 —начале 1929 г. Ачаирский район, а с ним и Соляное переводятся в Черлакский район. Впрочем, речь идет о размежевании территорий в рамках Сибирского края РСФСР. Черлакский район занимал 1500 квадратных километров. В его 44 населенных пунктах проживало 11743 человека. Школ работало 13, значительное количество детей учебой охвачено не было. Из 5495 человек взрослого населения грамотных было 1265, или 23 %. Солянский сельский Совет

(п. Соляное) в те годы насчитывал 971 жителя, объединенного в артели. Артель им. Ленина — 33 человека, «Новый мир» — 59 человек, хутор Ланкина — 154 человека и совхоз № 29 [2, с. 58-59].

Соляному, его жителям и молодому учителю предстояло стать участниками социалистических преобразований. Впрочем, коллективизация в районе начнется только в 1929 г. Между тем В. Ф. Коптев работает в начальной школе уже четыре года [1, с. 158].

У истоков. О начальном периоде жизни В. Ф. Коптева практически ничего неизвестно. Время рождения в различных источниках обозначено различными датами. По письмам Василия Федотовича, хранящимся в историко-краеведческом музее Черлака, он родился в 1898 г. [3]. По приведенным И. В. Слесаревой данным Ярославского областного архива и на страницах Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края годами рождения соответственно названы 1900 и 1904 г. Там же мы находим и единственное указание на место рождения — Вятскую губернию [1, с. 165; 4].

В одном из писем В. Ф. Коптев поясняет, что Вера Фигнер и Анна Корба были товарищами его матери по «Народной воле» [1, с. 158]. Предполагаемые родственники. Мать, имя которой никогда и нигде не упоминается, каким-то образом связана с «Народной волей». Но Вера Фигнер родилась 7 июля 1852 г., была осуждена в 1884 г., то есть её товарке, даже если она была моложе на 10 лет, во время процесса было около 20 лет. Если сопоставлять возможные даты рождения, то сына она родила в возрасте от 36 до 40 лет. Возраст и для нашего времени критический. Если же она была еще младше, то народоволкой не являлась, а судьба свела её с В. Фигнер и А. Корба уже по факту освобождения из тюрьмы. Отец? В делах НКВД

В. Ф. Коптев — по происхождению «из рабочих» [4]. Однако человека, который мог бы быть отцом Василия Федотовича, мы не находим ни среди где-либо упомянутых революционеров Вятской губернии, ни среди сибирских ссыльных. Но этот поиск что-то значит только в случае, если В. Ф. Коптев носил фамилию отца. Впрочем, больше нигде и никогда Василий Федотович не упоминал о своих родителях и каких-либо родственниках — «Вера Фигнер и Анна Корба были товарищами моей матери по «Народной воле», и точка.

Образ будущего. В середине 1920-х г. член «Народной воли», в прошлом политзаключенная и ссыльнопоселенка, В. Н. Фигнер каким-то образом узнает, что в 120 км от Омска, в казачьей станице на берегу Иртыша, работает сын участницы революционного движения — В. Ф. Коптев. Информация, скорее всего, поступила от Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, работающего в Омске с 1924 г. и сотрудничавшего с изданием ВКП (б) газетой «Рабочий путь». Завязывается переписка, в результате которой родилась идея создания в станице музея революционного движения. К концу 1926 г. в Соляном было построено новое здание школы. По письмам В. Ф. Коптева, его строительство преимущественно финансировала В. Н. Фигнер, она оплатила 75 % его стоимости. Можно предположить, что в этом случае были использованы средства персональной пенсии, назначенной Советским правительством, и авторский гонорар, полученный за два тома книги «Запечатленный труд». Но, думается, что такое объемное строительство при условии траты средств и в других регионах СССР было возможно только при помощи Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Появление нового здания школы позволило в старом здании школы 1890 г. постройки открыть музей. Музей размешался в трёх комнатах. В его коллекциях имелось до 10000 экспонатов, в числе которых: письма, скульптура, рукописи, подпольные революционные издания. В залах музея стояли ученические столы, лавки. Все стены музея были заполнены экспонатами в рам-

ках под стеклом. Ниже шли остеклённые витрины, где лежали подлинники, здесь же стояли бюсты деятелей революционного движения — подарки художников. Как вспоминал сам Василий Федотович, «фактов хищения, битья экспонатов не было». В музее располагался зал для чтения с хорошей подборкой литературы — порядка тысячи экземпляров по истории революционного движения [5].

Но вернемся к школе. В. Н. Фигнер не только способствовала постройке нового здания, по её ходатайству школу снабдили оборудованием. Сама Вера Николаевна подарила ученикам оборудование столярной мастерской. Необходимо отметить, что в то далекое время сельские школы строили по решению сходов с использованием собственных ресурсов, методом народной стройки. Общество политкаторжан взяло шефство над школой и выделило стипендии на 15 нуждающихся детей. Сверх положенного бюджетом области штата школе были введены две ставки учителя. По воспоминаниям учеников, около 75 % детей бесплатно получали завтраки, а многие — одежду и обувь. Школе помогали не только В. Н. Фигнер и А. П. Корба, но и М. Горький, Гр. Петровский, Ел. Стасова и другие известные люди [6, с. 210].

Появление нового, большого по сельским меркам, теплого и светлого здания, помощь детям не прошли незамеченными станичниками и их детьми. Благодарные учащиеся Солянской школы писали Вере Николаевне: «Просим Вас, пришлите свой портрет, но, конечно, большой ... Еще напишите прямо по портрету, а не на обороте, что на память нам. Не сердитесь, а пришлите скорей ответ. Прилагаем лист, разложите его во всю ширь на столе и напишите на одной стороне биографию, чтобы можно было под стекло. Просим обязательно. Ваша смена: Баканов В., Карноухов» [6, с. 210].

Одним из наиболее интересных направлений в работе В. Ф. Коптева были экскурсионные поездки по стране. Инициатива исходила от В. Н. Фигнер или Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В. Н. Фигнер помогла выхлопотать для солянских детей и их учителей бесплатные билеты на па-

Рис. 1. Школьники из ст. Соляное в гостях у революционеров А. В. Прибылева и А. П. Корба. Ленинград, 1930 г. (источник: фотокопия из коллекции автора)

роход и поезд, деньги на питание. Будучи в 1928 г. на экскурсии в Москве, учащиеся Солянской школы были на приеме в Кремле у М. И. Калинина, подарившего детям книгу о Вере Засулич с дарственной надписью. В 1929 г. дети побывали в Омске. В 1930 г. в Ленинграде В. Ф. Коптев, с группой учащихся, встретился с революционерами А. В. Прибылевым и его женой А. П. Корба (рис. 1). В гостях у Веры Николаевны побывали школьники П. Ядровский, П. Горбунов, Д. Шантин. В 1931 г. опять поездка в Москву. Также упомянуты поездки на Кавказ, в Крым... [6, с. 209]. Численность отправляющихся в экскурсионные поездки детей значительна: А. И. Крылов, рассказывая об экскурсионной деятельности В. Ф. Коптева, писал: «Омск в 1929 г. посетило 19 учеников и учительница, в Ленинграде в 1930 г. и в Москве в 1931 г. по 11 детей» [7]. По данным, опубликованным в книге В. Н. Фигнер, в Москву и Ленинград ездило по 20 детей. Всего было организовано пять экскурсий [6, с. 209].

Для В. Ф. Коптева московские и ленинградские встречи были не просто незабываемыми, они заложили основу его гражданского восприятия действительности, стали той мировоззренческой базой, на которую он опирался всю последующую жизнь. Он знакомится не только с В. Н. Фигнер, но и с членами её большой семьи. Семья была связана с революционным движением, кроме Веры Николаевны в ссылке за антиправительственную деятельность побывали её сестры Лидия, Евгения, Ольга.

Знакомится Василий Федотович с семьей Перовских. Брат Софьи Львовны, Василий Львович, был осужден по «делу чайковцев». Именно с её племянником, сыном Василия Львовича, Василием Васильевичем и его четырьмя дочерями — Софьей, Ольгой, Юлией, Натальей сводит его судьба. Семья Перовских не была обделена талантами. Из дочерей В. В. Перовского всесоюзной известностью уже в конце 1920-х гг. могла похвастать детская писательница, автор книг: «Ребята и зверята» (1925 г.), «Мои волчата» (1927 г.), «Ишка и Милка» (1928 г.), — Ольга Васильевна Перовская [8]. Но Василия Федотовича, по всей видимости, очень занимал тот факт, что у взошедшей на эшафот Софьи Львовны Перовской есть живая тезка, пусть и Васильевна, но все-таки Софья Перовская. Семьи Фигнер и Перовских обладали культурными связями, на долгие годы соединившими В. Ф. Коптева с творческой интеллигенцией: литераторами, художниками, актерами.

Для учеников из сибирской казачьей станицы это было незабываемое время. Во-первых, в те годы не каждый взрослый бывал в Омске, не говоря уже о посещении столицы и других городов СССР с их памятными местами, объектами культурного наследия. Во-вторых, в результате экскурсий, личных встреч с общественными и политическими деятелями того времени, ученики В. Ф. Коптева познакомились и начали поддерживать переписку со 150 адресатами, среди которых Клара Цеткин, А. М. (М.) Горький, Г. В. Петровский, Е. Д. Стасова, академик И. П. Павлов, А. П. Карпинский, И. Е. Репин [9, с. 27-28].

Орган Омского обкома ВКП (б) газета «Рабочий путь» писала: «Ученики Солянской школы переписываются с М. Горьким. Горький прислал два письма и литературу. Солянская школа благодаря энергии учителя В. Ф. Коптева стала на правильный путь: ученики старших классов путем переписки связались с великими людьми нашей республики.

Максим Горький прислал из Италии два письма и детской литературы на 150 рублей. Заместитель наркома просвещения тов. Яковлева прислала 75 рублей на организацию экскурсии в г. Омск, а ветераны революции из общества бывших политкаторжан — разных пособий на 170 рублей. Дети и их родители очень довольны учителем Копте-вым В. Ф.». В результате подобной переписки архив музея пополнялся, и к 1931 г. в нем хранилось более 750 писем [10]. Так, в письмах в Соляное Клара Цеткин, избранная учениками «почетным членом музея», разъясняет им значение проходящих в СССР преобразований, вспоминает о революционной деятельности В. И. Ленина, объясняет роль рабочего класса в революционной борьбе и социалистическом строительстве. Одно из писем публикует газета «Большевик»: «Дорогие молодые товарищи! Все мои горячие пожелания Вам, великим строителям революции — героическим строителям, которые заставляют биться старое сердце!» [11].

В 1929 г. отмечалось 50-летие «Народной Воли». В этом же 1929 г., по ходатайству коллектива Солянской школы, ей было присвоено имя Веры Фигнер, музей стал носить имя Софьи Перовской [1, с. 158].

Превратности метода. Однако именно в это время началась коллективизация, и В. Ф. Коптев попадает в двойственную ситуацию. С одной стороны, он один из инициаторов использования историко-революционных музеев как центров воспитания, его внеклассной деятельности мог бы позавидовать любой педагог; с другой стороны, он по своим взглядам скорее народник, нежели коммунист. А между тем районная газета призывает общественность помогать ему в популяризации не только революционного прошлого, но и социалистического строительства [12].

Сложно говорить о том, как бы сложилась дальнейшая судьба В. Ф. Коптева и развивался Солянский музей, но в августе 1931 г. Василий Федотович уехал учиться в Москву. Нужно сказать, что в Соляном Василия Федотовича никто и ничто не держало. По воспоминаниям бывших учеников, Василий Федотович был одинок и все свое время отдавал школе, музею и детям. По мнению учеников, по истечении лет ставших взрослыми людьми, он был влюблен в племянницу В. Н. Фигнер Маргариту Николаевну Фигнер, с которой познакомился во время поездок в Москву и Ленинград.

Недоучившись один год, В. Ф. Коптев покидает Москву. Летом 1934 г. он приезжает в Соляное. «Когда я приехал сюда (в Соляное) спустя три года, вспоминал он в 1963 г., — то увидел только груды мусора». Дело в том, что и школа, и музей переходят в руки вновь назначенной РайОНО заведующей школой Фетисовой и учительницы Свино-мовой. По мнению В. Ф. Коптева, «эти «дельцы» быстро проявили себя: экспонаты бились, рвались, уничтожались, променивались на продукты». Василию Федотовичу ничего не оставалось, как «разобраться с этими жалкими остатками», переданными в Изылбашский (ныне с. Иртыш, Черлакского района) политотдел, и попытаться восстановить музей. В этом ему оказал поддержку начальник политотдела. Тот, по воспоминаниям В. Ф. Коптева: «взялся за это дело, появились его статьи в газете Черлака и политотдела в Изылбаше. В статьях указывалось на наличие в фондах музея писем И. В. Сталина, Клары Цеткин, что давало возможность говорить о разоренном музее как объекте союзного значения. Кое-кого он потряс, не обошлось тут и без

WiWR vtf ............ , о Г ■ J.

авмил

rflfffti

Ш

i0E- «ЕИСДНДРоЯо|,

тяжя цю.м, Дюшитги «мш..

» JT «■ KHllipSi »-t

оргайшдая cm "ciDii tS° Sof Kl^SS?"™" ■H.tuuii«

KL S,J3«IC8

"l'Jf® imrem* „

ЖУ^а^Кя» г.»!

. H_4»CEIEl0"A

tecoiaD afosoxoneroz tili nc-

харп ¿¿а-гвавмв itcaie^-e

«ВД ■ "«р

у о а iF

i.iu

я,

Г О!

ta™'fUl я««ище I MiiSJiVi'ÄS?" с«о™яги«еи"

oatoiol тот« ■ pHn/o/iii5»i!?iiEij> gjnxri

л fr-о Чем И сиоти ев о а ивветазстк

Sjau Kpiaapojorop^j

ПРОКУЮР 1-р# orjitQ/отд.

( БОРИСОВ)

C.I

Г

Рис. 2. Документы прокуратуры Красноярского края, содержащие информацию об аресте 28.10.1937 г. и осуждении 02.02.1939 г. учителя Тейской низшей школы В. Ф. Коптева (источник: Архив Коптева В. Ф. Документы прокуратуры Красноярского края, содержащие информацию об аресте и осуждении В. Ф. Коптева // Основной фонд ЧНИКМ. № 442. 1 с.)

членов партии, и понесли ему то ценное, что украли у государства. Набрали мало. От рукописей о В. И. Ленине, революционной борьбе и первых годах Советской власти, материалах переписки осталось менее трети. Архив музея исчез бесследно» [5].

В Соляном В. Ф. Коптев не остался или не смог остаться. Прошло ещё несколько лет, и школу возглавил Алпутов.

Материалы учителя Алпутова прослеживаются в районной газете «Большевик», педагог с 30-летним стажем, отмеченный за качественную работу, он неоднократно писал о проблемах сельской школы. Однако изменить отношение к музею им. Софьи Перовской, находящемуся в школе им. Веры Фигнер, он вряд ли мог, если даже хотел. Алпуто-ву ничего не оставалось, как вывески с названиями снять, бланки и печать переделать под текущие нужды, а остатки музейного имущества попросту забросить на чердак школы. Безысходность ситуации заключалась в том, что оставшиеся экспонаты музея передать было некуда. К тому же после того как в 1938 г. была издана «История ВКП(б). Краткий курс», содержать музей, рассказывающий об истории революционного движения, руководству района было попросту небезопасно. На адаптацию к текущему идеологическому моменту, по всей видимости, не хватило ни времени, ни средств, ни образования.

С осени 1934 г., имея незаконченное высшее образование, В. Ф. Коптев работает учителем в Тей-ской низшей школе созданного в 1932 г. СевероЕнисейского района Красноярского края [6, с. 209].

В октябре 1937 г. органами НКВД была раскрыта ни более ни менее как повстанческая организация. Документы свидетельствовали, что организа-

ция была создана зав. РайОНО Саянского района Красноярского края А. И. Щукиным. В. Ф. Коптев тоже не избежал ареста, как повествует «Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края», Василий Федотович был арестован 28 октября 1937 г. Состав преступления, как вытекает из документов, состоял в том, что: учитель Тейской низшей школы Коптев Василий Федотович систематически проводил среди учеников и учителей контрреволюционную агитацию, направленную против Советской власти и ВКП (б), распространял клеветнические слухи по отношению к судебной политике в Советском Союзе, клеветал на ВКП(б) и руководителей Советского правительства. 2 февраля 1939 г. В. Ф. Коптев был осуждён Красноярским краевым судом на 8 лет ИТЛ (рис. 2) [4, 13]. Зная политические взгляды Василия Федотовича, можно не сомневаться — срок свой по статье 5810 УК РСФСР он, с точки зрения законодательства и судебной практики тех лет, получил не за «случайно оброненную фразу».

Рассматривая деятельность В. Ф. Коптева, следует учитывать, что свою деятельность он начал в период, когда ВКП (б), решая аграрные и общедемократические задачи, находилась в поиске путей переустройства общества. Советская модель модернизации, реализуемая с 1928 г., явилась революцией социалистической [14, с. 20]. Последнее изменило взаимоотношения власти и представителей революционной демократии, наложив отпечаток на многие судьбы, в том числе на судьбу героя исследования.

Вместо заключения. Прерывая рассказ о В. Ф. Коптеве датой его осуждения, необходимо отметить, что исследование опыта его педагогической деятельности в Черлакском районе в 1924 — 1931 гг. позволяет вычленить такие виды работы со школьниками, как:

— организация экскурсионной деятельности как возможности ознакомления детей с достижениями культуры, науки и для знакомства с личностями, внесшими вклад в историю страны;

— работа с участниками исторических событий: учеными, писателями, общественными и политическими деятелями как непосредственно (встречи с целью проведения опроса или подготовка проведения встречи с группой учащихся), так и по переписке (сбор материалов «устной истории»);

— сбор артефактов, характеризующих переломные моменты истории государства, научные, культурные и иные достижения, имеющие место как на государственном уровне, так и в родном для учащихся крае;

— систематизация материалов «устной истории» и артефактов применительно к музейным экспозициям и экскурсиям.

Библиографический список

1. Слесарева И. В. Из истории музейного дела в Черлакском районе // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея: сб. науч. тр. / ред. П. П. Вибе; сост. П. П. Вибе, Т. А. Назарцева. Омск: ОГИК музей, 2016. С. 158-165.

2. Районы Западно-Сибирского края. Новосибирск, 1931. 150 с.

3. Архив Коптева В. Ф. Переписка с Щербаковой М. И. // Основной фонд Черлакского народного историко-краеведче-ского музея (ЧНИКМ). № 432. 20 с.

4. Коптев Василий Федотович // Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Т. 4 (К). URL:

https://memorial.krsk.rU/Articles/KP/4/k27.htm (дата обращения: 05.04.2022).

5. Архив Коптева В. Ф. Переписка с Крыловым А. И. // Основной фонд ЧНИКМ. № 441. 12 с.

6. Фигнер В. Н. В борьбе. Ленинград: Детская литература, 1980. 223 с.

7. Архив Коптева В. Ф. Переписка Крылова А. И. с Масла-цовой Е. И. // Основной фонд ЧНИКМ. № 440. 10 с.

8. Перовская Ольга Васильевна. URL: https://prodetlit. гаЛ^ех^р/Перовская_ОльгаВасильевна (дата обращения: 19.03.2022).

9. Novikov S. V., Skosyreva N. D., Novikov M. S., Kenispayev Zh. K. The Solyanoye Village Is Area Of Sustainable Development. Socio-Economic And Cultural-Historical Foundations // Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. Vol. 124. Р. 24-30. DOI: 10.15405/epsbs.2022.02.4.

10. Рабочий путь. 1929. 8 января.

11. Большевик. 1931. 22 марта.

12. Большевик. 1931. 5 января.

13. Архив Коптева В. Ф. Документы прокуратуры Красноярского края, содержащие информацию об аресте и осуждении В. Ф. Коптева // Основной фонд ЧНИКМ. № 442. 1 с.

14. Новиков М. С. Революция и контрреволюция в станице Черлаковской. 1918-1928 гг. // Омский научный вест-

ник. Сер. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 2. С. 15-23. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2-15-23.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина, г. Омск. БРНЧ-код: 7226-1354 ЛиШотГО (РИНЦ): 650930

Адрес для переписки: zatoncherlak62@inbox.ru

Для цитирования

Новиков С. В. Неонародник в стране, строящей социализм. В. Ф. Коптев — страницы малоизвестной судьбы // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7, № 3. С. 99-105. БОН 10.25206/2542-04882022-7-3-99-105.

Статья поступила в редакцию 14.04.2022 г. © С. В. Новиков

UDC 93/94+929+908+371+069

DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-3-99-105

S. V. NOVIKOV

Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russia

A NEO-NARODNIK IN THE COUNTRY BUILDING SOCIALISM. V. F. KOPTEV — PAGES OF LITTLE-KNOWN FATE

The transformation of the cultural sphere in the locality is the theme of local history. We will study the 1920s despite the fact that the transformations began after the victory of representatives of the Soviet government in the Civil War in Russia. We consider local history as a component of the country's history, identifying regional features of the process in a specific chronological period. The result of the study is the identification of the role of supporters of non-proletarian parties in the cultural and educational activities of the Soviet government in settlements. One of the participants in this process was a neo-narodnik by ideology, and a teacher by vocation, V. F. Koptev. Special attention is paid to the cooperation of the school with the «Society of Former Political Prisoners and Exiled Settlers» which made it possible to receive financial assistance for the construction of a new school building, the opening of a museum, the creation of a reading room, and the allocation of scholarships for children in need. Students had the opportunity to visit Omsk, Leningrad, Moscow. Children could get acquainted with the participants of the «Tchaikovsky case», writers, artists, actors.

Keywords: Solyanoye village, «Society of former political prisoners and exiled settlers», school museums, neo-narodnik, teacher-innovator, V. N. Figner.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Slesareva I. V. Iz istorii muzeynogo dela v Cherlakskom rayone [From the history of museum business in Cherlaksky district] // Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya. Izvestiya Omskogo Gosudarstvennogo Istoriko-krayevedcheskogo Muzeya / Ed. P. P. Vibe; Comps.: P. P. Vibe, T. A. Nazartseva. Omsk, 2016. P. 158-165. (In Russ.).

2. Rayony Zapadno-Sibirskogo kraya [Districts of the West Siberian Region]. Novosibirsk, 1931. 150 p. (In Russ.).

3. Arkhiv Kopteva V. F. Perepiska s Shcherbakovoy M. I. [Correspondence with Shcherbakova M. I.] // Osnovnoy fond Cherlakskogo narodnogo istoriko-krayevedcheskogo muzeya (ChNIKM) [The main fund of the Cherlak People's Museum of Local Lore (CPMLL)]. No. 432. 20 p. (In Russ.).

4. Koptev Vasiliy Fedotovich [Koptev Vasily Fedotovich] // Kniga pamyati zhertv politicheskikh repressiy Krasnoyarskogo kraya. T. 4 (K) [The Book of memory of the victims of political repression of the Krasnoyarsk Territory. Vol. 4 (K)]. URL: https:// memorial.krsk.ru/Articles/KP/4/k27.htm (accessed: 05.04.2022). (In Russ.).

5. Arkhiv Kopteva V. F. Perepiska s Krylovym A. I. [Archive Koptev V. F. Correspondence with Krylov A. I.] // Osnovnoy fond ChNIKM [The Main Fund of the CPMLL]. No. 441. 12 p. (In Russ.).

6. Figner V. N. V bor'be [In the fight]. Leningrad: Detskaya literature Publ., 1980. 223 p. (In Russ.).

7. Arkhiv Kopteva V. F. Perepiska Krylova A. I. s Maslatsovoy E. I. [Archive Koptev V. F. Correspondence Krylov A. I. with Maslatsova E. I.] // Osnovnoy fond ChNIKM [The Main Fund of the CPMLL]. No. 440. 10 p. (In Russ.).

8. Perovskaya Ol'ga Vasil'yevna [Perovskaya Olga Vasilyevna]. URL: https://prodetlit.ru/index.php/Перовскaя_ Ольга Васильевна (accessed: 19.03.2022). (In Russ.).

9. Novikov S. V., Skosyreva N. D., Novikov M. S., Kenispayev Zh. K. The Solyanoye Village Is Area Of Sustainable Development. Socio-Economic And Cultural-Historical Foundations // Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. Vol. 124. Р. 24-30. DOI: 10.15405/epsbs.2022.02.4. (In Engl.).

10. Rabochiy put'. Rabochiy Put'. 1929. January 8. (In Russ.).

11. Bol'shevik. Bol'shevik. 1931. March 22. (In Russ.).

12. Bol'shevik. Bol'shevik. 1931. January 5. (In Russ.).

13. Arkhiv Kopteva V. F. Dokumenty prokuratury Krasnoyarskogo kraya, soderzhashchiye informatsiyu ob areste i osuzhdenii V. F. Kopteva [Koptev V. F. Archive. Documents of the Prosecutor's Office of the Krasnoyarsk Territory containing information about the arrest and conviction of V. F. Koptev] // Osnovnoy fond ChNIKM [The Main Fund of the CPMLL]. No. 442. 1 p. (In Russ.).

14. Novikov M. S. Revolyutsiya i kontrrevolyutsiya v stanitse Cherlakovskoy. 1918-1928 gg. [Revolution and counterrevolution in the Cossack's village of Cherlakovskaya. 1918-

1928] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021. Vol. 6, no. 2. P. 15-23. DOI: 10.25206/25420488-2021-6-2-15-23. (In Russ.).

AuthorlD (RSCI): 650930 Correspondence address: bonid89@inbox.ru

For citations

NOVIKOV Sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor Philosophy, History, Theory of Economics and Law Department, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk. SPIN-code: 7226-1354

Novikov S. V. A neo-narodnik in the country building socialism. V. F. Koptev — pages of little-known fate // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2022. Vol. 7, no. 3. P. 99-105. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-3-99105.

Received April 14, 2022. © S. V. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.